Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РФ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС РФ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НГК / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ЧАСТИ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красивская В.Н.

В статье оценивается современное состояние нефтегазового комплекса Российской Федерации, выявляются блокирующие факторы инновационного развития. Рассматривается взаимодействие государства и нефтяной отрасли, а также роль государственной поддержки в развитии НГК. Для реализации обозначенных в статье задач предложены основные направления государственной политики в НГК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РФ»

УДК 330

В.Н. Красивская

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РФ

В статье оценивается современное состояние нефтегазового комплекса Российской Федерации, выявляются блокирующие факторы инновационного развития. Рассматривается взаимодействие государства и нефтяной отрасли, а также роль государственной поддержки в развитии НГК. Для реализации обозначенных в статье задач предложены основные направления государственной политики в НГК РФ.

Ключевые слова: нефтегазовый комплекс РФ, инновационный потенциал НГК, государственная научно-техническая политика в части развития нефтяной отрасли.

В сложившихся в настоящее время геополитических условиях России предстоит одновременное решение двух задач: преодоление экономического кризиса и переход от экспортно -сырьевой к инновационной модели экономического роста. Причем очевидно, что возможности и результативность решения первой задачи в значительной степени определяется тем, насколько быстро удастся осуществить переход к инновационной модели развития. В свою очередь, решение второй задачи зависит, во-первых, от уровня инновационной активности организаций, осуществляющих экономическую деятельность, эффективности их взаимодействия в точки зрения трансферта новых технологий, но и от того, насколько эффективной будет роль государства, в том числе, в области технологического развития российской экономики.

Это в полной мере относится к нефтегазовому комплексу (далее - НГК) как ключевому сектору российской экономики, стратегическая значимость которого состоит не только в обеспечении энергетической, но и экономической безопасности нашей страны. О значимости НГК страны для ее социально-экономического развития и геополитического статуса, необходимости его скорейшей модернизации писали В.Ю. Алекперов, Е.А. Телегина, А.А. Иголкин, М.В. Славкина, М.М. Козеняшева и другие известные эксперты.

Значение нефтегазового комплекса для экономического развития страны в сложившихся непростых как политических, так и экономических условиях, требует постоянного и тщательного анализа роли государства в развитии НГК и необходимых государственных мер в этой сфере.

НГК России обладает высоким инновационным потенциалом и при эффективном государственном регулировании способен стать одним из ведущих инновационных секторов экономики. Однако эксперты фиксируют наличие в самом НГК целого ряда проблем экономического, финансового, технологического и институционального характера. Среди них: устаревшее и изношенное оборудование предприятий, низкий объем финансирования НИОКР, низкоэффективные технологии и как следствие - низкий коэффициент извлечения нефти (25-35%) и качество ее переработки; сокращение объемов добычи на имеющихся месторождениях и необходимость освоения новых, находящихся, как правило, в труднодоступных районах со сложными условиями добычи, ухудшение качества запасов нефти, снижение объемов разведочного и эксплуатационного бурения, несовершенство законодательной базы и налогообложения, высокая зависимость от импорта, отсутствие развитой инновационной инфраструктуры - весь этот перечень свидетельствует о том, что сам НГК России остро нуждается в обновлении и модернизации, притоке новых технологий, в организационно-институциональных изменениях.

Между тем, уровень инновационной активности предприятий НГК остается невысоким, что не позволяет достичь требуемых масштабов модернизации как производственно-технологических, так и организационно-управленческих процессов. На сегодняшний день нет четко выстроенной, эффективно работающей цепочки «фундаментальные исследования - прикладные исследования - опытно-конструкторские работы - разработка - внедрение». Вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) осуществляют в лучшем случае три последних этапа, в худшем - закупают готовые технологии за рубежом и внедряют их в производство. На макроэкономическом уровне наблюдается незаинтересованность участников бизнеса в разработке национальных стандартов из-за несовершенства законодательной базы и налогообложения. Отсутствует целостная система взаимодействия науки и бизнеса, высококонкурентный внутренний рынок научно-технических услуг; развитая инновационная инфраструктура. Инструментарий управления реализацией инновационных проектов недостаточен, решения не яв-

© Красивская В.Н., 2016.

Вестник магистратуры. 2016. № 2 (53). Т. II.

ISSN 2223-4047

ляются комплексными и не учитывают множество факторов, влияющих на успех реализации проектов. Такой инструментарий нуждается в доработке, а инновационная и проектная деятельности компании - в обеспечении оборудованием, кадрами и финансовыми ресурсами.

Одной из основных проблем инновационного развития предприятий НГК является недостаток финансовых ресурсов. Радикальные нововведения требуют значительных и рискованных долгосрочных вложений, но потребность в них с учетом современного состояния большинства предприятий отрасли столь высока, что они не под силу даже крупным компаниям. В такой ситуации важное значение приобретает активная позиция государства и государственная помощь и поддержка.

Для решения задач инновационного развития предприятий НГК государство обладает двумя инструментами: государственное финансирование фундаментальных НИОКР и стимулирование инновационных проектов по разработке труднодоступных месторождений нефти и газа, коммерческая эксплуатация которых без инноваций невозможна [6]. Задачей государства является обеспечение реальной интеграции науки, образования и производства, создания условий для скорейшего внедрения современных технологий. Целесообразным можно считать предложение о «принуждении к инновациям» - требование от компаний обязательного отчисления определенного процента выручки от добычи в национальные научные учреждения. Такая практика используется в ряде стран с высокой долей концентрации собственности в рамках госкомпаний. В этом случае государство выступает заказчиком работ, формируя конкретные задачи с жесткими требованиями по срокам и ответственности исполнителей. Но это требует и более точного планирования НИОКР. Задача бизнеса - подстроиться под график мировых технологических преобразований. Задача государства - создать такую систему государственного регулирования (в том числе налогового), при которой у бизнеса появилась бы экономическая мотивация к реализации новых технологий в сроки, соответствующие «часам» технологических революций [4]. В числе используемых в других странах инструментов государственной поддержки НИОКР, которые могли бы быть использованы и в РФ: государственное финансирование; предоставление налоговых льгот и даже «налоговых каникул» предприятиям, осуществляющим НИОКР; кредиты под невысокие проценты; защита интеллектуальной собственности, которая в России развита совершенно в недостаточной степени. Приходится признать, что существует проблема недостаточной результативности вложений в НИОКР: по наиболее доступному и признанному индикатору патентной активности российские нефтегазовые компании на сегодняшний день значительно уступают своим зарубежным конкурентам.

Существующие трудности и проблемы развития инновационной деятельности и реализации инновационных проектов приводят к том, что российские компании по большей части ориентируются на решение краткосрочных задач, нацеленных на повышение операционной эффективности производства. Их инновационная деятельность практически не ориентирована на среднесрочную (нетрадиционные углеводороды) и долгосрочную перспективу (альтернативная энергетика). Тогда как инновационные стратегии зарубежных нефтегазовых компаний имеют перспективную направленность и сосредоточены на разработке нетрадиционных углеводородов и, особенно, на использовании возобновляемых источников энергии, так как «нефтяная эра заканчивается».

Необходимо разрабатывать долгосрочные стратегии и осуществлять системную работу, направленную на повышение технического уровня отрасли, полноценное использование механизмов технического регулирования и технологической экспертизы проектов.

Факторами риска, определяющими остроту состояния отрасли в настоящее время, являются не только ухудшение ценовой конъюнктуры на мировых рынках нефти и газа, введенные санкций США и стран ЕС, но и высокая степень зависимости отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК) от импортных технологий и оборудования. Невозможность создания собственных новых технологий последнего поколения может снизить конкурентоспособность российской экономики, повысить её уязвимость в условиях нарастающего геополитического соперничества и нарушить технологическую устойчивость НГК.

Технологическая устойчивость НГК России в настоящее время зависит не только от инновационной активности предприятий НГК, но и от их способности противостоять технологическим санкциям. Введение технологических санкций стимулировало разработку и принятие планов по импортозамеще-нию: в ноябре 2014 г. - «Плана мероприятий по снижению зависимости российского ТЭК от импорта оборудования, технических средств, комплектующих, услуг (работ) иностранных компаний и использования иностранного программного обеспечения», в 2015 г. - «Плана мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения Российской Федерации». Ожидается, что их реализация позволит снизить зависимость от импорта в нефтегазовом машиностроении с 60% до 43% к 2020 г. Срочные меры направлены на развитие технологий наклонно направленного бурения и гидравлического разрыва пласта. В 2018 г. предполагается создание технологий для разработки ТрИЗов, в 2020 г. - для осуществления шельфовых проектов [5].

В значительной степени технологическая устойчивость НГК РФ связана с эффективностью реализации заявленного курса по импортозамещению. В ряде компаний меры по импортозамещению планомерно осуществляются. «Газпром» создал департамент импортозамещения, а также разработал справочник импортозамещаемой продукции, где конкретно указывается, какую зарубежную технику можно заменить отечественной. Чтобы попасть в данный справочник, российские изделия проходят дополнительную экспертизу и подтверждают своё качество. Аналогичные усилия предпринимает «Роснефть». Отечественные машиностроительные предприятия постепенно начинают производить новую конкурентоспособную продукцию. Так, например, 1 июля 2015 г. был введён в эксплуатацию Угличский завод точного машиностроения. Инвестиции в данный проект составили около 500 млн рублей. Предприятие выпускает оборудование для газовой отрасли - автоматические газовые распределительные блоки, газомазутные и пылегазомазутные горелки [1]. В 2014 году ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» поделилось опытом применения российских аналогов импортного оборудования - ЦНСп (насос центробежный секционный) с оппозит-ным расположением рабочих колес. Благодаря установке расход электроэнергии снизился более чем на 6%, что позволило предприятию экономить до 1, 388 млн. руб. в год. Всего в 2014 г. на объектах ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» установлено два насоса ЦНСп российского производства [2]. По словам начальника отдела департамента государственной энергетической политики Минэнерго, И. Иванова инвестиции в импортозамещение оцениваются, предварительно, между 8 и 10 млрд рублей до 2020 г.

Таким образом, в принципиально новой для России геополитической ситуации и в условиях экономического кризиса важнейшими задачами как государственной экономической политики, так и всей государственной научно-технической политики в части развития нефтегазовой отрасли, эксперты считают необходимым признать: создание отечественных и адаптирование зарубежных технологий, обеспечивающих значительное снижение издержек производства по всей «цепочке» - добыча, подготовка, транспорт и распределение нефти и газа; создание в России совместными усилиями государства и нефтегазовых компаний принципиально новых малотоннажных нефтегазохимических технологий, ориентированных на комплексную переработку природных и попутных газов непосредственно в районах газо- и нефтедобычи; создание эффективных условий привлечения финансовых ресурсов к реализации инновационных проектов [3].

Для реализации этих задач основными направлениями государственной политики в НГК РФ должны стать: совершенствование нормативно-правовой базы развития нефтегазового комплекса в части повышения его инвестиционной привлекательности; импортозамещение; развитие интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза; развитие экономического и научно-технического сотрудничества в рамках БРИКС и с другими государствами, которые не поддержали западные санкции. Для российской нефтегазовой отрасли наступил этап, когда самый ценный ресурс - это новые идеи и нестандартные решения.

Библиографический список

1.Пусенкова Н. «Страна фьордов» научит нефть добывать // Нефть России. 2008. № 9. С.14-17.

2.Плакиткин. Правильно настроить «технологические часы» Прогнозирование долгосрочных тенденций инновационно-технологического развития ТЭК позволяет задать ориентиры развития российской энергетики/Нефть России. 2015. № 11-12. С. 4-9.

3.Поминова И. Тест на прочность // Нефть России. 2015. №11/12.С. 16.

4.Валентинов А. Третья беда России Повышение энергоэффективности и внедрение энергосберегающих технологий становятся основной движущей силой развития ТЭК Нефть России. 2015. № 11-12. С. 46

5.ЛУКОЙЛ внедряет импортозамещающие технологии в Пермском крае. 2014. [Электронный ресурс] http: // utimenews.org/ru/page/165342 (дата обращения 10.01.2016)

6.Мастепанов А. О современной геополитический ситуации в мире и ее влиянии на нефтяные цены. [Электронный ресурс]. http: // www.energystrategy.ru/ab_ins/source/Mastepanov_18.12.14.doc (дата обращения 15.01.2016)

КРАСИВСКАЯ ВАЛЕРИЯ НИКОЛАЕВНА - магистрант кафедры «Технологическое предпринимательство», Московский технологический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.