Научная статья на тему 'Государственное регулирование нефинансовой отчетности в России и мире'

Государственное регулирование нефинансовой отчетности в России и мире Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1099
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СТЕЙКХОЛДЕР / КОРПОРАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПУБЛИЧНОЙ НЕФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / STAKEHOLDERS / CORPORATE COMMUNICATIONS / NON-NANCIAL REPORTING / THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF PUBLIC NON-NANCIAL REPORTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербаченко Петр Сергеевич

Рассмотрен вопрос об основных направлениях развития нефинансовой отчетности в России и мире. Проанализирован выпуск нефинансовой отчетности в Российской Федерации. Уделено значительное внимание вопросам государственного регулирования нефинансовой отчетности в России. Представлена информация об этапах подготовки концепции развития публичной нефинансовой отчетности в России и применение Директивы Европейского Союза (далее ─ ЕС) о раскрытии нефинансовой информации в странах ЕС. Сделан вывод о необходимости доработки нормативно-правовых основ корпоративной социальной ответственности и акцентировано внимание на обучении специалистов в области подготовки нефинансовых отчетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щербаченко Петр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF NON-FINANCIAL REPORTING IN RUSSIA AND THE WORLD

The article deals with the main directions of development of non-nancial reporting in Russia and the world. The article contains an analysis of the issue of non-nancial reporting in the Russian Federation. The author gives considerable attention to the issues of state regulation of non-nancial reporting in Russia. Information is presented on the stages of preparation of the concept of the development of public non-nancial reporting in Russia and the application of the European Union (EU) Directive on the disclosure of non-nancial information in the countries of the EU. The conclusion is made that it is necessary to rene the regulatory and legal framework for corporate social responsibility and focuses on training specialists in the preparation of non-nancial reports.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование нефинансовой отчетности в России и мире»

УДК 005.3

JEL M14

Щербаченко Петр Сергеевич

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва e-mail: [email protected]

DOI10.26425/1816-42 77-2018-8-28-33

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ И МИРЕ

Аннотация. Рассмотрен вопрос об основных направлениях развития нефинансовой отчетности в России и мире. Проанализирован выпуск нефинансовой отчетности в Российской Федерации. Уделено значительное внимание вопросам государственного регулирования нефинансовой отчетности в России. Представлена информация об этапах подготовки концепции развития публичной нефинансовой отчетности в России и применение Директивы Европейского Союза (далее — ЕС) о раскрытии нефинансовой информации в странах ЕС. Сделан вывод о необходимости доработки нормативно-правовых основ корпоративной социальной ответственности и акцентировано внимание на обучении специалистов в области подготовки нефинансовых отчетов.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, стейкхолдер, корпоративная коммуникация, нефинансовая отчетность, концепция развития публичной нефинансовой отчетности.

Shcherbachenko Petr

Candidate of Economic Sciences, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

e-mail: [email protected]

STATE REGULATION OF NON-FINANCIAL REPORTING IN RUSSIA AND THE WORLD

Abstract. The article deals with the main directions of development of non-financial reporting in Russia and the world. The article contains an analysis of the issue of non-financial reporting in the Russian Federation. The author gives considerable attention to the issues of state regulation of non-financial reporting in Russia. Information is presented on the stages ofpreparation of the concept of the development of public non-financial reporting in Russia and the application of the European Union (EU) Directive on the disclosure of non-financial information in the countries of the EU. The conclusion is made that it is necessary to refine the regulatory and legal framework for corporate social responsibility and focuses on training specialists in the preparation of non-financial reports.

Keywords: corporate social responsibility, stakeholders, corporate communications, non-financial reporting, the concept of development ofpublic non-financial reporting.

Корпоративные коммуникации являются составляющей при построении системы управления в компании. Многие компании сегодня разрабатывают собственные корпоративные стратегии для построения системы взаимодействия с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами). Заинтересованные стороны - группы, организации и индивидуумы, которые влияют на компанию и от которых она зависит [6]. Система коммуникационного взаимодействия строится на основе индивидуальной работы со всеми стейкхолдерами. Коммуникативная стратегия представляет поэтапное предварительное планирование действий для установления необходимого уровня коммуникации. Коммуникационная стратегия представляет собой долгосрочный план социального взаимодействия.

Создание отчетности — часть ежедневной деятельности компании, для реализации которой необходимо большое количество вложений. Финансовый отчет - обязательный процесс для коммерческой компании, нефинансовый отчет является добровольной деятельностью компании, положительно влияющей на репутацию компании.

Нефинансовая отчетность — публичное предоставление информации о нефинансовых инициативах компании за предыдущий период с целью эффективного управления репутацией [7]. Нефинансовый отчет является коммуникационным инструментом по донесению нефинансовой информации о компании в современном бизнес-сообществе [4]. Для государства как заинтересованной стороны из нефинансовой отчетности важно получить информацию о средней зарплате в компании, кадровом потенциале, безопасности на производстве. Для персонала важна информация о системе стимулирования, реализации коллективного

© Щербаченко П.С., 2018

договора и молодежной политики компании. Для местного сообщества важна информация о социальных программах в регионе присутствия, включая программы по поддержке системы образования, спорта, культуры, досуга и коренных многочисленных народов региона.

Российские компании начали выпускать нефинансовые отчеты с 2001 г. В Российской Федерации (далее - РФ) Российский союз промышленников и предпринимателей (далее — РСПП) ведет Национальный Регистр корпоративных нефинансовых отчетов, который включает все нефинансовые отчеты компаний с 2001 г., представляя собой базу данных о нефинансовых инициативах российских компаний и иностранных компаний, зарегистрированных в соответствии с законодательством РФ [9].

В соответствии с данными РСПП на 09.07.2018 г. в Национальном Регистре зарегистрировано 173 компании, которые за 18 лет выпустили 852 нефинансовых отчета, включая 79 экологических (ЭО), 337 социальных (СО) и 285 в области устойчивого развития (ОУР), 151 интегрированных отчета (НО). Лидерами в области нефинансовой отчетности в РФ являются четыре отрасли, представленные на рисунке 1 и в таблице 1 [5; 8].

Таблица 1

Распределение отчетов по отраслевой принадлежности компаний (09.07.2018 г.)

Отраслевая принадлежность компаний Число компаний Количество отчетов

ио ОУР со эо итого

Нефтегазовая 20 4 101 9 39 153

Энергетика 42 75 51 45 5 176

Металлургическая и горнодобывающая 18 10 38 54 3 105

Финансы и страхование 18 5 21 64 0 90

ВСЕГО 173 151 285 337 79 852

Источники: [5; 9]

200

« к

х

и

150

100

т

I 50

Нефтегазовая Энергетика Металлургическая Финансы

и горнодобывающая и страхование

Отрасль

Число компаний

Количество отчетов

Источник: [4]

Рис. 1. Лидеры в области нефинансовой отчетности в Российской Федерации в 2018 г.

Необходимо отметить активный рост вовлечения российских компаний в процесс выпуска нефинансовых отчетов. Многие компании активно выпускают нефинансовую отчетность, о чем свидетельствует график, представленный на рисунке 2.

За 18 лет выпуска нефинансовой отчетности в России сильно изменилось отношение бизнес-сообщества к собственной корпоративной социальной ответственности. Сегодня еще преждевременно говорить, что раскрытие и предоставление информации обществу об экономических, экологических и социальных достижениях компаний, их помощи некоммерческим организациям и нуждающимся стало повсеместным правилом.

2004 2005 2006 2007 2009 2010 2011 2013 2015 2016 2018

Год

Источник: [4]

Рис. 2. Динамика вовлеченности отечественных компании в предоставление нефинансовых отчетов

Развитие корпоративной социальной ответственности в РФ следует по пути стран-лидеров в этой области, а так же через требование обязательного выпуска нефинансовых отчетов, зафиксированное в рамках Распоряжения Правительства РФ от 05.05.2017 г. № 876-р [3].

Проект Концепции развития публичной нефинансовой отчетности был разработан Министерством экономического развития России, которое в 2012 г. создало для этих целей межведомственную рабочую группу с участием представителей заинтересованных органов исполнительной власти, бизнеса, экспертных организаций. Концепция предполагает, что внедрение отчетности пройдет в четыре этапа: сначала должны отчитаться крупные госкорпорации, а после них - государственные и унитарные предприятия, располагающие активами свыше 3 млрд руб. На третьем этапе отчитаются государственные предприятия с активами свыше 1 млрд руб., на четвертом - крупные частные компании с активами более 15 млрд рубл.

К концу 2018 г. должно завершиться формирование нормативно-правовой базы корпоративной социальной ответственности (принятие федерального закона) и основы нефинансовой отчетности, а так же утверждение перечня отчитывающихся компаний. К 2020 г. должно быть предусмотрено составление индексов и рейтингов корпоративной социальной ответственности на основе открытых данных компаний, включая информацию об их нефинансовой отчетности. К 2022 г. предусматривается развитие отраслевых и дополнительных критериев оценки корпоративной социальной ответственности в компании. Все это будет способствовать увеличению количества отчитывающихся компаний до 500 к 2023 г.

Основные направления развития концепции публичной нефинансовой отчетности, представлены на рисунке 3.

Для завершения формирования нормативно-правовой базы в области корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности необходимо принятие Федерального закона РФ «О публичной нефинансовой отчетности», который был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Стимулирование российского бизнеса к повышению прозрачности результатов воздействия их деятельности на общество и окружающую среду, включая экономическую, экологическую и социальную составляющие

Расширение возможностей для объективной оценки на основе публичной нефинансовой отчетности вклада результатов деятельности российских организаций в общественное развитие

Содействие укреплению репутации российских организаций и повышению доверия к их деловой активности в Российской Федерации и за ее пределами

Систематизация процесса внедрения публичной нефинансовой отчетности в управленческую практику российских организаций

Повышение осведомленности широкого круга лиц о международных стандартах в сфере социальной ответственности, устойчивого развития и публичной нефинансовой отчетности, о значении публичной нефинансовой отчетности для отчитывающихся российских организаций и для их внешнего окружения

Составлено автором по материалам [1]

Рис. 3. Основные направления концепции развития публичной нефинансовой отчетности

Благодаря этому впервые будет законодательно определено понятие нефинансовой отчетности и социальной ответственности [2]:

1) публичная нефинансовая отчетность - совокупность сведений и показателей, отражающих стратегию, цели, подходы к управлению и результаты деятельности организации в части социальной ответственности и устойчивого развития;

2) социальная ответственность - ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду, которое:

- содействует устойчивому развитию;

- учитывает ожидания заинтересованных сторон;

- соответствует применяемому законодательству и согласуется с нормами международного права;

- интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях;

3) устойчивое развитие - развитие, которое удовлетворяет потребностям настоящего времени, не ставя под сомнение возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности. В качестве всеобъемлющей цели социальной ответственности организации следует рассматривать вклад в устойчивое развитие.

Основным проблемным звеном данного законопроекта является отсутствие четко определенных и прописанных перечня ключевых (базовых) показателей публичной нефинансовой отчетности.

Также необходимо отметить мировой тренд по развитию нефинансовой отчетности. Совет Европы 29.09.2014 г. официально одобрил Директиву по раскрытию нефинансовой информации (далее — Директива) [1]. Директива предполагает введение в законодательства стран — членов ЕС требований к компаниям раскрывать минимальный объем нефинансовой информации по обеспечению целостности окружающей среды и социальной защищенности работников, соблюдению прав человека, противодействию коррупции и др. Документ принят в мягкой формулировке («отчитывайся или объясняй»). До конца 2016 г. Страны — члены ЕС должны были внести соответствующие изменения в национальные законодательства и гармонизировать требования, касающиеся нефинансовой отчетности [1].

В Великобритании изменения внесены в точном соответствии с Директивой. Компании и организации с численностью сотрудников более 500 человек, чья деятельность затрагивает общественные интересы, должны предоставлять нефинансовую информацию в своих стратегических отчетах, включая охрану окружающей среды, управление персоналом, соблюдение прав человека и социальных прав, а также меры, предпринятые для предупреждения коррупции и взяточничества. Обязательным является ряд показателей, включая объемы выбросов парниковых газов, гендерное разнообразие совета директоров, топ-менеджмента и компании в целом. Правительство расширило перечень компаний, которые должны публиковать отчеты, внеся изменения в UK Companies Act 2006; изданы методические рекомендации по подготовке нефинансовой

отчетности [10]. Требования диверсифицированы для компаний различного размера и факта присутствия на финансовых рынках: так, информацию о рисках должны раскрывать все компании, но средние компании не обязаны анализировать нефинансовые KPI, а компании, имеющие листинг, обязаны представить в отчетах свою стратегию и бизнес-модель, а также данные по всем аспектам нефинансовой отчетности. Первые отчеты в соответствии с Директивой будут опубликованы в 2018 г.

В Италии компаниям предложено использовать в процессе отчетности любой международный стандарт или собственный, объяснив, почему возникла необходимость в его разработке. В содержательном плане отчет должен фокусироваться на использовании энергии из возобновляемых источников, гендерном равенстве, воздействиях производства продукции и услуг на здоровье и безопасность граждан. Также в Италии введено требование по обязательному аудиту нефинансовых отчетов профессиональными аудиторскими компаниями или компаниями, специально назначенными для проведения такой проверки. Аудиторское заключение должно быть представлено в национальную комиссию по компаниям и бирже (Consob), которая уполномочена осуществлять мониторинг.

В Словакии внесены изменения в национальное законодательство в соответствии с Директивой. Надзорным органом является налоговая инспекция. Штрафов за непредставление нефинансовой отчетности не предусмотрено.

В России государственная регламентация нефинансовой отчетности повышает ее статус и требует от компаний большего внимания и уровня знаний к реализации собственной корпоративной социальной ответственности. Таким образом, увеличится потребность в специалистах, которые разбираются в нефинансовой отчетности и готовы ее сформировать для компании.

Библиографический список

1. Директива ЕС о раскрытии нефинансовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://csrjournal. com/7857-prinyato-direktivu-es-o-raskrytii-nefinansovoy-informacii.html (дата обращения: 25.08.2018).

2. Проект Федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности» п. 1; п. 2, ст. 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://media.rspp.ru/document/1/1/0/107455ceaeabe24b68bda19afb80627e.pdf (дата обращения: 25.08.2018).

3. Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2017 г. № 876-р «О Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плане мероприятий по ее реализации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/27645/ (дата обращения: 25.08.2018).

4. Современные корпоративные стратегии и технологии в России: монография / коллектив авторов; под науч. ред. И. Ю. Беляевой, О. В. Даниловой. - М.: Финансовый университет, 2018. 458 с.

5. Феоктистова, Е. Н. и др. Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов: 2015-2016 годы выпуска / Е. Н. Феоктистова, Л. В. Аленичева, Е. И. Долгих, Г. А. Копылова, М. Н. Озерянская, Н. В. Хонякова. - М.: РСПП, 2017. 136 с.

6. Феоктистова, Е. Н. и др. Российский бизнес и Цели устойчивого развития. Сборник корпоративных практик / Е. Н. Феоктистова, Г. А. Копылова, М. Н. Озерянская, М. В. Москвина, Н. И. Хофманн, Д. Р. Пуртова. - РСПП, Москва, 2018 г. - 200 с.

7. Щербаченко, П. С. Нефинансовая отчетность: современное состояние и перспективы развития // Современные корпоративные стратегии и управленческие технологии в России: сборник научных трудов, вып. 9. - Москва, 2014. - С. 141-146.

8. Исследование КПМГ по подготовке отчетности в области корпоративной социальной ответственности 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/ru/pdf/2018/06/ru-ru-kpmg-survey-of-corporate-responsibility-reporting-2017.pdf (дата обращения: 25.08.2018).

9. Национальный Регистр и Библиотека корпоративных нефинансовых отчетов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rspp.ru/simplepage/157 (дата обращения: 25.08.2018).

10. Guidance on the Strategic Report and Corporate Governance Code requirements for disclosure of principal risks and uncertainties and a viability statement [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.frc.org.uk/getattachment/fb05dd7b-c76c-424e-9daf-4293c9fa2d6a/Guidance-on-the-Strategic-Report-31-7-18.pdf (дата обращения: 05.07.2018).

References

1. Direktiva EU o raskrytii nefinansovoj informacii [Directive of the European Parliament and the Council 2014/95/EU on the disclosure of non-financial information]. Available at: http://csrjournal.com/7857-prinyato-direktivu-es-o-raskrytii-nefinanso-voy-informacii.html (accessed 25.08.2018).

2. Proekt Federalnogo zakona o publichnoj nefinansovoj otchetnosti punkt 1 punkt 2 statya 3 [Draft federal law «On public non-financial reporting» Item 1, paragraph 2 Article 3]. Available at: http://media.rspp.ru/document/1/1/0/107455ceaea-be24b68bda19afb80627e.pdf (accessed 25.08.2018).

3. Rasporyazhenie pravitelstva RF ot 5 maya 2017 № 876-r «O koncepcii razvitiya publichnoj nefinansovoj otchetnosti i plane meropriyatij po ee realizacii» [Ordinance of the Government of the Russian Federation dated May 5, 2017 № 876-r «On the Concept of the Development of Public Non-Financial Reporting and the Plan of Measures for its Implementation»]. Available at: http://government.ru/docs/27645/ (accessed 25.08.2018).

4. Sovremennye korporativnye strategii i tekhnologii v Rossii [Modern corporate strategies and technologies in Russia: monograph] / team of authors; under the scientific. Ed. I. Yu. Belyaeva, O. V. Danilova. Moscow: Financial University, 2018. 458 p.

5. Feoktistova E. N. et al. Analiticheskij obzor korporativnyh nefinansovyh otchyotov: 2015-2016 gody vypuska [Analytical review of corporate non-financial reports: 2015-2016 years of release]. E. N. Feoktistova, L. V Alenicheva, E. I. Dolgikh, G. A. Ko-pylova, M. N. Ozeryanskaya, N. V Khonyakova. M.: RSPP, 2017. 136 p.

6. Feoktistova E. N. et al. Rossijskij biznes i Celi ustojchivogo razvitiya. Sbornik korporativnyh praktik [Russian Business and the Goals of Sustainable Development. Compendium of corporate practices] / E. N. Feoktistova, G. A. Kopylova, M. N. Ozeryanskaya, M. V. Moskvina, N. I. Hofmann, D. R. Purtova. RSPP, Moscow, 2018. 200 p.

7. Shcherbachenko P. S. Nefinansovaya otchetnost sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [Non-financial reporting: the current state and development prospects] // Modern corporate strategies and management technologies in Russia: a collection of scientific papers. 2014, I. 9: at 3 pm Moscow, pp. 141-146.

8. Issledovanie KPMG po podgotovke otchetnosti v oblasti korporativnoj social'noj otvetstvennosti 2017 [KPMG study on the preparation of corporate social responsibility reporting in 2017]. Available at: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/en/ pdf/2018/06/en-us-kpmg-survey-of-corporate-responsibility-reporting-2017.pdf (accessed 25.08.2018).

9. Nacionalnyj registr i biblioteka korporativnyh nefinansovyh otchetov [National Register and Library of corporate non-financial reports]. Available at: http://rspp.ru/simplepage/157 (accessed 25.08.2018).

10. Guidance on the Strategic Report and Corporate Governance Code requirements for disclosure of principal risks and uncertainties and a viability statement. - Available at: https://www.frc.org.uk/getattachment/fb05dd7b-c76c-424e-9daf-4293c9fa2d6a/ Guidance-on-the-Strategic-Report-31-7-18.pdf (accessed 05.07.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.