УДК 334.7 С.Г. ШЕ
ББК 65.305.08 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ ПОДДЕРЖКИ КООПЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЫБНОМ ХОЗЯЙСТВЕ ПРИБРЕЖНОГО РЕГИОНА
Целью данного исследования является разработка методики по совершенствованию государственного регулирования малого предпринимательства в рыбном хозяйстве прибрежного региона. Приведена характеристика особенностей отраслевого управления. Предлагается усовершенствование государственного регулирования малого предпринимательства на основе поддержки кооперативных отношений в рыболовстве. Полученные результаты имеют практическую значимость для развития малого бизнеса в рыбном хозяйстве прибрежных регионов.
Ключевые слова: государственное регулирование, малое предпринимательство, кооператив, рыбное хозяйство прибрежного региона.
Первый опыт по созданию коллективных артелей на Дальнем Востоке известен еще с 90-х гг. XIX в. В это время почти все группы населения побережья были втянуты в рыболовство. С 1926 г. крестьянское население получало особые рыбопромысловые «крестьянские участки», сдаваемые ему в аренду государством без торгов на льготных условиях — на срок от года до трех лет за пониженную арендную плату. По мере восстановления народного хозяйства и укрепления кооперативных отношений в регионе стали формироваться специальные союзы, регулировавшие производство, а также сбыт рыбных товаров артелей. В октябре 1927 г. в состав Приморского промыслового союза вошло 126 артелей и товариществ, из которых 66 было крестьянскими, а 40 — организовано городским безработным населением. «Примпромрыбаксоюз» стал представлять собой мощное кооперативное объединение на Дальнем Востоке. Его артели эксплуатировали 157 береговых рыболовных участков, или 43% их количества в крае. В период НЭПа государство направляло деятельность рыболовецкой кооперации на увеличение общей добычи и производства рыбопродукции1.
Во всем мире существует международная практика государственной поддержки
прибрежных общин, жизнеобеспечение которых традиционно связано с промыслом рыбы. К сожалению, в отечественном рыбном хозяйстве опыт по созданию кооперации игнорируется и во многом забыт.
В реализации государственной политики в рыбном хозяйстве активное участие, по нашему мнению, должны принимать не только ассоциации рыбопромышленников, но и некоммерческие организации малого предпринимательства. Данное утверждение основывается на том, что, по сложившейся практике, большинство вопросов, связанных со стратегией развития рыбохозяйственной отрасли в прибрежных регионах, распределением квот и лимитов на вылов биоресурсов, выделением субсидий на развитие флота, а также производства в отрасли, решается на региональных рыбохозяйственных советах. В этих органах представлены в основном руководители крупных рыбопромышленных предприятий и ассоциаций, занимающие весьма важное положение в регионе и никоим образом не заинтересованные в ущемлении своих частных и корпоративных интересов за счет создания каких-либо конкурентных структур. Что же касается организаций малого и среднего предпринимательства, то они в этих органах представлены очень
© С.Г. Ше, 2009
С.Г. ШЕ
незначительно, хотя, например, из 637 организаций и предприятий рыбного хозяйства Сахалинской области 543 единицы являются малыми предприятиями2.
Институциональные формы объединений хозяйствующих субъектов прибрежного рыболовства могут существенно различаться между собой в зависимости от характера решаемых задач и ситуации, сложившейся к настоящему времени в прибрежных регионах. Первой формой объединения является ассоциация.
Ассоциации могут формироваться как по административно-территориальному принципу, так и с учетом используемых способов и орудий рыболовства. Ассоциация представляет собой добровольное объединение полностью самостоятельных производителей с целью совместного решения определенного ряда вопросов. Однако существующие ассоциации рыбопромышленников преимущественно заняты решением узких конкретных задач и не участвуют в управлении рыбохозяйственным комплексом.
Весьма перспективной институциональной формой развития прибрежного рыболовства выступают рыбколхозы — предприятия, которые занимались прибрежным промыслом даже в период повальной ориентации на океаническое рыболовство. Между тем для реализации этой перспективы необходимым условием является серьезная демократизация системы управления рыбколхозов и реальное обеспечение защиты имущественных прав их членов.
Вызывает сомнение утверждение специалистов Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии о том, что нежелательно развитие малого бизнеса на базе крупных рыбохозяйственных предприятий (в особенности оставшихся с доперестроечного периода). Как правило, данные предприятия не могут решить свои проблемы за счет выделяемых средств и ресурсов для развития прибрежного рыболовства3. В контексте данного подхода делается весьма спорный, на наш взгляд, вывод о том, что при любых формах институциональной организации прибрежного рыболовства создание объединений на основе большого количества мелких хозяйствующих субъектов лишено перспектив развития.
Эффективную форму организации малого бизнеса, по нашему мнению, представляет собой объединение субъектов малого предпринимательства на базе производственных рыболовецких кооперативов. Целью государственной политики по развитию малого предпринимательства в рыбном хозяйстве прибрежных регионов должно являться увеличение объемов добычи водных биоресурсов, повышение уровня занятости и доходов населения прибрежных регионов путем обеспечения малому бизнесу доступа к прибрежному рыболовству за счет организации производственных рыболовецких кооперативов.
Принципиальным моментом нашего подхода является то, что в лице кооперативных организаций рыбного хозяйства государство получает уже сформированный социальноэкономический институт, посредством которого государственные органы управления могут проводить социальную политику в прибрежных регионах.
Основные задачи, позволяющие реализовать поставленную цель, заключаются в том, чтобы:
- осуществить государственную поддержку формирования трехзвенной структуры рыбацких кооперативов: рыбацкий коопе-ратив-региональный кооперативный союз рыбаков-центральный союз рыбацких коо-перативов4;
- усовершенствовать нормативно-правовую базу в части формирования рыбацких кооперативов в рыбном хозяйстве, принять Закон об аквакультуре;
- разработать целевую программу развития рыбацких кооперативов в прибрежных регионах;
- сформировать благоприятные условия для развития рыбацких кооперативов в рыбном хозяйстве прибрежных регионов.
Предлагаемая организационная структура системы государственного управления рыбохозяйственным комплексом в прибрежном регионе примет вид, показанный на рис. 1.
На рис. 2 приведена схема управления кооперативным сектором в рыбном хозяйстве как трехуровневая структура (федеральный, региональный, муниципальный уровни). На каждом уровне модель управления имеет свои задачи и методы управления. Чем ниже
Известия ИГЭА. 2009. № 2 (64)
иерархический уровень управления кооперативным сектором, тем конкретнее работа с первичными рыбацкими кооперативами. Верхние уровни способствуют работе нижнего звена структуры.
Региональные союзы рыбацких кооперативов на федеральном уровне должны быть объединены в Центральный союз рыбацких кооперативов, задачей которого является обмен опытом, консультирование по вопросам кооперации в рыбохозяйственной деятельности и представление интересов всех ветвей кооперативного сектора рыбохозяйственного комплекса перед законодательными органами и общественностью.
На региональном уровне союзы рыбацких кооперативов оказывают поддержку
вступившим в них рыбацким кооперативам и консультируют их в области права, экономики, информационных и отраслевых технологий. Они занимаются проверкой деятельности кооперативов и предлагают им в связи с этим ряд услуг как современные консалтинговые предприятия.
На местном уровне рыболовецкие кооперативы объединяют рыбаков, а также тех, кто занимается не только переработкой и хранением рыбопродукции до поступления ее в магазины, но и разведением рыбы. Многие рыболовецкие кооперативы участвуют также в разработке долговременной стратегии развития рыболовства в прибрежных водах, причем с учетом как экономической выгоды, так и экологической целесообразности.
Государственное управление
Государственный комитет рыболовства России Департамент по рыболовству Сахалинской области Сахалинский рыбохозяйственный совет
Формы и субъекты управления рыбохозяйственным комплексом прибрежного региона
Негосударственное (общественное) управление
Ассоциация рыбопромышленников Сахалина
Интегрированные структуры (холдинги, ФПГ и т.п.)
Региональный кооперативный рыболовецкий союз (малое предпринимательство, малые формы рыбохозяйственной деятельности)
Прочие НКО
Рис. 1. Формы и субъекты управления рыбохозяйственным комплексом прибрежного региона
венном комплексе
Рис. 2. Трехзвенная модель управления кооперативным сектором в рыбном хозяйстве
Известия ИГЭА 2009. № 2 (64)
Т.В. СУХОДОЕВА
В заключение следует отметить, что в основе развития кооперативного сектора должна лежать государственная поддержка субъектов малого предпринимательства, которые достаточно адекватно выстраивают свои бизнес-процессы в условиях социально-экономических кризисов. Так, из отечественного и зарубежного опыта следует, что решению продовольственной проблемы весьма эффективно способствует деятельность рыбацких кооперативов, добывающих водные биологические ресурсы, производящих рыбопродукцию и осуществляющих рыбоводство в прибрежных регионах.
В результате проведения государственной политики по организации рыбацких кооперативов в прибрежных регионах повысится роль малого предпринимательства, возрас-
тет доверие населения к государственному регулированию рыбного хозяйства, усилятся темпы экономического роста, поскольку он будет обеспечиваться тесными взаимоотношениями государства, бизнеса и общества.
Примечания
’ Мандрик А.Т. Рыбная промышленность Приморья в период новой экономической политики (октябрь 1922-1926 гг.) // http://www.fegi.ru/ primorye/fish/.
2 Рыболовство на Сахалине: 2000-2006 гг.: ана-лит. зап. Южно-Сахалинск, 2007.
3 Концепция развития прибрежного рыболовства в Российской Федерации: (проект). 2-е изд., пере-раб. и доп. М., 2004.
4 Блажко Б. Дайте рыбаку удочку. Он сам наловит рыбу // http://council.gov.ru/files/journalsf/ itemZ20061012122643.pdf.
УДК 338.23:364(571.53) Т.В. СУХОДОЕВА
ББК 65.050.23 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раскрыта проблема финансового дефицита в отраслях социальной сферы муниципального образования, представлена методика оптимизации обеспечения социально-бытовых потребностей населения муниципального образования на основе линейной оптимизационной модели, рассмотрена схема движения финансовых ресурсов социальной сферы.
Ключевые слова: муниципальное образование, социальная сфера, обеспечение социально-бытовых потребностей населения.
В настоящее время города являются важной составляющей системы административного территориального устройства государства. Муниципальные образования берут на себя обязанность по предоставлению общественно важных социальных услуг своему населению в соответствии с принятыми конституционными гарантиями. Современный город представляет собой единый хозяйственный комплекс, функционирующий и развивающийся в системе жестких ресурсных ограничений. Результативное управление сферой социальных услуг в такой ситуации
возможно только при условии организации эффективного их использования. Когда объем спроса на ресурсы превышает их предложение, проблемы ресурсного обеспечения являются настолько очевидными, что должны обязательно учитываться при принятии управленческих решений.
Задачи эффективного распределения ограниченных ресурсов решаются в различных экономических ситуациях. Однако их актуальность возрастает в ситуации избыточного спроса на денежные средства всех социально значимых отраслей муниципального
© Т.В. Суходоева, 2009