Научная статья на тему 'Государственное регулирование как условие реализации стратегического плана диверсификации предпринимательской деятельности'

Государственное регулирование как условие реализации стратегического плана диверсификации предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
738
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ / STATE REGULATION / STRATEGIC PLAN / ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY / DIVERSIFICATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селезнева Ольга Вячеславовна

Государственное регулирование рассматривается как условие реализации стратегического плана диверсификации предпринимательской деятельности с учетом отраслевой специфики. Предложена концепция диверсификации предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Селезнева Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION AS CONDITION OF REALIZATION OF STRATEGIC PLAN OF ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY DIVERSIFICATION

State regulation is considered as realization condition of strategic plan of entrepreneurship activity diversification taking into account branch specifics. The conception of entrepreneurship activity diversification is offered.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование как условие реализации стратегического плана диверсификации предпринимательской деятельности»

рий: монография / под общ. ред. Т.Н. Толстых Тамбов, 2010. Поступила в редакцию 12.02.2013 г.

4. Гражданский кодекс РФ. М., 2004. Ч. 1. Ст. 2.

UDC 330.190.2

STRATEGIC PLANNING OF DIVERSIFICATION OF ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY AS DEVELOPMENT STRATEGY

Olga Vyacheslavovna SELEZNYOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Finances and Bank Business Department, e-mail: [email protected]

Tatyana Nikolayevna TOLSTYKH, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Professor of Finances and Bank Business Department, e-mail: [email protected]

Strategic planning as diversification of entrepreneurship activity is considered as development strategy of entrepreneurship culture. The strategies for different schools of strategic management are analyzed.

Key words: strategic planning; diversification; entrepreneurship activity.

УДК 330.190.2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Ольга Вячеславовна СЕЛЕЗНЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра финансов и банковского дела,

e-mail: [email protected]

Г осударственное регулирование рассматривается как условие реализации стратегического плана диверсификации предпринимательской деятельности с учетом отраслевой специфики. Предложена концепция диверсификации предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: государственное регулирование; стратегический план; предпринимательская деятельность; концепция диверсификации.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности является важнейшим условием реализации стратегии диверсификации предпринимательской

структуры, поскольку деятельность возможна лишь в рамках правового поля, определенного государством, т. е. в рамках государственного регулирования предпринимательской деятельности. Различные отрасли предпринимательства имеют свою специфику деятельности, особенности которой и учитываются при стратегическом планировании.

Под государственным регулированием экономики здесь будем понимать деятельность государства в лице государственных органов на экономические объекты, процессы и участвующих в них лиц. Эта деятельность осуществляется для придания процессам организационного характера, для упорядочения действий экономических субъектов,

обеспечения соблюдения законов отстаивать государственные и общественные интересы [1].

Объектами государственного регулирования экономики являются различные сферы деятельности, отрасли, явления и ситуации, условия социально-экономической жизни государства. Возникают трудности, проблемы, которые не могут быть решены автоматически. Снятие этих проблем необходимо для бесперебойного функционирования экономики и поддержания социальной стабильности в обществе [2].

В качестве примера рассмотрим влияние государственного регулирования диверсификации предпринимательской деятельности в страховом предпринимательстве.

Страховые предпринимательские структуры выполняют особые функции в жизни страны и граждан, поэтому деятельность

страховых организаций подлежит жесткому государственному регулированию.

Регулирующая функция государства в сфере диверсификации страховой деятельности страховых предпринимательских структур может проявляться в следующих основных формах:

- принятие законов, которые регулируют функционирование страховых предпринимательских структур;

- установление обязательных видов страхования на рынке страховых услуг в интересах как общества, так и отдельных категорий граждан;

- проведение специальной налоговой политики;

- установление различного рода льгот страховым предпринимательским структурам;

- создание правового механизма, который обеспечивал бы надзор за функционированием субъектов страхового предпринимательства.

По мере развития экономических процессов и по ходу реформирования рыночных институтов страховое предпринимательство становится интересным для региона и государства в целом, не только как защита от рисков, от разрушительных последствий их материализации, но одновременно и как объект инвестиций, и как источник капитала. Объем страховой премии, аккумулируемой страховщиками, растет высокими темпами на протяжении последних нескольких лет. Поскольку уровень убыточности при этом остается на прежней отметке в распоряжении страховщиков остаются значительные средства, которые могут быть направлены и для повышения уровня капитализации, и для развертывания операций на новых для себя направлениях, и для наращивания резервов.

Регулирующая функция государства по обеспечению страховой предпринимательской деятельности возложена на специальную структуру - государственный страховой надзор (Росстрахнадзор).

В настоящее время правовой статус Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью регулируется Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330.

По нашему мнению, целями политики государства в сфере регулирования страхового предпринимательства, способствующей

стратегии диверсификации деятельности сегодня должны выступить следующие:

- переход к страховым механизмам возмещения ущерба физическим и юридическим лицам в результате возникновения природных катаклизмов и технологических катастроф в противовес бюджетным способам;

- приобретение страховщиками статуса внутренних инвесторов в экономике страны.

Для достижения указанных целей необходимо определить, поставить и решить, прежде всего, такие задачи, как:

- совершенствование взаимодействия государственных органов власти со страховыми предпринимательскими структурами;

- разработка и эффективная реализация концепций и программ диверсификации деятельности при поддержке органов власти различных уровней;

- функционирование и развитие инфраструктуры страховых предпринимательских структур (институт страховых брокеров, институт аварийных комиссаров и т. д.);

- совершенствование контроля в рамках соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и проведении тендеров по выбору страховщика за счет бюджетных средств.

С целью проектирования, разработки и реализации целевой государственной политики в сфере страхового предпринимательства требуется новый по качеству уровень взаимодействия органов государственной власти и страхового предпринимательства.

Основными направлениями взаимодействия являются:

- разработка принципов, на основе которых будет осуществляться сотрудничество между страховыми предпринимательскими структурами и органами власти;

- обеспечение необходимой прозрачности средств бюджетов различных уровней, которые направляются на страхование;

- разработка нормативно-правовых актов, законодательных актов, социально значимых государственных программ развития.

Страховое предпринимательство является элементом социальной стабильности, обеспечивает снижение нагрузки на бюджет и представляет собой потенциальный источник инвестиций в экономику и государства, и отдельного региона.

Выделенные основные противоречия определяют специфику диверсификации предпринимательской деятельности в страховании в условиях государственного регулирования и определяют основные принципы государственной политики.

Целью проводимой политики являются благоприятные и равноправные условия для эффективной реализации стратегии диверсификации предпринимательской деятельности.

Страховые предпринимательские структуры занимают особое место в формировании инвестиционной политики. Это определяется потенциальными возможностями страхового предпринимательства при диверсификации деятельности. Поэтому необходима соответствующая политика в отношении страхового предпринимательства.

Исправить ситуацию в страховом предпринимательстве возможно путем:

- создания стабильных внешних условий;

- проведения маркетинговой стратегии со стороны страховых предпринимательских структур для разработки таких страховых услуг, которые бы удовлетворяли индивидуальные потребности населения по определенному виду страхования;

- страховые предпринимательские структуры должны предпринять все необходимые меры по его продвижению и распространению этой отрасли страхования на отдельной территории;

- страховым предпринимательским структурам необходимо быстро адаптироваться, приспосабливаться к рыночной конъюнктуре и гибко реагировать на меняющиеся потребительские требования на страховом рынке.

Кроме возможностей страхования как важного источника инвестиционных ресурсов, в формировании политики государства немаловажное значение имеет и использование механизма страхования для защиты имущественных интересов потенциальных инвесторов.

Однако уже сейчас ясно, что роль государственного регулирования как фактора внешней среды при диверсификации предпринимательской деятельности сдерживает ограниченная законодательная и нормативноправовая база на различных уровнях власти. Нет определения понятия диверсификации, ее целей, путей и механизмов проведения.

Не прописаны ответственность государства и предпринимательской структуры при проведении диверсификации, процедура и меры государственной поддержки диверсифицируемой предпринимательской деятельности и структуры, например, налоговые льготы: освобождение от налога на прибыль и добавленную стоимость на год, как минимум, с обязательным использованием полученных средств на развитие компании; предоставление льготных кредитов, реструктуризация долгов, пеней, штрафов, индексация задолженностей, стимулирование и др.

Не ужесточены санкции к недобросовестным участникам страховых взаимоотношений, а они необходимы, вплоть до лишения лицензии. Не определена ответственность за убытки, причиненные участниками страховых взаимоотношений. Не названы основные критерии оценки эффективности диверсификации страховых компаний, предприятий.

Было бы целесообразным определять диверсификацию на уровне перспективных целевых федеральных концепций и программ развития страхового предпринимательства в качестве приоритетного направления.

Для того чтобы разработать такую Программу, нужно составить научно-обоснованный экономический прогноз.

В условиях нынешней нестабильности, мирового и национального кризиса, целесообразно разрабатывать краткосрочные прогнозы на 2-3 года. Результаты прогнозов создают, с одной стороны, основу для выработки экономической политики в этой сфере со стороны органов власти и обоснования управленческих решений по вопросам стратегии диверсификации страховых компаний. С другой - они позволяют сравнить полученные результаты с ожидаемыми показателями, внести коррективы, своевременно принять меры по выявлению и изысканию резервов.

Под концепцией здесь будем понимать:

- идеи, способствующие диверсификации страховой предпринимательской деятельности;

- стратегию диверсификации страховой предпринимательской деятельности;

- единую система действий всех заинтересованных в диверсификации деятельности страховых предпринимательских струк-

тур, включающую законодательное, административное и организационное обеспечение, государственное регулирование.

Алгоритм разработки концепции стратегии диверсификации страховой предпринимательской деятельности заключается в следующем:

1) определение целей, задач и перспектив развития, которые утверждаются органами власти. На данном этапе необходимо учитывать следующее. Развитие страховых отношений должно отвечать, прежде всего, интересам страхователей, для которых организуется страховая защита. Следующий уровень приоритетов включает интересы государства, в частности конкретного субъекта федерации. Интересы страховых организаций обеспечиваются с учетом реальных задач предыдущих уровней.

Стратегия диверсификации деятельности страховых предпринимательских структур направлена на более полное использование его возможностей для обеспечения социально-экономической стабильности общества, защиты благосостояния граждан и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов, привлечение страхового сектора к участию в инвестиционных программах. Конечной целью должно стать последовательное превращение страхового предпринимательства в один из важнейших финансовых институтов рыночной экономики.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

- совершенствование взаимодействия органов государственной власти различных уровней (региона, в первую очередь) со страховыми предпринимательскими структурами;

- разработка и реализация программ диверсификации деятельности страховых предпринимательских структур при поддержке органов власти различных уровней;

- развитие и дальнейшее совершенствование инфраструктуры страхового предпринимательства (институт страховых брокеров, институт аварийных комиссаров, институт урегулирования убытков и претензий и т. д.);

- совершенствование контроля за безусловным соблюдением антимонопольного законодательства в предпринимательской деятельности страховых организаций, законодательства о рекламе и проведении тенде-

ров по выбору страховщика за счет бюджетных средств;

- стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;

- повышение капитализации рынка страховых услуг;

- совершенствование системы противодействия страховому мошенничеству;

- создание эффективной системы переобучения и повышения квалификации кадров страховых компаний;

- повышение страховой культуры населения посредством целенаправленной работы со средствами массовой информации;

2) разработка плана и программы управления диверсификацией деятельности страховых предпринимательских структур, в которых отражены основные положения концепции и в которые включены комплекс мероприятий, определенных по срокам и исполнителям. Основные мероприятия программы касаются следующих направлений деятельности:

- мониторинг состояния предпринимательской деятельности страховых организаций;

- продвижение новых страховых продуктов, дифференцированно учитывающих интересы различных категорий страхователей;

- формирование страховой культуры населения с привлечением средств массовой информации;

- использование инвестиционных ресурсов страховых компаний в проектах (в т. ч. региональных) с учетом требований, предъявляемых к инвестиционной деятельности органами страхового надзора;

- рациональное использование средств, направляемых на предупредительные мероприятия, для решения важнейших задач, связанных со снижением риска в отдельных видах предпринимательской страховой деятельности;

- увеличение капитализации страховых компаний и контроль за концентрацией капитала на рынке страховых услуг согласно действующему законодательству;

3) разработка механизма управления диверсификацией деятельности страховых предпринимательских структур как системы конкретных организационных средств, определение инструментов, при помощи которых

осуществляется государственное регулирование.

Инструменты государственного регулирования диверсификации страховой предпринимательской деятельности зависят от поставленных целей и могут быть систематизированы следующим образом (табл. 1) [3].

Критериями выполнения поставленных целей являются:

- количество заключенных договоров страхования и его изменение относительно предыдущего периода, динамика поступлений страховых взносов страховых компаний, их доля в валовом продукте;

- динамика страховых выплат, соотношение поступивших страховых взносов и выплаченных страховых возмещений, оперативность осуществления страховых выплат;

- величина страховых резервов и собственных средств страховых организаций на финансирование инвестиционных проектов;

- соотношение активов и обязательств страховых организаций, их платежеспособность и финансовая устойчивость.

Реализация задач, заложенных в концепции диверсификации страховой деятельности, предусматривает, в первую очередь, разработку единого проекта диверсификации страховой деятельности предпринимательских структур.

В рамках данного проекта предусматривается принятие единых направлений диверсификации страховой деятельности, выработка общих принципов и типовых программ.

Основные направления единой программы диверсификации страховой предпринимательской деятельности включают:

- страхование жилого и нежилого фонда;

- развитие страхования в системе ипотечного жилищного кредитования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Инструменты государственного регулирования диверсификации страховой деятельности

Цели регулирования Инструменты регулирования

1. Содействие развитию экономики - принципы налогообложения - правила инвестирования средств страховых резервов - введение обязательных видов страхования

2. Обеспечение справедливости и доступности страхового продукта и услуг - регулирование страховых тарифов - регулирование содержания и формы договоров страхования - контроль за соответствием применяемых тарифных ставок - требования к публикации информации - ограничение расходов на ведение страховых операций - регулирование рыночного поведения - контроль за соблюдением законодательства о рекламе - контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

3. Поддержание платежеспособности и надежности страховых компаний - требования к минимальной величине уставного капитала - разделение операций по страхованию жизни и иным видам страхования - правила соответствия активов принятым обязательствам - правила формирования страховых резервов - правила размещения страховых резервов - норматив максимальной ответственности за принятие на страхование отдельного риска - обязательный аудит финансовой отчетности - квалификационные требования к руководству страховой компании

4. Поддержка национальных страховых компаний - правила лицензирования страховых компаний - правила участия иностранного капитала - правила работы компаний с участием иностранного капитала

5. Стабильность - правила лицензирования страховых компаний - требования к обязательному представлению и опубликованию отчетности - контроль за соблюдением законодательства - сбор, обработка и опубликование информации о развитии страхового предпринимательства

- развитие комплексного экологического страхования;

- страхование иных видов гражданской ответственности;

- развитие медицинского страхования;

- развитие накопительного страхования жизни.

При разработке концепции диверсификации страховой деятельности принимается во внимание тот факт, что возможности законодательного введения новых видов обязательного страхования, о необходимости которых часто говорится в настоящее время, в нашей стране весьма ограничены. Введение новых видов обязательного страхования неизбежно, прямо или косвенно, приведет к дополнительной финансовой нагрузке, в т. ч. и на недостаточно платежеспособные предприятия и население с низким уровнем доходов. В целом стремление увеличить количество страхователей за счет законодательного введения новых видов обязательного страхования представляет собой административный путь расширения страхового предпринимательства. Отметим, что развитая система обязательного страхования характерна либо для экономически развитых стран, либо для стран с очень большой долей участия государства в экономике.

Результатом реализации предложенных программ должно выступить дальнейшее развитие страховых предпринимательских структур. Увеличение объема собранных страховых премий позволит страховщикам аккумулировать дополнительные финансовые средства, которые послужат источником

инвестиционных ресурсов, направляемых в экономику.

Рост информированности потенциальных страхователей о деятельности

субъектов на рынке страховых услуг, постепенное повышение уровня страховой культуры населения, руководителей предприятий и организаций будет способствовать росту объема финансовых средств в предпринимательской деятельности в страховании и предоставлению более широкому кругу граждан и юридических лиц страховой защиты. Предполагается более активное участие страховых компаний в процессах формирования благоприятного инвестиционного климата, рост качества предоставляемых страховых услуг и их разнообразие путем диверсификации деятельности страховых предпринимательских структур.

1. НагамоваМ.С., Толстых Т.Н. Стратегическое планирование предпринимательской деятельности электросетевой компании в условиях изменения государственного регулирования: концепция, методика, инструментарий: монография / под общ. ред. Т.Н. Толстых. Тамбов, 2010.

2. Толстых Т.Н., Богомолова Е.В. Проблемы и перспективы развития корпораций в современной России: монография. Тамбов, 2009.

3. Толстых М.С., Мерзликина О.В. Научно-теоретические аспекты формирования конкурентной стратегии и тактики организаций // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 1 (57).

Поступила в редакцию 12.02.2013 г.

UDC 330.190.2

STATE REGULATION AS CONDITION OF REALIZATION OF STRATEGIC PLAN OF ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY DIVERSIFICATION

Olga Vyacheslavovna SELEZNYOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Finances and Bank Business Department, e-mail: [email protected]

State regulation is considered as realization condition of strategic plan of entrepreneurship activity diversification taking into account branch specifics. The conception of entrepreneurship activity diversification is offered.

Key words: state regulation; strategic plan; entrepreneurship activity; diversification activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.