Научная статья на тему 'Государственное регулирование инвестиционной деятельности как фактор реализации национального проекта «Развитие АПК»'

Государственное регулирование инвестиционной деятельности как фактор реализации национального проекта «Развитие АПК» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ АПК" / THE NATIONAL PROJECT "AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX DEVELOPMENT"" / INVESTMENT ACTIVITY / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакулин О. В., Шишкин А. Ф.

На сегодняшний день в России наблюдается недостаточный приток инвестиций в модернизацию и развитие АПК. В статье анализируется ситуация в АПК, а также приводится комплекс мер и инновационных факторов, способных оказать влияние и на проводимую государством инвестиционную политику, и на материально-техническую базу АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation of investment activity as a factor of realization of the national project Agrarian and Industrial Complex Development

Today Russia faces insufficient inflow of investments into the agrarian and industrial complex modernization and development. The situation in the agrarian and industrial complex is analyzed in the paper. The authors suggest a complex of measures and innovative factors capable to influence the investment policy carried out by the state and material base of the agrarian and industrial complex.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование инвестиционной деятельности как фактор реализации национального проекта «Развитие АПК»»

3. Варшавский А. Социально-экономические проблемы российской науки: долгосрочные аспекты развития//Вопр. экономики. 1998. № 12.

4. Осипов Ю. Реформируемое российское общество и российская наука // Общество и экономика. 1999. № 3-4 и др.

5. Львов Д. С. Экономический манифест - будущее российской экономики. М., 2000. С. 21-22.

6. Миндели JI. Интеллектуальный, научно-технический потенциал - важнейшая составляющая нашего национального богатства // Человек и труд. 2000. № 4. С. 8.

7. Investing in innovation: Towards a consensus strategy for federal technology policy. Cambridge, 1997.

8. Science and technology. Shaping the twenty-first century. A report to-the congress. OSTP, 1997.

9. Technology partnering: Can you count on the government? / Remarks by J.H. Gibbons at the Conference Hosted by Federal Technology Report. Wash., 1997. March. P. 1-4.

Поступила в редакцию 5.08.2008 г.

Rusanovsky V.A. Technological shifts in the economy of the Post-Soviet period. In the article the author’s approach to the research of the factors influencing formation of a new model of economy during the Post-Soviet period is offered.

Key words: qualitative transformations, technological shifts, new society model.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК»

О.В. Бакулин, А.Ф. Шишкин

На сегодняшний день в России наблюдается недостаточный приток инвестиций в модернизацию и развитие АПК. В статье анализируется ситуация в АПК, а также приводится комплекс мер и инновационных факторов, способных оказать влияние и на проводимую государством инвестиционную политику, и на материально-техническую базу АПК.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инновационное развитие, национальный проект «Развитие АПК».

В настоящее время в России на разных уровнях законодательной и исполнительной власти, среди представителей экономической науки идут постоянные дискуссии о путях преодоления отставания в экономическом развитии, о целях и методах модернизации АПК [1-7]. При формировании экономической политики постоянно сталкиваются две альтернативные модели: либеральная, делающая упор на рыночные инструменты, свободу предпринимательства, частную собственность и, как следствие этого, минимальное участие государства в экономике; государственная, отстаивающая участие государства через проведение активной технической политики.

Государство располагает большим арсеналом средств для достижения поставленных целей: концентрация ресурсов на определенных направлениях развития АПК, денежно-кредитная и налоговая системы, таможеннотарифное регулирование и другие меры.

Ключевые факторы успеха российских компаний, работающих в АПК, - это пра-

вильный выбор направления развития, освоение инновационных технологий и современных видов оборудования, внедрение прогрессивных методов организации и управления производством. Государство должно поддерживать инновационно активные мероприятия, уравнивать условия конкуренции с зарубежными производителями продукции, содействовать привлечению инвестиций для использования передовых технологий, машин и оборудования и за счет этого создавать продукцию с высокой добавочной стоимостью.

Для любой современной экономики, в т. ч. и российской, важно уметь перенимать и адаптировать к своим условиям максимальный объем иностранных технологических инноваций, доступ к которым остается открытым или может быть получен за определенную плату, или в обмен на приемлемые уступки иностранным инвесторам. Следовательно, вложение средств в науку и образование должно быть для государства первоочередной задачей.

Технологическое отставание России от ведущих промышленно развитых стран не сокращается, а по ряду направлений углубляется, и основная причина этого - недостаточный приток инвестиций для проведения масштабной модернизации промышленности, поставляющей технику для АПК.

Национальный проект «Развитие АПК» ставит четкую задачу: наряду с совершенствованием рыночных институтов главным приоритетом необходимо считать технологическую модернизацию экономики, развитие инновационной инфраструктуры, проведение промышленной политики, обеспечивающей повышение конкурентоспособности отраслей промышленности.

Г лавным субъектом, формирующим конкурентную среду и постоянно развивающим ее в целях поддержания конкурентоспособности товаров как на внутренних, так и на внешних рынках, выступает государство. Оно призвано решать задачу создания равных конкурентных возможностей для всех товаропроизводителей на внутреннем рынке и поддерживать национальных производителей на мировых рынках продовольствия. Роль государства в формировании условий высокой конкурентоспособности для отечественных производителей должна быть активной и соответствовать существующим принципам мировой экономики.

С нашей точки зрения, можно рассчитывать на более быстрые темпы повышения конкурентоспособности в АПК, делая ставку на инициативу частного капитала при активной роли государства в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, формирования атмосферы доверия между бизнесом и властью. При этом техническая политика является частью структурной политики как подсистемы социально-экономической политики государства, и в этом контексте цели и содержание определяются долгосрочными интересами государства с учетом приоритетов развития АПК страны по обеспечению продовольственной безопасности.

Решение этих стратегически важных для страны проблем нуждается в создании системы управления ими на основе разработки долгосрочного планирования, снижающего неопределенность будущего развития, т. к. экономический рост сельскохозяйственного производства зависит от созданного произ-

водственного потенциала сельскохозяйственной организации, эффективности его использования, условий хозяйствования и направлен на планомерное наращивание сельскохозяйственной продукции. Экономический рост сельскохозяйственного производства муниципального района определяется производством сельскохозяйственной продукции в хозяйствах различных форм собственности.

Таким образом, решение рассматриваемой проблемы не может ограничиваться ростом производственно-экономических показателей в отдельных отраслях АПК, оно должно носить системный характер. Успех решения зависит от того, насколько поставленные цели будут находить понимание у государства, представителей бизнеса и сотрудников предприятия. Только тогда российская экономика во всем своем многообразии может развиваться на высоком конкурентном уровне. Проблемы эти непростые, требуют масштабных инвестиций, а с учетом тенденций развития мировых продовольственных рынков можно говорить о том, что времени, отпущенного России для преодоления технологического отставания и увеличения темпов экономического развития АПК, не много.

Следовательно, предстоит за короткий промежуток времени предпринять усилия как со стороны исполнительной власти, так и бизнеса, для того чтобы АПК мог обновить основные производственные фонды с установкой современного ресурсосберегающего оборудования, что позволит ему в перспективе успешно функционировать.

Следует отметить, что активная роль государства в осуществлении регулирования и поддержки аграрного сектора экономики и продовольственного рынка требует больших бюджетных расходов. Осознавая огромную значимость данной проблемы, зарубежные страны активно развивают мировые рынки продовольствия, поддерживают высокий уровень самообеспечения продовольствием. Так, уровень самообеспечения составил в США и Франции - 100 %, Германии - 93 %, Италии - 78 %. Уровень зависимости России от импорта продовольствия в настоящее время составляет около 33%. По данным статистики современный уровень государственной поддержки сельского хозяйства в России ниже, чем в странах ЕС, США и Канаде, и составляет 33,5 млрд долл.

Государственная инвестиционная политика в России должна быть направлена на поддержку приоритетных отраслей и экологически чистых производств, носить системный и взвешенный характер. Ориентация России на инновационное развитие экономики (в частности аграрной) определила концепцию стратегического управления развитием АПК. Проблемы разработки и реализации стратегий развития следующие: преодоление кризисных явлений в аграрной экономике; развитие экспорта; интеграция в мировую систему; повышение конкурентоспособности экономического пространства (временной горизонт 5-10 лет).

Для осуществления национального проекта необходимо межотраслевое взаимодействие. Мировой и отечественный опыт свидетельствует об активизации взаимодействия научных, производственных, инфраструктурных, финансовых и других структур в организации выпуска и реализации на рынке агропродовольственной продукции.

В России разработан долгосрочный прогноз и стратегии развития агропродовольст-венного комплекса до 2030 г. с участием Э.Н. Крылатых. В прогнозе рассматриваются два сценария развития АПК: инерционный и инновационно-прорывной.

Обеспеченность сельскохозяйственного производства земельными ресурсами и изменение площади пашни в России в 2030 г. составят: а) по инерционному сценарию сокращение пашни за 25 лет - 18,5 млн га (16 % уровня 2005 г.); б) по инновационно-прорывному - площадь пахотных земель увеличится на 15,9 млн га за счет включения в хозяйственный оборот заброшенных пахотных земель и их окультуривания с помощью новых ресурсо-и энергосберегающих экологически безопасных технологий. Они станут важнейшим природным ресурсом, способным к самовосстановлению, поэтому повышение качества пахотных земель - одна из приоритетных задач.

Численность работников, занятых в сельском хозяйстве, к 2030 г. составит 3,4 млн человек (2,6 % принятой в прогнозе численности населения).

Прогноз производства основных видов продукции сельского хозяйства основан на следующей гипотезе: а) по инерционному сценарию, поскольку не будут преодолены ограничения по ресурсам и эффективности, ха-

рактерные для 1999-2005 гг., когда среднегодовые темпы прироста валовой добавленной стоимости (ВДС) составляли 3 %, индекс роста ВДС для всех пятилетних этапов прогнозируется на уровне 1,15; б) по инновационно-прорывному сценарию за счет достижений в области селекции и семеноводства, технологий в растениеводстве и животноводстве, более экономного расходования ресурсов темпы прироста валовой добавленной стоимости будут ускоряться и составят по пятилетиям: 2006-2010 гг. - 1,18; 2011-2015 гг. - 1,2; 2016-2020 гг. - 1,25; 2021-2025 гг. - 1,27; 2026-2030 гг. - 1,3.

Расхождение сценариев прогноза по валовой добавленной стоимости сельского хозяйства в последнем пятилетии составит около 0,5 трлн руб. ВДС по инновационному сценарию почти в 1,5 раза превысит соответствующие показатели инерционного прогноза.

Такое соотношение вполне реалистично. К 2030 г. превышение валовой добавленной стоимости по инновационному варианту составит 1 трлн руб. Эту сумму можно считать эффектом инноваций. Производительность труда в оценке по валовой добавленной стоимости на одного занятого в 2030 г. составит 322 тыс. руб. по инерционному варианту и 425 тыс. руб. по инновационному (превышение на 30 %).

По прогнозу объемов производства, урожайности в растениеводстве и продуктивности в животноводстве: а) по инерционному сценарию объемы производства продукции в 2030 г. по сравнению с 2005 г. увеличатся: по производству зерна - в 1,9 раза, мяса и молока - в 2,2-2,4 раза; яиц и семян подсолнечника - в 1,2-1,3 раза; б)- по инновационно-прорывному сценарию объемы производства зерна возрастут в 2,4 раза, молока и мяса - в 2,6, яиц и семян подсолнечника - в 1,3-1,4 раза.

Прогнозируемые объемы производства позволяют сформировать устойчивый потенциал экспорта зерна и эффективное импорто-замещение по таким категориям продовольствия, как мясо, молочные продукты, сахар. По расчетам специалистов, экспорт зерна при инерционном сценарии может достичь 20 млн т; при инновационно-прорывном -40 млн. т. Импорт мяса может быть сокращен за счет импортозамещения до 15 % внутреннего потребления в инерционном и до 10 % в инновационном варианте.

Представляет интерес прогноз развития пищевой промышленности - среднегодовые темпы роста пищевой промышленности будут зависеть от спроса населения на продовольственные товары. По инновационнопрорывному варианту среднегодовые темпы прироста могут составить 5-6 % с дифференциацией по отраслям от 2 до 8 %; по инерционному - соответственно 3-4 % в среднем и 0,5-5 % по отраслям. В структуре потребительского сектора к 2030 г. доля пищевой промышленности сократится с 28 % в 2000 г. до 20 % по инновационно-прорывному и до 18 % по инерционному сценариям.

Суммарная доля сельского хозяйства и пищевой промышленности как основных составляющих АПК при воплощении в жизнь инерционного варианта прогноза будет равна 43 %, а инновационно-прорывного - 44 %. Поэтому АПК будет иметь определяющее значение в структуре потребительского сектора страны.

Российскими учеными определены потенциальные возможности АПК при реализации национального проекта. Однако достижение положительных результатов по любому из разработанных вариантов возможно лишь при усилении материально-технической базы АПК.

Исследование показало, что мировые тенденции свидетельствуют о растущей потребности в тракторах мощностью 140-200 л. с., в т. ч. с двумя унифицированными навесными системами. При усилении роли государства в инвестиционной сфере повысится обеспеченность:

- тракторами с повышенной единичной мощностью, позволяющей увеличивать ширину захвата комбинированных агрегатов, обеспечивать рост рабочих скоростей и многофункциональность агрегатов;

- сельхозмашинами блочно-модульного типа, чтобы реальностью становился рост энерговооруженности труда в растениеводстве с 70-80 л. с. на одного человека до 180— 200 л. с., шире использовались современные высокие технологии, нагрузка же на одного механизатора достигла 220-250 га.

Для кардинального сдвига в обеспечении техническими средствами АПК конкретных областей требуются:

- комплексные меры по повышению роли государства в экономическом стимулировании технологического и технического перевооружения хозяйствующих субъектов;

- уточнение федеральных и региональных проектов, а также комплексных программ по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению предприятий отечественного сельскохозяйственного машиностроения;

- расширение масштабов освоения новых механизированных технологий и форм организации использования машинных агрегатов.

В современных условиях к числу важных инновационных факторов, оказывающих влияние на материально-техническую базу АПК, относится:

- формирование стимулирующей инвестиционной политики при активной роли государства, создание инновационных проектов и новых видов отечественной техники для села;

- реструктуризацию, модернизацию и техническое перевооружение национального машиностроительного комплекса АПК;

- создание и освоение отечественной высокопроизводительной надежной техники четвертого-пятого поколений;

- развитие доступной инфраструктуры материально-технического обслуживания и продаж на селе;

- высокоэффективное использование сельскохозяйственной техники на отраслевом и межотраслевом уровнях;

- приоритетное освоение высоких технологий, базирующихся на биологизации и экологизации земледелия, обеспеченности техникой нового поколения.

Проведенное нами исследование показало, что основной удельный вес выделенных инвестиций направляется преимущественно на восстановление и приобретение новой техники, укрепление материально-технической базы, на что указали 35 % респондентов. Инвестиции на увеличение производственных мощностей с неизменной номенклатурой продукции осуществляли 27 % промышленных организаций, с расширением номенклатуры продукции -только 10 % организаций. По данным социологического опроса полученные инвестиции использовали на внедрение новых технологий, автоматизацию или механизацию производственных процессов: положительно ответили 13-22 % респондентов.

Интеграция аграрного продовольственного рынка с другими странами в перспективе позволит объединить инновационный потенциал стран и поднять продуктивность

сельского хозяйства для удовлетворения собственных нужд общего аграрного рынка и экспорта.

Переориентация денежно-кредитной и финансовой политики государства на стимулирование инвестиционной активности требует государственных мер по устранению деформации структуры денежной массы, уменьшению доли наличных денег, нормализации вексельного обращения.

Мы поддерживаем тех экономистов, которые считают, что еще необходимо приоритетное развитие таких стратегических направлений, как:

- обеспечение четкой работы Координационного совета по сельхозмашиностроению при Минсельхозе России;

- реализация соглашения с ассоциацией сельскохозяйственных машиностроителей; формирование крупных отечественных промышленных компаний типа концерна «Тракторные заводы»;

- кооперация и интеграция на принципах взаимной выгоды отечественных предприятий с мировыми производителями сельскохозяйственных машин, механизмов и оборудования;

- привлечение иностранных инвестиций, необходимых для ускоренного развития отечественного сельхозмашиностроения;

- обеспечение лизинговыми средствами для приобретения сельскохозяйственной техники; реструктуризация просроченной в агротехнической сфере кредиторской задолженности;

- совершенствование системы льготного кредитования и субсидирования на уровне основных сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- развитие регионального сельскохозяйственного машиностроения и др.

Естественно, в таких условиях возрастает значение в агротехнической сфере федеральных, региональных, отраслевых и межотраслевых специализированных проектов и программ, включающих комплексные меры по восстановлению и коренной модернизации действующего машинно-тракторного парка, механизмов и оборудования для сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности.

Региональное сельскохозяйственное машиностроение в России представляют свыше 1 тыс. различных предприятий и организаций. Появилась необходимость в координа-

ции разработки и реализации уточненных программ для сельхозмашиностроения на уровне наиболее развитых регионов. Необходимо развитие на договорной основе устойчивых взаимовыгодных связей и отношений кооперации и интеграции с крупными специализированными предприятиями тракторостроения и сельхозмашиностроения, обладающими мощным техническим, технологическим кадровым потенциалом.

Следует продолжить укрепление связей ассоциаций сельских товаропроизводителей с поставщиками, бывшими агроснабами, предприятиями сельхозхимии, РТП, техническими центрами, банковскими структурами и местными органами управления агропромышленным производством.

При этом необходим действенный контроль за соблюдением договорных отношений с целью защиты интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей. В то же время требуется усиление роли и значения экономических рычагов и стимулов (использование долгосрочных и краткосрочных кредитов, государственные субсидии, оптимизация торговых наценок, учет качества ресурсов и т. д.).

На региональном уровне остаются не менее значимыми экономические меры для оптовых рынков материально-технических ресурсов, а также вторичных рынков сельскохозяйственной техники. Для чего требуется:

- уточненное методическое обоснование и экспериментальная отработка экономического механизма взаимовыгодных отношений в агротехнической сфере на основе паритетного ценообразования на аграрную продукцию, приобретаемую технику и услуги технического сервиса, более широкое использование товарного кредита, налоговых дотаций, льгот и санаций;

- реализация восстановленной техники по льготным ценам с гарантиями комплектности и качества;

- установление для владельцев предельных цен на основные технические средства, выполняемые предприятиями и организациями технического сервиса работы (оказываемые услуги);

- выделение целевых средств из федерального и местного бюджетов на формирование и развитие региональных рыночных структур в агротехнической сфере;

- повышение роли лизинга, коммерческих банков и предприятий-изготовителей сельхозтехники в организации ее восстановления и модернизации в процессе ремонта.

Далее, по мере усложнения задач, естественно, потребуется обеспечение организационно-экономического единства системы управления техническим сервисом, принятие Минсельхозом России дополнительных мер по усилению взаимодействия и координации в системе рынков работ и услуг таких головных формирований, как АО «Росагроснаб», ОАО «Росагропромтехника», корпорация «Агропромсервис», АО «Росагромаш».

Такая политика позволит вышеназванным формированиям стать федеральными центрами по разработке и реализации стратегии и тактики инженерно-технического обслуживания сельского хозяйства. Это позволит вовлечь, к примеру, федеральные, областные и районные государственные управленческие структуры в процессы восстановления и укрепления хозяйственно-коммерческих формирований, отвечающих за фактическое освоение достижений научно-технического прогресса в АПК.

В настоящее время следует по-новому оценить зональные государственные или смешанные научные центры, которые предлагается активно формировать. Стоящие перед ними проблемы необходимо отрабатывать на базе головных сельскохозяйственных вузов и НИИ аграрного профиля. Учеными предложено, например, для коренного улучшения положения с наукой и внедрения передового опыта в сельском хозяйстве Центрально-Черноземного района, организации инженерно-технического обслуживания создать зональный центр при исполкоме «Центрально-Черноземная ассоциация».

Такой зональный центр мог бы существовать с такими базовыми структурами, как:

- областные государственные или смешанные научные центры со службами комплексного освоения современных систем земледелия, животноводства, техники и технологий, включая высокоинтенсивные;

- районные (или межрайонные) хозрасчетные центры освоения достижений НТП, работа которых направлена на организацию единой инженерно-технической службы на селе, обеспечение комплексного технического обслуживания сельхозмашин, механизмов

и оборудования, приоритетную ориентацию на общественное разделение труда, оптимальную концентрацию, специализацию, кооперацию и интеграцию во всех звеньях технического сервиса на селе.

Кроме того, непосредственно на уровне предприятий и организаций агротехнической сферы наблюдается еще одна, не менее важная сторона проблемы, которая связана с объективной необходимостью совершенствовать механизм производственных и внутрипроизводственных отношений, т. е. полнее учитывать общее и специфическое. Трансформируемые отношения собственности обеспечивают реализацию экономических интересов на уровне каждой из структур агротехнической сферы.

Исходя из вышеизложенного в системе организационных факторов предпочтение необходимо отдавать следующим мерам в АПК:

- создание условий для концентрации ремонтно-технических средств у наиболее эффективных собственников и организаций, их союзов и ассоциаций;

- содействие формированию дилерских и дистрибьюторских сетей, лизинговых компаний, машинных пулов и других институтов рынков ресурсов для сельского хозяйства;

- экспериментальная отработка новых организационно-правовых моделей взаимодействия местных органов власти и хозяйствующих субъектов в агротехнической сфере;

- повышение роли и значения кооперации и интеграции в формировании эффективных систем управления инновационным обеспечением реконструкции, модернизации и технического перевооружения структур и звеньев агротехнической сферы.

Для того чтобы экономические факторы могли действовать активно в конкретных сельскохозяйственных предприятиях, необходимы:

- новые производственные отношения и повышение восприимчивости хозяйственного и коммерческого механизма агротехнической сферы к рыночным структурам;

- выбор одной из трех базовых моделей реализации экономических интересов и материального стимулирования в зависимости от полноты хозяйственно-технологической, коммерческой и социальной самостоятельности внутрипроизводственных подразделений и работников-совладельцев технических и

других средств производства, а также состояния организации и самоуправления;

- практическое освоение договорных отношений на принципах полного хозрасчета, самоокупаемости и самофинансирования, подряда, аренды и арендных отношений на стадиях капитального ремонта и технического обслуживания, включая ремонтные мастерские, машинные дворы и автопарки сельхозпредприятий;

- внедрение дифференцированных укрупненных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат на техническое обслуживание и ремонт МТП, а также в процессе его эксплуатации с учетом нормообразующих зональных факторов.

Повысилась потребность в информационно-консультационных факторах, для активизации которых важно:

- настойчиво и целеустремленно создавать и осваивать государственные, кооперативные и коммерческие многоуровневые структуры информационно-консультационной службы (ИКС);

- формировать с участием ИКС АПК страны и ее регионов единую систему доведения до сельского хозяйства и его материально-технической сферы достижений науки, техники, технологий и передового опыта, повышение роли инновационной составляющей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- совершенствовать информационноконсультационную инфраструктуру непосредственно в агротехнической сфере с тем, чтобы переориентировать ее на одновременное выполнение информационно-аналитических работ для различных направлений инженерно-технического обеспечения сельского хозяйства в целом и самой материальной базы в частности;

- экспериментально отрабатывать формы, методы и механизмы взаимодействия всех звеньев информационно-справочных и информационно-консультирующих (экспертных) систем для различных направлений инженерно-технического обеспечения сельского хозяйства;

- формировать гибкие системы непрерывного и опережающего профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров информационных и консультационных служб, а также обучения для них специалистов по новым интегрированным специальностям.

Несомненно, что кадровый фактор остается одним из важнейших для агротехниче-

ской сферы. По мере превращения аграрного образовательного комплекса в сложную социально-экономическую систему все большего внимания требуют:

- рассмотрение квалифицированных кадров всех звеньев как фактора, способного оказывать долговременное воздействие на реформирование инженерно-технических систем сельскохозяйственного производства регионов;

- осмысление новой концепции «человеческих ресурсов», позволяющей развивать главную производительную силу, обеспечивать рост удельного веса квалифицированного труда;

- преодоление дефицита на селе инженерно-технических работников высшей и средней квалификации, кадров механизаторов и других массовых профессий;

- совершенствование не только идеи, но и форм, методов и структур инновационного технопаркового развития аграрных отношений на стадиях капитального ремонта и технического обслуживания, включая ремонтные мастерские, машинные дворы и автопарки сельхозпредприятий;

- внедрение дифференцированных укрупненных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат на техническое обслуживание и ремонт МТП, а также в процессе его эксплуатации с учетом нормообразующих факторов на уровне зон и микрозон.

Можно утверждать, что в России имеются огромные резервы и возможности в решении данного вопроса. Посмотрим для сравнения: доля сложного труда в сельском хозяйстве Франции достигла 79 %, в США - 53 %, в Японии - 49 %. В России же за годы реформ доля квалифицированного труда среди постоянных работников сельского хозяйства России снизилась до 17 %.

Кроме того, если учесть, что сложный труд неразрывно связан с лучшими условиями и стимулированием, культурой, бытом, всей жизнью на селе, то к разряду приоритетных следует отнести также коренное улучшение использования социальных факторов для развития агропромышленного комплекса, включая материально-техническую сферу.

При выполнении национального проекта «Развитие АПК» произойдет усиление экономического роста сельскохозяйственного производства и повышение конкурентоспособности продукции пищевой промышлен-

ности России. Проводимая в настоящее время государственная политика по развитию агропромышленного комплекса призвана обеспечить продовольственную безопасность страны, а также повысить качество жизни сельского населения и способствовать сохранению ресурсов для аграрного производства.

Именно на это направлена реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», предусматривающего разработку государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования агро-продовольственных рынков на 2008-2012 гг. Этой же цели служит внесенный Правительством РФ на рассмотрение в Госдуму законопроект «О развитии сельского хозяйства», устанавливающий правовые основы реализации государственной аграрной политики.

Вместе с тем проводимая государством политика по защите экономических интересов отечественных производителей путем применения мер таможенно-тарифного регулирования в отношении отдельных сельскохозяйственных продуктов и закупочных интервенций на рынке зерна недостаточна для развития импортозамещающих производств и стимулирования экспорта конкурентоспособной на мировом рынке аграрной продукции.

Глобализация экономики и предстоящее вступление России в ВТО ставят перед отечественной пищевой промышленностью задачи увеличения объемов производства и повышения конкурентоспособности вырабатываемой продукции с тем, чтобы обеспечить отечественным производителям доминирующее положение на внутреннем продовольственном рынке. Это диктуется, прежде всего, условиями, которые предъявляют страны - участницы ВТО к России. Ведущие страны ВТО стремятся добиться от России принятия максимальных обязательств по открытию своего рынка. Их требования сводятся:

- к либерализации таможенного тарифа;

- сокращению уровня внутренней поддержки предприятий агропромышленного комплекса;

- отказу от государственного субсидирования экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции, устранению технических барьеров в торговле;

- ослаблению ветеринарных и фитосанитарных требований к импортной продукции, снятию ограничений по условиям доступа

иностранных компаний к внутреннему рынку, рынку услуг, по доступу в оптовую и розничную торговлю продовольствием.

Анализ ситуации в агропромышленном комплексе показывает наличие ряда проблем, оказывающих негативное влияние на обеспечение продовольственной безопасности страны:

- низкие темпы роста производства в сельском хозяйстве (1,52 % в год) не удовлетворяют потребности предприятий пищевой промышленности в необходимом количестве сырья для выработки разнообразных продуктов питания в целях удовлетворения растущего потребительского спроса;

- темпы роста экспорта российской сельскохозяйственной продукции и продовольствия отстают от темпов роста импорта, что приводит к увеличению отрицательного сальдо торгового баланса по этой товарной группе;

- зависимость продовольственного рынка от импорта отдельных продуктов питания усиливает нестабильность и обусловливает значительные колебания рыночной конъюнктуры и ускоренный рост потребительских цен.

Эффективное управление инновационным развитием регионов осуществляется на основе программ. Инновационное ускорение зависит от того, насколько инновационное мышление свойственно субъектам, определяющим стратегические цели. При выполнении национального проекта «Развитие АПК» усиление роли государства в инвестиционной сфере российской экономики должно быть нацелено на повышение эффективности государственной инвестиционной политики при сохранении рыночных свобод и стимулировании частных инвестиций, ориентированности инвестиционной стратегии на перенос центра тяжести с государственного инвестирования на формирование благоприятной инвестиционной среды.

1. Агарные реформы в России: трансформационно-транзитивный компонент (1861-2001 гг.). Воронеж, 2003.

2. Алтухов А. Национальная продовольственная безопасность: проблемы и пути их решения // Экономика сельского хозяйства. 2007. № 2. С. 5-12.

3. АПК Российского Черноземья: состояние,

опыт, стратегия развития / под ред. Е.Г. Строева. Воронеж, 2003.

4. Бабатикина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. М., 2006.

5. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» // Экономика сельского хозяйства. 2006. №3. С. 3-6.

6. Смирнов A.A., Губин A.C. Перспективы реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» // Экономика сельского хозяйства. 2006. № 7.

7. Хицков И.Ф. Агропромышленное производство ЦЧР: состояние, пути выхода из кризиса, возобновление экономического роста. Воронеж, 1999. С. 54-57.

Поступила в редакцию 4.08.2008 г.

Backulin O.V., Shishckin A.F. State regulation of investment activity as a factor of realization of the national project “Agrarian and Industrial Complex Development”. Today Russia faces insufficient inflow of investments into the agrarian and industrial complex modernization and development. The situation in the agrarian and industrial complex is analyzed in the paper. The authors suggest a complex of measures and innovative factors capable to influence the investment policy carried out by the state and material base of the agrarian and industrial complex.

Key words: investment activity, innovative development, the national project “Agrarian and Industrial Complex Development”».

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ НА РУБЕЖЕ П-Ш ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

О.В. Широкова

Статья содержит в себе результаты исследования собственности на землю как экономической категории, характеризующей сущность земельной собственности и отражающей историческое развитие ее форм. Закономерности развития земельных отношений собственности рассмотрены через призму поступательного движения аграрной сферы в мировом континууме и в российской экономике.

Ключевые слова: собственность на землю, земельные отношения собственности, закономерности развития отношений собственности на землю.

Кризисная ситуация в сельском хозяйстве России делает необходимой корректировку курса аграрной политики, проводимой государством. Выработка основных направлений и способов осуществления аграрной реформы теснейшим образом связана с земельными вопросами, возникающими по поводу функционирования сельского хозяйства. Это означает, что экономическая наука должна дать объективную картину состояния и трансформаций земельной собственности, выстроить фундамент, на котором возможно формирование эффективной аграрной политики. Обращение к фундаментальным основам приводит к необходимости исследования сущности земельной собственности, выявления тенденций и закономерностей ее развития.

Рассмотрение собственности как экономической категории, обладающей некоторой сущностью, раскрывает последнюю как систему исторически сложившихся социально-экономических отношений между людьми, возникающих в процессе жизнедеятельности по поводу ресурсов, факторов и результатов

производства. Поскольку собственность -это научная абстракция, собственности «вообще» не существует - она обязательно имеет определенную форму. Исходя из общего понимания собственности можно сделать логичный вывод, что земельная собственность представляет собой исторически определенную общественную форму присвоения земли как предмета природы и выражает социально-экономические отношения между людьми по поводу использования земли как естественного условия всякого производства и главного средства производства в сельском хозяйстве.

В истории мировой практики сложились различные формы собственности и разные подходы к их разграничению. Так, с позиций формационного подхода к развитию человечества просматриваются пять общественноэкономических формаций, несколько стадий общественного прогресса, которым соответствуют определенные формы собственности. Смена формаций предопределяется, прежде всего, сменой форм собственности. Посколь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.