Научная статья на тему 'Государственное регулирование инвестиционного климата России'

Государственное регулирование инвестиционного климата России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
663
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / FOREIGN INVESTMENTS / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ / INVESTMENT RISKS / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INVESTMENT CLIMATE / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INVESTMENT POLICY / МИРОВАЯ РЕЦЕССИЯ / GLOBAL RECESSION / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / INSTITUTIONAL TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурков Алексей Александрович

Статья посвящена актуальнъм проблемам инвестиционного климата в России и роли государственного регулирования в условиях мировой рецессии. Рассматриваются проблемы инвестиционной политики и инструментъ государственного регулирования инвестиционного климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Regulation of the Investment Climate in Russia

Тhe article is devoted to topical problems of the investment climate in Russia and the role of state regulation in a global recession. Problems of investment policy and instruments of state regulation of the investment climate are analyzed by the author.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование инвестиционного климата России»

государственное регулирование

инвестиционного

климата россии

_Аннотация

Статья посвящена актуальным проблемам инвестиционного климата в России и роли государственного регулирования в условиях мировой рецессии. Рассматриваются проблемы инвестиционной политики и инструменты государственного регулирования инвестиционного климата.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, государственное регулирование, инвестиционные риски, инвестиционный климат, инвестиционная политика, мировая рецессия, институциональные инструменты

В настоящее время мировая экономика переживает глубокий кризис. Это находит свое отражение на всех сторонах жизни российского общества и, прежде всего, проявляется в социальной сфере как повышенная напряженность между разными слоями населения. Для решения множества социальных проблем и модернизации экономики России необходим устойчивый экономический рост не менее 9-10% в год в течение ближайшего десятилетия. Достижение данного результата возможно только при условии масштабного притока инвестиций во все отрасли промышленности.

Возможности государственных инвестиций из бюджета крайне ограниченны. России необходимо сделать ставку на частные инвестиции, причем как зарубежные, так и отечественные. Для потенциальных иностранных инвесторов при анализе политической ситуации в России главную роль играют:

Бурков

Алексей

Александрович

аспирант факультета

политэкономии

и международных

экономических

отношений

Российского

государственного

социального

университета,

г. Москва

aaburkov85@mail.ru

макроэкономик

_для решения

социальных проблем

_и модернизации

_экономики

России необходим

_устойчивый

экономический рост _неменее 9-10% в год

_в течение

_ближайшего

_десятилетия

ова

па

ю

- политика государства в отношении иностранных инвестиций;

- вероятность национализации иностранного капитала;

- участие страны в системах международных договоров и союзов;

- выполнение различных международных законов;

- степень государственного регулирования.

Настроения зарубежных инвесторов

По статистике, отток иностранного капитала из России остается устойчивой тенденцией, существенно затрудняющей борьбу с кризисом. Только за 2008 год он составил, по данным Минфина, 200 млрд долларов [2]. Причем выводится не только спекулятивный капитал - уходят и инвесторы, вкладывавшие средства в реальный сектор экономики.

Это вполне логично: в эпоху кризисов инвесторы предпочитают занимать более консервативную позицию и переводят капиталы из развивающихся экономик, считающихся потенциально более рискованными, в развитые, с меньшими рисками. Но есть зарубежные инвесторы, которые не только остаются, но и планируют расширить свое присутствие в российской экономике. Иностранные инвесторы по-прежнему проявля-т интерес к инвестициям в недвижимость, сырьевые и добывающие сегменты нашей экономики, несмотря на то, что кризис серьезно затронул эти рынки. Деятельность зарубежных инвесторов ориентирована не только на будущее. Она помогла и продолжает помогать многим российским предприятиям и компаниям минимизировать последствия кризиса.

Конечно, интерес зарубежных инвесторов не в последнюю очередь объясняется и существенным удешевлением российских активов. Тем не менее, есть и другое обстоятельство. Зарубежные инвесторы идут на расширение своего присутствия в российской экономике, видя в ней серьезные перспективы для развития, но только в ряде отраслей: нефть, газ, энергетика, информационные технологии. Размеры инвестиций также колеблются - от нескольких десятков до сотен миллионов долларов и евро [2].

Инвестиционный рейтинг России

Нынешний кризис, столь масштабный и глубокий, не обходится без ситуаций, когда нужно срочно вносить серьезные коррективы в проводившийся ранее курс. И все же ясность общей линии, согласованность в работе правительственных ведомств, консультации с представителями бизнеса по существу намечаемых в экономике мер являются необходимыми условиями того, чтобы экономическая политика государства была уверенной, заслуживающей доверия у инвесторов.

На протяжении всего периода реформ и по настоящее время инвестиционный климат России в целом нельзя назвать благоприятным. Приток иностранных инвестиций (в том числе прямых) до сих пор не соответствует растущим потребностям страны. На мировых рынках капитала позиции России довольно неустойчивы, в конкуренции за привлекательные инвестиции она уступает большинству стран Центральной и Восточной Европы, ряду государств Азии. По данным Всемирного инвестиционного отчета Конференции ООН по торговле и развитию, 2007-й год был отмечен историческим рекордом по осуществлению прямых зарубежных инвестиций. Всего в мире было осуществлено капиталовложений на 1,98 трлн долларов США. Анализ инвестиционного рейтинга Российской Федерации был осуществлен на основе данных консалтинговой компании A.T. Kearney и индекса Foreign Direct Investment Confidence Index (далее FDICI). Данный индекс составляется на основе опроса топ-менеджеров 1000 крупнейших компаний мира об их намерениях осуществлять прямые инвестиции в ту или иную страну в ближайшие один-три года. Данный опрос осуществляется по 60 странам мира, а вероятность инвестирования руководители оценивают от 0 до 3. Поэтому можно утверждать, что рейтинг FDICI реально отражает движение капитала. В 2010 году Россия занимает лишь 18-ю строчку с показателем 1,24. В этом списке помимо традиционных лидеров США и Китая и стран Европы, Россия уступила Вьетнаму, Мексике, Бразилии, Польше [5].

...в эпоху кризисов

инвесторы

предпочитают

занимать более

консервативную

позицию и переводят

капиталы

из развивающихся

экономик,

считающихся

потенциально более

рискованными,

в развитые,

с меньшими рисками

h 1

макроэкономика

Ш— и

И

зарубежные

_инвесторы идут

_на расширение

своего присутствия _в российской

_экономике, видя _в ней серьезные

_перспективы

_для развития,

но только в ряде

_газ, энергетика,

информационные _технологии

По данным Всемирного инвестиционного отчета за 2009, Россия заняла 5-е место в мире по притоку прямых зарубежных инвестиций за 2008-й год, уступая лишь США, Франции, Китаю и Великобритании. Объем привлеченных прямых зарубежных инвестиций в 2008 году составил 75 млрд долларов. США, для сравнения, имеет привлеченных капиталовложений на 316 млрд долл. [1]. Государственное регулирование инвестиционного климата осуществляется посредством:

- прямых государственных инвестиций;

- косвенного участия в инвестициях, то есть создания условий, стимулирующих инвестиционную деятельность в регионе, начиная от правового статуса и заканчивая экономическими и административными стимуляторами.

нструменты регулирования нвестиционного климата

рямое участие в инвестициях, по мнению автора, должно осуществляться по следующему принципу. Основная часть бюджетных средств олжна идти на осуществление инвестицион->гх проектов, которые представляют интерес точки зрения развития высокотехнологич-:ых предприятий, как для зарубежных инвесторов, так и частных инвесторов внутри страны. Государственные инструменты, которыми располагает правительство, по масштабу воздействия можно разделить:

- на макроэкономические;

- микроэкономические;

- институциональные.

Макроэкономические инструменты определяют общеэкономический климат инвестиций в стране в целом, которые находят свое отражение в виде влияния на процентные ставки, темпы роста экономики и внешнеторговый режим. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется с применением комплекса таможенно-тарифных, нетарифных мер, технических барьеров-стандартов и иных регуляторов.

Микроэкономические инструменты оказывают воздействие на отдельные компоненты инвестиций или на отрасли: ценообразование, налоговые

ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты, тарифы.

Институциональные инструменты - это государственные надзорные органы, объединения предпринимателей, агентства, информационные системы. Основная их цель состоит в корректировке инвестиционных программ инвесторов. В эпоху глобализации мировой экономики и размывания границ для движения капитала при определении приоритетных направлений поддержки инвестиционных проектов государству следует уделять внимание:

- инвестициям в конкурентоспособные товары и услуги на мировом рынке;

- капиталовложениям, способствующим повышению конкурентоспособности производства.

В первую очередь, конкурентные преимущества обеспечивают высокотехнологичные разработки. На сегодняшний день к отраслям, обладающим потенциалом в этой области, можно отнести авиастроение, металлургию, нанотехнологии, информационные технологии и другие отрасли, в которых обеспечивается создание существенной добавочной стоимости.

.условием успешного функционирования экономики является сбалансированное сочетание крупных, средних и малых предприятий

Крупный, средний и малый бизнес _

В экономике Российской Федерации исторически _

сложилось, что большими конкурентными преиму- _

ществами обладали крупные производственные _

предприятия, обладающие, помимо мощностей, _

научно-техническим потенциалом. Тем не менее, _

мировой опыт свидетельствует, что своего рода _

индикатором развития экономики служит состо- _

яние малого и среднего бизнеса. Очевидно, что _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

условием успешного функционирования экономи- _

ки является сбалансированное сочетание крупных, _

средних и малых предприятий. _

Малый бизнес можно охарактеризовать рядом осо- _

бенностей: _

- сокращением периода окупаемости инвестицион- _

ных проектов; _

- менее затратными и проблематичными процес- _

сами переоснащения, автоматизации, апробации и _

внедрения новшеств, переподготовки персонала; _

- более быстрой реализуемостью проектов, чем на _

крупных предприятиях. _

_макроэкономика

ова

Назначение государственного регулирования инвестиционных процессов в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры состоит:

- в недопущении оттока капитала за пределы страны;

- создании привлекательного инвестиционного климата для стимулирования притока как российских, так и иностранных инвестиций.

В контексте проводимой правительством модернизации данный фактор становится едва ли не самым главным для успешного достижения этой задачи.

Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод, что роль государственного регулирования в условиях преобразо-ния негативного инвестиционного климата в бла-приятный инвестиционный фон очень велика. В этой связи необходима корректировка существующей модели инвестиционной политики. Стоит отметить, что процессы глобализации, которые тесно связаны с нынешним кризисом, могут сопровождаться благоприятными эффектами воз-йствия на динамику социально-экономического азвития национальной политики. В этом аспекте зработка более устойчивой модели инвестиционного климата представляется весьма актуальной. Современные предпосылки формирования и состояние госсектора в российской модели характеризуются существенной теоретической неопределенностью и наличием диаметрально противоположных точек зрения. С одной стороны, усиливается присутствие государственного участия в различных секторах экономики. С другой стороны, реализуются реформы либерального характера, направленные на снижение влияния государства. Вместе с тем представляется весьма достоверным тот факт, что зависимость темпов экономического роста от динамики государственных расходов имеет нелинейный характер и все больше осложняется влиянием процессов мировой рецессии. При этом необходимо рассмотреть возможности институциональной среды в модели экономики России с целью исправления информационных и аллокаци-онных несовершенств, неизбежно проявляющихся при интеграции мировое хозяйство.

Литература

1. Пудовкин А. Инвестиционный климат России. Влияние кризиса и посткризисное развитие // Мировое и национальное хозяйство. - 2010. - № 2 (13).

2. Рябов А. Уходят не все // Российская газета. Федеральный выпуск. - 2009. - № 4863.

3. Юдаева К.В. Инвестиционный климат и инфраструктура и их влияние на конкурентоспособность предприятий// Леонтьевские чтения. - 2006. - № 4.

4. World Investment Report 2009, United Nations Publication. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unctad.org/en/docs/wir2009_en.pdf.

5. A.T. Kearney»s FDI Confidence Index. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://promexico.gob. mx/work/sites/mim/resources/LocalContent/210/2/ ATKEARNEY_FDICI_2010.pdf.

6. Международные экономические отношения: Учебник. / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М.: ТК Велби, Проспект, 2008.

BurkovA.A.

Postgraduate Student,

Department of Political Economy and International Economic Relations, Russian State Social University, Moscow

State Regulation of the Investment Climate in Russia

Abstract

The article is devoted to topical problems of the investment climate in Russia and the role of state regulation in a global recession. Problems of investment policy and instruments of state regulation of the investment climate are analyzed by the author.

Keywords: foreign investments, state regulation, investment risks, investment climate, investment policy, global recession, institutional tools

макроэконо.

тика. J„

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.