победивший хай-тэк
государственное регулирование
инновационной деятельности за рубежом
_Аннотация
В статье анализируется опыт инновационного развития стран Европы, в частности Финляндии и Швеции. Особое внимание уделяется роли государства в развитии инновационных процессов в исследуемых странах. Практика национальных инновационных систем данных государств показывает, что эффективность инновационной деятельности в стране зависит от того, насколько тесно осуществляется взаимосвязь между наукой и бизнесом. Надо признать, что эффективная инновационная политика Швеции и Финляндии основана на своевременных масштабных государственных инвестициях в науку и образование, а также на создании необходимых условий для быстрой коммерциализации результатов
научных разработок. _
Ключевые слова: инновации, инновационная политика Швеции, инновационная политика Финляндии, государственное регулирование, коммерциализация, НИОКР _
Любая страна рано или поздно в своем развитии встает на путь инновационного роста, но каждая подходит к этому вопросу по-разному. Есть государства, которые совершили значительный рывок в инновационном развитии. Но есть множество примеров стран, которые выбрали путь планомерного, постепенного инновационного роста, проходя новые витки из десятилетия в десятилетие. Как правило, этому способствовала эффективная государственная политика, подразумевающая совершенствование законодательной базы в сфере инноваций, целевое финансирование инновационных проектов по приоритетным направлениям национальной экономики, а также формирование и развитие центров разработки и коммерциализации новшеств.
Финляндия и Швеция, выбранные в качестве объектов исследования, для достижения высокого уровня инновационной активности прошли долгий и последовательный путь, результатом которого стали высокие позиции в рейтингах не только среди дру-
Удальцова
Наталья Леонидовна
канд. экон. наук, ст. преподаватель кафедры инвестиций и инноваций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Udaltsova.nl@yandex.ru
для успешного
внедрения
—высоким уровнем обучения будущих
_специалистов
_и готовностью
_государства
_и бизнеса
_инвестировать
_и внедрять
инновации
Шй
гих стран Европы, но и среди ведущих стран мира, что говорит о высокой эффективности их национальной инновационной системы. Прежде чем перейти к непосредственному анализу выбранных стран, следует отметить важную особенность, которую необходимо учитывать при исследовании национальных инновационных систем: для успешного развития и внедрения инноваций должна соблюдаться тесная взаимосвязь между развитием науки, высоким уровнем обучения персонала и будущих специалистов в учебных заведениях и готовностью государства и бизнеса инвестировать и внедрять инновации.
Обзор показателей развития Финляндии
Финляндию во всем мире признают как «страну победившего хай-тека», что небезосновательно. По объему инвестиций, вкладываемых в научные исследования, Финляндию по праву можно отнести к числу ведущих стран мира. Объем ежегодных затрат на научные исследования и разработки Финляндии гает 6,5 млрд. евро, что в процентном выраже-к ВВП страны составляет 3,87% [3]. Примерно от суммы затрат поступает от предприятий, а за счет государственных средств. Однако на научные исследования, проводимые в Финляндии, приходится лишь 0,5% всех получаемых в мире научных результатов.
Финляндия на своем опыте показала пример другим странам, разработав и приняв концепцию национальной инновационной системы, с тех пор являющейся ключевым элементом политики в области науки и технологий. Как результат принятой концепции, в Финляндии увеличилось количество организаций, базой которых служили инновации и ноу-хау и укрепились позиции предприятий, занимающихся научно-исследовательской деятельностью.
Обзор показателей развития Швеции
Швецию же на ЭКСПО-2010 СМИ назвали страной, «принесшей с собой дух инноваций». Несмотря на небольшую численность населения - 9,5 млн человек, по совокупному объему ВВП (368,4 млрд долларов) она находится на 33-м месте в мире из 183 стран [6] и на 11-м из 44 - в Европе. Причины этого
успеха страны для многих очевидны - инновационный характер экономики Швеции и высокие достижения в научно-технической области на протяжении XX столетия. Так, расходы на НИОКР в 2010 г. составили 11,1 млрд евро (3,43% от ВВП). Как уже отмечалось выше, Швеция имеет в своем активе последовательную и долгую историю инновационного развития. Но, несмотря на это, лишь только в 2005-2008 гг. она определила 4 приоритетные области для финансирования НИОКР: биотехнологии, окружающая среда, медицина и развитие так называемых «центров высоких технологий»1. Давая характеристику сегодняшнего инновационного развития Швеции, невозможно не упомянуть, что ее инновационная модель основывается на принципе «тройной спирали», означающей, что в стране действует четкая взаимосвязь между бизнес-структурами, государственными органами власти и университетами. Целью своих совместных усилий они, естественно, ставят стимулирование инноваций в тех или иных кластерах. Результатом этого взаимодействия является то, что инновационные системы регионов получают ощутимую поддержку, что, в свою очередь, развивает эти регионы во всех возможных направлениях. Таким образом, «тройная спираль» связывают цели инновационного развития общенационального и регионального уровня. Еще одним индикатором, отражающим инновационную активность страны, является доля инновационно-активных предприятий. По этому показателю Швеция несколько опередила Финляндию, имея в своем активе около 52% компаний, активно внедряющих существующие инновации. В Финляндии этот показатель равен 43%.
Многие компании этих стран активно участвуют в кооперации и иных формах делового партнерства. Так, и в Финляндии, и в Швеции доля компаний, участвующих в совместных проектах по инновационной деятельности достигает 43-44% [7]. Важным фактором, оказывающим влияние на эффективность национальной инновационной системы исследуемых стран, является степень госу-
1 «Центры высоких технологий» - соединение научно-исследовательских и коммерческих сил в интересах быстрой и эффективной коммерциализации инноваций.
Финляндия на своем опыте показала
пример другим_
странам, разработав и приняв концепцию национальной
инновационной_
системы_
_Швеция имеет
_в своем активе
последовательную и долгую историю
_инновационного
_развития
-С/
1Ый х=
дарственного регулирования инновационных процессов в стране. Важно отметить, что в Финляндии и Швеции государство играет ключевую роль в инновационном процессе: определяет направления развития страны в области инноваций, является своеобразным рычагом, стимулирующим развитие инновационной деятельности на предприятиях, создает стартовые условия для развития малого инновационного бизнеса в стране, а также непрерывно инвестирует капитал в наиболее значимые области экономики, где инновации играют определяющую роль.
Инновационная политика Финляндии
Политика Финляндии в области развития инновационной деятельности и развития НИОКР сосредоточена не только на оказании финансовой помощи инновационно-ориентированным компаниям и исследовательским организациям, но и на развитии институциональной среды, которая способствует успешной коммерциализации инноваций. Инновационный курс Финляндии в том числе наце-на социально-экономическое выравнивание различных регионов в своем развитии.
инляндии компаниям значительно легче начать развиваться в инновационном направлении, чем во многих других странах, поскольку в Финляндии существует множество государственных программ поддержки бизнеса: помощь при регистрации, предоставление займов и гарантий, привлечение региональных венчурных фондов. Также государство, со своей стороны, выполняет экспертизу инновационных проектов, и, в случае соответствия проекта приоритетным государственным направлениям, может профинансировать до 50% работ. При открытии бизнеса государство может помочь инновационному проекту, предоставляя так называемую «пошаговую» поддержку на протяжении 1-3 лет. Государственная поддержка Финляндии осуществляется в рамках правительственных программ и различных фондов, перечень которых представлен в таблице 1 ниже.
Финляндия также не упускает возможности проведения как собственных, так и международных НИОКР, используя финансовые возможности ЕС (2,5% всех затрат Финляндии на НИОКР финанси-
Таблица 1
Основные программы и инновационные центры Финляндии
Программа/инновационный центр Содействие
Правительственная программа «OSKE» (The Centre Expertise Program) Создание системы управления инновационными процессами и развитие региональной специализации
Фонд инноваций «Sitra» Инвестиции в биотехнологии, поддержка бизнес-инкубаторов
Стратегический центр инноваций (The Strategic Center for Science, Technology and Innovation) Реализация идеи и партнерской кооперации
Таблица 2 Основные участники инновационной системы Швеции
Организация Содействие
Шведский Научный Совет Поддержка фундаментальных исследований
Шведский Научный Совет для рынка труда и социальных наук Занимается исследованиями, поддерживающими всеобщее благосостояние, здравоохранение, социальное обслуживание, рынок труда и соответствующие условия труда
Шведский Научный Совет по экологии, сельскохозяйственным наукам и региональному планированию Вопросы экологии, биологии, землеведения, коммунального планирования, строительства и архитектуры, управления земельными и водными ресурсами, сохранения объектов культурной ценности
руются из средств бюджета ЕС). В течение последних семи лет эта страна участвовала более чем в 500 европейских проектах в таких областях науки, как: биология, генетические исследования, биотехнологии, нанотехнологии, изучение атмосферы и космического пространства, информационно-коммуникационные технологии, использование альтернативных источников энергии. Это далеко не полный перечень сфер науки, в которых Финляндия проявляет свою инновационную активность.
Инновационная политика Швеции
Что касается Швеции, то задачей ее инновационной политики является устойчивое развитие и формирование конкурентоспособной социально-экономической системы. Основная доля НИОКР, финансируемая государством, проводится в университетах и высших учебных заведениях. Инновационную инфраструктуру Швеции составляют организации, отмеченные в таблице 2.
Помимо этих организаций, в Швеции имеется разветвленная сеть частных и общественных органи-
успех Финляндии можно обосновать глубокой интеграцией государства, бизнеса и науки
_одной из главных
и серьезных проблем
_инновационной
_системы Швеции
_считается
относительно _невысокий уровень
дал]
ши х Е
заций, сотрудничающих с академическими учреждениями. Их цель состоит в разработке новых видов продукции, услуг, которые будут создавать основу для устойчивого экономического роста. Это такие организации, как:
• Инновационный Мост - поддерживает коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности;
• ALMI Бизнес-Партнерство - поддерживает создание бизнеса;
• Промышленный Фонд - является государственным венчурным инвестором.
Вывод
Подводя итог исследования инновационных государств Европы, необходимо акцентировать внимание на особенностях инновационной деятельности каждой из анализируемых стран. Ключом к успеху в инновационном развитии для Швеции явились длительные, широкомасштабные вложения в образование, что сказалось в дальнейшем на развитии науки и квалификации циалистов, работающих на инновационно-ориентированных предприятиях. Достигнутым успе-поспособствовала и стабильная политическая тема страны, эффективная работа институтов государственной власти. Но все эти достижения не могут не сопровождаться некоторыми проблемами, на решение которых государству потребуется немало времени и средств. Одной из главных и серьезных проблем инновационной системы Швеции считается относительно невысокий уровень высокотехнологичного производства за пределами нескольких крупных, технически передовых транснациональных корпораций. Так достижения малых инновационных предприятий за небольшим числом исключений исторически связаны с традиционными технологиями и отраслями. Успех же Финляндии можно обосновать рационально построенной системой научных организаций, долгосрочными вложениями в образование, а также глубокой интеграцией государства, бизнеса и науки, что в свою очередь обеспечивает высокий процент коммерциализации инноваций в стране. Все это в совокупности позволило Финляндии за короткое время войти в число высокоразвитых стран, эко-
номика которых всецело использует возможности V-го технологического уклада.
Литература
1. Капреева Е.Г., Тюрина В.Ю. // Инновационная деятельность. - 2011. - № 17. - С. 18-25.
2. Радченко А. Инновационная система Финляндии // Наука и технологии России. - 2009.
3. The Global Competitiveness Report 2011-2012 // World Economic Forum, 2012.
4. Global Innovation Index 2012 Edition [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. globalinnovationindex.org/gii/.
5. Innovation Union Scoreboard 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/ enterprise/policies/innovation/files/ius-2011_en.pdf.
6. Report for Selected Countries and Subjects.World Economic Outlook.Международный валютный фонд, 2011.
7. Development and Analysis of Innovation Indicators in the Nordic Countries based on CIS-surveys (revised February 2009). - NIND Project, 2009 . - P. 6-7.
Natalya L. Udaltsova
Candidate of Economic Sci, Senior Lecturer of the Academic Department of Investments and Innovations, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
Government Control of Innovative Activity Abroad
_Abstract
European countries experience in the innovative development,particularly, that of Finland and Sweden, is analyzed in the Article. Special attention is paid to the role of state in development of innovative processes in the countries under study. Practice of national innovation systems of these countries shows that an efficiency of innovative activities in the country depends on the degree of interaction level between science and business performs. It is true that effective innovative policy of Sweden and Finland is based on modern large scale state investments in science and education, and also on arrangement of necessary conditions for quick commercialization of scientific research results.
Key words: innovations, innovative policy of Sweden, innovative policy of Finland, government control, commercialization, R&D