Научная статья на тему 'Государственное регулирование импорта и экспорта в аграрной сфере в Азербайджанской республике в современных условиях'

Государственное регулирование импорта и экспорта в аграрной сфере в Азербайджанской республике в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев P.P.

In this article in conditions formation new economic relationship considered necessity implemented state regulation import and export agrarian area of Azerbaijan Republic. From this point of view analyzed current conditions import and export also defined some problems. In this article used experienced developed countries and taking into account specific features agrarian sector and put forward recommendation for solving exist problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование импорта и экспорта в аграрной сфере в Азербайджанской республике в современных условиях»

ЗАРУБЕЖНЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Государственное регулирование импорта и экспорта в аграрной сфере в Азербайджанской Республике

в современных условиях

Алиев Р.Р.*

In this article in conditions formation new economic relationship considered necessity implemented state regulation import and export agrarian area of Azerbaijan Republic. From this point of view analyzed current conditions import and export also defined some problems. In this article used experienced developed countries and taking into account specific features agrarian sector and put forward recommendation for solving exist problems.

В современных условиях для развития экономики страны необходимо обеспечить ее интеграцию в мировую экономику. В результате осуществляемой в Азербайджанской Республике внешнеэкономической политики налажены широкие связи с многими странами мира, разными структурами и сообществами. Превышение объема производства в стране сельскохозяйственной продукции над спросом на эту продукцию обуславливает выход страны на мировой рынок. Для этого государство регулирует внешнеэкономические связи путем осуществления оптимальной торговой политики. Приоритеты соотношений спрос—предложение на внутреннем рынке определяются за счет регулирования внешнеэкономических связей. При формировании любых оптимальных структур в сфере национальной экономики необходимо наличие соответствующих материальных благ (природных ресурсов, рабочей силы, инвестиционных вложений и прочих производственных факторов). Взаимозаменяемость этих факторов способствует экспорту. При этом не следует допускать экспорт сельскохозяйственной продукции в виде природного сырья.

Экспорт из республики сельскохозяйственного природного сырья, прошедшего через соответствующие производственные процессы, считается более целесообразным. Следовательно, для увеличе-

ния экспорта необходимо в первую очередь обеспечить развитие перерабатывающей промышленности с формированием новых структурных отраслей в аграрной сфере. Если дальнейшее развитие республики в аграрной сфере произойдет изолированно, то есть без усиленного развития перерабатывающей промышленности, тогда не может быть и речи об экспорте сельскохозяйственной и пищевой продукции. Несмотря на дефицит на мировом рынке сельскохозяйственной продукции с необходимыми свойствами по упаковке, ассортименту, рекламе и т.д., в зарубежных странах спрос на ту же продукцию, отличающуюся экологической чистотой, весьма высок. Именно для успешного решения подобных проблем и вступили в силу Правила регулирования импортно-экспортных операций в Азербайджанской Республике, утвержденные Указом Президента Азербайджанской Республики от 24 июня 1997 г. «О дальнейшей либерализации внешней торговли в Азербайджанской Республике».

Недостаточное развитие оптовых закупок в Азербайджанской Республике — отдельная проблема, которая приводит к серьезным трудностям, связанным с реализацией продукции по самостоятельным каналам сбыта. В начальный период экономических реформ, когда применялись экспортные сборы и импортные субсидии,

Диссертант Азербайджанского научно-исследовательского института экономики и организации сельского хозяйства.

OI

О CJ

О О О Q.

С[ со

S

н

о

0

1

о я с о т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Ol

О СЧ

О О

о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ш

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л <

S I

н

о ф

со

внешнеторговая политика государства еще больше усугубляла проблемы аграрной сферы. Лишь в последнее время приняты меры по защите местных производителей, хотя применение подобных мер оправдывает себя только в начальные этапы реформ. В соответствии с Указом Президента Азербайджанской Республики «О применении Закона Азербайджанской Республики «О государственном бюджете Азербайджанской Республики на 2001 г.» от 28 ноября 2000 г. кабинет министров Азербайджанской Республики утвердил «Ставки импортных пошлин по товарам, ввозимым на территорию Азербайджанской Республики», «Перечень товаров, облагаемых экспортным таможенным сбором при вывозе их из Азербайджанской Республики, и ставки экспортных пошлин», «Размеры таможенных сборов, взимаемых за таможенное оформление» и принял постановление от 12 апреля 2001 г. «О ставках таможенных сборов по экспортно-импортным операциям и о размерах таможенных сборов, взимаемых за таможенное оформление в Азербайджанской Республике» (со времени принятия этого постановления в него внесены разные дополнения и изменения).

Для развития внешней торговли необходимо в первую очередь обеспечить государственное регулирование экспортных операций. В последнее время в результате развития рыбоводства, являющегося одним из приоритетных сфер экономики Азербайджанской Республики, производятся высококачественные морские продукты, предназначенные для экспорта. В этих экономических условиях 6 июля 2005 г. Президент Азербайджанской Республики подписал Указ о внесении дополнений в указы Президента Азербайджанской Республики в связи с применением Указа Президента Азербайджанской Республики от 1 апреля 2005 г. «О регулировании экспорта из Азербайджанской Республики в страны Европейского союза рыбы и других морских продуктов».

По данным Государственного комитета по статистике Азербайджанской Республики, объем экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции в 2009 г. был выше соответствующих показателей за 2003 г. Так, если в 2003 г. сумма экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции составляла 127,6 млн долл., то в 2009 г. соответствующий показатель вырос до 526,2 млн долл. Несмотря на динамический рост объема экспорта, в 2008 г.

значение этого показателя зарегистрировано на уровне 533 млн долл. Это было связано со снижением объема внутреннего производства сельскохозяйственной и пищевой продукции в стране. За последнее время наблюдаются заметные изменения доли экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции в общем объеме экспорта. Основная причина этих изменений связана с ростом экспорта нефти. Это привело к тому, что удельный вес сельскохозяйственной и пищевой продукции в общем объеме экспорта, составлявший в 2003 г. 4,9 %, в 2008 г. снизился до 1,1 %, а в 2009 г. составил 3,6 %. Согласно прогнозам, в ближайшие несколько лет ожидается продолжение нынешней тенденции изменения разницы между импортом и экспортом (сальдо) в пользу импорта, однако темпы роста доли экспорта будут выше темпов роста доли импорта.

При расчете прогнозных параметров импорта следует иметь в виду, что при определении этого показателя сумма иностранных инвестиций может меняться за счет ранее импортированных технологий. Следовательно, импорт современной техники и технологий, влияющих на рост импорта, необходимо учитывать только за период их импорта. Эти расчеты основаны на принципах, которые действительно приводят к росту экспорта и сокращению импорта, а в конечном итоге — к положительному сальдо внешней торговли (разницы между экспортом и импортом). Пока трудно рассчитать на то, что упомянутые выше задачи будут решены в ближайшее время. В частности, достаточно сложно придать соответствующий мировым стандартам современный внешний вид сельскохозяйственной продукции, произведенной в Азербайджанской Республике с применением старой материально-технической базы, подвергшейся физическому и моральному износу. Такое состояние материально-технической базы негативно сказывается на ассортименте производства и конкурентоспособности разных видов сельскохозяйственной продукции. До тех пор пока техническое обеспечение производства сельскохозяйственной продукции в республике не будет отвечать требованиям мировых стандартов, объем импорта сельскохозяйственной продукции будет выше объема ее импорта.

По данным Государственного комитета по статистике Азербайджанской Рес-

публики, в 2005—2009 гг. произошли определенные изменения в структуре экспорта из страны сельскохозяйственной и пищевой продукции. Так, если в 2005 г. объем экспорта свежих овощей из республики составлял 34 тыс. тонн, то в 2009 г. соответствующий показатель был равен 63 тыс. тонн. Иными словами, объем экспорта свежих овощей возрос на 85 %. То есть объем экспорта свежих овощей в 2009 г. возрос на 29 тыс. тонн по сравнению с соответствующим показателем за 2005 г. Объем экспорта чая в 2009 г. составил 6,3 тыс. тонн, что больше соответствующих показателей за 2005 г. на 1,1 тыс. тонн, или на 21,2 %. В 2009 г. объем экспорта растительных масел из республики также возрос и составил 21,1 тыс. тонн против 18,1 тыс. тонн в 2005 г. Таким образом, в 2009 г. объем экспорта растительных масел возрос на 3 тыс. тонн, или на 16,6 %, по сравнению с соответствующим показателем за 2005 г. Объем экспорта виноградного вина в 2009 г. возрос в 2,9 раза по сравнению с соответствующим показателем за 2005 г. Наряду с отмеченными выше положительными явлениями в 2009 г. наблюдалось снижение объема экспорта сахарной свеклы, икры осетровых, крепких спиртных напитков, табака, фруктовых и овощных соков по сравнению с соответствующими показателями за 2005 г. Так, в 2009 г. объем экспорта из республики сахарной свеклы составил всего 2,6 тыс. тонн, что на 47,1 тыс. тонн меньше соответствующего показателя за 2005 г. В результате анализа стало известно, что в 2009 г. объема экспорта из республики сахарной свеклы сократился на 94,8 % по сравнению с соответствующими показателями за 2005 г.

В 2009 г. объем экспорта из республики икры осетровых составил всего 0,003 тыс. тонн, что на 70 % меньше соответствующего показателя за 2005 г. В 2009 г. объемы экспорта крепких спиртных напитков и табака оказались ниже соответствующих показателей за 2005 г. Так, в 2009 г. объем экспорта крепких спиртных напитков составил 322,9 тыс. тонн, а объем экспорта табака — 1,8 тыс. тонн. Таким образом, в 2009 г. экспорт спиртных напитков сократился на 45 %, а экспорта табака — на 76 % по сравнению с соответствующим показателем за 2005 г.

С 2005 по 2009 г. в Азербайджанской Республике наблюдался рост суммарного объема экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции. Так, если в 2005 г.

суммарный объем экспорта этих видов продукции составлял 326,9 тонны, то в 2009 г. соответствующий показатель был равен 526,2 тыс. тоннам. Значит в 2009 г. экспорт сельскохозяйственной и пищевой продукции возрос на 61 % по сравнению с соответствующим показателем за 2005 г. Следовательно, в 2005—2009 гг. в республике наблюдалось развитие экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции. В целом за эти годы, несмотря на негативное влияние ряда макроэкономических факторов (в частности, мирового экономического кризиса), наблюдался определенный прогресс.

Проведенные нами анализы позволяют сделать вывод о том, что такие виды сельскохозяйственной и пищевой продукции, как свежие овощи, чай, растительные масла и виноградные вина, ныне преобладающие в структуре экспорта из Азербайджана, и в дальнейшем останутся приоритетными. Для того чтобы сохранять постоянный спрос на эту продукцию на рынках России (СНГ), необходима устойчивая стабильность. Зависимость сельскохозяйственной и пищевой продукции только от рынков России (СНГ) приводит к возникновению серьезных рисков. В структуре экспорта из Азербайджанской Республики доля стран СНГ составляет всего 8 %, а доля других стран мира — 92 %1. Для устранения подобного риска на уровне государства должны быть приняты меры по обеспечению экспорта азербайджанской сельскохозяйственной и пищевой продукции на рынки США, европейских стран, Японии и других государств.

Сегодня уровень экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции из республики ниже уровня импорта. Структура внешней торговли в республике сельскохозяйственной и пищевой продукцией в 2009 г. — наглядное свидетельство этим реалиям.

Исходя из вышеперечисленных проблем, необходимо добиться выхода на новые рынки, имеющие собственную аудиторию потребителей. Об основных направлениях аграрной сферы следует отметить, что, поскольку сельское хозяйство отличается специфическими особенностями, не присущими другим сферам экономики, суть государственной политики в аграрной сфере должна заключаться в следующем.

1. Произведенная сельскохозяйственная продукция в первую очередь при-

О!

О СЧ

О

о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I I-

О ф

со

Ol

О СЧ

О О

о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л <

S I

н

о ф

со

влекается для выхода на рынки в условиях конкурентной борьбы. В таких экономических условиях экономические доходы большинства крестьянских (фермерских) хозяйств приближаются к нулевой отметке.

2. Спрос на сельскохозяйственную продукцию отличается своей неэластичностью. Это означает, что, несмотря на значительную себестоимость произведенной продукции, производитель старается не повышать цену реализации готовой продукции. Поэтому в подобных условиях вполне возможно, что доходы крестьянских (фермерских) хозяйств не покрывают их затраты на производство сельскохозяйственной продукции.

3. Сроки выращивания сельскохозяйственной продукции, как правило, на целый год отстают от возникновения спроса на эту продукцию. Иными словами, высокие цены на какую-либо дефицитную на рынке сельскохозяйственную продукцию стимулируют крестьянские (фермерские) хозяйства на повышение объема производства этой продукции в следующем хозяйственном году. В итоге в следующем хозяйственном году объем этой продукции, произведенный крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, превышает спрос на нее, что немедленно приводит к снижению цены. В этой ситуации доходы крестьянских (фермерских) хозяйств не покрывают их затрат на производство, и они подвергаются банкротству.

4. В результате неблагоприятных климатических условий, непогоды и рисков заболевания хозяйственный год в аграрной сфере завершается как неурожайный.

В развитых странах применяются разные формы государственной политики, цель которой заключается в поддержании крестьянских (фермерских) хозяйств. Эти меры позволяют добиться следующих целей: повышение доходности крестьянских (фермерских) хозяйств, причинение ущерба потребителям сельскохозяйственной и пищевой продукции сопровождаются серьезными общими экономическими потерями.

Применение одних из вышеперечисленных форм государственной политики с целью поддержания сельскохозяйственного производства приводит к сокращению объема производства, а применение

других форм — к росту доходов государства. Одновременно в результате проводимой государством политики создаются условия для реализации произведенной сельскохозяйственной продукции. В частности, увеличение внутреннего производства за счет государственного поддержания цен приводит к сокращению доходов государственного бюджета из этой сферы — иными словами, улучшается торговый баланс.

В развитых странах уровень доходов местных производителей регулируется путем повышения таможенных сборов с целью воздействия на рыночную среду. И в Азербайджанской Республике государство регулирует внешнеэкономические связи в соответствии с интересами местных производителей.

Поскольку Азербайджанская Республика является небольшим государством, она не в состоянии благодаря своей политике влиять на мировую экономику в целях регулирования внешнеэкономических связей. Стимулирование экспорта производимой в республике сельскохозяйственной и пищевой продукции считается приоритетом сегодняшней внешнеэкономической политики Азербайджанской Республике. Стимулирование экспорта приводит к притоку иностранной валюты в республику. По годовому объему производств сельскохозяйственной и пищевой продукции Азербайджанская Республика занимает одно из последних мест в мире.

По данным Государственного комитета по статистике Азербайджанской Республики, в 2009 г. объем производства в нашей стране разных видов сельскохозяйственной продукции оказался ниже среднемировых показателей. Поэтому у Азербайджанской Республики нет возможности влиять экспортом своей продукции на мировую экономику. В отличие от развитых стран, обладающих огромными территориями, Азербайджанская Республика по состоянию собственного производства опережает многие страны СНГ. В 2009 г. показатели объема производства зерна в Азербайджанской Республике составили 2,7 % от соответствующих показателей России. Аналогичные данные по сравнению с соответствующими показателями по другим странам составили: по сравнению с Австралией — 12,4 %, с Австрией — 63,4 %, с Беларусью — 32,7 %, с Болгарией — 93,4 %, с Великобританией — 14,6 %, с Венгрией — 21,04 %, с Германи-

ей — 6,9 %, с Италией — 14,2 %, с Казахстаном - 18,8 %, с США - 0,7 %, с Украиной -5,6 %, с Францией — 4,9 %, с Японией — 24,3 %. Подобная ситуация наблюдается и в сферах производства других сельскохозяйственных продуктов — картофеля, мяса (в живом весе), молока, мяса сливочного, яиц. По уровню производства зерна в 2009 г. Азербайджанская Республика опережала Армению — в 7,4 раза, Грузию — в 4,3 раза, Таджикистан — в 3,6 раза.

При государственном регулировании внешнеэкономической деятельности в аграрной сфере наиболее важны поэтапное сокращение импорта и увеличение экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции. Для осуществления этой политики государство должно обеспечить принятие следующих мер регулирования:

> для защиты национальных производственников импортно-экспортные операции должны регулироваться таможенными тарифами в рамках международных норм. При необходимости государством должны быть установлены квоты на импорт разных видов продукции;

> для импорта некоторых видов сельскохозяйственной и пищевой продукции необходимо сформировать дифференцированный таможенный режим. В этой связи необходимо обеспечить льготные условия импорта машин и оборудования, инструментов, технологических средств, необходимых для производства и переработки продовольственной продукции, а также оборудования сельскохозяйственного машиностроения, которые не производятся в республике;

> в целях интеграции и кооперации связей для формирования аграрного рынка необходимо осуществлять меры государственной поддержки;

> необходимо стимулировать кооперационные и интеграционные связи с зарубежными партнерами — в частности, усиливать связи с производственными комплексами в аграрной сфере в государствах — членах СНГ;

> необходимо увеличить объем экспорта производимой в стране сельскохозяйственной продукции и совершенствовать инфраструктуру экспорта.

В современных экономических условиях формирования в республике аграрного рынка наблюдаются позитивные тенденции в развитии внешнеэкономических связей. Решение актуальных про-

блем, эффективные результаты исполнения межгосударственных программ развития, проведение согласованной с государствами — членами СНГ, в частности, с государствами — членами Организации Черноморского экономического сотрудничества и государствами — членами ГУАМ таможенной политики привели к созданию благоприятных условий для внешней торговли произведенной сельскохозяйственной продукции в целях углубления экономических связей с зарубежными странами с учетом практики положительного влияния аграрных реформ на сельскохозяйственное производство. С 1992 г. действует Организация Черноморского экономического сотрудничества, созданная по инициативе Турции, объединяющая 11 стран, включая Азербайджанскую Республику. Цель указанных организаций заключается в усилении экономических связей стран-членов, налаживании более эффективного и выгодного сотрудничества. Они принимают участие в деятельности ВТО в качестве наблюдателей. В регулировании взаимоотношений между странами — участниками процесса международной экономической интеграции применяются международные валютные механизмы. Закон Азербайджанской Республики «Об утверждении Рамочного соглашения о торговом сотрудничестве с Организацией экономического сотрудничества» 6 апреля 2004 г. был подписан Президентом Азербайджанской Республики и вступил в силу.

Для развития внешнеэкономических отношений республики в аграрной сфере необходимо предусмотреть расширение научно-технических и экономических связей с каждым государством-партнером. Поэтому представляется целесообразным налаживать тесное сотрудничество со всеми странами, с которыми возможно поддерживать экономические связи, обеспечить развитие сельскохозяйственного производства за счет импорта технического оборудования (машин), которые не производятся в Азербайджанской Республике. Этот процесс должен осуществляться с учетом защиты экономических интересов национальных производителей сельскохозяйственной и пищевой продукции. Для этого государство должно применять следующие меры: 1) для устранения дефицита на внутреннем рынке сельскохозяйственной продукции, производимой в Азербай-

(0 О!

О СЧ

О О О О.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ol

О СЧ

джанской Республике, необходимо осуществлять протекционистскую политику, позволяющую добиться сокращения импорта в страну сельскохозяйственной и пищевой продукции по сравнению с экспортом;

2) в целях стимулирования экспорта необходимо увеличить объем производства в республике сельскохозяйственной и пищевой продукции, совершенствовать таможенное законодательство, не нарушающее стабильность внутреннего рынка. Применяя подобные меры защиты, необходимо установить конкретные сроки начала и окончания этих мер, определить ставки таможенных пошлин исходя из наименьших цен на продукцию с применением конкретной формы государственного регулирования. При определении наименьших цен необходимо исходить из реальных цен, действующих на внутреннем рынке республики. При осуществлении мер регулирования государство должно направить часть импортных таможенных пошлин на развитие сельскохозяйственного производства в качест-

ве государственной поддержки данной отрасли.

Для развития сельскохозяйственного производства в республике необходимо обеспечить поддержку экспорту на государственном уровне и совершенствовать структуру импорта. В частности, в структуру импорта необходимо включить не только те виды пищевой продукции, которые не производятся в республике, но и машины, оборудование, технику, удобрения и иные средства, необходимые для производства пригодной для экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции.

Сельскохозяйственная и пищевая продукция, поставляемая Азербайджанской Республикой на мировой рынок, отличается в первую очередь своей экологической чистотой. Жесткий государственный контроль над внешней торговлей основных видов сельскохозяйственной и пищевой продукции, произведенной в аграрной сфере, и меры регулирования экспорта оказывают в основном стимулирующее воздействие на предпринимателей, производящих продукцию, предназначенную для экспорта.

Литература и примечания

1. Статистические данные Азербайджана / Государственный статистический комитет Азербайджанской Республики. Баку: Сада, 2010. С. 840.

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф vo

>5

О *

О ф

У S

2

0

1

о *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.