Научная статья на тему 'Государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности в рекреационных зонах региона'

Государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности в рекреационных зонах региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
799
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / РЕКРЕАЦИЯ / RECREATION / РЕКРЕАЦИОННАЯ ЗОНА / RECREATION AREA / РЕКРЕАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / RECREATION SERVICES / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курочкина Анна Александровна, Суслова Юлия Юрьевна, Яброва Ольга Александровна

Рассматриваются вопросы государственного регулирования развития рекреационных зон в регионе, с помощью которого предлагается решить комплекс проблем, связанных с развитием предпринимательской деятельности в сфере предоставления рекреационных услуг населению. Определены ключевые направления государственной поддержки предпринимательства в рекреационных зонах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курочкина Анна Александровна, Суслова Юлия Юрьевна, Яброва Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation and support of entrepreneurial activities in recreation areas as factor of regional dimensional expansion

In the article a state regulation of development of recreation areas in a region is considered, by which is offered to solve complex problems, related with a development of entrepreneurial activities in the sphere of provision of recreation public services, the key lines of state support of entrepreneurship in recreation areas are defined.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности в рекреационных зонах региона»

Региональная и отраслевая экономика

УДК 658.: 005.582:379.85

А.А. Курочкина, Ю.Ю. Суслова, О.А. Яброва

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОНАХ РЕГИОНА

A.A. Kurochkina, Yu.Yu. Suslova, O.A. Yabrova

STATE REGULATION AND SUPPORT OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES

IN RECREATION AREAS AS FACTOR OF REGIONAL DIMENSIONAL EXPANSION

Рассматриваются вопросы государственного регулирования развития рекреационных зон в регионе, с помощью которого предлагается решить комплекс проблем, связанных с развитием предпринимательской деятельности в сфере предоставления рекреационных услуг населению. Определены ключевые направления государственной поддержки предпринимательства в рекреационных зонах.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. РЕКРЕАЦИЯ. РЕКРЕАЦИОННАЯ ЗОНА. РЕКРЕАЦИОННЫЕ УСЛУГИ. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

In the article a state regulation of development of recreation areas in a region is considered, by which is offered to solve complex problems, related with a development of entrepreneurial activities in the sphere of provision of recreation public services, the key lines of state support of entrepreneurship in recreation areas are defined.

STATE REGULATION. RECREATION. RECREATION AREA. RECREATION SERVICES. ENTREPRENEURSHIP. ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES.

Функция государства в процессе формирования механизма государственного регулирования носит двуединый характер: с одной стороны, заинтересованное в повышении эффективности региональной экономики государство должно стимулировать рыночные отношения как более благоприятные для создания эффективной экономики, с другой — с учетом того что рынок не в состоянии решить многие социальные и экологические проблемы, государство призвано противодействовать абсолютизации рыночных отношений.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности мы понимаем деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию госу-

дарственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности. Прямые (административные) методы — средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся: государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей; государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; налогообложение; лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности; выдача предписаний антимонопольным органом и т. д. [6]. Косвенные методы — экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию пове-

дения хозяйствующих субъектов. К ним относятся: прогнозирование и планирование; предоставление налоговых льгот; льготное кредитование; государственный (муниципальный) заказ и др.

Важнейшими элементами реализации функции государственного регулирования являются разработка государственных региональных программ и их финансирование [6]. Решение проблем, связанных с развитием рекреационных зон региона, невозможно без межотраслевой и межрегиональной координации действий, концентрации ресурсов и их использования в соответствии с логикой достижения поставленных целей. Чтобы реализовать принцип целевого управления, необходимо использовать программно-целевой подход к разработке и внедрению системы мероприятий, регулирующих региональный воспроизводственный процесс.

Следует различать туристско-рекреацион-ные зоны как вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма, и рекреационные зоны, создаваемые практически в каждом регионе. Постановлениями Правительства РФ создано семь особых экономических зон ту-ристско-рекреационного типа: в Калининградской области — «Куршская коса» (Постановление Правительства России № 73 от 03.02.2007 г., отменено в декабре 2012 года Постановлением Правительства РФ № 201 от 31.03.2010 г.; в Краснодарском крае (Постановление Правительства России № 70 от 03.02.2007 г.); в Ставропольском крае — «Кавказские минеральные воды» (Постановление Правительства РФ № 71 от 03.02.2007 г.); в Алтайском крае — «Бирюзовая Катунь» (Постановление Правительства РФ № 69 от 03.02.2007 г.); в Республике Алтай — «Алтайская долина» (Постановление Правительства РФ № 67 от 03.02.2007 г.); в Республике Бурятия — «Байкальская гавань» (Постановление Правительства РФ № 68 от 03.02.2007 г.); в Иркутской области — ОЭЗ на территории п. Листвянка (Постановление Правительства РФ № 72 от 03.02.2007 г.); в Приморском крае — на территории острова Русский (Постановление Правительства РФ № 201 от 31.03.2010 г.).

Создание туристско-рекреационных зон способствует обеспечению благоприятного

инвестиционного климата в России, появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития. По расчетам Министерства экономического развития и торговли РФ федеральный бюджет потратит до 2026 г. на туристско-рекреационные зоны 44,5 млрд р., бизнес вложит в них более 270 млрд р., а налоговые поступления достигнут почти 260 млрд р. Поток туристов на эти территории вырастет с 3 млн до 9,7 млн чел. А вклад туризма в ВВП уже к 2016 г. увеличится почти с нуля до 2 %, а с учетом мультипликативного эффекта — до 9 % [10].

Под рекреационными зонами региона мы понимаем зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также иные территории, используемые и предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. В составе рекреационных зон могут выделяться озелененные территории общего пользования, зоны массового отдыха и курортные, зоны особо охраняемых природных территорий и расположенные на них объекты, а также зоны садово-дачной застройки, если их использование носит сезонный характер и по степени благоустройства и инженерного оборудования они не могут быть отнесены к жилым зонам.

Рекреационные зоны включают в себя не только элементы городской среды (земли общего пользования), но и специализированные пространства с элементами природной и урбанизированной среды, обладающие ценными экологическими и эстетическими свойствами, объектами культурного наследия, обладающие исторической и художественной ценностью, а также природными лечебными факторами, которые могут использоваться для организации различных видов туристско-рекреацион-ной деятельности. Они образуют территориальные рекреационные системы с различной рекреационной специализацией, различного масштаба и подразделяются на четыре типа: рекреационно-лечебный, рекреационно-оздо-ровительный, рекреационно-спортивный и ре-креационно-познавательный (культурное наследие, события и праздники, ремесла и промыслы).

Интересы субъектов регионального воспроизводственного процесса, связанных с функционированием рекреационных зон региона

Субъекты Снятие экологической нагрузки Развитие производственной инфраструктуры Развитие социально - бытовой инфраструктуры Федеральные налоги Местные налоги Подоходный налог с населения Федеральные дотации Кредитные ставки Участие в реализации федеральных программ Прямое участие во внешнеэкономических связях

1. Федеральные органы власти - — — + — + — + + —

2. Администрация государственных предприятий — — — — — — + — + +

3. Акционерные и частные компании — + — — — — + — + +

4. Субъекты финансового рынка — + — — — — + + + +

5. Региональные органы власти + + + — + + + — + +

6. Работники государственных предприятий + + + — — — + — + +

7. Предприниматели — + + — — — + — + +

8. Население + + + — + + — + + —

Одной из форм региональных комплексных программ является программа формирования рекреационных зон с целью привлечения иностранного капитала и выхода на мировой рынок рекреационных услуг. Создание рекреационной зоны означает возможность для иностранного инвестора — снизить риски ведения бизнеса в условиях повышенной нестабильности; для правительства региона — оказать поддержку рекреационной индустрии; для населения, живущего на территории рекреационной зоны, — поднять уровень своих доходов, получить новую работу, приблизиться к стандартам жизни, характерным для развитых стран; для самой территории — получить инвестиции для развития экономики, укрепить финансовообразующие структуры региона [7].

Эффективность регионального воспроизводственного процесса определяется взаимодействием его участников и взаимодействием различных уровней управления, реализующих свои интересы на территории при помощи соответствующего механизма государственного регулирования. Различия интересов субъектов региональной экономики,

участвующих в экономических, финансовых, инвестиционных и других процессах на территории региона, имеют характер противоречий, и главное требование к механизму государственного регулирования общественным воспроизводством состоит в создании таких условий деятельности, при которых достигается определенный баланс интересов и возникновение диспропорций в результате ущемления интересов отдельных субъектов экономических отношений ощущается другими субъектами [9].

Важнейшей предпосылкой создания механизма государственного регулирования, обеспечивающего согласование интересов и целей различных субъектов региональной экономики, является анализ, позволяющий выявить степень совпадения или несовпадения интересов различных управленческих структур, определить, какие из них носят противоречивый, конфликтный характер и могут усилить напряженность в регионе. В таблице отражены важнейшие интересы различных субъектов регионального воспроизводственного процесса. Элементы матрицы позволяют выявить субъекты хозяйственных

отношений, интересы которых совпадают при возникновении регулирующих воздействий или реализации различных мероприятий, направленных на формирование и развитие рекреационных зон региона.

Можно предложить два источника средств, направленных на ускорение развития рекреационных зон региона: внешние инвестиции (экзогенный источник) и внутренние инвестиции (эндогенный источник). Методы стимулирования эндогенного развития связаны, в основном, с активизацией внутреннего потенциала территории, включающего природные ресурсы, экономическую среду (производство, транспорт, коммуникации, накопленный экономический капитал) и состояние трудовых ресурсов (квалификация, образование, предприимчивость, творческий потенциал населения).

Выбору методов воздействия на эндогенное развитие рекреационных зон должен предшествовать анализ ресурсного и производственного потенциалов территории, а также пространственный анализ условий жизни и предпринимательства. Следует отметить, что эндогенное развитие в регионе должно базироваться на интенсификации человеческого капитала, что требует субсидий в управленческую, инновационную и предпринимательскую деятельность, свободное обучение новым технологиям. В этой связи предлагается к возможным методам государственного регулирования эндогенного регионального развития рекреационной сферы отнести:

— прямое государственное регулирование;

— стимулирование сектора услуг;

— поддержку малого и среднего предпринимательства;

— создание специальных зон [7]. Требования для реализации инвестиционных проектов в сфере рекреации определяются конечными внешними потребностями создания (строительства) и эксплуатации объектов рекреационной деятельности. Эти потребности можно рассматривать как возможные варианты интенсивного и экстенсивного функционирования экономических систем и объектов в регионе.

Применительно к региональной экономике механизм государственно-частного партнерства сегодня наиболее часто используется для реализации масштабных инфраструктурных

проектов в области строительства автомагистралей, жилищно-коммунального хозяйства, водоснабжения и очистки сточных вод. Все более популярным становится его использование для формирования кластерной экономики регионов, реализации возможностей государственных научных организаций, инновационного предпринимательства [1]. Необходимо, кроме того, создать общие социальные, экономические, организационные, правовые предпосылки, а также условия перехода к воспроизводству рекреационных организационно-правовых структур интенсивного типа. Среди таких предпосылок важнейшее место может принадлежать сбалансированности рекреационного цикла. Структура затрат при этом должна обеспечивать необходимую по условиям интенсивного развития пропорциональность между введением новых объектов и эксплуатацией и совершенствованием существующих объектов сферы рекреации.

Другой важной предпосылкой формирования эффективного механизма регулирования и развития рекреационной сферы является наличие развитой рекреационной инфраструктуры в виде систем материально -технического, финансового и информационного обеспечения, фондов социального страхования, маркетинга. Развитая рекреационная инфраструктура может успешно обеспечивать организационное и экономическое объединение рекреантов с объектами ку-рортно-туристического комплекса в регионе, а также эффективное использование социально-экономических результатов.

Сбалансированность ресурсной базы, вместе с тем, может быть определена рациональным использованием существующего комплекса курортно-туристических услуг и созданием необходимых в будущем нетрадиционных и новых рекреационных услуг, с ориентацией рекреационной деятельности, прежде всего, на обеспечение сильных экономических позиций на развитых сегментах рекреационного рынка.

Под рекреационной услугой понимают выгодное, т. е. производящееся за плату полезное действие, выполняемое специфическим образом организованным предприятием, направленное на удовлетворение потребностей человека в восстановлении утрачен-

ных сил путем кратковременного изменения места своего проживания или в месте проживания с целью лечения, отдыха, развлечений, получения новых впечатлений и познавательной целью [2].

Многообразие видов отдыха, различная их технология, требующая особых средств отдыха, и характер используемых ресурсов определяют и разнообразие предприятий, обеспечивающих различные виды отдыха. Их называют рекреационными предприятиями. Все эти предприятия и связанные с ними структуры образуют особую отрасль народного хозяйства — рекреационное хозяйство (рекреационный комплекс), главная задача которого — обслуживание отдыхающих как в месте, так и вне постоянного места их проживания [3].

В этой связи следует отметить, что рекреационная зона является сложным элементом территориальной структуры, напрямую участвующим в воспроизводстве рабочей силы и обладающим специфичным хозяйственным механизмом. В работах ведущих экономистов [2, 4] сформулированы основные функции, присущие рекреационной зоне: это воспроизводство (восстановление) рабочей силы, которое в свою очередь делится на понятие чистого отдыха и санаторно-курортного лечения, и источник доходной части бюджетов всех уровней, что предопределяет необходимость создания рекреационной индустрии, которая таким образом позволяет изымать у населения часть накоплений.

Ключевым элементом экономического механизма рекреационной зоны является рекреационная индустрия, которую можно определить как совокупность предприятий производственных и непроизводственных отраслей, функционирующих с целью оказания эффективных рекреационных услуг населению, а также для социальной защищенности и жизнеобеспечения постоянного населения рекреационной зоны.

В изменившихся экономических и социальных условиях по-новому должны строиться отношения между государством и хозяйственными субъектами при решении финансово-экономических вопросов социальной политики. Это требует включения в стратегию развития рекреационных зон

региона широкого круга социальных задач. Государство финансирует и регулирует такие важнейшие социальные области, как социальное страхование, образование, здравоохранение, при этом вкладывает средства в развитие таких объектов социальной инфраструктуры, как дорожное строительство, реконструкция городов. При этом особого внимания требуют проведение широкомасштабных природоохранных мероприятий и создание механизма контроля над реализацией решений в этой области. Государство должно также приступить к составлению таких социальных программ, в задачи которых должно войти создание предпосылок для воздействия социальных потребностей на развитие рекреационной деятельности в регионах.

В создании и эффективном использовании механизма регулирования рекреационной деятельности государство должно сыграть значительную роль: наряду с формированием стратегий развития рекреационных зон и выбора приоритетных направлений должна быть разработана действенная система налоговых и амортизационных льгот, займов и кредитов, ориентирующих и стимулирующих частный сектор на создание, освоение и дальнейшее развитие новейших технологий по организации среды для отдыха.

Важным звеном государственной стратегии развития рекреационного процесса является создание механизма согласования интересов хозяйствующих субъектов, федеральных и местных властей на основе интенсивного обмена информацией. Ни одно крупное решение в сфере развития курортно-турис-тических комплексов не должно обходиться без такого многоступенчатого процесса, преследующего цель выработки наиболее приемлемого, скоординированного с возможно большим числом экономических субъектов варианта стратегии. В то же время ограниченность государственных ресурсов и более широкое использование механизмов государственно-частного партнерства обусловливает стратегическую необходимость дифференцированного подхода к выбору объектов рекреации в регионе.

Основными критериями выбора надлежащих методов и форм механизма государственного регулирования предпринимательской

деятельности в рекреационных зонах, по нашему мнению, следует считать:

— для рекреационной деятельности, обеспечивающей отечественным продуктам рекреации выход на мировой уровень, — прямые методы государственного участия, означающие концентрацию материальных и финансовых ресурсов на этих направлениях (в этих целях разрабатываются целевые программы, реализуемые с помощью государственных заказов и на контрактной основе);

— для остальных направлений рекреационной деятельности — создание благоприятной экономической и правовой среды в целях массового применения отечественных рекреационных технологий на практике или адаптации в рекреационном процессе зарубежных достижений (такие условия формируются с помощью косвенных методов регулирования).

В то же время при осуществлении указанных процедур обязательно должна найти место стимулирующая роль государственного регулирования. Она заключается в необходимости соединить в данном контракте интересы производителей и потребителей рекреационных продуктов, инноваций в русле активизации рекреационной деятельности. Это требование, на наш взгляд, достижимо с помощью разработки рационального взаимодействия элементов механизма льготного налогового и кредитного регулирования, установления пониженных ставок экспортных пошлин и тарифов, создания благоприятного инвестиционного климата. При этом важно учитывать и то, что региональные органы власти предоставляют для реорганизации, реконструкции или создания и строительства новых объектов рекреации уже существующие помещения, оборудование, инфраструктуру, землю. Сформированные таким образом новые объекты рекреации при существенно малых капитальных вложениях будут эффективны и станут источниками реинвестиций для рекреационных зон [8].

Совершенствование механизма государ -ственного регулирования предпринимательской деятельности в рекреационных зонах должно ориентироваться на разработку и реализацию целевых программ развития услуг определенного вида. При этом необходимы определение наиболее важных направлений развития рекреационной сферы и разработка

отраслевой системы приоритетов на уровне предпринимательских структур. Только после этого возможно формирование предложений к целевым программам и поиск заинтересованных финансово-кредитных учреждений. Под обоснованные приоритеты разрабатываются соответствующие механизмы стимулирования, заключаются инвестиционные соглашения по наиболее крупным проектам, которые должны реализоваться с помощью консолидированного взаимодействия государства и частного капитала в рамках целевых программ различного срока действия.

Моделирование процессов развития каждого вида рекреационных услуг должно происходить с позиций: создания определенной ситуации на рынке, складывающейся из потребительского спроса на услуги, исходящего как из потребностей, так и возможностей населения; изменения структуры потребления рекреационных услуг; цены за реализуемые услуги; сертификации потребителей по уровням доходов. Выполнение этих задач является задачей государственного регулирования, при реализации которого необходимо взаимодействие всех звеньев федеральных органов управления между собой и с региональными органами. В связи с этим резко возрастает значимость управленческих решений по масштабам, темпам, структуре производства рекреационных услуг, конъюнктуре рынка и другим характеристикам на перспективу, что требует постоянного пересмотра и уточнения целей, задач, имеющихся разработок с учетом особенностей социально-экономического положения региона.

Кроме того, содержание нормативно -правовой базы также должно быть ориентировано на стимулирование конкуренции в процессе развития рекреационной сферы, например в рамках развития рекреационной зоны посредством создания благоприятного режима хозяйствования. Это связано непосредственно с привлечением предпринимателей, занимающихся малым и средним бизнесом, в рекреационную сферу, и с регулированием регионального рынка рекреационных услуг и инвестиций за счет применения пониженных ставок налогообложения. В условиях последовательного снижения размеров федерального финансирования региональных бюджетов необходимы повышение степени

самостоятельности и ответственности бюджетов нижнего уровня, т. е. местных властей в решении задач рекреационной сферы, и создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности в сфере предоставления рекреационных услуг. За счет развития собственных рекреационных зон посредством инвестирования и поддержки можно компенсировать потерю доходов, вызванную снижением дотаций из средств федерального бюджета.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что регионы с более высоким уровнем диверсификации налогооблагаемой базы обладают большими возможностями в обеспечении пополнения доходной базы местных бюджетов. Все это предопределяет необходимость перестройки налоговой системы с учетом территориальных социально-экономических особенностей не столько в сторону увеличения налоговых послаблений, сколько — диверсификации налоговых источников и расширения налоговой базы территорий за счет развития предпринимательской деятельности в рекреационной сфере, что позволит, например, сгладить отрицательные последствия экономической нестабильности в регионе.

Таким образом, в ходе совершенствования механизма государственного регулирования развития рекреационной сферы можно рекомендовать использование зарубежного опыта с точки зрения, например, повышения роли бюджетной системы региона за счет перераспределения функций управления и финансовых средств, а также ответственности в пользу местных органов власти с соответствующими изменениями в нормативно-правовой базе, регулирующей бюджетные отношения в регионах, а также использования циклов деловой активности в процессах определения и установления налогов и ставок налогообложения. В качестве основных направлений поддержки предпринимательской деятельности в сфере предоставления рекреационных услуг могут быть маркетинговые программы, финансовая поддержка, образовательные программы и информационное обеспечение, стимулирование предпринимательства.

Организация поддержки предпринимательства должна осуществляться органами исполнительной власти на региональном и муниципальном уровнях, для чего могут

быть созданы специальные комиссии по развитию рекреационных зон региона. Главной целью таких комиссий является стимулирование бизнеса и способствование его развитию в сфере предоставления рекреационных услуг, имеющих спрос исключительно на данной территории, а также создание дополнительных рабочих мест. Через комиссии может осуществляться развитие и размещение производительных сил в рамках конкретных территориальных образований с учетом их социально-экономических особенностей. Государственная структура по поддержке развития рекреационной сферы стоит рядом с такими известными формами косвенного регулирования, как фискальная, денежно-кредитная, бюджетная, и включается в общую систему государственной экономической политики как полноценный и полноправный инструмент ее реализации. При этом направления деятельности региональных комиссий по развитию рекреационных зон региона должны включать:

— выделение льготных кредитов и государ -ственных кредитных гарантий для малого и среднего бизнеса в сфере предоставления рекреационных услуг;

— прямую поддержку в форме подготовки специалистов в специализированных центрах и на рабочих местах;

— прямую консалтинговую помощь через оказание и оплату консультационных и проектных услуг (юридические консультации при регистрации предприятий и организаций; организационно-финансовый поиск и рекомендации потенциальных инвесторов; составление бизнес-планов; предоставление маркетинговых консультаций; помощь в области анализа денежных потоков и оптимизации налоговых платежей; проведение части инженерных разработок; разъяснение официальных финансовых и правовых документов);

— оказание хозяйственной административной помощи в виде льготной аренды помещений.

Кроме того, большое значение имеет поддержка, осуществляемая через программы, ориентированные на повышение конкурентных позиций региона за счет развития рекреационных зон, что способствует улучшению качества жизни населения этих территорий и экономического потенциала в целом.

В рамках таких целевых программ могут реализовываться конкретные проекты по следующей схеме: разработка самой программы и выделение финансовых средств, выявление основных целей, формирование команды участников, сбор информации и ее оценка, решение вопросов реализации проекта программы, создание организационных структур. Поддержка при этом должна оказываться как уже функционирующим предприятиям, так и вновь создаваемым, причем степень льгот-ности осуществления программ зависит от их состава и насущной необходимости для конкретных территорий региона и предпринимательских структур, оказывающих определенные виды рекреационных услуг.

При разработке принципов участия государственных структур в поддержке предпринимателей в рекреационной сфере необходимы последовательность и завершенность схемы взаимоотношений.

Основным гарантом сбалансированности интересов государства и предпринимательских структур, оказывающих определенные виды рекреационных услуг, могут выступать общественные организации, объединяющие официально всех представителей данной сферы, которые не только гарантируют репутацию участников, но и стимулируют их участие в выработке государственной политики и принятии взаимовыгодных решений. Эти общественные организации должны иметь прямой выход на государственные органы всех уровней.

Для предпринимательской деятельности большое значение имеет система льготного финансирования, которая должна быть построена таким образом, чтобы представители малого и среднего бизнеса в рекреационной сфере могли прибегнуть к ней только в том случае, если они исчерпали все возможности самостоятельного поиска средств. В то же время необходимо, чтобы претендент на финансовую помощь соответствовал требованиям, предъявляемым государственными целевыми социально-экономическими программами развития приоритетных видов рекреационных услуг на конкретной территории. Система финансовой поддержки может строиться на следующих принципах: — жесткий отбор проектов и достаточно сложная процедура обоснования права на

заем с учетом достоинств каждого конкретного проекта развития рекреационной зоны региона;

— подбор индивидуального механизма выдачи и возврата кредита, который бы отвечал возможностям предприятия рекреационной сферы с тем, чтобы риск банкротства и невозврата средств сводился к минимуму;

— распределение ответственности за выдаваемый кредит между государственными и предпринимательскими структурами, а также общественными организациями.

Отметим, что кроме финансовой поддержки предпринимательских структур, производящих определенные виды рекреационных услуг, необходима поддержка в консультировании, работе с кадрами, информационная и научно-техническая поддержка. Необходимость государственной помощи малым предприятиям определяется отсутствием у них возможности модернизации своей производственной базы, проведения широких маркетинговых исследований, масштабной мобилизации финансовых ресурсов. При этом цели государственной поддержки рекреационной сферы должны корректироваться в соответствии с общеэкономическими условиями на уровне страны и региона и состоят в расчете потребностей населения в рекреационных услугах и расчете потребностей в создании инфраструктуры и материально-технической базы рекреационной зоны.

По этой причине особый интерес могут представлять соответствующие данные по рекреационным зонам региона, анализ числа и результатов деятельности предприятий малого бизнеса, предоставляющих рекреационные услуги по отдельным видам, выявление различий в динамике развития. Такой подход стимулирует разработку программы поддержки предприятий малого бизнеса, предоставляющих рекреационные услуги, и активизирует деятельность властных структур в виде обоснования дополнительных мероприятий по выравниванию складывающихся диспропорций. Знание такой информации должно повышать интерес администраций территорий не только с точки зрения сохранения количества устойчиво функционирующих предприятий рекреационной сферы, но и с позиций разработки политики выборочной поддержки тех производителей рекреа-

ционных услуг, которые своей деятельностью, в первую очередь, способствуют решению местных проблем.

Особенности размещения предприятий рекреационной сферы позволяют дифференцированно подходить к поддержке предпринимательских структур, оказывающих рекреационные услуги со стороны муниципального образования, что способствует устойчивому развитию данной сферы и выделению приоритетных направлений и форм поддержки. По мере накопления информационного материала, системного анализа нормативно-правовой базы формируются задачи оценки качества принимаемых нормативно-правовых документов, регулирующих развитие рекреационных зон региона, оценка эффективности льгот, предоставленных предприятиям рекреационной сферы со стороны администрации, и корректировка приоритетных направлений поддержки. Как показывает практика, наиболее актуальными направлениями поддержки со стороны административных структур предприятиям рекреационной сферы, особенно малым и средним, являются: льготные налоговые, арендные и прочие условия, четкость схемы финансовой помощи, объективный отбор проектов по развитию рекреационной зоны для инвестирования, организационная помощь в сбыте услуг, ликвидация криминальных структур.

Выявление сферы взаимных интересов региональной администрации и предпринимательских структур рекреационных зон, их характеристики и структуры для разных территориальных образований могут дифференцироваться. Это предопределяет необходимость формирования организационно-экономических схем, обеспечивающих сочетание и реализацию этих интересов на основе признания равноправности частных, территориальных и государственных интересов, что является основной задачей координирующих органов. В большинстве случаев необходимы углубленный анализ полученных результатов и использование практического опыта лиц, ответственных за принятие решения о выборе способа взаимодействия различных структур, способствующих развитию рекреационной сферы.

Таким образом, на основе результатов исследования особенностей и специфики государственного регулирования предпринимательских структур рекреационной сферы, воздействия внешней среды, взаимодействия экономических субъектов и внутрифирменных отношений формируются цели развития рекреационных зон региона, которые могут быть реализованы посредством механизма регулирования развития рекреационных зон региона, функциональное содержание которого показано на схеме.

Программно-целевое развитие рекреационных зон на определенных территориях Организационно-структурное, кадровое, информационное обеспечение развития рекреационных зон Финансовая составляющая механизма развития рекреационных зон Маркетинговая составляющая развития рекреационных зон Стимулирование развития предпринимательских структур в рекреационных зонах

СОСТАВЛЯЮЩИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИР( ЗВАНИЯ РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН РЕГИОНА

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН

Моделирование, прогнозирование Специализация, кооперирование, интеграция, оптимизация Ресурсное обеспечение, распределение функций и задач Учет, мониторинг, экспертиза проектов развития Кредиты, дотации, штрафы и т. д. Координация, стабилизация, диспетчиро-вание Оптимизация способов взаимодействия экономических субъектов в рекреационных зонах

Механизм регулирования развития рекреационных зон региона (функциональное содержание)

Отметим, что целенаправленная деятельность органов управления обеспечивает выполнение необходимых мероприятий по достижению целей развития рекреационных зон и корректируется на основе получаемой информации, наличия и возможностей имеющихся ресурсов, результатов ведения совместной деятельности. Безусловно, основой регулирования является решение, которое определяет состав, порядок и способы выполнения различными структурами совместных задач по развитию рекреационной сферы региона. Сущность регулирования базируется на следующих понятиях: организационная структура, мероприятия по совместной деятельности, информация о результатах деятельности по развитию рекреационных зон региона. При этом организационная структура определяет уровни регулирования, их взаимосвязь, права и ответственность, а мероприятия по совместной деятельности должны быть направлены на согласование порядка взаимодействия, обеспечение взаимодействия и его поддержку.

Таким образом, разработка концептуальных положений и направленности государственного регулирования предпринимательской деятельности в рекреационных зонах позволяют сделать следующие выводы:

— решение задачи пространственного развития региона означает формирование таких соотношений и пропорций между отдельными элементами социально-экономического комплекса, которые бы создавали условия для эффективного включения региона в территориальное разделение труда и решения внутрирегиональных проблем, обеспечивающих последовательное развитие социальной сферы;

— формирование рекреационных зон в регионе, специализирующихся на оказании различного рода рекреационных услуг, создает конкурентную среду, формирует эффективные направления инвестирования, оживляет внешнеэкономическую деятельность, помогает занять региону должное место на мировом рынке рекреационных услуг;

— формирование механизма государственного регулирования предпринимательской деятельности в рекреационных зонах региона должно исходить из четкого разграничения властных функций и правовой компетенции

между всеми уровнями территориальной системы на основе децентрализации системы управления, расширения самостоятельности и повышения ответственности всех региональных субъектов хозяйственной деятельности, усиления экономической взаимосвязи между результативностью деятельности отдельных звеньев региональной системы и ресурсными возможностями ее развития, реализации норм рационального природопользования и нормализации экологической обстановки;

— предлагается использовать два источника средств, направленных на ускорение развития рекреационных зон региона: внешние инвестиции (экзогенный источник) и внутренние инвестиции (эндогенный источник). Методы стимулирования эндогенного развития связаны, в основном, с активизацией внутреннего потенциала территории, включающего природные ресурсы, экономическую среду (производство, транспорт, коммуникации, накопленный экономический капитал) и состояние трудовых ресурсов (квалификация, образование, предприимчивость, творческий потенциал населения);

— для совершенствования механизма государственного регулирования развития рекреационной сферы можно рекомендовать повышение роли бюджетной системы региона за счет перераспределения функций управления и финансовых средств, а также ответственности в пользу местных органов власти с соответствующими изменениями в нормативно-правовой базе, регулирующей бюджетные отношения в регионах, а также использование циклов деловой активности в процессах определения и установления налогов и ставок налогообложения;

— организация поддержки предпринимательства должна осуществляться органами исполнительной власти на региональном и муниципальном уровнях, для чего могут быть созданы специальные комиссии по развитию рекреационных зон региона, деятельность которых должна заключаться в следующем: выделении льготных кредитов и государственных кредитных гарантий для малого и среднего бизнеса в сфере предоставления рекреационных услуг; прямой поддержке в форме подготовки специалистов в специализированных центрах и на рабочих местах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

консалтинговой помощи через оказание и оплату консультационных и проектных услуг; юридических консультациях; организационно-финансовом поиске и составлении бизнес-планов; предоставлении маркетинговых консультаций; помощи в области анализа

денежных потоков и оптимизации налоговых платежей; проведении части инженерных разработок; разъяснении официальных финансовых и правовых документов; оказании хозяйственной административной помощи в виде льготной аренды помещений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабкин, А.В. Государственно-частное партнерство как механизм развития экономики: теория и практика [Текст] / А.В. Бабкин, А.И. Королева // Развитие инновационной экономики: теория и практика: [моногр.] / под ред. А.В. Бабкина. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2012. — С. 45—95.

2. Берлин, С.И. Экономический потенциал рекреационной зоны Краснодарского края: Социально-экономическое состояние и прогноз развития [Текст]. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.

3. Ветитнев, А.М. Курортное дело [Текст] : учеб. пособие / А.М. Ветитнев, Л. Б. Журавлева. — М.: КНОРУС, 2006.

4. Карпова, Г.А. Экономика и управление в сфере туризма. Ч. 1 [Текст] : учеб. пособие / Г.А. Карпова. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.

5. Курочкина, А. А. Стратегии развития предприятий туриндустрии на основе информационных технологий [Текст] / А.А. Курочкина // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». — 2012. — № 1 (139). — 2012. — С. 323—328.

6. Курочкина, А. А. Подходы к формированию стратегии государственного регулирования малого предпринимательства [Текст] / А.А. Курочкина, Т. С. Хныкина // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». — 2010. — № 3 (99). — С. 7—12.

7. Курочкина, А.А. Стратегическое регулирование развития рекреационной зоны в регионе [Текст] / А.А. Курочкина, О. А. Яброва // Проблемы современной экономики. — 2007. — № 1.

8. Яброва, О.А. Механизм стратегического регулирования рекреационной деятельности [Электронный ресурс] / О.А. Яброва // Российский экономический интернет журнал. — Режим доступа: htth: www.rej.ru/Articles/2006/Yabrova.pdf — 2006.

9. Яброва, О.А. Государственное регулирование туристско-рекреационной деятельности в регионах [Текст] / О.А. Яброва // Научно-технические ведомости СПбГПУ. — 2008. — № 2.

10. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// sokolov33.ru/index.php/osnovy-turizma/97-turis tsko-rekreatsionnye-zony-rossii

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.