2014' 11_ВЛАСТЬ_53
УДК 94(47+571):331.5.024.5
ВАСИЛЬЕВ Андрей Анатольевич — д.и.н., профессор; профессор кафедры истории, социологии политики и сервиса Саратовской государственной юридической академии (410056, Россия, г. Саратов, ул. Вольская 1; [email protected])
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И МОЛОДЕЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА
Аннотация. Проблематика рынка труда в историческом процессе развития общества имеет особое значение. Ее актуальность никогда не снижается до второстепенных величин, а в периоды осложнений в развитии общества приобретает чрезвычайное значение.
На рынке труда сходятся все основные социально-экономические, политические, демографические, этнокультурные и другие интересы общества. В периоды стабильности он служит местом их согласования, в периоды кризисов - полем столкновения интересов. Это многоплановая сфера, которая не ограничивается сугубо экономической жизнью, но является сферой экономико-политической жизни общества. Ключевые слова: рынок труда, молодежь, занятость, безработица
Основные функции рынка труда как неотъемлемой части экономики заключаются в том, чтобы поддерживать уровень занятости населения и обеспечивать эффективное использование труда, а на этой основе — увеличивать благосостояние населения. Но вместе с тем достигаются цели и за пределами экономической сферы. Финансовая и экономическая стабильность обеспечивает социально-политическую устойчивость. Рост экономической мощи страны стимулирует профессиональный энтузиазм, сплочение нации, патриотическое сознание. Повышение жизненного уровня населения служит основой культурно-образовательного развития, преодоления демографических проблем. И наоборот, когда рынок труда не справляется со своими функциями, грядут известные последствия, возникает политическое отчуждение в обществе. Это грозит деградацией социальной системы и политическим конфликтом.
Значение молодежной социально-демографической группы в политическом процессе трудно переоценить. Молодежь входит в социальную структуру общества и распределяется по ее ячейкам. В экономике, начиная с индустриального этапа общественно-экономического развития, молодежь становится основным фактором воспроизводства структуры рынка труда. Возникает необходимость изучать институциональные, внутренние факторы ее самореализации [Дюркгейм 1996], чтобы всесторонне проанализировать процесс ротации трудовых социально-демографических категорий на рынке труда в конкретных социально-исторических условиях. Особого внимания требует к себе вступление молодежи на рынок труда. В этот момент ее потенциальные возможности и перспективы предельно широки, соответственно, и амбиции минимально ограничены. Вместе с тем молодежи присущ высокий жизненный тонус, который стимулирует большие материальные и культурно-образовательные потребности. Отсюда устойчивое стремление в верхние страты социальной пирамиды. Объективным ограничителем служит общественное разделение труда, которое соответствует стадии экономического развития, техническим и технологическим достижениям. Утрата динамики экономического роста выражается в неспособности системы повышать уровень общественного разделения труда. Тогда становятся неудовлетворительными принципы распределительных отношений. Возможности сужаются, и движение вверх в социальной пирамиде ограничивается. У молодого поколения формируется мнение о несправедливости социальной системы. В массовом сознании молодежи меняются идеологические парадигмы, перестраивается ценностная и социально-нормативная структура личности.
На примере развития России в 1990-е гг. видно, как в результате криминализации общества произошел приток молодежи в криминальные структуры. Эта среда стала открыто навязывать свои нормы поведения всему обществу. Распространение получили различные асоциальные проявления.
Затем, в конце 1990-х гг., происходит изменение реакции на продолжающиеся кризисные проявления в социально-экономической сфере. Утрачивает свою привлекательность криминальная парадигма, но существующее общественное разделение труда не предлагает перспективы молодежи. Поэтому центральной линией в ее поведении, наряду с проявлением девиантности, стала демонстрация равнодушия и отстраненности. Минимум требований к себе, отсутствие стремления к профессиональному росту и социальной востребованности. Нет задачи встроиться в систему общества, а есть задача приспособиться к ней для получения материальных и культурных благ. Мировой финансовый кризис, отразившийся на состоянии национальной экономики, на молодежном рынке труда не придает конструктивности решению данной проблемы. Но оставить ее без пристального внимания нельзя, т.к. в развитии России далеко не все зависит от благоприятных экономических предпосылок. Ключевое значение, как правило, имеют высокие морально-нравственные качества и созидательная энергия.
Особенность исторического пути России — в кратковременности периодов стабильного развития, в продолжительности кризисов, сквозь которые непрерывно, за редким исключением, проходят реформы и контрреформы. Эти явления и процессы сопровождаются глубокими социальными и мировоззренческими противоречиями. Противоборство приобретает бескомпромиссный характер, переходя на политический уровень противостояния.
И если в условиях стабильности и положительной динамики развития влияние рынка труда ограничивается экономической и социальной сферами и опосредованно воздействует на политическую жизнь общества, то во время кризиса он становится катализатором политических процессов.
В российской истории так сложилось, что государство выступало в качестве основного работодателя и единственного руководителя и распорядителя трудовыми ресурсами. В Советском государстве господствовала планово-централизованная система, и отрицалось наличие рынка. Хотя это больше из области схоластических и абстрактных рассуждений, т.к. практика не знает полностью плановой или целиком рыночной экономики. Советская модель использовала товарно-денежные отношения, что уже указывает на наличие рынка. Другое дело, что план и распределение его серьезно видоизменили. Но исторические задачи, стоявшие перед страной, заставляли выбирать мобилизационный тип развития, не предполагающий распространения рыночных принципов. Негибкую систему фиксированных зарплат компенсировали коэффициенты и надбавки, предоставление различных благ из «общественных фондов потребления», доступ к социальной инфраструктуре.
20 с лишним лет на пути рыночных преобразований на примере развития рынка труда в целом рыночной экономики показали, что саморегулирование далеко не всегда состоятельно. Это подтверждается и зарубежным опытом. Но для России с ее низкой плотностью населения, неравномерностью его размещения на территории, сложными природно-климатическими условиями и геополитическими задачами это особенно актуально. И еще, с начала 1990-х гг. неизменной осталась стратегическая задача ускорения темпов развития, которая требует включения мобилизационных механизмов. В этом случае неизбежен запуск командно-административного механизма. Общество, балансирующее между двумя системами, находится в состоянии постоянной внутренней дискуссии о путях развития. Внутриобщественный диалог на данную тему, безусловно, носит политический характер. Активность государства в экономической сфере и, в частности, на рынке труда или невмешательство в систему оцениваются с точки зрения проявления воли или безволия, а это — политические категории.
Общим основным элементом для двух систем являются люди, выступающие носителями рынка труда и политической сферы. Эффективность их функционирования определяется главным образом человеческими качествами: психологическими, социальными, культурными, религиозными и др. Совокупность преобладающих качеств определяет морально-этические нормы, которые во многом формируют облик двух систем.
Конкретно-проблемное исследование общественных отношений на рынке труда
2014' 11_ВЛАСТЬ_55
делает необходимым самостоятельное рассмотрение вопроса влияния социально-политического фактора. Для понимания процесса развития рынка труда, причин напряжения на нем и безработицы необходимо учитывать политический фактор и рассматривать вопросы в контексте национальной безопасности, задач поддержки и развития регионов, этнокультурных особенностей поведения на рынке труда.
Барометром эффективности рынка труда является безработица — наиболее значимая социально-экономическая проблема. Но понимание ее во всей полноте, прогнозирование тенденций, моделирование рисков требует учета социально-политической конъюнктуры. Диспропорция структур спроса и предложения, динамика экономического развития в совокупности с социологической аналитикой недостаточны для точного определения тенденций и моделирования в сфере рынка труда. Объективно-идеальные результаты получаются посредством расчетов с применением статистико-математических методов в отношении «экономического человека». Эту лабораторную модель можно скорректировать на основе социологических расчетов. Но в этом варианте заложены погрешности. Если прямые издержки последствий безработицы понятны — падение всеобщего благосостояния, — то непрямые определяются в ретроспективе, а в перспективе их можно только предполагать.
Например, по мнению шведского экономиста Класа Эклунда, люди, не имеющие работы в течение длительного времени, становятся «отверженными» на рынке труда и более не возвращаются к трудовой деятельности [Эклунд 1991: 223]. Или, например, взять затраты общества на восстановление квалификации или переквалификацию лиц, длительное время не имеющих работы, отток специалистов в другие регионы и за рубеж. В данном случае большую роль играет человеческий фактор, который сложно встраивается в формулы и характеризуется алогичностью.
Понимание степени влияния политического фактора на сферу рынка труда не улучшит качество экономико-статистических подсчетов. Но здесь появляется объемное перспективное видение поведения человека на рынке труда в конкретных культурно-исторических условиях.
Итак, речь не идет о философско-социологическом подходе, а имеет конкретно-проблемную направленность. Рынок труда пропускает через себя три взаимосвязанных эволюционных потока: развитие экономики, развитие человека, развитие общественных отношений, что и составляет национальную культуру. Развитие происходит в историческом времени на основе накопленного опыта общественного строительства, интеллектуального и материального багажа. Решаются текущие задачи с устремлением к будущим целям общественно-экономического и социально-политического устройства. Человек, наделенный политическими качествами, или воспринимает работу и цели общественного и государственного строительства, или их отвергает. Совокупное общественное восприятие определяет силу созидательной энергии или, как писал М.М. Сперанский, дух нации [Сперанский]. В истории и социологии эта величина сложно определяется. Но благодаря американскому экономисту Х. Лейбенстайну концепция получила известность как х-фактор, или х-эффективность. Необходимо творчески использовать эту концепцию, сформулированную в области теории производства для разработок проблематики рынка труда.
На современном историческом этапе в условиях безуспешных попыток выхода из глобальной экономической рецессии и поиска альтернативных путей развития на фоне эскалации международного политического противостояния, резкого обострения конкуренции на международных рынках необходимо прямое участие государства в регулировании рынка труда и в распределении трудовых ресурсов.
Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта «Моделирование межрегиональных различий молодежного рынка труда и рисков безработицы в условиях экономической рецессии» при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ), проект № 14-18-02801.
Список литературы
Дюркгейм Э. 1996. О разделении общественного труда. М.: КАНОН. 432 с. Сперанский М.М. О силе общего мнения. Доступ: http://dugward.ru/library/ speranskiy_m/speranskiy_o_sile_obch (проверено 10.09.2014). Эклунд К. 1991. Эффективная экономика — шведская модель. М.: Экономика. 350 с.
VASIL'EV Andrei Anatol'evich. Dr.Sci.(Hist.), Professor; Professor of the Department of History, Sociology and Policy Service, Saratov State Academy of Law (Vol'skaya str., 1, Saratov, Russia, 410056; [email protected])
GOVERNMENT REGULATION AND YOUTH LABOR MARKET
Abstract. The problems of the labor market in the historical process of social development have the particular importance. Its relevance is never reduced to minor quantities, and in times of complications in the development of society it becomes extraordinarily important. Labor market united all major socio-economic interests of society: political, demographic, ethnic, cultural and others. During periods of stability the labor market serves as a place of reconciliation, in times of crisis - as a field of conflicts of interest. This multi-dimensional sphere is not limited only by the economic life; it is an area of economic and political life of society. Therefore, in Russia, where the internal and external political factors for many years had a special meaning, the government should play an active role in the labor market. Keywords: youth labor market, employment, unemployment
УДК 323
ДРИНОВА Елена Михайловна — к.филос.наук, доцент кафедры философии Волгоградского государственного социально-педагогического университета (400066, Россия, г. Волгоград, пр-кт В.И. Ленина, 27; [email protected])
НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ И ТОПОСЫ ПОЛИТИЗАЦИИ РЕЛИГИИ
Аннотация. В статье анализируется современная национальная модель политической модернизации в России. Реализация этатистской модели политической модернизации сопровождается построением «сильного государства», в котором значимое место занимают религиозные ценности. Утверждается, что результатом модернизации становится политизация религии. Проведен анализ основных конструктивных/ деструктивных топосов политизации религии, к числу которых относятся топос детерриторизации религии, топос политического конфликта с религиозной доминантой, топос расколотого государства и др. Выявлены причины их образования, показана специфика функционирования. Констатируется, что топосы политизации религии в зависимости от содержания и их функциональной специфики способствуют политической модернизации в стране либо затрудняют ее ход.
Ключевые слова: этатистская модель политической модернизации, диверсификация демократии, топо-сы политизации религии, топос детерриторизации, топос расколотого государства
Результатом третьей волны демократизации, охватившей мир во второй половине прошлого века, стал процесс тотальной ее диверсификации. Существовавшая ранее модель либеральной демократии, или тот тип политического устройства, который характерен для стран Западной Европы и США, оказался невостребованным в своем классическом варианте в ряде бывших социалистических стран, в т.ч. и в России. Реальностью современной мировой политической системы стала поливариантность трактовок демократического развития стран с упором на национальные исторические особенности формирования политической культуры народов и постулирование их собственной политической ментальности.
Вместе с тем создание и во многом формальное функционирование демократи-