Научная статья на тему 'Государственное регулирование и финансирование социокультурной сферы'

Государственное регулирование и финансирование социокультурной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / SOCIO-CULTURAL SPHERE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTH / КУЛЬТУРА / CULTURE / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION AND FUNDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чубриков Н.В., Катайкина Н.Н.

В статье анализируются актуальные проблемы сбалансированности экономики и социокультурной сферы. В числе важных условий формирования новой модели экономического роста рассматриваются вопросы создания институтов социального государства, а также необходимости усиления государственного регулирования и финансирования социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION AND FINANCING OF SOCIAL AND CULTURAL SPHERE

The article analyzes the current problems of the balance of the economy and socio-cultural spheres. Among the important conditions for the formation of a new model of economic growth examines the creation of the institutions of the welfare state, as well as the need to strengthen state regulation and financing of the social sphere.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование и финансирование социокультурной сферы»

УДК::338.246.025:316.61 ББК: 65.0

Чубриков Н.В., Катайкина Н.Н.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Chubrikov N.V., Kataykina N.N.

STATE REGULATION AND FINANCING OF SOCIAL AND CULTURAL SPHERE

Ключевые слова: социокультурная сфера, образование, здравоохранение, культура, государственное регулирование и финансирование.

Keywords: socio-cultural sphere, education, health, culture, government regulation and funding.

Аннотация: в статье анализируются актуальные проблемы сбалансированности экономики и социокультурной сферы. В числе важных условий формирования новой модели экономического роста рассматриваются вопросы создания институтов социального государства, а также необходимости усиления государственного регулирования и финансирования социальной сферы.

Abstract: the article analyzes the current problems of the balance of the economy and socio-cultural spheres. Among the important conditions for the formation of a new model of economic growth examines the creation of the institutions of the welfare state, as well as the need to strengthen state regulation and financing of the social sphere.

Устойчивость любой системы во многом предопределяется ее сбалансированностью. В преломлении к обществу ее устойчивость и способность к саморегулированию и развитию будет зависеть от сбалансированности экономики и социальной сферы. При этом социальная сфера является не только конечной целью экономического развития. Все более становится очевидным, что устойчивое социальное развитие является источником экономического роста. Известный российский экономист, политолог, академик РАН Н.Я. Петраков еще в 70-80-х годах прошлого века писал, что «...в современных условиях выдвигается на первый план не менее важная, а может быть, даже центральная задача обеспечения социальной стабильности общественной системы» [1. С. 222].

С течением времени такой подход становится все более и более актуальным. В частности, ведущий экономист В.А. Мау отмечает, что «. формирование современного социального государства становиться актуальной проблемой для всех наиболее развитых стран. Причем ее решение в минимальной мере может учитывать имеющийся в мире опыт - эффективных систем,

советующих нынешним вызовам, просто не существует. Более того, страна, которая сможет сформировать современную эффективную модель развития человеческого капитала, получит мощное преимущество в постиндустриальном мире» [2. С. 10].

Государственное регулирование и финансирование социальной сферы в настоящее время становится объективной необходимостью. Развитие инновационной экономики и общества в целом невозможно без развития человеческого потенциала, как на уровне страны в целом, так и отдельных регионов. Проблема совершенствования человеческого потенциала «сегодня должна формулироваться, как ключевая задача модернизации целого ряда современных социальных секторов - образования, культуры, здравоохранения, науки - рассматривающихся в первую очередь как секторы капитализации человеческого потенциала территорий» [3. С. 185]. Развитие социально -ориентированной и инновационной экономики выдвигает в качестве главных приоритетов региональной социальной политики следующие направления:

- «опережающие инвестиции в разви-

тии социальной инфраструктуры и человека...;

- последовательную реализацию концепции социального государства в соответствии с конституцией РФ, способной решить социальные проблемы. » [4. С. 115].

Российская Федерация является социальным государством, политика, которого направлена на формирование условий по обеспечению достойной жизни и свободного всестороннего развития человека. Социальное государство, являясь правовым, проводит определенную социальную политику, то есть совокупность конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения, снижение уровня бедности на основе законодательно установленной оптимальной почасовой оплаты труда и прожиточного минимума, что будет способствовать формированию среднего класса. В настоящее время во всех странах идет процесс формирования контуров нового социального государства, где роль государственного регулирования социально-экономических процессов действительно возрастает.

К социальной сфере прежде всего относятся отрасли социально-культурного комплекса: образование, культура, здравоохранение а также наука. Наряду с этим большую роль в этой сфере играет жилищно-коммунальное хозяйство, государственное регулирование демографических процессов, трудовых отношений, занятости, миграции населения, осуществление социальной защиты и социального обеспечения населения. В рамках данной статьи будут рассмотрены отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение и культура). Именно на эти цели социально-культурных услуг возрастают расходы из бюджета, что является характерной закономерностью развития общества, особенно во второй половине 20 века и что является как раз свидетельством становления социального государства.

Теоретической основой формирования социального общества является концепция государства всеобщего благоденствия, центральной целью, которой является обеспечение достойной жизни населения. Вопросы развития человеческого потенциала, рас-

смотренные в концепции «человеческого развития», построенной на основе теоретических разработок

А. Сена, который процесс развития рассматривал не только как возрастание материального или экономического благосостояния, но и расширение возможностей индивидуума в плане обеспечения большей свободы выбора. При этом человек из множества вариантов может выбирать ту цель и тот образ жизни, который для него является более предпочтительными. В соответствии с выводами А. Сена экономический рост будет сопровождаться человеческим развитием, если этот рост обеспечивает не только повышение доходов на душу населения, но одновременно сопровождается справедливым распределением ресурсов в экономике и достаточным уровнем государственных расходов, инвестируемых в социальную сферу [5. С. 752].

В развитых странах существует два подхода к финансированию социальной сферы и проведению социальной политики. Первый подход основывается на либеральной (неконсервативной) концепции минимальной роли государства в социально-экономическом развитии. Приверженцы этой концепции выступают за минимизацию задач социального государства и сокращении финансирования таких благ, как «социальная безопасность», «справедливость».

В основе второго подхода лежит концепция социальной демократии, направленной на сохранение социального государства. Сторонники этого направления полагают, что в основе общественного устройства не могут быть только экономические критерии (прибыль, рентабельность, темпы роста ВВП, экономический успех на мировых рынках и т.д.). В целях сохранения и развития социального государства необходимо оптимизировать социальные расходы из государственного бюджета и повысить результативность социальных услуг.

В период перехода к рыночной экономике перед Россией возникли определенные трудности финансирования социально -культурной сферы. Именно в этот период положение социальной сферы резко ухудшилось. Начиная с 2000 г. ситуация стала улучшаться благодаря поступательному

развитию реального сектора экономики, что привело к росту ВВП и наполняемости государственного бюджета. Если в 2000 г. темпы прироста ВВП составили 10,0%, то затем стали постепенно снижаться и в 2009 г. - были со знаком минус 7,8%, а в 2013 г. зафиксированы на уровне 1,3% [6. С. 41].

Значительное влияние оказал такой внешний фактор, как рост цен на энергоносители, что также увеличило доходную часть бюджета. Тем не менее проблемы финансирования социальной сферы сохранились и продолжается процесс становления социальной структуры общества и ее финансирования.

Проблемы финансирования социальной сферы во многом обусловлены двойственным характером предоставляемых благ. Экономическая теория производимые блага разделяет на товары индивидуального потребления и общественного потребления. Критериями такого разделения благ являются принципы делимости и исключения. Блага, к которым применимы эти принципы, относятся к товарам индивидуального потребления. К чисто общественным относятся блага, к которым эти принципы полностью неприменимы. Однако существует ряд товаров, которые предназначены для индивидуального потребления и одновременно обладают свойствами общественного блага и называются квазиобщественными или смешанными. Социально-культурные услуги как раз имеют двойственный характер, то есть являются смешанными. Благодаря двойственному характеру социально-культурных услуг не прекращаются дискуссии о соотношении государства и рынка в поддержании и финансировании социальной сферы. В странах - членах ЕС финансирование социальной сферы осуществляется государством, предприятиями, а также частными организациями. Наиболее высокая доля государства наблюдается в скандинавских государствах, Франции, Германии и Великобритании.

Индустриальная фаза развития завершилась в конце прошлого века и начался процесс формирования постиндустриального общества, основывающегося на использовании знаний и человеческого капитала. Поддержание человеческого капитала на

высоком уровне обеспечивается передовой социальной системой, созданием условий для всестороннего развития личности и поддержанием экологического равновесия. В процессе формирования и сохранения человеческого капитала важную роль играет социокультурная сфера и прежде всего образование здравоохранение и культура, которые во все времена является основой цивилизованного, прогрессивного общества. И вопросы государственного регулирования и достаточного финансирования социальной сферы является основополагающими при разработке социально-экономической политики любого государства. Во второй половине 20 века «большинство стран Западной Европы пошло по пути создания государств всеобщего благоденствия, для которых характерны прогрессивное налогообложение и масштабные программы социального обеспечения» [7.С. 80].

В конце прошлого века в Германии сформировалась регулируемая государством система обязательного медицинского страхования наемных работников на основе сочетания страховых и налоговых элементов. Здравоохранение финансировалось одновременно и за счет общих налоговых взносов и за счет страховых поступлений. Заслуживает внимания опыт США, где вопросы медицинского обслуживания находятся в центре внимания государства. Так, во второй половине 20 века система частной страховой медицины в Америке была дополнена программами государственного страхования для уязвимых групп населения. В частности, программа «Медикейр» была направлена на медицинское обслуживание лиц пенсионного возраста. Предоставление медицинских услуг малоимущим гражданам осуществлялось по программе «Медикейд».

Значимость вопросов финансирования медицинского обслуживания во второй половине прошлого века усилилось под воздействием следующих тенденций:

- значительного увеличения доли старших возрастных групп в структуре населения, нуждающейся в больших объемах медицинских услуг. По классификации ООН население страны считается старым, если доля лиц в возрасте 65 лет и старше в общей численности населения составляет

7% и более. В Российской Федерации в 1970 году доля указанной возрастной категории находилась на уровне 7,7%, на начало 2000 г. она возросла на 4,8 процентных пункта и составила 12,5%. К 2013 г. доля данной возрастной группы еще несколько увеличилась и достигла почти 13% (12,9%) [8. С. 91].

- широкого использования дорогостоящих инноваций в медицине (высокотехнологичного оборудования, новых лекарственных препаратов и т.д.), значительно повышающих качество и результативность медицинской помощи;

- появления и распространения новых видов инфекционных заболеваний, обуславливающих проведение масштабных научных исследований и требующих значительных финансовых ресурсов не только на уровне отдельных стран, но и содружества стран и мирового сообщества в целом.

Определенные проблемы наблюдаются и при финансировании других отраслей социокультурной сферы. Формирование индустриального общества и тем более постиндустриального общества основывается на развитой системе среднего образования, как начальной стадии массовой подготовки квалифицированных специалистов.

Первоначально в Западной Европе сфера образования финансировалась за счет средств монархов, церкви и меценатов. С середины 17 в. процессами регулирования и финансирования образования стали заниматься государства. Образование становиться частью программ социального обеспечения. Быстрое развитие промышленного производства в 18-20 вв., проводимая индустриализация обусловили создание системы профессионального образования на всех уровнях.

В России инженерное образование берет свое начало с 1733 г., когда в Петербурге было открыто Горное училище (впоследствии Академия). В 1735 г. был учреждён Московский университет. На протяжении 18-19 вв. как в России, так и в других странах мира, шел активный процесс создания высших инженерных школ. Несмотря на это уровень образования оставался невысоким: по результатам переписи 1897 г. грамотные в России в возрасте от 10 до 40 лет составляли менее одной трети населения (28,4%).

Образование всегда играло основополагающую роль в развитии общества и экономики.

Большую значимость обрела модель социалистического образования в Советском Союзе, которая основывалась на таких базовых ценностях, как «всеобщий и бесплатный характер, выплата стипендий, единые учебные программы, преемственность всех типов учебных заведений, возможность перехода от низших ступеней к высшим и пр.» [9. С. 86]. Именно эти ценности в значительной мере повысили социальный и культурный уровень, а также обеспечили огромные достижения СССР в науке, технике и технологиях. В сфере образования Советский Союз был в числе признанных мировых лидеров.

Отличительной особенностью дореволюционной и Советской России до 90-х годов 20 века было то, что «заказ на образование определяло государство». После завершения обучения в вузе выпускники получали распределение на работу, где должны были обязательно отработать в течение двух - трех лет. Принципиально новые тенденции в сфере образования возникли в связи с появлением глобального информационного общества. Как следствие этого возникло единое мировое образовательное пространство и параллельно формируется потребность учиться в течение всей жизни и особенно периода активной трудовой деятельности. В Российской Федерации в высших учебных заведениях «сосредоточена наиболее подготовленная молодежь и перспективная часть населения страны, поэтому создание благоприятной инновационной среды, которая будет формировать потребности и запросы именно этого контингента, является одной из целей социальной модернизации» [10. С. 88].

Прогрессивные страны непрерывно расширяют границы образовательных возможностей. При этом идет активный процесс изменения перечня и содержания образовательных дисциплин, а также методов преподавания. Передовые методы обучения, основанные на синтезе традиционного образования и компьютерных технологий, помогают человеку самому находить и применять на практике необходимые знания. В

информационном обществе, где большое распространение получили современные информационные компьютерные технологии, непрерывное образование является важным фактором успешности профессиональной деятельности. С 2001 г. структурообразующим элементом болонского процесса является непрерывное образование, которое наиболее оптимально осуществляется в рамках вузовского обучения. Система непрерывного образования должна быть важной составной частью государственной политики и государственного финансирования всех продвинутых стран. Адаптации системы образования к изменяющимся условиям способствует и двухуровневая система высшего профессионального образования.

Как уже отмечалось выше, построение постиндустриального общества ведет к росту спроса на высококвалифицированных специалистов с высшим образованием. Соответственно увеличиваются и объемы финансирования на образование. Так в 20122015 гг. объем расходов на образование в консолидированном бюджете увеличится с 2453,4 до 3156,5 млрд. руб., следовательно, рост составит 28,7% .

В постиндустриальных странах на изменение доли расходов государства на образование оказывает влияние ряд факторов, таких как:

- замедление темпов экономического роста;

- необходимость выполнения уже принятых социальных обязательств;

- учет внешнеполитических и экономических изменений.

Несмотря на рост объемов финансирования, доля этих расходов в ВВП имеет тенденцию к уменьшению. В 2015 г. по сравнению с 2011 г. расходы консолидированного бюджета на образование по отношению к ВВП уменьшатся на 0,2 процентных пункта с 4,1% до 3,9% [11. С. 28].

Необходимость проведения реформы образования осознается всеми странами и континентами. Одним из приоритетов социальной политики развитых стран является совершенствование образования, повышения его качества и обеспечение соответствующих источников его финансирования. В Советском Союзе существовал разнообраз-

ный состав учебных заведений для различных социальных групп: школы восьмилетки, фабрично-заводские школы, профессионально-технические училища, школы - десятилетки (впоследствии одиннадцатилет-ки), специальные общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов, а так же высшие учебные заведения (институты и университеты).

Подобная градация образовательных учреждений противоречила тенденциям создания универсальной системы образования, по образцу западных стран основывающихся на стандартных программах обучения всех учащихся. После перехода к рыночной экономике, в целях присоединения к Болонской системе образования, в России также успешно внедряется двухступенчатая система высшего профессионального образования, в которой выделяется бакалавриат и магистратура. Это будет способствовать постепенному формированию единого мирового образовательного пространства.

На современном этапе развития России образование является основой поступательного развития страны, обеспечения успеха всех реформ, национальной безопасности, модернизации экономики и общества в целом. Поэтому работа по формированию эффективного рынка образовательных услуг с учетом потребностей экономики и общества в кадрах различной квалификации будет продолжена. Все это требует выделения значительного объема финансовых ресурсов как на уровне государства в целом, так и на уровне субъектов федерации и каждого индивидуума в отдельности. В целях повышения качества обучения в России формируется эффективный алгоритм передачи социального заказа системе образования и ее финансирования. Обеспечение государственных приоритетов в профессиональном образовании будет происходить посредством использования механизмов государственного заказа на подготовку специалистов необходимого профиля, размещаемого на конкурсной основе. При этом на всех уровнях профессионального образования вводится нормативное подушевое финансирование, новые формы финансового обеспечения образовательных учреждений (система грантов), включая образовательные кре-

диты.

Учреждения начального и среднего профессионального образования и вопросы их финансирования передаются с федерального уровня в ведение субъектов федерации. Одновременно с 1 января 2014 г. с местного на региональный уровень передаются вопросы финансирования дошкольного образования.

Важной отраслью социальной сферы наряду с образованием и здравоохранением является культура. Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженной в типах и формах организации, жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [12. С. 677].

Культура способствует всестороннему духовно-нравственному развитию личности, обеспечивает преемственность поколений и, в конечном счете, сохраняет целостность общества. Значимость культуры постоянно возрастает, идет активный процесс переосмысления роли культуры в жизни страны. Не случайно 2014 г. был объявлен годом культуры в Российской Федерации. Результативность стратегии развития любого сообщества во многом предопределяется тем, насколько полно это общество пользуется созданными культурными ценностями. В настоящее время именно социокультурная сфера является важной движущей силой прогресса общества: «Интеллектуальная, духовная культура нации сегодня, как никогда раньше, становится основным фактором социально-экономического прогресса. Модернизация невозможная без достаточного общекультурного уровня населения» [13. С. 52-53.].

В проводимой государством культурной политике можно выделить три стратегических направления:

1) сохранение культурного наследия и культурного потенциала страны, развитие системы творческого и художественного образования, поддержка разнообразия куль-

турной жизни;

2) обеспечение единства и доступности культурного пространства в стране;

3) ориентация личности и социальных групп на культурные ценности, обеспечивающие прогрессивную модернизацию российского общества.

Успешная реализация указанных тенденций возможна при условии увеличения бюджетного финансирования социальной сферы и, в частности, культуры. В 2017 г. по сравнению с 2014 г. расходы бюджетов бюджетной системы РФ по отношению к ВВП уменьшатся на 1,1 процентных пункта. При этом объемы расходов бюджета в 2017 году будут существенно превышать уровень 2014 года по следующим направлениям: «культура» - 23,0%; «здравоохранение» -16,2%; «социальная политика» - 7,3%; «образование» - 6,1% [14. С. 31].

В 2008 г. начался глобальный кризис, который продолжается по настоящее время. Этот кризис является многоаспектным, причисляется к системным кризисам, охватывающим практически все сферы социально-экономической жизни общества и сравним с кризисами 1930-х и 1970-х годов. Системные кризисы сопровождаются сменой моделей регулирования социально-экономи-ческих процессов, что является непременным условием преодоления кризиса. Формирование новой модели экономического роста, успешный выход из настоящего кризиса возможны при решении ряда проблем, в частности проблемы разработки теории и создания институтов социального государства (welfare state), соответствующего реалиям 21 века. Следовательно, вопросы государственного регулирования и финансирования социокультурной сферы являются весьма актуальными на современном этапе социально-экономического развития России. Об этом говорится и в послании президента РФ Федеральному Собранию: «Образование, здравоохранение, система социальной помощи должны стать подлинным общественным благом, служить всем гражданам страны [15. С. 17].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Петраков, Н.Я. Избранное: Т.1. - М.: СПб.: Нестор - История, 2012. - 368 с.

2. Мау, В. Между модернизацией и застоем: экономическая политика 2012 года // Вопросы экономики. - 2013. - № 2. - С. 3-10.

3. Финансирование развития человеческого потенциала: учеб. пособие / А.Ф. Поляков, Н.Н. Катайкина, Л.Н.Чубрикова [и др.]; под общ.ред. А.Ф. Полякова., Саран. кооп. ин-т РУК. - Саранск: Принт - Издат, 2012. - 280 с.

4. Катайкина, Н.Н. Управление процессом воспроизводства человеческого потенциала регионов: монография. - Саранск: Принт - Издат, 2012. - 156 с.

5. Sen, A. Rationality and Freedom. Harvard: Belknap Press, 2004. 752 с.

6. Россия в цифрах. 2014: Крат. стат. сб. / Росстат. - М., 2014. - 558 с.

7. Сироткин, В.Б. Современные тенденции и проблемы экономического развития: учеб. пособие / В.Б. Сироткин. - М.: Высш. шк. 2009. - 384 с.

8. Россия в цифрах. 2014: Крат. стат. сб. // Росстат. - М., 2014. - 752 с.

9. Хохлова, М., Хохлов, И. Мировые тенденции в развитии образования // Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - №6. - С. 85-94.

10. Там же.

11. Об основных направлениях бюджетной политики на 2013-1015 гг. // Инвестиции в России. - № 9. - С. 23-32.

12. Советский энциклопедический словарь. - М: Советская энциклопедия, 1980. - 1600 с. -С. 677.

13. Богомолов, О.Т. Потенциал национальной культуры в обновлении российского общества // Модернизация России: социально-гуманитарные измерения / под ред. акад. Н.Я. Петракова; РГНФ; РАН. - М.; СПб: Нестор История, 2011. - С. 51-57.

14. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. www.consultant.ru. 117 с.

15. Послание Президента России Российской Федерации Федеральному Собранию http://kremlin.ru/news/47173. 18 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.