Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 186—190. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):186—190.
РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
Научная статья УДК 336
https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-186-190 NIION: 2007-0062-2/24-092
EDN: https://elibrary.ru/LNZFUO MOSURED: 77/27-004-2024-02-292
Государственное регулирование финансового рынка:
цели и перспективы
Евгений Борисович Левитский
Российский экономический университет
имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Данная статья посвящена современным особенностям государственного регулирования финансовых рынков. В ней рассматриваются механизмы регулирования финансового рынка, а также современные тенденции развития финансового рынка в Российской Федерации.
Ключевые слова: финансовый рынок, виды финансового рынка, государственное регулирование финансового рынка, механизмы регулирования финансового рынка
Благодарности: автор благодарит за помощь при написании статьи научного руководителя Д.И. Филиппова, доктора экономических наук, доцента, профессора РЭУ имени Г.В. Плеханова.
Для цитирования: Левитский Е.Б. Государственное регулирование финансового рынка: цели и перспективы // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 186—190. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-186-190. EDN: https://elibrary.ru/LNZFUO.
REGIONAL AND SECTOR ECONOMY
Original article
State regulation of the financial market: goals and prospects
Evgeny B. Levitsky
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. This article is devoted to the modern features of state regulation of financial markets. It examines the mechanisms of regulation of the financial market, as well as current trends in the development of the financial market in the Russian Federation.
Keywords: financial market, types of financial market, state regulation of the financial market, mechanisms of regulation of the financial market
Acknowledgements: the author is grateful for the help in writing the article to scientific adviser D.I. Filippov, Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of Plekhanov Russian University of Economics.
For citation: Levitsky E.B. State regulation of the financial market: goals and prospects // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):186—190. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2073-3305-2024-2-186-190. EDN: https://elibrary.ru/LNZFUO.
Сегодня финансовые ресурсы в основном используются государством для надлежащего выполнения своих основных задач, определения и достижения целей, которые позволяют ему добиться успеха на мировой арене. Современный финансовый рынок находится в стадии модернизации и состоит не только из национальных, но и международных финансовых рынков.
© Левитский Е.Б., 2024
Финансовый рынок является организованной системой торговли финансовыми инструментами, которые могут быть представлены в виде денежных средств, фьючерсов, ценных бумаг и т.д. Финансовый рынок прежде всего предназначен для установления прямых контактов между участниками финансовых отношений.
Общеизвестно, что основными функциями, выполняемыми финансовыми рынками, являются перераспределение денег между участниками
экономических отношений, информационная функция, структурная функция. Финансовый рынок — необходимое звено для функционирования и эффективного развития рыночной экономики, и без него немыслима функционирующая финансовая система.
Рынок финансов делится на две составляющие: рынок капиталов и денежный рынок (рис. 1). Денежный рынок служит для перераспределения денежных средств между субъектами денежных отношений — кредиторами и заемщиками. Рынок капиталов же является наиболее важным ти-
пом финансового рынка, так как на нем аккумулируются средства, используемые фирмами для финансирования своей деятельности.
Государственное регулирование финансовых рынков сегодня осуществляется в двух формах. Во-первых, государство может стать активным во всех сферах финансового рынка и оставить лишь небольшую его часть для регулирования профессиональными участниками рынка. Возможен и противоположный сценарий, когда на рынке доминируют саморегулируемые организации, а вмешательство государства незначительно.
Финансовый рынок
Рис. 1. Виды финансового рынка
Источник: составлено автором.
В настоящее время в России функционирует комбинированная модель финансового регулирования, которая состоит из следующих финансовых регуляторов: Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) и Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). ЦБ РФ в определенной степени выполняет регулирующие функции на макроуровне, защищает интересы кредиторов и вкладчиков как потребителей финансовых услуг, уделяя особое внимания укреплению финансовой стабильности. Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ряд важных функций по регулированию финансовых рынков и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии злоупотреблению внутренней информацией и манипулированию рынком.
К целям регулирования относят нормализацию условий для функционирования рынка под всех участников, юридическую защиту от мошенничества, обеспечение справедливого ценообразования через рыночные законы спроса и предложения, эффективное стимулирование развития
рынка и его сегментов, воздействие на рынок для достижения различных вечно возрастающих потребностей общества. В этом контексте каждый сегмент финансового рынка имеет свои собственные цели регулирования, которые ограничены общей целью обеспечения стабильности национальной валюты. Государственное регулирование и надзор за финансовым рынком основывается на ряде принципов, большинство из которых базируется на международных стандартах, среди них:
■ эффективность и ориентация на результат за счет минимизации потребления ресурсов;
■ правомерность;
■ системность посредством сближения различных секторов и передачи передового опыта из одного сектора в другой;
■ пропорциональность, т.е. необходимость учитывать особенности конкретного сегмента и действующих в нем субъектов;
■ независимость центрального банка как надзорного органа;
■ компетентность и профессионализм сотрудников, осуществляющих регулирование.
2024 / № 2 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!
187
Стратегической целью государственного регулирования финансового рынка является обеспечение соблюдения правил и условий для его участников, чтобы рынок мог мобилизовать свободные ресурсы для развития национальной экономики и сформировать надежные инструменты сбережений для населения.
Государство оказывает влияние на финансовый рынок через свои органы финансового надзора, преследуя цель обеспечения стабильности рынка и снижения рисков для всех его участников. Современный этап развития финансового рынка характеризуется увеличением объема раз-
личных операций, поэтому объективно необходимы создание и развитие саморегулирующихся организаций для повышения эффективности работы рынка. В настоящее время следует продвигать все необходимые меры для усиления роли и позиции профессиональных ассоциаций в надзоре за рынками ценных бумаг и снижении рисков для инвесторов. Это будет способствовать созданию страховых фондов, которые могут обеспечить дополнительную защиту инвесторов и других участников рынка.
На рис. 2 представлены существующие механизмы регулирования финансового рынка.
Рис. 2. Механизмы регулирования финансового рынка
Источник: составлено автором.
Современное государственное регулирование финансового рынка состоит из нескольких направлений деятельности:
■ функционирование законодательных органов для обеспечения регулирования различных процессов на рынке;
■ разрешение деятельности профессиональных участников рынка и финансовых посредников;
■ разработка и мониторинг применения антимонопольного законодательства;
■ защита интересов и прав участников рынка.
Финансовый рынок постоянно развивается и модернизируется, и в настоящее время представляет собой сочетание национальных и международных рынков. В России ситуация с развитием этого рынка не столь положительна, как в западных странах. Нестабильная экономика, меж-
дународные политические конфликты, внешнеэкономическая ситуация в России, мировой экономический кризис, проблема коронавируса и другие явления оказывают негативное влияние на отечественный финансовый рынок.
Многие российские исследователи, занимающиеся этим вопросом, уделяют особое внимание риску рыночной интеграции, т.е. преобладающему присутствию краткосрочных инвестиций в финансовом секторе. Это можно объяснить, с одной стороны, отсутствием четкой государственной программы по выходу из кризиса и изменению приоритетов политики, а с другой — явным отсутствием практического опыта использования зарубежных инструментов и механизмов, а также незнанием тенденций инвестиционного менеджмента при разработке инвестиционной политики для финансового сектора.
Для иностранных инвесторов на российском рынке нужно обеспечить безопасность вложения средств в российскую экономику. При этом Банк России осознает эти негативные аспекты и принял ряд мер по развитию всего финансового рынка без отраслевого разделения. К ним относятся:
■ создание благоприятных условий для циф-ровизации финансового рынка;
■ повышение конкуренции на финансовом рынке;
■ расширение доступа к финансовым услугам;
■ совершенствование надзорного подхода ЦБ;
■ борьба с недобросовестной практикой, предотвращение и пресечение неправомерных действий;
■ развитие международного сотрудничества;
■ защита прав потребителей и инвесторов;
■ финансовая грамотность населения;
■ развитие инфраструктуры и совершенствование инструментов для обеспечения стабильности финансового рынка.
Соответственно отсюда вытекают основные стратегические цели Банка России касаемо финансового рынка.
Поскольку полномочия и обязанности органов власти четко не разграничены, текущую ситуацию в регулировании финансовых рынков можно охарактеризовать как неопределенную и довольно непоследовательную. Поскольку многие проблемы и задачи остаются нерешенными, в этой области отсутствует достаточный контроль со стороны компетентных органов.
Таким образом, экономика страны нуждается в повышении качества финансовых услуг, несмотря на относительно высокий уровень инфляции. Для функционирования финансового рынка важно не только регулирование, но и формирование позитивных ожиданий у участников рынка. Существуют различные взгляды на то, насколько хорошо развит механизм регулирования того или иного сектора финансового рынка. Пока трудно сказать, что в российском праве сложилась оптимальная целостная система такого регулирования, но предпосылки для ее создания есть. Они связаны с объективной интеграцией секторов рынка, необходимостью соблюдения международных стандартов и наличием мегарегулятора.
Список источников
1. Каширина М.В. Государственное регулирование финансового рынка в России на современном этапе / / Совершенствование инструментария финансового обеспечения стратегического развития экономических систем РФ: сборник
материалов Междунар. научн.-практ. конф. / под общ. ред. Н.М. Тюкавкина. Самара: АНО «Издательство СНЦ», 2019. С. 69—74.
2. Файзуллоев И.У. Использование международного опыта валютного регулирования в российской практике / / Экономика и предпринимательство. 2017. № 5. Ч. 1. С. 201—203.
3. Ершов М.В. и др. Форекс в России: о механизмах защиты участников с учетом особенностей рынка / / Российский экономический журнал. 2018. № 2. С. 16—28.URL: http:// elib.fa.ru/art2018/bv982.pdf
4. Макшарипова ЭЛ., Межиева ХА. Анализ эффективности функционирования банковской системы современной России. 2021 // Сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2022. С. 84—92.
5. Тихомирова И.И. Государственное регулирование российского финансового рынка: проблемы и перспективы развития / / Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Сер.: Экономика и управление. 2020. № 16. С. 92—95. EDN GTLZYO.
6. Мардеян НА., Цаболова ВВ. Анализ результатов госпрограммы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 4. С. 427—432. EDN ETBATL.
7. Кладова АЛ., Проскурнова К.Ю., Ермоленко М.О. Государственное регулирование финансового рынка в современной экономике. Ярославль: Канцлер, 2019. 97 с.
8. Дмитриев Н.Д. Ключевые проблемы государственного регулирования финансовых рынков в Российской Федерации // Актуальные вопросы экономики и управления на современном этапе развития общества: сборник докладов по итогам V Междунар. научн.-практ. интернет-конференции. Тула, 22 мая 2019 г. Тула: Институт законоведения и управления ВПА, 2019. С. 132— 137. EDN FOCVDP.
9. Сикоева М.Р. Формирование системы государственного финансового регулирования рынка // Инновационный потенциал развития общества: взгляд молодых ученых: сборник науч. статей 2-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок: в 5 т. Курск, 1 декабря 2021 г. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. С. 272—276. EDN IUOIRX.
References
1. Kashirina M.V. State regulation of the financial market in Russia at the present stage / / Improving the tools of financial support for the strategic development of economic systems of the Russian Federation: a collection of materials of
2024 / № 2 Education. Science. Scientific personnel
189
the International scientific-practical conf. / under the general editorship of N.M. Tyukavkin. Samara: ANO "SNC Publishing House", 2019. pp. 69—74.
2. Fayzulloev I.U. The use of international experience in currency regulation in Russian practice // Economics and entrepreneurship. 2017. No. 5. Part 1. pp. 201—203.
3. Ershov M.V. et al. Forex in Russia: on the mechanisms of protection of participants, taking into account the peculiarities of the market // Russian Economic Journal. 2018. No. 2. pp. 16— 28.URL: http://elib.fa.ru/art2018/bv982.pdf
4. Maksharipova E.A., Mezhieva Kh.A. Analysis of the effectiveness of the banking system of modern Russia. 2021 // Collection of articles of the II International Scientific Research Competition. Petrozavodsk, 2022. pp. 84—92.
5. Tikhomirova I.I. State regulation of the Russian financial market: problems and prospects of development / / Bulletin of the Central Russian University Educational Consortium. Ser.: Economics and Management. 2020. No. 16. pp. 92— 95. EDN GTLZYO.
6. Mardeyan N.A., Tsabolova V.V. Analysis of the results of the state program "Public finance
management and regulation of financial markets" / / Topical issues of modern economics. 2022. No. 4. pp. 427—432. EDN ETBATL.
7. Kladova AA., Proskurnova K.Yu., Ermolen-ko M.O. State regulation of the financial market in the modern economy. Yaroslavl: Chancellor, 2019. 97 p.
8. Dmitriev N.D. Key problems of state regulation of financial markets in the Russian Federation // Topical issues of economics and management at the present stage of society development: collection of reports on the results of the V International Scientific- practice. Internet conferences. Tula, May 22, 2019 Tula: Institute of Law and Management of the VPA, 2019. pp. 132— 137. EDN FOCVDP.
9. Sikoeva M.R. Formation of the system of state financial regulation of the market // Innovative potential of society development: a view of young scientists: a collection of scientific papers. articles of the 2nd All-Russian Scientific Conference of promising developments: in 5 volumes. Kursk, December 1, 2021 Kursk: Southwestern State University, 2021. pp. 272 — 276. EDN IUOIRX.
Информация об авторе
Е.Б. Левитский — соискатель Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.
Information about the author E.B. Levitsky — Applicant of Plekhanov Russian University of Economics.
Статья поступила в редакцию 27.03.2024; одобрена после рецензирования 27.04.2024; принята к публикации 27.05.2024.
The article was submitted to the editorial office 27.03.2024; approved after review 27.04.2024; accepted for publication 27.05.2024.