Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
454
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / МЕДИЦИНСКИЕ ПРЕПАРАТЫ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Каримова Е.А., Напольских Д.Л.

В данной статье представлен анализ и выявление основных направлений фармацевтической и медицинской промышленности, а также оценка эффективности государственного регулирования фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации с использованием итогов реализации государственной программы «Развитие медицинской и фармацевтической промышленности Российской Федерации» до 2020 г. и проекта Стратегии развития медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2030 года». Целью работы является изучение основ государственного регулирования фармацевтической и медицинской промышленности и рассмотрение перспектив развития отечественной фармацевтической промышленности и механизмов государственного регулирования сферы производства медицинских препаратов. Научная новизна исследования заключается в синтезировании существующих стратегий и методов государственного регулирования медицинской и фармацевтической промышленности Российской Федерации и формировании предложений по конкретным способам регулирования промышленности. Авторы пришли к выводу, что основным стратегическим ориентиром отечественной фармацевтической отрасли в перспективе 2030 года должно стать импортозамещение, основанное на ускоренном внедрении перспективных отечественных лекарственных разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Каримова Е.А., Напольских Д.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF THE PHARMACEUTICAL AND MEDICAL INDUSTRY

This article presents an analysis and identification of the main areas of the pharmaceutical and medical industry, as well as an assessment of the effectiveness of state regulation of the pharmaceutical and medical industry of the Russian Federation using the results of the implementation of the state program "Development of the medical and pharmaceutical industry of the Russian Federation" for 2013-2020. and the draft Strategy for the development of the medical industry of the Russian Federation for the period up to 2030”. The aim of the work is to study the basics of state regulation of the pharmaceutical and medical industries and consider the prospects for the development of the domestic pharmaceutical industry and the mechanisms of state regulation of the production of medical preparations. The scientific novelty of the study lies in the synthesis of existing strategies and methods of state regulation of the medical and pharmaceutical industry of the Russian Federation and the formation of proposals for a specific way of regulating the industry. The authors came to the conclusion that the main strategic guideline for the domestic pharmaceutical industry in 2030 should be import substitution based on the accelerated introduction of promising domestic drug developments.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Е.А. Каримова, студент

Д.Л. Напольских, канд. экон. наук, доцент

Поволжский государственный технологический университет

(Россия, г. Йошкар-Ола)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-9-2-199-202

Аннотация. В данной статье представлен анализ и выявление основных направлений фармацевтической и медицинской промышленности, а также оценка эффективности государственного регулирования фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации с использованием итогов реализации государственной программы «Развитие медицинской и фармацевтической промышленности Российской Федерации» до 2020 г. и проекта Стратегии развития медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2030 года». Целью работы является изучение основ государственного регулирования фармацевтической и медицинской промышленности и рассмотрение перспектив развития отечественной фармацевтической промышленности и механизмов государственного регулирования сферы производства медицинских препаратов. Научная новизна исследования заключается в синтезировании существующих стратегий и методов государственного регулирования медицинской и фармацевтической промышленности Российской Федерации и формировании предложений по конкретным способам регулирования промышленности. Авторы пришли к выводу, что основным стратегическим ориентиром отечественной фармацевтической отрасли в перспективе 2030 года должно стать импортозамещение, основанное на ускоренном внедрении перспективных отечественных лекарственных разработок.

Ключевые слова: медицинская промышленность, фармацевтическая промышленность, здравоохранение, государственное регулирование, государственная программа, стратегия развития, медицинские препараты.

Актуальность: благодаря анализу экспертных оценок, на сегодняшний день объемы потребления лекарственных препаратов, производимых на территории Российской Федерации, в денежном выражении составляют не более, чем 20% от рынка фармацевтической продукции и около 65% - в товарном выражении. Что касается медицинской техники и изделий медицинского назначения, потребление отечественной медицинской продукции составляет менее 25% объема соответствующего сегмента рынка в денежном выражении, продолжая при этом неуклонно снижаться. Как отмечает министр здравоохранения Михаил Мурашко - Две задачи первостепенны: доступность и качество. Данные составляющие являются базисом ко всей медицине. Со стороны государства необходимо обеспечение исполнения данных задач. С учётом утверждённой

государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» (с изменениями на 29 декабря 2021 года) предполагается обеспечить условия для развития в России конкурентоспособной, устойчивой и структурно сбалансированной промышленности.

На сегодняшний день сфера фармацевтической и медицинской промышленности является одной из наиболее прибыльных и постоянно развивающихся отраслей, регулируемых государством. Выпуск лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, в январе 2022 года вырос на 6,8%. Лекарственных препаратов изготовлено на 47,6 млрд руб., что на 3,8% больше, чем в январе 2021 года. Производство фармацевтических субстанций в январе 2022 года

увеличилось на 40,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а по сравнению с декабрем 2021 года - на 6,8% [1]. С течением времени происходит увеличение роли государства в области регулирования фармацевтической промышленности. Правительством Российской Федерации были приняты два основополагающих закона, стратегия развития, а также утверждена федеральная целевая программа о развитии отрасли, что поспособствовало её большей упорядоченности. Пристальное внимание Правительства к фармацевтической отрасли не случайно в виду ее стратегической значимости, капи-тало- и наукоемкости.

Политика государства в области здравоохранения в России направлена на повышение уровня жизни населения, качества медицинского обслуживания и большей доступности лекарственных средств. В связи с этим главным для государства является развитие и регулирование фармацевтического рынка, контроль за обращением лекарственных средств и мониторинг соблюдения соответствующих норм законодательства.

За последние годы российский фармацевтический рынок вошёл в число пятнадцати крупнейших фармацевтических рынков мира и является одним из наиболее динамичных и быстрорастущих. По мнению экспертов, с учётом появления коронавирусной инфекции, на конечные итоги по фармрынку в 2020 году влияли потребитель и его реакция на COVID-19. В результате российский аптечный рынок демонстрирует более высокие темпы роста, чем предполагалось в начале года. Рыночная динамика в денежном выражении составила 9,8% вместо прогнозируемых ранее 5-6%, а его объем достиг 2040 млрд руб. против 1858 млрд долл. годом ранее [2].

Говоря об основных мерах государственного регулирования деятельности предприятий по производству лекарственных препаратов необходимо упомянуть лицензирование фармацевтической деятельности, требование соответствия производства стандартам GMP, обязательную регистрацию лекарственных средств,

утверждение правил оптовой торговли лекарственными средствам, регулирование отпускных цен производителей лекарственных средств, а также контроль качества лекарственных средств при гражданском обороте. Помимо этого, стоит отметить действия государства по стимулированию развития рынка лекарственных средств: в 2011 году была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу», а также была рассмотрена стратегия развития фармацевтической промышленности до 2030 года. Данные документы содержат важные направления развития аптечной отрасли и иллюстрируют важнейшие разработки фармацевтического сектора экономики [3].

Модернизация фармацевтической промышленности является одним из приоритетных направлений внутренней политики государства, в связи с чем 15 апреля 2014 года (с изменениями на 29 декабря 2021 года) постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», целью которой является увеличение объемов производства отечественных лекарственных средств и медицинских изделий в денежном выражении в 2 раза к 203 0 году по сравнению с 2021 годом, планомерное достижение которой будет способствовать и достижению национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей». Запланированные мероприятия государственной программы направлены на обеспечение комплексного подхода к решению первоочередных задач, стоящих перед отечественной фармацевтической и медицинской промышленностью. Модель реализации государственной программы позволит не только решить задачи технологического перевооружения производственных мощностей фармацевтической и медицинской промышленности, импорто-замещения в части производства социально значимых и жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, а так-

же медицинских изделий в соответствии с ключевыми приоритетами системы здравоохранения Российской Федерации, но и обеспечит систему здравоохранения Российской Федерации и потребительский рынок широким ассортиментом доступной и качественной медицинской и фармацевтической продукции [3].

Также, в основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г., указано, что Правительство Российской Федерации примет активные меры по стимулированию развития производственного и инновационного потенциала высокотехнологичных отраслей, к которым относится в том числе фармацевтическая и медицинская промышленность.

Следует отметить, что согласно новой «Стратегии развития фармацевтической промышленности до 2030 года» (Фарма-2030), которая активно формировалась в течение трех предшествующих лет, планируется создание высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора и увеличение объема экспорта российских фармпрепаратов в 5-6 раз, а медицинских изделий - в 8-10 раз. Основная концепция Стратегии Фарма-2030 заключается в эффективном совершенствовании фармот-расли, а также в выводе российской лекарственной продукции на зарубежные рынки. В частности, Стратегия предполагает, что при ее реализации в базовом сценарии объем экспорта лекарственных средств к 2030 году составит 3,6 млрд долл. Представленные сведения отражают внешне вполне благополучную картину в сфере разработки инновационных лекарств в России [4].

В результате описанных событий, к середине 2022-2023 годам в продуктовых портфелях российских производителей ожидается до 10-15% отечественных инновационных препаратов, что позволит им сохранить дженериковое производство, а также запустить экспорт отечественных инновационных лекарств.

Таким образом, в результате анализа системы государственного регулирования фармацевтического рынка Российской Федерации, следует подчеркнуть, что государственное регулирование фармацевтического рынка базируется на соблюдении иерархии норм при использовании правовых, административных и экономических методов. Анализ современного состояния и тенденций развития отечественной фар-мотрасли позволяет сделать вывод о том, что основным стратегическим ориентиром отечественной фармацевтической отрасли в перспективе 2030 года должно стать им-портозамещение, основанное на ускоренном внедрении перспективных отечественных лекарственных разработок. При этом основная роль будет отводиться государству, как главному субъекту в стимулировании инноваций за счет средств федерального бюджета, а также за счет собственных средств предприятий.

Стратагемой развития отечественной фармотрасли в горизонте 2030 года должно стать инновационное импортозамеще-ние, основанное на ускоренном, эффективном внедрении перспективных лекарственных разработок, в первую очередь отечественных. Реализация предложенной стратагемы позволит превратить Российскую Фарму в сильного, самостоятельного, национально-ориентированного игрока, способного проецировать свою силу и на глобальной арене научно-

технологического противостояния.

Библиографический список

1. Динамика промышленного производства в январе 2022 г. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/154712

2. Состояние российской фармацевтической отрасли на современном этапе. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dmvest.ru/jour/artide/view/371?locale=ru_RU

3. Агарева, А.Д. Государственное регулирование деятельности субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации // Вопросы экономики и управления. - 2016. -№ 1 (3). - С. 14-17.

4. Фармацевтический рынок России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/farmatsevticheskiy-rynok-rossii-2021-vliyanie-pandemii-i-strategii-razvitiya/

STATE REGULATION OF THE PHARMACEUTICAL AND MEDICAL INDUSTRY E.A. Karimova, Student

D.L. Napolskikh, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Volga State Technological University (Russia, Yoshkar-Ola)

Abstract. This article presents an analysis and identification of the main areas of the pharmaceutical and medical industry, as well as an assessment of the effectiveness of state regulation of the pharmaceutical and medical industry of the Russian Federation using the results of the implementation of the state program "Development of the medical and pharmaceutical industry of the Russian Federation" for 2013-2020. and the draft Strategy for the development of the medical industry of the Russian Federation for the period up to 2030". The aim of the work is to study the basics of state regulation of the pharmaceutical and medical industries and consider the prospects for the development of the domestic pharmaceutical industry and the mechanisms of state regulation of the production of medical preparations. The scientific novelty of the study lies in the synthesis of existing strategies and methods of state regulation of the medical and pharmaceutical industry of the Russian Federation and the formation of proposals for a specific way of regulating the industry. The authors came to the conclusion that the main strategic guideline for the domestic pharmaceutical industry in 2030 should be import substitution based on the accelerated introduction of promising domestic drug developments.

Keywords: medical industry, pharmaceutical industry, healthcare, state regulation, state program, development strategy, medicines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.