Научная статья на тему 'Государственное регулирование экономики в период правления Петра I'

Государственное регулирование экономики в период правления Петра I Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7255
483
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТРОВСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДОМОСТРОЯ / PETER-TIMES' ECONOMIC REFORMS / ECONOMY STATE REGULATING / INSTITUTIONAL-ECONOMIC PRINCIPLES OF THE DOMOSTROY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юдина Тамара Николаевна

В России в петровскую эпоху формируется своеобразное центрально-управляемое хозяйство, или государственная экономика Дом-Хозяйство Государя-Хозяина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In Russia, in the times of Peter the 1st, the distinctive centrally-governed economy has been formed, also known as the state economy the Home of the Sovereign, the Master.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование экономики в период правления Петра I»

4. Стародубов В.И., Таранов А.М., Гончаренко В.Л. Актуальные вопросы организации здравоохранения и ОМС в современных социально-экономических условиях. - М.: Федеральный фонд обяза-

тельного медицинского страхования, 1999. - 315 с.

5. Стародубов В.И. Концепция реформы управления и финансирования здравоохранения // Медицинский вестник. - 1996. - .№18. - С. 7-10.

УДК 33

Т.Н. Юдина

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I

В России в петровскую эпоху формируется своеобразное центрально-управляемое хозяйство, или государственная экономика — Дом-Хозяйство Государя-Хозяина.

Ключевые слова: петровские экономические реформы, государственное регулирование экономики, институционально-экономические принципы домостроя.

Петр I выступал за усиление государственного вмешательства в экономику, однако самой экономике отводилась не первая роль. Прежде всего, он создал систему государственных органов управления государственной экономикой - Домом-Хозяйством Государя-Хозяина:

- Берг-коллегию, ведавшую горной промышленностью;

- Мануфактур-коллегию - вся другая промышленность;

- Коммерц-коллегию - внешняя торговля и торговое судостроение;

- Камер-коллегию - собирание государственных доходов и содействие развитию сельского хозяйства;

- Штатс-контор-коллегию - государственные расходы;

- Главный магистрат - наблюдение за внутренней торговлей и ремеслом;

- Рекмейстерство - для принятия челобитных.

Великий реформатор - император Петр I так

сформулировал цель своего правления: «Надлежит трудитца о ползе и прибытке общем (выделено нами. - Т.Ю.), который Бог нам пред очи кладет как внутрь, так и вне, отчего облехчен будет народ»1. Царь Петр I Алексеевич Романов решил реформировать систему управления, поскольку она была неэффективна к тому времени и не годилась для решения насущных государственных задач2. Действительно, Царь заботился об общем благе («ползе», «прибытке»), а не частном.

Царь Петр Алексеевич стремился ввести новую систему, способную функционировать с точностью часового механизма. После длительного и тщательного изучения европейского опы-

та он остановился на шведском варианте коллегиального управления. Благодаря коренной перестройке управления Государство Российское при Петре I стало полицейско-бюрократическим подобно западноевропейским странам того времени. За время царствования Петра I принято значительное количество законодательных актов. Об этом свидетельствуют следующие данные: за первое десятилетие ХУШ в. в него вошло 500, за второе - 1238, за последнее пятилетие (1720 - январь 1725 гг.) - почти столько же законодательных актов3. Назовем некоторые из них.

В 1699 г. Боярская дума была заменена ближней канцелярией из восьми доверенных лиц царя. Городскому населению было предоставлено самоуправление, сформированы выборные органы управления: ратуша в столице, земские избы, ее органы на местах. В 1708-1710 гг Петр I разделил страну на восемь губерний с губернатором во главе, в руках которого находилась вся полнота власти - административная, судебная, финансовая, полицейская. В помощь губернатора «придали» чиновников, руководящих отдельными отраслями. Реформа городского (1699 г.) и губернского (1708-1710 гг) управления подорвали и разрушили приказную администрацию. Управление государством было децентрализовано, т.к. эти основные функции перешли к губернаторам. Это положение было изменено в 1711 г. учреждением власти Сената, состоящего из небольшого количества лиц, назначаемых царем. Сам Сенат не мог издавать законов. Он только обнародовал данные ему Петром I законы и указы, следил за законностью действий администрации. Сенаторы обсуждали дела и принимали решения коллегиально, на общем собрании, скрепляя их подпися-

ми. Сенат явился послушным орудием в руках царя по управлению страной.

В 1718 г. в городах появились магистраты. Кроме того, существовали посадские сходы, где выбирали старост, членов магистратов - представителей городского самоуправления, а также должностных лиц для казенных служб: сбора пошлин, продажи вина и соли и т.п. В 1719 г. по новому указу императора Петра I страну разделили на 50 провинций во главе с воеводами. В 1720 г. опубликован Генеральный регламент коллегий, на основе которого вместо нескольких десятков старых приказов были созданы одиннадцать коллегий со строгим разделением функций. К коллегиям примыкало несколько учреждений, например, Синод - центральный орган управления церковными делами и имениями (1721 г.). Местные учреждения подчинялись коллегиям, последние - Сенату4.

Задача новых учреждений состояла в исполнении административно-полицейских функций в городах, защите интересов купечества, помощи в развитии мануфактур и т.д. В Генеральном регламенте 1720 г. записано, что развитие торговли, художеств и мануфактур является важным элементом «общего блага»5. Для управления купцами и ремесленниками царь Петр I создал сначала Бурмистерскую палату (или Ратушу), потом -главный магистрат. Купцы были организованы в гильдии, ремесленники - в цеха с целью упорядочения и развития производства и торговли, их регламентации, усиления опеки со стороны властей6. 24 января 1722 г. была обнародована «Табель о рангах», окончательно зафиксировавшая принцип чиновной, бюрократической выслуги, разделившая службу на гражданскую и военную. Новое положение о Сенате в 1722 г. подтвердило его роль как высшего государственного учреждения империи, подчинение ему центральной и местной администрации. Сенат руководил отдельно коллегиями, отдельно - губерниями, отдельно - городами7.

Исследователи петровских административных реформ, институциональных преобразований отмечают его определенную непоследовательность и отдельные импровизации в законодательной деятельности. Одни реформы проводились годами, другие - урывками между военными действиями. В целом же реформаторская деятельность Петра I представляет собой систему, охватывающую все направления деятельности аппарата управления внутренними и внешними дела-

ми страны. Петр I лишь совершенствовал традиционный хозяйственный - домострой, т.е. занимался домостроительством, придавая домострою более культурные европейские формы8.

Таким образом, в России в петровскую эпоху формируется своеобразное центрально-управляемое хозяйство - ЦУХ (по определению немецкого неолиберала В. Ойкена) или государственная экономика - Дом-Хозяйство Государя-Хозя-ина. ЦУХ в России характеризовался созданием системы управления сверху.

Государственное вмешательство в экономику осуществлялось тремя путями:

1. Издание экономических законов, указов, регламентов, инструкций.

2. Создание госсектора экономики: строительство казенных промышленных предприятий, каналов, ов-чарных и конских заводов, развитие казенной торговли на внутреннем и внешнем рынках и др.

3. Государственная политика поощрения частной инициативы и частного предпринимательства, в частности, путем приватизации, внедрение новых форм организации труда, новой техники.

Формировалось экономическое мышление, основанное на принципах государственного вмешательства в экономику Подданные императора были информированы практически о всех указах Петра I (их только в XVIII в. было около трех тысяч)9.

Укрепление финансовой системы Российской империи. Зачастую петровскую реформу называют военно-финансовой, т. е. наибольшие успехи преобразования достигли именно в военном деле и в финансах. Перу Петра I принадлежит множество указов о налогах, сборах, монетарной системе и т.д.

Петру I с помощью жестких фискальных рычагов и протекционистских принципов удалось добиться бездефицитного государственного бюджета. Отличительной особенностью государственных расходов в петровскую эпоху было преобладание военных расходов. Так, в 1701 г. военные расходы составили 78,3% госбюджета России, а в 1724 г. - 63%10. При Петре I были сделаны попытки составления государственного бюджета (в 1710 и 1711 гг.) с определением статей дохода и расхода. Основой этому служила западноевропейская теория и практика, а также советы старца Авраамия.

В России при Петре I происходят преобразования монетной системы, их чертами являются следующие:

- монетное дело - монополия государства;

- монетное дело - один из важнейших источников финансирования оборонительных войн, которые вынуждена была вести Россия;

- рост выпуска серебряных монет и кожаных денег, а также серебряных монет новых номиналов, серебряных рублей, чеканка золотых монет;

- снижение покупательной способности рубля за счет понижения металла в монете;

- с 1700 г. чеканка медных монет мелкого достоинства;

- золото и серебро как денежные металлы изъяты из свободного оборота во внешней торговле, запрет вывоза золота и серебра, а также русских монет за границу.

Действительно, эти положения свидетельствуют о меркантилистских взглядах императора Петра I, которые не были определяющими для него. Император Петр I Алексеевич Романов стоял, как и все русские цари, на позициях отечественной домостроительной (экономической) мысли.

Придерживаясь Новоторгового Устава, составленного А.Л. Ордин-Нащокиным еще при отце императора Петра I - царе Алексее Михайловиче Романове, в России практиковалось взимание таможенных пошлин с иностранных купцов только ефимками (иоахимсталерами - полноценными серебряными иностранными монетами) и золотом, а не русскими монетами.

Таким образом, в укреплении финансовой системы Российской империи Петр I придерживался отечественных институционально-экономических воззрений, выступал за сохранение денежного металла (золота и серебра) и национальной валюты в России, заботился о накоплении государственной казны за счет торговой прибыли, внутренней и внешней, пытался использовать в России западные научные представления о финансах.

Интересно решалась проблема финансирования промышленности. Так, 43% промышленных предприятий, возникших при Петре I, финансировались за государственный счет, а 57% - за счет частного капитала, прежде всего купеческого. Механизм привлечения частного (купеческого) капитала в промышленность был следующим:

- освобождение кредиторов от всякой государственной службы;

- создание промышленных компаний, объединение купцов, которые получали денежные ссуды из государственной казны без процента,

часто наделялись землей, государственными строениями, оборудованием (такова петровская приватизация!);

- промышленные компании, получившие государственные предприятия в бессрочное или на определенный срок пользование, обязаны содержать приватизированное имущество в хорошем состоянии;

- освобождение приватизированных предприятий от уплаты торговых пошлин на определенный срок.

Крайне противоречива система налогообложения Петра I. С одной стороны, Петр I впервые в истории Российского государства сделал попытку поставить фискальную (бюджетно-налоговую) политику на научную основу. Так, он использовал некоторые передовые фискальные принципы из экономической литература Западной Европы:

- взаимную зависимость налоговой системы развития национального (народного) хозяйства страны;

- соизмерение величины налога и имущественного состояния плательщиков.

С другой стороны, при Петре I было введено и использовалось около тридцати видов налогов -беспрецедентное явление для того времени. Преобладали прямые, а не косвенные налоги. Главный налог - подушная подать - прост по взиманию, но игнорирует имущественное положение плательщиков. От личных прямых налогов было освобождено служилое дворянство и духовенство, что усиливало налоговый гнет основной массы населения России - крестьянства.

В эпоху Петра I происходит полное закрепощение крестьянства, рост внеэкономического принуждения трудящихся, принимающего зачастую форму рабства. Право дворян на владение землей и крестьянами принималось как условие обязательной службы дворян государству. Реформы Петра I усилили крепостное право; возвысили социальное положение слоя помещиков в результате введения наследственности помещичьего владения. По Указу 1714 г. в России вводилось единонаследие, когда недвижимое имущество переходило в руки только одного наследника. Осуществлялась торговля крепостными людьми, продажа их без земли семьями или поодиночке. Подушная система налогообложения усиливала крепостную зависимость крестьянина от помещика, т.к. вводилось официальное возложение обязанностей на помещика по сбору подушной

подати. В 1724 г. была введена паспортная система, крайне ограничивающая всякое передвижение крестьян по России. Подневольный крепостной труд крестьян использовался на мануфактурах, при строительстве городов и др. Все это олицетворяет «кнут» а не «пряник» русского домостроительства и домостроя.

Представляют интерес и взгляды Петра I на иностранный капитал в промышленности. Здесь Петр I стоит на позициях протекционизма как экономической политики и меркантилизма его теоретической основы. Его протекционизм заключался в защите российского предпринимательства от иностранной конкуренции. Ввозная пошлина на товары устанавливалась тем выше, чем больше было развито отечественное производство данного товара. Ввозные пошлины составляли 75, 50 или 25% к цене ввозимых товаров, выраженной в рублях, в зависимости от степени насыщенности российского рынка данными отечественными товарами.

В целом реформа Петра I была осуществлена на институционально-экономических принципах домостроя, прежде всего домостроительства как активного участия государства в лице государя в строительстве хозяйства России, т.е. хозяйственном строе. Петр I проводил экономическую политику протекционизма. Она основывалась на Новоторговом Уставе А.Л. Ордин-Нащокина, некоторых положениях своих сподвижников, например, Салтыкова и других российских мыслителей, а также на западноевропейских научных экономических разработках в области финансов, государственного бюджета и т.п. Однако цельной, системной, комплексной теоретической базы у реформы Петра Великого не было. Указы, заметки и т.п. писались Петром I в основном в перерывах от военных дел.

Успехи Великих реформ императора Петра I были, прежде всего, в области промышленности, военных и финансовых дел. Россия завоевала огромное экономическое пространство, получила новые водные пути сообщения, выходы к морю. Император Петр I оставил России положительный торговый баланс, бездефицитный бюджет. Экономические преобразования Петра I историк В.О. Ключевский назвал военно-финансовой реформой. На наш взгляд, следует подчеркнуть факт беспрецедентного развития производительных сил России - около 200 промышленных предприятий, экономический рост.

В предыдущем анализе институциональных преобразований царя-императора Петра I мы коснулись только их вещественных (материальных) сторон. Следует раскрыть и самое важное в отечественном домостроительстве в эпоху Петра Великого - русский институт царской правды. Для его описания воспользуемся материалами XXIV главы части третьей раздела Ш «Петр Великий как русский человек»11. Л.А. Тихомиров констатировал: «Развитой человек Московской Руси, задавая себе вопрос, почему он должен быть православным, а не католиком или протестантом, почему нужна самодержавная власть, а не республика, не мог ответить себе на это убедительно. Он растерялся в понятиях о правде. Но он не потерял любви к истине, он хотел жить не «своим», а тем, в чем «правда», настоящая правда. Он готов был откинуть все свое, если оно не есть истина. И вот в этом-то и был он верен себе своему величайшему достоинству русского человека, достоинству, которым русский обязан православию.

Русский того времени, вместе с Петром, кощунствовал в комедиях «всепьянейшего собора», он порабощал мирской власти управление своей Церкви, он насильствовал над народом, вызывая раскольничьи самосожжения и т.д. Но он делал все это потому, что хотел уважать только правду, и если не замечал ее хотя бы и в самом святом месте, не хотел лицемерить и преклоняться перед тем, что хотя бы глубоко-ошибочно перестал считать правдой. И во всем этом был залог будущего воскресения...»12 Л.А. Тихомиров убедительно показывает, что русские люди «приняли любовь к истине», «не ведали ее, но любили, были уверены, что она есть и что на свете жить стоит только истиной»13. Л.А. Тихомиров писал: «Петр был величайшим выразителем русского человека в этой решимости жить только истиной, хотя бы она была «люторская», голландская и какая угодно. Он готов был отречься от всего, в чем не видел истины, и прилепиться к чему угодно, если усматривал истину.

Петр и партия реформы, вокруг него сплотившаяся, хотели истины.»14

Отечественный консерватор Лев Александрович Тихомиров открывает новые грани правды самого царя-императора Петра I, т.е. царской правды. Прежде всего, правды как истины, многогранной истины: истины в деле, истины в образе, истины во благе, государства-правды. Если в предыдущем анализе, например, у И.С. Пере-

светова, правда выступала как справедливость, то в эпоху Петра Великого правда проявляется через истину. Л.А. Тихомиров справедливо резюмировал: «В Петре - величие русского духа -в Петре жалкая отсталость России, бедность ее умственных средств»15. Но средства наживаются, если сохраняется величие духа. Впоследствии стали появляться у нас искры уже просвещенного сознания и просвещенной веры. Если Россия настоящего и будущего сохранит свою лучшую черту - «любовь к истине», решимость жить только правдой, что было у Петра (подчеркнуто нами. - Т. Ю.), то Петровская реформа и станет исходным пунктом того, что говорил сам преобразователь в словах: «А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога: жила бы только Россия в чести и славе.

А если у нас исчезнет любовь к истине, то не Петр будет виноват в этом .»16

Таким образом, царь-император Петр I вместе со своим верноподданным закрепощенным народом фактически построил Российскую империю - Великую Россию. В результате институциональных преобразований Петра I, беспрецедентного роста мануфактур (около 200) был создан «целый экономический уклад - государственное хозяйство» (Д.Н. Платонов), сложилась эффективная структура хозяйственного организма - смешанной экономики.

Домострой - экономика Великой России смогла решить великие народнохозяйственные задачи:

- во-первых, был снят вопрос «быть России или не быть?» в пользу ее независимости от «хищнического» западноевропейского торгового капитала, желавшего ее колонизировать;

- во-вторых, острота проблемы экономической отсталости России была снята в ходе «петровской революции»;

- в-третьих, экономическая «петровская революция» - это модернизация домостроя - экономики без изменения традиций, его институциональных принципов (домостроительства, правды как истины и др.).

Великие Реформы Петра Великого заложили институциональные основы всех социально-экономических преобразований в Доме-Хозяйстве в условиях модернизации. При этом сохранялась общая традиционная направленность в продолжении почти всего XVIII столетия - века Просвещения. Богатому в смысле институциональных

преобразований, модернизации и развивающегося домостроительства в XVIII в. соответствовала богатая уникальная русская экономическая (домостроительная) мысль.

Впервые в русской, а также в мировой институционально-экономической мысли проблема богатства каждого народа во всей своей полноте, цельности была поставлена гениальным самоучкой Иваном Тихоновичем Посошковым (1652 или 1653-1726 гг.). Его труд называется «Книга о скудости и богатстве си есть изъявление, отчесого приключается напрасная скудость и отчесо бо гобзовитое богатство умножается» (1724 г.).

И.Т. Посошков, как и император Петр I, считал труд в промышленности и, главным образом, в сельском хозяйстве источником национального вещественного богатства. «Прибыток» создается, прежде всего, сельскохозяйственным трудом. Деньги могут быть вещественным богатством, но это не главное в них. Деньги несут с собой свойство государственности в России, это «благословенные денежки». Деньги - это орудие развития производительных сил. Автор «Книги

о скудости и богатстве» писал: «Понеже не то царственное богатство, еже в царской казне лежа-щия казны много., но то самое царственное богатство, еже бы весь народ по мерностям своим богат был самыми домовыми внутренными своими богатствы, а не внешними одеждами или позументным украшением .»17. По И.Т. Посош-кову, «прибыток» - приращение к реальному богатству царской казны и всего русского народа, «богатство - достаток», «богатство - довольство». И.Т. Посошков верил, что вся наша Великая Россия обновится как в духовности, так и в гражданстве и не только одни царские сокровища наполнятся, но и все россияне обогатятся и прославятся, «а ещё и военное дело возновица, то не токмо единою славою прославится, но и страшны всем окрестным государствам будут»18. Таким образом, Дом-Хозяйство в России Великой характеризуется «гобзовитовым» (изобильным) богатством.

В учении о богатстве главная заслуга И.Т. По-сошкова заключается в классификации богатства, во введении в научный оборот понятия «невещественное богатство - правда» во многообразии смыслов, в том числе: любовь - правда. Первый в мире экономист И.Т. Посошков писал: «Нам надобно не парчами себя украшати, но надлежит добрым нравом и школьным учением и христи-

анскою правдою и между себя истинною любо-вию неколеблемым постоянством яко в благочестивой христианской вере (подчеркнуто нами. - Т.Ю ), тако и во всяких делех. И за таковое украшение не токмо на земли, но и на небеси будем славны»19.

Професор Ю.М. Осипов констатирует: «.. .Петр Великий - далеко «не первый» имперец в русопространстве: до него были и Ярослав Мудрый, и Александр Невский, и Юрий Долгорукий, и Иван III, и Иван Грозный, не говоря о других имперских фигурах. Имперскость... в крови у россов...»20.

Примечания

1 Цит. по: Россия в период реформ Петра I: Сб. ст. - М.: Наука, 1973. - С. 61.

2 Петр I внедрил также систему экономических мероприятий с целью ликвидации относительной отсталости, упрочнения экономической и политической независимости России, показав себя передовым государственным деятелем и мыслителем своей эпохи.

3 Буганов В.И. Петр Великий и его время. -М.: Наука, 1989. - С. 129.

4 В 1711 г. в центре и на местах были введены должности фискалов для осуществления контроля за деятельностью всей администрации, недопущение нарушения указов, взяточничества и т.п. Начиная с 1715 г. контроль осуществлялся также и за Сенатом. В каждую коллегию входил свой фискал.

5 Полное собрание Законов Российской империи. Собр. 1-е. - Т. 6. - №3534. - СПб.: 18301836.

6 Например, проводились меры по свертыванию мелкой промышленности там, где основали крупные заводы.

7 Кудряшова В.В. Реформы управлении в Рос-

сии в ХУП-ХУШ вв. // Юдина Т.Н., Кочетков А.Л. и др. Экономическая мысль России (Проблемы экономического развития и эффективного управления в России): Мат. к спецкурсу. - М.: МГАП «Мир книги», 1995. - С. 17-19.

8 Резкая по своей форме, но необходимая по сути реформа была совершена только в сфере церковного управления, где с упразднением патриаршества церковная жизнь была приведена в полное подчинение государству, что вполне соответствует догмату о царской власти. Никаких нарушений в церковном деле не произошло. Таким образом император Петр I спас Российскую империю от ереси папизма (латинства).

9 См.: Законодательство Петра I. - М.: Юрид. лит., 1997. - С. 880.

10 История русской экономической мысли. Т. I.

Ч. I. - С. 286.

11 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. - С. 279-280.

12 Там же. - С. 279.

13 Там же. - С. 279.

14 Там же. - С. 280.

15 Анализ самосознания русских людей показывает, что в начале, в результате крещения Руси в 988 г., произошло просвещение сердца (отсюда и любовь к истине), а в эпоху Просвещения настало время просвещения ума.

16 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. - С. 280.

17 См.: Зайцева Л.И. Россия державная. Первый русский экономист и мыслитель - Иван Тихонович Посошков. - С. 18.

18 Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения / Ред. и коммент. Б.Б. Кафен-гауза. Репринтное воспроизв. Изд. 1951 г - СПб.: Наука, 2004. - С. 243.

19 Посошков И. Т. Указ. соч. - С. 127-128.

20 Там же. - С. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.