УДК 338.4 БКК 60.56
DOI 10.24412/2412-2025-2021-4-39-44
Залибекова Дайганат Залибековна - кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
Бучаева Светлана Азизовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
Zalibekova Daiganat Zalibekovna - PhD in Economics, Associate Professor, Department of Taxes and taxation, Dagestan State University of National Economy
Buchaeva Svetlana Azizovna - PhD in Economics, Associate Professor, Department of Taxes and taxation, Dagestan State University of National Economy
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ В 2022-ОМ ГОДУ
STATE REGULATION OF THE RUSSIAN ECONOMY UNDER SANCTIONS IN 2022
В работе рассматриваются современные условия функционирования российской экономики, а также выделяются основные проблемы, возникшие перед экономикой России после введения санкций. В статье освещены актуальные проблемы, связанные с достижением устойчивости экономики государства и ее способности противостоять воздействиям дестабилизирующих факторов, финансовой безопасности как важного элемента экономической безопасности. Торгово-экономические санкции оказывают большое влияние на функционирование всех сфер российской экономики, но особенно они затрагивают экономическое поведение предприятий высокотехнологичного бизнеса и ИТ-сферы.
Ключевые слова: экономические санкции, регион, экономический потенциал, экономическое развитие, налоговые льготы.
The article examines the current conditions for the functioning of the Russian economy, and highlights the main problems that have arisen before the Russian economy after the imposition of sanctions. The article highlights topical macroeconomic problems related to achieving the stability of the state economy and its ability to withstand the effects of destabilizing factors, financial security as an important element of economic security. Trade and economic sanctions have a great impact on the functioning of all spheres of the Russian economy, but they especially affect the economic behavior of high-tech businesses and the IT sector.
Keywords: economic sanctions, region, economic potential, economic development, tax incentives.
В условиях внешних ограничений и санкций опорой экономического роста должны стать внутренние механизмы, опирающиеся на внутренний спрос. Путем расширения внутреннего потребительского спроса государство может повысить уровень жизни и платежеспособности населения, что, в свою очередь, может положительно повлиять на динамику экономического роста России.
Экономическая безопасность страны определяется ее инновационным развитием, позволяющим перейти к новому экономическому укладу, предполагающему использовать высокотехнологическое оборудование, интеллектуальные системы. Определяющую роль в развитии высокотехнологического сектора экономики играет государство, создающее финансовый потенциал страны и обеспечивающее достаточный уровень финансирования для освоения наукоемких технологий.
Национальные интересы являются наиболее важной концепцией в системе обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобальной интеграции. [1] Поддержка 1Т предприятий сегодня - прежде всего производство важных технологий внутри страны, создание мощного инвестиционного потенциала, который получает наша промышленность и сельское хозяйство. Импортозамещение способствует улучшению структуры платежного баланса, нормализации внутреннего спроса, обеспечению занятости, укреплению частного бизнеса, развитию наукоемких отраслей и научного потенциала, улучшению конкурентоспособности национальной промышленности и экономической безопасности.
Санкционные ограничения, вводимые рядом зарубежных стран, направлены на дестабилизацию российской экономики в целом. Чтобы поддержать предпринимателей в напряженный экономический период, Правительство РФ предложило снизить налоговую нагрузку компаний, деятельность которых напрямую связана с высокими технологиями и научными разработками. Преимущество от налоговых послаблений получат именно те компании, которые: развивают высокотехнологичные стартапы; активно внедряют новые разработки последнего поколения; вкладываются в научные исследования. Льгота заключается в полном освобождении компаний и предпринимателей от уплаты налога на прибыль результатов интеллектуальной деятельности, при условии, что авторские права на имущество будут установлены с 1 января 2022 года.
Правительство объявило о введении новых льгот для российских компаний и предпринимателей из-за санкций в 2022 году. Первый пакет господдержки уже опубликован - это налоговые льготы, амнистии бизнес капиталов и гранты аграрному сектору. Кроме того, будут новые привилегии для ИТ-сферы. Первый пакет государственной помощи для предпринимателей и организаций предусматривает сразу несколько послаблений и льгот: налоговые льготы для высокотехнологичного бизнеса; налоговые и социальные льготы для ИТ-сферы; государственные гранты для аграрного сектора; масштабные амнистии капиталов для бизнеса.
Освобождения от налогов будут ограничены по времени: крупные организации смогут применять льготы не более трех лет; представители малого и среднего бизнеса до пяти лет.
Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Ми-шустин заявил, что налоговые льготы 2022 года предусмотрены для более широкого числа проектов по созданию новых технологий для самых раз-
ных отраслей российской экономики. Соответствующий нормативный акт уже подписан на соответствующем уровне. Новый перечень льгот из-за санкций в 2022 году будет дополнен, в частности, такими направлениями экономики, как: высокотехнологичные решения в области нейрокомпью-терных интерфейсов; выявление новых решений в сфере кибербезопасно-сти; реализация изысканий и исследований в сфере разработок и создания авиационных и космических комплексов; выявление и внедрение высокоэффективных методов лечения и реабилитации; разработка инновационных лекарственных препаратов; работа над перспективными системами интеллектуальной энергетики и энергоэффективности; работа с передовыми технологиями в промышленности и производстве. Отметим, что такие льготы уже вводились в России четыре года назад. От уплаты налога на прибыль действовало освобождение для российских компаний всего два налоговых периода (года). Даже за короткий промежуток времени российский бизнес смог повысить уровень защиты интересов правообладателей. В 2022 году Правительство России не просто возобновляет налоговые льготы из-за санкций США и ЕС, но и существенно продлевает период их применения налогоплательщиками. Как заявил Михаил Мишуст-ин: «Это особо важно, чтобы все компании и предприниматели успели оформить свои права, и смогли увеличить объем нематериальных активов российского бизнеса, сделав его более привлекательными для инвесторов, для выхода на внешние рынки». Для ИТ-сферы представителям бизнеса из сферы информационных технологий могут быть предусмотрены дополнительные льготы из-за санкций в 2022 году. [2]
Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России было предложено разработать дополнительный пакет мер государственной поддержки, направленный на стабилизацию ситуации в ИТ-бизнесе. Предложения уже направлены в Правительство на рассмотрение. Предложено дополнить список высокотехнологичного бизнеса ИТ-компаниями, которые получают доходы за счет: размещения рекламы, оказания дополнительных услуг в своих приложениях и в онлайн-сервисах, от реализации, установки, тестирования и сопровождения партнерских отечественных ИТ-продуктов. Период действия освобождений составит планово три года. Это позволит стабилизировать обстановку в сфере информационных технологий и поддержать российских предпринимателей в период действия санкционных ограничений 2022 года. Предложено освободить от налогообложения заработную плату работников российских компаний из сферы информационных технологий.
Освобождение планируют ввести на три налоговых периода (года). Если налоговая льгота будет утверждена, то, скорее всего, освобождение от НДФЛ распространится и на вознаграждения по договорам гражданско-правового характера для внештатных работников (фрилан-серов), а также для самозанятого населения. Планируют полностью освободить от проверок контролирующих органов малый и ИТ-бизнес. Речь идет не только о налоговом контроле, но и о других федеральных ведомствах. Министерство цифрового развития предложило дополнительные меры финансовой помощи ИТ-бизнесу, как гранты и льготные кредиты. Речь идет о государственных грантах и льготном кредитовании.
Новые государственные гранты на разработку и развитие ИТ-продуктов будут предоставлять по новым «щадящим» правилам. Плани-
руется снизить требование к обязательному внебюджетному софинанси-рованию проектов до 20%, а в отдельных случаях сократить до 0%. Дополнительно предложено запустить программу льготного кредитования ИТ-компаний, направленную на обеспечение их бесперебойной деятельности, а также развивать программы льготного кредитования проектов внедрения отечественных решений со ставкой в 1%. Кроме того, законодателями предложены дополнительные социальные гарантии работникам ИТ-компаний. Планируются: льготная ипотека по ставке 5% годовых на весь период работы в ИТ-сфере; отсрочка от призыва на военную службу на все время их работы. Привилегии предусмотрены не только для российских граждан. Министерство цифрового развития предложило существенно упростить иностранцам, процедуру получения разрешения на работу и вида на жительство. Естественно, что данное послабление предусмотрено только для иностранных работников, привлекаемых на работу в российских ИТ-компаниях. В Министерство цифрового развития заявили, что после одобрения правительством предложения будут реализованы в кратчайшие сроки. [3]
Для дальнейшего стимулирования МСП, развития внутреннего производства в сфере малого бизнеса нужно расширение господдержки, в том числе специализированной. Инструментов для поддержки предпринимательства в стране достаточно много. Это и фонды содействия кредитованию малого бизнеса, и многочисленные программы, предлагаемые корпорацией МСП. [4]
В целях финансовой поддержки аграрного сектора экономики Правительство предложило ввести государственные гранты для компаний и индивидуальных предпринимателей, являющихся разработчиками технологий в агропромышленном комплексе (АПК). Если бизнес участвует в реализации комплексных научно-технических проектов, то предприниматели и организации могут претендовать на получение денежных грантов. На данные цели уже выделено более 1 миллиарда рублей. В первую очередь, дополнительное финансирование аграриев направлено на развитие сферы животноводства. Кроме того, гранты предусмотрены и для аграриев, которые занимаются виноградарством, а также селекцией и семеноводством масленичных культур. Постановление о введении финансовых грантов для аграриев уже подписано. Финансовые гранты для аграриев вводятся с целью повышения доступности сельскохозяйственной продукции для сельскохозяйственных производителей.
Ожидается, что дополнительное финансирование аграрного сектора позволит не только обеспечить потребителей мясом, маслом, фруктами отечественного производства, но и повысить уровень продовольственной безопасности. Кроме того, гранты помогут быстрее внедрять конкурентоспособные технологии в сельском хозяйстве. В 2022 году Министерство финансов России инициирует новую амнистию бизнес капиталов, которые в данный момент находятся в зарубежных банках. Это будет более масштабная процедура в сравнении с прошлым амнистированием. Напомним, что процедура амнистии предпринимательских капиталов уже проводилась в России. На текущий момент проведено три полноценных этапа - в 2015, 2018 и 2019 годах.
Ключевым требованием при последнем амнистировании капиталов 2019-2020 годов был перевод зарубежных структур в «русские
офшорные зоны» - специальные административные районы (САР) в Калининграде и Владивостоке.
Таким образом, можно считать, что предпринятые против России экономические санкции сыграли не только негативную, но и положительную роль. Они показали перспективы развития отечественных организаций, связанные с необходимостью решения задачи формирования новых подходов к формированию экономической политики отечественных организаций по преодолению негативных влияний экономических санкций на деятельность отечественных организаций, а в дальнейшем - достижение востребованных международным рынком конкурентных позиций.
В современных условиях налоговая политика должна быть адекватной глобальным вызовам, и она должна играть основную роль в развитии конкурентоспособной экономики, создавая благоприятные условия для подъема отечественной промышленности и повышения ее инвестиционной привлекательности. Финансовая безопасность России сегодня напрямую зависит от стабильности налогообложения и гибкости системы налогового регулирования. При выборе методов и инструментов такого регулирования целесообразно применять те из них, которые не приведут к дальнейшей макроэкономической дестабилизации и которые не придется отменять на этапе очередных экономических реформ.
В условиях введения антироссийских санкций особая роль в поддержании экономической стабильности отводится малому предпринимательству. Малые предприятия, являясь неотъемлемым элементом социально-экономической системы региона, задействованы в проведении и экономических, и социальных преобразований, обеспечивая существенный вклад в формирование валового регионального продукта и занятости населения.
Список литературы:
1. Лещенко, Ю.Г. Национальные интересы в контексте обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобальной интеграции: эволюционно-теоретический аспект // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10. - № 4. - С. 2375-2390. - doi: 10.18334/vinec.10.4.110815.
2. Санкции против России [Электронный ресурс]: Медийный новостной портал «24smi.org». - URL: https://24smi.org/story/7-sankcii-protiv-rossii.html
3. Сайт Группы компаний ТБН Логистик - URL: http://www.logistic.ru/news.
4. Сайиян, К.В., Асон, Т.А. Экономическая безопасность России в условиях международных санкций // Экономическая безопасность. - 2021. -Том 4. - № 1. - С. 31-42. - doi: 10.18334/ecsec.4.1.111255.