Научная статья на тему 'Государственное регулирование экономики и роль налогов в ее реализации в Кыргызской Республике'

Государственное регулирование экономики и роль налогов в ее реализации в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1158
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / TAX / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / MARKET ECONOMY / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / TAX SYSTEM / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT CONTROL / БЮДЖЕТ / BUDGET / ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / FISCAL POLITICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кельдибеков Акматбек Кельдибекович

В статье рассматриваются вопросы государственного регулирования посредством налогов и влияние налогообложения на экономику и социальный сектор, а также механизм перераспределения денежных доходов государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование экономики и роль налогов в ее реализации в Кыргызской Республике»

3) Метод позволяет оценить важность учета каждого решения и важность учета каждого фактора, влияющего на приоритеты решений.

4) Метод позволяет оценить устойчивость принимаемого решения.

Именно в силу своих возможностей метод анализа иерархий можно считать универсальным и рекомендовать в качестве инструмента для решения задач производительного хозяйствования.

Литература

1. Бабанов В. Н., Воронкина Д. В. Производительное хозяйствование. Тула, ТулГУ, 2014. 312 с.

2. Хомяков В. Н. Кибернетика, закон необходимого разнообразия и разработка прогнозов экономических показателей. Часть 1 // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 1. Ч. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014.

Government regulation of the economy and the role of taxes in its implementation

in the Kyrgyz Republic Keldibekov A.

Государственное регулирование экономики и роль налогов в ее реализации

в Кыргызской Республике Кельдибеков А. К.

Кельдибеков Акматбек Кельдибекович /Keldibekov Akmatbek — кандидат экономических наук, докторант,

кафедра экономики и менеджмента, Кыргызский экономический университет имени М. Рыскулбекова, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы государственного регулирования посредством налогов и влияние налогообложения на экономику и социальный сектор, а также механизм перераспределения денежных доходов государства.

Abstract: in the article the questions of government control by means of taxes and influence of taxation are examined on an economy and social sector, and also mechanism of redistribution of money acuestss of the state.

Ключевые слова: налог, рыночная экономика, налоговая система, государственная поддержка, государственное регулирование, бюджет, фискальная политика.

Keywords: tax, market economy, tax system, state support, government control, budget, fiscal politics.

В условиях глобализации мировой экономики Кыргызскую Республику можно определить как очень открытую и очень уязвимую.

Объективная реальность социально-экономического развития Кыргызстана указывала на то, что сама по себе проблема экономического роста исчезнуть не может, необходима государственная поддержка, государственное правовое регулирование экономики. Еще во второй половине двадцатого столетия американский экономист Дж. К. Гэлбрайт издал свою книгу «Экономические теории и цели общества в США» (1973 год) где писал: «что после создания Д. Кейнсом теории регулируемой экономики, экономическая система капитализма больше не может считаться саморегулирующейся. Только вмешательство государства способно обеспечить рост и осуществление социальных программ» [1. 15].

Важность государственного регулирования экономики подтверждает мировая практика, где без активной регулирующей роли государства не может быть эффективной социально-ориентированной рыночной экономики. В мире нет ни одного государства с высокоразвитой рыночной экономикой, где бы не было государственного вмешательства в решение ключевых социально-экономических проблем. И в этой связи, говоря о государственной поддержке и дальнейших преобразованиях в экономике республики, Правительством страны было принято важное решение о разработке Комплексной основы социально-экономического развития на период до 2010 года, где было предусмотрено реформирование системы налогообложения за счет проведения обоснованной жесткой финансовой политики, ориентированной на приоритетное использование рыночных механизмов и направлений на стимулирование экономической деятельности хозяйствующих субъектов, чтобы налоговый режим был равномерно благоприятным для всех экономических субъектов и не создавал искусственных преференций одним отраслям экономики за счет других.

Регулирующая функция налогов направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства и проявляется она через налоговые льготы и санкции. Налоговые санкции выступают проявлением контрольной функции.

Следовательно, действующая система налогообложения дает представление о полноте использования присущих налогам функций, т.е. о роли налоговой системы. Эта роль зависит от объективных и субъективных факторов, что отражено на рис. 1.

Рис. 1. Роль системы налогообложения

Как видно на рис. 1, с помощью фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общегосударственные потребности, а посредством регулирующей функции формируются или создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов.

А. Вахнер (1835-1917 гг.) в разработке принципов построения системы налогообложения руководствовался как классическими принципами А. Смита, так и финансово-хозяйственными соображениями о рациональности налоговой системы. Он сформулировал десять основных правил, которые объединил в четыре группы:

1) финансовые принципы организации налогообложения, определенные из теории коллективных потребностей, достаточности и эластичности обложения;

2) народнохозяйственные принципы, определяющие выбор источника обложения или решения таких вопросов, как: должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица или населения в целости, или правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая осталась бы с последствиями и условиями их переложения;

3) этические принципы, или принцип справедливости - это всеобщность обложения и равномерности;

4) административно-технические или принципы налогового управления - это определенность обложения, удобство уплаты налога [2. 10].

Процесс оптимизации налогообложения самым непосредственным образом связан с государственными расходами, хотя исследование состава государственных расходов и установление их соответствия общественно необходимым потребностям очень трудно.

Оптимизация государственных расходов создает условия для построения рациональной системы налогообложения.

Эволюция глобальных хозяйственных систем показала, что экономика подразделяется на развитую и развивающуюся. Налогообложение, таким образом, может быть развитым и развивающимся. В отношении нашей республики - система налогообложения развивающаяся. Однако даже самая высокая степень развития налогообложения в отдельных странах с развитой рыночной экономикой не дает основания считать применимой данную систему в других развивающихся странах.

Вследствие этого очень важно обратить внимание при построении оптимальной системы налогообложения на следующее:

1) в процесс перераспределения включается только реально созданная стоимость;

2) все сферы хозяйствования должны быть заинтересованы в повышении своего уровня доходности, только при таких условиях будет осуществляться перераспределение;

3) при перераспределении должны быть учтены интересы всех участников воспроизводства с учетом сохранения за ними форм собственности;

4) перераспределение должно осуществляться с целью возможно полного удовлетворения общественных потребностей.

Вместе с тем также необходимо учесть объективные и субъективные формы, влияющих на оптимальность функционирования системы налогообложения в реальной действительности. Таковыми являются:

- действие закона конкуренции спроса и предложения, максимизации прибыли, свободного перелива капитала;

- многообразие форм собственности;

- свобода предпринимательства и свобода открытости экономики;

- наличие рынка капиталов, товаров, труда, жилья и т.д.

- профессионализм представлений законодательной и исполнительной власти;

- готовность управленческих структур соблюдать законы социально-ориентированной экономики [3. 59].

Поиск путей оптимизации налоговых платежей является одним из направлений налогового планирования, которое зависит от тяжести налогового бремени. В налоговой практике современности существует несколько путей оптимизации объемов налоговых поступлений:

1. Выбор свободного места регистрации и места осуществления финансово-хозяйственной деятельности (оффшор).

2. Грамотное использование всех пробелов и достоинств действующего законодательства.

3. Выбор соответствующей организационно-правовой формы предпринимательства.

4. Юридически грамотное, безупречное ведение бухгалтерского учета.

5. Использование наиболее экономичных способов защиты нарушенных налоговых прав [4. 98].

В связи с этим, по нашему мнению, оптимальная система налогообложения должна предусмотреть ослабление налоговой нагрузки на предприятия производственной сферы и одновременно усиления налогового контроля над предприятиями, занятыми в отраслях со значительным теневым оборотом.

2,1 1,9 2,0 2,0

1,8 1,4 1,8 1

1 4 1,3 1,2 1,2 1,3 1,0 1,0 1,3

1,0 0,5 шшипгшппп •3 « - -3 .. -3

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 В Подоходный налог и Налог на доходы лиц-нерезидентов Ы Налог на прибыль

Рис. 2. Подоходный налог, налог на прибыль, в % к ВВП

Как видно из диаграммы подоходный налог за анализируемый период увеличился 1,4% к ВВП в 2005 году до 2,1% 2014 году, без изменений фактически осталось налог на доходы лиц - нерезидентов 0,3% к ВВП, налог на прибыль уменьшился 1,3% в 2005 году до 0,9% 2014 году.

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 ^»Единый налог - субъекты малого бизнеса J Налог на основе обязательного патента

Л Налог на основе добровольного патента

Рис. 3. Налоги на малый бизнес, в % к ВВП Источник: Кыргызстан в цифрах. Б., 2015 г. [5. 60].

Как видно из диаграммы 2, тенденции существенного увеличения не наблюдается, если в 2009 году единый налог составлял 0,1% он остался без изменений и в 2014 году. Налог на основе обязательного патента увеличился в 2009 году, а в 2014 году составил 0,2% к ВВП, налог на основе добровольного патента фактически остался без изменений.

■Доходы -«-Расходы —Ф—Фин. Баланс

Рис. 4. Диаграмма 3. Динамика республиканского бюджета за 2005-2014 годы (в млрд. сом) Источник: Кыргызстан в цифрах. Б., 2015 г. [5. 58].

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что налоги являются, как и во все времена, основным источником формирования доходов бюджета государства, что их роль с каждым годом растет, и что налоги остаются, бесспорно, важным инструментом государственного регулирования в рыночной экономике. Система налогов, функционирующих в конкретном государстве, должна отражать все присущие им функции, потому что в функциях отражена экономическая сущность налога как категории. Бесспорным условием оптимальности (результативности) системы налогообложения должно быть введение таких видов налогов, которые наиболее полным образом реализовали бы свой внутренний потенциал, а именно чтобы было равновесие между объективными и субъективными факторами, влияющими на оптимизацию налогообложения. После нахождения оптимальной налоговой концепции, она должна подвергаться всесторонней оценке, выноситься на широкое публичное обсуждение, а затем корректироваться с учетом итогов обсуждения. В конечном итоге на выборной концептуальной основе и строится новая система налогообложения или обновляется существующая.

В условиях рыночных отношений правильно установленные налоги в сочетании с финансово -кредитным механизмом, являются важным и эффективным инструментом воздействия на развитие производства, предпринимательской деятельности, инвестиционный процесс, структуру и объем хозяйства.

Литература

1. Красавина Л. И. М.:Финансы, 2002. стр. 298.

2. Долан Э. Д., Кемпбэлл К. Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. М., 1999. 169 с.

3. История финансовой мысли и политики налогов. Учебн. пособие. Инфарм-М. Москва, 2004. 16 с.

4. Чалова К. Ч. Теория и практика налогового учета. Бишкек, 1999.

5. Кыргызстан в цифрах. Б., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.