Научная статья на тему 'Государственное регулирование экономического развития в регионе: сущность, формы и принципы'

Государственное регулирование экономического развития в регионе: сущность, формы и принципы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4619
596
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ / ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ / MANAGEMENT REGULATION OF ECONOMY / REGIONAL ECONOMY / PRINCIPLES OF GOVERNMENT MANAGEMENT OF ECONOMY / FORMS OF GOVERNMENT REGULATION OF ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстых Т. Н.

Цель данной статьи проанализировать сущность, формы и принципы государственного регулирования экономического развития в регионе. В статье решаются следующие задачи: раскрывается сущность государственного регулирования экономического развития в регионе, классифицируются формы государственного регулирования экономики региона, определяются основополагающие принципы государственного управления региональной экономикой. В результате проведенной работы получен вывод, что государственное регулирование экономического развития в регионе должно основываться на теоретическом аппарате, включающим дифференцированные формы, принципы и методы административного управления экономикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT REGULATION OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION: ESSENCE, FORMS, AND PRINCIPLES

The purpose of this paper is to analyzed the essence, the forms, and the principles of government regulation of economic development of the region. In this paper, the following tasks are solved: 1) the essence of government regulation of the region is revealed, 2) the forms of government regulation of the region economy are classified, 3) the fundamental principles of government management of the regional economy are defined. As a result of the study carried out, the conclusion has been made about that government regulation of economic development of the region should be based on the theoretical apparatus including the differentiated forms, principles, and methods of management control of the economy.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование экономического развития в регионе: сущность, формы и принципы»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕГИОНЕ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ

Т. Н. ТОЛСТЫХ

Цель данной статьи - проанализировать сущность, формы и принципы государственного регулирования экономического развития в регионе. В статье решаются следующие задачи: раскрывается сущность государственного регулирования экономического развития в регионе, классифицируются формы государственного регулирования экономики региона, определяются основополагающие принципы государственного управления региональной экономикой. В результате проведенной работы получен вывод, что государственное регулирование экономического развития в регионе должно основываться на теоретическом аппарате, включающим дифференцированные формы, принципы и методы административного управления экономикой.

Ключевые слова: государственное регулирование экономики, региональная экономика, принципы государственного управления экономикой, формы государственного регулирования экономики.

Специфика России, проявляющаяся в ее масштабности и региональной дифференциации, требует более активной по сравнению с типичной мировой практикой деятельности государства по устранению диспропорций в национальном экономическом пространстве, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития всех регионов и страны в целом.

Переход России к новой политической и экономической системе потребовал глубокого реформирования государственного регулирования регионального развития. Главные направления реформирования определяются такими переходными процессами, как замена административно-командного управления рыночными механизмами, радикальное изменение структуры собственности и, соответственно, распределение доходов, трансформация унитарного государства в федеративное и расширение экономических прав регионов [2].

При этом следует заметить, что практика государственного регулирования экономического развития регионов должна базироваться на теоретической основе, включающей в себя, прежде всего, сущность, формы и принципы. Осмысление сущности государственного регулирования экономического развития в регионе позволяет четко формировать существующие проблемы и, в соответствии с ними, предлагать возможные пути решения. Рассмотрение форм и принципов государственного воздействия на экономику региона не-

обходимо с точки зрения формирования системы региональных мероприятий по регулированию экономического развития субъекта федерации. Поэтому целесообразным видится рассмотрение сущности, форм и методов государственного регулирования экономического развития в регионе.

Для того, чтобы определиться с сущностью регионального регулирования экономики, необходимо отметить системный характер региона. Причем, региональная система, в свою очередь является подсистемой более глобальной системы, каковой выступает федерация [5].

Регион, вместе с тем, выступает не простой формой системной организации, а, как и государство, является сложной социально-экономической системой. Сложные социально-экономические связи и строение элементов данной системы определяют и понятие его развития. Понятие развития региона как системы, очевидно, должно подразумевать как и понятие развития вообще положительную динамику его параметров в целом.

Таким образом, государственное регулирование территориального развития можно представить как совокупность специально организуемых действий политического, правового, финансового, экономического характера, призванных [5]:

1) давать стимулы (в том числе ресурсные) развитию тех территорий, которые по объективным причинам не могут функционировать в режиме саморазвития;

2) активизировать и ресурсно поддерживать социальную мобильность населения отдельных регионов (направленная миграция);

3) создавать условия для возникновения и функционирования государственно значимых потенциальных точек роста (например, СЭЗ, технопарков и т. п.);

4) обеспечивать выполнение отдельными территориями общегосударственных функций (например, содержание на территории объектов республиканского назначения, финансирование закрытых административно-территориальных образований);

5) формировать и поддерживать специфические организационно-правовые режимы на территориях особого политического и геополитического значения;

6) оперативно реагировать на образование зон бедствий (стихийных, техногенных и др.).

Приведенные выше аспекты государственного регулирования территориальных образований позволяют нам определить сущность государственного регулирования экономического развития в регионе как систему взаимосвязанных и взаимо-обусловливающих механизмов и форм прямого и косвенного административного воздействия на экономику субъекта федерации.

Рассмотрим основные формы государственного воздействия на экономику региона. Чаще всего экономисты выделяют две основные формы государственного регулирования экономики: линейную и функциональную. Первая форма государственного регулирования экономики объединяет в себе совокупность прямых методов и инструментов воздействия на экономику. Вторая форма представляет собой совокупность косвенных методов и инструментов регулирования экономики. Однако данная классификация форм государственного воздействия на экономику не единственная.

Так, например, А. С. Булатов классифицирует формы государственного регулирования экономики по характеру воздействия на процесс экономического развития, выделяя при этом две основные формы государственного регулирования экономики: краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная политика) и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу) [1].

А. М. Лопатин предлагает разделить формы государственного воздействия экономики на [3]: государственные целевые программы, прогнозирование и макроэкономическое моделирование.

На наш взгляд, такая классификация не отражает сущности государственного воздействия на экономику, тем не менее, достаточно интересна с прагматической точки зрения.

Сведем в систему имеющиеся в науке классификации форм государственного регулирования экономики и представим результат систематизации в таблице 1.

Таблица 1

Классификация форм государственного регулирования экономического развития региона

Формы государственного регулирования экономического развития региона (ГРЭРР)

Классификационный признак Дифференциация форм ГРЭРР

Способ воздействия на экономику линейная, функциональная

Характер воздействия на процесс экономического развития антициклическое регулирование, среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование

Метод воздействия на регулируемый объект государственные целевые программы, прогнозирование и макроэкономическое моделирование

Степень вмешательства государства в экономику активная, пассивная

Остановимся на принципах государственного регулирования экономики региона. Такие принципы, или критериальные условия действенного государственного регулирования, важны с той точки зрения, что только при их соблюдении (причем системном соблюдении) система государственного воздействия на экономику будет эффективной (рис. 1).

Приведенные на рисунке 1 принципы государственного регулирования экономического развития региона подробно рассмотрены А.В. Мишиной [4]:

1. Принцип неотъемлемости функции территориального регулирования в системе государственного управления. Территориальное регулирование является неотъемлемой частью системы государственного управления во все времена и во всех государствах мира, и, если государство не осуществляет его, то это означает, что либо проблемы такого регулирования просто не существует, либо государство не способно осуществлять его (если оно охвачено войной, если оно в примитивной стадии развития).

2. Принцип наличия государственного регулирующего механизма. Он вытекает из предыдущего и означает, что государственное регулирование должно осуществляться с помощью специально разработанных механизмов и политики, а не просто административными и разовыми мерами.

Й

Принцип неотъемлемости функции территориального регулирования в системе государственного управления

'''"'2 • Принцип наличия государственного регулирующего механизма.

^—77------------------------------------------------

У • Принцип выравнивания территориального развития.

КХг

В

Принцип селективности (приоритетности) оказания помощи регионам

Принцип приоритетности выравнивания социальных сторон.

Принцип лага.

Принцип мультипликативности государственного регулирования.

Принцип стратегического целеполагания

щ и I

ІнІ

Принцип системного подхода к развитию территории

Принцип правового обеспечения

Принцип легитимности мероприятий государственной поддержки

Принцип учета отдаленных и сопряженных результатов

Принцип преимущественной ориентации на программно-целевые методы

Принципы адресности

Рис 1. Принципы государственного регулирования экономического развития региона

3. Принцип выравнивания территориального развития. По существу это является основной задачей государственного регулирования, и на его реализацию направлен механизм регулирования регионального развития. Причем такая политика выравнивания может быть разной по масштабам и может зависеть от конкретных условий, задач и этапа развития той или иной страны.

4. Принцип селективности (приоритетности) оказания помощи регионам необходим для концентрации государственных ресурсов на решении определенных задач и, таким образом, эффективного использования этих ресурсов. В методологическом плане реализация данного требования -одна из самых сложных задач. В качестве основного критерия для принятия решения о поддержке региона чаще всего выступает группировка регионов по уровню развития.

5. Принцип приоритетности выравнивания социальных сторон. К выравниванию экономического развития следует прибегать не только в целях выравнивания минимального стандарта

уровня и качества жизни, но и с точки зрения выравнивания доступности потребительской корзины.

6. Принцип лага. Связан с тем, что результаты выравнивания регионального развития сказываются не сразу, а с запозданием, часто через много лет. Такая особенность требует особенно тщательно выверенной политики территориального развития, поскольку неправильные меры, наоборот, могут оказать не положительное, а отрицательное влияние, например, усилить региональную дифференциацию.

7. Принцип мультипликативности государственного регулирования. Дело в том, что любые локальные регулятивные меры неизбежно влияют на соседние регионы. Государственное регулирование территориального развития осуществляется в масштабах системы политических, социальных, экономических, хозяйственных, финансово-кредитных, бюджетных, налоговых, природно-ресурсных, национально-этнических и иных отношений внутри единой страны.

8. Принцип стратегического целеполагания, вытекающий из задач территориального развития и системного характера государственной политики территориального развития. Действительно, территориальное развитие не может и не должно быть суммой разрозненных, невзаимосвязанных действий в сфере экономики, социальной защиты, охраны окружающей среды и т. д. Государственная региональная политика должна быть системной политикой развития всех сторон региональной системы.

9. Принцип системного подхода к развитию территории. Данный принцип означает необходимость развития не только производительных сил или потенциала, но и комплексное устойчивосбалансированное развитие всех компонентов региональной системы (социального, демографического, экологического и т.д.).

10. Принцип правового обеспечения означает, что государственное регулирование территориального развития должно иметь четкую правовую среду. Сложность проблемы многократно повышается при отсутствии четких правовых норм не только административного и гражданского права, но и в первую очередь конституционного.

11. Принцип легитимности мероприятий государственной поддержки означает полную информационную открытость регионов в плане собственных возможностей и соотношения их с задачами, возможным социально-экономическим эффектом. Другими словами, в каждом конкретном случае нужно доказывать, что государственное вмешательство не просто желательно, но и необходимо.

12. Принцип учета отдаленных и сопряженных результатов. Необходимость учета данного принципа связана с тем, что те или иные государственные меры могут иметь сопутствующие или отдаленные результаты, которые могут серьезным образом отразиться на экономических пропорциях, экономическом развитии соседних регионов и т. д. Причем эти эффекты могут носить как положительный, так и отрицательный характер.

13. Принцип адресности означает, что государственные меры должны быть предельно конкретизированы в объекте, исполнителях, ответственности. Использование данного принципа позволит наиболее эффективно формировать совокупность административно-территориальных мероприятий, направленных на регулирование экономического развития в регионе.

14. Принцип преимущественной ориентации на программно-целевые методы. Программноцелевые методы являются, на наш взгляд, надежным и научным и практическим инструментом государственного регулирования, фиксирующим

как экономические, так и социальные, организационно-правовые механизмы государственного регулирования.

Приведенные выше принципы позволяют организовать государственное регулирование на научной основе, повысить их действенность и роль в целом.

Очевидно, что меры государственно-регулятивного характера могут считаться таковыми, если, во-первых, их логика сопряжена с соответствующими законами, во-вторых, если их масштаб исходит из реальных ресурсов, в-третьих, если имеется возможность выбора и реализации регулятивных мер, адекватных конкретной ситуации

и, в-четвертых, если есть средства объективного контроля выполнения намеченного действия и достижения намеченных результатов.

Литература

1. Булатов А. С. Государственное регулирование экономики. М., 2004.

2. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учебник для студентов вузов. М., 2000. С. 421-422.

3. Лопатин А. М. Сущность административного регулирования экономики региона // Вопросы региональной экономики. 2008. № 3.

4. Мишина А. В. Механизм государственного регулирования экономики и направления повышения его эффективности в России: дис... канд. экон. н. Воронеж, 2009.

5. Храпунов В. В. Теория государственного регулирования экономико-территориальных отношений и территориального развития. СПб., 2008.

* * *

GOVERNMENT REGULATION OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION: ESSENCE, FORMS, AND PRINCIPLES

T. N. Tolstykh

The purpose of this paper is to analyzed the essence, the forms, and the principles of government regulation of economic development of the region. In this paper, the following tasks are solved: 1) the essence of government regulation of the region is revealed, 2) the forms of government regulation of the region economy are classified, 3) the fundamental principles of government management of the regional economy are defined. As a result of the study carried out, the conclusion has been made about that government regulation of economic development of the region should be based on the theoretical apparatus including the differentiated forms, principles, and methods of management control of the economy.

Key words: management regulation of economy, regional economy, principles of government management of economy, forms of government regulation of economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.