Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http: //www .agequal.ru 2017, № 1 http://www.agequal.ru/pdf/2017/AGE QUALITY 1 2017.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Синько Ю.В., Кособокова Е.В. Государственное регулирование экономического развития регионов // Электронный научный журнал «Век качества». 2017. №1. С. 35-48. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2017/117003.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Государственное регулирование экономического развития регионов
Синько Юрий Владимирович
кандидат экономических наук, доцент Институт доп.образования АНОУ ВПО МФЮУ МФЮА 115191, г. Москва, Серпуховский вал, д.17, корп. 1
Кособокова Екатерина Вячеславовна
кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО "РЭУ им. Г.В. Плеханова" Волгоградский филиал
400131, г. Волгоград, ул. Волгодонская, 11 [email protected]
Аннотация: Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Наличие чёткой государственной позиции по принципиальным политическим, экономическим, геополитическим вопросам в регионах является основой развития самого государства на долгосрочный период.
Имеющиеся различия в доходах и уровне жизни жителей разных регионов страны обусловлены многими факторами (уровнем развития производительных сил, природными особенностями территории, его экономико-географическим положением, навыками и обычаями населения и прочее), а также, политические, религиозные, этнические проблемы могут привнести угрозу территориальной целостности страны.
В связи с этим встает вопрос о проведении региональной политики, которая является составной частью государственного регулирования и
УДК 658
представляет собой комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.
Ключевые слова: региональная политика, государственное регулирование, экономическое развитие регионов, проблемы государственного регулирования территориального развития, приоритетные направления государственной региональной политики.
В настоящее время экономическая ситуация в регионах страны, как собственно и во всей стране в целом, очень непростая. Все регионы Российской Федерации можно объединить общей проблемой - нехваткой финансирования. Как следствие, регион становится непривлекательным с экономической точки зрения, а именно непривлекательным для частных инвесторов. [1,2,3]
Отсутствие единой теоретической и методологической основы действий государства в области региональной политики является составной частью более широкой проблемы, суть которой сводится к наличию большого числа кризисных территорий в России, беспрецедентной дифференциации региональных показателей, порожденных длительным системным кризисом, общей стагнацией экономики.
Постоянно формируется перечень федеральных целевых программ, подкрепленных рядом законодательных документов, касающихся проблемы государственного регулирования экономического развития регионов Российской Федерации. Среди них такие федеральные программы, как «Юг России (2014 -2020 гг.)», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2018 года», «Развитие Калининградской области на период до 2020 года» и «Стратегия развития Сибири».
Видно, что данный список затрагивает наиболее проблемные регионы. Появление таких документов, рассчитанных на долгосрочный период, можно смело расценивать как положительный факт... Власти, наконец, обратили внимание на насущные проблемы регионов, которые в конечном итоге
затрагивают проблемы выживания страны.
Однако на практике все значительно сложнее. Дальний Восток находится под экономическим влиянием Японии, которое плавно может перейти в политическое (речь идет о давнем вопросе интересов на территории Курильских островов).
О проблеме Калининградской области российские власти говорили очень долго. В итоге создана «благоприятная зона предпринимательства».
Юг России, особенно Северный Кавказ, относится к трудоизбыточным регионам Российской Федерации. Однако в современных российских условиях трудоспособное население Юга России находит своё применение в нелегальном и криминальном бизнесе. Отсюда высокая криминогенная обстановка в регионе
В современной России, по нашему мнению, следует обеспокоиться не столько проблемой выравнивания уровней экономического развития регионов, сколько проблемой выживания Российской Федерации хотя бы в том виде, в котором мы её наблюдаем сейчас. Надо задуматься над проблемой политической, экономической и, конечно же, продовольственной безопасности России.
Бедственное положение многих регионов Российской Федерации проистекает, как правило, отнюдь не из-за отсутствия единой методологии проведения региональной политики, хотя и из-за этого, конечно, тоже. Приходится признаться, что набор конкретных мер государственного вмешательства не обязательно должен иметь в основе единую теорию [5,6]. Разрозненность теоретических подходов к государственному регулированию территориального развития, на наш взгляд, является объективно сложившейся ситуацией в науке. Это свидетельствует лишь о том, что на практике существует весьма широкий выбор конкретных мер воздействия государства на развитие регионов. Вопрос состоит в том, какие меры и в каких случаях следует применять. То есть, объективно существует проблема правильного выбора
[4].
конкретной меры в каждом конкретном случае, а значит, существует проблема систематизации мер и типологизации случаев.
Таким образом, следует расширить проблемное поле и наряду с теоретической проблемой, поднятой современными учеными, следует также в комплексе с ними рассмотреть проблемы практики. Иными словами, необходимо сформулировать двуединую проблему государственного регулирования территориального развития, в которой её теоретическая часть конкретизируется и находит своё отражение в практической части.
Итак, к теоретической части данной двуединой проблемы следует отнести, прежде всего, отсутствие российской научной традиции изучения государственного регулирования регионального развития.
Ещё с советских времён в наследство российским учёным досталась концепция экономического районирования, которую предлагали и развивали в своих работах Н. Н. Баранский, Н. Н. Колоссовский и некоторые другие. По-видимому, другие концепции (а они наверняка были) не прижились в отечественной науке по причине её идеологической одномерности и замкнутости. В настоящее время данная концепция морально устарела [7]. Несоответствие экономического районирования реалиям 90-х годов отмечалось многими исследователями. Однако Указами Президента в 2000 году были созданы новые территориальные образования, названные федеральными округами. В основу их формирования был положен принцип экономического районирования (может, поэтому пока никакой пользы от их создания не видно, кроме, разумеется, создания дополнительных рабочих мест для чиновников), перенесённый на новые территориальные условия после распада СССР. Как отмечали исследователи, созданные укрупнённые административные единицы могут стать более сильными по отношению к центру, потому что издержки координации между регионами существенно уменьшатся.
В итоге, имеем следующее: с одной стороны, концепция экономического районирования устарела, хотя её продолжают пользоваться по инерции, с другой
— иных теоретических разработок у нашей науки нет. Остаётся один выход: перенимать зарубежные идеи и адаптировать их к российским условиям. Экономисты-современники в своих обзорах указывают на имеющиеся зарубежные (тогда говорили «буржуазных») теорий, созданные ещё в советское время. Следует только очистить их от идеологического налёта и марксистских догм. По их мнению, это реально будет содействовать расширению теоретической платформы, на которой со временем появятся самобытные отечественные теории и концепции, учитывающие специфику российских экономико-географических условий функционирования народного хозяйства.
При перенимании чужого опыта следует остерегаться некоторых моментов. Например, необходимость поддержки регионов за счёт перераспределения средств (то есть помощь одним регионам за счёт других) в развитых странах не вызывает протеста со стороны населения. В России же в силу экономического кризиса такой подход вызывает, как минимум, непонимание. Здесь можно вспомнить решения некоторых региональных властей в пору особо кризисных ситуаций о запрете на свободное перемещение товаров. То есть существует опасность скатиться к «местечковому» примитивному протекционизму.
Говоря о практической части двуединой проблемы государственного регулирования экономического развития регионов, в качестве приоритетных направлений государственной региональной политики на данном этапе экономического развития страны следует признать поддержку территориальной целостности страны и усилия по сохранению экономической и политической независимости регионов.
Как уже было отмечено, в нынешних условиях выравнивание уровней экономического развития регионов является второстепенной проблемой.
Также в государстве ещё не сформировалась культура поведения между участниками отношений в сфере региональной политике. До сих пор существует путаница в определении прав и обязанностей федеральных, региональных и
Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality»
№ 1 (2017) ISSN 2500-1841
http://www.agequal.ru [email protected]
муниципальных властей. Отсутствуют ясные принципы государственной поддержки предприятий.
К одной из проблем следует также отнести непрозрачность использования финансов и отсутствие контроля над ними.
На самом деле, существует ещё очень много проблем как в теории, так и в практике государственного регулирования экономического развития регионов.
Если же говорить о целях, которые должна преследовать региональная политика в Российской Федерации, то к первостепенным можно отнести выравнивание территориального развития, оптимизацию использования местных ресурсов, укреплению межрегионального сотрудничества и т.д. Однако здесь можно говорить лишь о приоритетности мер государственного регулирования, но никак не об их последовательности.
Одной из второстепенных проблем теории региональной политики, как уже было отмечено, является необходимость провести типологизацию территорий. Целями такого мероприятия являются повышение оперативности принятия решений в сфере региональной политики, учёт региональных особенностей регулируемых территорий, систематизация статистических данных как основа дальнейших теоретических исследований и многие другие.
При этом можно выделить следующие стадии процесса классификации:
• Идентификация типичных проблем.
• Оценка остроты проблем.
• Непосредственная группировка регионов.
Более насущными представляются практические проблемы региональной политики, хотя они в контексте данной статьи и были отнесены к второстепенным, их решение не следует откладывать на завтрашний день.
К таким проблемам, несомненно, относится непрозрачность процесса финансирования и отсутствие механизмов контроля за использованием финансовых средств. К сожалению, данная проблема стоит не только в области
региональной политики государства, но является признаком всей системы финансовых отношений в нашей стране. Её решение, видимо, следует искать в налаживании общественного контроля за использованием средств налогоплательщиков, в повышении эффективности борьбы с коррупцией и элементарным воровством в среде чиновников и т.д. Также должен быть предусмотрен целый комплекс мер по повышению правосознания государственных служащих. Данная проблема требует к себе терпеливого и кропотливого подхода [8].
В целом для решения данной проблемы необходимо соблюдение следующих принципов (исследователи сформулировали их применительно к сфере отношений между государством и бизнесом, но, на наш взгляд, сферу применения этих принципов можно значительно расширить):
1. Чёткость критериев и процедур предоставления государственной помощи предприятиям.
2. Усиление целевого характера государственной помощи.
3. Соответствие критериев государственной помощи стратегическим направлениям развития экономики регионов либо направлениям промышленной политики той или иной отрасли.
4. Внедрение конкурсных процедур в сферу распределения государственной помощи, в первую очередь в сферу государственного инвестирования.
5. Обеспечение принципа «прозрачности» как при вынесении решений о предоставлении гос.помощи, так и при контроле за её исполнением.
6. Разграничение, с одной стороны, полномочий, с другой — ответственности между федеральными и региональными органами власти.
7. Проведение оценки действующих программ государственной помощи на региональном уровне.
Характеризуя второстепенные проблемы, не стоит забывать, что порой их решение может служить основой решения первостепенных проблем.
Как известно, любая политика, в том числе и региональная, — это интересы в действии. Выявление задействованных интересов — первый и очень важный шаг в решении проблемы. Ещё древние римляне задавались вопросом: «Кому выгодно?» и в ответе на него видели пути разрешения проблем.
Разумеется, когда речь идёт о регулировании экономического развития регионов, следует выделить, как минимум, две группы участников отношений в сфере региональной политики. Это, конечно же, федеральный и региональный уровни власти. Именно их взаимодействие определяет направления государственной региональной политики.
При этом центр стремится обеспечить соблюдение конституционного права (или — шире — единых правил игры) на всей территории страны. Региональные власти призывают учитывать местные особенности.
Несомненно, региональные и федеральные власти — не единственные участники региональной политики. Все чаще приходится прислушиваться к голосу муниципалитетов. К сожалению, система местного самоуправления в России имеет ряд недостатков, но иногда и оно может влиять на существующее положение дел.
К сожалению, интересы бизнеса зачастую игнорируются в «пылу жаркой схватки» трёх уровней власти. А ведь именно от состояния частного сектора во многом зависит экономическое развитие региона в условиях рыночной экономики. Предприниматели стремятся размещать своё производство именно в тех регионах, в которых сложились наиболее выгодные и удобные для ведения дел условия хозяйствования. Печальным фактом нынешней российской действительности является отсутствие реальных рычагов воздействия гражданского общества, в которое входят и предприниматели, на государственные органы.
Российские экономисты сформулировали и расклассифицировали факторы (причины) развития (упадка) регионов страны. Деление причин на три группы (экономические, политические и правовые) в значительной степени
условно, поскольку в реальной общественной жизни они тесно переплетаются.
Политические причины. Описание причин мы начнём именно с этой группы, поскольку большинство учёных подвергают сомнению ту концепцию, согласно которой экономика первична по отношению к политике. Например, известный российский мыслитель, лауреат премии Солженицына 2002 года А. С. Панарин отмечал, что вряд ли во вторичной сфере может наблюдаться такой накал страстей, который наблюдается в политической жизни общества [9]. Политические предпосылки вслед за макроэкономической стабильностью составляют фундамент экономического роста.
Наличие чёткой государственной позиции по принципиальным политическим, экономическим, геополитическим (в Российской Федерации некоторые регионы настолько велики, что становятся одним из важнейших факторов геополитического развития страны) вопросам является основой развития государства на долгосрочный период.
Отсутствие реальной демократии на местах также является одной из причин бедственного положения регионов. Здесь речь можно вести об отсутствии реальных механизмов контроля над деятельностью государственных властей всех уровней со стороны гражданского общества. Отсутствует прозрачная и предсказуемая система принятия государственных решений. Зачастую представители общества не вовлекаются даже в обсуждение первостепенных общественных проблем.
Перечисленные причины, конечно же, являются довольно общими. Однако их устранение создаст тот фундамент, на котором можно будет развивать экономическое благосостояние регионов. В дальнейшем будет легче решать такие проблемы, как коррупция, разграничение прав и обязанностей между центром и регионами и так далее.
Правовые причины. Правовое регулирование жизнедеятельности общества в настоящий момент слабо влияет на поведение субъектов региональной политики. Однако уже сейчас необходимо закладывать правовой
фундамент будущих взаимоотношений этих субъектов и регулирования территориального развития.
Как уже отмечалось, бизнес является основой экономического роста регионов. Задача федеральных, региональных и местных властей состоит в обеспечении наиболее комфортных условий ведения дел. К таким условиям относятся, прежде всего, обеспечение безопасности личности, обеспечение сохранности имущества и стабильность правил игры.
К сожалению, вряд ли какой-нибудь регион Российской Федерации может похвастать выполнением этих условий. А ведь обеспечение безопасности личности является условием, а не следствием экономического процветания.
В мировой практике отмечен такой факт: авторитарные страны с устоявшимися традициями и нравами более привлекательны для инвесторов, чем формально либеральные, но не гарантирующие, например, сохранность имущества.
Экономические причины. Несовершенная бюджетная политика государства не позволяет в полной мере использовать резервы бюджета (это можно распространить на все уровни власти). Неэффективность налогового законодательства, перекос в статьях расходов в пользу содержания чиновников, финансирование регионов в виде «гуманитарной помощи» — всё это не может положительно влиять на развитие региональной экономики.
Несовершенство финансовой системы вкупе со сложившейся чиновничьей традицией порождает проблему коррупции и воровства. Финансовые потоки (та часть, что доходит по назначению) не идут на вложения в инфраструктуру.
Устранение политических, правовых и экономических проблем позволит создать условия для развития экономики регионов в долгосрочном периоде (в краткосрочном эффект может не наблюдаться), но для этого необходима долгая кропотливая работа с привлечением всех заинтересованных сторон.
Литература
1. Синько, Ю.В. Инвестиции в регионы России - анализ и динамика развития // Деньги, кредит, бюджет России: история и современность: Материалы международной научно - практической конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Г.Я. Сокольникова / МФЮА. М. 2014. с. 179-183.
2. Синько, Ю.В. Инвестиционная активность и экономическая привлекательность регионов: динамика развития // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы, серия «Экономика», г.Волгоград, №2/10/2013/ — Волгоград: ФГОУ ВПО ВАГС, 2013. — 120 с.
3. Синько, Ю.В. Практика существования малого и среднего бизнеса в России как условие финансового развития регионов // Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и механизмы формирования и социально-экономическая политика региона: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. (28 - 29 октября 2015 г.). -ИСЭИ ДНЦ РАН. Махачкала. 2015 г.
4. Савина, С.А. Региональная политика: проблемы и перспективы/ С.А.Савина // Научно-методический электронный журнал КОНЦЕПТ. Издательство: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании (Киров). .№ 521 с. 26-30.
5. Дьяченко С.А., Карлова Ю.С. Стратегии и инструменты развития регионов России // Территория науки. 2016. № 6. С. 65-68.
6. Шаталов М.А. Обоснование адаптивных инструментов обеспечения устойчивого развития региональных экономических систем // Вестник НГИЭИ. 2017. № 1 (68). С. 75-83.
7. Баранский Н.Н. Экономическая география. Экономическая картография. Учебное пособие/ Н.Н.Баранский.// Географгиз, М. 1956. 368с
8. Кособокова, Е.В. Специфика формирования инновационной политики на государственном и региональном уровнях/ Е.В.Кособокова, Ю.В.Синько, С.А.Савина.// Научный вестник Волгоградского филиала РАНХИГС. Серия: Экономика. М.: Российская академия народного хозяйства и государственной
Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality»
№ 1 (2017) ISSN 2500-1841
http://www.agequal.ru [email protected]
службы при Президенте Российской Федерации, 2014. №1. с.56-61 9. Панарин, А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. Монография/ А.С.Панарин// Алгоритм, М.: 2003.
State regulation of economic development of regions
Sinko Yuri Vladimirovich
Ph.D., Associate Professor Institute dop.obrazovaniya ANOU VPO MFYUUMFYUA 115191, Moscow, Serpukhov shaft, 17, Bldg. 1
Kosobokova Catherine Vyacheslavovna
Ph.D., Associate Professor VPO "REU them. Plekhanov" Volgograd branch 400131, Volgograd Street. Volgodonsk, 11 [email protected]
Abstract: State regulation of the economy in a market economy is a system of standard measures of legislative, executive and supervisory nature, carried out by competent state institutions and civil society organizations in order to stabilize the socio-economic system to changing conditions.
The presence of a clear government position on key political, economic, geopolitical issues in the regions is the basis for the development of the state in the long term.
The differences in income and living standards of the inhabitants of different regions of the country due to many factors (level of development of productive forces, the natural features of the territory, its economic and geographical location, skills and customs of the population, etc.), as well as political, religious, ethnic problems can bring a threat territorial integrity of the country.
In this regard, the question arises of conducting regional policy, which is part of the state regulation and represents a set of legislative, administrative and economic activities that contribute to the most rational distribution of productive forces and the equalization of living standards.
Key words: regional policy, state regulation, economic development of regions, problems of state regulation of territorial development, the priorities of state regional policy.
Online scientific journal «Age of Quality»
ISSN 2500-1841
REFERENCES
1. Sin'ko, Yu.V. Investitsii v regiony Rossii - analiz i dinamika razvitiya [Investments in Russian regions - the analysis and development dynamics] // Den'gi, kredit, byudzhet Rossii: istoriya i sovremennost': Materialy mezhdunarodnoy nauchno
- prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 125-letiyu so dnya rozhdeniya G.Ya. Sokol'nikova / MFYuA. M. 2014. s. 179-183.
2. Sin'ko, Yu.V. Investitsionnaya aktivnost' i ekonomicheskaya privlekatel'nost' regionov: dinamika razvitiya [Investment activity and the economic attractiveness of the regions: the dynamics of development] // Nauchnyy vestnik Volgogradskoy akademii gosudarstvennoy sluzhby, seriya «Ekonomika», g.Volgograd, №2/10/2013/ — Volgograd: FGOU VPO VAGS, 2013. — 120 s.
3. Sin'ko, Yu.V. Praktika sushchestvovaniya malogo i srednego biznesa v Rossii kak uslovie finansovogo razvitiya regionov [The practice of the existence of small and medium-sized businesses in Russia as a condition of the financial development of the regions]// Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki: integratsionnye protsessy i mekhanizmy formirovaniya i sotsial'no-ekonomicheskaya politika regiona: Materialy VI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. (28
- 29 oktyabrya 2015 g.). - ISEI DNTs RAN. Makhachkala. 2015 g.
4. Savina, S.A. Regional'naya politika: problemy i perspektivy [Regional policy: problems and prospects]/ S.A.Savina // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal KONTsEPT. Izdatel'stvo: Mezhregional'nyy tsentr innovatsionnykh tekhnologiy v obrazovanii (Kirov). .№ 521 pp. 26-30.
5. D'yachenko S.A., Karlova Yu.S. Strategii i instrumenty razvitiya regionov Rossii [Strategy and instruments of development of regions of Russia] // Territoriya nauki. 2016. № 6. S. 65-68.
6. Shatalov M.A. Obosnovanie adaptivnykh instrumentov obespecheniya ustoychivogo razvitiya regional'nykh ekonomicheskikh system [Justification of adaptive instruments of ensuring sustainable development of regional economic systems] // Vestnik NGIEI. 2017. № 1 (68). S. 75-83.
Online scientific journal «Age of Quality»
ISSN 2500-1841
7. Baranskiy N.N. Ekonomicheskaya geografiya. Ekonomicheskaya kartografiya. Uchebnoe posobie [Economical geography. Economic cartography. Textbook]/ N.N.Baranskiy.// Geografgiz, M. 1956. 368s
8. Kosobokova, E.V. Spetsifika formirovaniya innovatsionnoy politiki na gosudarstvennom i regional'nom urovnyakh [Specificity of formation of innovation policy at national and regional levels]/ E.V.Kosobokova, Yu.V.Sin'ko, S.A.Savina.// Nauchnyy vestnik Volgogradskogo filiala RANKhIGS. Seriya: Ekonomika. M.: Rossiyskaya akademiya narodnogo khozyaystva i gosudarstvennoy sluzhby pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii, 2014. no.1.pp.56-61
9. Panarin, A.S. Strategicheskaya nestabil'nost' v XXI veke / A.S.Panarin [Strategic instability in the XXI century.]// Algoritm, M.: 2003.