Научная статья на тему 'Государственное регулирование деятельности предприятий в сфере торговли'

Государственное регулирование деятельности предприятий в сфере торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4645
550
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / ЗАЩИТА ВНУТРЕННЕГО РЫНКА / ИНТЕГРАЦИЯ ТОРГОВЫХ СТРУКТУР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакушова Виктория Викторовна, Дмитриева Ирина Евгеньевна

В статье проанализированы основные задачи государства в сфере регулирования деятельности торговых предприятий. Рассмотрены важнейшие задачи в сфере государственного регулирования торговли в условиях современной экономической системы России. Представлено разграничение компетенций федеральных и территориальных органов власти в сфере регулирования деятельности торговых бизнес-структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование деятельности предприятий в сфере торговли»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ 1 2 Бакушова В.В. , Дмитриева И.Е.

'Бакушова Виктория Викторовна - магистрант,

направление: финансы и кредит, магистерская программа: финансовая экономика; 2Дмитриева Ирина Евгеньевна - кандидат экономических наук доцент, кафедра экономики, финансов и права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (филиал), г. Пятигорск, Ставропольский край

Аннотация: в статье проанализированы основные задачи государства в сфере регулирования деятельности торговых предприятий. Рассмотрены важнейшие задачи в сфере государственного регулирования торговли в условиях современной экономической системы России. Представлено разграничение компетенций федеральных и территориальных органов власти в сфере регулирования деятельности торговых бизнес-структур.

Ключевые слова: торговые предприятия, методы государственного регулирования, законодательные нормы, конкурентная среда, защита внутреннего рынка, интеграция торговых структур.

Ожидать эффективности и устойчивого развития предприятий торговли невозможно, если не выполняется комплекс мер, направленных на совершенствование правовой среды, где они реализуют свою финансово-хозяйственную деятельность. В основу рыночной экономики положена система прав и полномочий определённых участников предпринимательского процесса, действующих самостоятельно и решающих все свои частные вопросы в рамках требований законодательства, норм и регламентов.

Учитывая опыт торговли в мире, ясно, что существующие рыночные торговые взаимоотношения практически в каждой стране мира регулируются законами государства. Сейчас наблюдается тренд усиления государственного регулирования, направленный на содействие развитию бизнеса, изменение организационных видов взаимодействия органов государственной власти и управления с представителями частного предпринимательства, обеспечение оптимальности в сочетании государственных и рыночных мер воздействия [1, с. 23].

Обобщая, к задачам государственного регулирования следует отнести весь комплекс мер, способных обеспечивать функционирование и поступательное развитие торговли в составе экономической системы государства, рис. 1.

спшулир об ание деловой активности

создание свободной конкурентной среды

ограничение администр ативного

вмешательства в работу предприятий

Рис. 1. Задачи государственного регулирования сферы торговли

Состав направлений, форм и методов государственного воздействия постоянно меняется и совершенствуется. В настоящее время направления этих изменений - в совершенствовании экономических и законодательных методов реализации государством своих функций, через создание соответствующих норм законов, регулирующих экономические отношения сферы торговли.

В рыночных условиях покупатели, обращаясь к услугам торговых предприятий, покупая нужные товары, принимают участие в имущественных взаимоотношениях, которые регулируются нормами гражданского права.

Предприятия торговли, когда приобретают товары, оборудование, помещения, предметы материально-технического оснащения, становятся включёнными в гражданский оборот и являются объектами гражданско-правовых отношений. Следовательно, укрепляя принципы рыночных отношений, постоянно растёт роль и значимость гражданского законодательства, которое регулирует, основываясь на юридическом равенстве сторон, имущественно-стоимостные отношения.

В системе федерального законодательства центральное место отведено Конституции Российской Федерации, где закреплены права граждан и регулируются отношения собственности в стране.

Важное место в составе законов, регулирующих торговую сферу, принадлежит Гражданскому кодексу РФ, который призван регулировать совокупность общественных отношений и является начальной точкой для совершенствования всего действующего законодательства в различных сферах деятельности, включая торговую.

Таким образом, торговля в РФ подчинена значительному количеству законов, в их составе: Гражданский и Налоговый кодексы, Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Закон РФ от 7.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и другие.

Сейчас в торговле установлены законодательные нормы по государственному контролю и надзору за соблюдением законов в сфере стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей через следующие законы: «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «Об антимонопольной политике и поддержании новых экономических структур», «О рекламе» и т.п.

В составе подзаконных нормативных актов центральное место в системе гражданского законодательства принадлежит правовым актам, которые издаются Главой государства и Правительством РФ. Так, Указы Президента издаются для целей текущего регулирования процесса экономических реформ, ими охвачен широкий перечень взаимоотношений, среди которых проблемы биржевой, валютно-финансовой, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической, таможенной деятельности, а также ценообразование, налогообложение, порядок формирования и уровень компетенции исполнительных органов власти определённых субъектов Федерации.

Правительством РФ, на основании и для исполнения Гражданского кодекса, законов, Указов Президента РФ, принимаются постановления, которые направлены на развитие процесса функционирования предприятий торговли, следующих за изменяющейся ситуацией на рынках. В составе таких регламентов такие постановления Правительства РФ: «Правила продажи отдельных видов товаров», «Правила продажи товаров по образцам», «Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами», «Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит», «Правила оказания услуг общественного питания», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и т.д.

Процессы законодательного воздействия торгового бизнеса осуществляются не только через разработку законов, Указов Президента, Постановления Правительства, но и через регламенты, принимаемые соответствующими министерствами РФ, а также Федеральной налоговой службой, Росстандартом.

Практическую реализацию различных сторон государственного воздействия на торговый бизнес осуществляют соответствующие федеральные и территориальные исполнительные органы, которые не имеют права вторгаться в текущую деятельность торговых бизнес-структур до того момента, пока предприятиями соблюдаются законы. В то же время, они имеют право и обязаны выступать в качестве органов, которые осуществляют контроль за правомерностью хозяйственной деятельности бизнеса, вносят предложения и требуют исполнять действующее законодательство.

Контролировать соблюдение торговыми бизнес-структурами действующих в государстве законодательных актов возлагается на Министерство промышленности и торговли РФ, Роспотребнадзор, Федеральную антимонопольную службу и другие органы государственного управления и контроля в пределах их компетенций [3].

Государственные службы, осуществляющие контроль соблюдения норм и правил торговой деятельности, порядок ценообразования, качество и безопасность товаров народного потребления - это подразделения Минпромторга, которые отвечают за государственную политику в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений и развитие внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции. Полномочия и ответственность этих подразделений, их внутренняя структура, методики реализации мер государственного надзора и контроля за соблюдением правил торговли и оказания услуг определяются постановлениями Правительства РФ и внутренними регламентами Минпромторга.

Объекты контроля надзорных органов - предприятия, учреждения, организации, вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физические лица, которые реализуют и производят товары или услуги на территории страны. По стране в целом действует система

правового регулирования отношений органов государственной власти на всех уровнях с самостоятельными субъектами торговли.

Наряду с этим, проблема эффективного воздействия государства на торговую сферу решается всё ещё не до конца активно и последовательно. К примеру, только недавно принята единая государственная концепция развития торговли страны в целом, но ещё слабым является территориальное звено управления торговой деятельностью, законодательная основа не совсем соответствует практическим требованиям организаций торговли.

Стратегическая цель государства в торговле - создание соответствующих условий для оперативного контроля за рынком и его экономической безопасностью. Важно, чтобы при этом собственно механизм государственного воздействия обеспечивал конкуренцию везде, где это необходимо. Такие подходы означают отход государственных органов управления от непосредственного воздействия на торговые предприятия и переориентацию на регулирование процессов, которые протекают на потребительском рынке в целом, сведение административных мер воздействия, в большинстве ситуаций, к нормативно-правовому воздействию, создание условий для обеспечения равенства участников торговли вне зависимости от их организационно-правовой формы и видов собственности [3].

Важнейшими задачами в сфере государственного регулирования торговли являются:

1) необходимость формирования конкурентной среды, которая обеспечит устойчивость системы товародвижения и предупредит возможные проявления монополизма на потребительском рынке;

2) организация защиты внутреннего рынка на базе регулирования иностранного инвестиционного процесса и совершенствование таможенных норм и правил, осуществление маркетинговых изысканий на внутреннем рынке для обеспечения развития структуры экспорта и импорта, повышения доли товаров отечественного производства путём упорядочения систем расчётов, конвертации национальных валют, применения демпинговых процедур и т.п.;

3) способствованию развития и укрепления нормативно-правовой основы торговой деятельности, формирования оптимальных организационно-правовых форм бизнес-структур, которые могут способствовать активизации предпринимательства;

4) деятельность по созданию условий наибольшего благоприятствования для интеграции деятельности разных торговых структур путём создания объединённых торговых корпораций, холдингов, торгово-финансово-промышленных групп, которые сориентированы на стимулирование деятельности отечественных товаропроизводителей и перерабатывающей промышленности страны;

5) разработка концепции совершенствования различных видов и типов торговых предприятий (магазин-склад, магазин-дискаунт, супермаркет, гипермаркет), в том числе создание современных розничных и оптово-розничных цепей, базирующихся на единых подходах к формированию ассортимента, выбору технологических средств оборудования, оформления интерьеров и внешнего имиджа предприятий, использованию единых форм в обслуживании;

6) развитие эффективных способов движения товаров и логистического обслуживания;

7) повышение эффективности контроля за торговыми бизнес-структурами с позиций соблюдения финансовой, налоговой дисциплины, качества реализуемых товаров, высокого уровня сервиса, защиты прав потребителей на базе соблюдения законов, лицензионных, сертификационных, санитарных норм;

8) совершенствование норм законодательства о труде;

9) совершенствование механизмов корпоративного менеджмента, защиты прав акционеров, обеспечения свободного перераспределения прав участия в капиталах акционерных структур и перехода этих прав к более эффективным собственникам;

30

10) развитие диверсифицированной торговой инфраструктуры, которая обеспечит цивилизованные формы торговли [2, с. 423].

Многоаспектность и сложность стоящих задач потребует решений на таком уровне государственного управления, который в состоянии будет их реализовать. Следуя специфике торговых предприятий, деятельность которых в основном осуществляется на локальной территории для удовлетворения потребностей её населения, государственное регулирование торговой сферы должно быть направлено на чёткое разграничение компетенций федеральных и территориальных органов власти (таблица 1).

Таблица 1. Разграничение компетенций по регулированию торговой деятельности между уровнями управления

Уровень управления Регулируемые проблемы Компетенции органов управления

Федеральный общие вопросы разработки государственной торговой политики с акцентом на: целевые программы; индикативные планирование; экономически обоснованные нормы; санкции; приоритеты в развитии разных элементов инфраструктуры - создание правовой основы единого рынка, в том числе налоговое, таможенное, валютное, антимонопольное, финансовое регулирование, квотирование, субсидирование, лицензионные и сертификационные нормы; - установление правил торговли отдельными товарами и правил оказания услуг; - разработка программ развития торговли и оценки последствий их реализации

Территориальный создание механизмов реализации государственной торговой политики, учитывающей специфику региона - разработка торговой политики в регионе, поддержка торг. предприятий, определяющих ситуации на местных рынках или выполняющих соц. заказ населения, стимулирование развития малых форм бизнеса в торговле; - формирование условий для роста предпринимательской активности в торговой сфере с помощью инвестиционной политики, системы местных налогов, сборов и льгот, условий кредитования, землепользования, аренды муниципального имущ-ва; - регистрация и контроль за деятельностью участников торгового оборота, соблюдения ими финансовой, налоговой дисциплины, норм торговли, требований к кач-ву товаров, уровню предоставляемых услуг с применение установленных санкций к нарушителям; - рациональность в размещении торг. объектов, лицензирование оптовой и розничной торговли; - изучение и прогноз конъюнктуры рынка товаров и предоставление информационных и консультационных услуг торговым предприятиям о рынке.

Лишь при условии рационального распределения полномочий и обязанностей между федеральным и территориальными уровнями государственной власти возможно достижение высокой восприимчивости и адекватности действия механизма государственного управления торговой сферой. В настоящее время продолжается формирование правовой базы для осуществления торговой деятельности самостоятельно хозяйствующих субъектов в конкурентной среде. Проводимые в стране реформы предполагают постоянные качественные изменения в экономической сфере, что, в свою очередь, связано со своевременным обновлением нормативной базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность в торговле.

В середине 2016 г. был подписан Федеральный закон от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного

регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Согласно утвержденным поправкам к закону «О торговле» выплаты, которые ритейлеры получают от поставщиков, будут ограничены 5%. В эту величину войдут как бонусы за объем закупки, так и за рекламные, логистические, маркетинговые и другие услуги. По ранее действующему закону размер бонусов за закупки достигал 10%, выплаты по другим пунктам никак не ограничивались [4].

Кроме того, поправками предусмотрено сокращение срока оплаты поставки до 830 дней, в то время как ранее сроки были 10-35 дней, в зависимости от вида продукции. С начала 2017 года все договоры с поставщиками заключаются согласно новому закону. Целью изменений в действующем законодательстве стала необходимость роста уровня конкуренции в торговле, снятие барьеров на пути сбыта продукции российских сельхозпроизводителей.

Список литературы

1. Антикризисное бизнес-регулирование: Монография / В.М. Распопов, Е.В. Арсенова и др. Под ред. проф. А.Н. Ряховской. Финансовый университет при Правительстве РФ. М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2014. 240 с.

2. Нешитой А.С. Финансы и торговля в воспроизводственном процессе. Монография. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. 560 с.

3. Министерство промышленности и торговли РФ: Официальный сайт. [Электронный ресурс]: Министерство промышленности и торговли РФ. 2009-2017. Режим доступа: http:// http://minpromtorg.gov.ru/ (дата обращения: 13.12.2017).

4. Федеральный закон № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 03.07.2016.

5. Дмитриева И.Е., Алихажиева М.П. Проблемы реализации программно-целевого метода в расходовании средств бюджетов // Синергия Наук. [Электронный ресурс], 2017. № 14. Режим доступа: http: // synergy-journal.ru/archive/article0819/ (дата обращения: 18.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.