Научная статья на тему 'Государственное регулирование деятельности электросетевых предприятий России: состояние, проблемы и направления совершенствования'

Государственное регулирование деятельности электросетевых предприятий России: состояние, проблемы и направления совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3369
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАРИФ / НЕДИСКРИМИНАЦИОННЫЙ ДОСТУП / УСЛУГИ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ / СТАНДАРТЫ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ / РАЗДЕЛЬНЫЙ УЧЕТ / БЕНЧМАРКИНГ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полякова Н. В.

Посвящена проблемам системы государственного регулирования деятельности электросетевых предприятий России. Проанализированы действующие подходы системы государственного регулирования и предложены мероприятия по их совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полякова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование деятельности электросетевых предприятий России: состояние, проблемы и направления совершенствования»

Как показывают расчеты, прогнозируемые налоговые поступления в территориальный бюджет в 2010 г. составят 27,3 млрд руб., т. е. на 4 % больше, чем в 2009 г. (с учетом ожидаемых поступлений в 4-м квартале 2009 г.).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алехин С.Н. Прогнозирование налоговых поступлений в бюджет Тульской области в 2009 г. / С.Н. Алехин, Е.В. Бельская // Известия Тул-ГУ: Экономические и юридические науки. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ,

2008. С. 51-55.

2. Алехин С.Н. Налоговое прогнозирование на проблемном этапе экономики / С.Н. Алехин, В.В. Чернов // Налоговая политика и практика.

2009. № 3. С. 32-37.

S.N. Alehin, E.V. Belskaja

Forecasting offormation of the budget in conditions of astable economy Problems of forecasting of tax revenues in the territorial budget are considered on the basis of results of activity of tax bodies of the Tula area.

УДК 338.246.025:338.45:621.3 (470)

Н.В. Полякова, начальник экон. отдела ООО «ПромЭнергоСбыт», преподаватель, (Россия, Тульская область, Новомосковск,

Новомоск. ин-т РХТУ им. Д.И. Менделеева)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭЛЕКТРОСЕТЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Посвящена проблемам системы государственного регулирования деятельности электросетевых предприятий России. Проанализированы действующие подходы системы государственного регулирования и предложены мероприятия по их совершенствованию.

Ключевые слова: электроэнергетика, сетевая организация, естественная монополия, эффективность, государственное регулирование, тариф, недискриминационный доступ, услуги по передаче электрической энергии, технологическое присоединение к электрическим сетям, стандарты раскрытия информации, раздельный учет, бенчмаркинг, инвестиционная деятельность, комплексный анализ.

В ходе реформы электроэнергетики России было осуществлено разделение естественно монопольных (передача электроэнергии, оперативнодиспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии) видов деятельности. Эффективность конкурентного

сектора уже сейчас в значительной степени определяется рыночными механизмами. Эффективность же естественных монополий это, прежде всего, качество государственного регулирования. Пожалуй, в любой момент времени можно будет найти не один недостаток в системе государственного регулирования естественных монополий, что говорит о сложности данной проблемы. Однако постоянный анализ существующей ситуации, выявление имеющихся проблем позволяют двигаться по пути совершенствования в соблюдении баланса экономических интересов субъектов электроэнергетики.

Электросетевой комплекс России состоит из следующих структурных единиц:

1. Федеральная сетевая компания (ФСК).

2. Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК).

3. Другие территориальные сетевые организации.

ФСК является организацией, основная функция которой — управление единой национальной (общероссийской) электрической сетью России (ЕНЭС). ЕНЭС представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, удовлетворяющих критериям отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденным постановлением правительства РФ от 26.01.2006 г. № 41. Прежде всего это все линии электропередачи классом напряжения 330 кВ и выше, большая часть линий напряжением 220 кВ, некоторая часть линий напряжением 110 кВ, подстанции напряжением 220 кВ и выше, отдельные подстанции напряжением 110 кВ.

МРСК — территориальные сетевые организации, активы которых были сформированы из объектов электросетевого хозяйства бывших вертикально-интегрированных АО-энерго, не подпадающих под критерии ЕНЭС.

Помимо МРСК в составе территориальных сетевых организаций России сегодня функционируют и другие сетевые организации. Преимущественно это организации по управлению бывшими муниципальными объектами электросетевого хозяйства, а также крупные предприятия, на балансе которых имеются электросетевые объекты, с использованием которых эти предприятия в качестве своего неосновного вида деятельности оказывают услуги по передаче электроэнергии.

В соответствии со ст. 5, 6 федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее закон об электроэнергетике) ЕНЭС и территориальные сетевые организации, а также единая система оперативно-диспетчерского управления являются технологической основой функционирования электроэнергетики, обеспечивающей технологическое единство отрасли. Именно эта технологическая особенность электроэнергетики России определяет и ее экономическую основу.

Помимо обеспечения бесперебойного и надежного снабжения потребителей электроэнергии электросетевым комплексом России решается задача обеспечения рыночных условий функционирования конкурентных сегментов электроэнергетики — производства и купли-продажи. Для достижения этой цели сегодня применяются два инструмента:

- законом об электроэнергетике (ст. 10) в качестве цели развития ЕНЭС обозначено «устранение технологических ограничений перетока электрической энергии между регионами РФ и развитие пропускной способности электрических сетей для обеспечения выдачи мощности электростанциями»;

- п. 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства от 27.12.2004 г. № 861, (далее ПНД к услугам по передаче) определена необходимость установления тарифов на услуги по передаче электроэнергии с учетом обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электроэнергии для всех потребителей одного субъекта РФ, присоединенных к электрическим сетям сетевой организации на одном уровне напряжения.

Два вышеприведенных механизма позволяют обеспечить независимость тарифа (цены) на электроэнергию для конечного потребителя в одном субъекте РФ от того, к какой электросетевой организации данный потребитель присоединен. Тем самым обеспечивается ценовая конкуренция производства и сбыта электроэнергии.

Одновременно эти условия выступают дополнительным барьером для вступления в электросетевой комплекс новых предприятий — невозможно установление отношений по передаче электроэнергии с применением договорной цены, для потребителя это обязательно будут дополнительные (лишние) расходы, а значит, сделка по оказанию услуг по передаче электроэнергии по договорной цене невозможна.

Однако этот искусственно созданный нормативный барьер, безусловно, несравнимо ниже барьера, основанного на природе затрат электросетевых компаний. Для предприятий электросетевого хозяйства очень характерен эффект масштаба. Технология передачи электроэнергии такова, что все затраты, за исключением лишь затрат на покупку электроэнергии в целях компенсации потерь в сетях, является постоянными. Это еще в большей степени усугубляется неравномерностью потребления электроэнергии, а электросетевой комплекс должен обеспечить удовлетворение пиковых (максимальных) нагрузок. В таких условиях менее затратное производство может быть достигнуто, только если электросетевая организация будет довольно крупной.

Организации, в которых резко выражен эффект масштаба, и спрос на продукцию которых имеет очень низкую эластичность, называют естест-

венными монополиями. Электросетевые компании, безусловно, наиболее яркие и значимые для экономики в целом естественные монополии.

Определяющий фактор эффективности естественных монополий — это, конечно, качество государственного регулирования. Важным моментом в вопросе эффективности естественных монополий является ее оценка не с позиций отдельных лиц и организаций, а с точки зрения общества в целом или, говоря словами Закона об электроэнергетике, соблюдение баланса экономических интересов субъектов электроэнергетики.

Действующая нормативно-правовая база функционирования электросетевых предприятий России призвана обеспечить государственное регулирование их деятельности как естественных монополий. В этой системе государственного регулирования можно выделить три основных подхода:

1) обеспечение недискриминационного доступа к услугам электросетевых организаций;

2) государственное регулирование цен (тарифов) на услуги электросетевых организаций;

3) обеспечение открытости для средств массовой информации сведений о деятельности электросетевых организаций.

Является ли приведенный перечень подходов сегодняшней системы государственного регулирования электросетевых организаций России достаточным и насколько эффективны используемые в рамках этих подходов методы государственного регулирования?

Равные условия предоставления услуг естественными монополиями в электроэнергетике обеспечивают поддержание конкурентной среды как в прочих сегментах электроэнергетики, так и в других отраслях экономики в целом.

Электросетевые предприятия России в настоящее время оказывают два вида услуг в условиях естественной монополии:

1) услуги по передаче электроэнергии;

2) услуги по технологическому присоединению.

Тарифы на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются с учетом использования потребителями заявленной мощности. В соответствии с ПНД к услугам по передаче заявленная мощность — предельная величина потребляемой в текущий период регулирования (календарный год) мощности. Исходя из этого, базой для расчетов потребителей услуг по передаче с сетевыми организациями служит двухставочный тариф, состоящий из ставки за заявленную потребителем мощность (Т2м) и ставки за фактически потребленную энергию (Т2э). Одноставочный тариф на услуги по передаче электроэнергии, хотя и объявлен альтернативным (на выбор потребителя) вариантом расчетов, по сути, является производной от двух-ставочного и представляет собой шкалу тарифов в зависимости от годового числа часов использования (ЧЧИ) заявленной мощности (Т1 = Т2м / ЧЧИ + Т2э). Шкала ЧЧИ — от 0 до 8760 (24 х 365) с шагом в 1000 часов. Таким

образом, сетевые организации, осуществляя передачу электроэнергии, реализуют две услуги: услугу по передаче мощности и услугу по передаче энергии. Основанием для организации такого механизма расчетов между потребителями услуг по передаче и сетевыми организациями служат два ранее уже названных технико-экономических обстоятельства:

1) с передачей электроэнергии, прежде всего, связаны расходы по обслуживанию и содержанию сетей, которые в полном объеме являются постоянными;

2) сетевые организации должны быть готовы обеспечить передачу пиковых (заявленных) нагрузок.

Плата за мощность при расчетах за передачу электроэнергии компенсирует постоянные затраты сетевых компаний, связанные с обслуживанием оборудования с целью обеспечения его готовности к передаче пиковых (заявленных) нагрузок. Плата за энергию при расчетах за передачу электроэнергии соответствует затратам сетевых компаний на покупку электроэнергии в целях компенсации потерь в сетях.

Описанная идея расчетов за услуги по передаче электроэнергии, безусловно, теоретически очень правильна. Однако практически эта идея в сегодняшних условиях реализуется с громадной погрешностью. Это связано со следующими двумя обстоятельствами:

1) отсутствие у очень значительной (большей) части потребителей электроэнергии розничного рынка приборов учета, фиксирующих мощность;

2) отсутствие автоматизированных систем коммерческого учета (АСКУЭ) почти у 100 % потребителей розничного рынка. Отсюда в условиях огромного количества потребителей неизбежность определения количества реализованных услуг на основе данных, предоставленных потребителями и не проверенных сетевой организацией.

Итак, в условиях отсутствия достоверных данных и о потребляемой мощности, и о потребляемой энергии можно ли говорить об отсутствии дискриминации при оказании услуг по передаче электроэнергии?

А поскольку эти недостоверные данные еще и основа при формировании тарифов на передачу электроэнергии, являются ли такие тарифы корректными?

В настоящее время лица, осуществляющие технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств к электрическим сетям, вносят в адрес сетевых организаций плату за технологическое присоединение. Размер этой платы является государственно регулируемым и устанавливается исходя из суммы расходов сетевых организаций по следующим двум составляющим.

1. Непосредственные расходы по технологическому присоединению. Эти расходы имеют место при любом технологическом присоединении, в том числе при присоединении в условиях наличия технической возможно-

сти, т. е. в условиях, когда присоединение не требует строительства (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства. Основные составляющие этих расходов — это расходы сетевых организаций на подготовку технических условий, разработку проектной документации и фактические действия по присоединению. Серьезных вопросов, связанных с данными расходами, не возникает. Во-первых, эти расходы являются безусловно прямыми, а, во-вторых, их размер далеко не так значителен, как у расходов второй группы.

2. Расходы по усилению электрической сети в связи с присоединением новых мощностей. К данной группе расходов относятся расходы на строительство линий электропередач, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, увеличение мощности трансформаторов и т. д., иными словами, инвестиционные расходы. С расходами второй группы связаны определенные экономические проблемы. Во-первых, их размер довольно большой, и соответственно далеко не каждый потребитель услуг по присоединению сможет потянуть соответствующую плату, а значит, электросетевой комплекс выступает большим препятствием развитию других отраслей экономики. Во-вторых, несмотря на то, что этих расходы являются следствием присоединения новых мощностей, тем не менее они не носят прямой характер. Действительно, вновь построенные (реконструируемые) мощности впоследствии используются сетевыми организациями в деятельности по оказанию услуг по передаче электроэнергии. Кроме того, расходы второй группы — это инвестиционные расходы, а плата за присоединение носит разовый характер.

Итак, каким же доходам (по передаче электроэнергии или по присоединению к электрическим сетям) соответствуют эти расходы? А ведь принцип соответствия доходов и расходов — один из базовых принципов экономики и бухгалтерского учета. А для электросетевых организаций принцип соответствия имеет особенно принципиальное значение, для них он обязателен на законодательном уровне, поскольку раздельный учет создает условия для корректного тарифообразования.

В настоящее время при установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии применяется три метода государственного регулирования:

1) метод экономически обоснованных расходов;

2) метод доходности инвестированного капитала;

3) метод индексации тарифов.

Однако все три метода — это различные формы, по сути, одного и того же «старого как мир» метода ценообразования — «издержки плюс». Т. е. в настоящее время в РФ регулирующие органы заняты установлением цены на услуги электросетевых компаний, обеспечивающей справедливую (обоснованную) прибыль. При этом имеет место индивидуальный подход к определению расходов по каждой сетевой организации.

Впрочем, метод доходности инвестированного капитала имеет две отличительные черты:

1) установление параметров тарифообразования (прежде всего, суммы необходимой валовой выручки — суммы расходов сетевой организации на осуществление деятельности по передаче электроэнергии, включая капитальные затраты) на долгосрочный период (3-5 лет);

2) четкий алгоритм расчета уровня доходности — по заранее установленной норме доходности на инвестированный капитал.

Приведенные черты, характерные для метода доходности инвестированного капитала, создают достаточно комфортные и предсказуемые (безрисковые) условия для инвестирования в деятельность по передаче электроэнергии.

Существующие подходы и методы государственного регулирования электросетевых организаций не позволяют в необходимой мере бороться с Х-неэффективностью, для которой монопольная среда является наиболее благоприятной. Об Х-неэффективности говорят, когда фактические издержки предприятия больше, чем минимально возможные, т. е. когда организация выбирает не самую эффективную из существующих технологию, когда со стороны фирмы имеет место «плохой менеджмент».

Кроме того, сегодняшнее государственное регулирование отличает плохой анализ инвестиционной деятельности электросетевых организаций. Направленность планирования инвестиционной деятельности электросетевых компаний на сегодня носит ярко выраженный внутрифирменный характер. Учитывая технологическую особенность электросетевого хозяйства России, целесообразным, пожалуй, будет подход к инвестиционной деятельности в этой сфере, основанный на единой концепции инвестиционной политики.

В соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 г. № 24, электросетевые организации обязаны публиковать в средствах массовой информации сведения о своей деятельности. Качественная реализация данного подхода государственного регулирования, безусловно, должна способствовать повышению эффективности деятельности электросетевых предприятий, поскольку открывает возможность для соответствующего анализа со стороны других электросетевых организаций, потребителей электроэнергии и независимых экспертов. Однако в настоящее время качество данных мер государственного регулирования также оставляет желать лучшего по следующим двум причинам:

1) низкий контроль за своевременностью и полнотой раскрываемой информации;

2) низкий уровень квалификации потребителей электроэнергии в вопросах электроэнергетики, который сложился исторически на основе неверия в возможность каким-то образом повлиять на эти вопросы.

Результаты анализа приведенных проблем эффективности функционирования электросетевых предприятий России позволяет определить следующие направления совершенствования существующих подходов в системе государственного регулирования:

1. В части обеспечения недискриминационного доступа к услугам электросетевых организаций.

1.1. Ведение раздельного учета доходов и расходов по двум видам деятельности электросетевых организаций в условиях монополии — по передаче электроэнергии и по технологическому присоединению — в части капитальных затрат следует признать невозможным. Создаваемые как необходимое условие технологического присоединения объекты основных средств впоследствии используются в деятельности по передаче электроэнергии. А учитывая еще и большой размер этих капитальных затрат, целесообразным, пожалуй, будет все капитальные вложения электросетевых организаций относить на деятельность по передаче электроэнергии.

В связи с этим возникает необходимость в дополнительном способе обеспечить ответственность лиц, присоединяющих свои энергоустановки к электрическим сетям, за сопутствующие присоединению капитальные вложения (ответственность за построенные объекты электросетевого хозяйства, которые впоследствии не используются). Видимо, для этой цели следует предусмотреть механизм первоначального внесения этими лицами в адрес сетевых организаций платы, соответствующей капитальным вложениям, с последующей компенсацией этой платы через тариф на передачу электроэнергии.

1.2. Достоверный коммерческий учет передаваемой электроэнергии и мощности — необходимое условие отсутствия дискриминации по отношению к потребителям электроэнергии, и, кроме того, более качественное тарифообразование. Достоверный учет могут обеспечить только автоматизированные системы коммерческого учета (АСКУЭ).

В настоящее время законодательство обязывает потребителя оборудовать учет электроэнергии. Однако решение вопроса АСКУЭ будет возможным только, если ответственность за него будет возложена на сетевые организации через включение соответствующих расходов в тариф на передачу элеткроэнергии. Это большие капитальные вложения. Но при условии, если при оценке эффективности этих инвестиций будут учитываться расходы сетевых организаций, связанные с коммерческими потерями, капитальные вложения будут признаны эффективными. Коммерческие потери, под которыми понимают неучтенные объемы электроэнергии, есть следствие неудовлетворительного учета. И если официально признать, что их наличие в существующих условиях организации учета электроэнергии

— это не только проблема сетевых организаций, будет лучше всем: и сетевым организациям, и потребителям, и государственным регулирующим органам. Кстати, оптовый рынок проблему автоматизированного учета решил, и нет оснований, по которым розничный рынок электроэнергии должен в этом вопросе отставать.

2. В части государственного регулирования цен (тарифов) на услуги электросетевых организаций.

2.1. Изменение подхода к ценообразованию — переход от метода «издержки плюс» к ценообразованию на основе стандартизированных ставок на основные статьи расходов (зарплата, ремонт, капитальные вложения) в сочетании с принципами бенчмаркинга.

Под стандартизированной ставкой подразумевается величина расходов на определенные мероприятия, единая по субъекту РФ (не дифференцируемая по отдельным сетевым организациям) в ценах регулируемого периода, рассчитываемая государственным регулирующим органом.

Под бенчмаркингом управленческая наука понимает концепцию, в которой для оценки эффективности в качестве эталона используется либо существующий пример, либо расчетный показатель.

Таким образом, предлагаемый подход к ценообразованию предполагает при определении величины расходов электросетевых организаций использовать наилучший из двух показателей: стандартизированную ставку либо фактически достигнутый пример конкретной сетевой организации.

Т. е. важной целью и одновременно методом такого подхода к ценообразованию становится сравнительный анализ сетевых организаций между собой и со стандартизированными показателями.

При определенных поправках (приведениях) такое сравнение, безусловно, полезно проводить и среди организаций различных субъектов РФ. Тем более что основными распределительными сетевыми компаниями в регионах являются филиалы ОАО «МРСК».

Однако для реализации данного подхода необходимо наличие условий, обеспечивающих заинтересованность организаций становиться эталонами.

Пункт 8 действующих Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109, говорит о том, что «регулирующие органы на основе предварительно согласованных с ними мероприятий по сокращению расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, обязаны в течение двух лет после окончания срока окупаемости расходов на проведение этих мероприятий сохранять расчетный уровень расходов, учтенных при регулировании тарифов на период, предшествующий сокращению расходов». Примеров фактического использования положений этого пункта единицы. Следовательно, данного бонуса за снижение Х-неэффективности недостаточно. Видимо, приведен-

ный двухгодичный срок целесообразно увеличить. Но касаться это должно только организации-новатора, расходы других сетевых организаций должны формироваться сразу исходя из параметров применения новой технологии.

Кроме того, важным фактором внутрифирменного снижения Х-неэффективности, конечно, является качество высшего руководство предприятий.

2.2. Жесткий подход к оценке инвестиций электросетевых компаний с точки зрения снижения Х-неэффективности, но с учетом показателей надежности электросетевого хозяйства.

2.3. Усиление контрольной функции государственных регулирующих органов за деятельностью электросетевых организаций. В качестве способов реализации данной задачи могут быть предложены следующие меры:

- Ведение государственными регулирующими органами реестра объектов основных средств всех электросетевых компаний, в котором должны отражаться дата ввода объекта в эксплуатацию, его основные технические характеристики и первоначальная стоимость, характеристики ремонтов и модернизаций в натуральных и стоимостных показателях. Сегодняшний уровень автоматизации вполне позволяет организовать сбор таких сведений. Наличие такой достоверной информации позволит качественно формировать данные о физических объемах необходимых ремонтов и капитальных вложений по каждой сетевой организации. В свою очередь эти данные будут являться исходными условиями для последующего применения стандартизированных ставок с целью определиться с итоговой величиной экономически обоснованных расходов. Впоследствии внесение в названный реестр фактических данных о ремонтах и капитальных вложениях обеспечит качественное исполнение контрольной функции.

- Комплексный финансово-экономический анализ электросетевых организаций на основе сравнительного анализа финансовой (бухгалтерской) и технической информации различных электросетевых организаций. Выполнение данной задачи требует повышения уровня квалификации работников государственных регулирующих органов.

3. В части обеспечения открытости для средств массовой информации сведений о деятельности электросетевых организаций.

Здесь в качестве мер, способствующих повышению эффективности электросетевых организаций, можно предложить следующие:

- Помимо информации, которую обязаны публиковать сами сетевые организации, полезным будет публикация в средствах массовой информации сравнительных данных, сформированных государственными регулирующими органами на основе проведенного ими финансовоэкономического анализа деятельности электросетевых организаций.

- Повышение грамотности потребителей в вопросах электроэнергетики — формирование квалифицированного потребителя электроэнергии.

Ожидания общества по отношению к электросетевым организациям

— это качественное (надежное) предоставление услуг по наименьшей стоимости в условиях отсутствия дискриминации. Вот такой трехмерный показатель: высокое качество, низкая цена, отсутствие дискриминации. Реализация приведенных мер по совершенствованию государственного регулирования электросетевых предприятий России позволит улучшить этот комплексный показатель. Основные предпосылки для этого — повышение прозрачности и ясности оценки деятельности сетевых организаций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник, пер. с англ. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. М.: ИНФРА-М, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг: утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861.

3. О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109.

4. Правила согласования инвестиционных программ субъектов естественных монополий в электроэнергетике: утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.2004 г. № 19.

5. Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям: утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861.

6. Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии: утв. постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 г. № 24.

7. Об электроэнергетике: федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-

ФЗ.

N. V. Polyakova

State regulation of mains enterprises in Russia: status, problems and directions ofperfection

Mains complex of Russia has two main objectives: to ensure technological compatibility of the electricity market and ensuring the conditions of production and marketing of electricity. Electric network organizations are natural monopolies. Therefore, the determining factor of their efficiency is the quality of government regulation. This work is devoted to problems of state regulation of electric network organizations companies in Russia. In the work were analyzed the existing approaches of governmental regulation and were suggested measures of their improvement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.