Научная статья на тему 'Государственное регулирование деятельности агроформирований в Украине'

Государственное регулирование деятельности агроформирований в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ СФЕРА УКРАИНЫ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АГРОХОЛДИНГ / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / AGRO-INDUSTRIAL SPHERE OF THE UKRAINE / FOOD SECURITY / AGROHOLDING / AGRARIAN POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басюркина Наталия Иосифовна

Статья посвящена исследованию процессов, происходящих в агропромышленной сфере Украины. Отмечается превращение рынка сельскохозяйственной продукции в монополистическую структуру. Изучена деятельность аграрных холдингов и мелких сельскохозяйственных производителей в Украине, на основе чего выявлены трудности и особенности их деятельности. Прогнозируется дальнейшая концентрация земель и капитала в руках крупных агропромышленных формирований. На основе этого предложены направления регуляторной аграрной политики Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF ACTIVITY AGROFORMATIONS IN THE UKRAINE

Article is devoted to research of the processes happening in the agro-industrial sphere of the Ukraine. Transformation of the market of agricultural production into monopolistic structure is noted. Activity of agrarian holdings and small agricultural producers in the Ukraine on the basis of what difficulties and features of their activity are revealed is studied. Further concentration of lands and the capital in hands of large agro-industrial formations is predicted. On the basis of it the directions of a regulatory agrarian policy of the Ukraine are offered.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование деятельности агроформирований в Украине»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОФОРМИРОВАНИЙ В УКРАИНЕ

Н. И. БАСЮРКИНА

Статья посвящена исследованию процессов, происходящих в агропромышленной сфере Украины. Отмечается превращение рынка сельскохозяйственной продукции в монополистическую структуру. Изучена деятельность аграрных холдингов и мелких сельскохозяйственных производителей в Украине, на основе чего выявлены трудности и особенности их деятельности. Прогнозируется дальнейшая концентрация земель и капитала в руках крупных агропромышленных формирований. На основе этого предложены направления регуляторной аграрной политики Украины.

Ключевые слова: агропромышленная сфера Украины, продовольственная безопасность, агрохолдинг, аграрная политика

Процессы, происходящие в агропродовольст-венной сфере Украины, начиная с 2000 г., а именно сверхконцентрация агропромышленного производства, привлекают внимание ученых Украины. Эти явления требуют мониторинга, анализа и научного обобщения для принятия государственных решений с целью обеспечения продовольственной безопасности.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют об оживленном развитии крупных агропромышленных структур - агрохолдингов в Украине, начиная с 2006 г. Так, в 2012 г. 15 агрохолдингов арендовали более чем по 150 тыс. га пашни, при этом абсолютным лидером остается агрохолдинг «Укрлендфарминг», который контролирует 500 тыс. га пашни. В среднем одним из указанных агрохолдингов арендуется до 200 тыс. га пашни [5]. В настоящее время в Украине насчитывается более 50 агрохолдингов, которые в совокупности контролируют около 5 млн. га, или почти 15 % площади пашни в Украине. В ближайшее время подавляющее большинство агрохолдингов планируют увеличивать размеры арендованных земельных угодий [4].

В результате исследования, проведенного по 30 агрохолдингам из разных регионов Украины, можно утверждать, что развитие агрохолдингов привело к превращению рынка сельскохозяйственной продукции, особенно рынка зерна, из рынка с чистой или совершенной конкуренцией в монополистическую рыночную структуру. В некоторых случаях агрохолдинги способствуют возникновению и развитию монополизма. Резуль-

таты анализа позволили сделать следующие выводы:

- из-за сверхконцентрации земельных ресурсов в одних руках существует угроза развития монополизма на рынке аренды земли. Когда на большой территории есть только один арендатор в лице агрохолдинга, то арендодатели лишены возможности выбора других, которые в условиях конкуренции могли бы предложить лучшие условия аренды земельных паев;

- значительная концентрация земельных ресурсов в одних руках способствует зарождению монополизма на рынке сельхозпродукции. Так как, если один агрохолдинг контролирует сотни тысяч гектаров земли, то он не может не угрожать конкуренции, подавляя развитие средних и относительно малых сельскохозяйственных предприятий;

- из-за сверхконцентрации производства в сельском хозяйстве, которая осуществляется, как правило, путем консолидации собственности, все больше сельскохозяйственных предприятий, превращаясь в зависимые ассоциируемые структуры, перестают быть самостоятельными единицами на рынке сельскохозяйственной продукции, потому на указанном рынке развивается монополизм.

Следовательно, регуляторная аграрная политика Украины в сфере конкурентных отношений должна быть направлена, во-первых, на недопущение монополизации рынка аренды земли и рынка сельхозпродукции и потери конкуренции на них; во-вторых, на создание равных экономических условий для развития предприятий разных

размеров и организационно-правовых форм и становления единых «правил игры».

В настоящее время агрохолдинги функционируют в 17 регионах Украины, при этом большая часть из них сосредоточена в восточных и южных областях Украины. Наибольшее количество агрохолдингов создано в Херсонской (6), Днепропетровской (7) и Донецкой (8) областях. В тоже время в Одесской области зарегистрирован лишь один агрохолдинг. В других регионах создано по 2-4 агрохолдинга [1; 4].

С точки зрения обеспечения продовольственной безопасности угроза состоит в том, что более 60 % агрохолдингов было создано иностранными инвесторами, для выращивания не только качественной сельскохозяйственной продукции, но и продукции, которая истощает украинские черноземы и экспортируется за рубеж. На отечественный рынок поступает уже готовая пищевая продукция, которая приводит к росту продовольственной зависимости.

Развитию агрохолдингов в Украине содействовал мировой продовольственный кризис и обусловленный им рост цен на сельскохозяйственную продукцию, а также государственная политика (льготы, налоги и т. п.). Препятствиями на пути развития агрохолдингов являются сложности в управлении агрохолдингами, дефицит квалифицированных кадров в украинском АПК, непринятие аграриями новых производителей.

Несомненным является позитивное влияние агрохолдингов на развитие агропромышленной сферы. В то же время необходимо соединить все формы аграрного и промышленного бизнеса и выбрать правильный путь развития экономики Украины. При дальнейшем развитии агропромышленной интеграции и увеличении количества агрохолдингов существует определенный риск концентрации, а именно социальный риск. Необходимость анализировать социальную деятельность холдингов по средней зарплате и количеству работников [2].

Существуют следующие трудности в деятельности всех форм сельхозпроизводства в Украине:

- неблагоприятные для инвестиций условия, невзирая на то, что аграрный сектор нуждается в инвестициях;

- проблемы с возвращением НДС;

- неопределенный размер дотаций;

- отсутствие программы возмещения процентных ставок на долгосрочный период;

- тенизация закупок (расчеты за наличные);

- отсутствие необходимой государственной поддержки технического перевооружения пищевой промышленности;

- трудности поиска новых продуктов в случае ограниченности рынка;

- проблемы качества продукции, которые вызывают падение цен;

- устаревшие инструменты биржевой торговли на Украинской фьючерсной бирже и необходимость внедрения новых и др.

В 2011 г. по сравнению с 2010 г. земельный банк крупнейших аграрных предприятий в Украине увеличился на 1 млн га и составил 5 млн га сельскохозяйственных земель. Тенденцию укрупнения участников аграрного рынка также подчеркивает факт увеличения количества предприятий, в распоряжении которых находится более 10 тыс. га земельных угодий. За 2010 г. количество таких предприятий увеличились на 16 и в 2011 г. составило 74 [3]. Украинские агрохолдинги планируют расширение своих площадей, продолжая привлечение инвестиций и ссудного капитала, и до 2016 г. площадь подконтрольных им сельскохозяйственных угодий может достичь 8 млн га [4].

Амбициозные планы расширения и потенциально высокий спрос на аренду земли ограничивает возможности для увеличения объемов земли в обработке. Огромные агрохолдинги Украины продолжают привлечение инвесторов и ссудного капитала в больших объемах, акцентируя стратегии своего дальнейшего развития в контексте земельной реформы, а также благодаря наличию незанятых ниш в агропромышленной сфере.

Сельскохозяйственное производство и земля в Украине все больше сосредоточиваются в руках крупных агрохолдингов.

Это позволяет развивать технологии и наращивать производство, однако такое укрупнение имеет негативные моменты. Законопроекты Украины о земле содержат возможности для поглощения одних хозяйств другими. Незаконное перераспределение земли и капитала имеет место уже сейчас.

Первая двадцатка компаний контролирует 15 % пахотных земель Украины. Консолидация, слияние и поглощение происходят постоянно. Украинские владельцы крупнейших интегрированных агропромышленных формирований связаны с действующей или бывшей властью. В Украине к настоящему моменту нет полноценного рынка пахотной земли, а есть рынок прав аренды на земельные участки, что способствует распространению непрозрачных схем перераспределения земли в Украине, которые составляют 10 % всех случаев.

По данным Госкомстата Украины, в течение 2011 г. в стране на 14 % увеличилось производство сельскохозяйственной техники, но ее импорт

вырос почти вдвое, что объясняется ростом спроса, вызванного переделом земли в пользу крупных агропредприятий.

С учетом современных тенденций в мире и Украине можно прогнозировать дальнейшую концентрацию земель и капитала в руках крупных агропромышленных формирований.

Малый и средний бизнес не может позволить себе брать банковские кредиты под 30 % годовых, тогда как агрохолдинги, связанные с иностранным бизнесом, могут брать недорогие ссуды у международных банков. Некоторые украинские холдинги работают не только на украинском, но и на российском и европейском рынках.

Агрохолдинги и большие хозяйства показывают более высокую урожайность, чем мелкие и средние хозяйства, однако отстают по этому показателю от хозяйств Западной Европы.

Невзирая на значительный износ машиннотракторного парка, в 2010 г. темпы обновления тракторов в использовании составляли всего лишь 5,4 %, а зерноуборочных комбайнов - 6,1 %. Хотя номенклатура сельскохозяйственной техники включает десятки позиций, около 25 % импорта сельхозтехники в 2010 г. пришлось на зерноуборочные комбайны и колесные трактора мощностью свыше 90 кВт. Факты доказывают, что невзирая на то, что фермерские хозяйства обрабатывали всего лишь 11,8 % пашни в 2010 г., они закупили 23,3 % тракторов с мощностью свыше 90 кВт и 28,1 % зерноуборочных комбайнов от всех продаж предыдущего года [2]. Это свидетельствует о том, что индивидуальные собственники более рационально подходят к вопросу эффективного использования ресурсов. Частично это происходит из-за большего прямого контроля над всеми производственными процессами на собственных предприятиях.

Из-за того, что негативные общественные последствия превышают личные выгоды владельцев агрохолдингов, в развитых странах на агропродо-вольственных рынках крупнотоварность сельскохозяйственного производства, в отличие от Украины, обеспечивается с помощью государственного регулирования [2].

Исследования показали, что мелкотоварное производство не в состоянии обеспечить продовольственную безопасность Украины. Такую роль исполняют крупные агропромышленные формирования в форме агрохолдингов, но их быстрое развитие и деятельность требуют непосредственного государственного вмешательства и регулирования.

Крупнотоварность и конкурентоспособность на национальных и международных рынках фор-

мируется двумя путями, которые отличаются от украинской практики. Первый - это эффективная поддержка формирования равноценных с другими отраслями условий воссоздания во всех хозяйствах, независимо от размеров, второй - содействие объединению фермеров на некоммерческих принципах для организации совместного производства и для продвижения продукции на рынок.

Отличие агрохолдингов в Украине и зарубежных кооперативных и других фермерских объединений заключается в том, что выгоды от сбыта продукции в первом случае принадлежат одному или нескольким собственникам, которые лишь наведываются в село, а во втором - тысячам фермеров-кооператоров, которые живут и работают непосредственно в сельской местности. В первом случае владельцы земельных участков, которые сдали их в аренду и нанялись на работу, получают самую низкую среди всех сфер экономики заработную плату. В 1990 г. заработная плата работников сельского хозяйства - членов коллективных сельскохозяйственных предприятий представляла 95 % среднемесячной по стране, то на сегодняшних предприятиях - лишь 63 % [2]. Круглогодично занятые в животноводстве имеют зарплату в 2-2,3 раза ниже, чем средний показатель в промышленности. У крестьян самые низкие среднедушевые доходы.

Зарубежные фермеры - владельцы земли остаются владельцами продукции и дохода от ее реализации, т. е. реальными хозяевами на земле. Среднегодовые доходы членов фермерских хозяйств в США, например, являются выше среднегодового душевого дохода по стране.

Поэтому надо с учетом мирового опыта применять методы государственного регулирования агропромышленной сферы, в частности процессов роста крупнотоварного производства.

Регулятивная роль государства в мировой практике проявляется через формирование системы законодательно-нормативных актов, которые:

- определяют особенности организации рынка сельскохозяйственных земель, его отличия от функционирования рынка других видов земель;

- устанавливают субъектыправа на приобретение земель сельскохозяйственного назначения, порядок реализации этого права, квалификационные требования к покупателю земельного участка, предназначенной для ведения сельскохозяйственной деятельности;

- определяют основные принципы ценообразования и формирования арендной платы на рынке сельскохозяйственных земель и мероприя-

тия предотвращения спекулятивных операций на рынке сельскохозяйственных земель;

- содержат ограничения относительно приобретения сельскохозяйственных земель в собственность и т. д.

Закрепленные законодательными актами Украины особенности рынка земель сельскохозяйственного назначения предопределяются их спецификой как основного средства производства в сельском хозяйстве. Эти особенности вынуждают государственные органы обеспечивать правовую защиту национальных сельскохозяйственных угодий от колонизации их иностранцами, спекуляции землями, притеснений интересов тех, кто на ней живет и работает.

Исходя из этого, право на приобретение земель сельскохозяйственного назначения признается лишь за теми физическими лицами, которые имеют профессиональную подготовку, живут и непосредственно работают в своем хозяйстве и платят налог в местный бюджет.

Целесообразно закрепить право на покупку сельскохозяйственных угодий за крестьянином и этим ориентировать его на ведение сельскохозяйственной деятельности самостоятельно или на основе партнерства с односельчанами. Собственных средств у него для реализации этого права нет, или их недостаточно. Поэтому всегда государство оказывало крестьянству поддержку.

Чтобы изменить целевые ориентиры отечественного аграрного сектора на общепризнанные в мире, институционно защитить отечественный аграрный сектор от экспансии больших коммерческих, промышленных и финансовых компаний, необходимы политическая воля, государственная позиция, консолидация усилий всех, кто отстаивает стратегические интересы аграрного бизнеса и украинского общества. При этом значительно больше внимания, чем до сих пор, следует уделить фермерским и личным крестьянским хозяйствам, кооперативам, продуктовым и профессиональным агропромышленным объединениям, союзам, ассоциациям, кластерам и другим агропромышленным формированиям.

В Украине с 2000 по 2009 г. количество фермерских хозяйств увеличилось всего на 10,3 %, а их часть в землепользовании достигла 10,9 %. В стране в свое время не было создано и нет сегодня концепции развития фермерского уклада. Фермерство не в состоянии самостоятельно противостоять большому корпоративному капиталу.

Еще более сложное положение личных крестьянских хозяйств. Обрабатывая меньше сельскохозяйственных угодий, чем сельскохозяйст-

венные предприятия, эти хозяйства без государственной финансовой, правовой и других форм поддержки производят более 50 % (в отдельные годы производили 2/3) валовой продукции сельского хозяйства.

Чтобы семейная форма ведения хозяйства на селе на предпринимательских принципах распространялась, необходимо, прежде всего, повысить привлекательность отечественного фермерства. С этой целью следует, по крайней мере, обеспечить реальный доступ существующих семейных фермерских хозяйств ко всем существующим формам государственной поддержки аграрного сектора, изменив те механизмы, которые пока что создают преференции для крупнотоварных сельскохозяйственных производителей. Необходимо также увеличить объемы специальной финансовой поддержки фермерских хозяйств. Одновременно нужно формировать систему государственного содействия развитию хозяйств населения, в которой важное место должно отводиться поощрению этих хозяйств к обретению статуса субъектов предпринимательской деятельности.

Создание упомянутой системы невозможно без признания государственной аграрной политикой малых форм ведения хозяйства органической составляющей отечественного аграрного сектора, и обозначение той незаменимой роли, которую играют семейные хозяйства в продуцировании общественных благ - обеспечении продовольственной безопасности, экономическом развитии сельских территорий, сохранении агроландшафтов, воссоздании крестьянства и т. д. Соответственно, цель государственного регулирования аграрного сектора должна быть дополнена положением о поддержке сельскохозяйственной деятельности домохозяйств.

Формы такой поддержки, очевидно, могут дифференцироваться в зависимости от характера деятельности хозяйств. Для хозяйств потребительского типа, например, она могла бы означать создание благоприятных условий получения консультаций или услуг по возделыванию почвы или содержания скота (платных или даже бесплатных), а для товарных - включать мероприятия по поддержке их конкурентоспособности.

Саму систему содействия хозяйствам населения целесообразно формировать как минимум по трем направлениям: улучшение институциональной среды развития малых форм ведения хозяйства в сельском хозяйстве, здесь важное место должна занимать активизация кооперативных процессов; привлечение хозяйств населения к программам государственной поддержки аграрно-

го сектора и сельского развития; поощрение личных крестьянских хозяйств к трансформации в предпринимательские структуры.

Приближение целевых ориентиров отечественного сельского хозяйства к тем, за которыми развивается прогрессивный «аграрный мир», требует также сложных решений относительно организации цивилизованного аграрного рынка, осуществления гибкой таможенно-тарифной политики, устремления мероприятий государственной и бюджетной поддержки на повышение эффективности сельского развития. А это может обеспечить нашей стране продовольственную независимость, сохранение и рациональное использование земли, производительную занятость сельского населения, развитие и обустройство сельских территорий, наконец, общую социально-экономическую стабильность.

Литература

1. Агрохолдинги как явление остаются малоизученными. АПК-Информ. иЯЬ: http://www.apk-inform.com

2. Пасхавер Б., Юрчишин В., Бородша О. [и др.] Аграрный сектор: время принципиально изменить ориентиры развития // Зеркало недели. 2010. № 26. С. 16-17.

3. Тенденции 2011. Группа компаний «Адепт-Групп». иКЬ: http://www.adept-group.biz

4. иКЬ: http://www.agribusiness.kiev.ua

5. URL:http://domik.volyn.ua

* * *

STATE REGULATION OF ACTIVITY AGROFORMATIONS IN THE UKRAINE

N. I. Basyurkina

Article is devoted to research of the processes happening in the agro-industrial sphere of the Ukraine. Transformation of the market of agricultural production into monopolistic structure is noted. Activity of agrarian holdings and small agricultural producers in the Ukraine on the basis of what difficulties and features of their activity are revealed is studied. Further concentration of lands and the capital in hands of large agro-industrial formations is predicted. On the basis of it the directions of a regulatory agrarian policy of the Ukraine are offered.

Key words: agro-industrial sphere of the Ukraine, food security, agroholding, agrarian policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.