Научная статья на тему 'Государственное планирование и управление с использованием цифровых технологий'

Государственное планирование и управление с использованием цифровых технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
809
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РФ / ЦИФРОВОЕ ГОСУПРАВЛЕНИЕ / МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСПРОГРАММ / MECHANISMS OF GOVERNMENT / INTERACTION OF THE STATE AND SOCIETY / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / DIGITAL GOVERNMENT / METHODS OF FORMING STATE PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селезнев Андрей Геннадиевич

В статье рассматривается необходимость применения новых подходов при разработке и реализации государственных программ, а также стратегическом планировании социально-экономического развития РФ на десятилетия вперед. Федеральные и региональные стратегии развития должны учитывать глобальные политические и социально-экономические изменения в мире, а также назревшую необходимость трансформации социально-экономического устройства России, в связи с неэффективностью используемых сегодня механизмов государственного управления. Автором предлагается реализовать новую концепцию, предусматривающую разработку и внедрение онлайн-сервисов, предоставляющих возможность прямого взаимодействия между представителями всех ветвей власти, научным сообществом, обычными гражданами, профильными организациями, бизнес-структурами, независимыми экспертами и иными субъектами. Данный механизм, созданный с применением инновационных цифровых технологий, позволит качественно произвести разработку федеральных и региональных стратегий развития РФ, государственных программ, инвестиционных проектов и прочих стратегических документов. Функциональные возможности онлайн-сервиса позволят произвести общественное обсуждение, голосование и утверждение различных инициатив на основе коллегиальных решений представителями разных слоев и категорий общества. В статье описаны проблемы, приоритеты и механизмы, которые необходимо учитывать и применять при формировании стратегий социально-экономического развития РФ, основанные на цифровизации инновационных систем и процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Селезнев Андрей Геннадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE PLANNING AND MANAGEMENT USING DIGITAL TECHNOLOGIES

The article discusses the need to apply new approaches in the development and implementation of government programs, as well as strategic planning of the socio-economic development of the Russian Federation for decades to come. Federal and regional development strategies should take into account global political and socio-economic changes in the world, as well as the urgent need to transform the socio-economic structure of Russia, due to the ineffectiveness of government management mechanisms used today. The author proposes to implement a new concept providing for the development and implementation of online services, providing the opportunity for direct interaction between representatives of all branches of government, the scientific community, ordinary citizens, relevant organizations, business structures, independent experts and other entities. This mechanism, created with the use of innovative digital technologies, will make it possible to qualitatively develop federal and regional strategies for the development of the Russian Federation, state programs, investment projects and other strategic documents. The functionality of the online service will allow public discussion, voting and approval of various initiatives based on collective decisions by representatives of different segments and categories of society. The article describes the problems, priorities and mechanisms that need to be considered and applied in the formation of strategies for the socio-economic development of the Russian Federation, based on the digitization of innovative systems and processes.

Текст научной работы на тему «Государственное планирование и управление с использованием цифровых технологий»

Seleznev Andrey Gennadievich

STATE PLANNING AND MANAGEMENT .

economic sceinces

УДК 338.24

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© 2018

Селезнев Андрей Геннадиевич, член совета директоров АО «РАО Роснефтегазстрой» Московский государственный строительный университет (129337, Россия, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, e-mail: rngstrade@gmail.com)

Аннотация. В статье рассматривается необходимость применения новых подходов при разработке и реализации государственных программ, а также стратегическом планировании социально-экономического развития РФ на десятилетия вперед. Федеральные и региональные стратегии развития должны учитывать глобальные политические и социально-экономические изменения в мире, а также назревшую необходимость трансформации социально-экономического устройства России, в связи с неэффективностью используемых сегодня механизмов государственного управления. Автором предлагается реализовать новую концепцию, предусматривающую разработку и внедрение онлайн-сервисов, предоставляющих возможность прямого взаимодействия между представителями всех ветвей власти, научным сообществом, обычными гражданами, профильными организациями, бизнес-структурами, независимыми экспертами и иными субъектами. Данный механизм, созданный с применением инновационных цифровых технологий, позволит качественно произвести разработку федеральных и региональных стратегий развития РФ, государственных программ, инвестиционных проектов и прочих стратегических документов. Функциональные возможности онлайн-сервиса позволят произвести общественное обсуждение, голосование и утверждение различных инициатив на основе коллегиальных решений представителями разных слоев и категорий общества. В статье описаны проблемы, приоритеты и механизмы, которые необходимо учитывать и применять при формировании стратегий социально-экономического развития РФ, основанные на цифровизации инновационных систем и процессов.

Ключевые слова: механизмы государственного управления, взаимодействие государства и общества, социально-экономическое развитие РФ, цифровое госуправление, методы формирования госпрограмм.

STATE PLANNING AND MANAGEMENT USING DIGITAL TECHNOLOGIES

© 2018

Seleznev Andrey Gennadievich, member of the Board of Directors of "RAO Rosneftegazstroy» Moscow State University of Civil Engineering (129337, Russia, Moscow, Yaroslavskoe shosse, 26, e-mail: rngstrade@gmail.com)

Abstract. The article discusses the need to apply new approaches in the development and implementation of government programs, as well as strategic planning of the socio-economic development of the Russian Federation for decades to come. Federal and regional development strategies should take into account global political and socio-economic changes in the world, as well as the urgent need to transform the socio-economic structure of Russia, due to the ineffectiveness of government management mechanisms used today. The author proposes to implement a new concept providing for the development and implementation of online services, providing the opportunity for direct interaction between representatives of all branches of government, the scientific community, ordinary citizens, relevant organizations, business structures, independent experts and other entities. This mechanism, created with the use of innovative digital technologies, will make it possible to qualitatively develop federal and regional strategies for the development of the Russian Federation, state programs, investment projects and other strategic documents. The functionality of the online service will allow public discussion, voting and approval of various initiatives based on collective decisions by representatives of different segments and categories of society. The article describes the problems, priorities and mechanisms that need to be considered and applied in the formation of strategies for the socio-economic development of the Russian Federation, based on the digitization of innovative systems and processes.

Keywords: mechanisms of government, interaction of the state and society, socio-economic development of the Russian Federation, digital government, methods of forming state programs.

Постановка проблемы. Современный этап развития ных проектов, с использованием технологий цифровой

российского общества и экономики характеризуется экономики [3; 4].

заметными изменениями в подходах к управлению - на Формирование задачи статьи. Актуальными стано-

уровне решения отдельных задач, на уровне отдельных вятся и проблемы перехода к новому качеству развития

предприятий, на уровне региональных и федеральных России, как в социально-экономическом направлении,

органов власти. Многие российские и зарубежные так и в направлении совершенствования ее политиче-

ученные занимаются исследованием проблем совершен- ского устройства, что по нашему мнению взаимосвяза-

ствования методов государственного управления, каж- но - так как определяет процессы формирования новой

дый раз подчеркивая актуальность и значимость этой модели социально-экономического развития, что под-

проблемы для развития не только экономической на- тверждается, как внутренними задачами страны, так и

уки, но и для практики экономических процессов. [1,с. глобальными общемировыми трендами [5,с.19-20].

225; 228; 338.]. Анализ последних исследований и публикаций. Анализ,

Сегодня, при реализации государственного управле- проведенный автором, и подкрепляемый мнением ряда

ния, все большее внимание уделяется системе управле- известных отечественных и зарубежных ученых, по-

ния проектами, которая из узкоспециализированного казывает, что проблема спада в экономике, вызванная

профессионального инструмента становится общей ме- трансформацией политического и экономического укла-

тодологической платформой совершенствования мето- да, на сегодня еще не преодолена [6,с.30]. Такая транс-

дов управления в национальном масштабе. Так одним из формация, начавшаяся с момента распада СССР, в 1991

главных приоритетов в системах управления является году, продолжается до сих пор, а ее результаты уже

масштабное внедрение и профессиональное использо- привели к ряду негативных явлений, как в социально-

вание проектного подхода при реализации федеральных, экономическом плане, так и в политическом устройстве

ведомственных и региональных приоритетных проектов страны [7,с.25-26]. Характеризуя основные социально-

[2,с.22-23]. В условиях повышенных требований к цен- экономические проблемы сегодняшней России, прежде

ности создаваемых результатов роль профессиональ- всего, следует отметить неэффективное управление эко-

ных методов проектного управления возрастает и при номическими, социальными и политическими процесса-

реализации крупных инфраструктурных и индустриаль- ми в стране, как на федеральном, так и на региональном 276 Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 4(25)

экономические науки

Селезнев Андрей Геннадиевич ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ...

уровне.

Изложение основного материала исследования. Анализ показывает, что формируемые социально-экономические программы и стратегии, подчас не исполняются в полном объеме или исполняются не эффективно. Существующие механизмы для формирования и реализации стратегических программ развития РФ, также не достаточно эффективны, и на практике во многом не решают проблемы обычных граждан и приоритетные задачи государства, а удовлетворяют потребности узкого круга чиновников и аффилированных с ними лиц. При этом отсутствует оптимальный и эффективный способ коммуникации между государственными структурами и населением, с помощью которого станет возможным изначально более продуктивно планировать госпрограммы, а позже осуществлять народный контроль за их качественным исполнением. Все это ведет к падению уровня и ухудшению качества жизни российских граждан, снижению результативности социально-экономических и политических процессов, сокращению эффективно работающих хозяйствующих субъектов [8,с.227-228].

Дополнительным препятствием для развития Российской экономики является низкое качество государственного управления и отсутствие профессиональных кадров. Сегодня отсутствуют механизмы для плодотворного взаимодействия между государством и обществом, а обычному гражданину, независимому эксперту или научному сообществу почти невозможно принять активное участие в государственных управленческих и контрольных процессах, что также снижает качество современного государственного управления в РФ. Власть избыточно осуществляет государственный контроль (надзор), но недостаточно организует общественный контроль над деятельностью государственных структур.

Наряду с социальными и экономическими проблемами в современной России, продолжают действовать негативные тенденции расслоения населения на «очень богатых» и «очень бедных», при этом растут доходы небольшой части общества, имеющей административный ресурс и криминальный доступ к национальным ресурсам и богатствам, а большая часть населения Росси продолжает беднеть [9,с.44-45]. Такая ситуация, в некоторой степени, связана и с существующими проблемами в организации управления и контроля за экономическими, административными и правовыми процессами, что объясняется отсутствием для этого действенных механизмов [10,с.63-64].

Следует отметить, что проводимая социально-экономическая политика в РФ недостаточно нацелена на формирование среднего класса и развитие микро, малого и среднего бизнеса, что снижает результативность всей российской экономики, наполняемость бюджета, возможности исполнения уже принятых стратегических программ и планов развития страны. А отсутствие механизмов, позволяющих разным категориям граждан принять участие в процессах, связанных с планированием, реализацией и контролем исполнения госпрограмм, стратегий развития регионов, инвестиционных проектов и т.д., с одной стороны снижает их качество и эффективность реализации, а с другой способствует ухудшению уровня жизни населения.

В виду описанных выше проблем, автор считает, что в сложившихся современных условиях, РФ уже давно нужно задуматься о внедрении механизмов, создании условий и среды, при которых российская экономическая модель хозяйствования будет функционировать по принципу конвергенции - сочетая государственное планирование и элементы рыночной экономики. Существующая сегодня экономическая модель позволяет осуществить точечные успехи в некоторых отраслях экономики и не обеспечивает России всеохватывающего развития государства. Определенный в статье комплекс проблем создает препятствия в дальнейшем развитии

РФ и требует решения с учетом их глубины и системности. Выход на «траекторию устойчивого и сбалансированного роста в целях модернизации и догоняющего развития, перехода к инновационной стадии экономического развития и создания соответствующей ей инфраструктуры постиндустриального общества» - как заявлено в Стратегии развития России до 2020 года, по мнению автора, пока невозможен, в виду системности и глубины тех проблем, которые препятствуют такому росту и оказывают сдерживающее влияние в развитии[11].

Проведенный анализ показывает, что в настоящее время большинство ведущих стран мира, сталкиваясь с новыми вызовами, к которым относятся экономические, социальные, геополитические, технологические, экологические и другие - регулярно разрабатывают, внедряют и постоянно актуализируют собственные национальные стратегии развития, в которых предусмотрена реализация передовых технологий и запуск современных производств. Например, некоторые страны готовят стратегию развития «водородного общества», которая, помимо экологической составляющей призвана решать экономические проблемы развития наукоемких технологий. Данная стратегия направлена на модернизацию энергетического сектора и увеличение числа электростанций, работающих на водородном топливе, что обеспечит дешевое и экологически чистое электричество [12]. Другие государства активно развивают цифровые технологии и внедряют механизмы, позволяющие продуктивно взаимодействовать представителям органов власти с гражданским обществом, как по социальным, так и по экономическим направлениям [13].

В России, также реализуются федеральные и региональные стратегии развития, государственные программы, различные формы поддержки отраслей экономики и инвестиционные проекты за счет бюджетных средств (госбанки, пенсионные фонды, госкорпорации и т.д.), но эффективность многих из них находится на достаточно низком уровне [14]. Одной из причин такого эффекта, является отсутствие на сегодняшний день долгосрочной стратегии развития РФ.

Проведенное автором исследование позволило сделать вывод, что органам государственной власти, при участии научного сообщества, обычных граждан, независимых экспертов, профильных организаций, в рамках общенационального стратегического планирования, необходимо разработать и утвердить долгосрочную стратегию научно-технологического и социально-экономического развития РФ. При формировании Стратегии в обязательном порядке нужно учитывать политику регионов, в том числе органов местного самоуправления, принимая во внимание интересы и потребности всех категорий граждан. В предлагаемой Стратегии должны быть сформулированы основные приоритеты для РФ и направления их дальнейшего развития, а также обозначены подходы и методы для определения приоритетных направлений при интеграции пространственных структур России в евразийское и мировое экономическое пространство. Также считаем, что отдельно следует определить концептуальные предложения по совершенствованию институциональной территориальной структуры и по использованию различных механизмов в целях реализации государственной политики пространственного развития РФ. Необходимо произвести множество разносторонних исследований, научно обосновать, всесторонне развить и подтвердить правомерность и целесообразность практического применения основных концептуальных подходов. В рамках приоритетов общенациональной стратегии должны учитываться факторы межрегионального взаимодействия, при которых сформируются взаимозависимые цепочки по эффективному сотрудничеству, создавая межрегиональные рынки.

Предлагаемая Стратегия должна иметь практический результат, развивать экономику, нацеленную на демографически обусловленные потребности (здоровый об-

Seleznev Andrey Gennadievich economic

STATE PLANNING AND MANAGEMENT ... sceinces

раз жизни, развитие ума и разума, преемственность положительных ценностей, здоровое питание и т.д.), а не на деградационно-паразитические потребности (наносят вред и тормозят разумное развитие человека и народов, разрушая нормы человеческой морали, здоровье и т.д.). Также уже давно пора запретить, на законодательном уровне, формировать стратегии развития РФ с привлечением иностранных агентов, так как это не соответствует национальной безопасности государства, о чем заявила Счетная палата РФ в своем отчете «Государственные стратегии для России пишут иностранные агенты» [15].

Чтобы добиться на практике научно-технологического и социально-экономического развития РФ, отражающих интересы всех слоев общества, необходимо законодательно утвердить порядок, при котором стратегическое планирование и разработка стратегий должны осуществляться только с привлечением научного сообщества, гражданского населения, независимых экспертов и иных Россиян.

Автором выявлена проблема отсутствия механизмов, с помощью которых возможно осуществить разработку стратегий развития РФ не только сотрудниками органов власти в виде небольших команд, а на основе коллегиальных решений представителями всех категорий граждан. При существовании таких механизмов, различные социальные группы смогли бы выразить свое виденье и предоставить обоснованные предложения для проектов будущих стратегий и госпрограмм. Именно поэтому в 21-м веке необходимо изменить подход к государственному планированию и управлению, в том числе используя современные цифровые технологии. Нужно создавать и запускать онлайн-сервисы, позволяющие организовать эффективную коммуникацию между населением и представителями органов власти, когда каждый россиянин из любого уголка страны сможет принять участие в общественном обсуждении важных для государства проблем. В связи с этим, автором предлагается осуществлять качественное стратегическое планирование, с использованием механизмов общественно-государственного взаимодействия, используя при этом инновационные цифровые технологии.

Цифровая трансформация российской экономики является важнейшей задачей современной России, так как сможет повысить эффективность для бизнеса, госструктур, гражданского населения и различных представителей экономической деятельности. Также цифрови-зация должна предусматривать реализацию множества проектов, связанных с созданием и внедрением механизмов, способствующих эффективному государственному управлению на основе консолидированных решений, принятых представителями различных социальных групп.

Онлайн-сервис для коммуникации (ОСК) должен обладать множеством функциональных возможностей, позволяющих продуктивно взаимодействовать гражданам и сотрудниками государственных структур. С интернет-площадкой произведут интеграцию различные государственные федеральные и региональные онлайн-ресурсы, образуя некую экосистему, в рамках которой пользователи системы смогут получить доступ к общедоступным базам данных. Прототипами будущего онлайн-сервиса для коммуникаций (ОСК) послужат некоторые разделы таких онлайн-ресурсов, как «Госуслуги», «Федеральный портал проектов нормативных правовых актов».

По мнению автора, такой онлайн-сервис должен решать следующие основные задачи общенационального, государственного, а также регионального, отраслевого значения:

- обеспечить дополнительные (в том числе мобильные) каналы взаимодействия между представителями граждан, бизнеса и всех ветвей власти;

- совершенствовать все процессы государственного управления на различных его уровнях;

- предоставлять возможность гражданам РФ для

278

ществления качественного контроля за деятельностью государственных структур, в том числе и за счет развития каналов обратной связи, а также систем по оптимизации расходов на государственное управление;

- помогать осуществлять общественный контроль за ходом реализации, утвержденных проектов;

- способствовать расширению доступа всех граждан России, заинтересованных лиц и организаций, к достоверным данным о социально-экономическом развитии РФ.

Следует отметить, что такая унификация государственного управления, наряду с повышением результативности, эффективности и контроля общего процесса организации управления государством, даст серьезный толчок для развития российских регионов, а также будет способствовать сокращению аппарата государственных чиновников на всех уровнях региональной власти. Внедрение новой системы планирования и реализации государственных проектов, по принципу утверждения инициатив на основе консолидированных решений, положительно повлияет на развитие различных отраслей экономики, создание условий повышения качества научных разработок, исследований и результатов во всех направлениях. Разработать онлайн-сервис возможно в рамках государственной программы «Цифровое государственное управление». При разработке онлайн-сер-виса могут быть использованы технологии блокчейн, которые обеспечат децентрализованное сохранение всей информации на множестве не зависимых друг от друга сервисах, что позволит ликвидировать практику различного рода подтасовок документов, не разрешаемых споров, криминала и прочих негативных явлений.

Комплекс мер, связанных с необходимостью дальнейшей социально-экономической и политической модернизации российского государства и общества, в совокупности с трансформацией и изменениями приоритетов при реализации проекта по разработке онлайн-сервиса, может стать тем началом новых российских реформ, которые уже давно назрели в обществе и государственных институтах [16]. Поэтому требуется создать условия для проведения такого рода реформ в рамках общенациональной стратегии развития РФ, определив в качестве одних из приоритетов создание современных онлайн-сервисов, в том числе являющихся единственным эффективным механизмом для разработки самой стратегии развития РФ, удовлетворяющей потребности большинства граждан, способствующей реальному развитию и усилению России.

В контексте тех трендов, условий и проблем, которые, как представляется, из проведенных автором исследований, в значительной мере могут определять характер глобальных процессов в мире, и в том числе в России, предлагается перейти к иным формам, методам и способам организации государственного управления, в том числе экономическими, социальными и политическими процессами. В этой связи нами предлагается разработать новую концепцию по формированию федеральных и региональных стратегий социально-экономического развития РФ, государственных программ, реализации инвестиционных проектов за счет бюджетных средств. Всему гражданскому обществу, с целью создания условий для качественного проживания каждого гражданина РФ, необходимо инициировать вопрос к представителям власти с просьбой утвердить нормативно-правовые акты, обязывающие исполнительную власть разработать и внедрить онлайн-сервис для осуществления коммуникаций, с помощью которого возможно осуществить разработку национальной стратегии развития государства.

Механизм, созданный в рамках такой стратегии, используя цифровые инновационные технологии, позволит всем гражданам России, и всем ее общественным и социальным группам реализовывать свое конституционное право управления государством. В рамках он-лайн-сервиса гражданине РФ смогут обсудить иници-

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 4(25)

экономические науки

Селезнев Андрей Геннадиевич ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ...

ативы, внести корректировки, также оценивать степень эффективности реализации социально-экономических проектов. Этот принцип предполагает, что все решения Правительства и региональных властей могут и должны обсуждаться и при необходимости корректироваться. Общество, каждый житель страны, социальные и общественные группы - все категории граждан в России будут иметь возможность, посредством цифровых инновационных технологий, участвовать в разработке, реализации и контроле таких стратегических программ, проектов и других социально-экономических событий, формирующих экономическое и социальное устройство современной России. Такой механизм, по нашему мнению, может иметь исполнением следующий алгоритм: инициативы от представителей всех ветвей власти изначально должны выноситься на всеобщее обсуждение, корректироваться коллегиальными решениями и только потом разрабатываться и реализовываться под общественным контролем. На основании такого подхода предлагается формировать федеральные и региональные Программы и Проекты, а также всевозможные инвестиционные проекты, учитывающие общую концепцию развития государства.

Осуществление государственного планирования, используя функциональные возможности онлайн-сервиса, требует определенных изменений в законодательстве РФ, когда взаимодействие между участниками всех процессов должно быть строго регламентировано нормативно-правовыми актами. Это будет касаться, как правовых инструментов реализации Стратегии, так и изменений в подходах, управлении и других направлениях практической реализации предлагаемой нами Концепции государственного управления.

Реализация инициатив, обсуждаемых в статье, обеспечит качественное совершенствование системы государственного управления в России, что позволит, в определенной степени, частично ликвидировать коррупцию, сговор, аффилированность и другие негативные явления, затрудняющие развитие Российской Федерации. Также, представляется, что произведенные изменения улучшат социально-экономическое состояние России, ее граждан, повысит их доходы, улучшит правовую базу деятельности хозяйствующих субъектов и тем самым повысит общий уровень жизни россиян. Внедрение предлагаемых механизмов в рамках Проекта позволит ликвидировать следующие проблемы:

- сократит штат государственных чиновников, сегодня неэффективно действующих в системе государственной власти;

- позволит сократить лишние звенья, документооборот, ликвидируют препоны взаимодействия граждан с чиновниками государственных структур;

- создадутся условия, при которых госслужащий будет должен постоянно отчитываться перед обществом;

- оптимизируется система распределения ответственности за исполняемые государственные проекты и решения;

- произойдет оптимизация регламентов и нормативов, связанных с управлением, реализацией и контролем в системе государственного управления;

- совершенствуется межрегиональное и межведомственное взаимодействие;

- произойдет сокращение численности государственных чиновников на всех уровнях государственного управления, при повышении качества их работы;

- произойдет окончательный отказ в государственной службе от бумажных носителей с поэтапной трансформацией большинства процессов в цифровой формат;

Переход от сложившейся системы государственного управления к новым методам должен носить последовательный характер, разрушающий действующие механизмы феодально-капиталистической системы хозяйствования, когда важные для страны решения принимаются не на основе мнений профильных экспертов

и научного сообщества, а в угоду личных амбиций руководителей государственных ведомств. Этот синтез сформирует новые навыки, функции и опыт, которые позволят государству перейти на современный уровень государственного управления, учитывая интересы разных социальных групп граждан и потребности большинства простых Россиян.

Важным аспектом в управлении социально-экономического развития становиться фактор совместного взаимодействия государства и общества, в процессе управления и контроля. Нам представляется, что государственные информационные услуги в РФ должны работать по принципу «любой гражданин, общественный или экономический субъект - любое ведомство, любое время, любое место». Этот принцип заключается в исключении бюрократических барьеров при получении услуг любой категории в любом месте, и на всех этапах предоставления услуг, что должно быть отслеживаемо в электронном виде. Такой подход должен стать основным при формировании общенациональной стратегии социально-экономического развития РФ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Методические рекомендации по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти [Электронный ресурс]: утв. Распоряжением Минэкономразвития России от 14 апреля 2014 г. № 26Р-АУ // КонсультантПлюс. Законодательство. https://admlip.ru/ doc/app/adm/dep_ecn/ metod_2.pdf (Режим доступа 16.11.2018)

2. Черняк В.З., Горшков Р.К., Черняк А.В., Довдиенко И.В. Управление проектами и программами / под ред. В.З. Черняка; — М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2013. — С. 225; 228; 338.

3. Медведев ДА. Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития //Вопросы экономики. 2018. № 10. С. 22-23.

4. Развитие цифровой экономики в России. Программа до 2035 года [Электронный ресурс]: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/ strategy.pdf. (Режим доступа 16.11.2018)

5. Медведев ДА. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики //Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 19-20.

6. Гурвич Е., Прилепский И. Влияние финансовых санкций на российскую экономику //Вопросы экономики. 2016. №. 1. С. 30.

7. Гурвич Е. Эволюция российской макроэкономической политики в трех кризисах //Журнал Новой экономической ассоциации, 2016. №1.С. 25-26.

8. Глазьев С. Экономика будущего. Есть ли у России шанс? — М.: Книжный мир, 2016. — С. 227-228.

9. Глазьев С. О стратегии развития экономики России. //Журнал Экономическая наука современной России, 2011 г. (№ 3). — С. 24-25.

10. Синельников-Мурылев С. Декомпозиция темпов роста ВВП России. — М.: Издательство Института Гайдара, 2015. — С.63-64.

11. Правительство РФ. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года — [Электронный ресурс]: http://government.ru/info/6217/ (Режим доступа 18.11.2018)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Японское правительство готовит стратегию развития «водородного общества». [Электронный ресурс]: EEnergy.Media. https:// eenergy.media /2017/12/12/yaponskoe-pravitelstvo-gotovit-strategiyu-raz-vitiya-vodorodnogo-obshhestva/ (Режим доступа 18.11.2018)

13. Стратегия «Казахстан-2050» // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. [Электронный ресурс]: http:// www.akorda.kz/ru/ official_documents/strategies_and_programs (Режим доступа 18.11.2018)

14. Разработка краткосрочных прогнозов социально-экономического развития России //Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. — [Электронный ресурс]: http://www. forecast. ru/_ ARCHIVE/Presentations/INPRAN2015/2015_01-26SF.pdf (Режим доступа 18.11.2018)

15. Государственные стратегии для России пишут иностранные агенты // Независимая газета. [Электронный ресурс]: http:// www.ng.ru/economics/2018-01-30/1_7161_srategy.html (Режим доступа 18.11.2018)

16. Стенограмма заседания «Круглого стола» на тему «О ходе подготовки проекта стратегии пространственного развития Российской Федерации» от 29 марта 2018 года. // [Электронный ресурс]: http://council.gov.ru/media/files/SCg5f5bnxZoS0h00ydPLF03wBi3 0i9BI.pdf (Режим доступа 18.11.2018)

Статья поступила в редакцию 02.11.2018

Статья принята к публикации 27.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.