Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ФИНАНСОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ФИНАНСОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / ТЕНЕВАЯ ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ / ФИНАНСОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА / SPECIAL TAX REGIMES / SHADOW EMPLOYMENT / LOCAL BUDGETS / FINANCIAL INCENTIVES / INVESTING ACTIVITY / INNOVATIVE ACTIVITY / PATENT SYSTEM / SIMPLIFIED TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климентьева Нина Михайловна, Дорожкина Елена Геннадьевна, Аботина Мария Николаевна

Авторами статьи изучены положения национального законодательства, налогового регулирования и финансового стимулирования инвестиционной и инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства, исследована действующая система налогообложения, выявлены проблемы в системе налогообложения малого и среднего предпринимательства, предложены авторские суждения в вопросах финансового стимулирования инвестиционной и инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Климентьева Нина Михайловна, Дорожкина Елена Геннадьевна, Аботина Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE TAX REGULATION AND FINANCIAL INCENTIVES FOR INVESTMENT AND INNOVATIVE ACTIVITY OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES

The paper examines the national legislation, tax regulation provisions, and financial incentives for investments and innovations of small and medium-sized enterprises. The current taxation system is described, problems in the taxation system of small and mediumsized enterprises are revealed, authors ‘opinion on financial incentives for investment and innovative activity of small and medium business is substantiated

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ФИНАНСОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ТЕРРИТОРИЙ

Государственное налоговое регулирование и финансовое стимулирование инвестиционной и инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства*

Климентьева Нина Михайловна

Кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики и менеджмента

Балаковского филиала РАНХиГС

Nina M. Klimenteva

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economics and Management of Balakovo branch of RANEPA

Дорожкина Елена Геннадьевна

Кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики и менеджмента

Балаковского филиала РАНХиГС

Elena G. Dorozhkina

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economics and Management of Balakovo branch of RANEPA

Аботина

Мария Николаевна

Кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики и менеджмента

Балаковского филиала РАНХиГС

Mariia N. Abotina

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economics and Management of Balakovo branch of RANEPA

e-mail: abotina.m.n@mail.ru УДК 336.113.1

State tax regulation and financial incentives for investment and innovative activity of small and medium enterprises

Авторами статьи изучены положения национального законодательства, налогового регулирования и финансового стимулирования инвестиционной и инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства, исследована действующая система налогообложения, выявлены проблемы в системе налогообложения малого и среднего предпринимательства, предложены авторские суждения в вопросах финансового стимулирования инвестиционной и инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова и словосочетания: специальные налоговые режимы, теневая занятость населения, местные бюджеты, финансовое стимулирование, инвестиционная активность, инновационная активность, патентная система, упрощенная система.

The paper examines the national legislation, tax regulation provisions, and financial incentives for investments and innovations of small and medium-sized enterprises. The current taxation system is described, problems in the taxation system of small and medium-sized enterprises are revealed, authors 'opinion on financial incentives for investment and innovative activity of small and medium business is substantiated.

Keywords: special tax regimes, shadow employment, local budgets, financial incentives, investing activity, innovative activity, patent system, simplified taxation.

*Статья публикуется в рамках всероссийской конференции, посвященной Дню российской науки, состоявшейся 7 февраля 2020 года в Балаковском филале РАНХиГС

В настоящее время налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства, использующих специальные налоговые режимы, относительно невелики. Единые налоги по специальным налоговым режимам поступают в основном в региональные и местные бюджеты, для которых они очень важны. На сегодняшний день доля поступлений в местный бюджет таких налогов, как единый налог на вмененный доход, единого налога по патентной системе налогообложения и единый сельскохозяйственный налог составляет - 100%. Поэтому особое внимание в вопросах поддержки субъектов малого предпринимательства должны осуществлять органы власти муниципальных образований на всей территории России. Только местные органы власти знают, какой наиболее конкурентоспособный вид деятельности на той или иной территории, какая платежеспособность населения, которое является потребителями товаров, работ, услуг производимых субъектами малого предпринимательства. При этом основная цель регулирования этих вопросов - это найти баланс в финансовых возможностях потребителей и финансовых возможностях субъектов малого предпринимательства осуществлять финансово- хозяйственную деятельность и исполнять свои текущие обязательства, включая обязательства по налогам и сборам, страховым взносам во внебюджетные фонды и другим обязательным платежам. Если на территории муниципальных образований не достигается такого баланса интересов, многие субъекты малого предпринимательства вынуждены осуществлять предпринимательскую деятельность либо с нарушением национального законодательства, либо осуществляют предпринимательскую нелегально. За последние три года в нашей стране усматривается высокий уровень теневой занятости населения трудоспособного возраста в основном в различных сферах услуг. Данная ситуация способствовала внесению изменений в главу 26.2 НК РФ «Единый налог по упрощенной системе налогообложения» в отношении тех лиц, которые впервые начинают осуществлять предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и образовательной сферах, установлены налоговые каникулы сроком три года, то есть в течение первых трех лет предпринимательской деятельности они освобождаются от уплаты единого налога. Законами субъектов Российской Федерации разрешается самостоятельно устанавливать дополнительные виды деятельности, на которые распространяется действие данных налоговых преференций. Региональные органы власти наделены полномочиями расширять спи-сок видов деятельности. Данное решение является своевременным и предоставляет субъектам малого и среднего предпринимательства по истечению трех лет подойти к выбору наиболее оптимальной системы налогообложения осознано. Однако, по нашему мнению, экс-перимент не состоялся, так как на конец 2019 года всего по стране было зарегистрировано индивидуальных предпринимателей чуть более 260 тысяч человек. По нашему убеждению, финансовую ответственность долж-ны нести не только те, кто получает доходы и не уплачивает налоги и другие обязательные платежи, но и те, кто предоставляет им работу. В этих целях необходимо законодательно установить обязанность работодателей в полном объеме передавать в налоговые органы сведения по доходам тех лиц, которые получены «самозанятыми».

Следует отметить, что увеличение доли малого предпринимательства в экономи-ке РФ за счет мигрантов национальным проектом не предусматривается.

По данным ФМС РФ, миграционный поток из стран СНГ, не входящих в ЕАЭС, не снижается, что позволяет сделать вывод о том, что оплата патента для мигрантов не обременительна, то есть условия налогообложения приемлемы. Про-блемы создают нелегальные мигранты, которых, по словам мэра Москвы С.С. Собянина, в Москве около 40%, но данный вопрос выходит за рамки на-логового реформирования и требует регулирования и контроля.

Основными направлениями налоговой полити-ки на среднесрочную перспективу предусматривается отмена ЕНВД и заме-на его на другие специальные налоговые режимы или переход соответствующих субъектов малого предпринимательства на общий режим. Логика замены ЕНВД в условиях введения патентной формы налогообложения прослеживается, так при патентной системе налогообложения налоговой базой является по-тенциально возможный годовой доход, то есть тот же вмененный доход, не связанный с реальными показателями деятельности субъектов. В механизмах построения этих режимов много общего. Однако надо отметить тот факт, что ЕНВД поступает в местные бюджеты и в значительном количестве регионов является существенным источником доходов для местных бюджетов. По данным сайта ИФНС России, в местные бюджеты за первое полугодие 2019 года поступило 31,9 млрд. рублей доходов от поступления ЕНВД и только 3,7 млрд. рублей - от поступлений единого налога по патентной системе налогообложения (аналогичная пропорция характерна и для предыдущих периодов).

Следует отметить, что численность работников при использовании патентной системы налогообложения не должна превышать 15 человек, для сравнения - при использовании ЕНВД-100 человек, а торговая площадь

не более 50 кв. метров, при использовании ЕНВД - не более 150 кв. м. Следовательно, в случае отмены ЕНВД, не все малые предприятия и индивидуальные предприниматели смогут использовать патентную систему налогообложения.

На наш взгляд, отмена ЕНВД приведет к тому, что субъекты малого предпринимательства будут осуществлять выбор между остав-шимися специальными режимами: патентной системой и упрощенной системой налогообложения. Вероятнее, что в большинстве случаев выбор будет осуществлен в пользу УСН, так как в этой системе налогообложения нет жестких критериев по физическим показателям. В то же время перешедшие на упрощенную систему налогообложения обязаны вести надлежащий учет доходов и расходов, более того усложняется для них учет составлением отчетности в соответствии с правилами международных стандартов составления отчетности.

Такая ситуация многими аналитиками расценивается как перераспределение налоговых платежей в бюджете страны с учетом ее бюджетного устройства.

Но мы считаем, что возможно реальное снижение налоговых доходов в местные бюджеты и реально снизятся финансовые возможности у местных органов власти для решения вопросов жизнедеятельности граждан муниципальных образований. Более того, снизятся финансовые возможности решения полномочий, направленных на создание условий развития на подведомственной территории субъектов малого предпринимательства и решения всех вопросов по национальному проекту.

Минфином заявлено о том, что главная задача налога на профессиональную деятельность иная - это обеспечение легального ведения хозяйственной деятельности и как следствие - регулярная уплата налогов, то есть придание определенного статуса таким лицам, и таким образом «самозанятые» лица смогут пользоваться всеми социальными благами государства вполне на законных основаниях как все налогоплательщики. За счет новых финансовых инструментов государственного регулирования возможно формирование доверия у людей к государству (и наоборот).

При выстраивании таких отношений необходимо учитывать, что мировой экономический кризис серьезно сказался на малом предпринимательстве, нарушив ход его развития. Во втором полугодии 2009 г. количество зареги-стрированных малых предприятий снизилось на 20,4%, численность занятых сократилась на 7,2%, а его обороты упали сразу на 24,7% по отношению к аналогичному пе-риоду предыдущего года. Положение данного сектора характеризуют следующие данные. Даже в благополучные годы общий объем инве-стиций малых предприятий в основной капитал в среднем составлял 3,6 % от величины объема инвестиций по эко-номике страны в целом. В настоящее время свыше 60% малых предприятий заняты в сфере торговли и услуг, причем в период кризиса их доля выросла. В научно-технической и производственной сферах занято около 10% малых предприятий.

Деятельность малых предприятий, надо признать, отличается крайне низкой инновационной активностью. Доля инновационной продукции (товаров, работ, услуг) в докризисный период составляла около 5%, а новая про-дукция и того меньше-всего 0,4%. Удельный вес малых предприятий, которые можно отнести к инновационным, в докризисный период составлял всего 4,3%, а в кризис их доля упала до 3-4%, а активность уменьшилась. На тех малых предприятиях, которые можно отнести к инновационным, на исследования и разработки тратится 10-15% от общих затрат на инновации. При этом, доля инновационных малых предприятий, занимающихся ис-следованиями и разработками, снижается. Если в 2004 году их доля составляла 58%, то к 2007 она снизилась до 30%, а в период кризиса до 15—20% от общего числа малых инновационных предприятий.

Меры поддержки и стимулирования инвестицион-ной и инновационной деятельности малого предпринимательства только с использованием налоговых инструментов, малоэффективны, о чем говорят приведенные выше данные.

В целях совершенствования вопросов государственного регулирования и контроля, направленных на эффективность деятельности субъектов малого предпринимательства необходима, разработка предложений по финансовому стимулированию инновационной деятель-ности и модернизации организации деятельности малого бизнеса в научно-технической и производственной сферах.

В этих целях нами проанализирован опыт развитых стран в данной области и исследованы способы и пути финансового стимулирования инновационной деятельности малого предпринимательства.

Некоторые страны используют обширный арсенал финансовых инструментов для стимулирования инновационной деятельности малого предпринимательства в научно-технической и производственной сферах, среди которых наибольшее распространение получили различные виды инвестиционного налогового

кредита, льготное налогообложение дивидендов, которые получены от предприятий, использующих в своей деятельности инновационные технологии. Кроме того, наиболее популярным во многих странах является уменьшение суммы налога на прибыль к уплате в бюджет на сумму прироста затрат на инновационное оборудование и снижение налоговой ставки при налогообложении доходов, полученных от использовании собственных инновационных изобретений и объектов интеллектуальной собственности, и многие другие возможности и привелегии для субъектов малого и среднего бизнеса.

В целях поддержки старт-тапов в странах ЕС введен статус «молодой инновационной компании», который дает право на конкретные налоговые и другие льготы в соот-ветствии с национальным законодательством и общими правилами ЕС. К этой категории относятся компании, отвечающие двум критериям: численность работников не больше 50 человек, время существования - не более 6 лет на момент подачи заявки.

Для стимулирования капитальных вложений в раз-витых странах предоставляется инвестиционный налоговый кредит - в виде вычета из начисленного налога на прибыль после ввода в эксплуатацию новой техники и оборудования.

В настоящее время в России в целях финансового сти-мулирования инновационной и инвестиционной деятельности используются три группы налоговых инструментов:

- налоговые льготы, предоставляемые всем нало-гоплательщикам, осуществляющим инновационную деятельность;

- налоговые льготы резидентам особых экономических зон;

- специальные налоговые льготы для малого инноваци-онного бизнеса.

Эффективность применения данного инструмен-тария весьма низкая. Инвестиционный налоговый кредит, успешно используемый во многих зарубежных странах, в России применяется крайне редко из-за сложности и забюрократизированное процедуры его получения.

Введение нового механизма амортизации (списание на затраты всей стоимости объекта основных средств в течении 12 календарных месяцев) для тех, кто использует упрощенную систему учета и налогообложения с уплатой единого налога с объектом налогообложения, доходы минус расходы не привело к активи-зации инвестиций, но дало другой эффект: привело к уменьшению доли собственных средств в структуре инвестиций, как и к сокращению собственно амортиза-ционных отчислений. В итоге коэффициент обновления основных средств остается не на уровне, так как положительный эффект от налоговых льгот сводится к нулю из-за роста тарифов на электроэнергию, газ, бензин, коммунальные услуги, аренду и т.п. и долги по кредитным ресурсам.

На наш взгляд, все меры государственного регулирования инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства носят частный характер, направлены на незначительную корректировку существующих налоговых льгот и не создают сильных побуждающих стимулов для активизации инноваций и модернизации экономики в целом.

На наш взгляд, в целях повышения эффективности финансового и налогового стимулирования инновационной деятельности и модер-низации субъектов малого предпринимательства предлагаем:

1.Установить статус «Малого инновационного предпри-ятия» с введением им специального налогового режима и с установлением для него льготного тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Для получения такого статуса необходимо, чтобы организация относилась к субъектам малого предпри-нимательства в соответствии с законодательством РФ и занималась инновационной деятельностью.

2. Для стимулирования инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства в сравнении с действующим режи-мом «УСН» предлагаются следующие дополнительные стимулы:

- увеличение порогового значения выручки от ре-ализации товаров (работ, услуг) по итогам года до 400 млн. руб. (вместо 150 млн. руб.).

- объект налогообложения определить как: доходы минус рас-ходы:

- перечень затрат, учитываемых при определении на-логовой базы и определяемых п. 1 ст. 251 НК РФ, сделать открытым.

- остаточная стоимость объектов основных средств не менее 600млн. рублей для того, чтобы не наступил момент для нежелательного перехода по этой причине на другой режим и несения издержек по пересчету амортизационных отчислений по правилам общего режима.

- ввести ускоренный порядок списания расходов по приобретению активов, понесенных до перехода на режим УСН, либо на новый специальный режим.

3. Необходимо снизить размер налоговых ставок до 5% при налогообложении дивидендов, полученных физическими и юридическими лицами от участия в деятельности малого инновационного предприятия, для увеличения частных инвестиций на принципах частно-государственного партнерства.

4. Необходимо на законодательном уровне дать четкую оценку налогоплательщикам, отнесенным к взаимозависимым лицам, в целях недопущения их к данному статусу лишь по той причине, что они являются субъектами малого предпринимательства и используют правовую возможность на законных основаниях минимизации налоговой нагрузки. По нашему мнению, предложенные меры совершенствования государственного регулирования и контроля субъектов малого предпринимательства позволят существенно повысить инновационную активность.

В целом можно утверждать, что используемые налоговые инструменты и финансовые стимулы на сегодняшний день и намеченные шаги по их совершенствованию не препятствуют увеличению численности занятых в сфере малого предпринимательства среднего предпринимательства к концу реализации национального проекта. Искать резервы и делать акцент необходимо на повышении эффективности контроля за нелега-льной трудовой деятельностью и на создании бла-гоприятного инвестиционного климата, защите интересов и прав добросовестных предпринимателей, каким бы ни был размер их бизнеса.

Библиографичесчкий список

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05 2013 N° 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года URL- http: kremlin ru acts hank 4302/

2.Иванова О.Б., Карепина О.И. Развитие государственного финансового контроля за реализацией национальных проектов на региональном уровне. // Финансы, 2019-С. 50-56

3.Карепина О. И., Богославцева Л. В., Богданова О. Ю. Развитие государственного финансового контроля в контексте про-граммно-проектного бюджетирования, Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.