ИССЛЕДОВАНИЕ
Шайбакова Л.Ф.1
1 Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Государственное наблюдение и контроль в сфере официального статистического учета инновационной деятельности промышленных предприятий: теория, методология, практика
АННОТАЦИЯ:
Исследуются механизмы государственного статистического наблюдения инновационной деятельности в промышленности и государственного контроля за полнотой, правильностью и своевременностью предоставления статистической информации предприятиями органам государственного статистического учета. Анализируются показатели инновационного развития промышленности России, Уральского федерального округа и Свердловской области, полученные в результате статистического наблюдения. На основе выявленных тенденций сформулированы выводы об инновационной активности промышленного производства. Отмечено отсутствие законодательно определенной сущности понятия «государственный контроль» в сфере официального статистического учета и недостаточная проработанность нормативно-правовой базы данной деятельности государства. Предложено в целях повышения ответственности респондентов перед органами государственной статистики в законодательство ввести принцип ответственности наряду с официально закрепленными, а также разработать и утвердить Положение о государственном контроле в сфере официального статистического учета, регламентирующем порядок организации и осуществления контроля.
Реализация выдвинутых предложений будет способствовать качественному улучшению информационной базы инновационной деятельности, необходимой для принятия и корректировки управленческих решений, связанных с инновационным развитием России.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственное статистическое наблюдение, государственный контроль, статистический учет, статистическая отчетность, инновационная деятельность, промышленное производство
JEL: O31, O38, R11
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Шайбакова Л.Ф. Государственное наблюдение и контроль в сфере официального статистического учета инновационной деятельности промышленных предприятий: теория, методология, практика // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 11. — С. 1237-1252. — doi: 10.18334/ce.10.11.37017
Шайбакова Людмила Фаритовна, доктор экономических наук, профессор кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург; Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 10.11.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.11.2016 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/ce.10.11.37017 (с) Шайбакова Л.Ф. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
1238 ШайбаковаЛ.Ф. Государственное наблюдение и контроль в сфере официального
статистического учета инновационной деятельности промышленных предприятий: теория, методология, практика // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 11. — С. 1237-1252. — Ьок 10.18334/се.10.11.37017
Введение
Система государственного статистического учета и отчетности нацелена на обеспечение органов власти, широкой общественности, ученых-исследователей и граждан информацией о положении государства и тенденциях, происходящих в нем. Государственная статистика является информационной основой для прогнозных, аналитических и управленческих целей.
Инновационный вектор развития России обуславливает пристальное внимание к инновационной активности основной сферы национальной экономики - промышленному производству, продукция которого в XXI веке должна стать основой наукоемкого высокотехнологичного экспорта станы на мировой товарный рынок1. Однако далеко не все обследуемые организации в назначенные сроки, в полном объеме и с высокой степенью достоверности представляют статистическую отчетность органам статистики. В связи с этим в настоящее время важнейшей задачей дальнейшего совершенствования системы статистического учета и отчетности в промышленности и иных сферах деятельности выступает соединение функций разработки и предоставления статистической информации с ее углубленным анализом, а также контролем за полнотой, правильностью и своевременностью предоставления органам государственной статистики. Государственный контроль в сфере официального статического учета является достаточно новой, актуальной, требующей дальнейшего развития сферой для российской статистической практики.
Государственное наблюдение тенденций развития инновационной деятельности в промышленности России
Ориентация экономики России на инновационный путь развития определила необходимость формирования российской статистики инноваций, основные положения которой соответствовали бы международным статистическим нормам. Функции по государственному наблюдению и формированию официальной статистической информации в России возложены на Федеральную службу государственной статистики (далее Росстат). В соответствии с основными принципами организации статистики инноваций, данная
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (ред. от 08.08.2009).
ШайбаковаЛ.Ф. Государственное наблюдение и контроль в сфере официального 1239
статистического учета инновационной деятельности промышленных предприятий: теория, методология, практика // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 11. — С. 1237-1252. — 10.18334^.10.11.37017
служба проводит статистическое наблюдение за различными типами инноваций; разрабатывает и использует единую терминологию, позволяющую обеспечить взаимосвязь и преемственность показателей инновационной деятельности; способствует обеспечению сопоставимости отечественной практики и международных стандартов [6, 9].
Деятельность в области статистики инноваций, осуществляемая Росстатом, не стоит на месте, ее совершенствование осуществляется поэтапно. Существуют различные подходы к классификации инноваций, однако в настоящее время Росстат проводит обследование по четырем типам инноваций: технологическим, организационным, маркетинговым и экологическим, что соответствует международным стандартам [10]. С 1994 года Росстат собирает информацию о технологических инновациях, под которыми понимается как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, так и нового либо усовершенствованного процесса или способа их производства2. Таким образом, процессные и продуктовые нововведения, изучаемые в науке самостоятельно, в системе государственного статистического учета объединяются в одну группу технологических инноваций. С 2000 года промышленные предприятия обследуются по вопросу осуществления организационных инноваций, направленных на повышение эффективности их деятельности.
Государственное наблюдение за тенденциями инновационного развития промышленности России осуществляется с помощью следующих форм федерального статистического наблюдения: № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации» (годовая); № 2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия» (1 раз в 2 года за нечетные года); № 1-технология «Сведения о разработке и использовании передовых производственных технологий» (годовая).
Ответственность за организацию статистического учета инновационной деятельности возложена на Управление статистики образования, науки и инноваций Федеральной службы государственной статистики, которое разрабатывает методологию проведения статистических наблюдений и выборочных обследований по
2 Статистика инноваций (Методология к рубрике «Инновации»): Основные понятия [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/nauka/minnov.htm
1240 Шайбакова Л.Ф. Государственное наблюдение и контроль в сфере официального
статистического учета инновационной деятельности промышленных предприятий: теория, методология, практика // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 11. — С. 1237-1252. — doi: 10.18334/ce.10.11.37017
инновационной деятельности3. Само статистическое наблюдение осуществляет Отдел статистики науки и инноваций Росстата. Оно связано с подготовкой наблюдения, массовым сбором данных, автоматизированной обработкой, разработкой предложений по его совершенствованию4.
В настоящее время Россия испытывает острую потребность в активизации и интенсификации инновационной деятельности. По данным Росстата, в 2015 году индикатор инновационной активности промышленных предприятий, измеряемый через удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций снизился до 10,6% по сравнению с 11,1% в 2011-2012 годах5.
Из числа российских регионов лидером по индикатору инновационной активности промышленного производства являются Чувашская Республика (на территории которой работают крупные предприятия электротехнической промышленности ПАО «Завод «Электроприбор»», производящий радиоизмерительные приборы; ОАО «Электроавтомат», специализирующийся на производстве коммутационной и защитной аппаратуры для авиационной техники; а также предприятия по строительству дорог, инженерных сетей и сооружений ПАО «Дорисс» и ОАО «ГЭСстрой»), Чукотский автономный округ (где инновационно активными являются ОАО «Анадырьморпорт», осуществляющий транспортные перевозки, и предприятия добывающей промышленности), Липецкая область и Республика Татарстан.
Инновационная активность промышленных предприятий Свердловской области почти в три раза ниже, чем у лидера инновационного развития - Чувашской Республики. В Свердловской области, как и в Уральском федеральном округе, тенденция снижения инновационной активности имеет ярко выраженный характер (рис. 1).
Если оценивать долю инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг промышленными предприятиями, самый высокий уровень показали в 2015 году: Республика Мордовия - 28,3%, Вологодская
3 Приказ Федеральной службы государственной статистики от 27.11.2012 № 618 «Об утверждении Регламента Федеральной службы государственной статистики» (ред. от 19.01.2016).
4 Постановление Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 420 «О Федеральной службе государственной статистики» (ред. от 01.07.2016).
5 Составлено по [6].
ШайбаковаЛ.Ф. Государственное наблюдение и контроль в сфере официального 1241
статистического учета инновационной деятельности промышленных предприятий: теория, методология, практика // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 11. — С. 1237-1252. — Ьок 10.18334/се.10.11.37017
область - 22,1%, Республика Татарстан - 21,5%. В промышленно развитой Свердловской области инновационном продукции было произведено всего 7,8%. На такую динамику оказало влияние множество факторов, среди которых основными являются недостаток инвестиций для освоения производства новой продукции, а также отсутствие научных разработок пионерного характера, позволяющих вывести на рынок принципиально новые товары, работы, услуги [13] .
Лидерами по производству наукоемких товаров в России являются пять регионов (Республика Мордовия, Вологодская область, Республика Татарстан, г. Москва и Самарская область). Свердловская область в 2015 году вышла на уровень общероссийского показателя, обогнав другие регионы Уральского федерального округа (рис. 2).
Рисунок 1. Индикатор инновационной активности промышленного производства,
процентов Источник: составлено по [6]
Рисунок 2. Доля инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров организаций промышленного производства, процентов Источник: составлено по [6]
1242 Шайбакова Л.Ф. Государственное наблюдение и контроль в сфере официального
статистического учета инновационной деятельности промышленных предприятий: теория, методология, практика // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 11. — С. 1237-1252. — Ьок 10.18334/се.10.11.37017
Объем произведенных инновационных товаров промышленными предприятиями России составил в 2015 году более 3,3 трлн руб., что в три раза больше чем в 2010 году. Наибольшую долю в выпуск инновационных товаров внесли обрабатывающие производства, доля которых составила 87,7%. Самыми инновационными оказались производство транспортных средств и оборудования (22,5% от объема обрабатывающих производств), а также металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (13,1%).
Федеральная служба государственной статистики выделяет высокотехнологичные и среднетехнологичные виды экономической деятельности, на долю которых приходится 37,2% объема инновационных товаров организаций промышленного производства.
К высокотехнологичным видам экономической деятельности отнесены: производства фармацевтической продукции, офисного оборудования и вычислительной техники, электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи; производство медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; а также производство летательных аппаратов, включая космические.
Среднетехнологичными видами экономической деятельности считаются: химическое производство, производство машин и оборудования, производство электрических машин и электрооборудования, производство автомобилей, прицепов и полуприцепов, а также производство железнодорожного подвижного состава (локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава) и производство мотоциклов и велосипедов.
Самыми наукоемкими в 2015 году стали производство летательных аппаратов - 48,2% продукции высокотехнологичных видов экономической деятельности, а также производство автомобилей, прицепов и полуприцепов - 56,3% продукции среднетехнологичных видов экономической деятельности6.
Незначительна и доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта промышленных предприятий. Более 50% экспорта промышленной продукции Ставропольского и Забайкальского краев составляет наукоемкая, высокотехнологичная продукция. В то время как в экспорте индустриально развитой Свердловской области
ШайбаковаЛ.Ф. Государственное наблюдение и контроль в сфере официального 1243
статистического учета инновационной деятельности промышленных предприятий: теория, методология, практика // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 11. — С. 1237-1252. — doi: 10.18334/ce.10.11.37017
инновационная продукция составила в 2015 году всего 8,5%7. Вместе с тем по результатам исследований ученых инновационные фирмы с большей вероятностью выходят на внешние рынки, т.е. инновации предшествуют экспорту. Экспортерами становятся наиболее инновационные фирмы, способные, с одной стороны, поставлять конкурентоспособную продукцию на рынки, а с другой, преодолеть издержки входа на новые глобальные рынки [1, с. 99].
Подводя итог вышеизложенному, можно отметить невысокую инновационную активность промышленности Российской Федерации в целом и Уральского федерального округа в частности, что нами отмечалось и в предыдущих научных публикациях [13, 14]. Технологическими инновациями (продуктовыми и процессными) занимается одно предприятие из десяти, обследованных Росстатом. А доля инновационных товаров в общем объеме отгруженной продукции в среднем по России ниже 8%. Вместе с тем инновационная активность организаций промышленного производства выступает основой модернизации экономики России и повышения конкурентоспособности ее продукции.
Понятие и принципы государственного контроля в сфере официального статистического учета инновационной деятельности в промышленности
Вопросы сущности и методологии государственного контроля волнуют научную общественность, особенно юристов, поскольку данная деятельность в сфере официального статистического учета не закреплена законодательно [2-4, 7, 8, 12]. В современной научной литературе существует множество подходов к определению понятия «государственный контроль». Раскрывая сущность государственного контроля, ученые акцентируют внимание на том, что контроль -многогранное и многоплановое явление. Его можно охарактеризовать как функцию, принцип, форму и вид деятельности [11, с. 221]. В юридической литературе контроль рассматривается как одно из средств обеспечения соблюдения законности и дисциплины, что составляет нормативную основу для функционирования механизмов контроля в государственном управлении.
Так, например, государственный контроль в Большом юридическом словаре определяется как «одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других
1244 Шайбакова Л.Ф. Государственное наблюдение и контроль в сфере официального
статистического учета инновационной деятельности промышленных предприятий: теория, методология, практика // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 11. — С. 1237-1252. — Ьок 10.18334/се.10.11.37017
правовых актов, издаваемых органами государства» [4, с. 114].
Осипов Д.А. и Большакова В.М. считают, что государственный контроль связан с периодическими проверками, направленными на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных нормативно-правовыми актами [7, с. 139]. Примерно такого же мнения придерживается Маштакова Е.А., трактующая основное направление контрольной функции государства как получение и анализ информации о происходящих в обществе процессах с целью выявления нарушений и отклонений от установленных норм и их дальнейшее устранение [5, с. 12].
В 2008 году в связи с принятием 294 Федерального закона8 была законодательно определена сущность государственного контроля (надзора) как деятельность органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Учитывая данную формулировку, можно определить смысл государственного контроля в сфере официального статистического учета как деятельность Федеральной службы государственной статистики9 и ее региональных отделений, направленную на недопущение, выявление и пресечение нарушений респондентами обязательных требований по безвозмездному предоставлению статистических данных, необходимых для формирования информационной базы по инновационному развитию России.
Законодательно определены основные принципы сбора статистической информации10. К ним отнесены: полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность; применение научно обоснованной методологии, соответствующей международным стандартам; рациональный выбор источников информации с целью оптимизации нагрузки на респондентов;
8 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 03.07.2016).
9 Постановление Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 420 «О Федеральной службе государственной статистики» (ред. от 01.07.2016).
10 Федеральный закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013).
ШайбаковаЛ.Ф. Государственное наблюдение и контроль в сфере официального 1245
статистического учета инновационной деятельности промышленных предприятий: теория, методология, практика // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 11. — С. 1237-1252. — doi: 10.18334/ce.10.11.37017
обеспечение возможности формирования информации как по России в целом, так и по отдельным территориям; обеспечение конфиденциальности информации; применение единых стандартов при использовании информационных технологий и общероссийских классификаторов; обеспечение сохранности и безопасности информации.
По нашему мнению, в законодательно закрепленных принципах не хватает принципа ответственности. Данный принцип может быть рассмотрен в двух аспектах: ответственность субъектов официального статистического учета и ответственность респондентов.
Ответственность субъектов официального статистического учета проявляется в том, чтобы Федеральная служба государственной статистики и ее работники за ненадлежащее выполнение возложенных на них контрольных функций должны нести административную или дисциплинарную ответственность.
Ответственность респондентов предполагает, что должны быть установлены виновники выявленных ошибок, представившие недостоверные первичные статистические данные. Неформально данный принцип выполняется, но его необходимо закрепить в законодательном порядке.
Оценка современной системы государственного контроля в сфере официального статистического учета инновационной деятельности в промышленности России
Система государственного контроля за предоставлением статистической информации об инновационной деятельности промышленных предприятий была серьезно изменена в 2008 году, когда Росстат был наделен правом применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и пресечение нарушений в сфере официального статистического учета и отчетности, а также по ликвидации последствий указанных нарушений11.
Имеется практика рассмотрения Федеральной службой государственной статистики, а также ее территориальными органами дел об административных правонарушениях по непредставлению респондентами (либо представлению недостоверных) первичных статистических данных в
11 Постановление Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 420 «О Федеральной службе государственной статистики» (ред. от 01.07.2016).
1246 ШайбаковаЛ.Ф. Государственное наблюдение и контроль в сфере официального
статистического учета инновационной деятельности промышленных предприятий: теория, методология, практика // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 11. — С. 1237-1252. — doi: 10.18334/ce.10.11.37017
установленном порядке или их предоставлению с нарушением установленных сроков. Алгоритм осуществления государственного контроля в сфере официального статистического учета приведен на рисунке 3.
Изменены санкции за нарушение требований по представлению первичных статистических данных в Росстат. Если раньше за данный проступок должностные лица платили штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, то в настоящее время установлена двойная ответственность: для должностных лиц штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей, для организаций - от 20 до 70 тысяч рублей12. При повторном правонарушении сумма штрафа увеличивается для должностных лиц до 30-50 тысяч рублей, для организаций до 100-150 тысяч рублей.
Рисунок 3. Алгоритм осуществления государственного контроля в сфере официального статистического учета
Также изменены условия привлечения к административной ответственности. Если раньше наказание наступало за нарушение порядка и представление недостоверной статистической информации, то в настоящее время штраф будет налагаться в случаях непредставления или несвоевременного представления статистических данных, а также предоставления недостоверных данных.
В настоящее время правом составления протоколов об админис-
12 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016).
ШайбаковаЛ.Ф. Государственное наблюдение и контроль в сфере официального 1247
статистического учета инновационной деятельности промышленных предприятий: теория, методология, практика // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 11. — С. 1237-1252. — Ьок 10.18334/се.10.11.37017
тративных правонарушениях в области официального статистического учета наделены и должностные лица территориальных органов Росстата. К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относятся: первое административное правонарушение в области представления официальной статистической отчетности; раскаяние правонарушителя и осознание им противоправности содеянного, добровольное исправление нарушений, допущенных при предоставлении статистической отчетности.
Таким образом, оценивая современную систему государственного контроля в сфере официального статистического учета инновационной деятельности в промышленности России, можно отметить положительные и отрицательные тенденции. Положительно то, что в КоАП РФ ужесточились санкции за нарушение установленного порядка предоставления первичных статистических данных. В России и Свердловской области уже имеется практический опыт привлечения к административной ответственности за нарушение обязательных требований по предоставлению первичных статистических данных. В качестве недостатка следует выделить отсутствие нормативной базы по государственному контролю в сфере официального статистического учета.
Предложения по совершенствованию государственного контроля в сфере официального статистического учета
В целях совершенствования государственного контроля в сфере официального статистического учета и повышения его эффективности предлагаем внедрить Положение о государственном контроле в сфере официального статистического учета. Необходимость принятия данного нормативно-правового акта обусловлена потребностью повышения достоверности и своевременности предоставления первичных статистических данных. Целью предлагаемого Положения является более четкая регламентация действующего федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», позволяющая эффективно реализовывать функцию по государственному контролю в сфере официального статистического учета.
Данное Положение должно установить обязанности, формы и порядок осуществления государственного контроля в сфере официального статистического учета с целью повышения оперативности предоставления
1248 ШайбаковаЛ.Ф. Государственное наблюдение и контроль в сфере официального
статистического учета инновационной деятельности промышленных предприятий: теория, методология, практика // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 11. — С. 1237-1252. — doi: 10.18334/ce.10.11.37017
первичных статистических данных и их достоверности.
Раскроем основные моменты предлагаемого Положения. Задачами государственного контроля в сфере официального статистического учета должны выступать предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований по обязательному и безвозмездному предоставлению первичных статистических и административных данных. К основным направлениям контроля могут быть отнесены:
— соблюдение утвержденной официальной статистической методологии для проведения федеральных статистических наблюдений;
— выполнение обязательных требований по предоставлению первичных статистических и административных данных;
— соблюдение иных требований законодательства Российской Федерации в сфере официального статистического учета.
Федеральная служба государственной статистики утверждает инструктивные и методические документы, а также дает разъяснения по вопросам осуществления государственного контроля в сфере официального статистического учета.
Государственный контроль может осуществляться путем:
— проведения федеральных статистических наблюдений, а также необходимых исследований, анализов и оценок;
— присвоения кода из общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) всем хозяйствующим субъектам, а также их филиалам и представительствам, организациям, которые имеют право работать без образования юридического лица и индивидуальным предпринимателям;
— получения регистрационных данных об организациях и индивидуальных предпринимателях.
Государственный контроль должен осуществляется следующими должностными лицами Федеральной службы государственной статистики и ее территориальными органами:
— руководителем Федеральной службы государственной статистики, его заместителями;
— руководителями структурных подразделений Федеральной службы государственной статистики, их заместителями;
— иными государственными гражданскими служащими Федеральной службы государственной статистики, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля;
ШайбаковаЛ.Ф. Государственное наблюдение и контроль в сфере официального 1249
статистического учета инновационной деятельности промышленных предприятий: теория, методология, практика // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 11. — С. 1237-1252. — doi: 10.18334/ce.10.11.37017
—руководителями территориальных органов Федеральной службы государственной статистики, его заместителями;
— руководителями структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной статистики и их заместителями, наделенными полномочиями по осуществлению контрольной функции;
— иными государственными гражданскими служащими территориальных органов Федеральной службы государственной статистики, наделенными полномочиями по осуществлению государственного контроля.
Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Заключение
1. Оценивая систему официального статистического учета инновационной деятельности в промышленности и тенденции развития государственного контроля в сфере официального статистического учета в Российской Федерации, можно сформулировать как положительные, так и отрицательные выводы. В качестве положительных тенденций можно отметить:
— совершенствование системы статистического учета и отчетности организаций промышленного производства об инновационной деятельности;
—развитие механизма государственный контроль в сфере официального статического учета;
— повышение ответственности за нарушение порядка представления статистической информации. Выработан определенный механизм правового воздействия на нарушителей и оказания стимулирующего воздействия на юридических и должностных лиц в целях предупреждения совершения ими правонарушений, связанных с нарушением порядка представления статистической информации и представления недостоверной статистической информации. Размеры налагаемых административных штрафов значительно увеличены.
2. К отрицательным тенденциям можно отнести: отсутствие законодательно закрепленной сущности государственного контроля в сфере официального статистического учета; в законодательно закрепленных принципах организации официального статистического
1250 ШайбаковаЛ.Ф. Государственное наблюдение и контроль в сфере официального
статистического учета инновационной деятельности промышленных предприятий: теория, методология, практика // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 11. — С. 1237-1252. — Ьок 10.18334/се.10.11.37017
учета нет принципа ответственности.
Для решения выявленных проблем нами предложены.
— определение государственного контроля в сфере официального статистического учета;
— законодательное закрепление принципа ответственности как субъектов официального статистического учета, так и респондентов;
— основные моменты Положения о государственном контроле в сфере официального статистического учета.
3. Статистическая информация об инновационной деятельности промышленных предприятий важна на всех уровнях государственного управления для принятия управленческих решений, связанных с инновационным развитием страны.
4. Для федеральных органов власти достоверная информация об инновационной деятельности представляет интерес при отслеживании хода реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
5. Руководители регионов и муниципальных образований с ее помощью могут оценить степень достижения показателей региональных и муниципальных программ развития инновационной деятельности, результативность осуществленных бюджетных инвестиций на строительство объектов инновационной инфраструктуры, инновационную активность региональных хозяйственных систем.
ИСТОЧНИКИ:
1. Архипова М.Ю., Александрова Е.А. Исследование характера связи инновационной и
экспортной активности российских предприятий // Прикладная эконометрика. -2014. - № 4. - С. 88-101.
2. Бондарчук А.М. Проблемы административно-правового регулирования в сфере
государственной статистики и официального статистического учета // Мир экономики и права. - 2011. - № 11. - С. 87-90.
3. Забралова О.С. Развитие общественного контроля в сфере деятельности органов
исполнительной власти Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. - Москва, 2012. - 26 с.
4. Кузнецов А.С. Общественный контроль, государственный контроль, государственный
аудит: к вопросу о соотношении понятий // Государственный аудит. Право. Экономика. - 2012. - № 3. - С. 113-117.
5. Маштакова Е.А. Теоретико-правовые вопросы государственного контроля в
Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Волгоград, 2000. - 28 с.
ШайбаковаЛ.Ф. Государственное наблюдение и контроль в сфере официального 1251
статистического учета инновационной деятельности промышленных предприятий: теория, методология, практика // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 11. — С. 1237-1252. — 10.18334^.10.11.37017
6. Наука и инновации [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной
статистики. - Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_ innovations/science
7. Осипов Д.А., Большакова В.М. О понятиях «государственный контроль»,
«государственный надзор» и «тотальный контроль над личностью» // Власть. -2015. - № 5. - С. 136-140.
8. Правовое регулирование государственного контроля: Монография / Н.К. Абузярова [и
др.]. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 480 с.
9. Россия в цифрах. 2016: Краткий статистический сборник. - M.: Росстат, 2016. - 543 с.
10. Россия: курс на инновации: Открытый экспертно-аналитический отчет о ходе
реализации «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Вып. II: Курс на инновации. - Москва, 2014.
11. Сицинская М.В. Сущность и соотношение понятий «государственное управление»,
«государственный контроль», «демократический гражданский контроль» в сфере национальной безопасности // Вестник государственного и муниципального управления. - 2013. - № 2. - С. 219-225.
12. Смородинова Ю.С. Концепция закона субъекта Российской Федерации «О
государственном контроле и административном надзоре в субъекте Российской Федерации» // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2015. - № 1. - С. 85-88.
13. ШайбаковаЛ.Ф., Топал И.С. Совершенствование статистического учета и отчетности о
результатах инновационной деятельности в промышленности // Научно-аналитический журнал УрГЭУ «Управленец». - 2015. - № 2. - С. 28-33.
14. Шайбакова Л.Ф., Межецкая А.Л. Формирование и развитие нормативно-правовой
базы инновационной деятельности в России // Научно-аналитический журнал УрГЭУ «Управленец». - 2011. - № 9-10. - С. 74-78.
1252 ШайбаковаЛ.Ф. Государственное наблюдение и контроль в сфере официального
статистического учета инновационной деятельности промышленных предприятий: теория, методология, практика // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 11. — С. 1237-1252. — 10.18334^.10.11.37017
Ludmila F. Shaibakova, Doctor of Science, Economics, Professor of the Chair of Competition Law and Antimonopoly Regulation, Ural State University of Economics, Ekaterinburg; Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation
Governmental supervision and control in the field of the official statistical accounting of innovative activities in industrial companies:
theory, methods, practice
ABSTRACT
Tools for governmental statistical supervision under innovative activities in the industry and the governmental control over fullness, correctness and timeliness of submission of the statistical data by companies to governmental statistical accounting agencies. Innovative development indices of the industry in Russia, the Urals Federal District and Sverdlovsk Region are analyzed that have been obtained as a result of the statistical supervision. Based on the rends detected, conclusions about the innovative activity of the manufacturing industry are drawn.
The absence of the legally determined essence of the concept of the governmental control in the field of the official statistical accounting and the inadequate regulatory framework of the governmental activity are determined. It is suggested, for the purpose to increase the responsibility of respondents to governmental statistical agencies, to introduce the principle of responsibility to the law together with officially fixed ones, as well as to develop and to confirm the Provision of the governmental control in the field of the official statistical accounting that determines the order of organization and provision of the control. Implementation of these suggestions will help to improve the quality of the database of the innovative activity needed to take and to adjust administrative decisions related to Russian innovative development.
KEYWORDS: governmental statistical supervision, governmental control, statistical accounting, statistical reports, innovative activity, manufacturing industry