Научная статья на тему 'Государственное финансирование зернового рынка Орловской области'

Государственное финансирование зернового рынка Орловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ОБЛАСТНОЙ БЮДЖЕТ / ЗЕРНОВОЙ РЫНОК / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / BUDGETARY FINANCING / STATE REGULATION / THE FEDERAL BUDGET / THE REGIONAL BUDGET / THE GRAIN MARKET / THE TARGET PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цвырко А. А.

Рассмотрено финансирование зернового рынка области из федерального и регионального бюджетов. На основе федеральных и региональных целевых программ произведена систематизация механизмов государственного регулирования зернового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article financing of the grain market of area from federal and regional budgets is considered. On the basis of federal and regional target programs ordering of mechanisms of state regulation of the grain market is made.

Текст научной работы на тему «Государственное финансирование зернового рынка Орловской области»

УДК 338.439.5:633.1:336.1(470.319)

A.A. Цвырко, канд. экон. наук, ст. преподаватель, (4862)45-30-80, ser2508@rambler.ru (Россия, Орел, ОрелГАУ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗЕРНОВОГО РЫНКА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрено финансирование зернового рынка области из федерального и регионального бюджетов. На основе федеральных и региональных целевых программ произведена систематизация механизмов государственного регулирования зернового рынка.

Ключевые слова: бюджетное финансирование, государственное

регулирование, федеральный бюджет, областной бюджет, зерновой рынок, целевая программа.

Ограниченность доступа к кредитным ресурсам и несовершенство рыночной инфраструктуры приводят к существенным финансовым потерям, усугубляющим сложное экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей в результате отсутствия эффективной системы ценообразования на аграрном рынке.

Рыночные реалии хозяйствования выявили, что аграрный сектор экономики является самым уязвимым в силу своих специфических особенностей, которые при отсутствии государственного регулирующего воздействия приобретают необратимый характер. К сожалению, следует отметить, что участие федерального бюджета в поддержке сельского хозяйства совсем незначительно. Несмотря на увеличение финансирования растениеводства, оно остается недостаточным (табл. 1).

Таблица 1

Финансироеаниерастениееодстеа Орловской области из федерального бюджета, тыс. руб.

Наименование мероприятия Годы 2009 г. в % к 2007 г.

2007 2008 2009

Субсидии на поддержку растениеводства 38 957 53 284 74 867 192,8

Компенсация на поддержку элитного семеноводства 1220 5126 11 015 902,8

Субсидии на мин. удобрения и хим. средства 51 800 100 350 0 -

Возмещение разницы в % ставках по кредитам 111 223 142 516 184 152 165,6

Страхование урожая 6804 20 280 55 141 810,4

Субсидии на дизтопливо 0 0 52 159 -

Субсидии по чрезвычайным ситуациям 0 192,8 53 600 -

Всего господдержка сельского хозяйства 194 123 287 265 370 608 190,9

По расчетам Минсельхоза РФ из всего объема бюджетных средств, поступающих в сельское хозяйство страны, непосредственно в основное производство направляется только около 60 %, из которых 80 % составляют прямые дотации, компенсации и субсидии. Как правило, механизм их выделения и использования не обеспечивает ни эффективности производства, ни его рациональной специализации. По существу, бюджетное регулирование в настоящее время представляет собой лишь способ удержания от полного банкротства тех предприятий, в которых производство продукции малоэффективно и убыточно [1].

Аналогично федеральному бюджету областные бюджеты ежегодно предусматривают выделение весьма незначительных средств на развитие сельскохозяйственного производства (табл. 2).

Таблица 2

Финансирование отраслирастениеводство из областного бюджета, тыс. руб.

Наименование мероприятия Годы 2009 г. в % к 2007 г.

2007 2008 2009

Субсидии на поддержку растениеводства 3895 6271 8587 220,5

Компенсация на поддержку элитного семеноводства 850 1512 1822 214,4

Субсидии на мин. удобрения и хим. средства 0 0 4642 -

Возмещение разницы в % ставках по кредитам 29 420 28 731 26 884 91,4

Страхование урожая 0 9684 4618 -

Субсидии по чрезвычайным ситуациям 145 218 292 201,4

Всего господдержка сельского хозяйства 19 021 85 313 58 653 308,4

В соответствии с Законом Орловской области «Об областном бюджете» и в целях укрепления экономики сельхозтоваропроизводителей, других предприятий и организаций агропромышленного комплекса области, целевого и более эффективного использования средств, предусмотренных в областном бюджете на государственную поддержку агропромышленного комплекса, принято Постановление администрации области «О мерах по финансовой поддержке сельхозтоваропроизводителей, других предприятий АПК». Данным постановлением утверждены положения о предоставлении субсидий на приобретение химических средств защиты растений, поддержку семеноводства, субсидировании из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями и другими предприятиями и организациями АПК [3].

Субсидирование из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, производится сельхозтоваропроизводителям и другим предприятиям АПК.

Субсидии предоставляются заемщикам ежемесячно в пределах средств областного бюджета в размере 2/3 от суммы уплаченных процентов, но не более 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату предоставления кредита, при условии уплаты заемщиками начисленных процентов в соответствии с кредитными договорами, заключенными с банками.

Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, другим кредитным лицам, перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, независимо от их форм собственности, использующим полученный кредит на осуществление инвестиционных проектов (расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий, в том числе восстановление зерноуборочной техники, приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования, инвентаря), и предприятиям, выполняющим областной заказ по изготовлению сельскохозяйственной техники и инвентаря для сельхозтоваропроизводителей [4].

Устойчивое производство зерна зависит не только от осуществления комплекса организационных, технологических, экономических и социальных мероприятий в сельском хозяйстве, но и улучшения семеноводства, повышения качества используемых семян. В области намечены и уже осуществляются определенные меры по улучшению системы семеноводства. Субсидии на поддержку семеноводства выделяются на приобретение в семеноводческих хозяйствах семян высших репродукций зерновых, зернобобовых, крупяных культур, рапса, родительских форм гибридов кукурузы, сахарной свеклы, многолетних трав и реализацию семян сахарной и кормовой свеклы, сорта которых включены в Государственных реестр селекционных достижений для проведения сортообновления и сортосмены в пределах потребности. Субсидии на эти цели выплачиваются по установленным ставкам в расчете на гектар посевов в зависимости от культуры и репродукции семян сельскохозяйственным товаропроизводителям любой организационно-правовой формы на приобретение семян высших репродукций.

Благодаря такой поддержке в хозяйствах области заметно активизировалась работа по сортообновлению и сортосмене озимых и яровых зерновых культур (табл. 3).

Производству высококачественных семян в области стало уделяться больше внимания. Государственная бюджетная поддержка сельскохозяйственного производства в целом осуществляется в ничтожно малых размерах, что, естественно, не может повлиять на эффективность производства и финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий. Из федерального и областного бюджетов компенсируется только 1,5-4,5 % затрат на основное производство.

Субсидии на приобретение элитных семян зерновых и зернобобовых культур, тыс. руб.

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Областной бюджет

Перечислено всего 850 1512 1822

в том числе на зерновые и зернобобовые 701 1293 1598

Федеральный бюджет

Перечислено всего 1220 5126 11015

в том числе на зерновые и зернобобовые 1089 4657 10626

На настоящий момент деятельность государства по поддержанию на внутреннем рынке соотношения между спросом и предложением по зерну оказывается неэффективной. Действенным инструментом, позволяющим существенно влиять на этот баланс, являются государственные закупочные и товарные интервенции. Для реального регулирования зернового рынка доля государства на нем должна быть не менее 15-20 % его емкости, но не более 20-25 %, чтобы не сдерживались и не искажались рыночные процессы.

Формирование развитого рынка зерна не возможно без применения широкого спектра мер государственного регулирования, адекватных рыночным условиям хозяйствования. Его границы определяются рамками действия объективных экономических законов и конкретными задачами в области надежного обеспечения потребностей региона в зерне на конкретный период.

Автором произведена систематизация механизмов регулирования зернового рынка представленная в табл. 4.

Экономический механизм регулирования зернового рынка должен представлять собой оптимальное сочетание рыночного и государственного воздействия. Для этого необходимо восстановление контроля государства над рынком зерна в целях превращения его в систему, оптимально сочетающую в себе механизмы внутреннего (рыночного) саморегулирования и механизмы внешнего (государственного) регулирования. Эти механизмы взаимосвязаны и переплетаются между собой и на различных этапах регулирования могут меняться.

Руководству области желательно способствовать интеграции предприятий сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности, обслуживающих отраслей, вовлекать в интеграционные процессы торговые и банковские структуры, предприятия сельскохозяйственного машиностроения и химизации.

Система механизмоврегулирования зерновогорынка

Направления развития рынка

и

к

X

ей

И

О

Л

к

ч

и

о,

о

и

о

X

л

к

X

ей

и

о

н

к

ч

и

Л

и

о

X

н

о

и

Л

ч

и

X

X

СО

к

ч

и

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

*

о

ч

ю

о

о

и

о

ч

ей

я

и

к

X

ей

и

о

£

Л

н

о

к

к

а

ей

о

X

с

2

о

к

к

а

ей

н

о

к

к

X

ей

ю

о

к

о

X

ей

X

к

Л

к

Л

ей

н

2

X

X

*

о

2

ей

н

и с

“ I

г в

Л м ей к и о н

¡3

и

ей

СО

35

2

X

X

и

н

о

Л

ей

ч

о

о

и

Л

X

Л

ч

о

с

о

X

о

2

к

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

<

1. Стабилизация рынка (поддержание баланса спроса и предложения)______________

- стимулирование увеличения предложения и поддержка товаропроизводителей

+

+

+

+

+

+

+

- стимулирование роста спроса:____

+

+

+

+

- формирование резервного фонда

+

+

2. Развитие инфраструктуры зернового рынка:_______________

- организация и стимулирование ОПР

+

+

- информационноконсультационное обслуживание__________

+

+

- лицензирование субъектов________

+

+

+

- введение ССЗ

3. Развитие конкурентной среды и активизация межрегиональных связей

+

+

4. Внешнеэкономическое регулирование

+

+

5. Повышение качества и конкурентоспособности зерновой продукции

Примечание: + — меры государственного регулирования; * ние.

рыночное регулирова-

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

ограничения

В качестве основной формы государственной поддержки АПК получили широкое распространение федеральные и областные целевые программы, стимулирующие товарное производство тех видов зерновой продукции, которые в условиях страны и ее регионов особенно необходимы для насыщения зернового рынка. Все программы основаны на долевом использовании средств федерального и регионального бюджетов, а также его непосредственных участников — сельскохозяйственных товаропроизводителей, пищевых и перерабатывающих предприятий, коммерческих и банковских структур.

Анализ современного состояния рынка зерна России и опыт высокоразвитых стран убедительно свидетельствуют о необходимости активного участи государства в его функционировании и регулировании. Для современного национального рынка зерна характерно недостаточное влияние государства как с позиций повышения платежеспособного спроса населения, так и защиты доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей от местных и более крупных монополистов, посредников.

Из государственного бюджета происходит финансирование основной доли затрат, связанных с научными исследованиями по селекции, семеноводству, разработке новых видов техники и технологий, направленных на увеличение производства зерна.

Важной формой государственной поддержки производства зерна выступает система налогообложения. Налоговая форма поддержки производителей зерна предполагает понижение налоговых ставок, освобождение от налога части прибыли, дифференцированное налогообложение, предоставление других налоговых льгот [2].

На современном этапе, когда формируются основы развитого зернового рынка, возрастает значение создания государственных резервных фондов. Резервные фонды складываются из федерального и региональных фондов.

Формирование государственного резервного фонда зерна осуществляется путем проведения закупок зерна, интервенционных закупочных операций, залога зерна (в объеме невостребованной части по истечении срока действия договора залога). Необходимый объем государственных закупок зерна должен размещаться по зонам специализированного производства отдельных видов зерна в форме региональных квот.

Таким образом, основной целью создания резервного фонда является обеспечение продовольственной безопасности страны, социальной и политической стабильности, а также воздействие на рыночную конъюнктуру как внутри региона, так и за его пределами. Другая цель создания резервных зерновых фондов — стабильное удовлетворение потребностей региона в продовольственном, фуражном и семенном зерне в неурожайные годы.

Библиографический список

1. Гусев А. Роль зернового хозяйства в решении проблемы продовольственной безопасности страны // Международный сельскохозяйственный журнал. 2009. № 1. С. 92.

2. Жученко А.А. Ресурсный потенциал производства зерна в России: (теория и практика). М.: Изд-во Агрорус, 2004. 1109 с.

3. Об областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»: Закон Орловской области от 6 декабря 2007 г. № 731-03.

4. Об утверждении порядка предоставления из областного бюджета субсидий на поддержку отдельных отраслей и мероприятий в сельском хозяйстве в 2010 году: Постановление коллегии Орловской области от 4 апреля 2010 г. № 103.

A.A. Tsvirko

State financing of the grain market of the Oryol region

In article financing of the grain market of area from federal and regional budgets is considered. On the basis of federal and regional target programs ordering of mechanisms of state regulation of the grain market is made.

Key words: budgetary financing, state regulation, the federal budget, the regional budget, the grain market, the target program.

УДК 336.71:005.334:330.322.214

О.В. Ахалкаци, к.экон.наук, доцент, доцент кафедры «Финансы и менеджмент», (4872)33-24-80, fim@tsu.tula.ru, (Россия, Тула, ТулГУ);

Ю.Г. Ерохина, аспирант, (Россия, Тула, Институт экономики и управления)

ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКИХ РИСКОВ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Посвящена вопросам систематизации банковских рисков, возникающих в условиях привлечения банковских инвестиций в жилищное строительство.

Ключевые слова: систематизация, банковские риски, инвестиции,

жилищное строительство, системаконтроля, системауправления.

В условиях нестабильной экономической ситуации привлечение инвестиций в жилищное строительство приобретает особую значимость, поскольку, кроме достижения экономического эффекта в виде прибылей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.