Научная статья на тему 'Государственное финансирование лекарственного обеспечения - 2008'

Государственное финансирование лекарственного обеспечения - 2008 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ / СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паутова Екатерина

Система государственного обеспечения лекарственными препаратами медицинских учреждений и населения в России претерпевает изменения. В статье продемонстрирована динамика госпитального рынка, показаны тенденции развития программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами и программы «Семь высокозатратных нозологий». В целом, приведенные автором экспертные данные говорят о заметном улучшении медикаментозного обеспечения лечебно-профилактических учреждений в 2008 г. по сравнению с 2007 г. Однако, в связи с кризисной ситуацией, прогноз на 2009 г. оставляет желать лучшего. Одним из путей улучшения лекарственного обеспечения специалисты считают проведение последовательной политики импортозамещения российскими препаратами, избегая, по возможности, снижения качества медикаментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное финансирование лекарственного обеспечения - 2008»

РШШииМ 2009 май

Екатерина ПАУТОВА, IMS

Государственное финансирование

ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ -

В условиях развития рыночных отношений система государственного обеспечения лекарственными препаратами медицинских учреждений и населения в России претерпевает определенные изменения. Так, в 2008 г. это выразилось в реструктуризации системы дополнительного лекарственного обеспечения, делегировании полномочий по проведению централизованных закупок регионам, разработке и предложении проекта Концепции развития здравоохранения — 2020.

В 2008 г. определились три ключевых направления бюджетного финансирования закупок лекарственных средств (ЛС): ♦ госпитальные закупки; ф семь высокозатратных нозологий и программа обеспечения необходимыми ЛС; ♦ федеральные закупки на тендерной основе (преимущественно ПНП «Здоровье»).

(ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕЧЕБНОПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

По данным исследовательской компании IMS Health, в 2008 г. в России госпитальные закупки ЛС выросли более чем на четверть по сравнению с уровнем

2007 г., превысив, таким образом, 48,7 млрд. руб. Однако на фоне высокой стоимостной динамики объем больничного лекарственного рынка страны в натуральном выражении заметно сократился (рис. 1). При этом средняя стоимость упаковки препарата для госпиталя в 2008 г. стала выше на 40% и составила 92 руб. за упаковку против 66 руб. в 2007 г. Следовательно, считают аналитики, рост госпитальных закупок в стоимостном выражении связан с растущим объемом закупок более дорогих препаратов.

Структурные изменения в госпитальном потреблении наглядно иллюстрирует список ведущих АТС-классов (табл. 1). Так, по данным экспертов, в 2008 г. вследствие высокой динамики закупок иммуноглобулинов группа J06 «Иммунная сыворот-

ка и иммуноглобулины» (+88,3%) переместилась с 15-й на 10-ю позиции, вытеснив из числа первых десяти участников L03 «Иммуностимуляторы». Ощутимый рост был отмечен и в сегменте противоопухолевых препаратов, что было обусловлено значительным увеличением закупок его ведущих брэндов — препаратов Гливек, Таксотер, Гемзар.

Таким образом, в рейтинг первых десяти групп по объему закупок попали сразу три представителя со средней стоимостью упаковки свыше 1000 руб.:

L01 «Противоопухолевые препараты» (1123 руб.),

V08 «Контрастные вещест» (1471 руб.) и J06 «Иммунная сыворотка и иммуноглобулины» (2681 руб.). Приведенные исследовательской компанией IMS Health данные говорят о заметном улучшении медикаментозного обеспечения лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в России в 2008 г., что проявилось в ощутимой по-

The national framework for the pharmaceutical provision of medical facilities and pharmaceutical aid to population has been experiencing some changes. The article highlights the performance of the hospital drug market and the realization of the two state projects: the state programme for the provision of pharmaceutical aid and the «Seven Costly Nosologies» programme. On the whole, the expert data used by the author of the article supports the point that the situation with the drug provision of medical care facilities has greatly improved in 2008 compared to 2007. However, because of the current crisis, the 2009 forecast is far from optimistic. Market specialists believe that a consistent import replacement policy aimed at substituting foreign drugs with those of national origin could remedy the harmful effect, provided the quality of replacing medicines will not be significantly different from that of their imported counterparts. Ekaterina PAUTOVA, IMS. STATE-FINANCED PHARMACEUTICAL AID IN 2007-2008.

ложительной динамике сегмента дорогостоящих препаратов в структуре поставок. Аналитики считают, что рост поставок необходимых ЛС в ЛПУ можно расценивать как положительный момент не только для лечебных учреждений, но и для развития фармацевтического рынка в целом, так как он затрагивает всех участников товаропроводящей цепи и оказывает влияние на их взаимодействие. Тем не менее специалисты часто упоминают об одной из главных проблем — о нерегулярности поставок. «Нерегулярное и не всегда достаточное государственное финансирование ЛПУ приводит к тому, что клиника вынуждена работать с дистрибьютором согласно плану бюджетных поступлений, практически не пользуясь возможностью закупать медикаменты в кредит, в отличие от аптечных предприятий», — комменти-

РИСУНОК 2

Семь высокозатратных нозологий. Ведущие лекарственные препараты по объему финансирования

100

80

60 -

40 -

20 -

0

- -1б,10,

Миелолейкоз. Велкейд (44,7%*), Гливек (28,6%), Мабтера (20,7%)

Гемофилия. Октанат (41,4%), Гемоктин СДТ (18,5%), НовоСэвен (16,2%)

Рассеянный склероз. Бетаферон (43,0%), Копаксон-Тева (42,2%), Ребиф (12,9%) Транспланталогия. Сандиммун Неорал (46,5%), Майфортик (23,6%), Селлсепт (16,1%) Болезнь Гоше. Церезим

Гипофизарный нанизм. Нордитропин НордиЛет (66,2%), Хуматроп (15,6%), Сайзен (9,9%) Муковисцидоз. Пульмозим

2008 г.

рует ситуацию Андрей Корнеев, директор Департамента продаж ЗАО «Инвакорп Фарма» по Москве и Московской области в интервью газете «Фармацевтический вестник»1. Но большинство региональных дистрибьюторских ком-

1 www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=3633.

паний и производителей, работающих со стационарами, несмотря на возникающие проблемы, планируют расширять взаимодействие с лечебными учреждениями, причем весьма существенно и в самое ближайшее время, считая его одним из важнейших направлений развития компании.

Источник: IMS Health

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Система дополнительного лекарственного обеспечения, стартовавшая в 2005 г., претерпела в 2008 г. существенную трансформацию. Под Программой дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), начиная с 2008 г., понимают

таблица i| Топ-10 АТС-групп по объему потребления в больницах в 2008 г.

АТС-группа Драйверы АТС-сегмента Доля в общем объеме больничных закупок, % Динамика объемов закупок по отношению к 2007 г., руб., %

2008 2007

^01 «Антибактериальные препараты для системного использования» Меронем AstraZeneca; Тиенам Merck Sharp&Dohme; Сульцеф Medochemie 20,б% 21,5% 20,7%

B05 «Плазмозамещающие и перфузионные растворы» Магния сульфат «Валента» («Отечественные Лекарства»); Глюкоза «ЭСКОМ» НПК ОАО; 9,7% 10,2% 19,8%

L01 «Противоопухолевые препараты» Таксотер Sanof'-aventis; Гливек Novartis (вкл. Sandoz-Lek); Гемзар Eli Lilly 9,1% б,0% 89,б%

B01 «Антикоагулянты» Клексан Sanof'-aventis; Метализе Boehringer Ingelheim; Актилизе Boehringer Ingelheim 3,9% 4,0% 22,8%

N05 «Психотропные препараты» Сердолект Lundbeck; Сероквель AstraZeneca; Рисполепт Конста Janssen-Cilag 3,7% 3,5% 31,3%

N01 «Анестетики» Наропин AstraZeneca; Севоран Abbott 3,3% 3,4% 21,8%

С01 «Препараты для лечения заболеваний сердца» Милдронат Grindex; Вазапростан Schwarz Pharma; Симдакс «Орион Корпорейшн» 2,5% 2,б% 20,4%

V08 «Контрастные веществa» Ультравист-370 Bayer Health; Магневист Bayer Health; Гадовист Bayer Healthcare 2,3% 2,5% 1б,2%

N06 «Психоаналептики» Кортексин «Герофарм» ООО; Ципралекс Lundbeck; Церебролизин Ebewe 2,2% 2,5% 7,4%

^06 «Иммунная сыворотка и иммуноглобулины» Иммуноглобулин против клещевого энцефалита человека жидкий «Микроген» НПО; Иммуноглобулин человека нормальный «Микроген» НПО; Октагам «Октафарма» АГ 2,1% 1,4% 88,3%

20

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ - 2008

Программу обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС). По ОНЛС полномочия по закупке лекарств для льготников были переданы регионам. В соответствии с этой программой граждане, включенные в Федеральный регистр, обеспечиваются ЛС, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания.

С начала года поставки ГЛС для льготников осуществлялись дистрибьюторами согласно выигранным аукционам.

Финансирование закупок препаратов для нужд трансплантологии и лечения таких заболеваний, как болезнь Гоше, гемофилия, гипофизарный нанизм, миелолейкоз, муковисцидоз и рассеянный склероз (программа «Семь высокозатратных нозологий»), осуществлялось из федерального бюджета.

В рамках федеральной программы «Семь высокозатратных нозологий» было проведено два аукциона на поставку ЛС — в декабре 2007 г. и в мае

2008 г. Распределение федеральных финансовых средств по наиболее затратным нозологиям представлено на рисунке 2. В 2008 г. на поставку ЛС по данной программе было заключено государственных контрактов на сумму свыше 33 млрд. руб. Выделенные денежные средства были практически поровну распределены между двумя аукционами. Распределение объемов финансирования для каждой из семи нозологий было осуществлено на фармакоэкономической основе в соответствии с Регистром пациентов и утвержденным стандартом лечения. Анализ объемов осуществленных поставок позволяет заметить, что свыше 60% всех выделенных федеральных средств пошло на закупку лекарств для больных миелолейкозом и гемофилией.

Что касается программы ОНЛС, то многие эксперты фармацевтического рынка отмечают, что в настоящее время уложиться в лимиты ее финансирования в Российской Федерации не уда-ется2. По их мнению, связано это, во-первых, с нарушением страхового принципа при формировании бюдже-

та этой программы, во-вторых, с недоучетом реальной потребности льготников в ЛС, и в-третьих, с недостаточностью рационирования и снижения количества необоснованных рецептов. Эксперты подчеркивают важность проведения детального анализа потребления ЛС.

Одним из путей улучшения лекарственного обеспечения специалисты считают проведение последовательной политики импортозамещения российскими препаратами, избегая, по возможности, снижения качества медикаментов. В интервью газете «Время новостей» глава Минздравсоц-развития Татьяна Голикова высказала предположение, что уже во II полугодии 2009 г. станет заметен рост доли российских препаратов в программе ОНЛС. В то же время, несмотря на кризисные явления, закупки по семи высокозатратным нозологиям на федеральном уровне проходят без каких-либо сложностей. По данным Минздравсоцразвития, за I полугодие реальная экономия по данному сегменту составила более 170 млн. руб.3

(федеральные программы4

Как отмечают эксперты, в 2008 г. фи-

нансирование федеральных программ

в сфере здравоохранения было увеличено, однако темпы роста были менее значительными, чем прежде.

Согласно данным IMS Health, в 2008 г на федеральные закупки средств для реализации программы дополнительной иммунизации населения в рамках Национального календаря профилактических прививок (НКПП), антивирусных препаратов и диагностических средств для профилактики, выявления и лечения инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатита В было израсходовано 13,1

2 Экономические аспекты лекарственного обеспечения медицинской помощи, Шубина Л.Б., ЦНИИИ-ИЗ Росздрава, 11.09.2008 г. , www.vestnik.mednet.ru/content/view/85/27/

3 www.minzdravsoc.ru/health/prior/31

4 Под общим объемом финансирования понимается совокупный объем бюджетных денежных средств, потраченных на закупку ГЛС и диагностических тест-систем, в рамках трех основных программ: ПНП «Здоровье», ЦЗ и ФЦП. В 2008 г. лекарственные и диагностические средства были закуплены только в рамках ПНП «Здоровье» (НКПП; АНТИ ВИЧ-СПИД, терапия вирусных гепатитов).

млрд. руб. Это на 15,2% больше, чем в 2007 г., и в 1,9 раза больше, чем в 2006 г. Следует отметить, что поставки тест-систем для диагностики АНТИ-ВИЧ/СПИД и терапии вирусных гепатитов в период 2007—2008 гг. выросли в 1,5 раза, что привело к некоторому росту доли данного сегмента в структуре поставок: с 12,4 до 16,0%. Согласно предоставленной информации объем денежных средств, выделенных на реализацию НКПП, в 2008 г. был на 35% больше, чем в 2007 г. Как считают аналитики, это во многом было обусловлено более чем семикратным увеличением объема закупок (в стоимостном выражении) полио-миелитных вакцин, в частности ростом закупок дорогостоящей Имовакс Полио (Sanofi-aventis). При этом количество закупленных доз вакцин в целом по программе сократилось на 11%: со 139 млн. доз до 124 млн. доз. На фоне укрепления позиции компании Sanofi-aventis, закупки вакцин двух других иностранных производителей — «Шанта Биотекникс» и «Эбер Биотек» — снизились в 2 раза. В то же время отечественная компания «Микроген» НПО (прирост поставок составил +45%), как и год назад, является лидером поставок. В целом, по итогам последних двух лет, указывают аналитики, соотношение продукции отечественных и иностранных производителей (в данном сегменте) заметно изменилось: если в 2007 г. оно выглядело как 44 и 56% соответственно, то в 2008 г. — как 55 и 45%.

Эксперты отмечают, что в отличие от Национального календаря прививок финансирование закупок антиретровирусных препаратов и диагностических средств выросло незначительно: оно превысило показатели прошлого года на 5,3% и составило 7,9 млрд. руб. 70% этих средств пошло на приобретение ГЛС, остальные федеральные средства были израсходованы на закупку диагностических тест-систем для профилактики, выявления и лечения инфицированных вирусом иммунодефицита. По итогам 2008 г. данный подсегмент имел заметную стоимостную динамику, что было связано с растущим объемом закупок продук-

ции двух компаний: НПО «Диагностические системы» (Тест-система для совместного выявления антител и антигена к вирусу иммунодефицита человека) и Abbot Laboratories (Тест-системы для определения вирусной нагрузки методом ПЦР).

Наметившаяся в 2006—2007 гг. тенденция перераспределения бюджетных средств по направлениям финансирования — от централизованных закупок и закупок в рамках федеральных целевых программ в пользу ПНП «Здоровье» — закрепилась в 2008 г. Полномочия по проведению централизованного закупа лекарств, который в 2006—2007 гг. входил в перечень направлений, финансируемых из Федерального бюджета, в 2008 г. были переданы регионам. В 2008 г. основные финансовые средства Федерального бюджета, выделенные на закупку лекарств, были реализованы в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». Правительство РФ заверило, что, несмотря на кризисные явления, все направления национального проекта, которые реализовывались

в 2008 г., получат в 2009 г. дальнейшее развитие. Кроме того, в связи с ростом заболеваемости туберкулезом в России, приоритетный национальный проект «Здоровье» в 2009 г. будет дополнен программой совершенствования противотуберкулезной помощи населению. Об этом сообщила министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова на заседании межведомственной рабочей группы по национальному проекту «Здоровье». По словам главы Минз-дравсоцразвития, в ближайшее время будут проведены конкурсы на закупку ЛС для больных туберкулезом. В сформированном бюджете для этих целей предусмотрены средства на ближайшие два года5. Кроме того, министр отметила, что в ближайшее время министерство скорректирует федеральную целевую программу по социально значимым заболеваниям, рассчитанную на 2007—2011 гг., которая включает в себя профилактику и лечение различных социально значимых забо-

5 Новости о национальных проектах, 25 марта 2009 г. www.rost.ru/news/2009/03/301340_16236.shtml.

леваний, и в том числе туберкулеза, ВИЧ-инфекции и малярии.

На основании анализа статистических материалов эксперты заключают, что в 2008 г. были предприняты попытки применить некоторые экономические подходы к рационализации расходования денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на лекарственные закупки. Однако на сегодняшний день, считают они, полная передача регионам полномочий по управлению лекарственным обеспечением не представляется возможной. Дальнейшее совершенствование этого направления предусмотрено в проекте Концепции развития здравоохранения — 2020. Для достижения намеченных целей предполагается продолжить работу по созданию лекарственных формуляров, при этом резервом повышения доступности лекарственной помощи, по мнению экспертов, может стать формирование рациональной лекарственной потребности у учреждений здравоохранения.

Ф

VII НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

« БЕЗОII AC 11 ОСТ Ь БОЛЫ IО ГО ________| ПАП ЕСГЕЗИОЛОГИ И -РГ А Г ГИМ АТО ЛО ГИ И *

’ ГЛАВНАЯ ТЕМА: АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ — РЕАНИМАТОЛОГИЙ и ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 23-2* ион* 3009 <an*. Пр^Б^Пь;тм МСК4Ы УЛ Нпвнй АрЬг, ЭЬ1?

Уважаемые ночлеги!

Пргч lldLIJdfU 5л NpHH><lbY',dC.rl't V (JdGtjrtVll Н|у4П-П|М^Г||ЦННВН чгОь SatotWrJ &

«бстыийпйплн-реотШпМйгйи) riOMpon cUIMIDD • rcpotf МоСПС 22-2-1 нснл .2009 г. t vjjmhh npde+ireiibLiH.al'-'hKi-.::.:.!

гидцресу ул. Новый Лр*нг..3&&

Организаторы:

Цппмшкп] Чгскпы. Допшинл^пг зарашЕнр^ши-н города Мзснш.

Лчсогк'.пмп мг □йсгаплш.пс ггапсгпо ЛмдсчЧгдФарм

’ОСНОВ Н EiLC НСШРСКЫ:

'■ ЛмГГГГ-71.Н:':П|-|-г1^ — рфЛиЫЮТПЛПГ НП А ра ЫчГкГ ГГрГ\Л| ■ ■ ни Wi ДрЩУМГщИ йЬиитГ- И чДГ'|. йГтр-ГЦ- J

ftKT-QffCMHinW.

? *неаехя И интенсивная IfipjnHA bflftHbllf £ оеро^но-еиулктой Н ше*№0[»ВН"уПЯ|ИфйГЧЛЧН1О*не&

I Анкшикринтнмвшн "еишиА в£печнал|»ан(№Мь*1ы*0Ола(1ТА1.

-I ЛнОТЁМЯ||1ЮТЬЮг1ВНйА KfMHifl у#*Т£й.

Ь ОСЛйкнйялЯват^чеМйпОгил— ртетмпч iwiihuh: dviw. JwittnHt? и чр|«цгня.н№? juikith.

С Td одарил dipin процечтри гйпн^мк [книшсип?.

6 С^мкшлчио н* высок не-гсчтлйпн.

Мете в атстанслапчя —рвдчгштапстмн 1кс4чкур: ншкццл ч'-гш,*;.

13 Ы L J ,11504 1МЯ гксиоэндня:

J ранка- ■''■Ф^пгы.и'ларг^мл'.гстгп ггыпил4г£нап пыстаастшля экспансия прг.и'тпдатс-.'о»!*! днсгрнЁынюдса

ло.1ргткт<ныь гродстя, мвднцнистн ндолмй Li ме^цинсвдй тцоошкм.срсд^т^нрнр^тн»^ иП ,',■■■ "И к МГ,1>11Ц11<Ги'|ГП.ЬЛ чЧйЧнйктч. ,1 ПяЖР l1iii1.m::f.-,ii ..I:\-H4i. X ТРХИрШГНй vl ГИЙ iriiinH^pnfMh-iuX .ИЛДнИЙ Vi-JLHIH LriHLiHJi’niLluh h (.МЬПТ-Н -.инфнрнн i|LHU tipi П.1 Инин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н|^кД11>11рПГ1|АЕкй1НЛ1|Н1|1Н1йш1^|АН1.

И ЛфОрмаЦНМНР Л пыстапйчнм J ГСФ ГСТПО -гИифйМйДШАрМ Диалог ■

— Алда' I IWH. г yi. П|1сч*1 if нч, 36

Теп ЦлпС (4951 7*Мг«. MM1-3J, №-«Ыф1МГМ1НЛН1мЛ1 E-mdil: тГи^г^огтцкК^гтсМ^щ.ги. vnra'jrfomrdrff'mct.slciy.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.