риску предпринимательской деятельности (постановление ФАС Поволжского округа от 21
апреля 2011 г. по делу № А57-9656/2010).
Список литературы / References
1. Кравцов А. Понятие непреодолимой силы // Советская юстиция. 1966. 17 сент. С. 180.
2. Ойгензихт В.А. Проблема риска в гражданском праве (общая часть). Душанбе, 1972. С. 212.
3. Павлодский Е.А. Случай и непреодолимая сила в гражданском праве. М., 1978. С. 210.
4. Гражданское Уложение: Проект. Кн. V. Обязательства. СПб., 1899. т. III. С. 572.
5. Указ Президента РФ от 06.08.2014 N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»
6. Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»
7. Указ Президента РФ от 28.11.2015 N 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики».
8. Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1296 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 года N 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики».
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ СОЗДАНИЯ АВТОНОМИИ
В СОВЕТСКОЙ РОССИИ Алексеев С.О. Email: Alekseev644@scientifictext.ru
Алексеев Станислав Олегович — адъюнкт, кафедра теории и истории государства и права, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: целью статьи является анализ государственно-правовых идей создания автономии в советской России в период 1917-1922 гг. Рассмотрены теоретические подходы к решению национального вопроса, выявлены особенности и возможности создания автономии в первые годы советской власти в качестве формы государственного и территориального устройства. Изучение теоретического материала позволило заметить отсутствие единства мнений по данному вопросу, а также отсутствие конструктивных предложений о необходимости предоставления автономии народам страны.
Ключевые слова: автономия, большевики, военный союз, государственное устройство, Гражданская война, меньшевики, национальный вопрос, федерация.
STATE-LEGAL IDEAS OF AUTONOMY CREATION IN SOVIET RUSSIA
Alekseev S.O.
Alekseev Stanislav Olegovich - Military Post-Graduated Student, DEPARTMENT OF THEORY AND HISTORY OF STATE AND LAW, SAINT-PETERSBURG MILITARY INSTITUTE OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION, ST. PETERSBURG
Abstract: the aim of the article is the analysis of state-legal ideas of the creation of autonomy in the Soviet Russia in 1917-1922, the company Considers theoretical approaches to the solution of the national question, the peculiarities and the possibility of establishing autonomy in the first years of Soviet power as a form of state and territorial structure. The study of the theoretical material allowed
to notice the lack of unity of views on this issue, as well as the lack of constructive proposals on the need to provide autonomy to the peoples of the country.
Keywords: autonomy, the Bolsheviks, a military Alliance, the polity, the Civil war, the Mensheviks, the national question of Federation.
УДК 342.2
Проблемы развития теории автономии в первые годы существования Советского государства были и остаются объектом пристального изучения историков, юристов, политологов, причем не только советского периода, но и современных исследователей. Это не случайно, поскольку Россия характеризуется не только огромной территорией, что усложняет эффективное центральное управление, но и большим числом наций и народностей, проживающих на этой территории. До 1917 года российская империя оставалась унитарным государством с существованием небольшого числа формально не признанных автономий (Польша, Финляндия), однако после 1917 года вопрос о выборе формы территориального устройства и месте автономий в государстве вновь стал актуальным.
Решение вопроса о форме и видах автономий представлялось важным в первые годы советской власти, поскольку определяло основы будущей национальной политики Советской России, а также позволяло установить принципы взаимоотношений между центральными органами власти и национальными образованиями [1, с. 51]. Более того, требовалось не допустить распада вновь образованного советского государства, поскольку такие тенденции имели место с началом Гражданской войны. Чтобы окончательно избежать развала территорий, требовалось, прежде всего, решить, в какой форме должны быть созданы автономии.
Теоретические представления об автономии после 1917 года базируются на понимании особых исторических условий, в которых формируется новое государство, построенное на основе идеологии марксизма. Изучение научных исследований рассматриваемого периода позволяет установить, что поиск оптимальных форм автономии рассматривается в тесной связи с разработкой принципиально нового вопроса в решении национального вопроса. Эта связь нашла отражение в трудах ученых и деятелей того времени (В.В. Дурдневский, Г.С. Гурвич, Н.М. Палиенко, В.Д. Плетнев, П.И. Стучка, Н.И. Фиолетов и другие ученые). При изучении теории автономии в период первых пяти лет существования РСФСР представляет огромный интерес труд О.И. Чистякова «Становление Российской Федерации (1917-1922 гг.)», который первоначально был издан в 1966 г. и потом был переиздан в 2003 году. В своей монографии О.И. Чистяков определяет РСФСР в этот период, как «государство с автономными образованиями». Автор высоко оценивает потенциалы автономий, как территорий с особым статусом, что позволяет местному населению полнее реализовать свое право для решения вопросов местного значения.
В этот период делаются первые попытки определить понятие автономии и отграничить ее от федерации. Так, В.В. Дурденевским, Н.И. Челяповым, Г.С. Гурвичем, Н.Н. Фиолетовым были освещены вопросы сущности автономии и ее соотношения с федерациями. Г.С. Гурвич подразумевал под автономией «самозаконодательство» и «право политического самоуправления», способное принимать самые различные формы и объемы полномочий» [3, с. 21].
Более подробно роль и значение автономии рассмотрены в работе В.В. Дурдневского [5]. Заслуга ученого в том, что он раскрывал особенности советской автономии, полагая ее исключительно национальной автономией. Н.И. Челяпов выступал за необходимость создания национально-территориальной автономии.
Следует отметить, что единого взгляда на советскую автономию в период с 1917 по 1922 гг. не было. Это, в свою очередь породило дискуссию о сущности автономии среди политических сил того периода. После второго съезда РСДРП (б) позиция партии большевиков по вопросу автономий была сформулирована четко и однозначно: представители большевиков провозгласили принцип равноправия граждан вне зависимости от пола, религии, расы и национальности. В.И. Ленин поначалу выступал против федеративного устройства и активно поддерживал созданий автономий. По мнению В.И. Ленина федерация «ослабляет экономическую связь», лишь автономия является «планом устройства демократического государства» [2]. Впоследствии В.И. Ленин изменил свои взгляды, но в первые годы советского государства только введение автономий способно было решить проблемы национального устройства государства и укрепить связи между центром и национальными областями. В отличие от большевиков иные фракции и партии в конце 1917 года не так усердно поддерживали автономию. Эсеры считали возможным сочетание федеративного устройства страны с культурно-национальной автономией, т.е. в чистом виде идею автономизации страны
не поддерживали. В пользу культурно-национальной автономии высказывались также и меньшевики. Кадеты, как и большевики, отстаивали идею равноправия всех народов, входящих в состав России. Кроме того, кадеты признавали право Польши и Финляндии на автономию и были категорически против права на отделение, в отличие от большевиков.
Между тем, анализ позиций политических сил, действующих в то время, показывает, что большая часть партий и фракций допускала возможность автономии, другие же партии выступали в поддержку федеративного устройства.
В пользу автономии, но автономии, организованной по классовому признаку, высказывался И.В. Сталин. Для Сталина было характерно критичное отношение к культурно-национальной автономии. Сталин поддерживал только такую форму автономии, при которой «...вся власть находилась в руках рабочих и крестьян» [8]. Идея культурно-национальной автономии, при которой нациям гарантировалось бы полнота решения местных вопрос, для Сталина была неприемлемой, поскольку подразумевала сепаратизм и национализм [5].
Противников автономизации советского государства и сторонником идей федерализма был П.И. Стучка. Между тем, ученый допускал возможность образования в составе советского государства автономных областей и округов, однако не допускал возможности образования автономий только по национальному признаку [9].
С принятием Конституции 1918 года формы автономии демонстрируют тенденцию к усложнению. Если в 1918 году в качестве единственной формы автономии признавалась автономная республика (например, Туркестанская АССР, Терская Советская Республика), то к началу 1919 года число форм автономий увеличилось - появились трудовые коммуны и автономные области.
В связи с практическим воплощением теории автономии на практике и созданием разных форм автономии в научной среде стала активно обсуждаться проблема обоснования правового статуса автономии как субъекта советской федерации. Известный исследователь автономий
0.Е. Кутафин считал, что для автономной республики, которую он определял, как высшую форму автономии, характерны все признаки государственности [7, с. 134]. Трудовые коммуны, просуществовавшие совсем недолго, и автономные области не имели таковых признаков и были значительно урезаны в политических правах.
Согласно Б.Л. Железнову для советской автономии характерны юридические особенности, которые отличают ее от административно-территориального устройства и от суверенной советской государственности [6, с. 11].
А.И. Денисов выделял в этот период существование двух видов автономий -административной и политической. В первом случае идет речь о такой форме автономии, как национально-территориальная единица в виде автономной области или трудовой коммуны. В качестве политической автономии он выделял автономную республику [4, с. 133].
Несмотря на отсутствие единого теоретического подхода к сущности автономии и ее правового статуса, а также классификации ее видов, учеными не оспаривались такие важные качества автономий, как их гибкость и эластичность, что служило сплочению наций и предотвратило распад советского государства.
Итак, рассмотрение теоретических взглядов на вопросы автономизации после революции 1917 года и до создания СССР в конце 1922 года показывает отсутствие единства и противоречивость мнений. Сторонники автономии недостаточно полно аргументировали свои взгляды о предоставлении автономии народам России. Не было должной научной проработки в решении проблем автономий. Развитие теоретических позиций по поводу автономий в этот период сводились не к тому, быть или не быть автономиям, а к тому, в какой форме автономии будут взаимодействовать с центральной властью, на каких принципах будет предоставляться автономия - на правах самоопределения и возможности отделения или лишь в качестве признания властью самобытности территории и ее национальных особенностей.
Список литературы / References
1. Бахлов И.В. Оформление принципа национальной автономии как основы государственного устройства Советской России / И.В. Бахлов // Вестник Московского государственного университета. 2012. №3. С. 50-59.
2. Ленин В.И. Полн. Собр. Соч., Т.48. С. 234-235.
3. Гурвич Г.С. Принципы автономизма и федерализма в советской системе / Г.С. Гурвич. М.: Изд-во Соц. акад., 1924. 76 с.
4. Денисов А.И. Советское государственное право / А.И. Денисов, М.Г. Кириенко. М.: Госюриздат, 1957. 335 с.
5. Дурдневский В.Н. Наука и государственное строительство / В.Н. Дурдневский. Пермь: Электротип. губ. земства, 1918. 116 с.
6. Железное Б.Л. АССР - высшая форма советской автономии / Б.Л. Железнов. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1984. 144 с.
7. Крылов Б.С. Российская автономия. Монография / Б.С. Крылов, О.Е. Кутафин. М.: Проспект, 2006. 768 с.
8. Речь выступления И.В. Сталина на совещании по созыву учредительного съезда Татаро-Башкирской Советской Республики от 10 мая 1918 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://petroleks.ru/stalin/4-4.php/. (дата обращения: 02.07.2018).
9. Учение о государстве и о конституции РСФСР / Стучка П.И.. 2-е изд., пересмотр. М.: Красная Новь, 1923. 349 с.
10. Чистяков О.И. Становление Российской Федерации (1917 - 1922) / О.И. Чистяков. М.: Зерцало-М, 2003. 352 с.
НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Махеева Е.Б. Email: Makheeva644@scientifictext.ru
Махеева Елена Борисовна — магистрант, кафедра уголовного права, криминологии и уголовного процесса, Байкальский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация: на современном этапе развития судебной системы в Российской Федерации особое значение приобретают принципы уголовного судопроизводства. Независимость судей -один из важных и основополагающих принципов судебной власти. В статье рассматриваются и анализируются различные определения термина «независимость», приведена классификация гарантий данного принципа. Проанализирована статистика авторитета и престижа судебной власти среди населения, сделан вывод о низких показателях уровня доверия к судьям. Высказано мнение о необходимости усиления независимости судей.
Ключевые слова: принцип независимости судей, уголовный процесс, гарантии независимости судей.
INDEPENDENCE OF JUDGES AND THE GUARANTEES IN MODERN
STAGE Makheeva E.B.
Makheeva Elena Borisovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF CRIMINAL LAW, CRIMINOLOGY AND CRIMINAL PROCEDURE, BAIKAL STATE UNIVERSITY, IRKUTSK
Abstract: at the present stage of development of the judicial system in the Russian Federation, the principles of criminal justice take on special significance. Independence of judges is one of the most important and fundamental principles of judicial power. The article reviews and analyzes various definitions of the term «independence», the classification of guarantees of this principle is given. The author analyzes the authority and prestige of the judiciary among the population, and concludes that the level of trust in judges is low. An opinion was expressed on the need to strengthen the independence of judges.
Keywords: the principle of judicial independence, criminal process, legal guarantees.
УДК 343.131
Правосудие - важное полномочие судебной власти, осуществляемое судами. Судьи от имени государства рассматривают и разрешают возникшие споры, руководствуясь нормами закона, исполняют закрепленные за ними обязанности по защите прав и законных интересов граждан, общества и государства на профессиональной основе. Профессиональная судебная этика обязывает судей использовать силу закона только в интересах личности, общества и государства [3]. Такую значимую задачу может выполнить независимый судья,