Научная статья на тему 'Государственно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в системе средств правовой политики'

Государственно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в системе средств правовой политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1071
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / СРЕДСТВА ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голуб Константин Юрьевич

Статья посвящена изучению вопроса о средствах правовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности. В статье рассматриваются подходы к определению средств правовой политики, а также классифицируются меры государственно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Голуб Константин Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в системе средств правовой политики»

УДК [339.9:34](470+571)

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

К. Ю. Голуб

Саратовская государственная юридическая академия E-mail: kgoloub@mail.ru

Статья посвящена изучению вопроса о средствах правовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности. В статье рассматриваются подходы к определению средств правовой политики, а также классифицируются меры государственно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: правовая политика, средства правовой политики, внешнеэкономическая деятельность, государственноправовое регулирование.

State Legal Regulation of Foreign Economic Activities in the System of Legal Policy Means

K. Yu. Golub

This article is devoted to means of Russian legal policy in the sphere of foreign economic activities. Approaches to defining legal policy means are considered in the article, as well as classification of measures of foreign economic activities state legal regulation is pointed out.

Key words: legal policy, means of legal policy, foreign economic activities, competitiveness, state legal regulation.

Этимология слова «средства» предполагает строгую обусловленность средств целями. В современном толковом словаре русского языка приводится следующее определение данного термина: «То, что служит какой-либо цели, необходимо для достижения, осуществления че-го-либо»1. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова2 сказано, что средство - это прием, способ действия для достижения чего-нибудь.

В юридической науке устоялись термины «юридические средства», «правовые средства», «средства правовой политики». «Юридические средства есть самостоятельная правовая категория. Она охватывает целый класс правовых регуляторов, отличающихся конкретными задачами и функциями»3. В работах по изучению правовой политики и различных ее аспектов приводится подробный анализ данных категорий, и для уяснения отличительных особенностей средств правовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности необходимо провести их обзор.

А. В. Малько отмечает, что проблема правовых средств, их своевременного качественного совершенствования становится все более актуальной, научно и практически значимой: «Без ее должного разрешения невозможно будет оптимизировать механизм правового регулирования,

настроить российскую правовую систему на социально плодотворную работу»4.

В общей теории права правовые средства рассматриваются как:

- сочетания (комбинации) юридически значимых действий, совершаемых субъектами с дозволенной степенью усмотрения и служащих достижению их целей (интересов), не противоречащих законодательству и интересам общества5;

- институциональные явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, его энергию, которым принадлежит роль ее активных центров6;

- инструменты и технологии, пути и способы достижения целей, все то, что субъект использует в движении к результату, то есть это механизм приведения действительности в соответствие с избранными целями7;

- материально-правовые и процессуальные меры, способы и процедуры, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права и обеспечивается достижение социально полезных целей и результатов8.

По мнению А. В. Малько и К. В. Шундикова, понятие «средство» охватывает как сознательные действия, предпринимаемые для достижения определенной цели, так и сам инструментарий, с помощью которого подобная деятельность осуществляется9. «Юридические средства - это совокупность правовых установлений (инструментов) и форм правореализационной практики, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права и обеспечивается достижение социально полезных целей»10.

Ученые выделяют весьма разнообразные виды правовых средств. При попытке их классифицирования можно прийти к следующему результату: в зависимости от источников права выделяют законы и подзаконные акты; в зависимости от элемента правовой системы - нормы права, правовые институты, правовые режимы, процедуры и принципы; в зависимости от элемента и способа реализации права - субъективные права и юридические обязанности, правоприменительные акты и договоры, юридические факты и акты реализации юридических прав и обязанностей; в зависимости от метода правового регулирования - запреты, льготы, меры поощрения и наказания, ограничения.

© Голуб К. Ю, 2012

При всех своих различиях указанные правовые средства имеют ряд важнейших типичных признаков.

Во-первых, правовые средства основаны на праве: с одной стороны, право определяет, регулирует их применение, обеспечивает мерами принуждения, а с другой - правовые средства являются правообразующими элементами в широком смысле слова. «Правовые средства обладают специальноюридической природой, являются феноменами сугубо правового характера, они основаны на правовых нормах, облечены в юридическую форму, их применение влечет правовые последствия»11. К правовым средствам относится норма права -первичный элемент права, воплощение существующего к данному моменту права и одновременно инструмент для развития права в будущем.

Во-вторых, важнейшее свойство правовых средств заключается в их целесообразности. Из любого определения следует, что правовые средства (в том числе как частный случай родовой категории «средства») существуют и используются для чего-либо. Бесцельная деятельность бессмысленна, деятельность при помощи средств имеет значение только в контексте ее цели. Именно средство деятельности приводит к конкретному результату. Юридические средства нужны для того, чтобы увязать идеальную цель правовой политики и ее реальный результат.

Средства правовой политики являются важнейшей характеристикой цели правовой политики: доступность и стоимость правового средства опре-

деляют реальность и важность достижения цели, в то время как сама цель задает необходимые требования к правовым средствам по ее достижению.

В-третьих, правовые средства способны к сочетанию и образованию систем. При этом различные комбинации правовых средств образуют специфические регуляторные системы в зависимости от сферы и объекта регулирования. Объединение разнообразных, даже противоречивых правовых средств в единую систему, механизм правового регулирования позволяет наиболее эффективным способом достичь целей правовой политики, которые, в свою очередь, предполагают совершенствование механизма правового регулирования под влиянием разнообразных факторов. В то же время правовые средства активно взаимодействуют с инструментами неюридического характера. В процессе реализации правовой политики могут использоваться экономические, научно-технические, психологические и другие неюридические средства. Но, в отличие от последних, правовые средства обладают специально-юридической природой.

В указанном, на первый взгляд, кажущемся противоречии заложена суть правовой политики как деятельности по применению правовых средств совершенствования механизма правового регулирования, то есть системы правовых средств. Назовем это условно циклом правовой политики, характеризующим реакцию субъектов правовой политики на процессы общественного развития (схема).

Функции правовой политики (процесс)

Текущий период времени

/----------------------

Приоритеты правовой политики

ч_

Цели правовой политики

Средства правовой политики

ґ \ Результат ч______________

Оценка эффективности правовой политики в текущем периоде

Уточнение приоритетов правовой политики в будущем периоде времени Цикл правовой политики

В представленной схеме средства правовой политики занимают определяющее место между ее целями и результатами. Данная схема показывает, что результат конкретных мероприятий (средств) правовой политики, определяемых ее приоритетами, - изменение механизма правового регулирования - в текущем периоде предопределяет изменение приоритетов правовой политики и, как следствие, ее целей и средств в будущем периоде.

Механизм правового регулирования - это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения

интересов субъектов права12. Сущность правовой политики проявляется в том, что, с одной стороны, она направлена на совершенствование юридических средств, а с другой - на использование правовых инструментов для обеспечения оптимального развития отношений в различных сферах жизни общества, так как совершенствование правовых средств по определению не может быть самоцелью.

Так, механизм правового регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - частный случай механизма правового регулирования

- предполагает выстраивание системы правовых средств в целях удовлетворения интересов обще-

ства, государства и субъектов ВЭД. По своему объекту механизм правового регулирования ВЭД существенно пересекается с ее государственно-правовым регулированием. Но если первое понятие охватывает систему правовых средств, инструментов юридической природы, то второе более обширно, так как включает в себя, помимо правовых средств, экономические, политические, финансовые и административные инструменты.

Государственно-правовое регулирование ВЭД является элементом правовой политики, меры гос-регулирования, в большинстве по своей природе экономические, оформляются в виде правовых средств (в нормах права, в актах правоприменения и проч.). Иными словами, упорядочить разнообразные по содержанию внешнеэкономические отношения можно лишь такой системой средств, в которой правовые инструменты доминируют, но не являются исключительными.

Это связано со спецификой внешнеэкономических отношений: в их основе лежат воля множества независимых экономических агентов, а также трансграничный характер их операций. Это предопределяет невозможность и недопустимость использования исключительно императивных методов и сугубо юридических средств регулирования данной сферы.

В настоящее время наиболее актуальная задача заключается в том, чтобы найти эффективное с точки зрения индивидуального экономического агента, с одной стороны, и общества и государства, с другой, сочетание мер государственно-правового регулирования с самостоятельностью хозяйствующих субъектов и свойственной им саморегуляцией. Иными словами, речь идет о поиске баланса между публично-правовыми и частноправовыми методами во внешнеэкономической сфере.

Государственное регулирование в любом государстве имеет в своей основе суверенитет государства. Однако в современных условиях большое значение придается международному аспекту регулирования экономических отношений посредством заключения двух- и многосторонних международных договоров. Поэтому всякое государственное регулирование подразделяется на национальное (налоговый режим, экспортная политика и др.) и международное (например, соглашения, заключенные в рамках ГАТТ/ВТО и иных интеграционных группировок).

В соглашениях находят отражение все условия, которые страны-партнеры по данному соглашению предоставляют друг другу на взаимной основе и которые определяют правовые особенности их взаимоотношений во внешнеэкономической сфере. Фиксируются взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования или национального режима, платежные условия, определяющие технологию расчетов за взаимопостав-ляемые товары и услуги, условия транспортного обеспечения взаимного товарооборота и т. д.

Кроме того, национальные инструменты государственно-правового регулирования ВЭД могут

быть классифицированы по различным основаниям. Так, по временному горизонту выделяют: долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное регулирование; в зависимости от идеологии государственной политики - протекционистские и либерализационные меры; в зависимости от характера воздействия на экономические процессы - административные и экономические.

В теоретическом плане правовая политика государства в сфере внешнеэкономической деятельности строится на идеологическом основании, которым является либо доктрина протекционизма, либо доктрина либерализма во внешней торговле. Данное деление условно, так как в чистом виде на практике ни одна концепция не применяется.

Экономические инструменты госрегулирова-ния ВЭД воздействуют через стоимостные показатели на динамику, объем, структуру и географию внешнеэкономических потоков. Это таможенные пошлины и таможенные сборы, налогообложение экспортно-импортных операций, таможенная номенклатура, порядок определения таможенной стоимости, система тарифных льгот и т. п. Экономические методы, используемые в механизме государственного регулирования, в международной практике предполагают косвенное воздействие на внутрихозяйственные экономические процессы, и прежде всего в сфере производства, где формируется товарное предложение.

В свою очередь, административные средства позволяют государству осуществлять непосредственное вмешательство в процесс совершения внешнеэкономических операций. Это квотирование, лицензирование, установление запретов на перемещение отдельных товаров, предписания санитарного и ветеринарного характера, технические стандарты и т. д.

Кроме того, в зависимости от характера и разновидности применяемых приемов регулирование внешнеэкономической деятельности согласно Федеральному закону РФ «Об основах

государственного регулирования внешнеторговой 13

деятельности»13 осуществляется посредством: таможенно-тарифного регулирования; нетарифного регулирования; запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных законом.

Регулирование внешнеэкономического сектора со стороны отдельных государств предполагает использование широкого арсенала инструментов, которые нацелены на достижение оптимального участия страны в международном разделении труда, защиту национальной экономики от негативных явлений мирового хозяйства, а также на содействие национальным производителям, росту их конкурентоспособности на международном рынке. Основные инструменты государственного регулирования ВЭД отражены в таблице.

116

Научный отдел

Меры государственно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности

Тарифные Нетариф ные

Система таможенных пошлин Прямые (количественные) Паратарифные Косвенные (неколичественные)

Скрытые Финансовые

адволорные; специфические; комбинированные; импортные; экспортные; транзитные квотирование/ контингентирование; лицензирование; добровольное ограничение экспорта; антидемпинговые пошлины; компенсационные пошлины и сборы таможенные сборы; внутренние налоги и сборы (НДС) стандарты (технические, санитарные, ветеринарные); административные и таможенные формальности импортные депозиты; субсидирование экспорта; кредитование экспорта

Составной частью правового регулирования внешнеэкономической деятельности выступает валютное регулирование, под которым понимают деятельность государственных органов, направленную на регламентирование порядка совершения валютных операций. Исходя из 2 валютных ограничений валютное регулирование порождает определенную структуру, со- 3 держание, условия возникновения, изменения и прекращения валютных правоотношений в целом.

Практически полная унификация и устранение нетарифных ограничений во взаимной торговле характерны для высокоразвитых интеграционных образований, таких как ЕС, НАФТА.

В региональных экономических объединениях с низкой степенью интеграции, особенно в развивающихся странах Африки и Ближнего Востока, нетарифные меры, напротив, в большей степени используются во внутрирегиональной торговле, а не по отношению к третьим странам.

Таким образом, система средств правовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности состоит прежде всего из правовых средств, а также иных средств неюридической природы, к которым относятся отмеченные инструменты государственно-правового регулирования ВЭД. Симбиоз правовых и неправовых средств правовой политики заключается в том, что в рамках достижения целей правовой политики неправовые средства, будучи производными от экономической специфики регулируемых ими отношений, закрепляются и реализуются посредством общих юридических средств.

Данные неправовые средства, будучи координируемы правом, делают правовую политику в сфере ВЭД полноценным инструментом преобразования указанной сферы общественных отношений со всеми ее международными, экономическими, политическими и социокультурными проблемами. Средства правовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности весьма разнообразны, и все они выполняют присущие им функции в механизме правового регулирования внешнеэкономических отношений.

Примечания

I См.: Ефремова Т. Ф. Большой современный толковый словарь русского языка. 2006. иИЬ: Ьйр://И^уоёю8. сот/ёю8/ёе1а1Ыпо5 (дата обращения: 04.04.2012). См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Израиль, 1994.

Дьяченко В. Ф. Поощрительно-правовая политика современной России : общетеоретический анализ : дис. ... канд. юрид. наук. Пятигорск, 2006. С. 55.

4 Малько А. В. Политическая и правовая жизнь России. Актуальные проблемы. М., 2000. С. 82. См. также: Малько А. В., Шундиков К. В. Правовая политика современной России : цели и средства // Государство и право. 2001. № 7. С. 15-22.

5 См.: Пугинский Б. И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984. С. 87.

6 См.: Алексеев С. С. Правовые средства : постановка проблемы, понятие, классификации // Советское государство и право. 1987. № 6. С. 15.

7 См.: Малько А. В. Цели и средства в политике // Право и политика. 2002. № 9. С. 15.

8 См.: Волков С. А., Волкова М. В. Правовые средства реализации правовой политики // Правовая политика : сб. науч. тр. Ч. I : Теоретико-методологические и доктринальные принципы исследования правовой политики / отв. ред. П. П. Баранов, А. В. Малько. Таганрог, 2005. С. 34.

9 См.: Малько А. В., Шундиков К. В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003. С. 17.

10 Там же. С. 67.

II Левченкова Е. А. Правовая политика государства и ее приоритеты в сфере правоохранительной деятельности органов внутренних дел : Теоретико-правовой аспект : дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 68.

12 См.: Малько А. В. Механизм правового регулирования // Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2001. С. 727.

13 Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности : федер. закон РФ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 50, ст. 4850.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.