Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / PHYSICAL CULTURE / SPORT / LEGISLATION / REGULATIONS / LEGAL REGULATION / DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гайнуллин Г.И.

В данной научной статье предметом исследования выступают актуальные проблемы правового регулирования физической культуры и спорта в Российской Федерации и Республике Башкортостан. В рамках научной статьи делается особый акцент на исследовании проблемы правового обеспечения как основного фактора, способствующего надлежащему развитию физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND LEGAL REGULATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN THE RUSSIAN FEDERATION

In this scientific article as an object of research current problems of legal regulation of physical culture and sport in the Russian Federation and the Republic of Bashkortostan act. Within the scientific article the particular emphasis on a research of a problem of legal support as the major factor contributing to the appropriate development of physical culture and sport is placed.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.951:351.82

Гайнуллин Г. И.

г. Уфа Gaynullin G. I.

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

STATE AND LEGAL REGULATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN THE RUSSIAN FEDERATION Аннотация. В данной научной статье предметом исследования выступают актуальные проблемы правового регулирования физической культуры и спорта в Российской Федерации и Республике Башкортостан. В рамках научной статьи делается особый акцент на исследовании проблемы правового обеспечения как основного фактора, способствующего надлежащему развитию физической культуры и спорта.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, законодательство, нормативные акты, правовое регулирование, развитие физической культуры и спорта.

Summary. In this scientific article as an object of research current problems of legal regulation ofphysical culture and sport in the Russian Federation and the Republic of Bashkortostan act. Within the scientific article the particular emphasis on a research of a problem of legal support as the major factor contributing to the appropriate development of physical culture and sport is placed.

Keywords: physical culture, sport, legislation, regulations, legal regulation, development of physical culture and sport.

Физическая культура и спорт, несмотря на то, что по своей природе являются общественным явлением и личным для каждого выбором, в последние годы все чаще и чаще подтверждают необходимость их государственного регулирования и контроля. Общеизвестно и подтверждено любыми медицинскими организациями, что развитие физической культуры положительно влияет на здоровье население, а развитие спорта является сильнейшим стимулом для всех граждан, не являющихся профессиональными спортсменами, к самостоятельному занятию тем или иным его видом. Как подчеркивает А.Б. Михельсон «охрана здоровья, являясь универсальной ценностью, подлежит правовой оценке и государственному регулированию»8. Однако подпадая в область государственного регулирования физическая культура и спорт подвергаются различным коррупционным факторам. Так, некоторые виды спорта, не только в Российской Федерации и зарубежных странах, но и на международному уровне, из сомнительных действий судей и международных спортивных организаций создают впечатление

8 Михельсон А. Б. Правомочия человека и гражданина в области спорта и физической культуры по законодательству Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2018. № 2. С. 76.

сомнительности наличия честных спортивных соревнований, в особенности имеющих групповой характер и повышенные ставки на тотализаторах (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т.д.). Таким образом, являясь социальными институтами физическая культура и спорт нуждаются в государственном регулировании.

Как и любая отрасль российского законодательства и государственного управления физическая культура и спорт регулируется всей многоуровневой системой законодательства, присущей для любой сферы правового регулирования.

Следует отметить, что в Конституции РФ9 как в главном источнике права российского государства определены нормы, регулирующие деятельность, направленную на укрепление физической культуры и спорта (ч. 2 ст. 42) и ведение данными вопросами подпадает под компетенцию как Российской Федерации, так и ее субъектов, а также муниципальной власти (п. «е» ч. 1 ст. 72).

Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»10, устанавливающий правовые основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, на практике лишь устанавливает общий понятийный аппарат и такие общие положения о разграничении полномочий законодательного и исполнительного органов государственной власти субъектов.

Далее по иерархии идут акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Среди президентских актов следует особо отметить Указ Президента Российской Федерации от 24 марта № 172 «О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО»11, который в силу различных факторов не выполняется на практике так как педагоги не могут сдавать нормы ГТО в силу их возраста и физиологических особенностей, а ученики, в силу правовых препятствий возможности отказа, из-за которых они всегда могут игнорировать сдачу таковых норм.

Что касается правовых актов Правительства Российской Федерации, то здесь, естественно, на первый план выходит Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 30 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»12, которая фактически не действует, существующие

9 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с посл. изм. и доп. от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № (7) 4831. 21 янв.

10 Федеральный закон РФ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп. от 3 июля 2019 г. № 172-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 50. Ст. 6242.

11 Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 13. Ст. 1452.

12 Постановление Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 30 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (с посл. изм. и доп. от 18 июня 2019 г. № 776) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 5. Ст. 810.

спортивные учреждения закрываются на бессрочный ремонт (бассейн на стадионе «Нефтяник» в г. Уфа, Республике Башкортостан), новые не открываются (опять же бассейн в парке дворца культуры дворца культуры «Моторостроителей», срок сдачи 2015 год, а сейчас 2019 год).

Следующим по иерархии является законодательство субъектов Российской Федерации, но не смотря на то, что Республика Башкортостан принимает множество международных соревнований, главным образом детских и юношеских, но очень редко взрослого уровня, здесь можно отметить лишь номинальный закон Республики Башкортостан от 24 ноября 2008 года № 68-з «О физической культуре и спорте в Республике Башкортостан»13, который никак не влияет на государственное регулирование физической культуры и спорта в республике.

Обозначенная выше федеральная целевая программа конечно предполагала увеличение числа граждан, вовлеченных в систематическое занятие спортом, однако проведение ежегодного дня тысячи велосипедистов в г. Уфа, которым это вовлечение и на практике и ограничивается, ни как не может соответствовать целям и задачам данной федеральной целевой программы.

В каждой области спорта давно разработана собственная, сложившаяся веками система регулирования взаимоотношений, поэтому регулировать, что-либо в данной области является абсурдом, однако государственное регулирование в целом касательно поддержки здорового спортивного и здорового образа жизни является необходимой составляющей современного образа жизни.

Однако основные проблемы современного государственного регулирования физической культурой и спортом скрываются на самом нижнем - муниципальном уровне. Само предложение не соответствует уровню компетенции и ответственности муниципальный и государственный...

На обозначенном уровне местные власти должны отвечать за такие области развития в исследуемой в настоящей статье сфере как «школьный спорт» и «массовый спорт» в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»14. Однако на практике этого не происходит.

На основании изложенных коллизий и проблем предлагаем следующие направления по изменению действующего законодательства:

13 Закон Республики Башкортостан от 24 ноября 2008 года № 68-з "О физической культуре и спорте в Республике Башкортостан" (с посл. изм. и доп. 4 февраля 2019 г. № 63-З) // Республика Башкортостан. 2009. 20 января. № 231.

14 Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп. от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.

Во-первых, установить единые обязательные нормативы ГТО, несоблюдение которых исключало бы поступление в учебные заведения тех или иных уровней, включая первый класс начальной школы.

Во-вторых, установить на законодательном уровне нормативы действующих спортивных учреждений как уровне субъекта Российской Федерации, так и на уровне местной администрации, в пропорции по востребованным и не востребованным видам спорта.

В-третьих, необходимо выстроить централизованную и четкую систему государственного управления физической культурой и спортом, а не отсылочную как она имеет место на сегодняшний день.

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с посл. изм. и доп. от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № (7) 4831. 21 янв.

2. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп. от 1 мая 2019 г. № 87 -ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.

3. Федеральный закон РФ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп. от 3 июля 2019 г. № 172-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 50. Ст. 6242.

4. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 13. Ст. 1452.

5. Постановление Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 30 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (с посл. изм. и доп. от 18 июня 2019 г. № 776) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. №

5. Ст. 810.

6. Закон Республики Башкортостан от 24 ноября 2008 года № 68-з "О физической культуре и спорте в Республике Башкортостан" (с посл. изм. и доп. 4 февраля 2019 г. № 63-З) // Республика Башкортостан. 2009. 20 января. № 231.

7. Михельсон А. Б. Правомочия человека и гражданина в области спорта и физической культуры по законодательству Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2018. № 2. С. 76 - 82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.