Автор статьи - Олег Николаевич Смолин, член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор, депутат Госдумы РФ, г. Москва.
Рецензенты:
В.А. Евдокимов, доктор политических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.
О.В. Волох, доктор политических наук, кандидат юридических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет.
УДК 349.3
В.Ю.Сморгунова, Е.Ю.Калинина Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
(г.Санкт-Петербург)
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В РОССИИ
Основной научной и практической проблемой, рассматриваемой в данной статье, является определение понятия «семейное неблагополучие». Анализируются основные проблемы правового регулирования, которые возникают перед государством, находящимся в состоянии кризиса. Раскрываются некоторые наиболее важные аспекты семейного неблагополучия. Предлагаются к рассмотрению рекомендации органам государственной власти, социальным органам. Ключевые слова: семейное неблагополучие, дети-инвалиды, оставление детей, социальное сиротство, инфантицид.
Семейное неблагополучие является одной их острейших социально-психологических проблем любого общества, решение которой связывается с вопросами государственной безопасности [1, с.3].
Неблагополучные семьи являются источником кризисов в молодежной и подростковой среде, фактором роста криминального и девиантного поведения, а также приводят к самоубийствам, число которых за последнее время заставляет задуматься о благополучии нашего общества в целом [2, с.15]. В последние годы, в связи с кризисом в нашем обществе, интерес к проблеме семейного неблагополучия значительно вырос, что обусловливает необходимость исследования причин, форм, динамики семейного неблагополучия и девиант-ного поведения, поиска более эффективных мер социально-психологической помощи - превентивной, профилактической, коррекционной, реабилитационной и т.п.
Наиболее сложными и болезненными проблемами современной России выступают семейное неблагополучие, жестокое обращение с детьми, социальное сиротство.
Причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. А.А. Затолокин, О.В. Шкеля [1, с. 3] к основным причинам семейного неблагополучия в России относят:
1) социально-экономические проблемы;
2) причины биосоциального характера (физические или психические болезни родителей, наличие в семье детей с проблемами в развитии, детей-инвалидов);
3 ) психолого-педагогические проблемы (кризис внутрисемейных отношений).
Одним из основных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы вмешательства государства в жизнь неблагополучных семей с целью защиты интересов детей и подростков является Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 гг. Создавая этот нормативно-правовой акт и программу действий на ближайшую перспективу, государство ставило своей задачей «обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье». В качестве первоочередных мер опреде-
лены: «оптимизация полномочий государственных органов по защите прав детей, нормативное закрепление порядка межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей»
[3].
Реализация важнейших положений Национальной стратегии предусматривает выполнение ряда мероприятий, направленных на преодоление имеющихся негативных тенденций и включающих:
1) разработку концепции государственной семейной политики в Российской Федерации и предложений по внесению изменений в законодательство в части семейной политики;
2) проведение мониторинга и подготовку предложений по внесению изменений в законодательство РФ в части уточнения категорий детей, находящихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, содержание понятий насилия и жестокого обращения с детьми;
3) внедрение новых технологий и методов раннего выявления семейного неблагополучия и оказания поддержки семьям с детьми, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств;
4) разработку комплексной модели медико-социальной реабилитации родителей, страдающих алкогольной зависимостью;
5) организацию обучения педагогических, медицинских, социальных работников и иных специалистов, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также родителей по вопросам профилактики суицидального поведения, употребления психоактивных веществ, жестокого обращения с детьми» [3].
Другой не менее важный нормативно-правовой акт, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. также среди первоочередных вопросов выделяет регулирование семейного неблагополучия с целью защиты детей и подростков. И эта необходимость продиктована тем, что будущее современных детей и подростков - это будущее нашего государства. Но и современную семью, которая по ряду причин оказалась в положении, которое можно характеризовать как бедственное, необходимо поддерживать. Ведь наше государство в Конституции продолжает позиционировать себя как социальное. В ст. 7 говорится о том, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [4]. Это очень важный выбор государства в современных условиях кризиса и неустойчивого развития, в трудной ситуации, в которой оказалась Россия на международной арене. В п. 38 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., сказано, что главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков [5].
Неблагополучный тип (проблемные, конфликтные, кризисные) семьи характеризуется наличием большого числа психологических проблем, которые возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему [2, с.15]. Однако именно семья является одним из главных институтов социализации личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. В семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и глубоким источником социальных идеалов. Именно в семье большинство детей узнает, что значит быть отцом, матерью, как складываются семейные отношения. Здесь он впервые видит мир, пытается его понять и осознать. Это делает семью важнейшим институтом социализации ребенка. Семья передает детям социальный, культурный, нравственный опыт. И самое главное - она обеспечивает преемственность духовной культуры. Значит, ес-
ли происходит надлом или крушение этой первичной социальной подструктуры, то будущее детей может оказаться под угрозой. В подростковом же возрасте это может привести к необратимым кризисам, поскольку развитие психики человека зависит в основном от социального окружения и условий жизни, то есть стимулов, поставляемых средой (непосредственное окружение ребенка, обстановка, складывающаяся из конкретных жизненных ситуаций) [2, с.30].
До сих пор во многих государствах существует предвзятое отношение к детской инвалидности. В традиционном общественном сознании часто существует уверенность в том, что инвалиды - это проклятые люди, или что инвалидность является наказанием за грехи, совершенными ими или их предками. Во многих регионах к таким детям относятся как к неприкасаемым, исключают их из общественных отношений. Это относится к развивающимся странам, где особые дети не получают образования и живут в изоляции от общества. Многие вынуждены просить милостыню и живут на улице в условиях полной нищеты [1, с.8]. Часто такая ситуация происходит и в России.
Сейчас государство уделяет внимание проблемам взаимодействия общества и детей-инвалидов и интеграции детей с отклонениями в развитии в общество. Отличительной чертой образовательной политики в отношении инвалидов на современном этапе является переориентация системы специального коррекционного образования на интеграционную форму обучения в массовых учебных заведениях.
Однако меры, принимаемые государством в этом направлении, явно недостаточны. В Москве живут примерно 30 тыс. детей-инвалидов (оценка специалистов Центра лечебной педагогики). У всех таких детей в 20% случаев - это психические расстройства, столько же случаев врожденных аномалий, например, болезней сердца и системы кровообращения и других. Статистика болезней нервной системы, типа ДЦП, колеблется от региона к региону, и составляет от 16% до 35% всей детской инвалидности. Детей-аутистов в стране около 150 тысяч. Слепоглухих детей, то есть и слепых и глухих одновременно, в России насчитывается 12 тыс [6].
В настоящее время существует настоятельная необходимость изменить и дополнить нормы федерального законодательства, регламентирующего права детей-инвалидов, выработать механизмы неукоснительного исполнения уже принятых законов и в целом скорректировать государственную политику в отношении детства. Основной причиной массового нарушения права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья жить и воспитываться в семье является тот факт, что за время, прошедшее после принятия ООН Конвенции о правах ребенка [7] и Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов [8], органы государственной власти России так и не приняли надлежащих законодательных и организационных мер по созданию условий для обучения и реабилитации детей-инвалидов по месту жительства и коррекционно-педагогической помощи в раннем возрасте. И это несмотря на то, что все упомянутые выше Заключительные замечания Комитета ООН по правам ребенка содержали в качестве основной рекомендации предложение об ограничении практики помещения детей в интернатные учреждения.
Не менее тревожные опасения вызывает ситуация с социальным сиротством, которое является прямым следствием семейного неблагополучия. Ежегодно около 10 000 родителей лишают родительских прав и более 2500 детей забирают у родителей без лишения родительских прав, поскольку нахождение в семье представляет угрозу его жизни и здоровью
[9].
Есть и положительные результаты государственной политики в вопросе регулирования данной стороны семейного неблагополучия в России. В 2013 г. численность детей, переданных на безвозмездную форму опеки (попечительства), на конец года составила 34 954, из них детей-инвалидов - 686. Численность детей, усыновленных российскими гражданами - 6 757, из них детей-инвалидов - 64 [10]. Конечно, пока эти цифры невелики, но главное,
что общество, наконец, задумалось и обратило внимание на эту серьезную социальную проблему. Правительство и общественные организации, со своей стороны, формируют положительное отношение общества к ситуации. Например, не так давно (7 сентября 2014 г.) в Москве впервые вручили Премию за вклад в развитие семейного устройства детей-сирот. Наградили и приемные семьи, и органы опеки и попечительства, и организации для детей-сирот, депутатов. «Мы хотим, чтобы престиж семьи, которая взяла себе на воспитание ребенка, был высок и значим в нашем обществе. Мы хотим, чтобы все дети были окружены заботой, вниманием, любовью», - заявила первый заместитель руководителя департамента социальной защиты Москвы Ольга Грачева [11].
Еще одной проблемой в России, как и в других странах, становится убийство или оставление без помощи (что равноценно убийству) новорожденных детей. В России очень остро стоит проблема инфантицида - убийства матерями своих новорожденных детей -только по официальным данным МВД РФ за 2010-2013 гг. были зарегистрированы 530 преступления, квалифицированных как убийство матерью новорожденного, и это лишь те случаи, которые удалось выявить [12].
До сих пор социальный феномен отказа от новорожденных детей на уровне обыденного сознания профессионалов и непрофессионалов рассматривается в связи с необходимостью немедленного оказания медицинской помощи детям, оставшимся в доме ребенка, а также психиатрического диагностирования женщин, осуществивших отказ. Но за пределами рассмотрения остаются причины, побудившие женщин отказаться от новорожденного ребенка, а также его последующей ресоциализации [13].
Очевидно, что основных причин оставления ребенка две. Во-первых, это проблемы с самим ребенком, то есть, например, его болезнь или инвалидность. Вторая проблема - самой матери. Эти проблемы в основном носят социальный характер: бедность, отказ отца ребенка признать его и осуществлять заботу за ним самим и женщиной, несовершеннолетие самой матери и т.п [14].
Становится ясно, что в любом случае причины оставления новорожденного ребенка (а в худшем случае - его убийства) связаны напрямую с проблемой социального семейного неблагополучия. Следствием признания такого факта является обязанность государства принять срочные меры в связи с выполнением одной из своих наиважнейших конституционных функций, о которой говорилось выше.
С другой стороны, это и обязанность гражданского общества. Кризисное состояние общества привело к резкому падению уровня материального и нравственного благополучия семьи, вызывая рост количества сирот при живых родителях, - так называемых социальных сирот. Это явление свидетельствует о кризисе института семьи, негативном влиянии социума на формирование личности ребенка в социальном, духовно-нравственном, интеллектуальном и физическом аспектах его индивидуального развития [15]. Многие из матерей, бросающих своих детей, как бы повторяют наработанный стереотип поведения, так как многие из них на себе испытали последствия заброшенности при живых родителях [15].
Семейное неблагополучие, социальное сиротство и детская безнадзорность обусловлены наличием кризисных явлений, происходящих внутри семьи. В первую очередь, это нестабильность в ситуации развода, затем - дезорганизация семьи (конфликты между родителями). Таким образом, очевидно, что необходимо проведение с семьей социальной работы. Интегрированное влияние школы, различных служб, в том числе и социальных, требует сбора обширной диагностической информации - общих данных о семьях. Своевременное выявление функционально несостоятельных семей и коррекции стиля семейного воспитания позволяет предотвратить деструктивное влияние семьи на формирование личности ребенка.
В контексте работы, проводимой по профилактике социального сиротства, является работа в общеобразовательном учреждении. Эффективность деятельности по профилактике
социального сиротства определяется организационно-управленческим, социально-педагогическим, психологическим, нормативно-правовым и кадровым обеспечениями, что позволяет комплексно формировать эффективную модель единого социально-реабилитационного пространства по работе с неблагополучными семьями [15]. Координатором межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. В соответствии со ст.9 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» [16] между субъектами системы профилактики налажен механизм обмена информацией, создан банк данных семей «группы риска» и семей, находящихся в социально-опасном положении. За каждой семьей закрепляется специалист, отвечающий за социальное сопровождение семьи, составление индивидуальной программы работы, проведение социальных консилиумов, отслеживание результатов работы.
Сложившаяся социальная ситуация перед наукой и правоохранительной практикой ставит задачу изучения современного проявления семейного неблагополучия, особенностей семей группы риска и оказания им социально-педагогической помощи.
Анализ отечественной, зарубежной литературы, а также практики правоохранительной деятельности и деятельности социальных органов как в России, так и за рубежом показывает, что отсутствует единая и четкая классификация семей, отличающихся той или иной формой, степенью неблагополучия [1, c.182]. Это свидетельствует о необходимости продолжать активную работу как со стороны государства, так и со стороны гражданского общества в Российской Федерации.
Библиографический список
1. Сморгунова, В.Ю. Семейное неблагополучие: проблемы политико-правового регулирования: монография / В.Ю.Сморгунова, Е.Ю.Калинина, Н.И.Пристанскова — СПб.: Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2014. - 192 с.
2. Сморгунова, В.Ю. Проблемы политико-правового регулирования кризисов и суицидального поведения в подростковой и молодежной среде. Монография. / В.Ю.Сморгунова, Е.Ю.Калинина, Е.Г.Шадрина -СПб.: Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2014. - 170 с.
3. Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» от 1 июня 2012 г. № 761. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) // Российская газета. Федеральный выпуск №4831 от 21 января 2009 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/01/21/konstitucia-dok.html
5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537)// Российская газета. - 19 мая 2009 г. - Федеральный выпуск №4912. URL: http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html.
6. Сошинский, С.А. Дети-инвалиды: социальные проблемы и неожиданные открытия [Электронный ресурс] / С.А.Сошинский// Режим доступа: http://www.pravmir.ru/deti-invalidy-socialnyeproblemy-i-neozhidannye-otkrytiya.
7. Конвенция о правах ребенка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
8. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled.shtml
9. Бяткиева, Б.А. Семейное неблагополучие как фактор роста безнадзорности несовершеннолетних/ Б. А. Бяткиева // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - Элиста, 2012. - № 1. - С. 108-110.
10. Усыновление в России. Потрал Департамента государственной политики Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.usynovite.ru/statistics/2013/8/
11. В столице вручили премию «Крылья аиста» [Электронный ресурс]. // Усыновление в России. Потрал Департамента государственной политики Министерства образования и науки РФ. - Режим доступа:: http://www.usynovite.ru/massmedia/d60a7a68a8.html
12. Социальный проект «Колыбель надежды». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.babyboxrf.ru.
13. Костенко, М.А. Социальные детерминанты отказов от новорожденных: опыт эмпирического исследования [Электронный ресурс] / М.А.Костенко // МНКО, 2014. - №3. Режим доступа:: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-determinanty-otkazov-otnovorozhdennyh-opyt-empiricheskogo-issledovaniya
14. Сморгунова, В.Ю, Калинина Е.Ю. Политико-правовой анализ возможностей государственного и общественного регулирования проблемы отказа от новорождённых/ В.Ю,Сморгунова, Е.Ю,Калинина // Менеджмент XXI века: управление экономикой знаний. Сборник научных статей по материалам XIV Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург 25-27 ноября 2014 г. - С.136-138.
15. Павленко, А.Э. Пути и средства профилактики социального сиротства в условиях кризисного социума [Электронный ресурс]. / А.Э.Павленко. - Режим доступа: http://summa-rerum.ru/nauchnyj-forum/elektronnyj-sbornik-nauchnykh-trudov/65-nauchnyj-forum/stati/dopolnitelno/voprosy-obrazovaniya-i-kultury/125-puti-i-sredstva-profilaktiki-sotsialnogo-sirotstva-v-usloviyakh-krizisnogo-sotsiuma
16. Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Редакция от 2 апреля 2014 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/04/04/profilaktika-dok.html
V.Yu.Smorgunova, E.Yu.Kalinina Herzen State Pedagogical University of Russia
State-legal regulation problems in Russia family trouble
The fundamental scientific and practical problem studied in this article is a legal definition of "family troubles". There are also reviewed basic problems of legal regulation arisen in a state of crisis. Some of the most important aspects of family troubles are investigated. The authors propose certain recommendations to public authorities and social agencies.
Key words: family troubles, children with disabilities, abandonment of children, social orphanhood, infanticide
References
1. Smorgunova V.Yu., Kalinina E.Yu., Pristanskova N.I. Semejnoe neblagopoluchie: problemy politiko-pravovogo regulirovanija: monografja [Family troubles: challenges of political and legal regulation. Monograph.] Saint Petersburg.: Izdatel'skij Dom «Alef-Press», 2014. 192 p.
2. Smorgunova V.Ju., Kalinina E.Ju., Shadrina E.G. Problemy politiko-pravovogo regulirovanija krizisov i suicidal'nogo povedenija vpodrostkovoj i molodezhnoj srede. Monografja. [Problems of political and legal crisis and suicidal behavior regulation in adolescent and youth milieu] Saint Petersburg.: Izdatel'skij Dom «Alef-Press», 2014. 170 p.
3. Ukaz Prezidenta RF «O nacional'noj strategii dejstvij v interesah detej na 2012-2017 gg.» ot 1 ijunja 2012 g. № 761. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov.ru.
4. Konstitucija Rossijskoj Federacii. Prinjata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrja 1993 g (s uchetom popravok, vnesennyh zakonami Rossijskoj Federacii o popravkah k Konstitucii Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrja
2008 g. N 6-FKZ i ot 30 dekabrja 2008 g. N 7-FKZ) // Rossijskaja gazeta. Federal'nyj vypusk №4831 ot 21 janvarja
2009 g. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/2009/01/21/konstitucia-dok.html
5. Strategija nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 g. (Ukaz Prezidenta RF ot 12 maja 2009 g. № 537)// Rossijskaja gazeta. - 19 maja 2009 g. - Federal'nyj vypusk №4912. URL: http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html.
6. Soshinskij S.A. Disabled children: social problems and unexpected revelations Deti-invalidy: social'nye problemy i neozhidannye otkrytija. http://www.pravmir.ru/deti-invalidy-socialnyeproblemy-i-neozhidannye-otkrytiya.
7. Konvencija o pravah rebenka prinjata rezoljuciej 44/25 General'noj Assamblei ot 20 nojabrja 1989 goda. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
8. Standartnye pravila obespechenija ravnyh vozmozhnostej dlja invalidov. Prinjaty rezoljuciej 48/96 General'noj Assamblei ot 20 dekabrja 1993 goda. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled.shtml
9. Bjatkieva B.A. Family Ill-being as a Factor of Increase of Neglecting Minors. Vestnik Kalmyckogo instituta gumanitarnyh issledovanij RAN. - Jelista, 2012. - № 1. - P. 108-110.
10. Usynovlenie v Rossii. Potral Departamenta gosudarstvennoj politiki Ministerstva obrazovanija i nauki RF. http://www.usynovite.ru/statistics/2013/8/
11. V stolice vruchili premiju «Kryl'ja aista» Usynovlenie v Rossii. Potral Departamenta gosudarstvennoj politiki Ministerstva obrazovanija i nauki RF. http://www.usynovite.ru/massmedia/d60a7a68a8.html
12. Social'nyj proekt «Kolybel' nadezhdy». http://www.babyboxrf.ru.
13. Kostenko M.A. ocial determinants of leaving children after their birth: a case study. MNKO, 2014. - №3. http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-determinanty-otkazov-otnovorozhdennyh-opyt-empiricheskogo-issledovaniya
14. Smorgunova V.Ju, Kalinina E.Ju. Political and legal analysis of government and social regulation of the problems of abandoned newborns. MenedzhmentXXI veka: upravlenie jekonomikoj znanij. Sbornik nauchnyh statej po materialam XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg 25-27 nojabrja 2014 g. -S.136-138.
15. Pavlenko A.Je. Ways and means of social orphans preventive measures in conditions of crisis social surrounding. http://summa-rerum.ru/nauchnyj-forum/elektronnyj-sbornik-nauchnykh-trudov/65-nauchnyj-forum/stati/dopolnitelno/voprosy-obrazovaniya-i-kultury/125-puti-i-sredstva-profilaktiki-sotsialnogo-sirotstva-v-usloviyakh-krizisnogo-sotsiuma
16. Federal'nyj zakon ot 24 ijunja 1999 goda N 120-FZ «Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih» (Redakcija ot 2 aprelja 2014 g.) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/2014/04/04/profilaktika-dok.html
Авторы статьи:
Валентина Юрьевна Сморгунова, доктор философских наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург), e-mail: prof_smorgunova@mail.ru Елена Юрьевна Калинина, кандидат юридических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург), e-mail: bellaflor@mail.ru
Рецензенты:
С.Б. Глушаченко, доктор юридических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена;
Ю.Б. Шубников, доктор юридических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена.