Научная статья на тему 'Государственно-правовое регулирование посессионных отношений в Российской империи в XVIII-XIX веках'

Государственно-правовое регулирование посессионных отношений в Российской империи в XVIII-XIX веках Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
297
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ВЛАСТЬ / ЗАКОН / ПОСЕССИОННОЕ ВЛАДЕНИЕ / ЗЕМЛЯ / НЕДРА / THE STATE / PUBLIC PROPERTY / POWER / LAW / POSESSIONAL POSSESSION / THE LAND / SUBSOIL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полуда Оксана Николаевна

Статья посвящена исследованию вопроса о роли государства в сфере регулирования посессионных отношений в Российской империи в XVIII-XIX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Activity In The Sphere Of Regulation Of Posessional Relations in the Russian Empire In The 18-19th Centuries

The article is devoted to the research of the State's role in the regulation of posessional relations in the Russian Empire in the 18-19th centuries.

Текст научной работы на тему «Государственно-правовое регулирование посессионных отношений в Российской империи в XVIII-XIX веках»

О.Н. Полуда • Государственно-правовое регулирование посессионных отношений в Российской империи в XVIII—XIX веках

27 Циркуляром от 12 сентября 1908 г. № 49131 то же было разрешено в отношении Общества русских драматических писателей. См.: РГАЛИ. Ф. 675. Оп. 3. Д. 6. Л. 62 об. В 1912 г. в Союзе насчитывалось 1600 агентов, в Обществе драматических писателей — 1200. См.: Импр. Французская хлестаковщина // Театр и искусство. 1912. № 16. С. 334; к 1917 г. число членов Общества достигло 1306 членов. См.: Извлечение из доклада Комитета Общества русских драматических писателей и оперных композиторов за 1916 г. // РГАЛИ. Ф. 878. Оп. 1. Д. 47. Л. 167.

28 См.: РГАЛИ. Ф. 878. Оп. 1. Д. 26. Л. 65.

29 Там же. Л. 65-70.

30 См., например: Рекунова В. Долгие проводы // Конкурент (Иркутск). 2009. 31 янв. URL: http://www.vsp.ru/ social/2009/01/31/460611 (дата обращения: 23.09.2011).

О.Н. Полуда

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОСЕССИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII-XIX ВЕКАХ

Статья посвящена исследованию вопроса о роли государства в сфере регулирования посессионных отношений в Российской империи в XVIII-XIX вв.

Ключевые слова: государство, государственная собственность, власть, закон, посессионное владение, земля, недра.

O.N. Poluda

STATE ACTIVITY IN THE SPHERE OF REGULATION OF POSESSIONAL RELATIONS IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE 18-19TH CENTURIES

The article is devoted to the research of the State's role in the regulation of posessional relations in the Russian Empire in the 18-19th centuries.

Key words: the state, public property, power, law, posessional possession, the land, subsoil.

Если рассматривать различные аспекты проблемы государственно-правового регулирования посессионных отношений в Российской империи в ХУШ-Х1Х вв., то станет очевидным, что одним из наиболее значимых факторов, влиявших на посессионное законодательство, был приоритет интересов государства.

Как известно, при Петре I и его приемниках абсолютная монархия получила свое дальнейшее юридическое закрепление и характеризовалась сосредоточением власти в руках одного человека. Эта главная идея монархизма реализовывалась на различных исторических этапах российской государственности как власть суверенного выразителя государственной воли. Данная идея не подвергалась сомнению в законодательных источниках указанного периода. Верховная власть получила новое правовое основание: она существовала в интересах государства и для государства. Империя стремилась к изменению государственного строя через усвоение западноевропейских форм государственности путем реформаторского законодательства в условиях крепостничества. Практика же заставляла законодателя создавать нормы к целому ряду новых уже существующих явлений, учитывать отечественные правовые традиции, основанные на исторических особенностях функционирования правовой организации общества и направленные

© Полуда Оксана Николаевна, 2012

Преподаватель кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия).

на сохранение важных устоев и обычаев, национальных особенностей правового менталитета и правовой культуры российского народа.

Правовая система страны в допетровский период развивалась в условиях господства натурального хозяйства и крепостничества крайне медленно и представляла собой, скорее, совокупность обычаев различных территорий и некоторых источников государственного законодательства. Новая эпоха заменила патриархальные воззрения теорией полицейского государства. С получением в 1721 г. официального статуса империи и провозглашение Сенатом Петра I Императором Всероссийским и «Отцом Отечества» единственным источником права стал признаваться закон. Завершение процесса абсолютизации монархической власти означало окончательное утверждение указанного права государя, получившего официальное наименование закона.

Монарх оставался верховным собственником всего земельного фонда, как это и предусматривалось законами абсолютизма. Законодательно утверждался принцип, что все имущества, не принадлежавшие никому в отдельности, ни частным лицам, ни дворцовому ведомству, ни уделам, ни установлениям, относятся к государственным имуществам. К их числу относились: казенные земли, населенные и ненаселенные, пустопорожние и дикие поля, леса, оброчные статьи, морские берега, озера, судоходные реки и их берега, дороги, здания как публичные, так и казенные, заводы1. Государство как публичный собственник сохраняло право неограниченного пользования лесами. Признание права собственности казны на данные объекты встречается и в более поздних решениях Сената2. Кассационная практика, ссылаясь на нормы Горного устава, констатировала, что право собственности на землю и леса, приписанные к посессионным заводам, принад-3 лежало казне. Владелец имел лишь право владения и пользования ими, отдель-~ ного от права собственности, но не сходного с арендным пользованием.

™ Содержание многочисленных указов, уставов, регламентов и инструкций охва-

01

? тывало практически все институты жизнедеятельности общества. Неравенство

1 различных сословных групп объективировалось на фоне огромного количества

| законов, подзаконных актов и других законодательных источников. Не вдаваясь

| в подробности законодательства Российской империи, важно сказать, что «за-

й бота» власти о своих «подданных» простиралась так далеко, что порой превра-

? щалась в тотальный контроль над ними. Не было исключением и отечественное

® гражданско-правовое поле, законодательство которого отражало приоритет ин-

§ тересов государства над правами и интересами частных лиц. Так, закон в пери-

£ од империи, отвергая большую часть ограничений права собственности, вводил

| при этом массу новых ограничений, исходя уже не из вотчинных прав государ-

ё ства, а из фискальных и полицейских функций.

§ В правление Петра I (а затем и его приемников) среди прочих видов ограниче-

ш

£ ния прав собственности законами устанавливался особый их вид, т. н. посессией онное владение (в дореволюционной историко-правовой литературе обычно обо-1 значаемое как «посессионное право»), т. е. «право вечного владения отведенны-т ми казной имениями и крестьянами, а также населенными имениями, которые приобретены лицами, не имевшими права владеть ими, даруемое фабрикантам и горным заводчикам с условием постоянной поддержки этих фабрик и заводов»3.

Существование в России государственных промыслов или монополий в виде источника государственных доходов объяснялось, прежде всего, обилием земель и других государственных имуществ. Казна как публичный собственник сохра-

90

няла право неограниченного пользования лесами. Ограничения права собствен-

О.Н. Полуда • Государственно-правовое регулирование посессионных отношений в Российской империи в XVIII —XIX веках

ности на земли, принадлежавшие государству, по соображениям фискального или общественно-хозяйственного характера, что во многом способствовали появлению особых поземельных отношений в виде посессионного владения.

Государственный деятель и известный юрист второй половины XIX в. К.П. Победоносцев по этому поводу писал: «Государство, удерживая за собою право собственности на землю, предоставляло ее для целей государственных во владение и пользование — срочное и бессрочное, личное или наследственное, отдельным лицам... Побудительные хозяйственные причины к предоставлению таких прав были весьма разнообразны. Как следствие, разнообразно было и пространство этих прав. Отсюда возникли исторически образовавшиеся виды зависимого, ограниченного права на землю»4.

Единая монопольная государственная собственность на средства производства не создавала необходимых условий для развития многих буржуазно-демократических институтов гражданского права в России первой четверти ХУШ в. В то же время в институте посессионного владения можно увидеть ростки тех прав и свобод личности, свойственных правовому государству и создаваемых исключительно при помощи его правовой политики. Посессионное владение по своему содержанию представляло собой институт демократического (буржуазного) государства, основанного на старых, республиканских догмах римского права, которым изначально был чужд быт феодальной России и, соответственно, эти институты выходили за рамки абсолютистского законодательства. Петр I в своей законодательной политике старался привести посессионное владение как понятие к правильному соотношению субъекта и объекта права. Однако изначальный демократизм эмфитевзиса (институт наследственной аренды ш в римском частном праве, имеющий сходство по широкому кругу правомочий с н посессионным владением) приводил к обратному результату. И это касалось не С

а

только посессии, но и в целом гражданского законодательства, согласно которо- т

о

му казна не могла восприниматься как равноправный субъект имущественного к

о

оборота наряду с другими субъектами права. Вместе с тем наступление эпохи аб- о' солютизма являлось одним из важнейших этапов в истории российской государ- | ственности, а регулирование отношений в промышленной сфере в данных усло- в

виях представляло собой сложную проблему именно в плане соотношения ново- нн

о

го законодательства и правовых традиций. Ю

Итак, поземельные отношения в Российской империи в первой четверти ХУШ и в. носили ярко выраженный феодальный характер. Верховенство государства как с

к

публичного собственника нашло свое отражение в законодательстве, ограничива- а ющем права представителей недворянских сословий владеть землей на праве соб- Л ственности. Кроме того, владельцы фабрик — недворяне не могли приобретать в | собственность крепостных. Власти приходилось жертвовать различными уступ- • ками (Указ «О покупке к заводам деревень»), продиктованными, прежде всего, 88 фискальными и экономическими потребностями государства. ^

В начале XIX в. в направлении правительственной политики произошел рез- § кий перелом, сильно отразившийся и на дальнейшем развитии посессионных отношений. Вследствие осложнений во внешней политике, громадных расходов на военные нужды правительство Александра I предприняло ряд мер, направленных на упорядочение финансового хозяйства империи и экономического благосостояния населения. Результатом такого рода мероприятий стало учреждение Министерства финансов, на которое манифестом от 8 сентября 1802 г. было воз- 91

ложено «управление казенными и Государственными частями, кои доставляют Правительству нужные на содержание его доходы...»5.

Вышесказанное обусловливает необходимость выделения следующих этапов в государственно-правовом регулировании посессионных отношений в Российской империи в XVIII-XIX вв. Первый этап — начало XVIII в. до 1780-х гг. В правление Петра I культивировался государственный интерес, а воля монарха признавалась единственным источником закона. Правовое регулирование промышленного производства в России способствовало развитию общественных отношений, формировавшихся в сфере промышленного производства и находившихся под правительственной опекой. В России, как и в Западной Европе, действовал принцип горной регалии (монопольное право государства на недра). Посессионное законодательство развивалось интенсивными темпами, формировались промышленные регионы (прежде всего, Урал).

Второй этап — с 1780-х гг. до первой четверти XIX в. В царствование Екатерины II стиль и характер реформ кардинально меняются. Манифест «О распространении права собственности владельцев на все произведения земли на поверхности и в недрах ее содержащиеся» 1782 г. и «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» 1785 г. способствовали отходу от принципов горной регалии (монопольного права государства на недра), что в дальнейшем изменило общую направленность всего горно-земельного права: теперь и недра могли находиться в собственности частных лиц. Указ 1801 г. дал новый импульс посессионным отношениям (однако в продолжение правительственной политики Петра I — см. указ 1721 г.) — гильдейскому купечеству разрешалось приобретать земли. Был совершен важный переход от фактического владения к 3 юридической конструкции права собственности: на землю, недра, воды, минера-~ лы и произрастания. Данное право должно было стоять на страже государствен™ ных интересов. Только теперь и интересы частного собственника не могли быть ? ущемлены без определенной потребности в этом. Права посессионеров все более 1 усиливались, частные интересы становились приоритетными. f Третий этап — первая четверть XIX в. - вторая половина XIX в. В России в первой

I половине XIX в. развивались промышленность и торговля. Но отрасли, в которых s продолжал господствовать крепостной труд, перестали развиваться. Посессионные S фабрики также приходили в упадок. Возникла необходимость приспособления ин-s ститута посессионного владения к новым условиям производства. В этой связи для § нас важен Закон 1824 г., разрешивший увольнение фабричных рабочих и крестьян в g другие звания, в случае особого разрешения комитета министров. Следующий важ-| ный момент связан с появлением закона 1835 г., согласно которому всем владельцам ё посессионных фабрик разрешалось отпускать по паспортам приписных и покупных § на посессионном праве к их фабрикам мастеровых, рабочих и крестьян. Наконец, g Указ 1840 г. предложил владельцам посессионных фабрик освобождать рабочих, пе-u реводить их в сословие государственных крестьян и переселять на казенные земли. 1 Фундаментальные изменения во всех сферах государственного устройства Россий-m ской империи второй половины XIX в. заложили основу совершенно нового подхода к правовому регулированию промышленного производства. Согласно дополнительным правилам 1863 г. «О мерах к обеспечению фабричных людей, приписанных к владельческим фабрикам и освобождение владельцев посессионных фабрик от условий посессионного владения» определялось, что владельцы посессионных фабрик, при которых состояли крестьяне, приписные от казны, освобождались от условий 92 посессионного владения. Владельцы, имевшие казенные земли, получали их в пол-

М.И. Мумлева • Законодательное регламентирование правового положения советских судей

ную собственность. Таким образом, в плане имущественных отношений посессионное законодательство осталось без изменений, но произошел процесс трансформации субъектного состава посессионных отношений.

Таким образом, основное отличие деятельности государства в сфере регулирования посессионных отношений в Российской империи в обозначенный период заключалось в том, что она строилась исключительно на государственно-властном императивном юридическом воздействии посредствам его компетентных органов и должностных лиц. Общегосударственная политика России в рассматриваемый период была обусловлена объективными закономерностями общественного развития, потребностями, лежавшими в основе всех проводимых в стране реформ.

В современных же условиях в России, когда фактически все земельные ресурсы страны находятся в распоряжении органов местного самоуправления, а государство практически выпустило из своих рук управление такими стратегическими объектами как, например, земля, недра, леса, существует необходимость активного участия государства в формировании экономически выгодного владения ими.

1 См.: Свод законов гражданских // Свод законов Российской империи. Т. Х, ч. 1. СПб., 1893, ст. 406.

2 См.: Решения гражданского Кассационного департамента 1898-1902. Екатеринослав. № 56.

3 Указ «О покупке к заводам деревень» от 18 января 1721 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. VI. № 3711. В законодательстве Российской империи термин «посессия» впервые употребляется в именном Указе от 18 октября 1797 г.: «Его Императорское Величество соизволил учинить повсеместно свидетельство о казенных землях и прочих посессиях, к частным фабрикам и заводам приписанным, точно ли употребляются для тех надобностей, которые к непременному и действительному существованию заводов и фабрик необходимы, и для которых к оным приписаны» // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. XXIV. № 18211.

4 Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Т. 1-111. СПб., 1896. С. 123.

5 Учреждение Министерства Финансов от 8 сентября 1802 года // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. XXVII. № 20.

М.И. Мумлева

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СОВЕТСКИХ СУДЕЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В статье исследуются особенности правового регулирования статуса советских судей непосредственно после окончания Великой Отечественной войны. Анализируются принципы организации и деятельности советского суда, независимости судей в рассматриваемый период.

Ключевые слова: судья, Советское государство, принципы советского судоустройства, Великая Отечественная война.

M.I. Mumleva

LEGAL EDUCATION AS THE QUALIFICATION REQUIREMENTS TO THE SOVIET JUDGES (FORMATION AND DEVELOPMENT)

The article is devoted to the legal regulation of Soviet judges' status immediately after the Great Patriotic War. The principles of the Soviet court organization and the content of the judicial independence are analyzed in the article.

Key words: a judge, Soviet state, the principles of the Soviet judicial system, the Great Patriotic War.

© Мумлева Мария Игоревна, 2012

Преподаватель кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: mumleva-maria@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.