ИСТОРИЯ
Т. И. Лыпка
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГЕРМАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ (1914-1918 гг.)
Статья посвящена этатистским идеям В. Рате-нау и практике государственно-правового регулирования экономики Германии в годы Первой мировой войны.
Первая мировая война полностью изменила условия, в которых развивался частный бизнес в Германии. Уже первые дни войны показали, что рейх и его союзники были ограничены в источниках сырья. Война, не обеспеченная материальными ресурсами, не могла быть ни длительной, ни победоносной. Тем, что, несмотря на ограниченность сырьевых запасов, армия вплоть до последних дней войны сохранила высокую боеспособность, Германия во многом обязана Вальтеру Ратенау, организатору экономики, крупному промышленнику, не склонному к милитаристским настроениям.
Г. Хауч писал: «В деловой жизни Германии отыщется немного примеров, когда переплетение власти монополий и государства нашло такое отчетливое выражение в одном человеке -В. Ратенау, как это было в период после начала Первой мировой войны. Для немецкого империализма с самого начала было ясно, что обеспечение сырьём станет решающим пунктом ведения войны. Поэтому уже в августе 1914 г. при военном министерстве был образован Отдел обеспечения стратегическим сырьём (военно-сырье-вой отдел), который за короткий срок разросся в широко разветвлённую сеть органов, осуществлявших фактический контроль над всей экономикой в условиях войны. Инициатором создания системы был В. Ратенау, ставшей затем руководителем этого центрального командного пункта национального хозяйства» [1]. Вполне обоснованным можно считать утверждение, что без решения проблемы военного сырья ход войны был бы другим. Германия уже в первые меся-
ЛЫПКА Татьяна Ивановна - кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин ВятГГУ © Лыпка Т. И., 2008
цы войны столкнулась бы с сырьевым кризисом [2]. Зависимость от иностранного сырья (особенно цветных металлов, селитры, пряжи, хлопка) была вызвана чрезмерным развитием индустрии. Дисбаланс между слабой сырьевой базой и развитой немецкой промышленностью был очевиден. Ратенау указывал на эту проблему ещё в 1913 г., исходя из потребностей АЕГ.
В докладной записке военному министру Фаль-кенхайну от 3 августа 1914 г. Ратенау предложил организовать сырьевой отдел при министерстве (Е.оЬта1епа1ат1:) [3]. То, что мировая война будет войной ресурсов, стало окончательно ясно 4 августа 1914 г., когда в войну вступила Англия. Ратенау позднее сообщал, как он прореагировал на это известие: «Я видел континент блокированным и осознавал, что нашу участь определяют сырьё и продовольствие» [4]. 9 августа Ратенау был приглашён к военному министру Е. Фалькенхайну для обсуждения проблемы обеспечения сырьём германской промышленности, затем переговоры были продолжены 10 августа [5]. План установления государственного контроля над немецкой промышленностью исходил от Мёллендорфа. Особое внимание Ратенау сконцентрировал на собственных идеях, касающихся конфискации богатой сырьевой базы Бельгии.
Военное руководство, делавшее ставку на «блицкриг», почти не занималось экономической подготовкой к войне. Сам Фалькенхайн был сторонником плана Шлиффена [6]. Генерал Грёнер писал: «Лишь немногие в военных кругах задумывались над экономическими вопросами и их значением для ведения войны» [7]. Для генерального штаба, который во многом еще не отрешился от понятий XIX в., война оставалась лишь вооруженной схваткой, но Ратенау убедил Фалькенхайна в необходимости основания военно-сырьевого отдела при министерстве («Кпе§е8ГоЬ81:оГГаЬ1еПи炙) и привлечения к этому делу в качестве шефа ведомства гражданского лица. Военно-сырьевой отдел должен был обеспечить централизованное снабжение военной промышленности дефицитным стратегическим сырьём. 13 августа Ратенау получил официальное сообщение от Фалькенхайна о создании военно-сырьевого отдела при военном министерстве, сопредседателями были назначены Ратенау и полковник Ёме [8].
Государственно-правовое регулирование частного хозяйства было обусловлено не только вой-
ной: напряжение, вызванное начавшимися военными действиями, лишь ускорило продвижение к новым формам организации промышленности. 14 августа 1914 г. в письме к Г. Штеру (Herman Stehr) Ратенау сообщал: «Мне ясно, что мои методы, которые обеспечат достижение поставленной цели, проникнут глубоко в структуру капиталистической организации экономики, это вмешательство встретит сильное сопротивление промышленников и рейхстага» [9].
Вальтер Ратенау следующим образом определил задачи, стоящие перед военно-сырьевым отделом: 1. Все сырьевые материалы должны применяться, прежде всего, для военных надобностей и не могут быть свободно обращаемы по воле их владельцев. 2. Необходимо усилить привоз сырья из нейтральных стран и оккупированных местностей всеми доступными средствами. 3. Необходимо усилить отечественное производство, пользуясь новейшими приёмами техники. 4. Следует обратить серьёзное внимание на замену одних материалов другими, особенно недостающих металлов; словом, необходимо широкое применение суррогатов [10].
Военно-сырьевой отдел быстро разросся в огромный аппарат с центральной телефонной станцией, отделами и ведомствами конфискации и транспортировки товаров, надзорными службами. Кроме того, отдел занимался установлением цен на сырьё, развитием производства суррогатов, строительством новых фабрик по производству азота. Отдел контролировал около 300 стратегически важных видов сырья в Германии и во всех оккупированных областях и странах. Его организация состояла из сети служб и ведомств, действующих практически в каждом округе.
Военное министерство, взявшее на себя переустройство промышленности в интересах обороны, встретило поддержку со стороны промышленников. 8 августа 1914 г. по инициативе «Союза немецких промышленников» [11], «Центрального объединения германских промышленников» [12] и при участии представителей имперского и союзных правительств был учреждён Военно-про-мышленный комитет (Kriegsausschuss der deutschen Industrie), куда вошли представители правительства и предпринимательских организаций [13]. Военно-промышленный комитет поставил перед собой задачу «сплочения всех духовных и материальных средств, которыми располагает промышленность, под единым руководством опытных организаторов, действующих в тесном контакте с имперским правительством и германским финансовым капиталом». В состав его вошли 24 финансовых и промышленных деятеля. Этим определился полуобщественный характер Военно-промышленного комитета [14], который контролировал 9/10 германской индустрии, регла-
ментировал производство отдельных предприятий и целых отраслей.
Одновременно был создан Военный банк, который должен был объединить кредитные средства крупнейших банков и распределять их в виде ссуд нуждающимся в платёжных средствах предпринимателям. В руководство банком вошли представители частных банков, предприниматели и государственные чиновники. Были запрещены капиталовложения в ряд отраслей промышленности. Банк финансировал заказы, выполнявшиеся исключительно на предприятиях тяжелой, электротехнической и химической промышленности, которые являлись поставщиками оружия. Используя кредиты, старые монополии рационализировали и расширяли своё производство.
Военно-сырьевому отделу для закупки сырья нужны были финансовые средства. 25 августа 1914 г. было получено согласие государственного казначейства на выделение отделу 20 млн марок кредита и 5 млн марок наличными [15]. Но этой суммы было недостаточно. Проблема была решена благодаря идее Ратенау: организовать военно-ак-ционерные общества (Кп§8'тП8сЬаЙ§е8е118сЬаЙеп). 27 августа 1914 г. В. Ратенау представил развернутый план мобилизационных мероприятий. Мёл-лендорф поддержал «проект устава, и проведение прочей подготовительной работы по созданию "Кригсметалл АГ"» [16]. Затем были проведены переговоры по созданию акционерного общества «Кригсметалл» («Кпе§8ше1а11-Ак11еп§е8е118сЬаЙ», КМА) [17]. 2 сентября 1914 г. было основано КМА, затем «Кригсхемикален АГ» («Кпе§8сЬегшка1еп АС») [18], «Кригсвольбедарф АГ» («Kriegswollbedarf АС»), «Кригследер АГ» («Kriegsleder АС»), «Кригсвирт-шафт АГ», («Кпе§8-шП8сЬаЙ8 АС») и др. [19]
Акционерные общества имели крупный основный капитал, который формировался за счёт членских взносов, вносимых предприятиями. Форма организации этих обществ носила частноправовой характер. Ведение дел лежало на директоре, выбираемом общим собранием и действовавшем под его контролем. При директоре в качестве совещательного органа функционировал Совет правления. Общества носили общественно полезный характер и не должны были приносить участникам никаких выгод, ни в форме дивидендов, ни в форме ликвидационных прибылей [20]. Прибыль, за вычетом обычных 4% в пользу членов, поступала в пользу государства, так же как и остаток после ликвидации общества.
Оплата реквизиционных квитанций входила в обязанности этих обществ. Таким образом, военное министерство было освобождено от фактического заготовления сырья, товаров, а казна - от необходимости расплачиваться с владельцами секвестрованных запасов. Обществам было предоставлено право участия в обсуждении и
утверждении реквизиционных цен, условий приёмки и сдачи сырья. На них была возложена обязанность снабжения предприятий иностранными материалами путём закупки в нейтральных странах. Ратенау осознавал, что сложно разделить сырьё «эффективно и справедливо» [21]. Общества распределяли весь материал между предприятиями определённой отрасли, работавшими на оборону, соответственно их потребностям и производственным мощностям. Ратенау попытался соединить государственное управление с промышленным самоуправлением в военно-акционер-ных обществах, считал, «что они под собственным контролем при незначительном влиянии со стороны государства способны правильно решить задачу сбора и раздела сырья» [22]. Услугами общества имели право пользоваться не только его члены, но и все предприятия данной отрасли, которые выполняли государственные военные заказы [23].
Контроль со стороны государства осуществляли имперские комиссары и представители отдельных министерств, пользовавшиеся правом вето [24]. Таким образом, вокруг военно-сырье-вого отдела и военно-промышленного комитета сложилась сеть военно-акционерных обществ по отдельным отраслям хозяйства [25]. Военно-ак-ционерные общества занимались экономическими аспектами войны, регулированием военной экономики, в частности, в таких областях, как производство и распределение сырья, продуктов питания, внешняя и внутренняя торговля, финансирование войны, экономическое освоение оккупированных областей [26].
Так складывалась система военной экономики. Эта созидательная деятельность характеризует Ратенау как творческую и активную личность. Военно-акционерные общества были задуманы В. Ратенау как модель для преодоления финансовых трудностей. При его непосредственном участии на транспорте из грузооборота была исключена свободная конкуренция, он стал принудительным. Сеть военно-акционерных обществ стала действующим государственно-общественным механизмом для приобретения и распределения сырья, в первую очередь металла, химических удобрений, джута, шерсти, каучука. Государственные ведомства и министерства на таких предприятиях имели права наблюдателей. Таким образом, военно-акционерные общества были посредниками между акционерными компаниями, которые олицетворяли свободные экономические капиталистические отношения, и государственными ведомствами. Судя по всему, Ратенау полагал, что подобным организационно-экономическим формам будет принадлежать будущее. Военно-акционерные были созданы по образцу синдикатов, картелей и союзов отдель-
ных отраслей промышленности, которым были приданы государственные функции.
Государственная бюрократия переплелась с руководящим звеном монополий, и в частности компании АЕГ. Интересно была организована структура одного из самых важных обществ по распределению стратегических металлов -«Кригсметалл АГ». Председателем наблюдательного совета этого общества был директор «АЕГ» -Г. Пейерле. Важные должности занимали: капитан Бургерс - генеральный директор «Гельзен-кирхенер бергверке», капитан Флориан Клёкнер -совладелец концерна Клёкнера, Рихард Мертон -глава «Металлгезелынафт». Руководителем секции химической промышленности в этом отделе был лейтенант Шмиц - член правления компании «Бадише анилин - унд содафабрик». Одновременно Шмиц контролировал «Кригсхемикалиен АГ » -одну из важнейших компаний военного сырья. Это переплетение монополий, банков и госаппарата обеспечивало тесную связь с верховным военным руководством (ОХЛ - Oberste Heeresleitung), которое, в конечном счете, распределяло гигантские военные заказы. Сам В. Ратенау представлял военное министерство. Переплетение монополии и государства в этом случае становилось особенно тесным [27].
Интеграция правительственных ведомств, большого бизнеса и генералитета влекла за собой рост аппарата военно-сырьевого отдела. В январе 1915 г. произошло его деление на общий отдел, учреждение конфискации, отдел обработки экспедиционных заданий. В начале января Ратенау сообщает, что под его началом работало более 650 человек [28]. «В середине 1915 г. отдел по численности персонала, занимаемой площади и объёму работы затмил большинство прусских министерств» [29].
Во второй половине 1914 г. - начале 1915 г. Ратенау выполнял тяжёлую организационную работу. Он описал это в докладе «Deutschlands Rohstoffversorgnung». «Мы осуществили новую идею конфискации, правда, с небольшим произволом, но закон об осадном положении помог нам» [30]. Это место с его согласия было пропущено в первом издании доклада. Огромным достижением Ратенау стало налаживание новой технологии по производству селитры. Без селитры Германия после февраля 1915 г. вынуждена была бы капитулировать [31]. Возросла потребность в проводах, недостаток меди удалось восполнить подходящим заменителем - никелированным мягким железом. Германия испытывала острую нехватку резины, к концу войны немецкие грузовые автомашины могли оказаться без шин. ИГ Фарбениндустри приступила к разработке технологии получения синтетического каучука. Насколько проблема была серьёзной, говорят два
постановления Союзного Совета: от 1 апреля 1916 г. о запрете пользоваться автомобилями и от 12 июня 1916 г. о запрещении гражданскому населению пользоваться велосипедами [32]. Меры, предпринятые для производства синтетических заменителей, принесли результаты. Дуисберг писал: «Мы теперь можем ежегодно производить 2 тысячи тонн в год, что равняется одной восьмой части нашей потребности мирного времени. Будущее покажет, можем ли мы конкурировать с дешёвым натуральным каучуком» [33]. Таким образом, была создана целая суррогатная индустрия, которая имела громадное значение: она обеспечила военную промышленность необходимым сырьем [34]. Это сберегло золотые ресурсы Германии.
В. Ратенау осуществил идею принудительного синдицирования, то есть объединения промышленных предприятий, при котором права отдельных предпринимателей по регулированию производства, цен, поставок и сбыта переходят в руки центральной организации, работающей под непосредственным контролем и в соответствии с директивами государственной власти. Правительство Германии вынуждено было перейти к этой системе после того, как выяснилась необходимость ввести в новое организационное русло процесс перегруппировки в отдельных отраслях промышленности, что было вызвано реквизициями, ограничениями в сырье, топливе, перемещениями на рабочем рынке.
Ратенау сосредоточивал внимание поочерёдно на определённых отраслях промышленности, в каждой из них были созданы огромные картели. В черной металлургии это было просто сделать, так как важнейшие металлургические предприятия были уже объединены в картели, аутсайдеры вынуждены были войти в них. В области химии было ещё проще, так как Карл Дуисберг был единомышленником Ратенау и сторонником концентрации химической промышленности. В 1916 г. химические предприятия объединились в ИГ Фар-бениндустри во главе с Дуисбергом. Восходящее светило ИГ Фарбениндустри - Герман Шульц -стал помощником В. Ратенау. Затем те же мероприятия были проведены Ратенау в кожевенной и каучуковой промышленности.
В промышленных кругах отношение к подобным мерам было двойственным. Были случаи, когда звучали оппозиционные высказывания против принудительных объединений. Примером чисто «принудительного синдицирования » может послужить создание указом 5 ноября 1914 г. синдиката крахмальной промышленности [35]. Другой пример - образование угольного синдиката, возникшего на основании постановления от 12 сентября 1915 г. [36] Но все протесты против усиления государственного регулирования в производ-
стве смолкали перед давлением экономической необходимости. В своих речах в рейхстаге в конце войны министр внутренних дел К. Гельферих разъяснял, что осуществление этой системы диктовалось условиями военного времени. Тяжёлое положение промышленности Германии, вынужденной довольствоваться всё меньшими запасами сырья, было достаточным основанием для того, чтобы считать возвращение к свободному рынку и частной инициативе весьма опасным.
Проводилась политика устранения «непроизводительных» мелких и средних предприятий в интересах рационализации хозяйства. В своих военных воспоминаниях К. Гельферих писал: «В заключение я ставлю вопрос об осуществлении экономически целесообразного принципа сосредоточения производства на избранных высокопроизводительных заводах мыловаренной промышленности. В мирное время в ней насчитывалось не менее 2 тыс. предприятий, в большинстве своём очень мелких. Теперь жирами снабжены лишь немногие высокопроизводительные предприятия, тогда как закрытым предприятиям дано лишь право получать готовую продукцию со скидкой и продавать в своей упаковке (постановление от 21 июля 1916 г.). Аналогичный порядок намечен в обувной промышленности» [37].
В тех же отраслях промышленности, которые ещё не были картелированы и где отдельные промышленники были склонны идти своим путем, Ратенау принуждал организовываться. Жёстко регламентировалось снабжение сырьём, устанавливались обязательные цены и квоты на сырьё и готовую продукцию. Чтобы добиться максимального роста производства продукции, Ратенау стал закреплять за заводами определённые задания. Это привело к проверке конторских книг, к нарушению принципа коммерческой тайны и к управлению отдельными отраслями промышленности как единым целым, что повлекло ещё большее картелирование после войны. Сам Ратенау был убеждён, что Германия никогда уже не отойдёт от созданной им военно-экономической системы. Несмотря на жёсткую централизацию всей немецкой экономики, она оставалась в руках частных предпринимателей.
После окончания Первой мировой войны Ратенау писал: «Мы стоим перед лицом значительных сдвигов в экономическом мышлении. Война, по природе своей явление политическое, имела мировое революционизирующее значение, что и потрясло экономический и социальный строй Европы... Из развалин воздвигнется не коммунистическое государство и не система свободной игры экономических сил. Частному предпринимателю не будет дано большой свободы, но, с другой стороны, деятельности отдельных лиц будет сознательно предоставлено определённое
место в экономическом организме, работающем на общество в целом...» [38].
31 марта 1915 г., через 8 месяцев, закончилась деятельность Ратенау в военном ведомстве. Но даже когда 1 апреля 1915 г. он вышел из руководства военно-сырьевого отдела, влияние его концерна на регулирование развития немецкого хозяйства сохранилось. К тому же он вскоре стал государственным комиссаром по «надзору» за сырьевой политикой Германии [39].
Деятельность Ратенау в качестве главы военно-сырьевого отдела - это попытка создать смешанную экономическую организацию. Развивающиеся ведомства при военном министерстве имели тенденцию к сильной государственно-пра-вовой регламентации экономики.
Его заслуги в экономическом секторе бесспорны. Практическая деятельность Ратенау как организатора отдела сырья военного министерства и планы, разработанные в его трудах, создали ему репутацию созидателя и реформатора.
Газета «Times» опубликовала 11 октября 1915 г. статью «Бизнесмен и война», в которой организация Ратенау была названа «выдающейся идеей современности», благодаря чему «экономическая мощь блокированной Германии после войны станет более значительной, чем экономическая мощь Англии: это индустриальное чудо, эта изобретательность, организаторский гений - это чрезвычайное явление. Оно объясняет падение Варшавы и мощное западное наступление немцев, и непроницаемый западный фронт. И если считают Фалькенхайна, Гинден-бурга и Макензена великими немецкими солдатами, то рядом с ними следует поставить немецкого предпринимателя, доктора В. Ратенау»
[40]. Немецкие газеты перепечатали эту статью в декабре 1915 г.
В годы войны Ратенау смог увязать государственные приоритеты с интересами своего концерна. На АЕГ обрушился поток заказов, например, на полевые и телефонные провода. Также необходимо упомянуть и о крупных заказах на электричество, поскольку работавшая в три смены военная промышленность потребляла гораздо больше электроэнергии, чем в мирное время. Одновременно расширилось крайне энергоёмкое производство азота и алюминия.
АЕГ перестроила производство в соответствии с требованиями военного времени, на заводах строили самолёты, производили боеприпасы. АЕГ становится после компании Круппа вторым по значимости производителем военных материалов
[41].
1914 г. в Хеннигсдорфе (Henningsdorfer) стали расширять производство самолётов [42]. Персонал фабрики АЕГ по производству самолётов с 1914 г. по 1915 г. увеличился от 200 до 600 рабочих и слу-
жащих [43]. Фабрика изготовила в 1914 г. 20 самолётов, в 1915 г. - 91, в 1916 г. было смонтировано 220, в 1917 г. - 615. В 1915 г. «Люфт-Фар-цойг-гезелынафт» («ЬиЙ-ЕаЬгге^^езеШсЬаЙ»), в наблюдательном совете которого В. Ратенау был представителем от электрохимических предприятий, получил заказ на поставку 60 самолётов (А1Ьа1:го88-Ворре1^ескегЙ1^е1^) [44].
На предприятиях АЕГ, где изготовляли двигатели внутреннего сгорания, работали круглосуточно и без выходных [45]. Заводы работали на пределе своих производственных возможностей. АЕГ поставляла для военных судов и подводных лодок электрическое оборудование, турбины, дизельные и электрические моторы. В
1917 г. компания обеспечила 25 военных судов турбинами. В том же году АЕГ поставила 3 дизельных двигателя для подводных лодок, в
1918 г. - 13 двигателей [46].
Выводы о значении быстрого перепрофилирования гражданской промышленности на производство военной продукции Ратенау сделал в 1917 г. Война продлилась бы не более 6 месяцев, «если бы крупная промышленность Германии не доказала способность осуществить перестройку, которая была успешной. 9/10 предприятий было переведено на военные рельсы, и производство военной продукции увеличилось в 100 раз» [47].
Высокие технологические возможности и новейшее оборудование позволили концерну В. Ратенау не только повысить производительность предприятий, но и расширить ассортимент военной продукции.
Тяжелым было положение в области производства боеприпасов. Уже осенью 1914 г. АЕГ обязалась поставить армии 150 000 снарядов. Необходимо было строительство новых фабрик и расширение существующих. Военным министерством 8 сентября 1914 г. были утверждены субсидии для производства пороха, селитры, аммония и хлора в размере 78 млн марок для финансирования частных предприятий, немалая часть этих денег утекла в АЕГ. Также были установлены суммы задатка для частных фирм, принимающих государственные военные заказы, в размере 300 млн марок, а для фабрик по производству запалов (взрывчатых веществ) - в размере 220 млн марок [48]. Гарантия получения таких больших сумм объясняет интерес, который АЕГ проявила к производству взрывчатых веществ. В 1915 г. АЕГ усилила внимание к научным разработкам в области производства оружия и боеприпасов.
Военная промышленность потребляла огромное количество энергии, это обеспечило АЕГ постоянные заказы и колоссальные прибыли. Концерн наращивает в 1915 г. энергопроизводственные мощности, для того чтобы далее разви-
вать суррогатное производство, которое являлось энергозатратным. АЕГ в 1915 г. получила государственный заказ на строительство центральной электростанции, которая должна была обеспечить энергией запланированный государственный азотный завод в Пистеритце [49]. Построенное предприятие ежегодно давало 175 ООО тонн извести и азота. Одновременно был закончен монтаж оборудования на фабрике в Колпа (Colpa), которая энергию получала от АЕГ - её собственного предприятия «Чёрневитцер Краф-тверк» («Zschornewitzer Kraftwerk»). Так возникло ещё одно предприятие АЕГ в электрохимической области «Ди Электро-Зальпетер А.Г.» («Die Elektro - Salpeter A.G.») в Колпа около Биттер-фельда. «Программа Гинденбурга», принятая в
1916 г., обязала предприятия изготовить немыслимое количество боеприпасов. Ратенау провёл реконструкцию предприятий с целью увеличения производства боеприпасов. АЕГ наладила в
1917 г. массовое производство запалов для гранат, гильз для стальной картечи. Концерн построил в 1916 г. на 9,7 млн марок из государственных средств в Хенниксдорфе фабрику по производству аммония и пороха. Затем был реконструирован завод Кабелверке, это позволило наладить выпуск запалов для гранат и производство синтетического каучука [50].
Потребности концерна в меди в 1913-1914 гг. удовлетворяло его собственное предприятие «Кабелверке Оберзее» («Kabelwerke - Obersee») (32 250 тонн). Проведя ревизию запасов меди в стране, Ратенау на заседании военно-сырьевого отдела 1 ноября 1914 г. сообщил: «Наличие меди в Германии можно считать удовлетворительным». В мае 1915 г. АЕГ установила электрическое оборудование на военный корабль «Вюртемберг», а 22 октября 1915 г. получила заказ на поставку электрооборудования для двух крейсеров.
В 1917 г. АЕГ совместно с «Сименс-Шуккерт Верке» («Simens-Schuckert Werke») основывает предприятие «Баварише Алюминиум А.Г.» («Bayarische Aluminium A.G.») по изготовлению суррогата меди [51]. 1917-й военный год принёс АЕГ новые достижения в расширении и дальнейшем развитии бизнеса. Но для Ратенау было ясно, «что коммерческие результаты военного производства не соответствовали затраченным трудовым ресурсам и инвестициям» [52].
Авиазаводы АЕГ не смогли увеличить выпуск самолётов, рекордным остался 1917 г., в
1918 г. было собрано 454 самолёта. Ратенау причиной падения производства считал недостаток квалифицированных рабочих [53]. Он полагал, что создавшееся положение на авиазаводах можно исправить благодаря «программе Гинденбурга» [54]. По его мнению, достаточно было 1000 специалистов, чтобы «всю
индустрию самолётных моторов поставить на широкую основу» [55].
Ратенау некоторое время не публиковал свой доклад «Обеспечение сырьем Германии» («Deutschlands Rohstoffversorgung»), с которым должен был выступить на заседании «Обществ Германии. 1914» («Deutsche Gesellschft 1914»). В нем он впервые обобщил свой военно-экономический опыт для будущего, понимая значение этого опыта.
Ратенау хотел перенести «регулируемый капитализм» в послевоенное хозяйство, которому, по его мнению, угрожал социализм. Самым ценным результатом развития капитализма для него были крупные предприятия, которые он сравнивал с произведениями искусства и которые уже только поэтому должны быть неприкасаемы.
Во время Второй мировой войны Альберт Шпеер практиковал идеи плановой экономики, его успеху завидовали русские и американцы. В мемуарах Шпеер сообщает, что на военную экономику оказали сильное влияние идеи Ратенау по организации хозяйства [56]. На другой стороне политического спектра также имелись деятели, оценившие новаторские подходы Ратенау: Ленин и его консультанты по экономике Милютин и Ларин, которые при создании советского планового хозяйства учитывали его достижения в области строительства военной экономики [57]. В Германии после Второй мировой войны, когда происходило восстановление хозяйства, ряд промышленников скептически относились к правительственным планам развития «свободной рыночной экономики». После 1945 г. крупным предпринимателям будущее казалось слишком непредсказуемым, а разрушения грандиозными, они не хотели себя связывать с рискованной свободной рыночной экономикой. Смешанная модель, интегрирующая корпоративные объединения, профсоюзы и государство, созданная Ратенау, предполагала большую надёжность. Этих примеров достаточно для того, чтобы убедиться в целесообразности изучения опыта и мыслей Ратенау по организации экономики.
Классического свободного капитализма во всём этом оставалось немного, но на коротких отрезках времени, в обстановке жесточайшего противоборства схема Ратенау оправдала себя. В тех или иных вариациях к ней пришли госу-дарства-участницы Второй мировой войны. Этатистские идеи Ратенау во многом повлияли на характер не только военной, но и мирной экономики в XX в. Конечно, она никогда не была в странах Запада столь жёстко зарегулирована, как во время мировых войн, но сами масштабы госу-дарственно-правового регулирования возросли на порядок по сравнению с XIX в.
Примечания
1. Хауч, Г. Империя «АЕГ-Телефункен» [Текст]/ Г. Хауч. М„ 1982. С. 64.
2. Дике, А. Война и народное хозяйство. По опыту Германии в первую мировую войну 1914-1918 гг. [Текст] / А. Дике. М., 1926 ; Ларин, Ю. Государственный капитализм военного времени в Германии. (1914— 1918) [Текст] / Ю. Ларин. М.; Л., 1928; Букшпан, Я. Военно-хозяйственная политика. Формы и органы народного хозяйства во время мировой войны. 1914— 1918 [Текст] / Я. Букшпан. М.; Л., 1929.
3. Дике, А. Указ. соч. С. 14-15, 93; Ларин, Ю. Указ. соч. С. 11.
4. Rathenau, W. Politische Briefe [Text] / W. Rathenau. Dresden, 1929. S. 14.
5. Faldman, G. Army, Industrie and Labor, 1914-1918 [Text] / G. Faldman. Princeton, New Jersey, 1966. S. 47; Rathenau, W. Gesammelte Schriften [Text] / W. Rathenau. Berlin, 1918. Bd. 5. S. 32; Rathenau, W. Tagebuch [Text] / W. Rathenau. Berlin, 1967. S. 178.
6. Ферстер, Г. Прусско-германский генеральный штаб [Текст] / Г. Ферстер, Г. Гельмерт, Г. Отто, Г. Шниттер. М., 1966. С. 160; Müller, А. Die Kriegsrohstoffbewirtschaftung 1914 bis 1918 im Dienste des deutschen Monopolkapitals [Text] / A. Müller. Berlin, 1955. S. 13.
7. Gröner, W. Lebenserinnerungen [Text] / W. Gröner. Göttingen, 1957. S. 328.
8. Rathenau, W. Tagebuch... S. 187; Дике, А. Указ. соч. С. 14-15, 93; Ларин, Ю. Указ. соч. С. 11.
9. Rathenau, W. Briefe, an Hermen von Sther, 14.08.1914. S. 81; Tagebuch... S. 187.
10. Rathenau, W. Deutschlands Rohstoffversorgnung. S. 3.
11. Союз немецких промышленников (Bund der deutschen Industriellen) объединил представителей обрабатывающей промышленности.
12. Центральное объединение германских промышленников (Zentralverband der deutschen Industriellen) -представители тяжелой промышленности.
13. Богданович, Т. Борьба с дороговизной в Германии [Текст] / Т. Богданович // Русские записки. 1915. № 12. С. 131; Дике, А. Указ. соч. С. 95.
14. Букшпан, Я. Указ. соч. С. 205.
15. Burehardt, L. Eine neue Quelle zu den Anfangen der Kriegswirtschaft in Deutschland 1914 [Text] / L. Burehardt // Tradizion. Zeitschrift für Firmengeschichte und Unternehmerbiographie. Berlin, 1971. № 16. S. 79.
16. Ibid. S. 84.
17. Muller, A. Kriegsrohstoffbewirtschaftung 1914-1918 in Dienste des Deutschen Monopolkapitals [Text] / A. Muller. Berlin (Ost), 1955. S. 30.
18. Ibid. S. 135.
19. Hecker, G. W. Rathenau und sein Verhältnis zu Militär und Krieg. [Text] / G. W. Hecker. Boppard am Rein, 1983. S. 223.
20. ЦХИДК. Ф. 634. O. 2. Д. 5. Л. 5; Rathenau, W. Bericht über Kriegs-Rohstoff-Abteilung... S. 5.
21. Ibid. S. 5.
22. Ibid. S. 6.
23. Ibid. S. 6;Muller, A. Kriegsrohstoffbewirtschaftung... S. 130.
24. ЦХИДК. Ф. 634. O. 2. Д. 5. Л. 8; Rathenau, W. Bericht über Kriegs-Rohstoff-Abteilung... S. 8.
25. ЦХИДК. Ф. 634. О. 1. Д. 311. Л. 118.
26. Mottek, Н. Wirtschaftsgeschichte Deutschlands. Ein Grundriss [Text] / H. Mottek, W. Becker, A. Schröder. Berlin, 1974. Bd. III, S. 207.
27. Хауч, Г. Указ. соч. С. 64; Müller, A. Die Kriegsrohstoffbewirtschaftung 1914-1918 im Dienste des deutschen Monopolkapitals [Text] / A. Müller. Berlin (Ost), 1955. S. 13, 17.
28. Rathenau, W. Deutschlands Rohstoffversorgnung. S. 15.
29. Ibid. S. 51-52; Ibid. Politische Briefe. S. 37; ЦХИДК. Ф. 634. On. 1. Д. 85. Л. 55.
30. Rathenau, W. Deutschlands Rohstoffversorgnung. S. 18.
31. Schulin, E. Op. cit. S. 83.
32. Сесюли, Р. ИГ Фарбениндустри [Текст] / Р. Сесюли. М„ 1947. С. 56.
33. Цит. по: Сесюли, Р. Указ. соч. С. 57.
34. Ларин, Ю. Указ. соч. С. 12-13; Дике, А. Указ. соч. С. 69, 71, 72, 73.
35. Букшпан, Я. Указ. соч. С. 217.
36. Hecht. Wandel. Organisationsformen der deutschen Rohstoffindustrien (die Kohle) [Text]. München, 1924. Kestner, F. Der Organisationszwang [Text] / F. Kestner. Berlin, 1927. S. 209.
37. Rathenau, W. Tagebuch... S. 214; Helfferich, C. Der Weltkrieg [Text] / C. Helfferich. Berlin, 1924. Bd. 2. S. 245.
38. Rathenau, W. Politische Briefe. S. 111.
39. Хауч, Г. Указ. соч. С. 65.
40. A Businessman and War. Dr. Rathenaus-Scheme-Germany's Plans for Exhaustion. Long struggle. Preparing [Text] // Times. 11.10.1915. № 40. 982. S. 6; Times. 12.10.15. 983. S. 5.
41. Brienckmeyer, H. Die Rathenaus [Text] / H. Brienckmeyer. München. 1922. S. 51.
42. AEG, Forschen. Berlin, 1956. Bd. 2. S. 315.
43. Авиационно-техническое отделение АЕГ в Хен-нигсдорфе преобразовано в «АЕГ-Самолётная фабрика» (AEG - Flugzeugfabrik).
44. Hecker, G. Op. cit. S. 305, 307, 403.
45. Ibid. S. 305.
46. Groner, E. Die deutschen Kriegsschiffe 1815-1936 [Text] / E. Groner. München; Berlin, 1944. S. 26, 29.
47. Rathenau, W. Von Aktienweisen. S. 6&;Kocka, J. Klassengesellschaft in Krieg: Deutsche Sozialgeschichte, 1914-1918 [Text] / J. Kocka. Gottingen, 1973. S. 22.
48. Hecker, G. Op. cit. S. 307.
49. Букшпан, Я. M. Указ. соч. С. 210.
50. Hecker, G. Op. cit. S. 348.
51. 50 Jahre AEG, S. 204. Czimatis, A. Rohstoffprobleme der deutschen Aluminium-Industrie [Text] / A. Czimatis. Dresden, 1930. S. 73; Schroeter. Krieg-Staat-Monopol 1914-1918 [Text] / Schroeter. Berlin (Ost), 1965. S. 151.
52. 50 Jahre AEG, S. 206.
53. Rathenau, W. Politische Briefe. S. 182. Rathenau an Ludendorff, 4.7.1918.
54. Rathenau, W. Politische Briefe. S. 183.
55. Ibid.
56. Strandmann, H. P. Rathenau zwischen Politik und Wirtschaft [Text] / H. P. Strandmann // Am Wendpunkt der eurapischen Geschichte. Gottingen; Zurich, 1981. S. 94.
57. Schulin, E. Op. cit. S. 85.