Научная статья на тему 'Государственно-общественное призрение в Российской империи'

Государственно-общественное призрение в Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
245
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гайсина А. В.

В статье рассматриваются исторические этапы государственной политики в области благотворительности и общественного призрения в Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-общественное призрение в Российской империи»

ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗРЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

© Гайсина А.В.

Уфимская государственная академия экономики и сервиса, г. Уфа

В статье рассматриваются исторические этапы государственной политики в области благотворительности и общественного призрения в Российской империи.

Политика государства в области благотворительности в России имеет глубокие исторические корни. Согласно словарю Брокгауза и Эфрона благотворительность - это «проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему...» [6]. Выделяют две формы благотворительности: неорганизованную (милостыня) и организованную (государственное, общественное призрение). Если милостыня носит субъективный характер и зависит от личности подающего милостыню, то целью общественного призрения является «обеспечение нуждающегося и предупреждение нищеты» [6]. Таким образом, в рассматриваемый исторический период общественное призрение выступает как государственная политика в области благотворительности.

История человечества показывает, что не каждый человек может обеспечить себе достойное существование самостоятельно. Дети без родителей, старики и больные, оставшиеся без попечения родственников, люди имеющие недостатки в физическом или психическом развитии нуждаются в посторонней помощи.

На Руси благотворительность была средством духовного спасения и самосовершенствования, согласно христианскому вероучению. Функции призрения нищих и убогих брала на себя церковь. При церквях, монастырях и княжеских дворах жили нищие, богомольцы, которые имели кров и пропитание от милостыни, полученной от «милостивцев». Но в такой благотворительности не было системы, организации, большинство нуждающихся так и не получали помощи, напротив, множились так называемые профессиональные нищие, для которых просить милостыню стало работой. В допетровскую эпоху мы не можем говорить о каких-либо регулярных мерах в области благотворительности.

Государственная благотворительность формируется как социальный институт в начале XVIII в. с законов Петра I о борьбе с нищенством. Издаются указы по которым в Москве запрещалось нищенствовать, нищие должны были быть приписаны к монастырям и богадельням, а не приписанные, высланы на прежнее место жительства [4, Т. IV, № 2470]. Учреждались «гошпитали» для призрения «увечных», которые сами не могут работать, и незаконнорожденных младенцев [4, Т. IV, № 2477, Т. V, № 2953]. А

если пойманные за нищенство, оказывались способными работать, их необходимо было направлять на мануфактуры или в другие учреждения, где им могли предоставить работу [1, с. 90]. Общество, призванное заниматься призрением бедных, в то же время было ограниченно запретами и штрафами за бесконтрольную раздачу милостыни на улицах. При желание можно было принести подаяние в те организации, которые занимались призрением неимущих и больных, например богадельни [4, Т. V, № 3212].

Несмотря на все мероприятия проведенные Петром I в области благотворительности, оставалось еще много не решенных проблем.

Новый этап в истории благотворительности России начинается в правление Екатерины II. Был учрежден Московский Воспитательный дом (1763 г.), воспитательный дом в Санкт-Петербурге (1772 г.). Согласно «Учреждению для управления губерний» 1775 г. создаются Приказы общественного призрения, призванные заниматься народными школами, сиротскими домами, больницами, богадельнями, смирительными домами на местах, в губерниях. Екатерина II призвала общество помогать делу призрения, то есть «установлениям общественного призрения дозволяется принимать от доброхотных к благим установлениям людей подаяния, что кому рассудится»(20 апреля 1781 г., Сенатский указ). Также был узаконен так называемый «кружечный сбор», для помощи неимущим устраивалось собирание милостыни в кружки, с разрешения местной администрации. «К 1862 г. в подведомственных 55 губерниях приказам 768 благотворительных заведениях призревалось 181 553 человека» [5, с. 185].

Оренбургский приказ общественного призрения был открыт в 1787 г., в Уфимской губернии он просуществовал до 1875 г., когда его функции были переданы земствам, в Оренбургской губернии - до 1913 г. Уфа и Оренбург с 1796 г. были объединены в одну Оренбургскую губернию, военный губернатор находился в г. Оренбурге, а гражданский - в г. Уфе. Приказы общественного призрения, согласно «Учреждениям о губерниях» находились в ведении гражданского губернатора, вследствие чего Оренбургский приказ общественного призрения управлялся из г. Уфы. Также основная часть учреждений приказа находилась в Уфе, это больница, аптека, богадельня, дом умалишенных, рабочий дом со смирительным отделением. Приказы общественного призрения были первым учреждением, централизовано руководившим призрением неимущих в губерниях Российской империи.

В начале XIX в. создается ряд государственно-общественных организаций, призванных помочь общественному призрению. В 1797 г. московский и петербургский Воспитательные дома были объединены под руководством императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I [4, Т. XXIV, № 17952]. С ее кончиной в 1828 г. заведения получают название «Ведомство учреждений императрицы Марии», став, впоследствии, IV отделением Канцелярии Его Императорского Величества.

30 НАУЧНЫЕ ИТОГИ 2011 ГОДА: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОЕКТЫ, ГИПОТЕЗЫ

Так в городе Уфе 1 января 1848 г. было открыто Уфимское губернское попечительство детских приютов. А 21 апреля 1849 г открывается Уфимский детский приют для девочек в небольшом доме, купленном на средства попечительства. Приют этот был первым в городе приютом ведомства для призрения, как приходящих, так и живущих на полном содержании приюта детей.

В дальнейшем призрением круглых сирот и детей беднейших родителей в городе Уфе занимались: приют для девочек, созданный в 1849 году и мальчиков, 1890 года создания (по другим данным в 1885 году). Оба приюта находятся в заведении губернского попечительства детских приютов под управлением Ведомства учреждений императрицы Марии. Так в 1912 году «призревалось 179 человек, 65 мальчиков и 84 девочки» [3, с. 3]. Сеть благотворительных организаций постоянно расширялась и пополнялась новыми благотворительными организациями.

В 1816 г. создано «Императорское Человеколюбивое общество». Целью, которого, было призрение «дряхлых, увечных, неизлечимых и вообще к работам не способных; воспитания сирот и детей бедных родителей; доставление неимущим, кои в состоянии работать, приличных упражнений, снабжая их материалами, собирая отработанные ими изделия и сбывая оные в их пользу» [4, Т. XXXIII, № 26357]. В Уфе Императорское Человеколюбивое общество имело свое представительство с 1821 г., оказывая материальную помощь родильному приюту, лечебнице и справочному бюро, также была открыта школа кройки для женщин [2, с. 77].

Со времен Екатерины II складываются основы государственно-общественного призрения, которые заключаются в следующем: 1) полное осуждение нищенства и его запрещение; 2) расследование причин нищенства и установление категорий нуждающихся; 3) применение мер принуждения к труду для трудоспособных нищенствующих; 4) разработка мер по предупреждению бедности; 5) были определены обязанности по призрению: а) в селах - помещики и вотчинники отвечали за нуждающихся, б) в городах -магистраты обязывались открывать госпитали, богадельни и другие заведения общественного призрения; 6) выработка норм и регламентация участия общества и частных лиц в благотворительной деятельности; 7) учреждение специальных местных органов по призрению [1, с. 131].

Основной целью правительство видело привлечение общества в управление призрением, так как государство само не в состоянии было справиться со столь сложной задачей, как призрение. Центральным моментом здесь было проявление общественной инициативы: усиление пожертвований, как отдельным беднякам, так и целым организациям; поддержка новых отраслей благотворительности или организация сбора средств на них; для пореформенного периода более характерно открытие отдельными лицами заведений для призрения и их полное обеспечение за свой счет; организация благотворительных обществ, касс и различных союзов взаимопомощи. Большую роль

также сыграли земства, например, в Уфимской губернии функции приказа общественного призрения были переданы земству. Земством была реконструирована старая богадельня, приведены в порядок дом умалишенных и больницах, организовано призрение подкидышей на началах патроната.

Только правильная организация общественного призрения и благотворительности, включающая действительную помощь всем нуждающимся может оказаться полезной для обездоленных. Традиции отечественной благотворительности должны стать примером милосердия и доброты, образцом для подражания для современного общества в деле призрения и благотворительности.

Список литературы:

1. Благотворительность в России. Б.г.и б.м. Т. I. 131.

2. Обзор Уфимской губернии за 1911 год. Приложение к всеподданнейшему отчету. Б.м.и б.г. - С. 77.

3. Отчет о деятельности Уфимского Губернского Попечительства детских приютов Ведомства учреждений Императрицы Марии за 1912 год. -Уфа, 1913. - С. 3.

4. Полное собрание законов Российской империи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nlr.ru/e-res/law_r/content.html.

5. Ульянова Г.Н. Благотворительность в Российской империи, XIX -начало XX вв. / Институт российской истории РАН. - М.: Наука, 2005. -С. 185.

6. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Под ред. проф. И.Е. Андреевского. - СПб., 1898. - Т. 2. - Режим доступа: www.vehi.net/ brokgauz.

УКРЕПЛЕНИЕ ПРОТИВОСТОЯНИЯ РОССИИ - ИРАНА - КАДЖАРСКОГО ГОСУДАРСТВА В БОРЬБЕ ЗА АЗЕРБАЙДЖАН В 80-90-Е ГГ. XVIII ВЕКА

© Гасанов Х.И.*

Азербайджанский государственный педагогический университет, Республика Азербайджан, г. Баку

В статье рассматривается политика и взаимоотношения Ирана, России и Каджарского государства в конце 18 века, роль Ага Мухаммед шаха Каджара в исторических событиях того периода, особенности Российской дипломатии в отношении Карабахского ханства.

В середине 80-х гг. XVIП в. русская дипломатия одновременно пыталась наладить связи с двумя правительственными претендентами в Иране -

* Преподаватель кафедры Истории Азербайджана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.