Научная статья на тему 'Государственно-конфессиональные отношения нехалкидонитов на Ближнем Востоке: основные вызовы современности'

Государственно-конфессиональные отношения нехалкидонитов на Ближнем Востоке: основные вызовы современности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
389
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛИЖНИЙ ВОСТОК / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НЕХАЛКИДОНИТЫ / ЭКУМЕНИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ХАЛКИДОН / NEAR EAST / STATE-CONFESSIONAL RELATIONS / NEHALKIDONITY / ECUMENISM / EXTREMISM / CHALCEDON

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ремыга А.А.

Рассматриваются основные вызовы современности в сфере государственно-конфессиональных отношений, с которыми сталкиваются нехалкидониты (представители Древних восточных церквей), проживающие на Ближнем Востоке. Основными вызовами, по мнению автора, являются: антихристианская деятельность экстремистов (Исламское государство Ирака и Леванта), попытки гармонизации государственно-конфессиональных отношений посредством применения конфессионального принципа устройства государства (Ливан), стремление Ассирийской церкви вернуть резиденцию патриарха в Багдад, а также набирающие популярность экуменистические настроения в религиозной среде. Работа носит обзорный характер, а её результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях по истории Ближнего Востока, истории государственно-конфессиональных отношений, истории Церкви, истории международных отношений, политологии, истории Древних церквей Востока и других гуманитарных сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Church-State Relations Dohalkidonitov in the Middle East: The Main Challenges of the Present

This article discusses the main challenges of our time in the field of state-confessional relations faced nehalkidonity (representatives of the Ancient Eastern Churches) living in the Middle East. The main challenges, according to the author, are: anti-Christian activities of extremist (Islamic State of Iraq and the Levant), attempts gormonizatsii state-konfessiolnalnyh relations through the use denominational state structure principle (Lebanon), the pursuit of the Assyrian Church of return of the Patriarch's residence in Baghdad, as well as gaining popularity ecumenical mood in a religious environment. The work is a review and its results can be used in further research on the history of Middle East history, the history of state-confessional relations, Tservki history, history of international relations, political science, history of the Ancient Churches of the East and other humanitarian spheres.

Текст научной работы на тему «Государственно-конфессиональные отношения нехалкидонитов на Ближнем Востоке: основные вызовы современности»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 1 (13). С. 77-81. УДК 281.5

А. А. Ремыга

ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НЕХАЛКИДОНИТОВ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ: ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Рассматриваются основные вызовы современности в сфере государственно-конфессиональных отношений, с которыми сталкиваются нехалкидониты (представители Древних восточных церквей), проживающие на Ближнем Востоке. Основными вызовами, по мнению автора, являются: антихристианская деятельность экстремистов (Исламское государство Ирака и Леванта), попытки гармонизации государственно-конфессиональных отношений посредством применения конфессионального принципа устройства государства (Ливан), стремление Ассирийской церкви вернуть резиденцию патриарха в Багдад, а также набирающие популярность экуменистические настроения в религиозной среде. Работа носит обзорный характер, а её результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях по истории Ближнего Востока, истории государственно-конфессиональных отношений, истории Церкви, истории международных отношений, политологии, истории Древних церквей Востока и других гуманитарных сферах.

Ключевые слова: Ближний Восток; государственно-конфессиональные отношения; нехалкидониты; экуменизм; экстремизм; Халкидон.

A. A. Remyga

CHURCH-STATE RELATIONS DOHALKIDONITOV IN THE MIDDLE EAST: THE MAIN CHALLENGES OF THE PRESENT

This article discusses the main challenges of our time in the field of state-confessional relations faced nehalkidonity (representatives of the Ancient Eastern Churches) living in the Middle East. The main challenges, according to the author, are: anti-Christian activities of extremist (Islamic State of Iraq and the Levant), attempts gormonizatsii state-konfessiolnalnyh relations through the use denominational state structure principle (Lebanon), the pursuit of the Assyrian Church of return of the Patriarch's residence in Baghdad, as well as gaining popularity ecumenical mood in a religious environment. The work is a review and its results can be used in further research on the history of Middle East history, the history of state-confessional relations, Tservki history, history of international relations, political science, history of the Ancient Churches of the East and other humanitarian spheres.

Keywords: Near East; state-confessional relations; nehalkidonity; ecumenism; extremism; Chal-cedon.

События и процессы, происходящие на Ближнем Востоке в последние годы, всё чаще приковывают внимание мировой общественности. Революции, гражданские войны, приграничные конфликты, исламизация, дехристианизация, межэтнические и межконфессиональные конфликты, международный терроризм - всё это уже стало неотъемлемой частью новостных сводок, которые касаются Ближнего Востока. С другой стороны, все эти события и процессы так или иначе связаны с темой религиозной и нацио-

© Ремыга А. А., 2017

нальной идентичности различных государств, представленных в регионе. Кроме того, важное место во всех этих процессах сегодня занимают государственно-конфессиональные отношения, т. е. взаимодействия в разных сферах между представителями государственной власти с одной стороны и представителями религиозных организаций и общин с другой стороны.

Государственно-конфессиональные отношения регулируются специальной отраслью права, которая называется государственно-

конфессиональным правом. Оно представляет собой подотрасль конституционного права, регулирующую отношения между государством и религиозными объединениями в их многочисленных проявлениях. Особенностью этой подотрасли права является то, что специфические общественные отношения, составляющие её предмет, регулируются государством посредством принятия нормативно-правовых и иных правовых актов, при этом некоторые моменты этих взаимоотношений могут быть урегулированы договорами между государством и религиозными объединениями.

По мнению российского религиоведа, философа и правоведа М. О. Шахова, отношения государства и религиозных объединений представляют собой совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей и взаимоотношений институтов государства, включая органы власти и управления, государственные учреждения и организации, с одной стороны, и религиозных объединений (религиозных организаций, религиозных групп, руководящих или координирующих органов, духовных образовательных учреждений), а также учреждений и предприятий религиозных организаций, с другой стороны. «В основе этих отношений лежат законодательно закреплённые представления о месте религии и религиозных объединений в жизни общества, их функциях, сферах деятельности и компетенции всех субъектов данных отношений» [1, с. 9].

В сферу государственно-конфессионального права входит регулирование деятельности религиозных объединений, невмешательство государства в их внутреннюю деятельность, пока она не противоречит действующему законодательству, договорное сотрудничество с религиозными организациями по вопросам духовно-нравственного и культурного воспитания населения, создание и реализация правовых механизмов поддержания мира в религиозной сфере общественной жизни общества и соблюдения прав человека.

Одним из ключевых моментов и аспектов государственно-конфессиональных отношений на Ближнем Востоке является полиэт-ничность и поликонфессиональность данного региона, а также большое количество государств, находящихся на этой территории.

Государствами Ближнего Востока сегодня можно считать Египет, Судан, Израиль, Иорданию, Ирак, Сирию, Ливан, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Саудовскую Аравию, Йемен, Кувейт, Катар, Бахрейн, Кипр и Турцию. Основное население региона представлено арабами, персами, армянами, турками, курдами, азербайджанцами, евреями, грузинами и ассирийцами.

Общая численность населения стран Большого Ближнего Востока составляет около 625 миллионов человек. Арабы насчитывают около 197 миллионов человек, или 32 % от всего населения этих стран.

По конфессиональному составу Ближний Восток разнообразен, большая часть населения является мусульманами, однако, помимо мусульман, здесь проживают представители христианских конфессий, в частности представители Древних восточных церквей. Древние восточные церкви - группа древних церквей восточного христианства, признающих постановления и исповедующих веро-учительные догматы только трёх Вселенских соборов [2, с. 181-183]. Термины «ориентальные православные церкви», «древневосточные православные церкви» и «древние православные церкви» используются для обозначения шести восточных церквей, не признающих Халкидонский и все последующие, согласно византийской и латинской традициям, Вселенские соборы, в связи с чем в научной и богословской литературе также называются миафизитскими и нехал-кидонскими церквями [3]. К Древним восточным церквям относятся: Ассирийская церковь Востока, Армянская апостольская церковь, Коптская православная церковь, Эфиопская православная церковь, Эритрей-ская православная церковь, Сирийская православная церковь и Маланкарская православная церковь.

В 2015 г. число христиан на Ближнем Востоке в таких странах, как Египет, Израиль, Палестина, Иордания, упало примерно до 4 %, в то время как недавно этот показатель достигал максимума - 14 % [2, с. 181183]. При этом положение ближневосточных христиан постоянно ухудшается на фоне роста влияния так называемого Исламского государства. Именно преследования со стороны радикальных исламистов являются

главной причиной оттока христиан с территорий, подконтрольных силам этого квазигосударства.

Обратимся к данным правозащитных христианских организаций. «Помощь Церкви в беде» ("Aid to the Church in Need") заявила по итогам исследования положения христиан в 2013-2015 гг., что христианство в ряде стран Ближнего Востока и Африки на пути исчезновения, христиане массово бегут, опасаясь геноцида, исламистские группы устраивают религиозные чистки. При сохранении таких условий в Ираке, например, христианство может исчезнуть уже через пять лет.

В статистике гонений организации "Open Doors" за 2015 г. Ирак и Сирия оказались на 3-м и 4-м местах соответственно, что говорит об экстремальном уровне преследований. По данным организации, каждый месяц в мире за веру гибнет 322 христианина, уничтожается 214 церквей и христианских зданий, против христиан совершается 772 различные формы насилия.

В начале 2015 г. боевики ИГИЛ опубликовали видео казни 21 коптского христианина на берегу Средиземного моря в Ливии. Они обозначили своё действие как «послание к общине креста, подписанное кровью» и направили его против «враждебной Коптской церкви». Затем в Ливии произошла ещё одна казнь уже эфиопских христиан. Некоторые эксперты склонны считать показательную казнь коптов на берегу Средиземного моря предупреждением для ближневосточных христиан, чтобы те не смели перебираться по морю в Европу. При этом в Ливии не прекращается «отстрел» оставшихся коптов.

Боевики ИГИЛ 23 февраля 2015 г. напали на ассирийские деревни в долине реки Кабур на северо-востоке Сирии. Отметим, что ассирийцы, хотя и позиционируют себя в первую очередь как нацию, являются христианами - членами Сиро-яковитской и Халдейской католической церквей, а также Ассирийской церкви Востока.

Именно этот факт и является главным вызовом для нехалкидонитов Ближнего Востока. Агрессивная политика радикалов и угроза уничтожения заставляет христианские общины искать пути решения данной проблемы при помощи государств. Особо остро данная проблема касается Сиро-яковит-

ской церкви, так как основное число сиро-яковитов проживает на территории Сирии [4].

Сиро-яковитская православная церковь насчитывает только на территории Сирии свыше 680 тысяч последователей. В Дамаске находится резиденция патриарха Антиохий-ского и всего Востока Сирийской православной церкви. Государственно-конфессиональная политика Сирии в последние годы направлена на сохранение христианских общин. С другой стороны, в условиях активизации Исламского государства на территории Сирии сирийские христиане практически в полном составе поддержали президента Башара Асада и его курс на подавление экстремистов. Режим Башара Асада до последнего времени остаётся оплотом светскости на арабском Востоке. Помимо Сиро-яковит-ской церкви, на территории Сирии функционирует Коптская православная церковь (1 800 прихожан), Антиохийская православная церковь (2 000 прихожан), Армянская апостольская церковь (от 20 000 до 50 000 прихожан, по данным до 2003 г.), Мелькитская католическая церковь (около 400 прихожан). Сирия по отношению к представителям всех перечисленных церквей ведёт политику, предполагающую оказание помощи и содействие не только в вопросах безопасности, но и вопросах переселения населения в другие страны (например, Россию).

Ещё одной важной тенденцией является попытка гармонизации государственно-конфессиональных отношений посредством применения конфессионального принципа государственного устройства. Данный принцип реализуется в Ливанской Республике.

Ливанская Республика - государство на Ближнем Востоке, расположенное в гористой местности на восточном берегу Средиземного моря. На востоке и севере граничит с Сирией, на юге - с Израилем.

Население Ливана составляет около 4 миллионов человек. Республика выделяется в арабском мире чрезвычайным религиозным разнообразием. В Ливане действует особая политическая система, так называемый кон-фессионализм, подразумевающий организацию государственной власти в соответствии с делением общества на религиозные общины.

Ливанская Конституция (действующая с 1926 г. с последующими изменениями)

провозглашает Ливан парламентской республикой, где «законодательная власть осуществляется только одним собранием - Палатой депутатов», а исполнительная - президентом Республики и Советом министров. Однако фактически основная роль в государственном управлении принадлежит президенту. Глава государства назначает правительство во главе с премьер-министром, которое формально ответственно перед парламентом и вынуждено, в случае вынесения ему последним вотума недоверия, уйти в отставку. Президент может по «мотивированному декрету с одобрения Совета министров распускать Палату депутатов до окончания срока её полномочий». Этим правом неоднократно пользовались президенты Ливана. Президент избирается сроком на 6 лет, а парламент - лишь на 4 года. Фактическое бессилие парламента, раздробленного на множество фракций, групп и кланов, лишь увеличивает значение президента, которому (вместе с правительством) на деле принадлежит и часть законодательной власти из-за получившей распространение в стране практики «правительственного законодательства» путём издания «законов-декретов». Это во многом сводит функции парламента только к оформлению законодательной деятельности правительства.

Правительство Ливана, согласно Конституции, обладает значительными полномочиями, однако может активно решать государственные дела лишь с согласия президента. Осуществление права законодательной инициативы, внесение правительством законопроектов в парламент также согласуется с президентом. Обычно сам президент председательствует на заседаниях правительства, особенно при обсуждении наиболее важных вопросов.

Действие государственного механизма Ливана усложняется существующей в этой стране конфессиональной системой, связанной с необычайно пёстрым религиозным составом населения (в Ливане насчитывается 17 основных религиозных общин). До сих пор Ливан является классическим образцом сохранения конфессиональной системы. Общие принципы построения государственной системы Ливана были сформулированы ещё в период Французского мандата.

Конфессиональный принцип закреплён как в ливанской Конституции 1926 г., так и в Национальном пакте 1943 г. (устном «джентльменском соглашении» между первым Президентом Республики Бишаром аль-Хури, христианином-маронитом по вероисповеданию, и её первым премьер-министром Риадом Ас-Сольхом, мусульманином-суннитом). Статья 95 ливанского основного закона указывает, что «во имя справедливости и согласия общины будут справедливо представлены в административном аппарате». Согласно этому была утверждена определённая пропорция представительства в государственном аппарате от различных религиозных общин. Наиболее важный пост - пост президента, обладающего широкими конституционными полномочиями, - отдавался крупной христианской общине - маронитам, пост премьер-министра - суннитам, председателя парламента - шиитам, посты заместителя премьер-министра и председателя парламента - православным. Соответствующее соотношение было установлено для представительства религиозных общин в парламенте, правительстве, министерствах и ведомствах [5, с. 1030].

На принципах конфессионализма строится избирательная система и внутренняя структура парламента: он избирается по принципу представительства от религиозных общин, где соотношение христиан и мусульман должно составлять 6:5.

Состав парламента неоднократно обновлялся, но в нём обязательно присутствовало 30 маронитов, 11 православных, 6 гре-ко-католиков, 4 армяно-григорианина, 1 ар-мяно-католик, 1 протестант и 1 представитель иных меньшинств, т. е. всего 54 христианина и 45 мусульман: 20 суннитов, 19 шиитов и 6 друзов.

Ливанские правительства обычно состоят из 14 министров. В таком кабинете, как правило, 3 суннита, 3 маронита, 2 православных, 2 католика, 2 шиита, 2 друза. С точки зрения регионального представительства кабинет выглядит следующим образом: 3 министра от Северного Ливана, 4 - от Горного Ливана, 2 - от Бекаа, 3 - от Бейрута и 2 -от Южного Ливана.

«В стране действует мажоритарная избирательная система относительного боль-

шинства. Особенностью ливанской системы, отличающей её от других подобных систем, является то, что она призвана обеспечить представительство не только по территориальному, но и по религиозному принципу» [6, с. 120].

Третьей тенденцией, касающейся государственно-конфессиональных отношений дохалкидонитов на Ближнем Востоке можно считать стремление представителей Ассирийской церкви возвратиться «домой». Дело в том, что Ассирийская церковь Востока обрела нового католикоса-патриарха. Выбор пал на митрополита Ирака, Иордании и России Георгия Сливу, который после интронизации стал носить имя Мар Георгий III. Как сообщает ассирийское информационное агентство AINA, местом своей штаб-квартиры новый владыка выбрал Багдад, где «стал свидетелем политических потрясений, перемещений и преследований ассирийцев» [7]. Важно понимать, что перед патриархом сейчас стоит задача возвращения Патриаршего престола Ассирийской церкви Востока из Соединённых Штатов в Ирак и этот трудный проект будет реализовываться в том числе посредством сложного выстраивания взаимоотношений с представителями властей Ирака.

Наконец, самым интересным и одновременно трудным вызовом является вновь разворачивающаяся тенденция, идея об объединении усилий представителей Древних восточных церквей для сохранения традиционных ценностей. Другими словами, на территории Ближнего Востока вновь становятся сильны экуменические настроения. «Экуменизм» понимается как обозначающий стремление к единству христианских сообществ или конфессий. В широком значении - это общность разнообразных религиозных устремлений и межрелигиозный диалог или даже объединение ради решения общечеловеческих гуманитарных вопросов [8, р. 2683]. При этом важно понимать, что экуменизм для Ближнего Востока - идея не новая. Именно об этом пишет в своей статье «История экуменизма: забытый ранний этап» Николай Селезнёв [9].

Подводя итоги, важно отметить, что Ближний Восток - это очень разнообразный регион как с точки зрения этно-конфессионального состава, так и с точки зрения форм политического устройства, а следовательно, и форм государственно-конфессиональных взаимодействий. Те вызовы, с которыми вынуждены столкнуться сегодня представители Древних восточных церквей, являются результатами сложных геополитических, конфессиональных, исторических, внутрицер-ковных, этнических, правовых и экономических процессов. Эти вызовы и проблемы, с ними связанные, носят комплексный характер, а значит, и решать их необходимо комплексно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вероисповедная политика Российского государства / отв. ред. М. О. Шахов. - М., 2003. -205 с.

2. Религии мира: история, культура, вероучение / под ред. А. О. Чубарьяна, Г. М. Бонгард-Ле-вина. - М. : ОЛМА медиа групп, 2006. - 400 с.

3. Богословский диалог между Православной церковью и Восточными православными церквами / сост. и ред. К. Шайо. - М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001. - 186 с.

4. Геноцид христиан на Ближнем Востоке. Миллионы людей стали разменной картой американской геополитики // Геополитика. -URL: http://geo-politica.info/genotsid-khristian-na-blizhnem-vostoke-milliony-lyudey-stali-razmen-noy-kartoy-amerikanskoy-geopoliti.html (дата обращения: 17.12.2016).

5. Конституционное право зарубежных стран / под общ. ред. члена-корреспондента РАН, профессора М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Ф. М. Энтина. - М., 2008. - 1056 с.

6. Зубов А. Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. - М. : Наука, 1990. - 391 с.

7. Ассирийская церковь Востока собирается вер -нуться домой // REGNUM. - URL: https:// regnum.ru/news/society/1974713.html (дата обращения: 17.12.2016).

8. McAfee Brown R. Ecumenical Movement // Encyclopedia of Religion / ed. by L. Jones [et al.]. -2nd ed. - Farmington Hills, MI : Thomson Gale, 2005. - Vol. 4.

9. Селезнёв Н. История экуменизма: забытый ранний этап // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2015. - № 2 (33). -С.161-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.