Научная статья на тему 'Государственно-фрилансерское партнерство как инструмент воздействия на неформальную занятость'

Государственно-фрилансерское партнерство как инструмент воздействия на неформальную занятость Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / ПРЕКАРИАТ / ТЕНЕВАЯ ЗАНЯТОСТЬ / МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ / ТРУД / INFORMAL EMPLOYMENT / PREKARIAT / SHADOW EMPLOYMENT / MEASURES TO COMBAT INFORMAL EMPLOYMENT / LABOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глинская М. И.

Представлен авторский инструмент, основной задачей которого является привлечение неформально занятого населения для ведения своей деятельности через новую модель занятости. Этот инструмент не является радикальным решением по борьбе с неформальной занятостью, а напротив, щадящей мерой, направленной на повышение интереса экономически активного населения к выходу из теневой занятости. В век современных технологий, когда актуальна проблема компьютеризации рабочих мест, именно форма государственно-фрилансерского партнерства, заложенная в основу предложенного инструмента, поможет населению легализовать свои доходы с наименьшими барьерами на входе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE-FREELANCE PARTNERSHIP AS AN INSTRUMENT OF INFLUENCE ON INFORMAL EMPLOYMENT

The author’s tool, whose main task is to attract informally employed people to carry out their activities through the new employment model has been presented. This tool is not a radical solution to combat informal employment, but rather a gentle measure, aimed at increasing the interest of the economically active population to quit shadow employment. In the age of modern technologies, when the problem of computerization of workplaces is relevant, the form of the state-freelance partnership, underlying the proposed tool, will help the population to legalize their income with the least barriers to entry.

Текст научной работы на тему «Государственно-фрилансерское партнерство как инструмент воздействия на неформальную занятость»

УДК 331

JEL J01

Глинская Мария Игоревна

Начальник отделения деканата, ФГОБУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», г. Москва, Российская Федерация e-mail: chernyshova_maria@inbox. ru

Glinskaya Mariya

Head of the dean's office, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia e-mail: chernyshova_maria@inbox. ru

DOI 10.26425/1816-4277-2019-5-121-129

ГОСУДАРСТВЕННО-ФРИЛАНСЕРСКОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕФОРМАЛЬНУЮ ЗАНЯТОСТЬ

Аннотация. Представлен авторский инструмент, основной задачей которого является привлечение неформально занятого населения для ведения своей деятельности через новую модель занятости. Этот инструмент не является радикальным решением по борьбе с неформальной занятостью, а напротив, щадящей мерой, направленной на повышение интереса экономически активного населения к выходу из теневой занятости. В век современных технологий, когда актуальна проблема компьютеризации рабочих мест, именно форма государ-ственно-фрилансерского партнерства, заложенная в основу предложенного инструмента, поможет населению легализовать свои доходы с наименьшими барьерами на входе. Ключевые слова: неформальная занятость, прекариат, теневая занятость, меры по борьбе с неформальной занятостью, труд.

Цитирование: Глинская М.И. Государственно-фрилансерское партнерство как инструмент воздействия на неформальную занятость//Вестник университета. 2019. № 5. С. 121-129.

STATE-FREELANCE PARTNERSHIP AS AN INSTRUMENT OF INFLUENCE ON INFORMAL EMPLOYMENT

Abstract. The author s tool, whose main task is to attract informally employed people to carry out their activities through the new employment model has been presented. This tool is not a radical solution to combat informal employment, but rather a gentle measure, aimed at increasing the interest of the economically active population to quit shadow employment. In the age of modern technologies, when the problem of computerization of workplaces is relevant, the form of the state-freelance partnership, underlying the proposed tool, will help the population to legalize their income with the least barriers to entry.

Keywords: informal employment, prekariat, shadow employment, measures to combat informal employment, labor

For citation: Glinskaya M.I. State-freelance partnership as an instrument of influence on informal employment (2019) Vestnik universiteta, I. 5, pp. 121-129. doi: 10.26425/1816-4277-2019-5-121-129

Одной из острых проблем современного рынка труда является неформальная занятость населения станы. Многие специалисты отмечают ее тесную взаимосвязь с проблемами образования, дефицитом качества товаров и предоставляемых услуг, низким уровнем производительности труда, отсутствием социальных гарантий и самим нестабильным положением на рынке труда [5; 8; 9].

Неформальная занятость, как один из элементов неустойчивой занятости, рассмотрена множеством российских и зарубежных исследователей. Неформальная занятость вытекает из понятия «неустойчивость занятости» (англ. precarity), которое «представляет собой неблагоприятные для работника экономические и социальные отношения, вследствие неустойчивых контрактных соглашений и условий труда» [3, с. 29]. Сама по себе неустойчивая занятость имеет неблагоприятное воздействие на важнейшие сферы жизни населения.

На территории Российской Федерации (далее - РФ) неформальная занятость плотно закрепилась во многих сферах деятельности и во многих регионах. Общее количество неформально занятых граждан на территории РФ составляет 14,253 млн человек, а именно 18,72 % от экономически активного населения страны [10].

В современном обществе за норму принимается оказывать работы и выполнять услуги, не имея при этом официальных трудовых отношений с организациями, при отсутствии регистрации как индивидуального предпринимателя или патента на работу.

© Глинская М.И., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Правительством внедрен ряд мер и предложений, нацеленных на борьбу с неформальной занятостью [6]. Среди них — регистрация самозанятых граждан, оказывающих услуги физическим лицам для личных домашних и иных нужд. Данные меры были предложены в целях повышения охвата собираемости налогов Федеральной налоговой службой РФ (далее - ФНС) в мае 2017 г.

Термин «самозанятые граждане» не утвержден ни в одном нормативно-правовом документе. В статье 2 Закона № 1032-1 от 19.04.1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» среди категорий занятого населения не отражено ни одной, подходящей под понятие самозанятых [3]. Трактовка различна, и все зависит от того, какой государственный орган ее формулирует. На центральной странице Пенсионного фонда РФ дана следующая формулировка: «Самозанятое население - это индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой, и не являющиеся индивидуальными предпринимателями» [11]. В категориях, включенных в самозанятое население присутствуют индивидуальные предприниматели, включение которых является не совсем корректным.

К самозанятым гражданам, с точки зрения налогового учета, относятся лица:

- оказывающие услуги физическим лицам лично для их личных и домашних нужд;

- имеющие российское гражданство;

- не имеющие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

- получающие доход самостоятельно, т. е. вне трудовых отношений;

- не использующие наемный труд.

На первых этапах согласования данного проекта рассматривалось не более 40 видов деятельности для самозанятых, помимо домашних работников, включал в себя фотографов, таксистов, дизайнеров, переводчиков, свободных журналистов, программистов, мастеров по ремонту ювелирных изделий, граждан, сдающих собственное жилье, парикмахеров и мастеров маникюра и др. Но в итоговой версии остались только: присмотр и уход за детьми, больными, пожилыми старше 80 лет и другими лицами, нуждающимися в постоянном уходе; репетиторство, уборка жилых помещений и ведение домашнего хозяйства.

Регионам РФ дано разрешение дополнять этот перечень другими видами услуг для личных и домашних нужд, но для этого надо принимать соответствующий закон субъекта РФ.

Федеральной налоговой службой дано разъяснение, что к самозанятым гражданам не относятся:

- иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью;

- иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму в организациях или у индивидуальных предпринимателей, а также у занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.

До принятия Правительством окончательного решения по форме постановки на учет в налоговую службу самозанятого населения рассматривалось несколько вариантов легализации деятельности:

- выдача патента, разрешающего без регистрации индивидуального предпринимателя (далее - ИП) вести определенные виды деятельности. Стоимость патента не должна была превышать 20 000 рублей в год;

- выдача вышеупомянутого патента на 2 года без оплаты;

- просто ставить самозанятых на налоговый учет без выдачи патента, но с возможностью 2 года не платить налоги и взносы.

Вариант № 1 практически не имеет отличий от действующего режима «Патентной системы налогообложения» [13]. В обоих случаях оформляется патент и оплачивается его стоимость, поэтому никакой мотивации для самозанятых не наблюдается. Бесплатное предоставление самозанятым патента на оказание услуг будет не верно расценено со стороны индивидуальных предпринимателей, так как со своих доходов они платят налоги и взносы. В итоговой редакции был принят второй вариант, но имеющий ограничения:

1) при регистрации в налоговой, гражданин получает возможность 2 года не платить налоги с прибыли от своей деятельности. Законодательно эти нововведения были прописаны в статьях 217 (п. 70) и 422 (п. 3) Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) [2];

2) по истечении 2-х лет без выплаты налогов и взносов встает необходимость выбора одного из вариантов:

- регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;

- прекращение деятельности.

Программа для самозанятых, сформированная и запущенная в 2017 г., показала свою несостоятельность, выражается она в количестве обратившихся в инспекцию ФНС, а оно не превысило нескольких сотен по всей России. По состоянию на 1 января 2018 г. в качестве самозанятых в России зарегистрировались только 936 человек [15]. При этом только на агрегаторе YouDo зарегистрировано более 500 тысяч фрилансеров.

Вся неразрешимость ситуации по снижению неформального сектора экономики вызвана не только стремлением избежать уплаты налогов, но и объективными причинами, протекающими в обществе:

- высоким уровнем безработицы;

- финансовой нагрузкой на работодателей по выплате страховых взносов, из-за чего они стремятся нанимать нелегальных работников или доплачивать зарплату минуя трудовой договор;

- значительными суммами обязательных фиксированных взносов ИП за себя (в 2019 г. - минимум 36 283 рублей, при сумме дохода до 300 000 рулей в год, а далее 1 % от дохода к этой сумме), которые надо платить, даже если дохода от бизнеса отсутствует;

- постоянным изменением пенсионного законодательства и отсутствием гарантии достойной пенсии.

Все это приводит к тому, что граждане не надеются на помощь от государства в финансовых вопросах.

По сути, кардинальных мер для легализации миллионов трудоспособных граждан так и не сделано, но

у Министерства финансов РФ в разработке находится ряд пилотных идей, в основе которых заложено самостоятельное определение налогов самозанятыми гражданами. Идея представлена как работа «на доверии», в которой отсутствует регистрация онлайн-касс, а деятельность осуществляется через мобильное приложение (эрзац контрольно-кассовой техники, приложение с биометрической идентификацией) с минимальным налогом 3 % (при оказании услуг физическим лицам) или 6 % (при оказании услуг юридическим лицам).

Предложенное мобильное приложение, в отличие от касс, не дает контроля за полнотой учета доходов - самозанятый гражданин в конце месяца будет вписывать их по своему усмотрению. В связи с этим Министерство финансов РФ разработало весьма сомнительное предложение: систему «баллов» за запрос чека, которыми потребитель сможет оплачивать часть своих собственных налогов. С учетом расходов на разработку предлагаемой системы, на бюджетные доходы ведомство не рассчитывает, основная цель введения налога — повышение прозрачности экономики.

Совсем недавним нововведением можно считать «Налог на профессиональный доход». Обсуждаемый лимит дохода от внедряемых новшеств — 10 млн руб. за год. Данный проект (пакет законопроектов о введении в РФ налога на профессиональный доход) был поддержан Правительством РФ и введен с 1 января 2019 г. Сам эксперимент осуществлен в городе Москве, в ряде областей (Московской, Калужской) и Республике Татарстан с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2028 г. Предложенным режимом могут воспользоваться физические лица и индивидуальные предприниматели, получающие доходы от деятельности, при условии, что они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по договорам. Размер налоговой ставки составляет - 4 % для физических лиц и 6 % - для индивидуальных предпринимателей. Пороговое значение дохода, при котором можно использовать данный режим, не более 2,4 млн рублей в год (200 тыс. в месяц).

В законопроекте прописан ряд исключений. Так, не смогут перейти на новый налоговый режим лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке. Не подпадают под закон «лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав», а также лица, занимающиеся добычей или реализацией полезных ископаемых.

Для упрощения процедуры использования данного режима введено приложение «Мой налог», которое поможет воспользоваться новыми предложениями без визита в налоговый орган [13].

Данный пакет законопроектов носит как отличительные, так и схожие черты от ранее предлагаемых правительством мер. В отличии от патентной системы он не ограничивается определенными сферами деятельности, но имеет сходства с регистрацией самозанятых, которая не дала желаемых результатов. Также предлагаемый период проведения эксперимента не поможет получить желаемые результаты в среднесрочном периоде, так как на начальных этапах предусмотрено освобождение от уплаты налогов на момент проведения эксперимента.

Все представленные меры не принесли должного результата, так как были направлены на радикальную борьбу с неформальной занятостью, не учитывая особенности ее возникновения в каждой их сфер

деятельности. Не было уделено внимания необходимости использования комбинированных мер для привлечения неформально занятого населения к участию в инициативах государства.

Автором разработан оптимальный инструмент воздействия на определенную часть неформально занятого населения, позволяющий переломить сложившуюся негативную динамику роста данного показателя и повысить заинтересованность выхода из теневой занятости. Новая модель деятельности физических лиц - государственно-фрилансерское партнерство (далее - ГФП), может рассматриваться как разновидность государственно-частного партнерства (далее - ГЧП), но с тем отличием, что участником проектов ГЧП становится не коммерческая организация, а малый бизнес (или микропредприятия) в виде индивидуальных предпринимателей и/или самозанятых. Привлекательность механизма обусловлена легкостью его использования и предоставляемыми возможностями для осуществления деятельности. В основу разработки механизма заложены стимулирующие меры, сам механизм построен на открытости и прозрачности, позволяющий участникам неформального сектора увидеть для себя плюсы вступления в данный вид партнерства.

Принципы, положенные в основу ГФП, такие как: доступность и открытость информации от ГЧП; отсутствие дискриминации, а именно наличие равноправия сторон, справедливость распределения рисков между участниками; добросовестное исполнение своих обязательств участников ГФП; свобода заключения соглашения. Все они делают привлекательной саму идею получения данного статуса [4].

Охват групп класса прекариата представляется более широким спектром должностей, чем при применении такой меры, как учет граждан, оказывающих услуги физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд [7].

Предлагается разработка новой платформы, которая поможет оптимизировать регистрацию физических лиц, желающих получить статус ГФП, а также работодателей и физических лиц целью регистрации которых станет получение услуг или выполнение работ.

Обязательным условием является привязка данной платформы к личному кабинету ФНС.

Для реализации идеи по борьбе с неформальной занятостью предлагается внести изменение в части законодательных актов.

1. Внесение изменений в Общероссийский классификатор организационно-правовых форм в части организационно-правовых форм для деятельности граждан (физических лиц). Предлагается введение новой организационно-правовой формы: «государственно-фрилансерское партнерство», под кодом - 5 01 03.

2. Изменения в НК РФ необходимо начать с разработки системы налогообложения для данной организационно-правовой формы. Применение упрощенной системы налогообложения для ГФП является предпочтительной схемой.

2.1 Потребуется внесение изменений в НК РФ в части ставок налога при упрощенной системе налогообложения. Предлагается ввести в пункт 4 статьи 346.20 дополнение: налогоплательщики имеющие присвоенный статус государственно-фрилансерского партнера, вправе применять налоговую ставку в размере 3 % со дня присвоенного статуса в течение всех налоговых периодов осуществления деятельности.

2.2 Внесение изменений в статью 333.33 НК РФ. Объединить пункты 6 и 7 данной статьи: «За государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя / прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя — 800 рублей / 20 % размера государственной пошлины от регистрации». На место освободившегося пункта 7 внести следующую информацию: «за восстановление статуса государственно-фрилансерского партнера в ходе его длительного (более 12 месяцев) неиспользования - 300 рублей».

2.3 Необходимость внесения изменений в НК РФ в части дополнения главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения». Разработка отдельного раздела, наподобие статьи 346.43 «Общие положения», в которых речь идет о патентной системе. Превышение лимита по доходу от деятельности более 5 млн рублей влечет установление последующей налоговой ставки в 6%.

3. Создание единого государственного реестра государственно-фрилансерских партнеров (далее - ЕГР-ГФП) с целью учета активных пользователей системы и открытости самой концепции.

4. При регистрации на портале ГФП участнику необходимо выбрать не более трех кодов своей деятельности. Коды должны быть близки по содержанию.

Содержание статуса государственно-фрилансерского партнера:

- ГФП как организационно-правовая формы ведения деятельности;

- простота входа. Регистрация физического лица с присвоением индивидуального номера ГФП;

- легкость работы. Использование электронной платформы для работы над заказами, получением прибыли от деятельности и своевременной уплатой налогов;

- минимальные риски. Не использование статуса ГФП в течении 12 месяцев влечет за собой необходимость повторного направления запроса и уплаты государственной пошлины в размере 300 рублей на восстановление статуса.

- возможность учета. Внесение данных в единый государственный реестр государственно-фрилан-серских партнеров.

Для принятия решения физическим лицом о получении статуса ГФП необходимо проанализировать виды деятельности по ОКВЭД, которые могут быть предложены для работы участникам ГФП.

Предлагается распространение данного инструмента на 33 вида деятельности для участников ГФП. В соответствии с кодами ОКВЭД: 13, 14, 15, 16, 18, 31, 32, 33, 41, 43, 45, 49, 52, 53, 55, 58, 59, 62, 63, 69, 71, 72, 73, 74, 80, 81, 82, 85, 86, 90, 93, 95, 96 [12].

Присвоение статуса государственно-фрилансерского партнера сопровождается рядом этапов, отраженных на рисунке 1.

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 1. Получение статуса государственно-фрилансерского партнера

Предложенная мера снижения уровня неформально занятого населения должна быть четкой, понятной и вызывать интерес у общества, как в лице работников, так и работодателей. Автор предлагает ряд преференций при вступлении фрилансеров в ГФП:

- простота регистрации и подачи документов;

- регистрация без оплаты государственных пошлин;

- гарантии исполнения обязательств с обоих сторон;

- открытая информация по добросовестности работодателей и исполнителей;

- быстрый срок рассмотрения обращений;

- персональный консультант, закрепленный за каждым участником ГФП;

- автоматическое формирование отчетности по проведенным операциям;

- присвоение номера ГФП сопровождается уникальным кодом, благодаря которому можно моментально производить оплату услуг или выполненных работ;

- формирование портфеля реально выполненных проектов с отзывами по проделанной работе;

- поддержка государства в поиске работ для выполнения - «биржа заказов»;

- первые 3 сделки, заключенные в месяц, не облагаются налогами;

- упрощенная система налогообложения, введенная законодательно в НК РФ.

Однако в ГФП существует ряд участников, которых также необходимо заинтересовать. В таблице 1 представлен портрет участников ГФП и круг их интересов.

Таблица 1

Преимущества использования «портала ГФП» для его участников

Фрилансеры Физические лица Организации

Использование контактов и базы заказов портала, для обеспечения бесперебойной работы Использование проверенных поставщиков работ и услуг Изменение процедуры налогообложения на упрощенную, используемую при взаимодействии с представителями ГФП (не менее 3 контактов за налоговый период)

Формирование портфолио работ Выбор поставщиков работ и услуг на основании реально проведенных договоров и сделок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Планируемая система автоматического отчисления налогов с каждой оказанной услуги или выполненной работы

Статус партнера бюджетно-фрилансер-ской системы присваивается на безвозмездной основе Упрощенная регистрация потребителя услуги Регистрация на портале ГФП имеет упрощенную систему при наличии личного кабинета в налоговой

Первые 3 договора не облагаются налогами при использовании данной системы (ежемесячно) - -

Отсутствие дополнительных рисков неиспользования статуса ГФП Страхование рисков от невыполнения работ или оказания услуг

Предоставление кредитов для бизнеса по пониженным ставкам, а также займов Получение информации о финансовой состоятельности партнера ГФП

Составлено автором по материалам исследования

Автор предлагает схему взаимодействия участников ГФП, представленную на рисунке 2, а также процедуру отработки заказов государственно-фрилансерскими партнерами (рис. 3).

Схема взаимодействия интегратора прозрачная и адаптивная, по мере выполнения заказов фрилансерами формируется портфель предложений, который поступает по личным каналам, выбранным при регистрации.

Отличия системы ГФП от статуса самозанятого лица, ИП и патентной системы налогообложения очевидно. При сравнении существующих систем налогообложения обязательная система налогообложения не берется в расчет, так как целью создания ГФП является предоставления оптимальной из упрощенных систем. Также не является целесообразным принимать к рассмотрению узконаправленную систему налогообложения, как единый сельскохозяйственный налог, так как в классе прекариата если и присутствует данная доля, то она является не значительной.

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 2. Схема взаимодействия участников портала и государственно-фрилансерких партнеров

Составлено автором по материалам исследования Рис. 3. Проведение процедуры выполнения работ, оказания услуг государственно-фрилансерскими партнерами

Предложенная модель не обладает рисками, которым подверглась идея самозанятых граждан, апробированная и не принесшая результатов на настоящий момент. Нацелена она в первую очередь на категорию, рассматривающуюся близкой к классу прекариата или уже находящуюся в ней. Однако проведенный анализ, включающий ИП (упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения, единый налог на вмененный доход) необходим для понимания того, что есть физическое лицо, которое ведет деятельность, используя данную систему налогообложения - значит лишь одно, что прямого отношения к классу прекариата оно не имеет, так как уже изначально ими был выбран путь ИП. Но в современной действительности любой бизнес имеет точки взлета и моменты стагнации и, возможно, данным предпринимателям когда-то понадобится переход на статус ГФП.

В век современных технологий, когда на пороге другая проблема - компьютеризация рабочих мест, именно государственно-фрилансерское партнерство наиболее реальная форма, которая поможет населению легализовать свои доходы с наименьшими барьерами на входе и невысоким уровнем давления со стороны государства. Предложенный инструмент требует значительных временных затрат, а также финансирования со стороны государства. Данная мера не может полностью исправить уже сложившуюся на территории Российской Федерации ситуацию, всестороннюю работу также необходимо осуществлять и в других направлениях.

Библиографический список

1. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 11.12.2018)//СПС «Кон-сультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ (дата обращения: 15.04.2019).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) действующая редакция//СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 15.04.2019).

3. Бобков, В. Н., Локтюхина, Н. В., Рожков, Д. В., Чернышова, М. И. Неформальная занятость: направления снижения и приоритеты исследования//Управление мегаполисом. 2015. № 1 (43). С. 29-43.

4. Глинская, М. И. Анализ распространения неформальной занятости в России: причины, формы и сферы сосредоточения// Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2018. № 4 (100). С. 123-134.

5. Евсеев, В. О. Человеческие ресурсы в системе социоэкономических уравнений Учебное пособие. М.: ООО «Издательский Дом «Вузовский учебник», 2017. 397 с.

6. Зельднер, А. Г. Национальная модель социально-рыночного развития России на базе смешанной экономики и ГЧП// Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 5-2 (44). С. 81-83.

7. Мартынов, В. Г., Еремина, И. Ю., Кибовская, С. В., Руденко, Г. Г., Долженкова, Ю. В. Профессиональные стандарты в системе развития квалификаций работников нефтегазового комплекса//Нефтяное хозяйство. 2017. № 2. С. 26-29.

8. Мартынов, В. Г., Еремина, И. Ю., Кибовская, С. В., Руденко, Г. Г., Долженкова, Ю. В. Независимая оценка квалификаций работников в нефтегазовом комплексе//Нефтяное хозяйство. 2018. № 3. С. 102-105.

9. Литвинюк, А. А., Грибкова, О. В., Лукашевич, В. В. и др. Актуальные проблемы управления персоналом в российских высших учебных заведениях. Монография / А. А. Литвинюк, О. В. Грибкова, В. В. Лукашевич, С. А. Леднева, Е. А. Ко-роткова, И. В. Носачева, Е. С. Сергель, Н. Ю. Криворучко, Е. С. Ерохина, Л. В. Иванова. Под редакцией А.А. Литвинюка. Москва. 2009. 236 с.

10. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам Р13 выборочных обследований рабочей силы) 2018: Стат.сб. / Росстат. - M., 2018. - 142 c.

11. Портал пенсионного фонда РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/opendata~7706016118-insurance (дата обращения: 12.02.2019).

12. Классификатор ОКВЭД [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://okveder.ru/okved_po_klassam/ (дата обращения: 27.01.2019).

13. Приложение «Мой налог» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://npd.nalog.ru/app/ (дата обращения: 19.02.2019).

14. Сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/ patent/ (дата обращения: 27.01.2019).

15. Центр экономического анализа и экспертизы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.assessor.ru/notebook/ biznes/samozanjatye-grazhdane// (дата обращения: 27.01.2019).

References

1. Zakon RF «O zanyatosti naseleniya v Rossiiskoi Federatsii» ot 19.04.1991 № 1032-1 (red. ot 11.12.2018) [The law of the Russian Federation "On employment in the Russian Federation" dated 19.04.1991 No. 1032-1]. SPS «Konsul'tantPlyus» [Reference legal system "ConsultantPlus"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/// (accessed 15.04.2019).

2. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii chast' 2 (NK RF ch.2) deistvuyushchaya redaktsiya [Tax code of the Russian Federation part 2 (tax code part 2) current version]. SPS «Konsul'tantPlyus» [Reference legal system "ConsultantPlus"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (accessed 15.04.2019).

3. Bobkov V. N., Loktyukhina N. V, Rozhkov D. V., Chernyshova M. I. Neformal'naya zanyatost': napravleniya snizheniya i pri-oritety issledovaniya [Informal employment: areas of decline and research priorities]. Upravlenie megapolisom [Managing the metropolis], 2015, I. 1(43), pp. 29-43.

4. Glinskaya M. I. Analiz rasprostraneniya neformal'noi zanyatosti v Rossii: prichiny, formy i sfery sosredotocheniya [Analysis of the spread of informal employment in Russia: causes, forms and areas of concentration]. Vestnik Rossiiskogo ekonomich-eskogo universiteta im. G. V. Plexanova [Bulletin of the Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov], 2018, I. 4(100), pp. 123-134.

5. Evseev V. O. Chelovecheskie resursy v sisteme sotsioekonomicheskikh uravnenii Uchebnoe posobie [Human resources in the system of socio-economic equations]. M.: OOO "Izdatel'skii Dom "Vuzovskii uchebnik", 2017, 397 p.

6. Zel'dner A. G. Natsional'naya model' sotsial'no-rynochnogo razvitiya Rossii na baze smeshannoi ekonomiki i GChP [National model of social and market development of Russia on the basis of mixed economy and PPP]. Konkurentosposobnost' v glob-al'nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii [Competitiveness in the global world: economy, science, technology], 2017, I. 5-2 (44), pp. 81-83.

7. Martynov, V G., Eremina, I. Yu., Kibovskaya, S. V., Rudenko, G. G., Dolzhenkova, Yu. V. Professional'nye standarty v sisteme

razvitiya kvalifikatsii rabotnikov neftegazovogo kompleksa [Professional standards in the system of development of qualifications of oil and gas industry workers], Neftyanoe khozyaistvo [Oil Industry], 2017, I. 2, pp. 26-29.

8. Martynov, V G., Eremina, I. Yu., Kibovskaya, S. V., Rudenko, G. G., Dolzhenkova, Yu. V Nezavisimaya otsenka kvalifikatsii rabotnikov v neftegazovom komplekse [Independent assessment of employees ' qualifications in the oil and gas industry], Neftyanoe khozyaistvo [Oil Industry], 2018, no 3, pp. 102-105.

9. Litvinyuk, A. A., Gribkova, O. V, Lukashevich, V V et al. Aktual'nye problemy upravleniya personalom v rossiiskikh vysshikh uchebnykh zavedeniyakh. Monografiya [Actualproblems of personnel management in Russian universities]. Monografiya pod red. A. A. Litvinyuka. Moscow, 2009, 236 p.

10. Rabochaya sila, zanyatost' i bezrabotitsa v Rossii (po rezul'tatam R13 vyborochnykh obsledovanii rabochei sily) [Labour force, employment and unemployment in Russia (based on P13 sample labour force surveys)]. Stat.sb./Rosstat. M., 2018, 142 p.

11. Portal pensionnogo fonda RF [The portal of the pension Fund of the Russian Federation]. Available at: http://www.pfrf.ru/ opendata~7706016118-insurance (accessed 12.02.2019).

12. Klassifikator OKVED [The classifier of economic activities]. Available at: http://okveder.ru/okved_po_klassam/ (accessed 27.01.2019).

13. Prilozhenie "Moi nalog" [Application "My tax"]. Available at: https://npd.nalog.ru/app/ (accessed 19.02.2019).

14. Sait Federal'noi nalogovoi sluzhby [The website of the Federal tax service]. Available at: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/ taxes/patent/ (accessed 27.01.2019).

15. Tsentr ekonomicheskogo analiza i ekspertizy [Center for economic analysis and expertise]. Available at: https://www.assessor. ru/notebook/biznes/samozanjatye-grazhdane/ (accessed 27.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.