Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и возможности его использования в Росии'

Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и возможности его использования в Росии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
744
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамаева Ю.С., Иванченко Л.А.

Проведен обзор зарубежного опыта организации государственно-частого партнерства, рассмотрены основные тенденции развития проектов ГЧП в развитых странах и их практическое применение в России. Сформулированы ключевые направления деятельности государства и частного бизнеса для развития ГЧП в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS: FOREIGN EXPERIENCE AND THE POSSIBILITY OF USING IN RUSSIA

In the article the review of foreign experience of public-private partnership, the main trends in the development of PPP projects in developed countries and their practical application in Russia. Sets key directions of activities of the state and private business for PPP development in Russia.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и возможности его использования в Росии»

УДК 330.341.2

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОСИИ

Ю. С. Мамаева Научный руководитель - Л. А. Иванченко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: mamaevayulia1991@yandex.ru

Проведен обзор зарубежного опыта организации государственно-частого партнерства, рассмотрены основные тенденции развития проектов ГЧП в развитых странах и их практическое применение в России. Сформулированы ключевые направления деятельности государства и частного бизнеса для развития ГЧП в России.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиционная привлекательность.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS: FOREIGN EXPERIENCE AND THE POSSIBILITY OF USING IN RUSSIA

Y. S. Mamaeva Scientific supervisor - L. A. Ivanchenko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: mamaevayulia1991@yandex.ru

In the article the review of foreign experience of public-private partnership, the main trends in the development of PPP projects in developed countries and their practical application in Russia. Sets key directions of activities of the state and private business for PPP development in Russia.

Keywords: public-private partnership, investment attractiveness.

В современном мире в связи с тяжелой политической и экономической ситуацией, начинают постепенно формироваться новые экономические отношения, экономика все больше интегрируется в мировое сообщество, появляется необходимость в структурных преобразованиях и более тесном сотрудничестве государства и частного сектора. Увеличивается значение такой эффективной структуры, как государственно-частное партнерство (ГЧП), что является одним из актуальных объектов исследования многих современных ученых.

Во многих источниках авторами дается огромное количество определений понятия «Государственно-частное партнерство». Самое распространенное и более точное дает В. Г. Варнавский: «ГЧП-это стратегический, институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР».

Для того чтобы проанализировать возможность использования зарубежного опыта ГЧП в России, необходимо изучить ключевые аспекты функционирования ГЧП в странах с развитой экономикой, особенно в свете влияния международных санкций на российский рынок инвестиций.

Программы ГЧП, стимулирующие тесные контакты между научным и промышленным секторами экономики и ориентирующие государственные исследования на промышленные инновации, характерны для всех промышленно развитых государств. Наиболее успешно развиваются проекты ГЧП в Великобритании, Германии, США, Франции, Италии, Японии. Сферы применения ГЧП в этих странах разнообразны от инфраструктуры, ЖКХ, дорог, образования, до медицины и других секторов [4].

Секция «СОВРЕМЕННЬШ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И РЕГИОНАЛИСТИКИ»

В Великобритании основной формой ГЧП являются контракты - «частная финансовая инициатива» (ЧФИ, Private Finance Initiative), при которой частная фирма получает от государства в лице ведомства, органа местного самоуправления или иного государственного института заказ на предоставление, создание или восстановление основных фондов, а также долгосрочных услуг по эксплуатации на 25-50 лет. Всего на основе данной схемы по расчетам Intarnational Financional Services London было создано порядка 930 ГЧП на общую сумму более 66 млрд ф. ст. Контракты в форме ЧФИ чаще всего заключались в таких областях, как транспорт, оборона, образование, здравоохранение и правопорядок. Уникальность системы ГЧП в Великобритании состоит в фактическом отсутствии соответствующего законодательства.

В Германии органы муниципального самоуправления поручают частным компаниям исполнение функций, которые относятся к их компетенции. Происходит перераспределение полномочий, рисков и прибыли от реализации проектов. К новым сферам применения ГЧП в Германии в последнее время добавилась сфера предоставления различных «государственных услуг», в том числе в области телекоммуникаций и информационных технологий, активно нарастает участие бизнеса в создании «электронного правительства» - ведении интернет-сайтов госорганов [3].

Далее следует остановиться на предпосылках развития ГЧП в России. В условиях, когда государство не в состоянии самостоятельно решить проблему финансирования, поддержания и модернизации инфраструктурной сети, а рынок и развитие страны этого требуют, крупный бизнес является единственным участником хозяйственной деятельности, способным взять на себя решение этих задач. Вкладом со стороны бизнеса помимо финансовых ресурсов, является управленческий опыт, позволяющий более эффективно осуществлять те или иные проекты. Как показывает опыт других стран в такой ситуации главной концептуальной основой развития инфраструктуры должны стать формы взаимодействия частного сектора и государства при сохранении за государством права собственности и одновременной передачи прав по владению и пользованию частным компаниям. Необходимо отметить, что приведение российских норм и правил работы в сфере производственной и социальной инфраструктуры в соответствие с международными является необходимым условием интеграции России в мировую экономику. Осознание этого важного момента явилось предпосылкой формирования системы, необходимой для реализации проектов ГЧП. Такая система включает в себя нормативно-правовое обеспечение и соответствующую институциональную среду. Однако, несмотря на предпринимаемые в последние годы усилия, Россия находится только в самом начале сложного процесса создания необходимой системы управления проектами ГЧП. Опыт ведущих стран показывает, что на создание и отладку такой системы уходит не один год. В то же время в России уже отмечается определенный прогресс в области оснащенности инвесторов инструментами поддержки проектов ГЧП -как на федеральном, так и на региональном уровнях власти [1].

Создание Инвестиционного фонда РФ стало важным политическим решением, отражающим интерес государства к развитию механизмов ГЧП. Инвестфонд представляет существенный интерес для инвесторов, как важнейший источник финансовых ресурсов.

Сегодня новые широкомасштабные инициативы России по развитию ГЧП в существенной степени блокируются законодательными барьерами и использованием консервативных административных инструментов, не способных обеспечить устойчивое развитие в современных экономических условиях.

Одним из важнейших моментов является обеспечение инвестиционной привлекательности путем создания законодательной основы для защиты прав инвесторов, гарантирования возвратности вложенных средств. В мировой практике для финансирования крупных инфраструктурных проектов с использованием механизма ГЧП используется проектное финансирование. В частности, создается специальная проектная компания для реализации конкретного проекта, осуществляется уступка прав требований по будущим денежным потокам в целях обеспечения возврата долга кредиторам, применяется еще целый ряд мер. Для успешной реализации проекта нужны инвестиции, поэтому необходимо развитие финансовых инструментов и институтов. Также крайне важна выработка федерального и регионального законодательства о порядке реализации ГЧП-проектов. Нормативные акты о порядке реализации ГЧП должны в первую очередь обеспечивать активизацию различных форм государственно-частного партнерства и единую процедуру реализации подобных проектов [2].

Мировая практика не знает примера управления такой страной, как Россия, соответственно, для российской экономики невозможно прямое копирование той или иной модели, успешно реализованной в одной или нескольких странах. Безусловно, при осуществлении инновационных, рискованных, но в то же время столь актуальных для развития российской экономики проектов использование инструментов ГЧП может обеспечить более эффективное взаимодействие бизнеса и государства.

В заключение стоит отметить, что России необходимо двигаться в развитии данного направления, так как взаимодействие государства и бизнеса через механизмы государственно-частного партнерство позволяет наиболее эффективным способом улучшить качество жизни людей, является перспективным методом внедрения новых технологий в производство и оптимальным выходом на новый современный путь развития. Основными приоритетными направлениями для развития ГЧП в России являются: усиление нормативно-правового обеспечения ГЧП; повышение поддержки и гарантий государства партнерам из частного сектора; обеспечение государственной поддержки реализации проекта; более тщательная проработка проектов с обеих сторон и с общественностью.

Библиографические ссылки

1. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.strana-oz.ru/2004/6/ gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-rossii-problemy-stanovleniya (дата обращения: 15.04.2015).

2. Вилисов М. В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Власть. 2011. № 7. С. 56-63.

3. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / под ред. акад. А. А. Дынкина // ИМЭМО РАН. М., 2008.

4. Национальные инновационные системы в России и ЕС. Развитие ГЧП. / под ред. В. В. Иванова, Н. И. Ивановой (Россия), Й. Розебума и Х. Хайсберса (Нидерланды). М., 2012.

© Мамаева Ю. С., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.