Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА)'

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / КАПМУСНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Донец Наталья Юрьевна, Клешнева Любовь Ильинична, Урюпина Галина Сергеевна

В данной работе рассмотрено государственно-частное партнерство в образовании с его необходимыми функциями и задачами для развития в аграрном секторе нашей страны. Такой вид партнерства рассмотрено на примере Санкт-Петербургского государственного аграрного университета как одного из ведущих университетов Северо-Западного региона в аграрном секторе. Ценность знаний, развитие институциональной среды, создание и внедрение новых научных исследований выступают как один из необходимых источников социально-экономического развития страны. В заключении показано, что многообразие форм государственно-частного партнерства в образовании вызвано разнообразием целей, поставленных как перед высшим образованием, так и перед предпринимателями. Такие партнёрства необходимы для осуществления инновационных проектов, создание и реализацию долгосрочных программ, создание новых технологий, аккумулировании ресурсов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Донец Наталья Юрьевна, Клешнева Любовь Ильинична, Урюпина Галина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN HIGHER EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF ST. PETERSBURG STATE AGRARIAN UNIVERSITY)

This paper examines public-private partnership in education with its necessary functions and tasks for development in the agricultural sector of our country. This type of partnership is considered on the example of the St. Petersburg State Agrarian University as one of the leading universities in the North-West region in the agricultural sector. The value of knowledge, the development of the institutional environment, the creation and implementation of new scientific research are one of the necessary sources of the country’s socioeconomic development. In the conclusion, it is shown that the variety of forms of public-private partnership in education is caused by the variety of goals set for both higher education and entrepreneurs. Such partnerships are necessary for the implementation of innovative projects, the creation and implementation of long-term programs, the creation of new technologies, the accumulation of resources, etc.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА)»

Государственно-частное партнерство в высшем образовании (на примере Санкт- Петербургского государственного аграрного университета)

Донец Наталья Юрьевна,

к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» E-mail: doniya-nata@mail.ru

Клешнева Любовь Ильинична,

преподаватель, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» E-mail: uliunuchna@mail.ru

Урюпина Галина Сергеевна,

преподаватель. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» E-mail: gal-us@mail.ru

В данной работе рассмотрено государственно-частное партнерство в образовании с его необходимыми функциями и задачами для развития в аграрном секторе нашей страны. Такой вид партнерства рассмотрено на примере Санкт-Петербургского государственного аграрного университета как одного из ведущих университетов Северо-Западного региона в аграрном секторе. Ценность знаний, развитие институциональной среды, создание и внедрение новых научных исследований выступают как один из необходимых источников социально-экономического развития страны. В заключении показано, что многообразие форм государственно-частного партнерства в образовании вызвано разнообразием целей, поставленных как перед высшим образованием, так и перед предпринимателями. Такие партнёрства необходимы для осуществления инновационных проектов, создание и реализацию долгосрочных программ, создание новых технологий, аккумулировании ресурсов и др.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, образование, сельское хозяйство, аграрный сектор, капмусная система.

Ое

Государственно-частное партнёрство в нашей стране появилось относительно недавно, особенно если рассматривать с точки зрения взаимодействия в области образования и науки. Оно представляет собой форму взаимодействия государственной власти и частного бизнеса для реализации проектов в образовании. Цель такого взаимодействия качественное развитие инфраструктуры образовательного учреждения, создание и реализация новых проектов и т.д.

Как пишет директор Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Е.Л. Низиенко: «Чтобы сделать систему образования конкурентоспособной, необходимо внедрять в нее новые принципы управления, в частности, обеспечить ее развитие на принципах интеграции и кооперации ресурсов информационных, кадровых, управленческих, финансовых» [5]. Таким образом, в последние 10 стал стали развиваться концепции государственно-частное партнерства в области развития в сфере образования и науки.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 28 июля 2021 года № 1268 «О реализации проекта по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) с применением механизмов государственно-частного партнёрства и концессионных соглашений в рамках федерального проекта «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров» национального проекта «Наука и университеты»», которое предполагает строительство или реконструкцию, а также использование инновационной образовательной среды для развития инфраструктуры образовательных организаций.

Кампусная система достаточно развита за рубежом, в современных условиях многие крупные вузы страны имеют эту систему или на стадии ее внедрения, к ним можно отнести такие университеты страны как Сибирский федеральный университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет и другие. На Заседании Правительства Рф 17 августа 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин сообщил о восьми заявках, отобранных в рамках проекта по созданию в России сети университетских кампусов мирового уровня. «Отбор проходил в соответствии с критериями, утвержденными Минобрнауки. «Это и интеграция в городскую среду, и обеспечение потребностей в проживании более 2,5 тыс. человек, участие университетов в программе «Приоритет-2030» и со-финансирование из различных источников, в том числе за счет бизнеса», - сказал заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий

Чернышенко. - В ближайшие годы кампусы будут построены в Томске, Москве, Новосибирске, Калининграде, Нижнем Новгороде, Уфе Челябинск и Екатеринбурге» [7].

Появление таких кампусов наиболее ясно выражает государственно-частное партнерства в образовании. Создание инновационной образовательной среды подразумевает собой создание комфортной среды, которая предполагает пространство компенсирующее вред природе и позволяющее снизить уровень стресса, сопряженный с жизнью в мегаполисе. Таким решением становится создание парков, озелененных площадок или встраивание кампуса в естественную природную среду с ее рельефом, лесным массивом и водными поверхностями. Использование экологичных материалов и энергосберегающих технологий - это важный тренд в современном мире.

На сегодняшний день особое значение в Университетах имеют кампусные карты, которые могут совмещать в себе функции пропуска, удостоверения личности, электронного читательского билета и банковской карты. Сейчас данный вид проявления кампусной системы имеет широкое распространение среди ВУЗов России. Так, например, АО «Россельхозбанк» активно заключает договора с аграрными университетами страны, такими как Санкт-Петербургским государственным аграрным университетом, Новосибирским государственным аграрным университетом, Алтайском государственном аграрном университете. Создание таких карт даёт больше возможностей, мнение руководителей образовательных организаций только положительные, так Ректор Санкт-Петербургского государственного аграрного университета Виталий Юрьевич Морозов считает, что: «Кампусный проект станет современной образовательной площадкой, которая обеспечит студентов новыми компетенциями и позволит осуществлять экспертную работу в области аккумуляции, трансфера и продвижения цифровых технологий сельского хозяйства, а также вести полноценные коммуникации в дистанционном режиме на достаточно большую аудиторию» [6].

Кроме кампусной карты между АО «Россель-хозбанком» и СПбГАУ реализуется проект «Школа фермера», которая представляет собой теоретическое, практическое обучение и слушатели смогут создать работающий бизнес-план, на основе которого смогут получить специальный кредитный продукт «Стань фермером» для запуска собственного дела. «Школа фермера» - это общероссийский образовательный проект АО «Россельхоз-банка», который объединяет возможности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, регионов, аграрных вузов, крупного бизнеса и фермеров для подготовки профессиональных кадров в сфере Агропромышленного комплекса.

Для Ленинградской области «Школа фермера» - это значительный шаг вперед в сфере развития сельского хозяйства. Заместитель Председателя Правительства Ленинградской области -

председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Олег Михайлович Малащенко обратил внимание на тот факт, что: «Надеюсь, что по итогам реализации ваших дипломных проектов в Ленинградской области будут зарегистрированы новые фермерские хозяйства, внедряющие инновационные технологии, оснащенные современной техникой, повышающие конкурентоспособность отраслей АПК. Расширение производственной инфраструктуры крестьянских фермерских хозяйств и создание дополнительных рабочих мест позволит нам и дальше эффективно развивать сельские территории» [2].

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» совместно с АО «Россельхозбанк» проводит обучение руководителей и специалистов крестьянско-фермерских хозяйств, физических лиц, желающих работать в области АПК в качестве руководителей и специалистов фермерского движения. Занятия направлены на освоение методов ведения рентабельного фермерского хозяйства, повышение финансовой грамотности и получение практических навыков по направлениям (специализациям).

Такое партнерство позволяет совершенствовать рынок труда на территории Ленинградской области, развивать фермерское хозяйство на основе взаимной выгоды для всех сторон. Так высококвалифицированные кадры всегда востребованы, расширение аграрного сектора позволит использовать земли по назначению, повысить финансовое благополучие региона. Проведение совместных мероприятий таких как «Школа фермера» позволяют удовлетворить интересы всех.

Партнерство между Россельхозбанком и СПб-ГАУ заключается ещё и в том, что банк выплачивает именные стипендии для подготовки высококвалифицированных специалистов по наиболее важным для аграрного сектора экономики специальностям. Каждый обучающийся СПбГАУ может претендовать на получение такой стипендии, но при условии высокого среднего балла обучения; наличие публикаций, научных работ и т.д.; участие в конференциях, семинарах, форумах; наличие наград и дипломов за участие в олимпиадах и конкурсах. Таким образом, именная стипендия -это поддержка талантливой и активной студенческой молодежи, организованная АО «Россельхозбанк». Стипендии назначаются дополнительно к государственной академической стипендии, а также дополнительно к повышенной государственной академической стипендии за достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности.

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет активно сотрудничает с сельскохозяйственными машиностроительными компаниями. Так в 2013 году Ростсельмаш открыл фирменную учебную аудиторию на базе университета. Студенты университета могут изучать материал наглядно на тракторах, прицепных опрыскивателях и т.д. Но и Ростсельмаш выигрывает от тако-

сз о

со £

гп Р сг

от А ш

го партнёрства, ведь знающие специалисты, которые смогут на практике эффективно применять специальную технику нужны. Выбор выпускников аграрного университета в пользу сельскохозяйственной отрасли, говорит в будущем о развитии аграрного сектора в целом.

В рамках партнёрских отношениях между СПб-ГАУ и «Петербургским тракторным заводом» достигнуты соглашения о эксплуатационных испытаниях на базе Учебно-опытного хозяйства университета техники и об открытии специализированной лаборатории под брендом завода в новом учебно-лабораторном корпусе к началу 2022/2023 учебного года. На базе новой лаборатории смогут обучаться студенты нескольких направлений.

Необходимость государственно-частного партнёрства в образовании обуславливается и трудоустройством выпускников, что доказывает вышеуказанное. Организация производственных практик заключается в долгосрочных договорах с частными организациями, которые готовы оказывать профессиональное обучение на местах для дальнейшего трудоустройства высококвалифицированных кадров. Примером встречи в крупном масштабе большого количества будущих ра-ботадателей и партнёров может служить ежегодная выставка «Агрорусь» - это одна из самых крупных в России отраслевых выставок. В знак признания научных достижений и проверенной годами совместной работы, Санкт-Петербургскому государственному аграрному университету -вручили золотые медали за разработку проектов ректору СПбГАУ Морозову В.Ю., профессору Смелику В.А., профессору Гарлову П.Е., профессору Калинину А.Б., доценту Шкрабаку Р.В. и Шкрабаку В.С. Данное мероприятие объединяет выставку предприятий АПК, ярмарку региональных продуктов и деловую программу для специалистов отрасли. В дни проведение «Агро-руси» прошли ещё и конференции, на которых обсуждались различные комплексные проектно-технологические решения в животноводстве и растениеводстве, инженерно-техническое обеспечение безопасности технологических процессов, повышение эффективности работы сельскохозяйственных агрегатов, цифровые методы мониторинга и управления при решении ряда задач в животноводческих комплексах. Такие мероприятия направлены на заключение большего числа договор в области государственно-частного партнерства необходимых для качественного сотрудничества университета, Правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области и частного сектора.

Актуальность партнерства в образовании заключается в повышении эффективности потенци-Е ала как образовательного, так и инфраструктурного, которое нацелено на увеличение интеллек-£ туального потенциала в образовании для устой-§ чивого развития в дальнейшем в экономической ^ сфере в России. Партнёрство позволяет укреплять Ц материально-техническую и финансовую базу

университета, выводить на новый уровень обучение и при этом привлечь внебюджетные средства. Взаимовыгодные партнёрства позволяют обеспечивать конкурентоспособность образовательных программ, повышать их качества в рамках образования. Но для будущих работодателей это не менее выгодно, так как они получают будущие высококвалифицированные кадры в соответствии с потребностями растущей экономики и кадровой политики в нашей стране.

Государственно-частное партнёрство в образовании необходимо для стратегического развития в целом в стране. Так в аграрном университете партнёрство позволит поднять уровень образования в сельском хозяйстве и расширить аграрный сектор в Ленинградской области и других областях посредством модернизации аграрно-промышленного комплекса с помощью инноваций. Стратегические ориентиры в данном случае будут направлены на интеграцию обучения, научных исследований и предпринимательства в сельском хозяйстве. Научные исследования и разработки в данной области возможны при материально-технической базе, созданной при сотрудничестве с ведущими предприятиями в области АПК. Государственно-частное партнёрство позволяет обеспечить результативность в деятельности университета и на предприятиях.

Литература

1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] www.consultant.ru (дата просмотра сайта: 02.11.2021)

2. В Ленобласти состоялся первый выпуск школы фермеров // [Электронный ресурс] www.ria. ru (дата просмотра сайта: 21.11.2021)

3. Йескомб Э.Р. Государственно-частное партнерство: основные принципы финансирования - Москва: Альпина Паблишер, 2015. - 457 с.

4. Килинкаров В.В. Государственно-частное партнерство в сфере высшего образования и науки в России // Вестник СПбГУ. Право. 2019. Т. 10. Вып. 2. С. 210-225.

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.02.2011 № 03-66 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования» // [Электронный ресурс] www.garant.ru (дата просмотра сайта: 15.11.2021)

6. Санкт-Петербургский филиал АО Россельхоз-банк и СПБГАУ заключили соглашение о сотрудничестве // [Электронный ресурс] www. rshb.ru (дата просмотра сайта: 21.11.2021)

7. Строительство восьми университетских кампусов мирового уровня начнется в этом году //

[Электронный ресурс] www.news.rambler.ru (дата просмотра сайта: 11.11.2021)

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN HIGHER EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF ST. PETERSBURG STATE AGRARIAN UNIVERSITY)

Donets N. Yu., Kleshneva L.I., Uryupina G.S.

Petersburg State Agrarian University

This paper examines public-private partnership in education with its necessary functions and tasks for development in the agricultural sector of our country. This type of partnership is considered on the example of the St. Petersburg State Agrarian University as one of the leading universities in the North-West region in the agricultural sector. The value of knowledge, the development of the institutional environment, the creation and implementation of new scientific research are one of the necessary sources of the country's socioeconomic development. In the conclusion, it is shown that the variety of forms of public-private partnership in education is caused by the variety of goals set for both higher education and entrepreneurs. Such partnerships are necessary for the implementation of innovative projects, the creation and implementation of long-term programs, the creation of new technologies, the accumulation of resources, etc.

Keywords: public-private partnership, education, agriculture, agricultural sector, capmus system.

References

1. Federal Law of 13.07.2015 No. 224-FZ (as amended on 02.07.2021) "On public-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" [Electronic resource] www.consultant.ru (date of viewing the site: 02.11.2021)

2. The first graduation of the school of farmers took place in the Leningrad region // [Electronic resource] www.ria.ru (date viewed from the site: 21.11.2021)

3. Yescomb E.R. Public-private partnership: basic principles of financing - Moscow: Alpina Publisher, 2015. - 457 p.

4. Kilinkarov V.V. Public-private partnership in the field of higher education and science in Russia // Bulletin of St. Petersburg State University. Right. 2019. Vol. 10. Issue. 2. P. 210-225.

5. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 04.02.2011 No. 03-66 "On the application of mechanisms of public-private partnership in the field of education" // [Electronic resource] www.garant.ru (date of viewing the site: 15.11.2021)

6. St. Petersburg branch of Rosselkhozbank JSC and SPBGAU entered into a cooperation agreement // [Electronic resource] www.rshb.ru (date of viewing the site: 11/21/2021)

7. The construction of eight world-class university campuses will begin this year // [Electronic resource] www.news.rambler.ru (date viewed from the site: 11.11.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.