Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в управлении здравоохранением'

Государственно-частное партнерство в управлении здравоохранением Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белковская Е.В.

В статье рассматриваются актуальные вопросы внедрения и использования механизма государственночастного партнерства в управлении здравоохранением. Отдельное внимание уделено состоянию финансирования учреждений здравоохранения на современном этапе, сложностям и проблемным моментам государственного контроля в данной сфере. Детально обозначены преимущества и выгоды, которое может получать государство, общество, бизнес, система здравоохранения в результате использования механизма ГЧП. Также обозначены ключевые принципы, соблюдение которых позволит обеспечить эффективность реализации договорных отношений между государством и бизнесом в процессе развития и повышения эффективности функционирования лечебных и оздоровительных учреждений. Особый акцент сделан на наиболее эффективных формах ГЧП, которые успешно апробированы международной практикой, к таким формам относятся инфраструктурные модели развития ГЧП, а именно DBFO и DBFM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белковская Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в управлении здравоохранением»

в управлении здравоохранением

«

сэ

см

£

Б

а

2 ©

Белковская Елена Васильевна,

аспирант кафедры цифровой экономики и управления, ГБОУ ВО Московской области «Университет «Дубна», waselisa@yandex.ru

В статье рассматриваются актуальные вопросы внедрения и использования механизма государственно-частного партнерства в управлении здравоохранением. Отдельное внимание уделено состоянию финансирования учреждений здравоохранения на современном этапе, сложностям и проблемным моментам государственного контроля в данной сфере. Детально обозначены преимущества и выгоды, которое может получать государство, общество, бизнес, система здравоохранения в результате использования механизма ГЧП. Также обозначены ключевые принципы, соблюдение которых позволит обеспечить эффективность реализации договорных отношений между государством и бизнесом в процессе развития и повышения эффективности функционирования лечебных и оздоровительных учреждений. Особый акцент сделан на наиболее эффективных формах ГЧП, которые успешно апробированы международной практикой, к таким формам относятся инфраструктурные модели развития ГЧП, а именно DBFO и DBFM.

Ключевые слова: здравоохранение, управление, государственно-частное партнерство, инновации, инвестиции.

Национальные системы здравоохранения являются одним из важнейших звеньев социальной сферы, которые в последнее время все чаще бросают вызов правительствам разных стран постоянным увеличением финансовых расходов на медицинское обслуживание, а также перманентно возникающими трудностями в системе организации эффективного менеджмента. Как наглядно показывает зарубежный опыт, уровень государственного регулирования здравоохранения сегодня не соответствует новым условиям и требует формирования качественно новой системы управления [1].

Не подлежит сомнению тот факт, что сегодня должны внедряться новые модели развития здравоохранения, поскольку именно достижения в области науки, медицины и питания, способствуют прогрессу, обеспечению долголетия населения и инновационному развитию данной сферы.

Одним из главных инструментов повышения эффективного управления здравоохранением является развитие партнерских отношений государства и бизнеса, что позволит активизировать инновационные процессы, повысить инвестиционную направленность учреждений здравоохранения, обеспечить долгосрочный социально-экономический рост, то есть решить многие проблемы практики хозяйствования экономики в целом.

Чем больше развивается негосударственный сектор здравоохранения и увеличивается объем инвестиций в частную охрану здоровья, тем больше актуализируется вопрос рассмотрения потенциала объединения усилий государства и бизнеса для решения социальных вопросов в рамках такой формы его проявления, как государственно-частное партнерство [2].

Такое взаимодействие позволит объединить ресурсы и потенциалы государства и бизнеса, что будет способствовать повышению эффективности использования имеющихся возможностей, эффективному распределению рисков между государственным и частным сектором и их минимизации. Причем обязательными характеристиками системы здравоохранения при внедрении государственно-частного партнерства должны остаться доступность медицинской помощи, качество медицинского обслуживания и рациональное использование ресурсов. Опыт развитых стран показывает, что общая экономия общественных ресурсов за счет ГЧП в здравоохранении составляет примерно 10% по сравнению с тем, когда государство само оказывает медицинские услуги населению. Так, согласно оценкам, в Австралии при строительстве больниц экономия финансовых средств в проектах ГЧП равна 9-11% [3].

Таким образом, изучение и внедрение прогрессивных практик, а также инструментов ГЧП является достаточно важным вектором для эффективного реформирования системы здравоохранения, что предопределяет актуальность, теоретическую и практическую значимость выбранной темы статьи.

Изучением вопросов, связанных с применением различных механизмов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, занимаются такие ученые как: В. Степанова, И. Кузнецов, В. Варнавский, Т. Панова и др. Исследованию рычагов и стратегических ориентиров государственно-частного партнерства в медицинском обслуживании посвящены труды Р. Фичема, М. Митчелла, И. Запатрина, А. Кужель, К. Ляпиной, К. Павлюка, В и др.

В круг научных интересов Р. Склита, Л. Лерута, Дж. Прунье, М. Хаммама, Ж.-Ф. Руханьянико входит обоснование факторов, определяющих успешность применения государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения.

Несмотря на значительное количество публикаций по исследуемой проблематике и их научную ценность, ряд вопросов, касающихся создания и внедрения действенных организационно-экономических моделей ГЧП в сфере здравоохранения остаются недостаточно освещенными и требуют дальнейшего углубленного исследования.

Учитывая указанное, цель статьи заключается в проведении системного анализа развития контрактных конструкций в здравоохранении, а именно особенностей государственно-частного партнерства, как новой формы управления для толчка в развитии отрасли.

Анализ возможностей внедрения ГЧП в сфере здравоохранения предусматривает исследование методологических основ формирования такой формы сотрудничества,

организационно-экономические предпосылки ее функционирования и государственного регулирования. Методологической основой развития ГЧП в области здравоохранения является теория экономической эффективности, теория общественного выбора и так называемая «конституциональная экономическая теория», возникшая в 70-х годах XX в. на основе положений труда Дж. Бьюкенена «Границы свободы: между анархией и Левиафаном» [4].

Государственное вмешательство обусловлено наличием «провалов рынка», научные основы анализа которых были заложены в рамках теории экономической эффективности. Рынок медицинских услуг является несовершенным, когда объем их предложения не соответствует спросу, что требует вмешательства государства, в частности в рамках программы государственных гарантий за счет средств бюджета и системы обязательного медицинского страхования. Органы управления национальной системой здравоохранения заинтересованы в сокращении спроса на медицинские услуги за счет повышения приоритетности профилактических мероприятий, формирования мировоззрения здорового образа жизни, проведения вакцинации, регулярной диспансеризации населения. Итак, «провалы рынка» обусловливают необходимость присутствия государства в сфере охраны здоровья населения, а «провалы государства» - целесообразность функционирования частных медицинских учреждений.

ГЧП в сфере здравоохранения заключается в следующем: государство обязуется закупать у частного партнера на долгосрочной основе и оплачивать предоставленные им высококачественные услуги, такие как: строительство нового или модернизация уже действующего лечебно-профилактического мероприятия (ЛПУ), обслуживание и эксплуатация ЛПУ, медицинские услуги, которые подлежат государственному финансированию.

В свою очередь, частный партнер обязуется предоставлять услуги в соответствии с требованиями, установленными государством, а также поддерживать имеющиеся активы в надлежащем состоянии, проводить необходимую модернизацию или создавать новые активы, которые необходимы для обеспечения высокого качества и объема медицинских услуг [5].

Как показывает мировая практика, основные преимущества для государственных органов власти в сфере здра-

воохранения от взаимодействия с частным партнером заключаются в: привлечении дополнительных средств в сферу медицинского обслуживания; повышении эффективности бюджетных расходов на финансирование системы здравоохранения; использовании управленческого опыта и инновационного потенциала частного сектора.

Частный партнер от взаимоотношений с государством вправе рассчитывать на следующие преимущества: получение доступа к государственным и муниципальным активам, государственная поддержка и гарантии, положительная социальная реклама.

Для общества в целом положительный эффект, от вложений частного капитала в сферу здравоохранения, заключается в следующем: повышение качества и доступности медицинских услуг; появляется возможность получить медицинскую помощь на новом инновационном оборудовании; внедряются прозрачные механизмы ценообразования и снижается доля теневого рынка медицинских услуг; повышение уровня и качества человеческого потенциала в стране, регионе, городе, селе; обеспечение мультипликативного эффекта от финансовых вливаний, таких как создание новых рабочих мест, повышение уровня оплаты труда медицинским работникам и др. [6]

Для успешной реализации ГЧП в сфере здравоохранения должны соблюдаться следующие принципы:

1. Равенство перед законом государственных и частных партнеров при реализации проектов государственно-частного партнерства.

2. Запрет какой-либо дискриминации прав частных или государственных партнеров.

3. Согласованность интересов государственного и частного партнера с целью получения взаимной пользы от реализации проекта.

4. Неизменность формы собственности объекта в течение всего жизненного цикла.

5. Признание партнерами прав, обязанностей и ответственности, предусмотренных законодательством и условиями договора.

6. Справедливое распределение между государством и инвестором рисков, связанных с реализацией проекта ГЧП.

7. Выбор частного партнера исключительно на основе проведения конкурса.

Во многих странах Европы в последние годы широко используется инфраструктурные модели ГЧП в сфере здра-

воохранения, а именно, DBFO «разработка - строительство - финансирование -управление», согласно которой частный партнер находит финансирование, строит или реконструирует объект здравоохранения, сдает его в эксплуатацию, а затем отвечает за его техническое обслуживание. Объектами могут быть не только лечебные корпуса, но и любая дополнительная инфраструктура больничных городков (парковка, бассейн, жилье для медицинского персонала и т.д.). Подрядчик также дополнительно предоставляет гостиничные услуги (уборка, питание, химчистка, транспорт, охрана и т.д.) и администрирование (служба поддержки клиентов, информационные услуги) [7]. Государство платит частникам фиксированную плату, достаточную, чтобы возместить капитальные и эксплуатационные затраты и получить прибыль. Работа консорциума оплачивается согласно контракту по принципу no service- no fee (нет услуг - нет оплаты). Организация медицинских услуг остается в компетенции траста. Частный инвестор не несет ответственности за риски, связанные с медицинскими аспектами деятельности учреждения.

Именно инфраструктурные модели позволяют в значительной мере снизить социальное напряжение в обществе, которое всегда возникает при обсуждении спектра и объемов государственных гарантий в сфере здравоохранения.

Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Сегодня государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения является распространенной практикой в странах с различным уровнем экономического развития и моделями систем здравоохранения. Более 20 лет во многих странах мира широко используются проекты государственно-частного партнерства, направленные на развитие в первую очередь инфраструктуры учреждений здравоохранения.

ГЧП позволяет эффективно использовать финансовые ресурсы и профессионализм частного сектора при сохранении государственного контроля за деятельностью медицинского учреждения. Основные принципы, признаки и формы реализации ГЧП в сочетании с механизмами внедрения обязательного медицинского страхования подтверждают широкие возможности их совместного использования для развития сферы здравоохранения.

Чаще всего объектами партнерства становятся мощные многопрофильные

© 3

В

S

9

2 а

9

больницы, имеющие в своей структуре высокотехнологичные подразделения. Введение инфраструктурных моделей государственно-частного партнерства в деятельность медицинских учреждений может быть действенным инструментом уменьшения доли нерыночного сектора в области здравоохранения с одновременным повышением эффективности государственного управления.

Литература

1. Панов А.В. Государственно-частное партнерство и платные услуги в здравоохранении: механизмы взаимодействия, проблемы и перспективы развития // Вестник «Биомедицина и социология». - 2018. - №2. - С. 53-57.

2. Torchia, M.; Calabr, A. Increasing the Governance Standards of Public-Private Partnerships in Healthcare. Evidence from Italy // Public organization review. - 2018 -№1 - Р. 93-110.

3. Kostyak, L. et al. A means of improving public health in low- and middle-income countries? Benefits and challenges of international public-private partnerships // Public health. - 2017. - Vol. 149. - Р. 120129.

4. Гладков К.В. Государственно-частное партнерство в здравоохранении //

Философия социальных коммуникаций.

- 2018. - №1(42). - С. 24-26.

5. Черненко Э.М., Лебедева И.С., Лебедев П.В. Государственно-частное партнерство в здравоохранении и направления его развития // Российское предпринимательство. - 2018. - Т. 19. - №12. - С. 3981-3998.

6. Brodersen, Sesser; Lindegaard, Hanne The Smart Floor: How a Public-Private Partnership Co-Developed a Heterogeneous Healthcare Technology System // Studies in health technology and informatics. - 2015.

- Vol. 215. - Р. 191-205.

7. Managing disruptive change in healthcare: lessons from a public-private partnership to advance cancer care and research / edited by Arnold D. Kaluzny, Donna M. O'Brien. New York: Oxford University Press, 2015. - 376 р.

State-private partnership in healthcare

management Belkovskaya E.V.

University Dubna

The article deals with the actual issues of implementation and use of the mechanism of public-private partnership in the management of health care. Particular attention is paid to the state of financing of health care institutions at the present stage, the complexities and problems of state control in this area. Details of the benefits and benefits that a state, society, business, health system can receive as a result of using the PPP mechanism. It also outlines key principles, the observance of which

will ensure the effectiveness of the implementation of contractual relations between the state and business in the process of development and increase the efficiency of the functioning of medical and recreational institutions. Particular emphasis is placed on the most effective forms of PPPs that have been successfully tested by international practice, such forms include PpP infrastructure development models, namely DBFO and DBFM.

Key words: public health, management, public-private partnership, innovations, investments. References

1. Panov A.V. Public-private partnership and paid

services in health care: interaction mechanisms, problems and development prospects // Bulletin «Biomedicine and Sociology». - 2018. - №2. - pp. 53-57.

2. Torchia, M.; Calabr, A. Increasing Governance

Standards of Public-Private Partnerships in Healthcare. Evidence from Italy // Public organization review. - 2018 - №1 - P. 93110.

3. Kostyak, L. et al. What are the ways to improve

public health in low-income and middle-income countries? Benefits and challenges of international public - private partnerships // Public health. - 2017. - Vol. 149. - R. 120129.

4. Gladkov K.V. Public-private partnership in

healthcare // Philosophy of social communications. - 2018. - №1 (42). - p. 2426.

5. Chernenko E.M., Lebedeva I.S., Lebedev P.V.

Public-private partnership in healthcare and directions of its development // Russian Entrepreneurship. - 2018. - T. 19. - №12. -p. 3981-3998.

6. Brodersen, Sesser; Lindegaard, The Smart Floor:

How to use it? - 2015. - Vol. 215. - P. 191205.

7. Arnold D. Kaluzny, Donna M. O'Brien. Managing

disruptive change in healthcare. New York: Oxford University Press, 2015. - 376 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.