Государственно-частное партнерство в
российском туризме*
УДК 338.48 АН- Захаров,
ББК 75.81 З - 380
А.А. Игнатьев
В настоящее время российская практика показывает, что развитие государственно-частного партнерства в той или иной сфере зависит от степени готовности региональных/местных властей и бизнеса к подобному взаимодействию. Так, проведенное исследование 21 субъекта РФ показало, что в большинстве случаев (83% респондентов) финансовая поддержка государства в таких проектах необходима, является своеобразной гарантией такого партнерства 21.
Респонденты (представители региональной власти и бизнеса) обозначили приоритетность государственной поддержки следующим образом: 22% - гарантия спроса/тарифное регулирование; 20% - регулирование финансовых инструментов и финансовых институтов для привлечения и поддержки частного инвестирования; 19% - финансовая поддержка; 16% - инициативы по проекту; 13% - юридическая поддержка; 5% - общее руководство/управление проектами; 3% - другая поддержка; 2% - обучение22.
Также интересна точка зрения опрошенных специалистов относительно привлекательности и доступности источников финансирования государственно-частных проектов в 2009-2011 гг. в нашей стране. Наиболее привлекательными (в баллах: максимальная оценка - 8 бал-
лов; минимальная оценка - 1 балл) являются российские источники финансирования проектов: российские фонды (6,9); российские государственные банки (5,8); российские коммерческие банки (4,7); российский частный капитал (4,6); иностранные фонды (4,4); иностранные коммерческие банки (4); иностранный частный капитал (3,5); другое (0,3)23.
Второе направление реализации государственно-частного партнерства в туризме: создание туристских кластеров. В настоящее время актуальность кластерного подхода связана с возможностью создания благоприятных условий эффективного функционирования хозяйственной деятельности и стимулированию деловой активности регионов, обладающих высоким инновационным и производственным потенциалом. Если обратиться к понятию кластера, Портер М. дает следующее определение кластера: «Кластер, или промышленная группа - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга».24 По его мнению, новая роль правительства в формировании кластера заключается в «... устранении препятствий для роста и совершенствования существующих и возникающих кластеров».
* Окончание статьи. Начало см. в № 3 за 2011 год.
Рисунок 4
Регионы, благоприятные для развития государственно-частных партнерств и
финансирования в туризме
Инновационный потенциал
Уровень
туристского
предложения
Высокий Средний Ниже среднего Низкий Практически отсутствует
Высокий
Средний
Низкий
Источник: составлено авторами
В Концепции федеральной целевой программы “Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)”, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. № 1230-р, применяется следующее понятие кластера в сфере туризма, которое практически не отличается от определения М. Портера: «туристско-рекреационные кластеры -группы географически соседствующих, использующих рекреационный потенциал территории и взаимодействующих между собой предприятий, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки». Таким образом, главная цель формирования кластера в сфере туризма направлена на туристские потоки или туристский спрос.
Кластерный анализ предполагает именно системное рассмотрение взаимодействия отраслей для решения различных задач: регионального и отраслевого развития, перехода экономики на инновационный путь развития и т. д. Объединение усилий в рамках кластера на отраслевом и межотраслевом уровнях помогает повысить общую конкурентоспособность предприятий. Существуют различные уровни анализа кластеров:
- микроуровнь: изучаются взаимосвязи между предприятиями;
- мезоуровнь: исследуются внутриотраслевые и отраслевые взаимодействия;
- макроуровнь: анализируется взаимодействие группы отраслей.
Кластерная политика государства предполагает систему мер и механизмов поддержки формирования кластеров. Считается, что данная политика является альтернативой отраслевой политики. В связи с тем, что кластеры привязаны к особенностям той или иной территории, во многих стратегиях социально-экономического развития регионов акцент делается не на отраслевой подход к развитию, а на кластерный подход, как, например, в Самарской области25.
Идеальным, по мнению авторов, должен стать вариант кластерной политики, взаимосвязанный с региональной и отраслевой политикой (рисунок 5).
В нашей стране основы кластерной политики на национальном уровне заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.26 Разработка и реализация кластерной политики является основой инновационного развития национальной экономики, ее модернизацией в соответствии с меняющейся конъюнктурой международного рынка. Однако необходимо решение следующих задач, затрагивающих отраслевые и региональные проблемы:
- систематизация тенденций формирования туристских кластеров в регионах России;
- сравнительный анализ создаваемых в России туристских кластеров и выявление проблем их формирования;
- обоснование кластерной логики, показывающей системные взаимосвязи между отраслями в туристском комплексе;
- разработка методики выявления туристских кластеров, механизмов их инициации и развития на уровне региона;
- обоснование необходимости изменений в институциональной среде региона и страны;
- разработка рекомендаций по формированию новых управленческих компетенций со стороны региональной туристской администрации;
- разработка рекомендаций по созданию региональных целевых программ развития ту-
ризма нового поколения, согласующихся с общей инновационной политикой страны.
В методическом плане некоторые авторы рекомендуют использование двух подходов к кластеризации отрасли:
1) анализ существующих кластерных образований в туризме РФ (Черноморское побережье: Сочи, Геленджик, Анапа, курорты Кавказских Минеральных Вод, «Золотое кольцо»);
2) определение перспективных регионов (территорий) для развития туристских кластеров, например: Алтайский кластер (ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», ОЭЗ «Алтайская долина», игорная зона «Сибирская монета»); Дальневосточный кластер (игорная зона «Приморье», рекреационные ресурсы тихоокеанского побережья, Курильские острова, полуостров Камчатка, остров Сахалин); Азовский кластер (игорная зона «Азов-сити», рекреационные ресурсы побережья Азовского моря) и другие27.
Рисунок5
Взаимосвязь кластерной политики с другими направлениями стратегического развития.
Национальный уровень
Источник: составлено авторами
В настоящее время в регионах России начался процесс формирования туристских кластеров. Положительным моментом является институциональное подкрепление кластерной политики на уровне региона. Так, в Концепции развития туризма в Республике Бурятия на период до 2010 года28 определено развитие кластера туризма, который «. включает ряд отраслей промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, деятельность которых кроме целей производства товаров и услуг для населения, направлена, в том числе, и на производство товаров и услуг для целей туризма. Признаками кластера туризма является наличие устойчивых экономических связей между отраслями, ориентированными на удовлетворение общественных потребностей в рекреации»29.
Туристский кластер в Республике Бурятия находится на начальном этапе своего развития, в нем активно применяются государственные
формы планирования и регулирования. В регионе существует организационный механизм создания туристского кластера, включающий деятельность таких структур, как Межведомственного совета по туризму при Правительстве Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия.
В другом регионе, Ставропольском крае, в «Политике развития туризма», на основе таких критериев, как потенциал, привлекательность и инфраструктура определены приоритетные для развития туризма городские округа и муниципальные районы Ставропольского края, и основные кластеры туристско-рекреационного типа Ставропольского края30: федеральный кластер рекреационно-туристского типа “Кавказские Минеральные Воды”; региональный кластер рекреационно-туристского типа “Ставрополь”; региональный кластер рекреационно-туристского типа “Восток”.
Рисунок 6
Модель создания туристских кластеров в регионе.
Региональный/местный стратегический уровень регулирования
Ґ Промышленные Непромышленные/ N.
кластеры
Г Л
Туристский кластер (1): деловой туризм, М1СЕ-туризм
V_________________________/
непроизводственные кластеры
Туристский кластер (2): экологический туризм
Источник: составлено авторами
В рамках кластерного подхода наиболее удачными решениями относительно создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа можно признать территорию Калининградской области, где формируются четыре типа ОЭЗ: промышленнопроизводственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые зоны; а также территорию острова Русский, обладающую, с одной стороны, курортным потенциалом, с другой стороны, в данном регионе Правительство РФ планирует создание современной транспортной и энергетической инфраструктуры в рамках подготовки к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во Владивостоке.
В связи с этим целесообразным, по мнению автора, будет реализация кластерного подхода в туризме в комплексе с другими видами кластеров (рисунок 6). Т.к. кластеры выступают точками экономического роста, а туристская отрасль пока в национальной экономике не является высокоприоритетной, следовательно, логика создания туристских кластеров должна быть такой: элементы туристского продукта или туристской инфраструктуры (например, гостиницы) создаются в рамках формирующихся кластеров, как дополняющие и усиливающие элементы этих кластеров.
Например, в регионах, обладающих значительным инновационным потенциалом с промышленной (производственной) направленностью, оптимальной будет туристская кластеризация для М1СЕ-туризма с его дальнейшим развитием: туристская инфраструктура для делового туризма. В регионах с непроизводственной направленностью наиболее подходящими вариантами будет создание туристского кластера с инфраструктурой для экологического туризма. Т.е. в большинстве случаев создание туристских кластеров в РФ будет следующим этапом после создания других кластеров в регионе. Это можно объяснить тем, что туризм -сезонное явление, и многие регионы РФ обладают сложными климатическими условиями не только для круглогодичного функционирования туристского комплекса, но и для сезонного предоставления туристских услуг. Поэтому оптимальный вариант на данном этапе развития -создание туристских кластеров в регионах РФ не как основных точек экономического роста, а как сопутствующих кластеров, усиливающих общую конкурентоспособность региона.
Также относительно приведенной модели (рис.6) следует отметить, что, во-первых, региональный уровень - наиболее оптимальный для разработки и реализации кластерной политики. Во-вторых, в регионе должна быть принята кластерная стратегия развития, консолидированная с традиционными региональными и отраслевыми политиками. В-третьих, как подчеркивалось выше, инициация создания кластера со стороны региональной администрации
- наилучший вариант для преодоления правовых барьеров. Например, в Новосибирской области Администрацией Новосибирской области в рамках развития кластерных технологий в регионе планируется создание открытого акционерного общества «Управляющая компания «Туристско-рекреационный парк», акционером которой будет только администрация области. В качестве вклада в уставной капитал управляющей компании администрация области внесет принадлежащие ей земельные участки и объекты недвижимости, а основным направлением деятельности будет улучшение инфраструктуры, продвижение проекта парка, как элемента комплексного туристского кластера в регионе31. В-четвертых, имеются примеры реализации смешанной кластерной политики в некоторых регионах РФ.
В заключение следует отметить, что для успешной реализации кластерной политики в туризме требуется более активная рекламноинформационная поддержка. Например, с целью содействия реализации и продвижению туристских проектов России на основе государственно-частного партнерства в Москве 22 сентября 2010 г. проводится Всероссийский Форум-салон инновационных туристских проектов. Цели мероприятия: активизация участия регионов России в развитии туризма; обзор региональных программ развития туристско-рекреационных кластеров; презентация успешного опыта реализации инновационных туристских проектов в России; популяризация и информационное продвижение туристских ини-циатив32. Однако этого недостаточно; такие мероприятия должны проходить чаще с созданием электронного ресурса.
В целом, можно сформулировать следующие основные этапы создания туристских кластеров и развития данной формы государственно-частного партнерства (рисунок 7).
Рисунок 7
Алгоритм организации туристских кластеров.
И
У
- Определение инновационного потенциала региона. Определение точек экономического роста. Оценка развития региона и туристского поте нц иала.
- Отраслевой анализ региона: приоритетные отрасли и возможности их взаимодействия с туризмом. Родственные и поддерживающие отрасли
- Определение потенциала кластеров в регионе и прилегающих территориях/регионах
- Создание модели кластера: границы кластера; ядро кластера; вертикальные и горизонтальные связи ядра кластера; модель частногосударственного партнерства
- Инициализация туристского кластера
Источник: составлено авторами
Таким образом, развитие государственночастного партнерства в туризме требует, во-первых, создания благоприятной институциональной среды, во-вторых, разработки специальных методик по инициации и развитию различных форм партнерства в туризме.
Современная государственная и региональная власть берет на себя в туристских кластерах координирующую функцию, выступает активным инициатором и участником инновационных кластеров предприятий. В связи с этим, необходима активация деятельности национальных и региональных структур, формирование новых ключевых управленческих компетенций, благоприятствующих взаимодействию с бизнесом, т.е. совершенствование организационно-экономического механизма регулирования отрасли.
На инвестиционном форуме в Сочи в 2010 году дали старт туристическому кластеру на Северном Кавказе. Первым станет горнолыжный курорт. Всего на создание туристического кластера на Северном Кавказе по поручению президента РФ Д.А. Медведева потратят 450 млрд руб. Первые сто из них уйдут на строительство всесезонного горного курорта «Архыз», который станет пилотным проектом.
Соглашение подписал Внешэкономбанк со всеми заинтересованными сторонами в 2010 г. Концепция проекта предусматривает строительство четырех комплексов-поселков для размещения более 25 тыс. человек и сеть из 70 механических подъемников и канатных дорог. Общая площадь «Архыза» составит почти тысячу гектаров. Пропускная способность может достигать 45 тыс. человек в день. Общая стоимость инвестиций в начальный этап составит 6 млрд руб. Свою работу он должен начать зимой 2011-2012 года. Он рассчитан на 750 человек и будет состоять из 6 гостиниц, кресельной канатной дороги и двух горнолыжных трасс. Уже к 2013 году планируется увеличить гостиничный фонд на 2 тыс. человек и построить пять канатных дорог, четыре ленточных транспортера, протяженностью около 7 км, 11 км горнолыжных трасс.
Таким образом, строительство туристического кластера предполагает: появление туристических объектов в Матласе (Дагестан), Мамисоне (Северная Осетия), Архызе (Карачаево-Черкесия), Лаго-Наки (Адыгея) и на Эльбрусе (Кабардино-Балкария); увеличение турпотока с 4 тыс. в год до 5 млн; трудоустройство 160 тыс. человек.