Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в рамках независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций'

Государственно-частное партнерство в рамках независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА / СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КЛАСТЕРНОГО ТИПА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INDEPENDENT ASSESSMENT / CERTIFICATION OF PROFESSIONAL QUALIFICATIONS / STATE AND PRIVATE PARTNERSHIP OF CLUSTER TYPE / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барнакова Людмила Лаврентьевна

Статья посвящена разработке и внедрению системы независимой оценки уровня профессиональной подготовки выпускников среднего и начального профессионального образования на основе государственно-частного партнерства кластерного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барнакова Людмила Лаврентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State and private partnership within the independent assesment and sertification of professional qualifications

The article is devoted to development and introduction a system of independent assessment of professional taining of graduates of secondary and primary professional education on the basis of state and private partnership of cluster type.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в рамках независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций»

I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ И ЗА РУБЕЖОМ

УДК 377.4 © Л.Л. Барнакова

Государственно-частное партнерство в рамках независимой оценки и сертификации

профессиональных квалификаций

Статья посвящена разработке и внедрению системы независимой оценки уровня профессиональной подготовки выпускников среднего и начального профессионального образования на основе государственно-частного партнерства кластерного типа.

Ключевые слова: независимая оценка, сертификация профессиональных квалификаций, государственно -частное партнерство кластерного типа, профессиональное образование.

L.L. Barnakova

State and private partnership within the independent assesment and sertification of professional qualifications

The article is devoted to development and introduction a system of independent assessment of professional taining of graduates of secondary and primary professional education on the basis of state and private partnership of cluster type.

Keywords: independent assessment, certification of professional qualifications, state and private partnership of cluster type, professional education.

Ключевым вопросом в области профессионального образования является обеспечение соответствия уровня подготовки выпускников требованиям производства, ожиданиям работодателей, отрасли экономики.

В комплексе мероприятий «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года» планируется «для обеспечения соответствия квалификации выпускников требованиям экономики развитие центров оценки и сертификации квалификаций» [1].

Разработка и внедрение системы независимой оценки качества профессиональной подготовки выпускника обусловлены тем, что существующие содержание и процедуры оценки качества подготовки характеризуются ориентацией на неоднозначные (субъективные) критерии, отсутствуют в массовой практике объективизированные средства и технологии аттестационных испытаний; не обеспечивается независимость оценочных процедур как основополагающий принцип организации контроля качества профессионального образования, так как процедуры оценки качества осуществляют производители образовательных услуг, участие работодателей в аттестационных процедурах носит зачастую протокольный характер. При государ-

ственной итоговой аттестации выпускников и аттестации образовательных организаций выявляется только соответствие образовательных результатов выпускника государственным образовательным стандартам начального, среднего профессионального образования, общепризнанной и зафиксированной документально норме качества образования, а требования работодателей и бизнес-сообщества, современного производства мало учитываются.

Независимая оценка качества образования законодательно закреплена в ст. 95 п. 1-6 закона «Об образовании в Российской Федерации» [2]. Значимость независимой оценки, сертификации квалификаций и понимания ее необходимости отражены в Федеральной целевой программе развития образования 2011-2015 гг., целью которой является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного, социально ориентированного развития Российской Федерации. Ее задачами определены приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг [3].

При определении качества «необходимо понимать, что не существует абсолютных норм качества, «наилучшего качества» образователь-

ного процесса или его результатов. Нормы имеют свое ограничение во времени. По мере развития производительных сил общества должны претерпевать изменения и нормы профессионального образования», как считает С.Я. Баты-шев.

Качество продукции отрасли профессионального образования - способность трудового потенциала выпускника соответствовать установленным или предполагаемым потребностям общества, самого обученного и работодателей в профессиональных, жизненных и гражданских компетенциях (Н.Н. Петров, Е.В. Васина, Е.В. Иванов, Е.П. Веретенникова) [4]. Целесообразность и пути создания в Российской Федерации системы добровольной сертификации персонала, механизмы и модели институциализации центров по сертификации персонала представлены в трудах ученых О.Н. Олейниковой, Н.Д. Машуковой, А.Н. Лейбович, И.А. Волошиной, Н.Ю. Посталюк, Г.В. Николаевой, Ю.Б. Ащеулова и др.

Анализ научных исследований позволил определить следующие направления проектирования системы независимой оценки и сертификации квалификаций:

а) общественно-государственно-частное партнерство кластерного типа как основа для создания системы;

б) формирование программно-методической базы и методики процедур сертификации;

в) формирование структуры независимой оценки на основе имеющейся федеральной нормативно-правовой базы.

Государственно-частное партнерство в сфере профессионального образования - система долгосрочных взаимовыгодных отношений между государством, субъектами экономической и учебной деятельности и физическими лицами по разработке механизмов согласования их ресурсов с потребностями в персонале с различным уровнем квалификаций и компетенций.

Уровень развития современного социального партнерства в России, его нормативно-правовая основа позволяют организовать такое сотрудничество со сферой труда по отраслям экономики, т.е. по кластерам.

По исследованиям В.Г. Варнавского, Т.Н. Санниковой, Р.Я. Скидельского сформированы основы новой системы социального партнерства в виде российского трипартизма. Утверждением такой модели стал принятый 15.11.1991 г. указ Президента «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Была сформирована Российская трехсторонняя комиссия, в ее состав как полномочные члены во-

шли представители правительства, федерации независимых профсоюзов России и работодателей. Параллельно создавалась законодательная база социального партнерства, фундаментом которой стал принятый 11.03.1992 г. Верховным Советом РФ закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях». Был разработан пакет законодательных и рекомендательных материалов, регулирующих механизм и формы социального партнерства.

Наиболее крупными социальными партнерами являются объединения работодателей -Торгово-промышленная палата России, Российский союз товаропроизводителей (работодателей), Российский союз промышленников и предпринимателей, которые совместно с другими функционирующими в стране общественными объединениями участвуют в выработке социально-экономической политики на федеральном уровне.

В соответствии с программой развития системы профессионального образования Бурятии идет процесс разработки, апробации и внедрения систем независимой оценки уровня профессиональной подготовки выпускника образовательной организации, развитие независимой экспертизы региональных профессиональных образовательных программ и общественно-профессиональной аккредитации образовательных организаций на основе государственно-частного партнерства кластерного типа. В республике создан Центр сертификации профессиональных квалификаций строительного профиля, действовавший в экспериментальном формате с 2011 по 2012 г., с декабря 2012 г. юридически оформлена автономная некоммерческая организация «Центр сертификации профессиональных квалификаций». За три года в центре прошли процедуру сертификации 94 соискателя, в том числе 40 выпускников образовательных организаций и 54 рабочих реального производства - китайцы, трудящиеся на строительных объектах республики. Из них 87% получили по результатам квалификационных испытаний сертификаты соответствия.

Опыт независимой оценки квалификаций показывает, что сертификация как мера профессиональной оценки ценится только тогда, когда она измеряет те компетенции, которые необходимы в процессе работы. Определяют компетенции работодатели, так как являются владельцами современных производственных технологий, оборудования, предприятий, они наиболее заинтересованы в высокой производительности труда и качестве выполненных работ. Такая оценка достоверна и никому не дает необосно-

Л.Л. Барнакова. Государственно-частное партнерство в рамках независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций

ванных преимуществ при прохождении сертификации, т.е. реально подтверждает одинаковый уровень квалификации у одинаково подготовленных кандидатов независимо от того, где они проходили обучение, и вызывает доверие и принимается профессиональным сообществом.

Система сертификации, отвечающая этим требованиям, строится на основе ряда принципов. Важнейшие из них:

- делегирование оценки независимым экспертам;

- обязательное привлечение работодателей в качестве экспертов по разработке требований и оценке квалификаций;

- систематическое обучение и подтверждение профессиональной компетенции экспертов, осуществляющих оценку.

На этапе формирования Центра сертификации при создании нормативно-правовой основы:

1) формируются Устав, локальные акты по организационной структуре, положения по процедуре сертификации, положений для комиссий Центра, в разработке которых принимают участие представители работодателей;

2) определяются учредители Центра из представителей общественно-профессиональных сообществ и работодателей;

3) формируется фонд профессиональных стандартов и других нормативных документов, на основе которых проводится независимая оценка профессиональных квалификаций персонала. В случае отсутствия профессиональные стандарты разрабатываются с участием работодателей и профессиональных сообществ или формируются контрольно-измерительные материалы по действующим в России нормативным актам;

4) формируется состав и определяется количество независимых экспертов из представителей работодателей или профессиональных сообществ в общественно-профессиональном совете, экзаменационных, сертификационных, апелляционных комиссий центра и т.д.

Исходя из опыта создания и функционирования многопрофильного Центра сертификации профессиональных квалификаций разработана структура государственно-частного партнерства кластерного типа как основа системы независимой оценки уровня профессиональной подготовки.

Производственно-образовательный отраслевой кластер наиболее полно и всесторонне на

современном уровне способен сформулировать и разработать востребованные квалификации рабочих и специалистов, также профессиональные стандарты, контрольно-измерительные материалы, методики оценки квалификаций и т.д.

Это сотрудничество позволит оптимально достичь баланса требований бизнес-сообщества, работодателей и уровня профессиональной подготовки выпускников образовательных организаций, других граждан, прошедших обучение в неформальной, спонтанной формах.

Структура государственно-частного партнерства кластерного типа в Центре сертификации профессиональных квалификаций, как видно на рис. 1, на примере Республики Бурятия может быть сформирована и активно развиваться. На современном этапе государственно-частное партнерство - наиболее эффективная форма формирования и реализации политики государства в области профессионального образования, реальная форма сотрудничества для достижения баланса между ожиданиями работодателей по качественно-количественным показателям к профессиональной подготовке выпускников организаций системы довузовского профессионального образования.

Вследствие проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

- кластерная модель как система взаимодействия образовательных организаций с субъектами и институтами рынка труда, государственными и муниципальными органами власти, общественными организациями нацелена на решение проблемы качества профессиональных кадров действующих предприятий и планируемых инвестиций в экономику региона, отрасли промышленности и сферу услуг;

- государственно-производственно-образовательный отраслевой кластер наиболее полно и всесторонне на современном уровне способен сформулировать и разработать востребованные квалификации рабочих и специалистов, профессиональные стандарты, контрольно-измерительные материалы, методики оценки квалификаций и т.д. Это сотрудничество позволит оптимально достичь баланса требований бизнес-сообщества, работодателей к уровню профессиональной подготовки выпускников образовательных организаций, других граждан, прошедших обучение в неформальной, спонтанной формах;

Структура государственно-частного партнерства кластерного типа в Центре сертификации профессиональных квалификаций

Субъекты

Отраслевые министерства и ведомства региона

Предприятия строительной отрасли различных форм собственности

Предметы (зоны ответственности)

Мониторинг рынка труда, квалификаций и образовательных услуг

Учредительство Центра, участие в общественных органах управления Центра

Независимая оценка профессиональных квалификаций (процедура сертификации)

Центры занятости населения

Федеральные, региональные, муниципальные службы

Разработка нормативно-правовой базы центра сертификации

Разработка обеспечивающих материалов для процедур сертификации (ПС и КИС)

Подготовка экспертов для процедур сертификации

Рис. 1. Структура государственно-частного партнерства кластерного типа Центра сертификации профессиональных квалификаций

- кластерная модель как система взаимодействия образовательных организаций с субъектами и институтами рынка труда, государственными и муниципальными органами власти, общественными организациями нацелена на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Таким образом, кластерная модель государственно-частного партнерства является основой формирования системы сертификации и независимой оценки.

Литература

1. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалифика-

ций в Российской Федерации на период до 2020 года МОН РФ 2013 г.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федеральная целевая программа развития образования 2011-2015 годы, утвержденная постановлением правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 г., №61.

4. Управление ресурсным центром профессионального образования: учебно-консультационное пособие / Н.Н. Петров, Е.В. Васина, Е.В. Иванов, Е.П. Веретенникова. - М.: Логос, 2005. - С. 211.

Барнакова Людмила Лаврентьевна, руководитель автономной некоммерческой организации «Центр сертификации профессиональных квалификаций», Республика Бурятия. Е-maü:barш[email protected]

Ludmila Lavrentievna Barnakova, director of Autonomous non-commercial organization «Centre of certification of professional qualifications», Republic of Buryatia. Е-mail:[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.