Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в оборонно-промышленном комплексе: перспективы и проблемы'

Государственно-частное партнерство в оборонно-промышленном комплексе: перспективы и проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
498
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕНИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВООРУЖЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНКУРЕНЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПЕРСПЕКТИВА / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПРОБЛЕМА / РИСКИ / РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самарин Илья Вадимович

В статье рассмотрены перспективы и проблемы создания эффективного государственно-частного партнерства в сфере оборонно-промышленного комплекса. Основное внимание уделено необходимым условиям привлечения частного бизнеса к разработке вооружения и военной техники, законодательным проблемам и возможным путям их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в оборонно-промышленном комплексе: перспективы и проблемы»

УДК 316.012; 316.013; 334.7.01

Самарин Илья Вадимович

кандидат технических наук,

доцент кафедры автоматизации технологических

процессов, Российского государственного университета

нефти и газа имени И. М. Губкина

[email protected]

Ilya V. Samarin

Candidate of Technical Sciences, associate professor of automation of technological processes, Russia state university of oil and gas of a name of I. M. Gubkin [email protected]

Государственно-частное партнерство в оборонно-промышленном комплексе: перспективы и проблемы

Public-private partnership in the military-industrial complex: Prospects and

Challenges

Аннотация. В статье рассмотрены перспективы и проблемы создания эффективного государственно-частного партнерства в сфере оборонно-промышленного комплекса. Основное внимание уделено необходимым условиям привлечения частного бизнеса к разработке вооружения и военной техники, законодательным проблемам и возможным путям их решения.

Ключевые слова: вооружение и военная техника, государственный оборонный заказ, государственная программа вооружения, государственно-частное партнерство, конкуренция, законодательство, оборонно-промышленный комплекс, перспектива, прогнозирование, проблема, риски, рыночные механизмы, частный бизнес.

Abstract. The article considers the prospects and challenges of creating an effective public-private partnership in the field of military-industrial complex. Focuses on the necessary conditions to attract private businesses to develop weapons and military equipment, legal issues and possible ways to solve them.

Keywords: arms and military equipment, the state defense order, the state arms program, a public-private partnership, competition, legislation, military-industrial complex, the competition, the outlook, forecasting, problem, risk, market mechanisms, private business.

К концу 80-х годов оборонно-промышленный комплекс (ОПК) занимал господствующее место в экономике СССР. Более 3 тыс. предприятий производили 20-25% валового национального продукта, на их долю приходилось более 12% основного капитала промышленности. На решение оборонных проблем расходовалась преобладающая часть интеллектуального потенциала страны. В 1988 г. на нужды военных разработок тратилось почти 3/4 всех средств, выде-

ляемых в бюджет на НИОКР. Общая численность персонала оборонных НИИ и КБ превышала 1,8 млн. человек [1].

Однако последующее резкое снижение доли расходов от ВВП на национальную оборону привело к разрушению коопераций организаций и технологических цепочек и, как следствие, к потере многих важных наукоемких технологий, высокотехнологического оборудования, высококвалифицированных научных, инженерно-технических и рабочих кадров. В настоящее время средняя рентабельность 1353 предприятий российского ОПК составляет 6,7%, что значительно ниже уровня по промышленности в целом.

В последние годы большие проблемы в организации деятельности российского ОПК еще более обострились. Методы «ручного управления» решения этих проблем, которые недавно были продемонстрированы на самом высоком уровне государственного управления, с одной стороны, показали, что ситуация еще управляема. Но, с другой стороны, они также наглядно продемонстрировали, что в законодательной сфере существуют большие бреши, которые необходимо срочно закрыть. Если еще более углубиться в фундаментальный анализ ситуации, то необходимо признать: существующие рыночные методы управления экономикой, которые по своей сути являются краткосрочными и среднесрочными, обнаружили свою недостаточность при организации создания современного вооружения и военной техники (ВиВТ).

Процесс технического переоснащения Вооруженных Сил может занимать не одно десятилетие и включать решение проблем не только собственно производства ВиВТ, но и подготовку квалифицированных кадров, организацию фундаментальных и прикладных поисковых исследований, создание и продвижение новых технологий. Все это не попадает в сферу деятельности существующих рыночных инструментов и требует постоянного присутствия государства в организации деятельности ОПК, рационального сочетания механизмов рынка и государственного планирования.

Если вспомнить историю нашей страны, то уже 120 лет, еще со времен правления Александра III, государство ищет рациональные пропорции сочетания госзаказа с интересами частного бизнеса. Положительные стороны присутствия государства в экономике очевидны - концентрация усилий на наиболее значимых для страны направлениях деятельности, которые принесут значимый эффект в долгосрочной перспективе, формирование экономики по принципу единого организма, подчиненного выполнению общих задач.

Но также очевидны и минусы государственного вмешательства в экономику: частные предприятия, получившие госзаказ с гарантированной нормой прибыли, при формировании цены продукции и нормы прибыли не склонны бороться за снижение издержек производства. Кроме этого, гипертрофированно возрастает роль распределителей госзаказа, что приводит к росту коррумпированности чиновничества.

Очевидно, целесообразно сочетание положительных сторон этих двух подходов - конкуренции, свойственной частному бизнесу, и долгосрочного государственного управления. Более того, государство должно само постоянно

заботиться о создании эффективной конкурентной среды как фактора динамичного развития.

Поэтому организация эффективного взаимодействия российского ОПК и частного бизнеса в настоящее время является важной государственной задачей. Ее актуальность обусловлена не только необходимостью создания хорошо оснащенных Вооруженных Сил, в полной мере отвечающим современным глобальным вызовам, но и потребностью восстановления ритмичного и динамичного функционирования одной из важнейших отраслей российской экономики, которая за счет отработки и последующего тиражирования новых перспективных технологий может стать драйвером развития всего машиностроения. Развитие ОПК придаст импульс машиностроению, химической промышленности, информационным технологиям.

Частный бизнес имеет не только склонность к риску, но и повышенную степень ответственности за принимаемые экономические и инвестиционные решения. Инвестиции частного сектора часто имеют большую устойчивость и большую отдачу. Поэтому важно не только привлечь частный капитал к реализации обеспеченной бюджетом программы ОПК по переоснащению Вооруженных Сил, но и с его помощью повысить эффективность реализации этой программы.

Ожидается, что с приходом частного бизнеса в ОПК появятся свежие идеи, станут работать энергичные и предприимчивые люди, способные преодолевать застывшие традиции и обеспечить качественный прорыв. Также крайне важно рассчитывать на поддержку частного капитала в вопросах учебы и образования для подготовки талантливых кадров для российской оборонной промышленности.

Частному бизнесу важна не только прибыль, но и ритмичность ее получения, стабильность системы заказов и других условий функционирования. Тогда он сможет более четко планировать свое будущее, обновлять производственные фонды, воспитывать и закреплять квалифицированные кадры, выстраивать отношения со смежниками. Стабильность и гарантированность -важнейшие условия функционирования любого бизнеса, ради которых он может пойти на снижение части своей потенциальной прибыли в условиях хаотичного рынка.

Поэтому, чтобы привлечь частный бизнес, необходимо предоставлять ему постоянную, максимально четкую и надежную информацию.

В настоящее время сотрудничество ОПК и частного бизнеса в основном происходит в двух формах - в виде государственного контракта и приватизации. Этого явно недостаточно. Существует ряд сдерживающих факторов, препятствующих его расширению, основные из которых - экономические.

Сегодня средняя рентабельность предприятий российского ОПК ниже ее уровня по промышленности в целом. Поэтому экономическая заинтересованность частного бизнеса в сотрудничестве с государством в сфере ОПК еще невелика.

Пока частный бизнес неохотно становится партнером крупных компаний в производстве ВиВТ, поскольку наряду с низкой рентабельностью ОПК до не-

давнего времени существовала практика, когда Минобороны по ходу вносило коррективы в уже утвержденный госзаказ. Поэтому предприятиям при небольшой рентабельности было чрезвычайно сложно, не имея гарантированных долговременных заказов, заинтересованно включаться в производственную кооперацию.

Кроме этого, частные компании, которые пришли в ОПК, продолжают сталкиваться с серьезными проблемами в вопросах отстаивания прав на интеллектуальную собственность. И, конечно, частному бизнесу не добавляют оптимизма известные и довольно многочисленные ограничения по режиму секретности.

Развитие сотрудничества бизнеса и ОПК на государственном уровне должно идти по пути создания условий для государственно-частного партнерства (ГЧП) - совокупности организационно-правовых, финансово-экономических отношений и совместных действий государства и частного бизнеса, направленных на достижение целей экономической политики государства, для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Такая форма развития экономики и бизнеса, как ГЧП, получили широкое развитие за рубежом. Все ведущие производители ВиВТ США и Европы - негосударственные, однако участие и влияние государства в их деятельности достаточно велико.

Основные задачи в области ГЧП в ОПК изложены в программной статье Президента РФ В.В.Путина, посвященной проблеме безопасности и ОПК, в которой он в, частности, писал: «Развитие ОПК только силами государства неэффективно уже сейчас, а в среднесрочной перспективе - экономически невозможно. Важно продвигать частно-государственное партнерство в оборонной промышленности, в том числе упрощая процедуры создания новых оборонных производств. Именно новые частные компании могут быть источником технологических прорывов, способных радикально изменить отрасль».

Необходимо четко определить направления, объем и уровень допуска частного бизнеса к работам в области ВиВТ. Частные структуры должны быть осведомлены о тех ограничениях, которые накладываются на бизнес и отдельных работников в связи с секретностью работ в области разработки и производства ВиВТ, иметь представление о дополнительных затратах бизнеса на обеспечение режимных требований.

Очевидно, что частный бизнес не может выступать в качестве головных исполнителей по ряду важнейших направлений оборонной тематики, например в области ракетно-космических систем или систем ПВО. Однако существуют определенные сферы деятельности ОПК, где участие бизнеса было бы полезно и очень эффективно.

Государство заинтересовано в том, чтобы частный бизнес активнее инвестировал средства в программы производства стрелкового оружия, бронетехники, оптических и тепловизионных систем, СВЧ-систем, гиперзвуковых технологий. Кроме этого, он может принимать участие в создании экспортных образцов вооружения и в разработке технологий двойного назначения.

Частный бизнес предполагается активно задействовать в инфраструктур-

ных проектах, при перевооружении многих предприятий ОПК. Действительно, при поставках станков и многих видов другого оборудования требования по режиму секретности могут быть существенно снижены.

И, конечно, частный бизнес предполагается подключить к созданию сырьевой и элементной базы ОПК, например, в производстве электронно-компонентной базы (ЭКБ).

Создание современной ЭКБ является наиболее востребованной и экономически эффективным направлением в ГЧП. Мировая практика создания радиоэлектронной аппаратуры показывает, что единица стоимости, вложенная в создание электронных материалов и оборудования, превращается в 6 единиц при создании ЭКБ и в 20 единиц на рынке финальных изделий. В передовых странах электроника по уровню добавленной стоимости, прибыли и рентабельности стоит на первом месте, опережая такие отрасли, как автомобилестроение и медицину.

Многие небольшие частные предприятия в силу их высокой мобильности могут стать драйверами научно-технического прогресса, в том числе - в ОПК.

Иногда, когда говорят об организации режима секретности при работе с частным бизнесом, излишне преувеличивают трудности контроля. Это не так -если человек дает подписку о неразглашении сведений, составляющих тайну, то, по большому счету, для контролирующих органов особой разницы не существует, является этот человек госслужащим или бизнесменом. Правила и система контроля - достаточно универсальны. Другое дело, что для частного предпринимателя такие ограничения по режиму секретности могут стать дополнительной обузой, дополнительным антистимулом для деятельности. Но тогда справедливо будет, если бизнесмены будут рассчитывать на дополнительную премию, компенсирующую эти неудобства: ведь чиновники получают надбавку за секретность к окладу. Так что режим секретности допускает довольно естественное стоимостное выражение.

В настоящее время деловые взаимоотношения государства и бизнеса регулируются целым сводом законов и постановлений федерального уровня, относящихся к административному, гражданскому, бюджетному, налоговому, земельному законодательству. Этот перечень дополняет множество законодательных инициатив на региональном и местном уровне.

Чтобы рельефнее подчеркнуть актуальность совершенствования законодательства по рассматриваемой проблеме, можно отметить, что в настоящее время, пока законодательно не закреплено даже само понятие ГЧП, до сих пор отсутствует четкая терминология в данном вопросе. Кем-то это понимается как субсидирование процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам, как приобретение или продажа долей в уставных капиталах. А кто-то видит взаимодействие государства и бизнеса в виде ГЧП-проектов, сочетающих их взаимные интересы в виде долгосрочных соглашений на основе объединения ресурсов, распределения доходов, расходов и возникающих рисков.

Существующая и формируемая нормативная и законодательная база ГЧП включает следующие законы и законопроекты.

Прежде всего, это закон «О государственном оборонном заказе», закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», «Об инновационной деятельности в Российской Федерации».

В законе о контрактной системе, пришедший на смену 94-ФЗ, предусмотрено большое количество статей, ориентированных на ОПК. Это очень важно для создания прозрачной системы выбора исполнителя контракта - поставщика военной продукции. В первой версии этого законопроекта таких статей совсем не было. Очевидно, закон о контрактной системе дополняет и конкретизирует некоторые положения принятого недавно федерального закона «О государственном оборонном заказе».

Для развития ГЧП предполагается реализовать меры по увеличению доли частного капитала в ОПК до 30-35%. [2]. Для этого предполагается снять некоторые ограничения по режиму секретности. В первую очередь, это касается вопросов соблюдения нормативных положений о государственной тайне, что потребует внесения изменений в действующий федеральный закон от 21.07.1993г. № 5485-1 «О государственной тайне».

Для создания эффективного ГЧП целесообразно внесение изменений в целый ряд фундаментальных законов.

Очень важная проблема - обеспечение бизнеса доступными долгосрочными кредитами. Государственная программа вооружения оперирует горизонтом планирования в 10 лет. Значит, срок действия долгосрочных банковских кредитов должен быть около 15 лет. И годовая ставка по таким кредитам должна быть не 12-13%, как в настоящее время, а 3-4%. При 12-13% многие направления бизнеса развивать не представляется возможным [3].

Это - очень непростой вопрос. Фактически необходимо изменить фундаментальные основы функционирования финансовой системы страны, переориентировать ее на национальную экономику. В настоящее время ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 8,25%, в других странах она значительно ниже. Например, в США она составляет 0-0,25%. Величина ставки 8,25% делает невозможным развитие реальной экономики. Если ее понизить до уровня развитых стран, то придем к ситуации, когда кредиты коммерческих банков снизятся до уровня 4%.

Придать целостность системе законов по данному вопросу призван разрабатываемый в настоящее время законопроект «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» [5].

Особенности реализации ГЧП в сфере ОПК должен учесть разработанный Военно-промышленной комиссией (ВПК) при Правительстве РФ проект «Концепции применения механизмов государственно-частного партнерства в сфере оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации».

И, наконец, необходимо изменить систему ее долгосрочного государственного управления разработкой и созданием ВиВТ. Целесообразно разработать и принять законопроект «О государственной программе вооружения». Только с принятием такого закона бизнес сможет работать в прогнозируемой на приемлемый срок экономической среде, понимать, что судьба его разработок, если уж они начались и потребовали капитальных затрат, в значительно мень-

шей степени перестанет зависеть от прихотей чиновников. А гарантия востребованности результата деятельности - важнейшее условие привлечения бизнеса к любым проектам.

Таким образом, необходимо сформировать правовые формы интеграции государства и частного капитала в ГЧП, опробовать разные схемы сотрудничества - от находящегося в частной собственности полного производственного цикла, через создание смешанных форм собственности (промежуточный вариант), до применения механизма концессий или доверительного управления. И уж затем широко применять наиболее эффективные схемы в зависимости от конкретных условий.

Важной формой взаимодействия государства и бизнеса в освоении новых технологий должны стать технологические платформы. В их рамках производится выделение существенных объемов финансирования для проведения различных НИР предприятиями малого и среднего бизнеса, а также промышленностью. В настоящее время сформировано около 30 технологических платформ. Но следует признать, что пока технологические платформы еще не оправдали возлагаемых на них надежд.

Значительно больше надежд возлагается на Федеральную целевую программу «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года». Предполагается, что он сможет активизировать сотрудничество государства и частного бизнеса.

Работа по созданию эффективного ГЧП предстоит большая, многоплановая и многоуровневая. Еще не все всем понятно, что-то придется корректировать по ходу дела. Те предложения, которые были указаны выше - это только первый этап развития ГЧП в ОПК.

Эти и другие очень важные вопросы предстоит решить созданному при ВПК общественному совету по ГЧП, в который вошли более 100 представителей бизнеса и государственных структур. В структуре совета имеется 10 групп по актуальным направлениям. Основными акцентами деятельности станут подготовка современной нормативно-правовой базы, регламентирующей применение механизмов ГЧП в ОПК [4].

Ближайшая задача - научиться управлять не только директивными методами, но и использовать более тонкие способы государственного индикативного планирования и управления предприятиями с различными формами собственности. Нужно учиться формировать такие стимулы для частного бизнеса, чтобы без всяких команд не только привлекать его к важной для всего государства работе, но и конкурировать за получение выгодных контрактов.

Как сказал вице-премьер российского Правительства Д.О. Рогозин: «В интересах создания производства нового поколения вооружения и военной техники мы будем разжигать конкуренцию в конструкторской мысли и технологическом исполнении заказа, активно завлекая в реализацию гособоронзаказа частный национальный капитал» [3].

Литература:

1. Гутенев, В.В. «Бизнес займет оборону (отечественный ВПК остро нуждается в частном капитале)» // «Российская газета», январь 2013 г.

2. Лютова, М. «Частники смогут заниматься оборонными проектами вместе с государством» (Правительство готово поддержать деньгами технологии двойного назначения) // «Ведомости», 11.03.2013 г.

3. Рогозин, Д.О. Выступление на военно-промышленной конференции «Актуальные вопросы развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» -М., 20.03.2013 г.

4. Абызов, М.А. Выступление на военно-промышленной конференции «Актуальные вопросы развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» -М., 20.03.2013 г.

5. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности ГДРФ http://asozd2.duma.gov.ru

Bibliography

1. Gutenev, V.V. "Business Takes defense (domestic defense industry in dire need of private capital)"// "Rossiyskaya Gazeta", January 2013.

2. Lyutova, M. "Private traders will be able to engage in defense projects, together with the state" (The government is ready to financially support dual-use technology) // "Vedomosti", 11.03.2013.

3. Rogozin, D.O. Speech at the Military-Industrial Conference "Topical Issues of the military-industrial complex of the Russian Federation" - Moscow, 20.03.2013.

4. Abizov, M.A. Speech at the Military-Industrial Conference "Topical Issues of the military-industrial complex of the Russian Federation" - Moscow, 20.03.2013.

5. Automated system for ensuring legislative activity Duma http://asozd2.duma.gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.