Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как способ формирования интегрированных структур (на примере Астраханского судостроительно-судоремонтного комплекса)'

Государственно-частное партнерство как способ формирования интегрированных структур (на примере Астраханского судостроительно-судоремонтного комплекса) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анфимов Максим Эдуардович

Рассмотрена проблема государственно-частного партнерства в качестве фактора стратегического развития экономики России. Приведены аргументы, подтверждающие важность государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анфимов Максим Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is the problem of public-private partnerships as a factor in the strategic development of the Russian economy. There are the arguments supporting the importance of government regulation of business entities.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как способ формирования интегрированных структур (на примере Астраханского судостроительно-судоремонтного комплекса)»



УДК [338.45: 629.5.083.7]:334.723 (470.46)

М.Э. Анфимов

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОГО СУДОСТРОИТЕЛЬНО-СУДОРЕМОНТНОГО КОМПЛЕКСА)

В современных нестабильных экономических условиях многие российские судострои-тельно-судоремонтные предприятия столкнулись с серьезными финансовыми проблемами, обусловленными отсутствием государственной финансовой поддержки, неудовлетворительным техническим оснащением производства. В этих условиях остро стоит задача в поиске оптимальной модели дальнейшего развития предприятий. Наиболее оптимальной моделью такого развития является модель государственно-частного партнерства (ГЧП). Мы попытаемся обосновать необходимость вмешательства государства в экономику, основываясь на результатах исследования различных ученых, а также исходя из собственного теоретического анализа и систематизации различных точек зрения.

В последнее время тема государственно-частного партнерства в нашей стране приобретает все большую актуальность. Термин ГЧП (порой в другом сочетании - частно-государственное партнерство) все чаще появляется в СМИ, звучит из уст представителей исполнительной власти различного уровня, бизнес-сообщества, а также ученых и специалистов.

ГЧП имеет следующие базовые признаки:

- сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

- взаимодействие сторон в ГЧП закрепляется на официальной, юридической основе (соглашения, договоры, контракты и т. п.);

- взаимодействие указанных сторон имеет действительно партнерский, равноправный характер (т. е. в обязательном порядке должен соблюдаться паритет, баланс обоюдных интересов);

- ГЧП имеет четко выраженную публичную, общественную направленность (его главная цель - удовлетворение государственного интереса);

- в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются активы (ресурсы и вклады) сторон;

- финансовые риски и затраты, а также достигнутые в ГЧП результаты распределяются между сторонами в пропорциях согласно взаимным договоренностям, зафиксированным в соответствующих соглашениях, договорах, контрактах и т. п.

Благодаря перечисленным особенностям ГЧП является эффективной моделью управления в экономике. Это становится очевидным, поскольку современная российская экономика требует скорейшей модернизации и перехода на инновационный путь развития, который невозможен без вмешательства государственного капитала в ряде секторов экономики. Именно эти причины плюс разразившийся в 2008 г. мировой финансовый кризис, который лишил крупные компании иностранного инвестирования и остро поставил вопрос о возврате кредитов, послужили началу формирования корпоративных отношений с участием государства.

Долгое время преобладала тенденция отображать государственное вмешательство в экономику как фактор вынужденный, компенсирующий допущенные отклонения от «идеальной модели» рыночного хозяйства. Такой подход неэффективен, поскольку позволяет устранить уже свершившиеся диспропорции в экономике и не позволяет предупредить их.

К весомым аргументам, обосновывающим важность государственного регулирования для

4

^еоретическиеосновыэкономикииуправлени^^

успешного функционирования рыночных хозяйственных систем, относят [1]:

- отсутствие совершенной конкуренции;

- недоступность исчерпывающей информации о политической, экономической и социальной жизни общества;

- неспособность рынка достичь идеального равновесия;

- наличие острой необходимости перераспределения общественных благ в соответствии с факторами, не подвластными рынку;

- наличие большого количества внешних факторов, требующих ответных действий со стороны государства;

Российские группы компаний, стремясь найти и сохранить свою нишу на мировых и национальных рынках, активно внедряют практику создания интегрированных корпоративных структур. Крупнейшими российскими компаниями с партнерством государства являются: естественные монополии (например, ОАО «Газпром», ОАО «РЖД»), государственные корпорации (ГК), а также ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и «Объединенная судостроительная корпорация».

По мнению некоторых исследователей государственно-корпоративный сектор является основой конкурентоспособной и инновационной макроэкономической системы. Работая долгое время над анализом экономических проблем современности, С. Губанов обосновал новую парадигму социально-экономического развития -неоиндустриальную [2]. Данная парадигма позволила убедительно обосновать применение новой формулы экономического развития современной России: неоиндустриализация плюс вертикальная интеграция. В основу предложенной парадигмы закладывается закон вертикальной интеграции, подразумевающий «нулевую рентабельность всего промежуточного производства». Объективным объяснением такого подхода является слабое развитие отечественной экономики. Именно развитие межотраслевых корпораций в совокупности с государственным регулированием должно стать важнейшим условием развития российской экономики. Изучая и анализируя данную парадигму,

мы сформулировали несколько специфических особенностей данного подхода:

1) из-за объединения технологически смежных отраслевых комплексов и выстраивания единых технологических цепочек, в которых гармонично объединены добывающие и обрабатывающие звенья промышленности, продукция не покидает цикла производства то тех пор, пока не превратиться из промежуточной в конечную; следовательно, исключается возможность получения прибыли из промежуточного производства;

2) эффективно решается проблема разной выгодности между промежуточными и конечными производственными структурами из-за возможности трансформировать экономический регулятор ценообразования, накопления, эффективности и окупаемости вследствие замещения частной нормы прибыли общекорпоративной;

3) происходит централизованное (общекорпоративное) распределение экономических рисков (эффектов);

4) эффект от масштаба производства позволяет значительно уменьшить суммарные экономические издержки, что, в свою очередь, является базовой «инвестиционной составляющей производства»;

5) происходит значительное удешевление конечного продукта из-за отсутствия большого количества посредников между производством и розничной торговлей;

6) происходит значительное ускорение разработки и внедрения инноваций и технологических решений.

Государственно-частное партнерство способно принести ощутимую выгоду в части применения новых технологий и современного управленческого опыта и модернизации экономики страны. Участие и одновременно гарантии государства способны минимизировать риски частного бизнеса и сделать совместные инвестиции весьма прибыльными.

Проанализировав имеющиеся точки зрения на это, автор пришел к выводу, что создание и дальнейшее развитие высокотехнологической инновационной экономики возможно именно

в условиях взаимодействия государства и бизнеса, поскольку:

- государственная поддержка способна усилить инвестиционную привлекательность бизнеса, а следовательно обеспечить финансовыми средствами проекты по разработке и внедрению инноваций;

- присутствие государства наблюдается на всех стадиях развития рыночной экономики, выступая в роли катализатора процессов становления и развития рыночных отношений.

Одним из конкретных примеров государственно-частного партнерства выступает созданное в 2007 г. в Астраханской области Астраханское судостроительное производственное объединение (АСПО) на базе нескольких ведущих судостроительно-судоремонтных предприятий области в рамках программы создания в области «Южного судостроительного центра». АСПО создано в целях усиления рыночных позиций российских судостроителей на перспективном рынке и обеспечения потребностей заказчиков в реализации комплексных проектов строительства морской техники на Каспийском шельфе. Задачей создания объединения является централизация управленческого, технического потенциалов, которая усилит конкурентные позиции российских производителей при реализации крупных заказов нефтегазовых компаний. В настоящее время в структуре АСПО три производственные площадки: АСПО Головная верфь - Головная производственная площадка АСПО, создана на базе ОАО «Астраханский Корабел», работает в области строительства буровых платформ; АСПО ппп Интернационал и АСПО Лотос - вспомогательные производственные площадки, специализируются на строительстве технологических и жилых модулей платформ, танкерного и вспомогательного флота для освоения шельфа.

В настоящее время АСПО способно выполнять практически любые виды работ. Это стало возможным благодаря объединению усилий трех ведущих предприятий области в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). В результате объединения стало возможным проводить централи-

зованное (общекорпоративное) распределение экономических рисков (эффектов); суммарный эффект от масштаба производства позволяет значительно уменьшить суммарные экономические издержки, сократить сроки выполнения работ, повысить качество готовой продукции; удалось добиться значительное удешевления конечного продукта из-за отсутствия большого количества посредников между производством и розничной торговлей; стало возможным значительно сократить время на разработку и внедрения новых технологических решений.

Несмотря на явные преимущества государственно-частного партнерства, данная форма ведения бизнеса не лишена недостатков. Среди основных недостатков можно выделить следующие:

- отсутствуют эффективные механизмы контроля над деятельностью государственно-частных предприятий;

- большинство подобных предприятий озабочены только прибыльными вложениями временно свободных денежных средств и не реализуют главные цели своего создания;

- отсутствуют открытость и прозрачность в отношениях государства и бизнеса;

- правовое поле для деятельности государственно-частных предприятий крайне несовершенно.

Недостатки в управлении российскими компаниями с государственным участием чаще всего связаны с рядом следующих обстоятельств [3]:

- отсутствие единой позиции различных государственных органов в отношении государственно-частных предприятий;

- расплывчатость целей государства, выступающего в роли собственника;

- расхождение интересов государства и частных собственников;

- недостаточная ответственность государственных органов и их представителей за эффективность использования государственного имущества.

В заключение отметим, что ГЧП можно рассматривать в качестве одного из основных инструментов достижения поступательного экономического развития страны. В России госу-

Теоретические основы экономики и управления

дарственно-частное партнерство все еще находится на стадии становления и развития соответствующих инструментов. Практика с их использованием находится только в начале своего пути. Вместе с тем уже сейчас понятно, что качественно реализовать глобальные инфраструктурные проекты силами исключительно государства либо бизнеса не представляется возможным. Достичь конкретных результатов высокого качества возможно только при сбалансированной инвестиционной политике в

сочетании с сильными сторонами государственного и частного секторов.

Очевидно, что эффективное развитие экономики может быть обеспечено лишь при взаимодействии государства и бизнеса. Вместе с тем данную модель развития не стоит идеализировать, поскольку не существует форм, которые не содержали бы недостатков. Достижение положительных результатов в большей степени зависит от выбора адекватных способов использования различных форм и моделей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богомолов, О. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российская практика [Текст] / О. Богомолов // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 5. - С. 22.

2. Губанов, С. К политике неоиндустриализации России [Текст] / С. Губанов // Экономист. - 2009. -№ 9. - С. 3.

3. Дементьев, В. К дискуссии о роли госкорпораций в экономической стратегии России [Текст] /

В. Дементьев // Российский экономический журнал. -2008. - № 1/2. - С. 30.

4. Королев, В. Формирование стратегических альянсов российской промышленности [Текст] / В. Королев, Е. Королева // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 6. - С. 16.

5. Сулакшин, С. Крупнейшие российские компании: новая ситуация [Текст] / С. Сулакшин // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 1. - 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.