Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как перспективный формат взаимодействия бизнеса и власти'

Государственно-частное партнерство как перспективный формат взаимодействия бизнеса и власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
164
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / РЕЦЕССИЯ / RECESSION / ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ФОРМАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / MODERNIZATION OF NATIONAL ECONOMY / PERSPECTIVE FORM OF COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинина Людмила Львовна, Босых Елена Андреевна

В сложных условиях глобальной рецессии партнерство государства и бизнеса способно дать импульс структурному возрождению, развитию приоритетных отраслей, стать эффективным инструментом в формировании современной экономики. Кризис усилил необходимость разработки и реализации программного комплекса институциональных и организационных мер по упрочнению фундаментальной основы партнерства, что доказывает опыт ряда европейских стран. Будущее России связано с дальнейшим экономическим ростом, обеспеченным инновационным типом развития. С этой целью необходимо выявить перспективные формы государственно-частного партнерства, разработать механизмы и принципы регулирования, отвечающие задачам развития российской экономики и ориентированные на повышение результативности взаимодействия государства и частного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State-private partnership as a perspective form of cooperation of state and business

In difficult conditions of global recession partnership between state and business is capable to give an impulse to structural revival, development of priority industries, to become an effective instrument in forming modern economy. The crisis enhances necessity to develop and implement program complex of institutional and organizational measures, to strengthen fundamental base of partnership, what is proved by experience of some European countries. The future of Russia is connected with further economic growth, which is ensured by innovative type of development. For this purpose it is necessary to find perspective forms of State-Private Partnership, to develop mechanisms and principles of regulation that meet goals of Russian economy development and lead toward effective increase in cooperation between state and business.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как перспективный формат взаимодействия бизнеса и власти»

Л.Л. Калинина, Е.А. Босых

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ФОРМАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ

В сложных условиях глобальной рецессии партнерство государства и бизнеса способно дать импульс структурному возрождению, развитию приоритетных отраслей, стать эффективным инструментом в формировании современной экономики.

Кризис усилил необходимость разработки и реализации программного комплекса институциональных и организационных мер по упрочнению фундаментальной основы партнерства, что доказывает опыт ряда европейских стран.

Будущее России связано с дальнейшим экономическим ростом, обеспеченным инновационным типом развития. С этой целью необходимо выявить перспективные формы государственно-частного партнерства, разработать механизмы и принципы регулирования, отвечающие задачам развития российской экономики и ориентированные на повышение результативности взаимодействия государства и частного бизнеса.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, рецессия, перспективный формат взаимодействия, модернизация национальной экономики.

Жесткая международная конкуренция, изменившиеся условия инвестиционной деятельности в период рецессии требуют поиска инструментов повышения эффективности государственной инвестиционной стратегии. Регулируя инвестиционную деятельность, государство использует методы прямого и косвенного воздействия. При этом эффективность мер государственного воздействия определяется созданием условий для качественного роста национальной экономики.

© Калинина Л.Л., Босых Е.А., 2012

Для решения поставленных задач роста возможно использование механизма государственно-частного партнерства (далее -ГЧП), позволяющего обеспечить системность принимаемых решений на основе достижения стратегической перспективы с учетом последовательного решения текущих задач; отказа от преобладания мер разовой финансовой поддержки бизнеса из бюджетов различных уровней; привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиционных проектов; перехода от пассивной к активной политике привлечения инвесторов; реализации функций государства через бизнес-посредников; расширения практики привлечения иностранного капитала на условиях равноправного и взаимовыгодного сотрудничества.

Основными сферами применения ГЧП являются прежде всего те которые традиционно относятся к юрисдикции государства, например:

- публичные блага (транспортная, коммунальная, социальная инфраструктура, объекты культуры);

- публичные службы (содержание объектов общего пользования, жилищно-коммунального хозяйства);

- объекты экологической сферы;

- службы охраны правопорядка;

- объекты социальной сферы (образование, здравоохранение, социальная защита).

Проекты ГЧП облегчают выход на мировой рынок капитала, стимулируют привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Особое значение ГЧП имеет для экономики регионов, где на основе партнерства могут развиваться местные рынки капитала, товаров и услуг.

Бывшие постсоветские страны успешно реализуют механизмы ГЧП для решения народно-хозяйственных задач. Примером этого является расширение и модернизация международного аэропорта в Варшаве. Более 85% пассажиров международных авиарейсов пользовались именно варшавским аэропортом, что требовало в относительно короткие сроки обеспечить увеличение пассажирского и грузового оборота аэропорта почти вдвое. Без привлечения частного капитала и ноу-хау реализовать такой проект было невозможно. По результатам открытого европейского конкурса в качестве частного партнера проекта выступила германская фирма «Хохтиф АГ», разработавшая специальную модель финансирования ГЧП для аэропортов стран Центральной и Восточной Европы. Был сформирован консорциум (генеральный подрядчик - «Хох-

тиф эйрпорт ГмБХ»), в который на правах партнеров вошли малые и средние предприятия Польши и Германии. Частное финансирование обеспечивал консорциум банков, возглавляемый АО «Ситибанк». Получателем кредитов и государственным партнером проекта выступало агентство «Польские аэропорты PPL». Стоимость проекта составила 153,4 млн евро, причем до 80% его финансирования (по модели cash-flow) пришлось на частных инвесторов. Государственная польская авиакомпания LOT была включена в кредитное соглашение об обеспечении гарантий и в соглашение об использовании аэропорта. Успешное завершение работ способствовало тому, что в дальнейшем генеральный подрядчик принял участие в проектах реконструкции на принципах ГЧП аэропортов городов Дюссельдорфа, Гамбурга и Сиднея1.

Удачной моделью эффективного сочетания интересов государства и частных партнеров можно считать проект по реконструкции крупнейшего аэропорта Германии в г. Франк-фурт-на-Майне. Проект предполагал предварительную стадию приватизации - эмиссию акций, 29% которых были проданы на фондовой бирже (аналог «народных IPO»). Держателями остальных акций стали земля Гессен (32,1%), город Франкфурт (20,5%) и государство (18,4%). Сформированное таким образом АО «Фрапорт» намеренно сохранило контроль публичных инвесторов. При этом АО является «частным» акционером других германских аэропортов, то есть «частная» сторона партнерств в них представлена структурой с преимущественно государственным участием.

За последний год немецкий рынок ГЧП испытал на себе последствия мирового финансового кризиса. Финансовые условия для проектов резко изменились, и даже успешные в прошлом компании сейчас вынуждены бороться за возможность получения кредитов для осуществления проектов, которые еще несколько месяцев назад вызывали интерес у многих банков. Число банков, предоставлявших кредиты на 5-10 лет, сократилось до минимума. Самый большой проект ГЧП в области здравоохранения в Германии, терапевтический центр в Кельне, был закрыт2.

Финансирование новых проектов посткризисного периода производится банками уже на совершенно других условиях. Банки оценивают риски на более высоком уровне, чем прежде, что в свою очередь затрудняет оценку конечной стоимости проекта, так как банки настаивают на том, что некоторые риски сложно учесть. В связи с этим наблюдается смена профиля проектов: если раньше

на рынке было много высокорисковых предложений, то сейчас предпочтение отдается проектам с низким риском.

Сложившаяся ситуация в Германии отражает мировые тенденции. В отчете Международного валютного фонда отмечается, что глобальная рецессия оставляет после себя слишком высокие показатели рисков, которые будут только усиливаться со временем.

Международная финансовая корпорация (МФК) - подразделение Всемирного банка по финансированию частного сектора отмечает, что проблемы в финансовом секторе еще более затруднят финансирование ГЧП. В связи с чем могут быть отложены или отменены планируемые проекты ГЧП на 110 млрд долл., угроза срыва нависла над существующими ГЧП на 70 млрд долл. из-за увеличения расходов на эти проекты для частного сектора3. В таблице 1 представлены данные по количеству подписанных контрактов за 2007-2008 гг.

Таблица 1

Рынок ГЧП стран ЕС (выборочно)4

Количество подписанных контрактов, млн евро

Страна 2007 г. 2008 г.

Ирландия 1,489 300

Греция 3,885 1 000

Германия 465 117

Великобритания 10,698 8,236

Испания 309 0

Португалия 140 0

Учитывая сложность ситуации, правительства европейских стран активизируют меры по использованию перспективных инструментов государственной поддержки программ ГЧП. В частности, во Франции в рамках экономического плана правительства по преодолению кризиса (plan de relance) предусмотрены правительственные гарантии для всех банковских кредитов, предоставленных ГЧП, а также специальные налоговые льготы (в частности, субсидирование ставок по кредитам, необходимым частным партнерам). Таким образом, банк имеет возможность предоставлять

кредит заемщикам по низким процентным ставкам; разрешается реализовывать проекты на основании «приспособляемого финансирования», не дожидаясь завершения сделок с банками. Все это - существенные меры поддержки ГЧП на период пока условия финансового рынка не улучшатся5.

Россия отстает от развитых стран в построении эффективного формата сотрудничества государства и бизнеса в рамках ГЧП. Это отставание связано с неразвитостью законодательных, организационно-экономических, финансовых механизмов. Однако следует отметить, что в докризисный период был предпринят ряд шагов по активизации программ ГЧП. Объемы инвестиций в проекты ГЧП по отраслям экономики России представлены в таблице 2.

Таблица 2

Объемы инвестиций в проекты ГЧП в России с 2005 по 2009 г. (млн долл.)6

Год Энергетика Телекоммуникации Транспорт Водоснабжение и канализация

2005 3 5 906 0 340

2006 459 6 131 144 699

2007 13 552 6 178 23 174

2008 12 412 7 181 24 0

2009 791 5 036 0 0

В период с 2005 по 2008 г. наблюдался ежегодный рост привлечения средств в подобные проекты (2005 г. - 4 млрд долл., 2006 г. -17 млрд долл., 2007 г. - 45 млрд долл., 2008 г. - 95 млрд долл.), но уже в третьем квартале 2008 г. было зафиксировано падение на 93% по сравнению со вторым кварталом того же года7.

Первые проекты ГЧП в России были реализованы более 10 лет назад. Например, в 1998 г. на основе этого механизма была введена в эксплуатацию станция аэрации в Южном Бутове в Москве. Сейчас на стадии финансового закрытия находятся такие проекты, как строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной трассы М-1 «Беларусь» (Москва-Минск) в объезд Одинцово и участка скоростной автострады Москва-Санкт-Петербург, 15-58 км. По

проекту развития аэропорта Пулково в Северной столице был выбран победитель конкурса, в рамках проектов «Надземный экспресс» и «Орловский туннель» проведена предквалифика-ция участников. Параллельно готовится к запуску ряд крупных проектов, в частности строительство дороги Москва-Санкт-Петербург, 58-684 км, и Центральной кольцевой автодороги в Подмосковье8.

Несмотря на очевидные проблемы, связанные с функционированием ГЧП в РФ, их усугублением в период кризиса, необходимо отметить ряд предпосылок к созданию перспективного формата взаимодействия бизнеса и государства (развитие концессионных механизмов; финансового лизинга, создание особых экономических зон, технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансферта технологий и т. д.). Кроме того, реализация «Национальных проектов» в отдельных отраслях экономики имеет стратегическую направленность и требует именно совместных инициатив бизнеса и государства в рамках ГЧП.

Партнерство государства и бизнеса как качественно новый организационный альянс способно дать импульс развитию приоритетных отраслей экономики, в том числе стать эффективным инструментом реализации инновационной политики.

С этой целью необходимо выявить перспективные формы ГЧП; разработать механизмы и принципы регулирования, отвечающие задачам развития российской экономики и ориентированные на повышение результативности взаимодействия государственного и частного секторов.

Кризис усилил необходимость быстрой разработки и реализации программного комплекса институциональных и организационных мер по упрочнению фундаментальной основы партнерства. В новых условиях государство должно более активно заявить о своей роли в реализации проектов ГЧП.

Государству необходимо:

- усилить нормативно-правовое обеспечение ГЧП. В частности, назрела необходимость принятия Единого федерального закона о ГЧП;

- инициировать процесс совершенствования и развития институтов ГЧП;

- совершенствовать инструменты страхования проектов от рисков, в первую очередь связанных с исполнением обязательств органами государственного и муниципального управления;

- сместить акценты с мегапроектов, где на стороне инвестора участвуют крупные государственные компании, к проектам подлинно государственно-частного партнерства, используя управленческие навыки и опыт частного сектора для повышения качества и эффективности;

- создать единый орган, уполномоченный государством, по вопросам ГЧП для обеспечения отлаженной системы международного и межрегионального информационного обмена, накопления и реализации знаний по проблемам ГЧП.

Кроме того, важным условием достижения успеха является повышение профессионального уровня кадров на региональном и муниципальном уровнях управления. Это необходимо для совершенствования управления ГЧП, более глубокого понимания интересов, проблем, возможностей власти и бизнеса.

Для ухода от практики выжидания и отказа от активных действий, сложившихся в современных посткризисных условиях, когда инвесторы вынуждены считаться с высокими рисками и вызванной кризисом неопределенностью, необходима организация инвестиционно-консалтингового обслуживания проектов ГЧП с возможностью предоставления широкого спектра специализированных информационно-аналитических и консультационных услуг субъектам предпринимательства.

Именно сейчас нужны активные действия по улучшению делового климата, направленные на расширение практики международного сотрудничества для заключения договоров ГЧП с иностранными участниками. При этом обязательным условием должно стать выявление тех бизнес-партнеров, которые готовы к реализации модернизационных программ, отличаются высокой активностью и способны структурно возродить соответствующую отрасль.

Ориентации на цели модернизации национальной экономики должно способствовать выявление и распространение лучшего из имеющегося мирового опыта работы с иностранными инвесторами.

Необходимость модернизации в широком спектре отраслей экономики нашей страны делает актуальной задачу повышения роли региональных органов власти и управления в инициировании подобных проектов. Органам государственной власти следует расширять практику взаимодействия с отраслевыми бизнес-ассоциациями, представляющими коллективные интересы бизнес-сообществ.

Очевидно, что взаимодействие государства и бизнеса является важной основой развития современной рыночной экономики, причем именно от готовности государства взаимодействовать с бизнесом в сложных посткризисных условиях зависит успешная реализация потенциала государственно-частного партнерства.

Примечания

3

1 Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Экономический портал. [М., 2010]. URL: http://institutiones.com/general/1079-gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo.html (дата обращения: 22.03.11).

2 PPP bulletin international. 2009. Autumn. Vol. 1. Issue 2. P. 16. IFC Infrastructure Crisis Facility Fact Sheet // Международная финансовая корпорация. [М., 2008]. URL: http://www.ifc.org/ifcext/about.nsf/Attachments-ByTitle/IssueBrief_ICF/$FILE/IssueBrief_ICF.pdf (дата обращения: 22.03.11). Внешэкономбанк и проекты государственно-частного партнерства в России. Новые задачи и возможности в условиях экономического спада. URL: http:// archive.rspp.ru/Attachment.aspx?Id=10475. С. 7 (дата обращения: 22.03.11). Холл Д. Кризис государственно-частных партнерств? // Международный исследовательский центр общественного обслуживания. [М., 2011]. URL: http:// www.psiru.org (дата обращения: 22.03.11).

База данных Всемирного Банка // Официальный сайт The World Bank Group. [М., 2011]. URL: http://ppi.worldbank.org/explore/ppi_exploreCountry. aspx?countryID=91 (дата обращения: 22.03.11).

Внешэкономбанк и проекты государственно-частного партнерства в России... С. 18.

Шабашевич М., Лузан С. Условия финансирования проектов ГЧП: кризисные реалии // Рынок ценных бумаг. 2009. № 16 (391). С. 40-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.