Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как инвестиционный ресурс социально - экономического развития Республики Мордовия'

Государственно-частное партнерство как инвестиционный ресурс социально - экономического развития Республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
INVESTMENTS / INVESTMENT RESOURCES / INVESTMENT CLIMATE / RANKING THE REGION / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / CONCESSION PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомина Ольга Ивановна

Современная нестабильная экономическая ситуация, которая сложилась на данный момент времени в России, раскрыла множество проблем в различных сферах развития регионов, в том числе в социально экономической сфере. Снижение и нехватка ресурсов инвестиционного характера в регионах содействуют развитию проблем их низкой инвестиционной активности и поиску совершенно новых и более эффективных форм формирования инвестиционной активности. Необходим поиск новых источники экономического роста, одним из направлений оптимизации инвестиционной деятельности регионов можно выделить механизм государственно частного партнерства (ГЧП).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как инвестиционный ресурс социально - экономического развития Республики Мордовия»

УДК 351.712.2

Фомина Ольга Ивановна, магистрант, ФГБОУВО "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва"

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РЕСУРС СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Аннотация. Современная нестабильная экономическая ситуация, которая сложилась на данный момент времени в России, раскрыла множество проблем в различных сферах развития регионов, в том числе в социально -экономической сфере. Снижение и нехватка ресурсов инвестиционного характера в регионах содействуют развитию проблем их низкой инвестиционной активности и поиску совершенно новых и более эффективных форм формирования инвестиционной активности. Необходим поиск новых источники экономического роста, одним из направлений оптимизации инвестиционной деятельности регионов можно выделить механизм государственно - частного партнерства (ГЧП).

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный ресурс, инвестиционный климат, рейтинг региона, государственно-частное партнерство, концессионный проект.

Fomina Ol'ga Ivanovna, master student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "National Research Ogarev Mordovia State

University", Saransk

PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP AS AN INVESTMENT

RESOURCE OF SOCIO - ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE

REPUBLIC OF MORDOVIA

Abstract. Current unstable economic situation that prevailed at the present time in Russia, revealed a number of problems in various spheres of regional

development, including in the socio - economic sphere. The decline and lack of investment-related resources in the regions contribute to the development problems of low investment activity and the search for a completely new and more effective forms of investment activity formation. We need to search for new sources of economic growth, one of the areas of optimization of the investment activities of the regions can be identified mechanism of public - private partnership.

Keywords: investments, investment resources, investment climate, ranking the region, public-private partnership, concession project.

Государственно-частное партнерство является наиболее актуальной формой реализации инвестиционной деятельности, которая способствует привлечению дополнительных финансовых средств в самые социальные отрасли (электроснабжение, ЖКХ, транспорт и т. п.), т.к. данные отрасли испытывают огромный дефицит финансирования из бюджета. Развитие ГЧП как инвестиций в регионе будет способствовать развитию разнообразных форм взаимодействия частного бизнеса и государства и решению таких задач, как:

- рост инвестиционной привлекательности регионов;

- рост доступности, прироста и качества услуг для населения региона;

- формирование условий и возможностей для разработки и внедрения новых технологий в рамках реализации проектов, рост эффективности показателей управления инфраструктурными объектами;

- создание перспективных направлений для разработки и внедрения принципиально новых технологий в сфере инвестиционных проектов;

- снижение бюджетных расходов региона и рост эффективности использования средств регионального бюджета.

Для того чтобы исследовать влияние ГЧП на уровень инвестиционного климата Республики Мордовия необходимо дать оценку социально -экономическому развитию региона (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика показателей социально - экономического развития Республики Мордовия (по данным статистических ежегодников Мордовиястата)

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Численность населения на конец года, тыс. 825,4 818,5 812,1 814,7 906,6

человек

Среднегодовая численность занятых в 382,6 379,6 375,4 239,9 98,6

экономике, тыс. человек

Общая численность безработных, тыс. 24,2 22,4 20,2 14,1 3,7

человек

Фактическое конечное потребление 94114, 102447 103564 144423 152074

домашних хозяйств, млн. рублей 3 ,6 ,1 ,7 ,1

Среднедушевые денежные доходы населения 11948, 12912, 13514, 16112, 16862

в месяц, рублей 0 2 8 4

Среднемесячная номинальная начисленная 13305, 15186, 18100, 20150, 21649,

заработная плата работников организаций, рублей 1 6 7 3 2

Валовой региональный продукт млн. рублей 126835 13174, 132474 139857 142557

,6 8 ,8 ,6 ,3

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, млн. рублей:

добыча полезных ископаемых 237,4 166,2 185,2 187,1 248,7

обрабатывающие производства 88601, 101320 106093 118443 130312

3 ,1 ,4 ,6 ,4

производство и распределение 10509, 10211, 10653, 11312, 11317,

электроэнергии, газа и воды 4 7 6 9 5

продукция сельского хозяйства, млн. 37816, 38816, 41259, 45543, 54278,

рублей 8 3 7 5 1

Социально-экономическая ситуация в Республике Мордовия в 2011 - 2015 годах характеризовалась увеличением объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, строительных работ, сохранением положительной динамики на потребительском рынке, стабильной ситуацией на рынке труда. Увеличились среднемесячная номинальная начисленная и реальная заработная плата, реальные располагаемые денежные доходы населения, денежные доходы на душу населения. Повышение экономического потенциала республики, увеличение объемов производства, создание новых рабочих мест, рост благосостояния населения - основные задачи инвестиционной деятельности Республики Мордовия (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (по данным Министерства экономики РМ)

За 2011 - 2015 года объем инвестиций в основной капитал организаций, значительно увеличился. Ведется реализация ряда высокоэффективных инвестиционных проектов в различных отраслях экономики. Темпы роста валового регионального продукта во многом определяют приток инвестиций в основной капитал. Для региона характерна прямая зависимость между объемами инвестиций в основной капитал и реализацией крупномасштабных инвестиционных проектов, осуществляемых ограниченным числом организаций. Кроме того, инвестиционные проекты реализуются в основном в городах республики (Саранск, Рузаевка), о чем говорит высокая концентрация там инвестиций в основной капитал. Для реализации инвестиционных проектов предприятиями в большинстве случаев задействуются привлеченные ресурсы (средства вышестоящих организаций), а собственные средства используются в незначительных объемах.

По результатам исследования первого национального рейтинга инвестиционного климата в 2015 году была проведена оценка усилий и действий региональных властей по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса. Участие в рейтинге принимали участие 76 регионов, полученные показатели группировались по 45 индикаторам. В итоге, Республика Мордовия заняла 24 место, попав во 2 группу национального

рейтинга инвестиционного климата. Это группа способствует комфортным условиям бизнеса (таблица 2).

Таблица 2 - Итоговый результат Республики Мордовия в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ (по данным рейтингового агентства

«Эксперт РА»)

Субъект РФ Рейтинг по интегральному индексу Рейтинг по направлениям

Регулятор-ная среда Институты для бизнеса Инфраструктура и ресурсы Поддержка малого предпринимательства

Республика Мордовия II В А С Б

Мордовия на протяжении 2013 - 2015 гг. придерживается высоких результатов, попав в список лидеров - регионов по позиции «Институты для бизнеса». В итоге, можно сказать, что инвестиционный климат нашей республики является более чем благоприятным, но чтобы не потерять позиции необходимо постоянно проводить мероприятия по его оптимизации и повышению. Это может быть достигнуто, во-первых, с помощью поддержки предприятий малого бизнеса, во-вторых, развитие института государственно-частного партнерства; в-третьих, расширить перспективные возможности для начинающих предпринимателей с последующим оказанием им финансовой помощи.

В республике есть много проблемных объектов, которые она не может содержать. Реализация инвестиционных проектов Республики Мордовия на основе разработки и обоснования модели ГЧП позволит более эффективно решать проблему устранения инфраструктурных ограничений экономического роста, создать комфортные условия для инвестирования в долгосрочные проекты, предотвратить отток капитала из экономики региона, снизить нагрузку на республиканский бюджет и повысит качество жизни населения Республики Мордовия.

Первоначальным этапом развития государственно частных проектов считается 2009 год, когда в рамках ГЧП в Мордовии началась реализация двух проектов:

- создание коммунальной и энергетической инфраструктуры в целях создания сыроваренного завода по производству твердых сыров мощностью 250 7 тонн молока в сутки;

- строительство комбикормового завода в Рузаевском районе Республики Мордовия.

Субъектами самого первого проекта ГЧП является Правительство Республики Мордовия; Администрация Инсарского района Республики Мордовия; Министерство регионального развития РФ; ООО «Сыроваренный завод «Сармич». Сроки реализации проекта 2009-2013 гг. Позже, в целях стремительного развития ГЧП, согласно информации Министерства экономики Республики Мордовия было завершено 22 государственно-частных проекта (с 2011 года). Основные действующие проекты ГЧП представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Проекты государственно-частного партнерства в Республики Мордовия за период с 2013 по 2015 годы [6, С. 114]

№п/п Наименование проекта Общая стоимость млн.руб. Цель проекта

Начало реализации проекта в 2013 году

1 Краснослободск. Строительство котельной для теплоснабжения потребителей 1 и 3 микрорайонов 7,97 Повышение уровня надежности предоставления коммунальных услуг

2 Теньгушево. Строительство блочной котельной 5,43 Отопление жилого дома, общежития по ул. Рабочая, д. 18а в с. Теньгушево

3 Темников.Реконструкция объектов водоснабжения 1,35 Добыча подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой г. Темникова

4 Лямбирский район.Строительство котельной в с. Аксенов и с. Берсеневка 14,00 Повышение качества предоставляемых услуг теплоснабжения населения

Начало реализации проекта в 2015 году

5 Краснослободский район. 4,50 Повышение качества

№п/п Наименование проекта Общая стоимость млн.руб. Цель проекта

5 Строительство котельной в п. Преображенский, предоставляемых услуг теплоснабжения населения

6 Проектирование и создание на территории Республики Мордовия комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности «Интеллектуальный безопасный регион» 550,0 Проектирование и создание на территории Республики Мордовия комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности «Интеллектуальный безопасный регион» (I очередь)

7 Лямбирский район. Реконструкция тепловых сетей в поселке совхоз «Коммунар» 6,3 Обеспечение тепловой энергией населения поселка Коммунар

8 Чамзинский район. Реконструкция и модернизация системы водоснабжения и водоотведения. 210,0 Развитие и восстановление водоснабжения и водоотведения в Чамзинском муниципальном районе

9 Ардатовский район. Строительство газовых котельных в п. Тургенево 22,0 Обеспечение теплоэнергией и горячее водоснабжение домов в р.п. Тургенево,

10 Чамзинский район. Модернизация котельной №6 и №3 в п. Комсомольский 15,95 Улучшение качества предоставляемых услуг теплоснабжения населения

Рассматривая таблицу 3, можно сказать, что большая часть проектов государственно-частного партнерства представляет собой синтез с жилищно-коммунальным комплексом. В данном случае основным направлением деятельности частного бизнеса является ремонт.

Объекты ГЧП все тщательнее и эффективнее проникает в регионы. Эффективной сферой данного проникновения являются не единичные объекты власти и бизнеса, а интеграция ГЧП, совмещаемая со стратегией социально -экономического развития российских регионов. Таким образом, увеличение количества проектов ГЧП и их стоимости говорит о том, что эта сфера инвестиционного сотрудничества, является формой инвестиционного сотрудничества как перспективного и представляющего интерес как со стороны бизнеса, так и со стороны государственных структур и Правительства.

Мордовия удерживает позицию благодаря реализации муниципальных концессий.

Таблица 4 - Сравнение результатов рейтинга регионов России по уровню развития государственно-частного партнёрства в 2013 / 2014 и в 2014 / 2015 [1]

Субъект РФ Позиция (2013 -2014) Позиция (2014 -2015) Изменение позиции Показатель (2013 -2014) Показатель (2014 -2015) Изменение показателя

Республика Мордовия 64 53 -11 28,8 26,1 -2,7

Что касается Республики Мордовия, то ее положение за год только ухудшилось: - 11 позиций (ниже располагается только республика Марий Эл). Данная позиция обусловлена невысоким инвестиционным потенциалом республики и слабой развитостью нормативно-правовой базы. Между тем, развитие государственно-частного партнерства в РМ находится на ранней стадии становления, но при этом постепенно создаются необходимые условия для реализации ГЧП-проектов.

На сегодняшний день необходимо найти точки роста регионального рынка проектов ГЧП, которые позволят после стабилизации экономики обеспечить существенное увеличение числа проектов, повышение интереса к региональной инфраструктуре зарубежных инвесторов и инфраструктурных компаний.

Для того чтобы оптимизировать и поднять позиции Республики Мордовия в рейтингах ГЧП, нужно, во-первых, формирование и реализация крупных концессионных проектов, аренды, инвестиционных проектов в социальной сфере, во-вторых, разработка проектов аренды с инвестиционными обязательствами. Основными сферами развития ГЧП можно выделить инфраструктурные отрасли, где имеется большая потребность в инвестициях. Выбор в пользу той или иной отрасли нужно согласовывается с задачами социально - экономического региона. На наш взгляд, механизмы ГЧП можно использовать для поддержания и развития некоторых видов операций:

проектирование, строительство, управление, поддержка, инвестиции, сервисное обслуживание.

В частности, выделим следующие рекомендуемые характеристики проектов ГЧП:

- период действия соглашения - не менее 3 лет с момента его заключения; приоритетные отрасли - транспортная, коммунальная, социальная инфраструктура;

- доля софинансирования капитальных затрат из бюджета - не более 75%;

- доля покрытия текущих затрат по проекту за счет бюджетных гарантий -не более 70%;

- минимальный общий объем финансирования по проекту ГЧП на уровне субъекта РФ - 200 млн. руб., муниципального образования - 50 млн. руб.

Реализация данных направлений развития ГЧП в республике должна является одним из теоретико-методических положений Концепции развития государственно-частного партнерства в Республике Мордовия. Под Концепцией развития ГЧП в РМ необходимо понимать самостоятельный документ, учитывающий особенности реализации ГЧП-проектов с учетом специфики имущественных объектов региональной собственности, отражающий правомочия региональных органов власти и управления в сфере государственно-частного партнерства. Данный концептуальный подход к развитию системы государственно-частного партнерства на региональном уровне будет способствовать обеспечению достижение баланса интересов всех субъектов экономической деятельности в регионе (государство -предприниматели - население). При этом алгоритм балансировки должен включать в себя широкую совокупность взаимосвязанных и последовательных регулятивных действий со стороны региональных законодательных и исполнительных властей и компромиссов с бизнес-сообществом.

Библиографический список

1 ГЧП-Инфо [Электронный ресурс]: Федеральный портал - Режим доступа : http://www.pppi.rU/regions/%D0%9F%D0%A4%D0%9E/#

2 Иванова У. В. Обзор реализации инвестиционных проектов в социальной сфере с использованием механизмов ГЧП в регионах и Российской Федерации В сборнике: Экономика и управление: актуальные проблемы и тенденции развития / Сборник студенческих научных трудов. Редколлегия: Е.К. Карпунина [и др.]. 2016. - С. 72-81.

3 Инвестиционная политика Республики Мордовия - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //mineco .e-mordovia. ru/index.php?option= com_content&view=article&id=1392:2015-02-24-13-43-11 &catid=163:2015-02-24-13-05-00&Itemid=571

4 Карабашев Т. А., Хлудов А. Д. Формирование инвестиционной привлекательности региона. Муниципальная академия. - 2016. - № 2. - С. 34-40.

5 Кочеткова С. А. Нормативно-правовые аспекты государственно-частного партнерства в субъектах РФ: проблемы и их решения // Экономика и социум. - 2014. - № 3-2 (12). - С. 263-266.

6 Кочеткова С. А. Развитие государственно-частного партнерства в регионе: организационно-правовой механизм // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент» № 1, 2015. - С. 113-120.

7 Кочеткова С. А., Моисеева И. В. Структурная модель государственно-частного партнерства в стратегическом управлении регионом. -М. : ИД «Академия Естествознания», 2016. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.