ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-1-141-146
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ
О. Н. Калинина
Северо-Кавказская дирекция инфраструктуры - структурное подразделение
Центральной дирекции инфраструктуры - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,
г. Ростов-на-Дону, Россия
Проанализированы возможные преимущества государственно-частного партнерства в проводимой реформе «400 дней». В решении проблемы недостоверности сметных нормативов предложен энтропийный подход. Использование показателя условной энтропии позволяет реализовать негэнтропийный подход к управлению процессами создания и совершенствования сметных норм. Предложены пути решения задачи в вопросе совершенствования системы ценообразования и сметного нормирования с помощью формы взаимодействия бизнеса и власти путем создания совместного исследовательского центра. Создаваемый центр должен функционировать при использовании современного методического инструментария создания и совершенствования сметных норм, основанного, в частности, на концепции негэнтропийного управления и других современных управленческих теориях и методах.
Ключевые слова: информация, ценообразование и сметное нормирование, государственно-частное партнерство, энтропия, общественное мнение.
STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AS A TOOL OF DESIGNING EFFECTIVE SYSTEM OF PRICING AND ESTIMATE RATING IN INNOVATION SPHERE
Olga N. Kalinina
The North Caucasus infrastructure Directorate - a structural unit of the Central Infrastructure Directorate - branch of open joint stock company 'Russian Railways',
Rostov-on-Don, Russia
The article analyzes possible advantages of state-private partnership in the '400 days' reform. To solve the problem of unreliability of estimate ratings the entropic approach was put forward. The use of the conventional entropy indicator allows us to realize negentropic approach to managing the processes of development and enhancement of estimate standards. The author shows the ways of resolving the problem in the aspect of enhancing the system of pricing and estimate rating through interaction of business and power by establishing a joint research center. The center will function by using the advanced methodological tools for development and enhancement of estimate standards based, in particular on the concept of negentropic management and other up-to-date managerial theories and methods.
Keywords: information, pricing and estimate rating, state-private partnership, entropy, public opinion.
В процессе становления шестого технологического уклада основным предметом и решающим средством
труда, а также важнейшим продуктом человеческого труда является информация. Информация стала одним из ведущих хо-
зяйственных ресурсов, наряду с трудом, капиталом и природными факторами определяющим эффективность производства и логику макроэкономической динамики [8].
Действующая нормативно-правовая база в сфере ценообразования и сметного нормирования 2001 г. не содержит полную информацию о новых строительных материалах, изделиях, технике, технологиях [3]. Сметные нормы не отображают реальные затраты при определении стоимости объектов. В связи с этим формируется некая неопределенность. Неопределенность есть не что иное, как недостача информации или отрицательная информация. В свою очередь информация, поступающая в объект, влечет за собой убыль неопределенности [9].
В теории информации меру, выражающую степень неопределенности (неясности) состояния какого-либо объекта, принято считать энтропией. Энтропию Н(х) определяют по формуле, совпадающей с формулой Шеннона для информации [6]:
Н(х) = -Zlog2 р(х) • Р(х), где х - дискретная случайная величина, принимающая от двух до п значений, каждое из которых выполняется с определенной долей вероятности;
Р(х) - вероятность, с которой величина принимает свое значение; определяется интуитивным путем.
Согласно мДс 81-35.2004, прямые затраты в составе сметной стоимости строительства определяются на основе сметных нормативов (расценок), которые разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов и содержат следующие нормативные показатели:
- затраты труда рабочих (строителей, монтажников), чел.-ч;
- средний разряд работы (звена рабочих);
- затраты труда машинистов, чел.-ч;
- состав и продолжительность эксплуатации строительных машин, механизмов, приспособлений, механизированного инструмента, маш.-ч;
- перечень материалов, изделий, конструкций, используемых в процессе производства работ, и их расход в физических (натуральных) единицах измерения.
Количество труда определяется нормами его затрат, а качество - тарифной системой и ее разновидностями, позволяющей дифференцировать труд по уровню его квалификации [6].
Нормы затрат труда рабочих и времени работы строительных машин, содержащиеся в сборниках государственных элементных сметных и производственных норм, определяются на основании сборников единых норм и расценок, а также ведомственных норм и расценок (далее -ЕНиР и ВНиР соответственно), которые должны обновляться и дополняться в связи с применением новых средств механизации, технологии производства работ, материалов и конструкций. Срок действия утвержденных ЕНиР составляет пять лет, в течение которых они подлежат обязательной проверке и при необходимости замене на новые, а по мере совершенствования техники, технологии, организации производства и труда в них вносятся соответствующие дополнения и изменения [6].
К сожалению, тарифные ставки в сметных нормативах искусственно занижены и не соответствуют реальному уровню оплаты труда в строительстве, так как сказывается искажающее влияние статистической отчетности строительных организаций, занижающих данные о выплачиваемой заработной плате. Кроме того, согласно анализу Счетной палаты Российской Федерации (2015 г.) установлено, что Минстроем России плановая работа по актуализации федеральной сметно-нормативной базы по ряду причин не проводится. Анализ нормативных документов выявил пробелы в нормативных актах, вследствие чего большинство включенных в федеральный реестр нормативов не содержат информацию, объективно отображающую затраты при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств феде-
рального бюджета, нормы затрат труда рабочих и времени работы строительных машин не обладают достоверностью. Этот факт подтверждается экспертно-анали-тическим докладом МОО «Союз инженеров-сметчиков».
Таким образом, энтропия существующих сметных норм, рассчитанная по методике [6], имеет высокие показатели. Использование показателя условной энтропии позволяет реализовать негэнтропий-ный подход к управлению процессами создания и совершенствования сметных норм [7].
В настоящее время вопрос совершенствования всей системы ценообразования и сметного нормирования приобретает повышенную актуальность и практическую значимость для экономического роста России. Правильное составление сметной документации важно как с юридической, так и с экономической точки зрения [3].
В рамках реформирования системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве правительством России был принят ряд поправок в Градостроительный кодекс Российской Федерации и два постановления [10]. Концепция реформы ценообразования «400 дней» подразумевает создание современной нормативно-правовой и методической базы в области ценообразования и сметного нормирования, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех участников строительного процесса, единство подходов и методов нормирования и мониторинга стоимости строительной продукции для всех уровней государственной власти, министерств и ведомств, широкое применение информационных систем, программно-аналитических комплексов для эффективного использования государственных инвестиций1. Однако по факту на сегодняшний день профессиональное строительное сообщество не получило ничего из того, что декларировалось на старте программы «400 дней» [10]. Кроме того, строительное сообщество нашей стра-
1 URL: http://www.9214123.ru/gosstroy/prikaz/2015/ 171115.pdf
ны сформировало свою оценку проведенной реформе по данной проблеме. Общественное мнение экспертов в строительной отрасли обозначено в официальных обращениях и письмах, а также в сети Интернет2. В частности, необходимо отметить мнение Ассоциации экспертиз строительных проектов о том, что проблемы в сфере ценообразования и сметного нормирования определяются в масштабе всей страны и решения по этим проблемам должны приниматься коллегиально. Необходимо учитывать мнения специалистов всей строительной отрасли, а не узкого круга отраслевых монополистов3.
Для решения данной задачи, на наш взгляд, крайне важно наладить диалог бизнеса и власти. В мировой практике формой такого способа взаимодействия выступает государственно-частное партнерство.
В монографии «Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: мировой опыт и перспективы России» [1] подробно описан процесс становления и развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере инноваций. По мнению ее авторов, ГЧП в инновационной сфере позволит государству решить многие задачи, способствующие экономическому росту и успеху в интересах общества, государства и частного бизнеса, а также эффективному взаимодействию участников инновационного процесса. Не удивительно, что в странах БРИКС идет процесс развития института государственно-частного партнерства.
Россия относится к группе стран, в которых становление ГЧП находится пока на первом этапе своего развития. Однако уже первый опыт реализации проектов ГЧП говорит о больших перспективах такого
2 URL: http://gosekspertiza-rt.ru/files/material_830/ 24580.pdf; http://rcmm.ru/vlast-i-samoregulirovanie/ 24344-reforma-cenoobrazovaniya-za-47-mlrd-ocherednoe-golovotyapstvo-ili-mahrovaya-korrupciya.html; http://sroportal.ru/publications/ pavel-goryachkin-o-psevdoreforme-pustoj-trate-deneg-i-korrupcii-v-minstroe-i-fccs/
3 URL: http://gosekspertiza-rt.ru/files/material_830/ 24580.pdf
взаимодействия бизнеса и власти. В России многие политики и предприниматели связывают перспективы развития ГЧП с инновационной сферой.
С точки зрения экспертов Центра развития государственно-частного партнерства, ГЧП не является панацеей для решения всех проблем развития инфраструктуры в стране, однако его механизмы в ряде случаев способны значительно повысить эффективность государственных расходов [2]. По нашему мнению, ГЧП может выступать инструментом создания эффективной системы ценообразования и сметного нормирования в инновационной сфере. Для этого необходимо прежде всего создание совместного исследовательского центра при участии бизнеса и университетов. Важно создать условия, при которых появится возможность объединить специалистов производства и ученых, а также лиц, обучающихся в аспирантуре и подготавливающих диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук для обсуждения своих научных работ [4; 5]. При этом выступать инициатором и финансировать должно государство, а оценка эффективности работы исследовательского центра должна проводиться ежегодно.
Основной целью такого центра должно стать стимулирование взаимодействия между академическим и промышленным секторами в области современных исследований, одинаково выгодных для представителей науки и промышленности, а также разработка консолидированных идей по основным вопросам отрасли, обмен опытом и технологиями повышения качества проектной документации, формирование информационной парадигмы. Со стороны бизнеса должны быть привлечены реальные компании, в которых проводятся исследования в интересах бизнеса, а также эксперты и профессионалы отрасли. Чтобы заинтересовать бизнес в проведении исследований, необходимо обеспечить его деятельность получением налоговых льгот и гарантий (квазиденьги), предоставлением государством гарантируемой монополии
на использование выделенного ресурса исключительно тем частным предприятиям, которые участвовали в реализации проекта, и открыть новые возможности для инновационного бизнеса. Таким образом, будет сформирован полноценный кластер, способный к самостоятельному развитию.
Хорошим примером эффективного сотрудничества государства и бизнеса и их положительного влияния на развитие инновационной сферы является зарубежный опыт [1].
Можно выделить следующие выгоды для Российского государства от создания совместного исследовательского центра, в котором будут осуществляться разработка и внедрение совместных инноваций на основе ГЧП:
- возможность применения инновационных технологий, разработанных частными предприятиями;
- привлечение высококвалифицированных экспертов частного бизнеса;
- повышение эффективности управления государственным имуществом и экономия государственных расходов;
- поощрение предпринимательской инициативы в общественно значимых секторах экономики (в том числе в сфере инноваций);
- создание гибких (компромиссных) моделей реализации проектов [1].
В случае проводимой реформы «400 дней» наличие совместного исследовательского центра на основе ГЧП будет способствовать эффективному решению проблем в системе ценообразования и сметного нормирования и предотвращению непонимания между органами исполнительной власти и специалистами всей строительной отрасли. При этом создаваемый центр должен функционировать при использовании современного методического инструментария создания и совершенствования сметных норм, основанного, в частности, на концепции негэнтро-пийного управления и других современных управленческих теориях и методах.
Список литературы
1. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: мировой опыт и перспективы России / под ред. Р. М. Нижегородцева, С. М. Никитенко, Е. В. Гоосен. -Кемерово : ООО «Сибирская издательская группа», 2012.
2. Государственно-частное партнерство в России. - М. : Центр развития государственно-частного партнерства, 2013. - URL: https://mo.astrobl.ru/sites/default/files/ Contnt_15/pdf_15/pppsphere_managment2.pdf
3. Калинина О. Н. Анализ реформы системы ценообразования и сметного нормирования // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. - 2017. - № 3. - С. 89-91.
4. Калинина О. Н. Определение договорной цены в строительстве на основе аналогов с помощью метода кластерного анализа // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. - 2015. -№ 5. - C. 40-47.
5. Калинина О. Н. Совершенствование сметно-нормативной базы с помощью применения функционально-стоимостного анализа // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. -2015. - № 6. - C. 94-101.
6. Калинина О. Н. Энтропия сметно-нормативной базы // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. - 2015. - № 6. - С. 168-172.
7. Колбачев Е. Б. Управление производственными системами на основе совершенствования и развития информационно-экономических ресурсов. - Ростов н/Д. : СевероКавказский научный центр высшей школы, 2003.
8. Нижегородцев Р. М. Информационная экономика. - Кн. 1. Информационная Вселенная: информационные основы экономического роста. - М.; Кострома, 2002.
9. Реньи А. Трилогия о математике. - М. : Мир, 1980.
10. Сырыгина Н. А. Стройка меняется, расценки - нет. Профессиональное строительное сообщество имеет свой взгляд на реформу по усовершенствованию существующей системы сметного нормирования. - URL: http://www.all-smety.ru/upload/Statya_ Mosoblgosexpertiza_fev2017.pdf
References
1. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v innovatsionnoy sfere: mirovoy opyt i perspektivy Rossii [State-Private Partnership in the Innovation Sphere: World Experience and Prospects of Russia], edited by R. M. Nizhegorodtsev, S. M. Nikitenko, E. V. Goosen. Kemerovo, OOO «Sibirskaya izdatel'skaya grupppa», 2012. (In Russ.).
2. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii [State-Private Partnership in Russia]. Moscow, Center of the Development of State - Private Partnership, 2013. (In Russ.). Available at: https: / / mo.astrobl.ru/ sites/default/files/Contnt_15/pdf_15/pppsphere_ managment2.pdf
3. Kalinina O. N. Analiz reformy sistemy tsenoobrazovaniya i smetnogo normirovaniya [Analyzing the Reform of Pricing System and Estimate Rating]. Vestnik Yuzhno-Rossiyskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (NPI). Seriya: Sotsial'no-ekonomicheskie nauki [Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI). Series: Social and Economic Science], 2017, No. 3, pp. 89-91. (In Russ.).
4. Kalinina O. N. Opredelenie dogovornoy tseny v stroitel'stve na osnove analogov s pomoshch'yu metoda klasternogo analiza [Defining the Contract Price in Construction on the
Basis of Analogues with the Help of Cluster Analysis]. Vestnik Yuzhno-Rossiyskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (NPI). Seriya: Sotsial'no-ekonomicheskie nauki [Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI). Series: Social and Economic Science], 2015, No. 5, pp. 40-47. (In Russ.).
5. Kalinina O. N. Sovershenstvovanie smetno-normativnoy bazy s pomoshch'yu primeneniya funktsional'no-stoimostnogo analiza [Enhancing the Estimate-Rating Base by Using Functional-Value Analysis]. Vestnik Yuzhno-Rossiyskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (NPI). Seriya: Sotsial'no-ekonomicheskie nauki [Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI). Series: Social and Economic Science], 2015, No. 6, pp. 94-101. (In Russ.).
6. Kalinina O. N. Entropiya smetno-normativnoy bazy [Entropy of the Estimate - Rating Base]. Vestnik Yuzhno-Rossiyskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (NPI). Seriya: Sotsial'no-ekonomicheskie nauki [Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI). Series: Social and Economic Science], 2015, No. 6, pp. 168-172. (In Russ.).
7. Kolbachev E. B. Upravlenie proizvodstvennymi sistemami na osnove sovershenstvovaniya i razvitiya informatsionno-ekonomicheskikh resursov [Managing Production Systems on the Basis of Enhancement and Development of Information-Economic Resources]. Rostov-on-Don, The North-Caucasian Research Center of Higher School, 2003. (In Russ.).
8. Nizhegorodtsev R. M. Informatsionnaya ekonomika. Kn. 1. Informatsionnaya Vselennaya: informatsionnye osnovy ekonomicheskogo rosta [Information Economics. Book 1. Information Universe: Information Principles of Economic Growth]. Moscow, Kostroma, 2002. (In Russ.).
9. Renye A. Trilogy about Mathematics. Moscow, Mir, 1980. (In Russ.).
10. Syrygina N. A. Stroyka menyaetsya, rastsenki - net. Professional'noe stroitel'noe soobshchestvo imeet svoy vzglyad na reformu po usovershenstvovaniyu sushchestvuyushchey sistemy smetnogo normirovaniya [Construction Site is Changing but Prices are Not. Professional Construction Community has its Own View on the Reform on Enhancement of the Effective System of Estimate Rating]. (In Russ.). Available at: http://www.all-smety.ru/upload/Statya_Mosoblgosexpertiza_fev2017.pdf
Сведения об авторе
Ольга Николаевна Калинина
ведущий инженер отдела экспертизы проектов и смет службы заказчика Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Адрес: Северо-Кавказская дирекция инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», 344019, Россия, Ростовская область, Ростов-на-Дону, Театральная пл., д. 4. E-mail: Olga_Kalinina579@mail.ru
Information about the author
Olga N. Kalinina
Leading Expert of the Department for
Project and Estimate Expertise
of the Customer service of the North Caucasus
infrastructure Directorate - a structural unit of
the Central Infrastructure Directorate -
branch of open joint stock
company 'Russian Railways'.
Address: The North Caucasus infrastructure
Directorate - a structural unit of the Central
Infrastructure Directorate - branch
of open joint stock company
'Russian Railways', 4 Teatral'naya Sq.,
Rostov-on-Don,
Rostov Region, 344019,
Russian Federation.
E-mail: Olga_Kalinina579@mail.ru