Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как инструмент эффективности международного инвестиционного сотрудничества'

Государственно-частное партнерство как инструмент эффективности международного инвестиционного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / ГОСУДАРСТВО / STATE / КОНЦЕССИЯ / КАПИТАЛ / CAPITAL / СОГЛАШЕНИЯ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / FOREIGN INVESTMENTS / CONCESSION / AGREEMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабаева Д.Р., Атаева В.Х.

Цель работы. Целью статьи является разработка комплекса практических мер по совершенствованию ГЧП как формы и метода международного инвестиционного сотрудничества России, обеспечивающего эффективную реализацию и коммерциализацию инвестиционных решений. Метод и методология проведения работы. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Основой данной работы являются эмпирические наблюдения авторов за реальным состоянием международного сотрудничества, подкрепленные аналитическими обобщениями доступной информации. Результаты. Сформулированы методические основы реализации механизма государственной инвестиционной политики в сфере международного инвестиционного сотрудничества. Выявлены и обобщены современные проблемы организации международного инвестиционного сотрудничества. Систематизированы общеметодологические принципы механизма инвестиционной государственной политики России, учитывающие взаимодействие всех структурных элементов. Предложен комплекс практических мер, ориентированных на удовлетворение потребности экономики в капитальных вложениях в модернизацию материально-производственной базы отраслей национального хозяйства, в строительство высокотехнологичных промышленных объектов и определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций. Решение проблемы выбора методов организации международного инвестиционного сотрудничества предложено рассматривать с учетом интересов как инвесторов, так и государства. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут использоваться при обосновании мер активизации международного инвестиционного сотрудничества. Выводы. Необходима модернизация методов организации международного инвестиционного сотрудничества с учетом интересов как инвесторов, так и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AS A TOOL OF EFFECTIVENESS OF INTERNATIONAL INVESTMENT COOPERATION

The goal of the study. The goal of the manuscript is developing a complex of practical measures on improving state-private partnership as a form and method of international investment cooperation of Russia ensuring effective implementation and commoditization of investment decisions. The method and methodology of completing the study. The study is based on the general scientific methodology that presumes using a systemic approach to solving problems. The foundation of this study are empirical observations of the authors over the real state of international cooperation supported by analytical summarizations of available information. The results. We have formulated the methodical foundations of implementation of the mechanism of state investment policy in the sphere of international investment cooperation. We have found and summarized the modern problems of organization of international investment cooperation. We have systematized the general methodological principles of the mechanism of investment state policy of Russia taking into account the interaction of all structural elements. We are suggesting a complex of practical measures oriented towards satisfaction of the need of economy in capital investments into modernization of the financial-manufacturing foundation of industries of the national economy, into the construction of high tech manufacturing sites, and determining the volume, structure and area of focus of using the investments. It was suggested that solving the problem of choosing the methods of organization of international investment cooperation should be done taking into account the interests of both the investors and the state. The area of application of the results. The results of the study completed may be used when substantiating the measures of activation of international investment cooperation. The conclusions. It is necessary to modernize the methods of organization of international investment cooperation taking into account the interests of both investors and the state.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как инструмент эффективности международного инвестиционного сотрудничества»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 339.972 БАБАЕВА ДИАНА РАИФОВНА

к.э.н., старший преподаватель кафедры «Аудит и финансовый контроль» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,

е-mail: diana_babaeva_76@ mail.ru

АТАЕВА ВАЗИПАТХИЗРИЕВНА

к.э.н., доцент «Аудит и финансовый контроль» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,

е-mail: diana babaeva 76@ mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация. Цель работы. Целью статьи является разработка комплекса практических мер по совершенствованию ГЧП как формы и метода международного инвестиционного сотрудничества России, обеспечивающего эффективную реализацию и коммерциализацию инвестиционных решений. Метод и методология проведения работы. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Основой данной работы являются эмпирические наблюдения авторов за реальным состоянием международного сотрудничества, подкрепленные аналитическими обобщениями доступной информации. Результаты. Сформулированы методические основы реализации механизма государственной инвестиционной политики в сфере международного инвестиционного сотрудничества. Выявлены и обобщены современные проблемы организации международного инвестиционного сотрудничества. Систематизированы общеметодологические принципы механизма инвестиционной государственной политики России, учитывающие взаимодействие всех структурных элементов. Предложен комплекс практических мер, ориентированных на удовлетворение потребности экономики в капитальных вложениях в модернизацию материально -производственной базы отраслей национального хозяйства, в строительство высокотехнологичных промышленных объектов и определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций. Решение проблемы выбора методов организации международного инвестиционного сотрудничества предложено рассматривать с учетом интересов как инвесторов, так и государства. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут использоваться при обосновании мер активизации международного инвестиционного сотрудничества. Выводы. Необходима модернизация методов организации международного инвестиционного сотрудничества с учетом интересов как инвесторов, так и государства.

Ключевые слова: сотрудничество, государство, концессия, капитал, соглашения, иностранные инвестиции.

BABAEVA DIANA RAIFOVNA

Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer of the Department of "Auditing and Financial Control" of FSBEI of HE "Dagestan State Technical University",

e-mail: diana_babaeva_76@ mail.ru

ATAEVA VAZIPATKHIZRIEVNA

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of "Auditing and Financial Control"

of FSBEI of HE "Dagestan State Technical University", e-mail: diana_babaeva_76@ mail.ru

Бабаева Д.Р., Атаева В.Х.

STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AS A TOOL OF EFFECTIVENESS OF INTERNATIONAL INVESTMENT COOPERATION

Abstract. The goal of the study. The goal of the manuscript is developing a complex of practical measures on improving state-private partnership as a form and method of international investment cooperation of Russia ensuring effective implementation and commoditization of investment decisions. The method and methodology of completing the study. The study is based on the general scientific methodology that presumes using a systemic approach to solving problems. The foundation of this study are empirical observations of the authors over the real state of international cooperation supported by analytical summarizations of available information. The results. We have formulated the methodical foundations of implementation of the mechanism of state investment policy in the sphere of international investment cooperation. We have found and summarized the modern problems of organization of international investment cooperation. We have systematized the general methodological principles of the mechanism of investment state policy of Russia taking into account the interaction of all structural elements. We are suggesting a complex of practical measures oriented towards satisfaction of the need of economy in capital investments into modernization of the financial-manufacturing foundation of industries of the national economy, into the construction of high tech manufacturing sites, and determining the volume, structure and area of focus of using the investments. It was suggested that solving the problem of choosing the methods of organization of international investment cooperation should be done taking into account the interests of both the investors and the state. The area of application of the results. The results of the study completed may be used when substantiating the measures of activation of international investment cooperation. The conclusions. It is necessary to modernize the methods of organization of international investment cooperation taking into account the interests of both investors and the state.

Keywords: cooperation, the state, a concession, capital, agreements, foreign investments.

Введение. Проблемы инвестиционного сотрудничества связаны с реформированием экономики нашей страны, результат которого лежит в основе увеличения инвестиционной активности партнеров. Одна из тяжелых проблем - выбор идеального варианта вложения капитала в инвестиционные проекты. Ограниченность инвестиционных возможностей местного, регионального, федерального бюджетов, недостаток вложений на проведение проектов подъема и реструктуризации экономики определяют необходимость совершенствования форм и методов инвестиционного сотрудничества России. Этим выражается необходимость создания комплекса последовательных мер, поднимающих эффективность инвестиционного сотрудничества. Потребность решения этих проблем обуславливает актуальность, своевременность и направленность общенаучного исследования по теме.

Уровень изученности проблемы. Важный вклад в улучшение теории контроля инвестиционными проектами вложили научные работы ученых из России, к ним относятся: Коссов В. В., Воропаев В. И., Шапиро В. Д, Васильев В. М., Васильев В. Д., Ивасенко А. Г., Бузырев В. В., Липсиц И. В., Исмаилова Ш. Т., Мазур И. И., Милошевич Д. З., Ольдерогге Н. Г., Товб А. С., Никонова Я. И., Швандар В. А., Ципес Г. Л., Панибратов Ю. П. и другие. Методические и теоретические основы контроля инвестициями заметили отражение в научных результатах зарубежных ученых: Клиффорд Ф., Фабоцци, Харпер С. П., Дерри С. и другие.

Но вопреки достигнутым успехам в области методологии и теории управления инвестициями, много вопросов, относящихся к оценке эффективности и приоритетности их реализации, в РФ остаются не совсем изученными. Часто слабо решенными остаются проблемы разработки эффективного плана управления формами инвестиционного сотрудничества с иностранными партнерами, обеспечивающими рациональное использование инвестиционных ресурсов и управление инвестиционными рисками, что и предопределило цель, задачи и направленность исследования.

Целью статьи является разработка комплекса практических мер по совершенствованию ГЧП как формы и метода международного инвестиционного сотрудничества России, обеспечивающего коммерциализацию и эффективную реализацию инвестиционных решений.

В соответствии с целью были решены и поставлены следующие задачи: аналитически обобщить и систематизировать теоретические основы инвестиционной политики России; выявить факторы и определить условия реализации международной инвестиционной политики России; проанализировать существующие подходы и методы организации международного инвестиционного сотрудничества России; предложить направления реализации стратегии привлечения иностранных инвестиций в Россию; разработать комплекс практических мер и методов международного инвестиционного сотрудничества РФ и по совершенствованию форм.

Объектом статьи выбран механизм реализации ГЧП как формы международной инвестиционной политики России. Предметом исследования являются организационные формы и методы международного инвестиционного сотрудничества России.

Научная новизна статьи состоит в развитии методических и теоретических положений теории, в разработке комплекса практических мер в управлении инвестициями, обеспечивающими формирование и функционирование системы международного инвестиционного сотрудничества РФ на основе государственно-частного партнерства. Наиболее значимыми результатами исследования, полученными автором лично и характеризующими научную новизну исследования, являются: уточнение концептуальных положений инвестиционной политики России на современном этапе; аналитическое обобщение практики международного инвестиционного сотрудничества России и Германии; разработка рекомендаций по совершенствованию методов организации системы международного инвестиционного сотрудничества России с учетом государственно-частного партнерства.

Теоретической основой исследования являются прикладные и фундаментальные разработки зарубежных и отечественных ученых-экономистов в области методологии теории управления инвестициями, теории реализации и принятия управленческих решений в инвестиционном участии хозяйствующих отраслей субъектов народного хозяйства. В процессе исследования были применены методы статистического, сравнительного и логического анализа, методы экспертных оценок, факторного, регрессионного анализа.

По сути значимость данного исследования заключается в возможности применения полученных результатов в качестве методической и теоретической базы при разработке инвестиционной стратегии в нашей стране.

Информационной базой статьи послужили материалы статистических сборников Федеральной службы государственной статистики РФ, материалы Министерства экономики и территориального развития РФ, а также правовые и нормативные акты региональных и федеральных органов власти по вопросам создания инвестиционных проектов.

Основная часть. Государство заинтересовано в инвестициях в реальный сектор экономики, поэтому для реализации инвестиционных проектов предусмотрено создание благоприятных условий и прямое участие государства.

Создание благоприятных условий включает: установление специальных налоговых режимов и совершенствование системы налогов; предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей; обеспечение защиты интересов инвестора и др., а также обеспечение природными ресурсами; создание и развитие сети информационно -аналитических центров; создание антимонопольных мер; расширение возможности использования займов при осуществлении кредитования; развитие финансового лизинга; проведение своевременной переоценки основных средств.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности осуществляется в форме капитальных вложений в проект. Сторона инвестиционной государственной политики - спонсорство проектов -является переходом от распределения бюджетных ассигнований между регионами и отраслями к частичному избирательному финансированию инвестиционных конкретных проектов на конкурсной основе.

Государственно-частное партнерство - это форма повышения эффективности исполнения государством своих функций.

Public Private Partnership (PPP) - это специальная форма партнерства. Государственно-частное партнерство в нашей литературе - это роль государства в российских реалиях.

«Государственно-частное партнерство - это специфическая форма взаимодействия государства и частного сектора в сфере экономики, основополагающей чертой которого является

сбалансированность интересов, прав и обязательств сторон в процессе его реализации» [27, с. 122].

Эта форма возникает, когда ослабляется прямое воздействие государства на экономику, передаются функциональные полномочия частному сектору, усиливается собственное регулирование при одновременном его сохранении. Государственно-частное партнерство обеспечивает решение задач социально-экономической политики, повышения эффективности капитала, разделения рисков и выгод.

Оно же представляет форму объединения частного и государственного капитала и организации совместного управления.

Государственно-частное партнерство предполагает специфические схемы проектного финансирования, что позволяет обеспечить ряд преимуществ финансового характера по сравнению с бюджетным финансированием.

Также это позволяет государству получить ряд преимуществ в привлечении к реализации инвестиционных проектов в строительстве. Частная компания имеет бизнес через ГЧП, решая тем самым проблему малой эффективности государственного финансирования по сравнению с частным, а также позволяет уменьшить часть бюджетного финансирования за счет привлечения внешних средств. При этом частный партнер берет на себя долю основных операционных рисков.

С помощью механизма ГЧП в случае осуществления проекта издержки на создание и проектирование объекта инфраструктуры, а также внеплановые расходы, как правило, берет на себя частный партнер. Кроме этого, во время эксплуатации объекта на него ложатся внеплановые затраты.

Правительство может избежать необходимости крупных заимствований, разделив часть инвестиционных ресурсов по всему сроку проекта в виде платежей частному участнику. Это особенно современно, когда есть очень большие бюджетные ограничения. Большая часть затрат окупается деньгами, которые генерирует проект, также становится больше налоговая база как за счет самого проекта, так и за счет увеличения деловой активности.

Исследование практики ГЧП дозволяет выявить важные факторы успешного осуществления инвестиционного проекта, а также основные риски, с которыми требуется сталкиваться инициаторам проекта и которые могут увеличить стоимость всего проекта. В качестве важных факторов, которые влияют на успешную реализацию ГЧП, можно выделить следующие:

1. Политическая поддержка. Политическая поддержка является очень важным аспектом проекта, во-первых, по причине необходимости активного взаимодействия с администрацией, а во-вторых, из-за трудности проекта. В РФ на сегодняшний день ситуация такая, что о надобности партнерства страны и бизнеса слышно много и на очень высоком уровне, но на самом деле, как показывает исследование, проведенное вместе с Институтом современного развития и с Центром улучшения государственно-частного партнерства, [10] лишь некоторые субъекты Федерации используют его на практике либо хотят этого.

2. Нормативно-правовая и институциональная база. Практика доказывает, что наиболее важным условием большего применения ГЧП является ряд законов или специальный закон. Главным является то, чтобы такой закон не был декларативным, а исходил из практической необходимости.

Когда партнеры заинтересованы в успехе и за счет их взаимодействия они наиболее эффективно решают возникающие проблемы, то партнерство в ГЧП может результативно функционировать (рисунок 1).

Использование ГЧП является современным средством отечественной экономики, модернизации инфраструктуры, особенно в таких сферах, как утилизация бытовых отходов, ЖКХ, где эффективность работ специализированного частного оператора значительно выше.

Любой участник инвестиционного проекта вкладывает в развитие общего проекта. Например, бизнес гарантирует гибкость, профессиональный опыт, оперативность в принятии решений и быструю адаптацию, проявляет финансовые ресурсы, эффективное управление, новаторские способности. При этом внедряются так называемые «ноу-хау» в технологиях и методах управления при реализации проектов и налаживаются связи с поставщиками и подрядчиками, что увеличивает спрос высококвалифицированных работников на рынке труда [36].

Рис. 1. Механизм взаимодействия общества, бизнеса и государства.

Государство же гарантирует правомочия собственности, предоставляет льготы и гарантии, а также финансовые ресурсы. При ГЧП государство улучшает свои важные функции - регулирование, контроль, соблюдение общественных интересов.

Бизнес заинтересован в получении максимальной прибыли от создания инвестиционных проектов, т. к., имея хозяйственную свободу в проектах, предоставляемых государством, сектор желает увеличить производительность труда и нововведения.

Во-вторых, при неудачах реализации проекта бизнес получает достаточные гарантии возврата средств, вложенных в реализацию проекта, т. к. определенные риски несет государство (согласно договоренностям сторон). При качественном обслуживании в некоторых случаях государство платит больше своему партнеру. Таким же образом частный сектор получает на условиях льгот в долговременное управление активы.

Государство заинтересовано в том, что оно может некоторые расходы переложить по инвестированию и содержанию имущества на частный сектор. А также за счет концессионных и арендных платежей структуры государства берут в бюджет дополнительный источник прибыли.

Законодательное определение в России государственно-частного партнерства в 2005 году появилось в разделах Гражданского кодекса, который определяет типы собственности, в положениях Конституции Российской Федерации, которая обусловливает защиту и признание форм собственности [23].

От внешних и внутренних экономических политических и институциональных факторов зависит перспектива перехода на очень высокий уровень развития рынка ГЧП.

Инвесторы институциональные не против вкладывать в проекты с умеренными требованиями к начальной сумме инвестиций и с невысоким риском, несмотря на то, что в России существенное ухудшение экономической ситуации.

Особенно наблюдается улучшение государственно-частных проектов в сфере промышленности и строительства, транспортной инфраструктуры, энергетики, а также жилищно-коммунального хозяйства. Переход к возможности обеспечения интересов общества и рационального сочетания свободной конкуренции предполагает важные изменения в отношениях частных операторов.

Одним из основных элементов теории смешанной экономики является система партнерских отношений между частным сектором и государством. Она проявляется в различных формах: совместных государственно-частных предприятиях, государственной контрактной системе, аренде государственного имущества, концессиях. Достаточно хорошо известны в России первые три. Для них создана система государственного управления, регулирования, контроля, правовая база. А вот концессии - это малоизвестная и новая форма хозяйствования для Рос-

сии. Большой интерес в мировой практике к ним проявлен за последние 10-12 лет в отношении строительства промышленных крупных и инфраструктурных объектов (промышленные и торговые предприятия, трубопроводы, железные и автомобильные дороги и электростанции и др.).

Концессии получили новый импульс в начале 1990-х годов в связи с глобализацией и либерализацией, ростом экономических международных связей и транснационализацией капитала. Данный процесс обладает для России особым значением, о чем свидетельствует осуществляемая в настоящее время разработка российского закона о концессиях.

Мировой опыт свидетельствует о том, что для привлечения иностранных инвестиций многие страны используют концессионные правила в форме соглашений о разделе продукции. Государство может влиять на деятельность инвестора с помощью достаточно широких параметров, о которых речь идет в соглашении о разделе продукции. К ним относятся, например, дополнительные налоги на прибыль, экспортные пошлины, сроки соглашения раздела производства и подоходные налоги. В совокупности они позволяют реагировать на изменения в экономической ситуации и обеспечивают гибкость.

Концессия - это система отношений между юридическим или физическим лицом (концессионером) или государством, возникающая в результате предоставления концессионеру прав пользования государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности [37].

В виде специальных договоров концессии этих двух субъектов оформляются отношения. Концессии независимо являются очень привлекательными из всех форм ГЧП для бизнеса, поскольку они предоставляют ему очень большую административно-хозяйственную свободу, чем, например, аренда или совместные предприятия. Государству выгоднее концессии, так как оно перестает заниматься несвойственной ему производственной деятельностью и в то же время оставляет за собой функции регулирования и контроля, стратегические вопросы, закрепленные в законах и конкретных договорах концессий. В концессионную деятельность включены всякие экономические агенты: государство, частные финансовые, строительные, консультационные, инвестиционные фирмы, подрядчики, субподрядчики. Все они связаны системой отношений в рамках конкретных концессий.

Предоставляя право на долговременную эксплуатацию предприятия или природных ресурсов, концессия обеспечивает концессионеру получение прибыли на этот капитал и возможность полного извлечения вложенного концессионером капитала. Концессия в отличие от аренды, на которую возлагаются производственные обязанности, отличается тем, что государству должен вернуть арендатор, например, тот завод в том же состоянии, в каком он его получил. Поскольку через некоторое время здание и оборудование будут непригодными технически, для концессии такое обязательство не может быть приемлемым. Поэтому по концессионному договору концессионер должен вернуть то же предприятие по окончании срока, но в соответствии с производительной способностью и оборудованное с требованиями того времени, которыми предприятие должно обладать в последние годы концессии.

Природные ресурсы образуют в России крупнейшую и привлекательную для инвесторов группу объектов. Объекты инфраструктуры, такие как железные и автомобильные дороги, транспортные сооружения, трубопроводный транспорт, гидротехнические сооружения и др., могут быть представлены в пользование инвесторов. И одна группа предметов сосредоточена в сфере социальных услуг (городское хозяйство, жилищно-коммунальные услуги, общественный транспорт, сельского хозяйства и др.).

Осуществление концессионных договоров не приводит к расходованию денежных средств. В РФ наибольшую поддержу как со стороны нашей страны, так и со стороны субъектов РФ, приняла концессионная модель, проявившаяся в предоставлении средств Инвестиционного фонда РФ и более активной законодательной работе. Главным достоинством этой формы с юридической точки зрения оказывается ее закрепление на уровне Федерации в ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессиях) в 2005 году, который был значительно доработан в 2008 и 2010 годах, в результате чего большинство его недостатков, выявленных в ходе работы, были устранены [3].

Правило о концессиях прямо предполагает строительство и реконструкцию отдельным ин-

вестором (в терминологии закона о концессиях - концессионером) инженерных сооружений транспортной инфраструктуры и автомобильных дорог, в том числе тоннелей, мостов; речных и морских портов, аэродромов и аэропортов; объектов железнодорожного и трубопроводного транспорта и др. На объект право собственности остается за государством или муниципальным управлением (в терминологии закона о концессиях - концедентом), которое предоставляет концессионеру на время окупаемости проекта право обладания и использование объектом в целях его работы для возмещения инвестиционных расходов и получение прибыли. Из-за этого концессионная модель, не предполагающая частной собственности на объект, представляет концеденту возможность полностью наблюдать за проектом.

Как показало проведенное исследование, в нашей стране до сих пор по сути нет реально работающего устройства ГЧП по созданию больших капиталоемких объектов производственной и общественной инфраструктуры на концессионной основе или с применением инвестиционных договоров под долгие государственные гарантии. Концессии приводят достаточно жесткие длинные и стабильные, юридически утвержденные отношения между государством и концессионером. Концессионные договоры допускают привлекать частный зарубежный капитал без потери стратегического управления над важными средствами и объектами. Концессия вправе выступать в качестве средства уменьшения инвестиционных возможностей при сохранении идущей налоговой нагрузки за счет роста стабильности экономико-правовой среды в то время, когда зарубежные инвесторы создают свои проекты, т. е. концессии могут реализовы-вать своего рода стабильность в делах нестабильной среды. Разницу в соглашении о разделе продукции концессионный договор проводит не в индивидуализированной, а в общей системе налогообложения.

Следует сказать, что использование концессионной формы привлечения иностранных инвестиций нельзя считать абсолютно новым явлением.

В ходе исследования нами выявлены и систематизированы достоинства концессионной формы:

1. Концессии уменьшают финансовую нагрузку со страны, поскольку концессионер берет на себя обязательства по реализации всех затрат по управлению, финансированию и текущему ремонту сооружений, которые предоставили в концессию.

2. Концессии создают достаточно долгосрочные, жесткие, юридически оформленные связи между государством и концессионером.

3. Концессионные соглашения способствуют привлечению частного капитала, в том числе зарубежного, без потери стратегического управления над жизненно важными средствами и объектами государства.

Для работоспособности устройства ГЧП в управлении процессом строительства необходима реализация следующих условий:

1. Все партнеры должны вносить вклад для результата общих целей и решения допустимых задач, несмотря на разные цели и задачи.

2. Партнеры вносят соответствующий вклад, вместе несут риски и принимают участие в процессе принятия решений. Только в этом случае наличие партнерства не является обычным делом. Партнеры привлекаются на основе их заинтересованности в долгих взаимоотношениях, опыта и уровня знаний.

3. Основы финансирования ясно определены на долгую перспективу. По случаю одновременного привлечения народных и частных основ финансирования должны быть созданы соответствующие структуры, способные командовать финансовой частью проекта.

4. Организовано эффективное руководство с целью минимума издержек.

5. Управляющие структуры должны уметь долгое время обеспечивать развитие сотрудничества.

Концессии умеют решать поставленные задачи по созданию и реализации программ инвестиционного процесса туристического бизнеса, поддерживают для объединения усилий и средств участников данного процесса для успешного выполнения инновационно-инвестиционных проектов в сфере туризма. Существует ряд объективных проблем, сдерживающих процедуру привлечения частных ресурсов в концессионные проекты. В том числе: невозможность применять объект концессии как предмет залога, недостаток возможности сов-

местного интереса федерального и регионального уровней власти в одном концессионном условии на стороне концедента, очень узкая трактовка концессий и отсутствие ряда отработанных за рубежом инструментов. Бюджетный кодекс на сегодняшний день позволяет выполнять бюджетные ассигнования в рамках концессионных условий только в форме инвестиций в объекты капитального строительства. Нормативно не закреплены другие прогрессивные виды участия бюджета: «платежи по эксплуатационной готовности», платежи в твердых формах.

Эти и оставшиеся проблемы обуславливают большие риски и неопределенность концессионных проектов для личного капитала.

Предварительные итоги концессионных конкурсов показывают, что российские и зарубежные инвесторы стимулированы участвовать в подобных проектах.

Формы использования концессий в действительном секторе экономики Республики Дагестан могут быть более разнообразными: все области энергетики, транспорта, коммунального хозяйства, туризма. Передача в концессию зарубежным компаниям объектов собственности республики к потере суверенитета не влекут. Они так и остаются в ее собственности и предоставляются на определенный срок во владение и пользование субъектам международного права, которые умеют осуществлять хозяйственную деятельность лучше, чем республика [17].

В нашей стране на сегодняшний день именно эта форма вовлечения средств частных компаний, в первую очередь зарубежных, призвана решить острые проблемы строительства объектов инфраструктуры в государстве, привлечь большие финансовые средства для ее улучшения, стать главной формой разгосударствления инфраструктурного комплекса.

Республика Дагестан стремится к созданию необходимых условий для развития промышленности и привлечения инвесторов. Создается нормативная база, которая соответствует российскому стандарту. Кроме того, за три года в республику привлечено 45 млрд рублей частных инвестиций, для нашего региона это немалые цифры. Построены новые заводы, проведена модернизация ряда крупных промышленных предприятий, повысился общий технологический уровень производства. В республике успешно реализуется около 30 крупных инвестиционных проектов в сфере промышленности.

На сегодняшний день создано пять индустриальных парков, резидентам которых предоставляются налоговые преференции и меры господдержки, принятые на федеральном и региональном уровнях. На территории города Каспийска создана Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), сейчас ведется отбор потенциальных резидентов

[17].

Генеральный директор автомобильной компании «Сайпа Дизель» и член совета директоров группы «Сайпа» Нури Мохаммадхади Мохаммадали (Иран) высказали намерение о совместном производстве тяжелых и полутяжелых грузовых автомобилей. Его компания на протяжении 50 лет выпускает различные виды тяжелых и полутяжелых грузовых автомобилей, которые пользуются значительным спросом благодаря высокому качеству и соответствию мировым стандартам. В прошлом году было выпущено 650 тысяч грузовых и легковых автомобилей. Компания наладила сотрудничество с крупными европейскими компаниями, в том числе и с «Вольво». Локализация в перспективе будет доведена до 40 %.

«В рамках государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", в частности в подпрограмме "автомобильная промышленность", постановлениями Правительства предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, соответствующих нормам Евро-4 и Евро-5».

Субсидирование на производство автомобиля менее 6,5 тонны по классу Евро-5 предусмотрено в размере 107 тыс. 250 рублей. Вторая субсидия, по его словам, выделяется на содержание рабочих мест. В зависимости от количества производимых автомобилей в месяц по категории N в частности, если выпущено до 2870 автомобилей в месяц, ежемесячная субсидия составляет 700 млн рублей.

Результаты

В результате проведенного исследования:

- сформулированы методические основы реализации механизма государственной инвести-

ционной политики в сфере международного инвестиционного сотрудничества;

- выявлены и обобщены современные проблемы организации международного инвестиционного сотрудничества;

- систематизированы общеметодологические принципы механизма инвестиционной государственной политики России, учитывающие взаимодействие всех структурных элементов;

- предложен комплекс практических мер, ориентированных на удовлетворение потребности экономики в капитальных вложениях в модернизацию материально-производственной базы отраслей национального хозяйства, в строительство высокотехнологичных промышленных объектов и определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций;

- проблемы выбора методов организации международного инвестиционного сотрудничества предложено рассматривать с учетом интересов как инвесторов, так и государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. В заключение отметим, что на сегодняшний день каждое государство вовлечено в международное инвестиционное сотрудничество. В РФ происходит осмотр правового регулирования ПИИ, реализуются новые условия для привлечения зарубежных инвесторов, таких как ТОР (территория опережающего развития), СРП (соглашение о разделе продукции) и ОЭЗ (особые экономические зоны).

Но, несмотря на новые возможности, инвестиционный потенциал использован не в полном объеме. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - это получение активов зарубежных предприятий с целью выполнения контроля над ними (с вложениями в уставной капитал предприятия доли свыше 10 %). В России экономическая ситуация имеет все свойства неустойчивости в связи с введением рядом западных государств санкций против России, падением мировых цен на нефть и падением курса рубля. Активизация инвестиционной деятельности должна быть важным инструментом для восстановления экономики. Зарубежные «инъекции» в экономику нашей страны могут поспособствовать увеличению ее производительных возможностей и стать фактором экономического развития.

Литература

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ investments/201604200, свободный. - Загл. с экрана.

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ey.com, свободный. - Загл. с экрана.

3. «О концессионных соглашениях» [федер. закон принят Гос. думой 21 июля 2005 г. № 115].

4. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [федер. закон принят Гос. думой 15 июля 1998 г. № 39: по состоянию на 12 дек. 2012 г.].

5. Бюллетень «Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации в 2016 году», Росстат, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b14_100/Main.htm, свободный. - Загл. с экрана.

6. Бюллетень «Социально-экономическое положение России. 2016 год». Федеральная служба государственной статистики, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/-2016, свободный. - Загл. с экрана.

7. Игонина Л. Л. Инвестиции: учебное пособие / Л. Л. Игонина: под ред. В.А. Слепова. - М.: Юристъ, 2012. - 480 с.

8. Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации в 2016 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016, свободный. - Загл. с экрана.

9. Ковалев В. В. Инвестиции: учебное пособие / под ред. В. В. Ковалева. - М.: Проспект, 2008. - 360 с.

10. Ковалев В. В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности: учебное пособие /В. В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 175 с.

11. Конституция РФ.

12. Мейланов И. М., Эсетова А. М. Основные направления повышения инвестиционной привлекательности промышленного строительства. Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. - 2015. - № 38. - С. 192-202. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.21822/2073-6185-2015-38-3-192-202, свободный. - Загл. с экрана.

13. Мейланов И. М., Эсетова А. М. Развитие форм государственной поддержки проектов промышленного строительства // Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. - Том 42. - № 3. - 2016. - С. 223-233 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// dx.doi.org/10.21822/2073-6185-2016-42-3-220-230, свободный. - Загл. с экрана.

14. Мелкумов Я. С. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. -С. 63.

15. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. - М.: Экономика. 2000.

16. Москвитина Е. И., Дорошина И. П., Бутова Т. В. Необходимость модернизации государственного регулирования инвестиционной деятельности в России в условиях глобальной конкуренции // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015. - № 6. - С. 113-115.

17. Ниязметов А. К. Государственные капитальные вложения: проблемы и решения // Финансы. - № 9, сентябрь 2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.finexg.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

18. Норкот Д. Принятие инвестиционных решений: Пер. с англ. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

19. О концессионных соглашениях. Федеральный закон № 11-ФЗ от 21.07 2005.

20. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений. Федеральный закон № 39-Ф3 от 25 февраля 1999 г.

21. Об отборе субъектов РФ, имеющих право на получение господдержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков. Постановление Правительства Российской Федерации № 1119 от 30 октября 2014 г.

22. Правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 № 13.

23. Принципы инвестиций. Зви Боди, Алекс Кейн, Алан Дж. Маркус Вильямс, 2002.

24. Росстат. Российский статистический ежегодник. Официальное издание // Информационно -издательский центр «Статистика России». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.infostat.ru, свободный. - Загл. с экрана.

25. Статистический сборник «Россия в цифрах-2017», Росстат, 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/rusfig/rus, свободный. - Загл. с экрана.

26. Сулоева С. В. Иностранные инвестиции: совершенствование привлечения в экономику региона. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. - Владивосток, 2009.

27. Требования для отбора важнейших инновационно-технологических проектов (программ). Утв. Минпромнауки и технологий от 11.02.2002. //Инновации. - 2009. - № 2.

28. Трифилова А. А. Управление инновационным развитием предприятия. - М. - Финансы и статистика, 2009.

29. Управление проектами. Практическое руководство. Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон, Дело и Сервис, 2002.

30. Фабоцци Ф. Управление инвестициями. М.: «Инфра-М», 2000. - 932 с.

31. Федеральный закон от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

32. Федотовский А. Ю. Разработка метода оценки экономической эффективности инновационного проектного управления в строительной отрасли // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 1. -С. 5.

33. Шарп У. Ф., Александер Г. Д., Бэйли Д. В. Инвестиции: Пер. с англ. -М.: ИНФРА-М, 1997.

34. Швец М. Ю. Прогнозирование инвестиционной политики, путь к экономической безопасности России и ее регионов // ЭС. - № 4. - 2001.

35. Шеремет В., Шапиро В. Управление инвестициями. В 2-х т. М.: Высшая школа, 1998.

36. Шмелев Ю. М. Инновационно-технологическое развитие страны - решающий фактор повышения конкурентоспособности экономики //Инновации. - 2002. - № 4.

37. Шумилин С. Инвестиционное проектирование: практическое руководство по экономическому обоснованию инвестиционных проектов, М.: Финстатинформ, 1995. - 130 с.

38. Эрик С., Зигель, Лорен А. Составление бизнес-плана / Пер. с англ. - М.: «Джон Уайли энд Санз», 1994.

39. Юркова М. А. Механизм совершенствования инвестиционной деятельности в регионе. Москва, 2009.

40. Янковский К. П. Инвестиции: Учебник /К. П. Янковский. - СПб.: Питер, 2012. - 368 с.

41. Carl Richards The Behavior Gap SIMPLE WAYS TO STOP DOING DUMB THINGS WITH MONEY ООО «Манн, Иванов и Фербер» // Психология инвестиций. Как перестать делать глупости со своими деньгами /Карл Ричардс: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2014.

42. World Investment Report 2016 Investor Nationality: Policy Challenge. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://promdevelop.ru/inostrannye-investitsii-v-ekonomike-, свободный. - Загл. с экрана.

References:

1. [An electronic resource]. Access mode: http: // economy.Gov. EN/minec/activity/sections/investments / 201604200, free. Heading from the screen.

2. [An electronic resource]. Access mode: http:// www.ey.com, free. Heading from the screen.

3. «On concession agreements» [Feder. the law adopted by the State. Duma on 21 July 2005 No. 115].

4. «On investment activity in the Russian Federation, carried out in the form of capital investments» [Feder. the law was passed GOS.Duma July 15, 1998 № 39: as of 12 Dec. 2012.]

5. About investment activity in the Russian Federation performed in the form of capital investments. Federal law No. 39-FZ of 25 February 1999.

6. About selection of the subjects of the Russian Federation having the right to state support in the form of subsidies for compensation of costs for creation of infrastructure of industrial parks and technoparks. The order of the Government of the Russian Federation No. 1119 of October 30, 2014.

7. Bulletin «Main indicators of investment and construction activity in the Russian Federation in 2016», Rosstat, 2016 [An electronic resource]. Access mode: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_100/Main.htm Oh, free. Heading from the screen.

8. Bulletin «Socio-economic situation of Russia. 2016». Federal state statistics service, 2016. [An electronic resource]. Access mode: http://www.gks.ru/free_doc/-2016 Oh, free. Heading from the screen.

9. Carl Richards the Behavior Gap SIMPLE WAYS to STOP DOING DUMB THINGS with MONEY Mann, Ivanov & Ferber LLC, 2013 Psychology of investment. Simple ways to stop doing dumb things with money / Carl Richards: Mann, Ivanov and Ferber, Moscow; 2014.

10. Eric S. Siegel, Loren A. Preparation of a business plan/TRANS. from English. M.: «John Wiley and sons», 1994.

11. Fabozzi F. investment management. M.: «Infra-M», 2000. 932 p.

12. Federal law No. 39-FZ of 25.02.99 «On investment activity in the Russian Federation carried out in the form of capital investments».

13. Fedotovsky ay Development of a method for assessing the economic efficiency of innovative project management in the construction industry// Problems of modern Economics. 2009. No. 1. P. 5.

14. Guidelines for assessing the effectiveness of investment projects and their selection for financing M.: Economics, 2000.

15. Igonina L. L. Investments: tutorial /L. Igonina L. L.: under the editorship of V. A. Slepov. Moscow: Yurist, 2012. 480 p.

16. Investment in fixed capital in Russia in 2016. [An electronic resource]. Access mode: http://www.gks.ru/ free_doc/doc_2016, free. Heading from the screen.

17. Jankowski K. P. Investments: A Textbook /K. P. Jankowski. SPb.: Peter, 2012. 368 p.

18. Kovalev V. V. Financial analysis: capital management. The choice of investments. Reporting analysis: textbook / V. V. Kovalev. M.: Finance and statistics, 2009. 175 p.

19. Kovalev V. V. Investments: textbook / edited by V. V. Kovalev. Moscow: Prospect, 2008. 360p.

20. Melkumov Ya. S. Organization and financing of investments: Ucheb. benefit. Moscow: INFRA-m, 2009. P. 63.

21. Milanov I. M., Asatova A. M. Development offorms of state support of projects of industrial construction Bulletin of the Dagestan state technical University. Technical science. Vol. 42. No. 3, 2016. P. 223-233. [An electronic resource]. Access mode: http://dx.doi.org/10.21822/2073-6185-2016-42-3-220-230, free. Heading from the screen.

22. Milanov I. M., Esetova A. M. the Main directions of improving the investment attractiveness of industrial engineering Bulletin of the Dagestan state technical University. Technical science. 2015. No. 38. P. 192-202. http://dx.doi.org/10.21822/2073-6185-2015-38-3-192-202, free. Heading from the screen.

23. Moskvitina E. I., Doroshina I. P., Butova T. V. the Need to modernize state regulation of investment activity in Russia in conditions of global competition // Theoretical and applied aspects of modern science. 2015. No. 6. P. 113-115.

24. Niyazmatov A. K. State of capital investments: problems and solutions// Finance. No. 9, September, 2014. [An electronic resource]. Access mode: http://www.finexg.ru/, free. Heading from the screen.

25. Norcot D. Investment decisions: Per. from English. M.: Banks and stock exchanges, UNITY, 1997.

26. On concession agreements. Federal law. No. 11-FZ of 21 July 2005.

27. Project management. Practical guide. Clifford F. gray, Eric W. Larson. Case and Service, 2002.

28. Requirements for the selection of the most important innovation and technological projects (programs). Approved. Of industry and technology dated 11.02.2002, the future. 2009. No. 2.

29. Rosstat. Russian statistical yearbook. Official publication // information and publishing center «Statistics Of Russia». [An electronic resource]. Access mode: www.infostat.ru Oh, free. Heading from the screen.

30. Rules of implementation of capital investments in objects of state-owned property of the Russian Federation at the expense of means of the Federal budget. Decree of the government of the Russian Federation from 09.01.2014. No. 13.

31. Sharpe W. F., Alexander G. D., Bailey D. V. Investments: TRANS. from English. Moscow: INFRA-m, 1997.

32. Sheremet V., Shapiro V. Investment Management in 2 th. M.: Higher school, 1998.

33. Shmelev Yu. M. Innovative-technological development of country as a decisive factor of increase of competitiveness of economy // Innovations. 2002. No. 4.

34. Shumilin S. Investment design: practical guide to the economic justification of investment projects, M.: Finstatinform. 1995. 130 p.

35. Shvets M. Y. Forecasting investment policy the path to economic security of Russia and its regions // ES. No. 4. 2001.

36. Statistical compilation «Russia in figures-2017», Rosstat, 2017. [An electronic resource]. Access mode: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/rusfig/rus, free. Heading from the screen, free. Heading from the screen.

37. Suloeva S. V. Foreign investments: improvement of attraction to the economy of the region. Diss. on competition of a scientific degree. scientist. tap dance. kand. ekon. sciences. Vladivostok, 2009.

38. The Constitution of the Russian Federation.

39. The principles of investment. Zvi Bodie, Alex Kane, Alan J. Marcus Williams, 2002.

40. Trifilova A. A. management of innovative development of the enterprise. M., Finance and statistics, 2009.

41. World Investment Report 2016 Investor Nationality: The Policy Challenge. [An electronic resource]. Access mode: https://promdevelop.ru/inostrannye-investitsii-v-ekonomike-], free. Heading from the screen.

42. Yurkova M. A. Mechanism of improvement of investment activity in the region. Moscow, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.