УДК 614.2:334.01 (470.45)
Сенина Ф.С.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (на примере Волгоградской области)
Волгоградский государственный университет, Волгоград, [email protected]
Цель работы. Обозначить проблемы взаимодействия государства и частного партнерства в сфере здравоохранения Волгоградской области.
Материалы и методы. Рассмотрена организация государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере здравоохранения Волгоградской области, определены основные направления развития ГЧП в здравоохранении, выявлены условия и формы оказания медицинской помощи в рамках ГЧП.
В современных условиях развития социально-экономических систем вопросы наиболее эффективного использования ресурсов и потенциала субъектов экономики становятся как никогда актуальными. Вместе с тем необходимо отметить, что все чаще в отечественной практике эти вопросы ставятся не только перед организациями коммерческого сектора, но и перед учреждениями, занимающимися продуцированием общественных благ.
В попытке найти стратегические пути решения поставленных задач по оптимизации использования ресурсов, государство все чаще начинает прибегать к механизму интеграции [4]. Так, интеграция является одной из базовых составляющих стратегического развития экономики России. Понимание термина «интеграция» на различных уровнях экономической системы будет отличаться, но в более расширенной трактовке ее можно определить, как объединение экономических субъектов за счет установления гражданско-правовых отношений для наиболее углубленного развития и взаимодействия связей, между принимающими участие сторонами. В узкой трактовке, под интеграцией все чаще понимается форма долгосрочного взаимодействия именно государственного сектора и бизнеса, с целью решения проблемы дефицита капитала, идеи и предпринимательской инициативы.
Результаты и обсуждение. Наиболее распространенной формой интеграции выступает государственно- частное партнерство (ГЧП), представляющее собой форму долгосрочного взаимодействия государства и частного сектора для реализации проектов (программ) с целью получения общественно значимых задач на условиях, которые выгодны обеим сторонам [5]. Формы ГЧП отличаются лишь степенью вмешательства государства в управление объектом партнерства, характером финансового вмешательства и распределением рисков между участниками данного партнерства.
Существует две основные сферы применения ГЧП: сфера публичных обязательств государства по обеспечению общественных услуг граждан; сфера публичных услуг, которая ограничена перечнем отраслей, которые финансируются за счет бюджетных ассигнований. Исходя из сфер применения ГЧП, можно выделить области применения: национальная оборона; правоохранительная деятельность и национальная безопасность; государственное управление; социальная сфера (здравоохранение, культура, образование, туризм, трудовые ресурсы и т.д).
Анализ отечественной практики ГЧП в сфере здравоохранения демонстрирует тенденцию к использованию минимального количества форм государственно-частного партнерства. Так существует определенный стереотип, когда органами регионального управления здравоохранением государственно-частное партнерство воспринимается как система аутсорсинга, где участие частных медицинских организаций в оказании услуг по системе обязательного медицинского страхования ограничивается заключением концессионных соглашений.
Однако, в принятом от 13.07.2015 Федеральном законе N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» государственно-частное партнерство понимается как «юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [1].
Практическое состояние сферы здравоохранения в Российской Федерации показывает, что объективная материально-техническая ограниченность ресурсной базы государственных медицинских организаций (особенно в дотационных регионах страны) и все большая ориентированность на степень удовлетворенности пациентов качеством оказанной им медицинской помощи приводят к тому, что интерес к развитию ГЧП в сфере здравоохранения возрастает.
При этом основными направлениями развития государственно- частного партнерства в сфере здравоохранения являются:
1) взаимодействие государственной и частной систем здравоохранения, в том числе посредством вхождения в систему обязательного медицинского страхования (ОМС) частных медицинских учреждений;
2) использование концессионных соглашений;
3) привлечение управляющих компаний в целях управления медицинскими учреждениями, оказывающими первичную медико-санитарную и санаторно-курортную помощь;
4) взаимодействие с частным бизнесом в сфере подготовки специалистов для медицинских организаций
В качестве условий и форм оказания медицинской помощи, наиболее пригодных для организации ГЧП, в программе указаны:
1) амбулаторное звено, где активное привлечение малого и среднего бизнеса в систему оказания гражданами бесплатной медицинской помощи возможно только при наличии адекватно сформированного тарифа на оплату медицинской помощи в рамках ОМС;
2) создание сети ядерной медицины целесообразно с привлечением механизмов ГЧП, в частности, во взаимодействии с российскими институтами развития, инвестиционными компаниями.
Однако имеется ряд проблем, препятствующих широкому распространению ГЧП в сфере здравоохранения.
В первую очередь необходимо отметить отсутствие надлежащей нормативной правовой базы, способствующей возникновению интереса у частного бизнеса к совместным проектам с государством в сфере охраны здоровья. Это связано не только с недостаточной гибкостью норм федерального законодательства, но и с проблемами применения норм типовых концессионных согла-
шений по отношению к объектам здравоохранения17. Отсутствие ощутимых экономических стимулов (налоговые преференции, бюджетные инвестиции) также не способствует мотивации частных инвесторов.
Во-вторых, серьезной проблемой является и осуществление надлежащего контроля за проектами, реализуемыми с участием частного бизнеса.
В- третьих, анализ правовых актов, касающихся развития ГЧП в сфере здравоохранения принятых на региональном уровне, показывает, что в большинстве случаев движущей силой для принятия данной инициативы явилась не материальная заинтересованность частных медицинских организаций, а стремление органов государственной власти к административной исполнительности в ходе реализации положений государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»18, согласно которой одним из приоритетов государственной политики является создание и развитие конкурентных рынков и постепенной демонополизации государственной системы оказания медицинских услуг населению в условиях реформирования системы контрольно-надзорных функций и стандартизации медицинских услуг.
Однако перечисленные проблемы не снижают потенциала государственно-частного партнерства в здравоохранении, так как оно позволяет существенно повысить доступность и качество предоставляемых медицинских услуг гражданам, в рамках прежнего бюджета. Примером может служить опыт реализации мероприятий «Дорожной карты» развития здравоохранения в Волгоградской области за период 2013-2015 гг. Реализация мероприятий по развитию государственно-частного партнерства по отрасли здравоохранения Волгоградской области осуществляется в рамках региональной государственной программы «Развитие здравоохранения Волгоградской области до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Волгоградской области от 30.04.2013 № 216-п «Об утверждении Программы развития здравоохранения Волгоградской области до 2020 года» [2]. Мероприятие: «Участие частных компаний в системе обязательного медицинского страхования». В 2013 году 24 частные компании работали в системе обязательного медицинского страхова-
17 См. постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 138 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения".
18 Утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 294 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 17. Ст. 2057).
ния. Оказана медицинская помощь на сумму 42577,1 тыс. руб. В 2014 году в системе обязательного медицинского страхования работает 22 частные компании. За 8 месяцев текущего года ими оказана медицинская помощь на сумму 12195,4 тыс. руб. [3].
На территории Волгоградской области существуют частные медицинские организации, которые официально перешли на оказание бесплатной медицинской помощи за счет средств: федерального бюджета; бюджетов субъектов РФ и муниципального бюджета; а также бюджетов Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) и территориальных фондов ОМС
На сегодняшний день в Территориальной программе ОМС в г.Волгограде и Волгоградской области наиболее крупными частными организациями, оказывающие медицинскую помощь являются сеть многопрофильных клиник «Диа-лайн», многопрофильная медицинская клиника «Юг-Мед». Представленные клиники имеют значительно больше преимуществ перед конкурентами, которые предоставляют аналогичный спектр услуг. Клиенты этих клиник могут получить по полису ОМС услуги, которые включены в базовую программу обязательного медицинского страхования. Кроме того, оказание медицинской помощи полностью покрывается тарифом ОМС. В рамках территориальной программы ОМС гражданам на бесплатной основе предоставляется первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую, скорая медицинская помощь, специализированная медицинская помощь.
Широкое распространение получила практика проведения организациями здравоохранения торгов по передаче иным организациям отдельных видов услуг. В их числе: техническое обслуживание медицинского оборудования; проведение лабораторных исследований; вывоз мусора и анатомических отходов; организация пропускного режима, охрана и обеспечение общественного порядка на территории больниц; техническое обслуживание технологического оборудования пищеблока, лифтов, водоснабжения, канализации, стирка белья; обеспечение готовым питанием и др.
Вместе с тем необходимо отметить, что во многих случаях избраны традиционные, шаблонные направления деятельности в сфере здравоохранения, в которых слабо задействован потенциал ГЧП, например, практически не решается крайне злободневная для медицинских организаций проблема сбора и утилизации медицинских и иных отходов, мало внимания уделяется проблеме обу-
чения кадров для работы с новой техникой в условиях новых стандартов и порядков, техническому сопровождению функционированию различной медицинской техники и информационных систем и т.п.
По нашему мнению, эта проблема напрямую связана с недостаточно разработанной методической базой ГЧП в сфере здравоохранения. На сегодняшний день уже предприняты шаги для решения этой проблемы, в частности, был принят приказ МЗ РФ от 9 января 2014 г. N 6 «О Координационном совете Министерства здравоохранения Российской Федерации по государственно-частному партнерству», согласно которому указанный совет является постоянно действующим межведомственным совещательным органом и создается в целях развития ГЧП в сфере здравоохранения, основными функциями которого являются: рассмотрение предложений по разработке механизмов ГЧП в сфере здравоохранения, направленных на развитие инфраструктуры и повышение качества и доступности медицинской помощи; рассмотрение предложений по совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам ГЧП в сфере здравоохранения; рассмотрение предложений по снятию ограничений по привлечению частных инвестиций в сферу здравоохранения; рассмотрение предложений по подготовке к реализации инвестиционных проектов в сфере здравоохранения; проведение мониторинга реализации инвестиционных проектов в сфере здравоохранения, рассмотренных на заседаниях названного совета.
Более конкретными являются полномочия департамента инфраструктурного развития и ГЧП Министерства здравоохранения РФ. Согласно приказу МЗ РФ от 29 июля 2014 г. N 407 указанный департамент помимо координации, организации и методического обеспечения в сфере своей компетенции участвует в реализации инфраструктурных проектов на основе ГЧП в сфере здравоохранения, реструктуризации федеральной собственности, в том числе земельных участков в сфере здравоохранения.
Однако государственно-частное партнерство не может быть сведено исключительно к инфраструктурно-ориентированным проектам. Важно в настоящее время создать такую систему ГЧП в сфере здравоохранения, в которой значительный удельный вес занимали бы проекты, связанные с тем, что частный партнер берет на себя обязательства по финансированию и предоставлению публичных услуг, ответственность за предоставление которых лежит на государстве [6].
Выводы. Переход к использованию ГЧП позволит улучшить ситуацию в
системе здравоохранения России за счет дополнительных источников инвестиций, оптимизировать расходы и создать условия для технологического прорыва и стабильного развития отрасли, создать конкурентную среду, расширить выбор пациентом медицинских организаций, что приведет к повышению качества и доступности медицинской помощи. Различные формы взаимодействия при ГЧП как основа для формирования оптимальной модели функционирования системы здравоохранения позволят обеспечить приведение в соответствие имеющиеся финансовые ресурсы объемам государственных гарантий и эффективное адресное использование ресурсов здравоохранения.
Литература
1. Федеральный закон от 13.07.2015г. N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ»;
2. Программа «Развитие здравоохранения Волгоградской области до 2020 года»;
3. Информация МЗ РФ о результатах реализации программных и концептуальных документов, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по вопросам развития государственно-частного взаимодействия (государственно-частного партнерства) в здравоохранении http://static- l.rosminzdrav.ru;
4. Водопьянова Н.А. Государственная поддержка на развитие предпринимательства // Будущее науки - 2015.- Сборник научных статей 3-й Международной молодежной научной конференции, в 2-х томах;
5. Добрусина М.Е. //Государственно-частное партнерство как инновационная форма развития российского здравоохранения// Вестник Томского государственного университета.- 2011. №1 (13).- с. 142-147;
6. Новосельцева Е.Г., Бессалов В.А. // Развитие антикризисного управления в современной России// Известия Волгоградского технического университета.- 2014. Том 1.№ 11(138).- с.54-57.
Ключевые слова: интеграция, государственно- частное партнерство, частный партнер, государство, обязательное медицинское страхование, территориальная программа.
Keywords: integration, public- private partnership, private partner, state, , compulsory health insurance, territorial program.