Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как фактор развития экономики БРИКС'

Государственно-частное партнерство как фактор развития экономики БРИКС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическое пространство / финансирование / государство / бизнес / развитие / БРИКС. / economic space / funding / government / business / development / BRICS.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как фактор развития экономики БРИКС»

Ярыгина И.З.

д.э.н., профессор, Финансовый университет

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ БРИКС

Ключевые слова: экономическое пространство, финансирование, государство, бизнес, развитие, БРИКС.

Keywords: economic space, funding, government, business, development, BRICS.

Современная Россия идёт по пути переустройства всех сфер жизни на принципах интернационализации финансовых связей со странами-партнёрами, экономической интеграции и модернизации. Приоритетным направлением развития является расширение экономических связей со странами БРИКС, которые объединяет стремление к повышению уровня жизни населения и укреплению позиций в мировой экономике. В современных условиях, исходя из логики формирования интеграционных объединений в мировой экономике, можно прогнозировать укрепление взаимодействия заинтересованных сторон на этапах формирования межгосударственных зон свободной торговли, таможенных союзов, общего рынка, экономического и валютного союзов. Эффективному решению указанных задач способствует партнёрство государства и частных структур (ГЧП).

В целом ГЧП - форма взаимодействия государства и частных инвесторов на взаимовыгодных условиях в целях решения экономических задач. Важно отметить, что ГЧП не предполагает приватизацию предприятий, при которой осуществляется перевод активов от государственных институтов частным. Основа таких сделок для государства -решение социальных и экономических задач, а для бизнеса - частный интерес и стремление к прибыли. Опыт США, Японии и ряда европейских стран показал, что при взаимодействии государства и частной структуры имеет место разделение ответственности и рисков. Каждый проект предполагает формирование отдельного механизма. Основной моделью бизнес-процесса ГЧП является партнёрство, когда возможно реализовать проект только совместными усилиями. Практика показала, что совместные проекты государства и частных структур имеют социальную направленность, результат важен для общества. В целом ГЧП предполагает доходную деятельность участников проекта: для государства - дополнительные возможности модернизации экономики, а для бизнеса - развитие.

Историю ГЧП представляется возможным разделить на следующие этапы: аутсорсинг; разработка проекта, дизайн, строительство; полноценное государственно-частное партнёрство на базе отдельных соглашений государственных и частных институтов.

Такие формы взаимодействия государственных и частных институтов целесообразно использовать в рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества стран БРИКС, что будет способствовать модернизации экономик стран-членов и развитию международных контактов субъектов хозяйствования. При этом необходимо наличие политической воли, разделение полномочий, прозрачность деятельности, ясность целей, задач и способов их решения.

Практика показала, что наиболее распространённой формой ГЧП является создание совместных финансовых, страховых, налоговых фондов, строительство, реконструкция, разработка месторождений, поддержка функционирования объектов, обслуживание клиентов. Указанные формы сотрудничества в ряде случаев имеют концессионную основу. Концессия - договор государства с частной структурой о передаче в эксплуатацию на определённых условиях недвижимости с правом строительства, добычи ископаемых и пр.

Опыт США показал, что в рамках концессии целесообразно осуществлять долгосрочные проекты (до 99 лет). В случае стремления к быстрому экономическому результату предпочтительны специальные договорные отношения государственных и частных структур. Многие примеры сотрудничества в рамках ГЧП представлены в ЕС, где успешно реализуются проекты в различных отраслях экономики: транспорт, энергетика, образование, здравоохранение, оборона, региональное развитие. Представляет интерес также опыт США, ЕС и Японии в сфере защиты окружающей среды (переработка мусора, очистительные станции), строительства и эксплуатации автотрасс, железнодорожных магистралей, аэропортов, мостов, по водоснабжению, развитию инфраструктуры, строительству и эксплуатации жилищного фонда, сбережению энергии, инновационным проектам и др. на муниципальном, национальном, региональном и глобальном уровнях.

Важно отметить значительные возможности государственно-частного партнёрства в развитии регионов и малых городов, когда государство предоставляет налоговые, страховые и прочие льготы, создавая благоприятные условия для сотрудничества экономических субъектов.

В целом, роль государства - обеспечить условия реализации стратегий, в результате которых реализуется творческая идея, нововведение, осуществляются преобразования в экономической, технической, социальной или иной области, связанной с изобретениями и открытиями.

Британские эксперты пришли к выводу, что ГЧП инновационного характера предполагает формирование процедур администрирования в процессе реализации самого проекта, исходя из конкретных потребностей бизнеса.

Участникам проекта целесообразно поддерживать деловые контакты и принимать на себя риски, в зависимости от формы участия в проекте, где каждый делает для общего блага то, что умеет. Для малых и средних предприятий стимулом участия в ГЧП являются соглашения с государственными институтами на предоставление услуг или иную деятельность. В целом процедура формирования ГЧП включает: постановку целей, изучение особенностей проекта, разработка правил и требований, определение полномочий и ответственности, корректировка целей в соответствии с особенностями проекта, формирование совместных задач на новый период, разработка новых правил и требований, определение, в случае необходимости, новых полномочий и ответственности, а также организация и совершенствование финансирования с учётом налоговой политики, дотаций, гарантий, концессионной составляющей, финансового инжиниринга, возможного приглашения иностранных участников и пр. ГЧП создаёт благоприятные условия для обеспечения пользователей качественными услугами по минимальной стоимости за льготы, которые предоставляет государство. Такую схему сотрудничества используют на государственном и муниципальном уровне, в том числе в рамках решения социальных задач. Практический интерес представляет опыт ГЧП по проектированию, строительству и эксплуатации образовательных структур. Реализованные проекты «работают» более 50 лет. Частные предприятия обеспечивают строительство и круглосуточную техническую поддержку, функционирование кафе, библиотек, и пр. Муниципалитет предоставил налоговые льготы на время строительства и эксплуатации учебного заведения до выплаты задолженности по кредиту. Согласно договорённости, стороны распределяют расходы проекта: государство, например, обеспечивает финансирование в объеме 10%, а частный сектор - 90%. В результате ГЧП в указанной сфере привлекаются ресурсы частных инвесторов на социальные нужды, снижается нагрузка на бюджет, решается вопрос занятости населения. Важный урок ГЧП - тщательный подбор партнёров и открытое обсуждение проблем поиска правильных решений, способных защитить участников проектов от излишних рисков.

В настоящее время перед странами БРИКС стоят важные задачи экономического развития, решение которых связано с разумным использованием мирового опыта. Объективная реальность определяет роль государственных институтов стран БРИКС в развитии рынка капиталов и услуг, стимулировании социальной ответственности бизнеса, реализации программ поддержки наименее защищенных субъектов хозяйствования, разработке унифицированных регламентаций в сфере рыночных отношений, содействии бизнесу, в том числе имеющему инновационный характер. В этой связи с целью развития национальных экономик стран-членов необходимо совершенствование законодательной базы в части снижения стоимости отдельных форм финансирования, цен на материальные и технические ресурсы, предотвращение воровства, невыполнения договорных обязательств, содействие сбыту национальной продукции, облегчение долгового прессинга, формирование эффективной системы налогообложения, контроля деятельности руководителей хозяйств, предприятий, обеспечение нормативной базы ГЧП, способствующей бизнесу. Особое внимание целесообразно обратить на закрепление международных норм, стимулирующих развитие инновационных технологий -затратного, но перспективного сектора экономики, востребованного временем. Эксперты Международного валютного фонда отмечают, что, в целом, позитивные тенденции развития национальных экономик развивающихся стран связаны с усилением государственного регулирования и гармонизацией банковской деятельности стран БРИКС. В настоящее время идёт процесс реформирования мировой экономики в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса. Эффективное решение актуальных задач стран БРИКС возможно в настоящее время на базе взаимодействий государства и бизнеса.

В современных условиях правительства стран идут по пути повышения эффективности регулирования макроэкономических процессов и ставят задачи обеспечения роста национальных экономик, совместимости стандартов финансирования бизнеса, поддержки конкуренции, заботы об уровне жизни населения. В свою очередь, расширение финансового сотрудничества стран связано с соблюдением принципов обеспечения поступательного характера преобразований, поддержки рынка на базе межгосударственного администрирования и совместимого правового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, стимулирования взаимодействия государства и бизнеса на многосторонней и двусторонней основе.

Важным механизмом государственно-частного партнёрства является Новый банк развития БРИКС, способный обеспечить финансирование приоритетных программ развития стран-членов на льготных принципах. В этой связи представляется целесообразным уточнить экономические преференции каждой из сторон и определить краткосрочный (до 3-х лет) и долгосрочный план действий, направленный на поддержку проектов в сфере инфраструктуры, сельского хозяйства, здравоохранения, регионального развития, производства продукции, разработки полезных ископаемых, образования, новых технологий и пр. Оптимизации ресурсной базы многосторонних проектов будет способствовать сотрудничество со странами Евразийского экономического Союза, Центральной и Восточной Европы, СНГ, а также с межгосударственными банками, участниками которых являются БРИКС (Международный инвестиционный банк, Международный банк экономического сотрудничества и др.), обеспечивающими финансирование программ развития и заинтересованными в укреплении своей позиции на глобальном рынке капиталов и услуг.

В этой связи особое внимание целесообразно уделить вопросам межгосударственного содействия развитию экономических и финансовых отношений путем обеспечения преференций: льготного кредитования, гарантирования, страхования экспортных кредитов, проектного финансирования, синдицированного кредитования, лизинга, факторинга, продвижения товаров и услуг стран-членов, прозрачности и совместимости регулирования, а также реализации программ поддержки субъектов хозяйствования на базе механизма государственно-частного партнёрства и использования национальных валют в обеспечении их договорных отношений. Экономическая потребность в использовании национальных валют, их способность выполнять функции денег за рубежом (мера стоимости, средство обращения, средства платежа, средство накопления), совместимые нормы валютного регулирования будут способствовать расширению участия национальных валют стран БРИКС и усилят их роль в глобальной экономике.

Государственные институты различных стран в текущих условиях используют мировой опыт, подтвердивший необходимость контроля за ценами, качеством товаров и услуг, регулированием процентных ставок, формами и методами работы рынка, что способствует упорядочению условий конкуренции субъектов хозяйствования, в том числе с иностранным участием. Реализация принципов стратегического партнёрства экономических субъектов БРИКС будет также способствовать формированию условий выхода банков и финансовых институтов стран-партнёров на местный рынок, сократит временное ограничение деятельности, обеспечит пополнение технологическими и административными ресурсами для реализации приоритетных программ развития и расширит горизонты профессиональной деятельности. Особое значение для развития партнёрских отношений имеют механизмы ГЧП при стимулировании прямых инвестиций в страну реципиент, в том числе в рамках проектов «гринфилд» (с нуля). Практика показала, что согласованная межгосударственная поддержка прямых и портфельных инвестиций стран-партнёров усиливает взаимодействие сторон и способствует укреплению их роли в экономике. История доказала, что формирования новой парадигмы экономических отношений связано с укреплением сотрудничества государств и их хозяйствующих субъектов. Государство несет ответственность за финансово-экономическое и социальное положение страны, используя широкий набор средств и методов воздействия на экономику, бюджет, налоги, монетарную политику, законодательство и пр. Такие особенности участия государства в экономике целесообразно учитывать в целях выбора эффективного способа решения проблем и определения перспектив развития на национальном, региональном и межгосударственном уровне. Реализация эффективной фискальной политики, например, способна стимулировать международное экономическое сотрудничество. Необходимыми условиями такой политики могут быть стимулирование расходов, связанных с реализацией стратегических программ развития, благоприятная налоговая политика, поддержка программ международного сотрудничества на базе государственно-частного партнёрства.

Разработка основных принципов взаимодействия сторон в указанных направлениях является актуальной задачей стран-партнёров. Совершенствование финансовых отношений стран БРИКС, обеспечение совместимости регла-ментаций в сфере модернизации банковских систем, биржевой, клиринговой, корпоративной, торговой деятельности, противодействие манипуляциям, регулирование валютных, кредитных, финансовых операций будет способствовать развитию экономического сотрудничества заинтересованных сторон.

В целях совершенствования мировой финансовой архитектуры представляется целесообразной разработка концепции международного финансового центра стран БРИКС с учётом имеющейся финансовой инфраструктуры - Бразильской фондовой биржи, Московской биржи, Бомбейской фондовой биржи, Корпорации бирж и клиринговых организаций Гонконга, Фондовой биржи Йоханнесбурга.

Опыт стран, преодолевших последствия кризисов, в том числе России показал, что важна не перспектива реформ, а то, как они «воплощаются в жизнь» в условиях межотраслевого и международного сотрудничества, что основой крепких взаимовыгодных международных отношений является экономический интерес, реализация которого зависит от «политической воли» государств.

Поддержка правительствами стран БРИКС финансирования программ развития на базе государственно-частного партнёрства с учётом представленных в статье предложений будет в полной мере способствовать эффективному решению задач экономического роста стран и укреплению их роли в мировой экономике.

Список литературы

1. Медведев Д.А. Реформа мировой финансовой системы не учитывает роли БРИКС. - http://top.rbc.ru/economics/29/03/2012/ 643966.shtml

2. Озарнов Р.В. Перспективы банковского обеспечения торгового сотрудничества стран группы БРИКС // Евразийский научный журнал. 2016. - № 5.

3. Ярыгина И.З. Международный банковский бизнес в условиях глобализации. LAMBERT Academic Publishing, 2016. - 256 с.

4. Ярыгина И.З. Роль банков развития в обеспечении экономических интересов БРИКС // Экономика, налоги, право. - М., 2015. -№ 3. - С. 102-108.

5. Agreement on the New Development Bank, The 6th BRICS Summit, July 15, 2014, Fortaleza, Brazil.- http://ndbbrics.org/ agreement.html

6. The Strategy of BRICS Economic Partnership. - Ufa, 2015. - 30 p.

7. Banks within BRICS economic development / I.Z.Yarygina. - http://www.leap2020.net/euro-brics/2015/03/03/banks-within-brics-economic-development-2/

8. Beyond BRICS New and Rising Global Powers // Revolutions. Global Trends & Regional Issues. 2015. - Vol. 3, N 1. - 108 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.