Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство и рыбопромысловый флот'

Государственно-частное партнерство и рыбопромысловый флот Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC AND PRIVATE PARTNERSHIP / КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / CONCESSION AGREEMENTS / РЫБОПРОМЫСЛОВЫЙ ФЛОТ / FISHING FLEET / РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / PRIVATE INVESTMENTS / РЫБНЫЕ ПРОДУКТЫ / FISH PRODUCTS / FISHING INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тупикина Елена Николаевна, Андреев Владимир Анатольевич

В статье рассматривается государственно-частное партнерство как элемент эффективного механизма обновления рыбопромыслового флота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public and Private Partnerships and Fishing Fleet

Тhe article examines public and private partnership as part of an effective mechanism for upgrading the fishing fleet.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство и рыбопромысловый флот»

_Аннотация

В статье рассматривается государственно-частное партнерство как элемент эффективного механизма обновления рыбопромыслового флота.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, концессионные соглашения, рыбопромысловый флот, рыбохозяйственный комплекс, частно-государственное партнерство, частные инвестиции, рыбные продукты

Тупикина Елена Николаевна

канд. экон. наук, докторант, доцент кафедры информационных технологий и статистики Тихоокеанского государственного экономического университета, г. Владивосток etupikina@mail.ru

Андреев Владимир Анатольевич

канд. хим. наук, доцент кафедры информационных технологий и статистики Тихоокеанского государственного экономического университета, г. Владивосток

государственно-

частное партнерство

и рыбопромысловый флот

Термин «государственно-частное партнерство» произошел от распространенного в мире понятия Public-Private Partnership. Для России в управленческой практике это выражение еще ново, но по оценкам экспертов этот союз позиционируется как новая технология развития экономики. Российский ученый В.Г. Варнавский в своих исследованиях использует термин «партнерство государства и частного сектора» и определяет его как «институциональный и организационный альянс между общественной властью и частным бизнесом в целях реализации национальных и между-

народных, масштабных, общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг» [2]. Каждый такой альянс является временным, так как он создается на определенный срок для осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации.

Сферы сотрудничества бизнеса и государства

В зарубежных странах, чтобы подчеркнуть приоритетную роль частно-

го сектора, чаще используют термин частно-государственное партнерство, В России же в официальных документах употребляется и государственно-частное партнерство (ГЧП) и частно-государственное партнерство (ЧГП), При этом основными признаками ГЧП являются:

- единство целей;

- равноправное предпринимательство государственных и частных экономических и производственных структур;

- единые правила взаимодействия сторон, обусловленные в договорах, контрактах и других официальных документах;

- сбалансированность ресурсных вкладов, расходов, рисков, полученных результатов для рения общих задач в достижении целей партнерства, Государственно-частное партнерство предполагает официальные отношения или договоренности между государственными и частными участниками в совместных целях с четким определением государственного интереса, Партнерство в данном случае означает сотрудничество, при котором государственные и частные структуры равноправны и взаимодополняют друг друга, в том числе в инвестировании и формировании ресурсов, Согласно международному опыту, сфера сотрудничества между государством и частным бизнесом весьма широка и распространяется на следующие сектора экономики:

- добычу полезных ископаемых и других ресурсов, находящихся в общественной собственности;

- энергетику (строительство и эксплуатацию электростанций, ЛЭП и т.д.);

- транспортную инфраструктуру (сооружение, содержание и эксплуатацию дорожных инфраструктур и инженерных сооружений, систем

общественного транспорта, портов и аэропортов;

- городское и коммунальное хозяйство (водоснабжение, канализацию, переработку твердых бытовых отходов, строительство и эксплуатацию общественных зданий и сооружений, развитие инфраструктуры социальной сферы, культуры и спорта),

Рыбохозяйственный комплекс России

В настоящее время назрела необходимость применения механизма ГЧП и в рыбохозяйственном комплексе, Цель такового партнерства - развитие государственной собственности за счет объединения усилий и ресурсов государства и частного бизнеса, Государство при этом должно оставить за собой функции контроля и регулирования, которое осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов, Рыбохозяйственный комплекс России играет огромную роль в обеспечении населения страны рыбными продук-

...одной из ключевых задач в области развития рыбохозяйственного комплекса является модернизация и обновление его материально-технической базы инновационным путем

рыбная промышленность

ь

тами [3]. В настоящее время основным видом деятельности рыбохозяйствен-ного комплекса является добыча и обработка биоресурсов: по данным статистики, она составляет более 78% от всех видов деятельности. При этом основу рыбной промышленности России составляет рыбопромысловый флот, на долю которого приходится более 70% общей стоимости основных производственных фондов всего рыбопромышленного комплекса. Анализ состояния рыбопромыслового флота показывает, что на начало 2008 г. в составе флота находилось 2509 единиц рыбопромысловых судов (без учета вспомогательного флота), в том числе:

- 2137 добывающих судов;

- 25 обрабатывающих судов;

- 286 транспортных рефрижераторных и приемно-транспортных судов;

- 61 судно специального назначения (научно-исследовательские, аварийно-спасательные, учебные и рыбоох-ранные суда).

Кроме того, вспомогательный флот насчитывает 1056 единиц. При этом возрастной состав судов рыбопромыслового флота имеет следующие характеристики:

- возраст до 10 лет имеют 179 судов;

- от 10 до 20 лет - 945 судов;

- свыше 20 лет - 2441 судно.

Таким образом, 1971 судно из 2509 (а это составляет 80,5%) эксплуатируется

...1971 судно из 2509 (а это составляет 80,5%) эксплуатируется с превышением нормативного срока (25 лет)

с превышением нормативного срока (25 лет). Рыбопромысловый флот построен в конце 1970-х - начале 1980-х годов, и в большинстве своем характеризуется большими затратами и низкими показателями рентабельности. Флот морально и физически устарел, причем пополнение флота в основном продолжается за счет приобретения старых иностранных судов. Из 61 судна специального назначения (научно-исследовательские, рыбоох-ранные, учебные, аварийно-спасательные) 26 (42,6%) эксплуатируются с превышением нормативных сроков. Из 1056 судов вспомогательного флота 921 судно (87%) эксплуатируется с превышением нормативных сроков. При этом за последние 2 года пополнение флота составило 217 судов, из которых только 4 единицы из ново-строя, а списано на слом - 543 единицы флота.

Сложившаяся ситуация усугубляется отсутствием у большей части предприятий и организаций достаточных оборотных средств, которые можно было бы направить на строительство новых высокотехнологичных судов. Кроме того, многие рыбопромысловые предприятия в настоящее время имеют возможности получить в российских коммерческих банках доступные кредитные средства.

Концессионные соглашения

Одной из ключевых задач в области развития рыбохозяйственного комплекса, повышения его инвестиционной привлекательности является модернизация и обновление его материально-технической базы на основе государственно-частного партнерства. В мировой практике сложилось множество разнообразных моделей, форм, типов и конкретных вариантов

реализации партнерских отношений между государством и бизнесом, Принятые классификации ГЧП выделяют обычно следующие формы:

- контракт,

- аренду,

- концессию (концессионное соглашение),

- соглашение о разделе имущества,

- совместное предприятие,

В последнее время, как показывают исследования, области применения различных форм партнерства государства и частного бизнеса стремительно расширяются, бурно развиваются сами формы партнерства и их модификации, Особенно это относится к концессионным соглашениям, В России в 2005 году был принят Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях), который предусматривает следующие мероприятия:

- по переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием;

- изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей;

- иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения (4),

Согласно пп, 5 п, 1 ст, 4 Закона о концессионных соглашениях объектом концессионного соглашения могут быть:

- морские и речные суда;

- суда смешанного (река - море) плавания;

содружество между

государством и частным бизнесом в сфере строительства и модернизации рыбопромыслового флота выгодно для обеих сторон

- суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность;

- паромные переправы;

- плавучие и сухие доки,

При этом, как нам видится, к функциям государства относятся:

- выработка стратегии и принципов, на которых будут базироваться отношения бизнеса с обществом в целом и с публичной властью;

- формирование институциональной среды для разработки и реализации партнерских проектов;

- организация и управление ГЧП, разработка форм, методов, механизмов, Функции частного бизнеса:

- эффективное управление;

- использование опыта, передовых технологий и техники;

- создание гармоничной для бизнеса институциональной среды,

Взаимовыгодное сотрудничество

Содружество между государством и частным бизнесом в сфере строительства и модернизации рыбопромыслового флота выгодно для обеих сторон, Для частных инвесторов выгоды заключаются в следующем:

- инвестор имеет возможность вернуть вложенные инвестиции и получить при-

рыбная промышленность

быль путем эксплуатации или иного использования построенного (модернизированного) объекта;

- риск невозврата инвестиций и (или) неполучения прибыли минимизированы до приемлемого уровня.

Для государства выгоды следующие:

- стоимость строительства, модернизации и эксплуатации объекта ниже, чем если бы он финансировался из бюджетных средств;

- эффективность эксплуатации объекта выше, чем, если бы он эксплуатировался государством.

Таким образом, государственно-частное партнерство, являясь механизмом инновационного развития рыбохо-зяйственного комплекса, приведет к обновлению, модернизации флота, а, следовательно, увеличению вылова, выпуска товарной продукции, снижению экспортной сырьевой направлен-

ности, повышению занятости и доходов населения.

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. 17.11.2008 № 1662-р.

2. Варнавский В.Г. Концептуальные экономические и правовые основы концессионной деятельности (Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.Irex/press/pub/polemika/13/var.

3. Тупикина Е.Н. Продовольственная безопасность и роль рыбного хозяйства в ее обеспечении // Российское предпринимательство. - 2008. - № 12. -С. 118-122.

4. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Tupikina E.N.

Cand. of Econ. Sci., Doctoral Student, Associate Professor, Chair of Information Technologies and Statistics, Pacific State University of Economics, Vladivostok

Andreev V.A.

Cand. of Chem. Sci., Associate Professor, Chair of Information Technologies and Statistics, Pacific State University of Economics, Vladivostok

Public and Private Partnerships and Fishing Fleet

Abstract

T

he article examines public and private partnership as part of an effective mechanism for upgrading the fishing fleet.

Keywords: public and private partnership, concession agreements, fishing fleet, fishing industry, public and private partnership, private investments, fish products

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.