Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерств стран—членов БРИКС как фактор уменьшения рисков для мировой экономики'

Государственно-частное партнерств стран—членов БРИКС как фактор уменьшения рисков для мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / БРИКС / ИННОВАЦИИ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP (PPP) / BRICS / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярыгина Ирина Зотовна

Рассматривается значение государственно-частного партнерства (ГЧП) для уменьшения рисков стран—членов БРИКС, приводятся формы и процедура формирования ГЧП, экономические задачи, решаемые странами—членами БРИКС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP OF BRICS MEMBER COUNTRIES AS A RISK REDUCING FACTOR FOR THE GLOBAL ECONOMY

The significance of the public-private partnership (PPP) for reducing risks of the BRICS member countries, PPP forms, a PPP formation procedure, economic problems solved by BRICS countries are considered.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерств стран—членов БРИКС как фактор уменьшения рисков для мировой экономики»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 330.322.16

Государственно-частное партнерство стран-членов БРИКС как фактор уменьшения рисков для мировой экономики

Рассматривается значение государственно-частного партнерства (ГЧП) для уменьшения рисков стран-членов БРИКС, приводятся формы и процедура формирования ГЧП, экономические задачи, решаемые странами-членами БРИКС.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; БРИКС; инновации.

The significance of the public-private partnership (PPP) for reducing risks of the BRICS member countries, PPP forms, a PPP formation procedure, economic problems solved by BRICS countries are considered.

Keywords: public-private partnership (PPP); BRICS; innovations.

Ярыгина Ирина Зотовна

д-р экон. наук, профессор кафедры «Мировая экономика и международные финансовые отношения» Финансового университета E-mail: jiz4@yandex.ru

Приоритеты политики стран-членов БРИКС

В Этеквинской декларации и Этеквинском плане действий, принятым по итогам Пятого саммита стран—членов БРИКС, который состоялся в ЮАР 27 марта 2013 г., заявлено о проведении в Европе, США и Японии политики, направленной на уменьшение побочных рисков для мировой экономики. Некоторые из предпринимаемых странами действий ведут к «переливу» негативных последствий в другие экономики мира. Сохраняются значительные риски, и функционирование мировой экономики все еще не отвечает ожиданиям стран—членов БРИКС, на которые приходит-

ся более 27 % мирового валового продукта, или 15,4 трлн долл. США

В результате остается высокой степень неопределенности в отношении силы и устойчивости процесса восстановления, а также направленности политики ряда ведущих экономических держав. В ряде ключевых стран безработица остается беспрецедентно большой, в то время как высокие уровни частной и государственной задолженности тормозят рост. В таких обстоятельствах страны БРИКС подтвердили твердое намерение поддерживать рост и укреплять финансовую стабильность, а также предприняли меры, направленные на возвращение доверия, поощрение роста и обеспечение уверенного восстановления экономики.

Для России сотрудничество в формате БРИКС — одно из ключевых направлений внешней политики на долгосрочную перспективу. При этом Россия выступает за позиционирование БРИКС как новой модели глобальных отношений, строящейся поверх старых барьеров Восток-Запад или Север-Юг, на основании того, что объединению государств с численностью населения почти три миллиарда человек вряд ли подходит

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финансового университета на 2013 г.

роль «моста» или «посредника» между «Севером» и «Югом», или структуры, «работающей» только в геополитическом пространстве «Юга». Такой подход заведомо ограничил бы возможности БРИКС по проведению самостоятельной линии на международной арене.

Значение ГЧП для решения задач экономического роста, уменьшения рисков для мировой экономики

Современная Россия идет по пути интернационализации и модернизации экономики. Приоритетным направлением развития в настоящее время является расширение экономических связей со странами—членами БРИКС. В свою очередь, эффективному решению задач экономического роста способствует государственно-частное партнерство (ГЧП), которое является формой взаимодействия государства и частных инвесторов на взаимовыгодных условиях в целях решения экономических задач, направленных на внедрение научных разработок в практику. Важно отметить, что ГЧП не предполагает приватизацию предприятий, при которой осуществляется перевод активов от государственных институтов частным. Основа таких сделок для государства — решение социальных и экономических задач, а для бизнеса — частный интерес и стремление к прибыли. На основании того, что происходило в США, Японии, ряде европейских стран, можно сделать вывод, что при взаимодействии государства и частных структур происходит разделение ответственности и рисков, связанных с развитием инновационной экономики. Каждый проект предполагает формирование отдельного механизма. Основной моделью производственного процесса с участием государственных и частных институтов является партнерство, когда инновационный проект можно реализовать только совместными усилиями. Практика показала, что совместные проекты государства и бизнеса имеют социальную направленность, когда результат важен для общества.

Формы ГЧП

В сфере модернизации экономики ГЧП подразумевает:

1) аутсорсинг, при котором государство поручает частным структурам производить продукцию или оказывать услуги по договорной цене;

2) разработку проекта, дизайн, строительство. Причем акцент в бизнес-процессе делается на

совместный выпуск продукции. На входе — финансовые ресурсы частного предприятия, в том числе имеющие льготный характер, а на выходе — целостный процесс производства;

3) полноценное сотрудничество на базе отдельных соглашений государственных и частных институтов, процесс совместного производства продукции, трастовые операции специального назначения и пр.

Приоритетным направлением развития в настоящее время является расширение экономических связей со странами-членами БРИКС

Такое взаимодействие государственных и частных институтов целесообразно использовать в рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества стран—членов БРИКС, что должно способствовать развитию инновационной экономики. При этом необходимы наличие политической воли, разделение полномочий, прозрачность деятельности, ясность целей, задач и способов их решения.

Практика показала, что наиболее распространенными формами ГЧП в условиях внедрения инноваций являются создание совместных финансовых, страховых фондов, строительство, реконструкция, разработка месторождений, поддержка функционирования объектов, обслуживание клиентов. Указанные формы сотрудничества в ряде случаев имеют концессионную основу — договор государства с частной структурой о передаче в эксплуатацию на определенных условиях недвижимости с правом строительства, добычи ископаемых и пр. Особую роль ГЧП играет в реализации совместных инновационных проектов. В этом случае стороны тщательно оценивают возможности достижения поставленных целей, проявляют профессиональную смелость в формировании партнерских отношений, цель которых — предложение обществу новых продуктов или услуг. В целом роль правительств стран— членов БРИКС — обеспечить условия реализации стратегий, в результате которых осуществляется творческая идея, нововведение, преобразование в экономической, технической, социальной или иных областях, связанных с изобретениями и открытиями.

58

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Британские эксперты пришли к выводу, что ГЧП инновационного характера предполагает формирование процедур администрирования в процессе реализации самого проекта исходя из конкретных потребностей бизнеса. Участникам проекта целесообразно поддерживать деловые контакты и принимать на себя риски в зависимости от формы участия в проекте, где каждый делает для общего блага то, что умеет.

Практика показала, что наиболее распространенными формами ГЧП в условиях внедрения инноваций являются создание совместных финансовых, страховых фондов, строительство, реконструкция, разработка месторождений, поддержка функционирования объектов, обслуживание клиентов

Для малых и средних предприятий стимулом участия в инновационных проектах с участием государства являются соглашения о предоставлении услуг или иной деятельности субъектов хозяйствования.

Процедура формирования ГЧП

В целом процедура формирования ГЧП включает:

• постановку целей;

• изучение особенностей проекта;

• разработку правил и требований, определение полномочий и ответственности;

• корректировку целей в соответствии с особенностями проекта;

• формирование совместных задач на новый период;

• разработку новых правил и требований, определение в случае необходимости новых полномочий и ответственности;

• организацию и совершенствование финансирования с учетом налоговой политики, дотаций, гарантий, концессионной составляющей, финансового инжиниринга, возможного приглашения иностранных участников и пр.

ГЧП создает благоприятные условия для обеспечения пользователей качественными услугами

по минимальной стоимости за льготы, которые предоставляет государство, и проявляется во многостороннем сотрудничестве — тщательном подборе партнеров и открытом обсуждение проблем поиска правильных решений, способных защитить участников проектов от излишних рисков.

Экономические задачи, решаемые странами-членами БРИКС

В настоящее время перед странами-членами БРИКС стоят важные экономические задачи, решение которых связано с разумным использованием мирового опыта. Объективная реальность определяет роль государственных институтов стран—членов БРИКС в развитии рынка капиталов и услуг, стимулировании социальной ответственности бизнеса, реализации программ поддержки наименее защищенных субъектов хозяйствования, разработке унифицированных регламентаций, содействии бизнесу, в том числе имеющему инновационный характер. С целью развития национальных экономик стран—членов БРИКС необходимо совершенствование законодательной базы в части снижения стоимости отдельных форм финансирования, цен на материальные и технические ресурсы, предотвращения воровства, невыполнения договорных обязательств, содействия сбыту национальной продукции, облегчения долгового прессинга, формирования эффективной системы налогообложения, контроля деятельности руководителей хозяйств, предприятий, обеспечения нормативной базы, способствующей реализации инновационных проектов. Особое внимание целесообразно обратить на закрепление международных норм, стимулирующих развитие инновационных технологий — затратного, но перспективного сектора экономики, востребованного временем.

Поддержка правительствами стран—членов БРИКС финансирования программ развития будет в полной мере способствовать эффективному решению задач экономического роста.

Механизмы расширения взаимных инвестиций

Эволюция мирохозяйственных связей имеет объективную экономическую основу, стимулирующую переустройство всех сфер жизни на принципах глобализации. Особенностью современного международного сотрудничества стран—членов БРИКС

является расширение возможностей мирового финансового рынка на базе эффективного межгосударственного регулирования валютно-кредитных и финансовых отношений с целью минимизации рисков.

В условиях интеграции России в мировую экономику и вступления в ВТО особое значение в обеспечении устойчивого экономического развития имеют использование мирового опыта и применение унифицированных подходов к управлению рисками.

В этой связи представляется целесообразным:

• улучшить регулирование финансовой сферы взаимодействий стран—членов БРИКС, направленной на обеспечение экономического роста, повышение производства продукции, развитие наукоемких отраслей экономики, совершенствование структуры спроса и предложений;

• сформировать условия экономической и финансовой стабильности, включая регулирование уровня цен, совершенствование монетарной политики с учетом необходимости увеличения инструментов кредитования и гарантирования проектов, обеспечивающих экономический рост национальной экономики, повышение занятости населения, развитие финансового рынка на базе использования инноваций и совместного инвестирования в проекты, представляющие взаимный интерес.

Следует совершенствовать фискальную политику, стимулирующую привлечение инвестиций стран БРИКС в проекты, представляющие стратегический интерес.

Необходимыми условиями реализации такой политики могут быть:

• стимулирование расходов на социальные сферы;

• государственная поддержка стратегических программ развития экономики;

• разумная инвестиционная политика, обеспечивающая поддержку инновационной экономики и финансового рынка.

Необходимо использовать механизмы регулирования финансовых систем и управления рисками, направленные на упорядочение условий конкуренции в рамках программ модернизация финансово-хозяйственной сферы, усиления безопасности банковской деятельности, совершенствования отношений с клиентами.

В целях обеспечения устойчивого развития инвестиционного кредитования проектов

целесообразно выделить следующие направления деятельности финансовых институтов-посредников:

• условия осуществления деятельности;

• финансовые и банковские операции;

• организация денежного рынка;

• финансовая отчетность.

Эффективная деятельности финансовых посредников в указанных направлениях основана на комплексном управлении рисками, использовании унифицированных подходов к международному регулированию и формированию внутренней системы управления бизнес-процессами.

Финансовые посредники, принимая во внимание унифицированный подход, определяют области деятельности, подлежащие внутренней оценке и регулированию в сфере реализации инвестиционной и кредитной политики, обеспечивающей решение экономических задач.

В свою очередь, международное инвестиционное кредитование способно стимулировать внешнеэкономическую деятельность субъектов хозяйствования стран—членов БРИКС. Практика свидетельствует о повышении спроса на среднесрочные кредиты в целях эффективной организации производства и реализации продукции, представляющей взаимный интерес.

Развитию сотрудничества стран—членов БРИКС способствует также экспортное кредитование, обеспечивающее дополнительный стимул развития торгового сотрудничества и укрепления позиций сторон в мировой экономике.

Литература

1. Луков В. БРИКС — важный «локомотив» развития «группы двадцати». URL: http://mid.ru/ brics/nsf (дата обращения: 02.07.2013).

2. БРИК: предпосылки сближения и перспективы взаимодействия. М.: ИЛА РАН, 2010. 232 с.

3. Лавров С. БРИКС — глобальный форум нового поколения. URL: http://mid.ru/brics/nsf (дата обращения: 02.07.2013).

4. Козловский Е. А., Комаров М. А., Макру-шин Р. Н. Союз государств — Бразилия, Россия, Индия, Китай: проблемы минерального сырья и недропользования. М.: ООО «Геоин-форммарк», 2011. 400 с.

5. BRICS: Joint statistical publication. URL: http://mid.ru/brics/nsf (дата обращения: 02.07.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.